Научная статья на тему 'Из истории развития народного образования в Среднем Поволжье в 2030е гг.'

Из истории развития народного образования в Среднем Поволжье в 2030е гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванчина А. Г.

В данной статье рассматриваются вопросы развития народного образования в период утверждения тоталитарной системы в стране. Анализируется укомплектованность кадрами педагогических учебных заведений разного типа в РСФСР и Среднем Поволжье. Исследуются проблемы взаимоотношения власти и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории развития народного образования в Среднем Поволжье в 2030е гг.»

УДК 370 (09) (471.4)

из истории развития народного образования в среднем поволЖьЕ в 20-30-е гг.

А. Г. ИВАНЧИНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра отечественной истории

В данной статье рассматриваются вопросы развития народного образования в период утверждения тоталитарной системы в стране. Анализируется укомплектованность кадрами педагогических учебных заведений разного типа в РСФСР и Среднем Поволжье. Исследуются проблемы взаимоотношения власти и школы.

На развитии народного образования в 20-30-е годы XX века негативно сказались становление и утверждение тоталитарной системы, которая тормозила развитие науки и подготовку высококвалифицированных педагогических кадров. Грандиозные задачи в области народного образования и форсированные темпы их осуществления потребовали в сжатые сроки подготовить большое количество учителей для образовательных учреждений различных типов. Школы испытывали очень большую нужду в кадрах. Потребность народного образования в учителях начальных школ в конце 20-х годов по РСФСР составляла 50 % [1]. Только 22-23 % всех работников народного образования по России имели специальное педагогическое образование и лишь 1,3 % - высшее. Среди учителей 5-9 классов 10 % имели начальное образование [2]. К 1931 году минимальное число недостающих учителей определялось в 70-72 тысячи человек [3].

Наиболее остро эта проблема стояла в Среднем Поволжье. Это было связано с более низким уровнем экономического и культурного развития данного региона, с преобладанием сельского населения и неоднородностью национального состава, а также недостаточным развитием системы педагогического образования. В крае в 1929 году был открыт первый педагогический институт в городе Самаре, который осуществлял подготовку учителей для школ повышенного типа. По данным КрайОНО за 1929 год на Средней Волге дефицит работников народного образования составлял 16 тысяч 400 человек [4]. Существующая сеть педагогических учебных заведений удовлетворяла потребности школ в учителях с высшим образованием на 4,4 %, со средним -на 25-30 % [5]. Низкой была подготовка работающих учителей: в школах повышенного типа работало 40-50 % учителей со средним образованием, а в школах первой ступени - более 30 % учителей имели начальное образование. Поэтому на заседании Бюро СреднеВолжского обкома ВКП(б) принято решение: подготовить за годы первой пятилетки 10 тысяч учителей [6].

IV Пленум Краевого отдела союза работников просвещения принимает решение о форсировании вопроса об открытии новых учебных заведений и расширении существующих. В частности союз обращается в Наркомпрос РСФСР к А. С. Бубнову с просьбой о расширении Самарского пединститута [7]. Острая потребность в учителях ощущалась вплоть до Великой Отечественной войны. По данным Наркомпроса РСФСР на 1 сентября 1940 года дефицит учителей в школах составлял около 78,5 тысяч человек [8].

С целью удовлетворения потребности в учителях в годы первой пятилетки на Средней Волге были открыты Оренбургский татаро-башкирский, Мордовский и Ульяновский аграрно-педагогические институты. Кроме того, в городе Самаре, наряду с дневным, функционировал вечерний индустриально-педагогический институт. Подготовку учителей для начальных и неполных школ осуществлялась в 21 педагогическом техникуме. Во второй пятилетке сеть педагогических учебных заведений в Среднем Поволжье еще более расширяется: подготовку учителей для школ повышенного типа вели также четыре учительских института (Куйбышевский, Мордовский, Оренбургский, Ульяновский) и 29 педтехникумов. В силу того что к 1939 году не удалось обеспечить неполные средние школы учителями, СНК РСФСР принимает постановление (от 27 июня 1939 года) о дополнительном открытии учительских институтов. Согласно этому постановлению в РСФСР было открыто 50 учительских институтов, в том числе в Пензе, Нижнем Ломове, Темникове Мордовской АССР и учительский институт иностранных языков в г. Куйбышеве.

В 30-е годы вместе с расширением стационарного педагогического обучения, получила развитие среднее и высшее заочное образование. Заочная форма обучения занимала важное место в решении проблемы полготовки и повышения квалификации работающих учителей. В четырех пединститутах Среднего Поволжья были открыты заочные отделения.

Несмотря на расширение сети учебных заведений и увеличения приема студентов в них, они не могли удовлетворить потребности школ в учителях. В связи с этим в 1928-41 годах широкое развитие получила курсовая подготовка учителей. Краткосрочные педагогические курсы рассматривались Советским государством как временная и вынужденная мера. В Среднем Поволжье, в рассматриваемый период времени, при КрайОНО, ОкрОНО и РайОНО действовали трех-, пяти-, шестимесячные, одно- и двухгодичные курсы, а также два института повышения квалификации учителей - в Самаре и Саранске. Определенное количество учителей для начальных классов готовили школы второй ступени с педагогическим уклоном.

Решить задачу качественной подготовки учительских кадров было невозможно без укрепления учебно-материальной базы педагогических учебных заведений и без квалифицированных профессорско-преподавательских кадров. Несмотря на рост бюджета народного образования в годы предвоенных пятилеток

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

в 24 раза (с 559 миллиона рублей до 13 461 миллиона рублей [9]), материальная база учебных заведений оставалась на низком уровне. Средства, отпускаемые на развитие педагогических учебных заведений, на содержание профессорско-преподавательского персонала, на научно-исследовательскую деятельность, на хозяйственные и учебные нужды были явно недостаточны. В постановлениях СНК РСФСР, докладных записках Наркомпроса неоднократно указывалось на неудовлетворительное состояние материальной базы педвузов и педтехникумов. В них не хватало учебных площадей, библиотек, общежитий. Малочисленность аудиторного фонда обусловила многосменность занятий: 12 % педтехникумов по РСФСР работали в две смены; значительная часть техникумов занималась в чужих зданиях, занятия проходили в неприспособленных для учебы помещениях. Аналогичным было положение в Среднем Поволжье. Крайкомом практиковалась незаконная урезка ассигнований на просвещение: средства, предназначенные на образование, использовались на другие нужды. Экономия в расходах по народному образованию отрицательно сказывались на качестве подготовки учителей. Поэтому вопросы укрепления материальной базы педагогических учебных заведений постоянно находились в центре внимания отделов народного образования, Крайкома и горкомов партии Среднего Поволжья. Постановления Секретариата Крайкома от 27 декабря 1931 года, 24 марта, 20 мая и 27 августа 1932 года, Бюро Пензенского горкома партии от 17августа 1935 года были посвящены данной проблеме. В них предусматривалось создание при КрайОНО централизованного фонда в сумме 55 тысяч рублей на оборудование и дооборудование учебных помещений и студенческих общежитий, на приобретение учебников для национальных педтехни-кумов.

Аналогичные проблемы стояли перед педвузами. В постановлении Бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) от 30 августа 1938 года «О готовности вузов к учебному году» [10] речь идет о том, что Ульяновский учительский и Куйбышевский педагогический институты не готовы к качественному обучению студентов: в плохом состоянии общежития и их ремонт идет очень медленно, под угрозой срыва находится строительство учебных корпусов, вузы не обеспечены учебными программами, учебниками, топливом, не хватает преподавателей. Для решения этих проблем центральное руководство предлагает не увеличивать ассигнования на народное образование в необходимых размерах, а привлекать дополнительные средства из бюджета общественных организаций, в частности профсоюзов, и кроме того использовать их организационный потенциал для помощи школе. Так, в «Контрольных цифрах пятилетнего перспективного плана 1928/29-1932/33 годы» по народному просвещению РСФСР (без АССР) отмечалось, что «те суммы, которые намечены на дело народного просвещения по пятилетке нужно считать чрезвычайно напряженными. А это требует максимального привлечения к делу финансирования народного образования общественной инициативы...» [11].

Значительное расширение сети педагогических учебных заведений в стране обострили проблему обеспечения этих заведений, особенно периферийных, профессорско-преподавательскими кадрами. Дефицит квалифицированных преподавателей ощущался на протяжении всего исследуемого периода. Это связано с тем, что 9/10 педагогических и все учительские институты были организованы вновь и создавались в основном на базе средних педагогических учебных заведений. Поэтому научно-педагогическая квалификация педагогического состава зачастую не соответствовала вузовскому уровню. По данным обследования вузов страны, проведенного социально-культурной инспекцией НК РКИ в июне 1928 года, только 6 пединститутов, а именно Московский, ленинградский, Воронежский, Саратовский, Пермский, отчасти Казанский, были созданы на бывшей университетской базе [12]. В силу неукомплектованности педагогических учебных заведений научно-педагогическими работниками очень велика была нагрузка работающих преподавателей - она доходила до 1200-1300 часов в год, многие преподаватели совмещали педагогическую работу в разных вузах. В педагогических учебных заведениях совместители составляли 51,1 %, среди профессоров -55,6 %, а среди доцентов - 48,3 % [13]. Потребность педвузов в профессорско-преподавательских кадрах намного превышала количество работающих преподавателей. Кроме того, профессора, за небольшим исключением, концентрировались в вузах Москвы и ленинграда. Провинциальные же вузы, и особенно национальные, испытывали потребность в высококвалифицированных кадрах. Учебные заведения педагогического профиля нуждались в преподавателях по таким специальностям, как педагогика, педология, физика, химия, математика, языкознание, социальноэкономические и общественно-политические дисциплины. Отсутствие резерва квалифицированных преподавательских сил по указанным дисциплинам ставило под угрозу срыва занятия в Самарском, Мордовском, Оренбургском педагогических вузах.

Кадровая проблема обостряется тем, что в конце 20-х - начале 30-х годов сталинский режим взял курс на очищение советских, культурных и образовательных учреждений от старых «буржуазных» специалистов и инакомыслия. Начинаются чистки преподавательского состава, освобождение учебных заведений от классово-чуждых элементов и замена их сторонниками Коммунистической партии. Эти новые назначенцы в большинстве своем были с гораздо меньшей степенью профессиональной подготовки, то есть происходила замена специалистов «педагогически безграмотными работниками». Учитывая масштабы этого явления, а также неукомплектованности кадрами высших и средних педагогических учебных заведений и школ, Наркомпрос в циркулярном письме от 20 сентября 1928 года предлагает всем отделам народного образования «немедленно и повсеместно прекратить массовую чистку учительства» [14] Однако сторонники расправы с интеллигенцией в целом игнорировали рекомендации Наркомата просвещения.

В 1928-29 годах ужесточается политика насильственного насаждения идеологической монополии ВКП(б) в преподавательской и учительской среде. В документах ЦК ВКП(б) того периода времени партийным органам предписывалось повысить бдительность при формировании педагогических коллективов, отдавая преимущество выходцам из рабочих и крестьян, учитывая их политическую благонадежность режиму. Массовые чистки и репрессии преподавателей продолжаются. Так, Бюро Пензенского Окружкома Средневолжской области 2 августа 1929 года приняло решение «освободиться от 22 % преподавателей техникумов, так как они не удовлетворяли требованиям советской общественности, а именно были выходцами из духовного звания и дворянства» [15]. В 1929 году государственными органами было принято решение о перевыборах профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Согласно этому решению переизбирались все профессора, работавшие в этом звании более десяти лет, доценты - более семи лет и ассистенты - более семи лет. В результате перевыборов в целом по республике было уволено 20 % старых профессоров и преподавателей, имевших опыт преподавательской работы и обладавших высоким уровнем знаний. Во второй половине 30-х годов чистки преподавателей стали носить более жесткий характер. После февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б) в стране начался новый этап по выявлению и разоблачению врагов народа, который не обошел и высшие учебные заведения Среднего Поволжья. Из пединститутов края было изгнано 6 преподавателей, которых обвиняли в антипартийной и антисоветской деятельности, а также в праволевацких ошибках. В 1937 году в регионе сфабриковано дело против «враждебной» организации преподавателей «Партии народного фронта», которая якобы действовала на базе Ульяновского и Самарского пединститутов и ставила своей целью свержение существующего строя. Следствием этого «разоблачения» стала смена руководства педвузов и репрессии против преподавателей кафедр социально-экономических дисциплин, политэкономии и диамата. Часть препо-

давателей указанных кафедр подверглись аресту как «враги народа». Политика репрессий, проводимая против преподавателей высшей школы в 30-е годы в значительной степени обострила проблему обеспечения учебных заведений научно-педагогическими кадрами, что отрицательно повлияло на качество подготовки учителей. Тоталитарный режим, сформировавшийся в СССР в 30-е годы, исключал возможность применения демократических форм руководства народным образованием: партийные органы практически подменили советские органы и общественные организации, сковали инициативу, превратив их в своих помощников и исполнителей.

список литературы

1. Кольцов А. В. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки (1928-1932). М.-Л., 1960. С. 52.

2. Платонов Л. Н. Руководство КПСС подготовкой педагогических кадров в РСФСР в годы первой пятилетки (1928-1932). Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 1968. С. 9.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2306. Оп. 70. Д. 3393. Л. 24.

4. Там же. Ф.5462. Оп.12. Д.80. Л.238.

5. Там же. Л.234.

6. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф.17. Оп.21. Д.2541. Л.189.

7. ГАРФ. Ф.5462. Оп.12. Д.80. Л.238.

8. Там же. Ф.2306. Оп.70. Д.3422. Л.1.

9. 20 лет Советской власти. Стат. сб. Партиздат ЦК ВКП(б). 1937. С.88.

10. РГАСПИ. Ф.17. Оп.21. Д.2582. Л.98.

11. Контрольные цифры пятилетнего перспективного плана 1928/29-1932/33 гг. по народному просвещению РСФСР (без АССР). М.-Л., 1929. С. 27, 30-31.

12. ГАРФ. Ф.5451. Оп.12. Д.603. Л.28-30.

13. Синицкий А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы. М., 1950. С. 66.

14. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.54. Оп.1. Д.165. Л.42-46.

15. Там же. Д.199. Л.152.

деятельность социалистических партий среди рабочих центрально-черноземного района в период первой мировой войны (1914 - февраль 1917 г.)

А. С. КАСИМОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новейшей истории России и краеведения

В статье рассматривается совместная антивоенная и противоправительственная деятельность социалистических партий среди рабочих Центрально-черноземного района в период Первой мировой войны. Отмечено, что в объединенных организациях социал-демократов принимали участие эсеры и анархисты.

Деятельность политических партий России во-первых, а во-вторых, советская партийная истори-

до 1917 г. долгие годы изучалась преимущественно с ография гипертрофированное внимание уделяла роли

точки зрения их взаимоотношений с властью, - это, и значению большевиков в подготовке и проведении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.