Научная статья на тему 'Из истории развития медиаобразования в Узбекистане'

Из истории развития медиаобразования в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / УЗБЕКИСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманов К. П., Бекназарова С. С.

Медиаобразование в Узбекистане развивается как самостоятельное направление и приобретает все большую значимость в учебном процессе общеобразовательных заведений, при этом оказывая влияние и на качество учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории развития медиаобразования в Узбекистане»

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

К.П.Абдурахманов, доктор физико-математических наук, профессор,

С.С.Бекназарова

доктор физико-математических наук, профессор,

From the History of Media Education in Uzbekistan

Prof. Dr. K.Abdurakhmanov, S.Beknazarova, Tashkent University of Information Technologies, Uzbekistan

Abstract. Media education in Uzbekistan is developing as an independent direction and becoming increasingly important in the learning process in secondary schools, while exerting an influence on the quality of the educational process. Today, the task of every teacher does not protect beneficiaries from the massive flows of various information, and learn to use them, choosing a useful and reasonable. Ultimately, this contributes to the disclosure of talent of every person.

Keywords: media education, media literacy, history, Uzbekistan, radio, television

Медиаобразование в Узбекистане развивается как самостоятельное направление и приобретает все большую значимость в учебном процессе общеобразовательных заведений, при этом оказывая влияние и на качество учебного процесса. Сегодня перед каждым преподавателем стоит задача не ограждать подопечных от массивных потоков различной информации, а научить пользоваться ими, выбирая полезное и разумное [Зазноби-на, 1998, с.26-34]. В конечном счете, это способствует раскрытию талантов каждого человека.

Переходя к истории медиаоб-разования Узбекистана, хотелось бы отметить главные события а его развитии. 26 июля и 4 августа 1928 года в Ташкенте - даты событий, положивших начало целой эре в истории человечества - эре телевидения. Группе изобретателей во главе с Борисом Павловичем Гра-

бовским впервые удалось передать и получить на экране телефото-изображение движущегося ташкентского трамвая.

В 1930-е годы открытия Б.П.Грабовского не нашли поддержки ни в научных, ни в правительственных кругах Советского Союза. Исследовательская работа над «телефотом» (так называлась первая телевизионная установка) была заморожена. В результате приоритет в изобретении и создании телевидения был, по сути, потерян. А через несколько лет Соединенные Штаты Америки заявили об успешных разработках в этой сфере.

Б.П.Грабовский был лаборантом САГУ (Среднеазиатского государственного университета, ныне НУУз им.М.Улугбека), где он получил первые навыки экспериментальных исследований. Именно здесь он работал тогда, когда им была создана и проверена на практике первая

в мире реально работающая система электронного телевидения. В 1965 году Грабовскому было присвоено звание «Заслуженного изобретателя Узбекистана».

20 января 1971 г бюро Отделения общей физики и астрономии союзной Академии наук, возглавляемое известным физиком Л.А.Арци-мовичем, специальным постановлением признало роль Б.П.Грабов-ского и его соратников в развитии электронного телевидения и проведении 26 июля 1928 г первой телепередачи в столице Узбекистана с помощью электронного телевидения. Было отмечено, что открытие Б.П.Грабовского «оказало влияние на развитие электронного телевидения», что Грабовский и его помощники «доказали осуществимость телевидения на основе применения электронно-лучевых приборов». Специальным письмом от 16 апреля 1971 г Департамент научной информации ЮНЕСКО, его директор П.Наву высоко оценили заслуги и Грабовского, и Белянско-го в развитии электронного телевидения, а 7 июня 1971 г Международный Союз Прессы по радиотехнике и электронике (УИПРЕ) выдал свидетельство «о неоспоримости заслуг Грабовского и Белянского, осуществивших первую в мире телевизионную передачу с помощью электронных телевизионных устройств в 1928 г». Еще раньше в № 6 Бюллетеня Международной организации радио и телевидения за 1969 г было подробно рассказано о работах Б.П.Грабовского.

Редакция учебных телепередач национальной телерадиокомпании Узбекистана, в целях развития и по-

вышения уровня компетентности телезрителей, в частности молодых специалистов различных сфер народного хозяйства, ведет научные исследования образовательного процесса экспериментально-теоретического развития и улучшения сферы среднего и высшего образования, совместно с научно-педагогическими специалистами она имеет значительный опыт в организации и преподавании телелекций по различным предметам, а в частности по предмету Физика.

Национальная телерадиокомпания Узбекистана по средствам учебных телепередач в период с 1976 - 1995 года организовала телелекции в пяти направлениях:

1. Для учащихся старших классов средних школ (9-11 классы), используя наглядные лабораторные работы, обучающие фильмы и многие другие показательные средства были организованы и успешно проведены телепередачи. Конечно же, телепередачи были ориентированы на определенную аудиторию, обучающихся, уже имевших определенные знания в той или иной сфере. Научно-теоретическая основа телепередач соответствовала изучаемому учебному материалу школьной программы. Но, как было сказано выше, основная тематика этих телепередач была направлена на экспериментальное обоснование предмета исследования, применение его в технике, кроме того, были показаны достижения физики, а также роль, вклад наших, отечественных ученых в достижении этих открытий.

Известно, что процесс создания научно-экспериментальных,

производственных объектов наглядно-обучающих средств предмета физики создает большие трудности. Кроме того, внедрение в учебный процесс новых открытий и достижений физики также является одной не из легких задач.

2. Для абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения, были организованы телелекции и практические упражнения по всем разделам курса физики. Во время обучающих телепередач, в соответствии с процессом обучения обучаемого и преподавателя были внедрены новые образовательные и методические пособия, ученикам были объявлены результаты городских и республиканских олимпиад, и в качестве помощи поступающим абитуриентам были даны предложения и соответствующие указания;

3. Через телевидение Узбекистан для студентов, обучающихся заочно, в (1976 - 1990) были организованы телелекции по общему курсу физики, а в частности, разделов: механика, молекулярная физика, электричество, оптика, атомная и ядерная физика;

4. В последние годы в этой сфере республиканское телевидение совместно с кафедрами физического факультета Национального Университета Узбекистана разработали и создали наглядные средства и комплексы телелекций, отвечающих требованиям медиаоб-разования. Например, разработанные наглядные лабораторные комплексы , были использованы в изучении физики твердых тел, в полупроводниковой технике и производстве, а также в объяснении понятия сверхпроводимости, кроме

того, существуют комплексы для изучения лучевой оптики, лазера и его применения в народном хозяйстве. В целях широкого обозрения развития науки, образования и техники в Узбекистане, а также о проводимых в настоящее время научных исследований были организованы цикл телепередач «Горизонт науки». Основная цель этих телепередач основывалась на раскрытии роль школ физики Узбекистана в развитии науки физики, кроме того, в телепередаче были освещены важные направления современной науки и образования. В частности, были рассмотрены такие темы, как, «Свойства лазерного излучения и его применение в науке и технике», «Оптоволоконная оптика и ее применение в связи и медицине», «Электрооптические свойства полупроводников и их применение», «Физика и научно-технический прогресс». Организация таких обучающих телепередач по курсу физики имеет важную роль в обучении новых достижениях и открытиях физики среди молодежи республики, а также улучшения профессиональной ориентации, развития их самообразования.

В настоящее время в таких программах национальной телерадиокомпании Узбекистана, как «Привет, молодежь», «Здравствуй, Ташкент» и «Патриот» по физике организованы образовательно-научные телепередачи.

Кроме того в Ташкентском Университете информационных технологий накоплен значительный опыт работы в области внедрения информационных технологий в учебный процесс, организации инфор-

мационной среды на основе технологий электронного, дистанционного обучения. В постановлении № 351 Министерства Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан от 13 сентября 2010 года, в разделе 1.1 было указано: «В целях применения современных инновационных технологий в образовании, в Ташкентском Университете информационных технологий в осеннем семестре 2010-2011 учебного года, по указанным в приложении предметам, в качестве эксперимента, организовать применение элементов дистанционного обучения», в соответствии с первым приложением постановления, для студентов первого курса группы 225-10 ИАТ (р) бакалавриата ТУИТа, в осеннем семестре по курсу «Физика», был разработан экспериментальный учебный план по внедрению элементов дистанционного образования в учебный процесс. По этому плану общая нагрузка составляет 108 часов, из них 36 часов лекций, 36 часов практических занятий, 36 часов лабораторных работ, 98 часов самостоятельной работы.

В связи с этим постановлением на сайте университета www.tuit.uz были открыты электронные курсы по предметам Физика, Строение информации и алгоритмы, Сетевые операционные системы, Методы интеллектуального обоснования информации. Как было сказано выше, в число предметов, внесенных в дистанционное обучение также входит курс «Физики» (необходимо отметить, что электронный курс «Физики» содержит полный комплект обучающих

лекций, практических, семинарских заданий, виртуальный лабораторный практикум на двух языках: узбекском, русском).

Итак, прочную позицию в структуре медиаобразования страны, особенно в последние годы, занимает Интернет. Замечательно, что и ведущие центры развития образования страны стали принимать активное участие в наполнении глобальной сети новой информацией об Узбекистане, что способствовало росту рейтинга Интернета среди учащихся. В числе мощных отечественных виртуальных проектов национальная образовательная сеть 7!уоЫЕТ, образовательный портал Министерства народного образования, сайт Министерства высшего и среднего специального образования, образовательный портал Межшкольного ресурсного центра и другие Интернет-ресурсы, востребованность которых растет с каждым днем.

О широком использовании студентами, слушателями курсов по повышению квалификации материалов сети Интернет свидетельствуют их самостоятельные работы. Необходимо отметить, что в системе медиаобразования Узбекистане не теряют своей значимости и печатные издания. Особенностью развития этого сегмента стало увеличение наименований специализированных газет и журналов. Только организации системы образования в текущем году стали учредителями четырех новых журналов. Проявляют интерес к этой нише и издательства негосударственной формы собственности. Так, например, буквально на днях издательский

дом «Чинор» выпустил новый подростковый журнал «Внешкольное образование».

В заключение, хотелось бы отметить, что приоритетной задачей для каждого из нас - научиться оценивать качество и достоверность информации, проявлять избирательность при ее потреблении, производить отбор необходимой информации [Журин, 2009], систематизируя ее по определенным сферам науки, вписывать ее в те знания, которые дает учебное заведение, критически относиться к любой информации, все вышесказанное окажется залогом формирования современной образованной личности .

Литература Журин А.А. Интегрированное образование в средней школе (предметы естественнонаучного цикла). М.-Саров: СГТ, 2009. 300 с.

Зазнобина Л.С. Стандарт медиа-образования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3. С.26-34.

References Zaznobina L. (1998). Standard media education, integrated with a variety of school subjects. Standards and Monitoring in Education. 1998. № 3. pp.26-34.

Zhurin, A (2009). Integrated education in high school (natural science subjects of the cycle). Moscow-Sarov: SGT, 2009. 300 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.