Научная статья на тему 'Из истории раннего заселения Царицынского и Кизлярского трактов (вторая половина XVIII в)'

Из истории раннего заселения Царицынского и Кизлярского трактов (вторая половина XVIII в) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
839
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории раннего заселения Царицынского и Кизлярского трактов (вторая половина XVIII в)»

ББК 63.3(2)46

ИСТОРИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

ИЗ ИСТОРИИ РАННЕГО ЗАСЕЛЕНИЯ ЦАРИЦЫНСКОГО И КИЗЛЯРСКОГО ТРАКТОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII В)

С. С. Белоусов

Работа посвящена одной из малоизвестных в науке попыток заселения во второй половине XVII века российским крестьянством стратегически важных для России на юго-востоке Царицынского и Кизлярского трактов. В статье рассматривается политика российского руководства по заселению трактов, исследуются различные аспекты процесса заселения, анализируются причины неудач.

Ключевые слова: переселения, тракты, Калмыкия, Астрахань, Царицын.

The work is devoted to one of little-known in a science of attempts of settling by the Russian peasantry strategically important for Russia in a southeast - Тsaritsynskiy and Kizlyarskiy of pathes in second half XVII of century. In clause the policy(politics) of the Russian management(manual) on settling pathes is considered(examined), the various aspects of process of settling are investigated, the reasons of failures are analyzed.

Keywords: resettlements, pathes, Kalmykia, Astrakhan, Tsaritsin.

В истории освоения степей Волго- Моздокской крепостей. Жизнеспособность

освоения степей Донского междуречья крестьянами особое место занимают мероприятия российского правительства по заселению важнейших сухопутных артерий юго-востока России - Царицынского и Кизлярского трактов. Заселение этих стратегически важных для России прежде всего в геополитическом плане дорог являлось одним из важнейших компонентов политики российских властей в юго-восточном регионе на протяжении второй половины XVIII -первой половины XIX в. в., однако, несмотря на значимость данной темы, она пока ещё не стала объектом специального исследования. Изучение этой темы, между тем, позволит приоткрыть одну из малоизвестных страниц освоения российским крестьянством юго-восточных степей России и глубже понять правительственную политику на Северном Кавказе в период, когда российская власть там ещё только утверждалась, и исход борьбы за Кавказ в пользу России не был очевиден.

Ранняя история заселения Царицынского и Кизлярского трактов (вторая половина XVIII века) не нашла своего достойного освещения в отечественной историографии, хотя первые упоминания по этой проблеме встречаются уже в работах известных исследователей Северного Кавказа и Поволжья И.В.Бентковского [1], И.А. Бирюкова [2] , Г.Н.Прозрителева [3].

История заселения Кизлярского и Царицынского трактов теснейшим образом связана с созданием Кавказской укреплённой линии, основание которой было положено строительством в 1735 году Кизлярской, а в 1763 году

крепостей.

новой линии, а значит, и успех российской ко -лонизации в то время во многом зависели от состояния Кизлярского тракта, по которому на Кавказ доставлялось всё необходимое. Кизляр-ский тракт являлся составной частью Астраханского тракта, который начинался в Москве, проходил через Тамбов, Царицын, Астрахань, Кизляр и заканчивался в Моздокской крепости. Протяжённость Астраханского тракта составляла 1972 верст, из которых 560 вёрст приходились на Кизлярскую дорогу, пролегавшую в большей своей части по местности безводной, засушливой и безлюдной, что сильно ограничивало пропускную способность дороги и ставило под угрозу срыва снабжение российских войск на Кавказе. Необходимо отметить ещё и то, что отсутствие укреплённых пунктов вдоль пути и вообще каких-либо поселений во многом облегчало горцам и татарам возможность совершать свои нападения на проезжающих и на мирных жителей Астраханской губернии.

16 сентября 1763 года только вступивший в должность астраханского губернатора Н.А. Бекетов поручил сотнику Астраханского казачьего полка И. Голубеву с 6 казаками проехать по дороге от г. Астрахани к г. Кизляру и составить её описание. Отряд должен был измерить расстояние дороги и подыскать пригодные к поселению места. Казаки в точности выполнили задание и уже 10 октября того же года Голубев представил губернатору описание дороги. Отрядом был измерен путь в 351 версту от г. Астрахани к Кизляру и на всём его протяжении на расстоянии от 5 до 34 вёрст друг от друга выбраны 11

пунктов под поселения [2, с. 68]. Внимательно ознакомившись с описанием дороги, Бекетов обратился в Сенат с предложением перенести Кизлярский тракт ближе к Каспийскому морю и учредить вдоль него несколько населённых пунктов [4]. В них губернатор предложил поселить астраханских и кизлярских казаков, дополнив их беглыми крепостными, проживавшими в Астрахани. Все они должны были получить по 10 рублей на двор для обустройства, а расходы на содержание дороги планировалось возложить за плату на калмыков. В целях возмещения затрат на содержание дороги Бекетов считал необходимым ввести пошлину для проезжавших и разрешить государственную винную торговлю на тракте [5].

Сенат в целом одобрил инициативу астраханского губернатора и в 1765 году поручил военному инженеру Левину обследовать дорогу, составить её подробное описание, а также в целях обеспечения безопасности тракта рассмотреть вопрос о постройке двух крепостей между Астраханью и Кизляром [4, л. 215]. В том же году Бекетов и Левин представили в Сенат свои сметы расходов и соображения о количестве людей, необходимых для поселения на тракте. Бекетов предложил привлечь к поселению на тракте 1000 семей донских казаков, но Сенат отклонил его проект [4, л. 216], возможно, исходя из опыта недалёкого прошлого, когда создание Волжского казачьего войска на Царицынской линии за счёт переселения туда донских казаков вызвало серьёзное обострение отношений российского правительства с верхушкой донского казачества. После этого дело о заселении Кизлярского тракта приостановилось на 12 лет.

Следующая попытка заселения указанного тракта была предпринята во второй половине 70-годов XVIII века. В 1775 году в России была осуществлена реформа, установившая новую систему административно-территориального устройства страны и местного управления. Проведение реформы, в свою очередь, выдвинуло на передний план решение проблемы приведения в порядок существующей сети дорог и создание новых путей сообщений, способных связать прочной нитью со столицей и между собой новые административные губернские и уездные центры. Вскоре на места поступил сенатский указ от 13 ноября 1775 года «О сочинении генерал-губернаторам и губернаторам подробных описаний путевых трактов по всем губерниям», где местным властям предписывалось составить подробные описания и карты от губернского города до провинциальных и

уездных городов, и от них до первых городов соседней губернии и от каждого города до Москвы и Санкт-Петербурга. В описания должны были быть включены сведения о населённых пунктах вдоль дорог с указанием числа жителей и расстоянии между ними, о реках, мостах, переправах [6].

На юго-востоке страны дополнительным фактором, способствовавшим усилению внимания властей к проблеме дорог, послужило начавшееся в 1777 году строительство Моздокско-Азовской укреплённой линии. Она предназначалась для прикрытия от набегов черкесов и адыгов 500 вёрстной южной границы Астраханской губернии и Донской области. Линия должна была защитить донских казаков и калмыков от нападений горцев, обеспечив им безопасность в хозяйственной и в торговой деятельности [6, №14607, с.518].

В деле заселения тракта на этот раз местная администрация решила обойтись своими силами. В 1777 году астраханский губернатор П.Н. Кречетников поручил местным властям поискать среди местных жителей согласных поселиться на Кизлярском тракте, одновременно выяснив: «какие надобны им притом привольности в торгах, сенокосе, в хлебопашестве, в рыболовстве, скотоводстве» [4, л. 216]. Так как добровольцев поселиться не нашлось, то командующий войсками Астраханской губернии генерал И.В. Якоби 25 ноября 1777 года вошёл в Сенат с представлением поселить принудительно на Кизлярском тракте «сходцев из верховых городов Волги» и крестьян, которые прибыли в губернию на поселение, но в силу различных обстоятельств не были устроены и добывали себе средства к существованию работами на соляных и рыбных промыслах. Этих людей он планировал поселить с денежными пособиями в 5-6 местах тракта, рассчитывая, что если они приживутся в новых селениях, то «может к тому и охотники скажутся, чрез что со временем Кизлярская дорога и довольно населиться может» [4, л. 217]. При наделении поселенцев пахотной землёй и угодьями Якоби считал необходимым соблюсти интересы калмыков и «аульных татар», оставив им «земли довольное число», чтобы они «не возымели какого-либо на здешнюю сторону негодования» [4. л. 217 об.].

Предложения Якоби заинтересовали некоторых жителей Астраханской губернии. Свои услуги в деле заселения тракта предложили администрации служащий Астраханской садовой конторы Юсуп Тартбердыев, татарин Есек Юсупов с 20 кибитками калмыков и татар, в

урочище Зензели со своими крепостными крестьянами (21 чел.) изъявил желание поселиться полковник Астраханского казачьего полка Персидский, у Линейной заставы бывший работник портовой таможни Богданов. Кроме того, в урочище Зензели уже проживали недавно поселившиеся там крестьянин Шапошников и отставной матрос Павлов, в обязанности которых входили обеспечение проезжавших по тракту продовольствием. Всем подавшим прошения о поселении на Кизлярском тракте Сенат распорядился выдать на обустройство беспроцентной ссуды в размере 3 тысяч рублей с последующим их возвратом в течение 10 лет [4, л. 220].

Несмотря на предпринятые астраханской администрацией усилия, провести заселение Кизлярского тракта тогда не удалось. В 1783 году астраханский губернатор М.М. Жуков сообщал командующему войсками Кавказской линии генерал-поручику П.С. Потёмкину, что «от Астрахани до Кизляра нет не только селения, но и вообще какого-либо жительства» [4, л. 213]. В отличие от предшественников, он считал необходимым предоставить переселенцам право самим выбирать места на тракте, а также наделить их безвозмездными пособиями для обустройства. Но и эти меры не дали результата. Засушливость климата, недостаток пресной воды, плохое качество почв (песчаность и засоленность), удалённость от населённых пунктов, и, наконец, постоянные набеги горцев отпугнули даже тех немногих, кто вначале согласился поселиться на тракте.

В середине 80-х годов XVIII века в истории освоения юго-востока России наступил новый этап. В соответствии с административной реформой 1775 года на юго-востоке России в 1785 году было создано Кавказское наместничество в составе двух областей - Астраханской и Кавказской. Главным городом наместничества стал город Екатериноград, а Астрахань получила статус областного города. Астраханская область был разделена на Астраханский, Енотаевский, Красноярский и Черноярский уезды, в Кавказской области были учреждены 5 уездов: Екатериноградский, Георгиевский, Кизлярский, Моздокский и Ставропольский.

Административно-территориальные преобразования на юго-востоке страны были оформлены указом от 9 мая 1785 года «Об устройстве Кавказской губернии и области Астраханской». Указ также зафиксировал перемены, произошедшие на Северном Кавказе и в Астраханской губернии в результате колонизации, и наметил меры по дальнейшему

освоению региона. К этому времени завершилось создание Моздокско-Азовской линии - системы военных укреплений и поселений, прикрывших 500-вёрстный участок южной границы Астраханской губернии и Донской области. Новая линия протянулась от междуречья нижних течений рек Кумы и Терека в западном направлении до главной излучины р. Большого Егорлыка и далее через г. Ростов на Азов. Всего от Моздока до границ донских казаков были построены 10 крепостей, в том числе Ставропольская, Александровская, Георгиевская, ко -торые впоследствии превратились в крупные административные центры на Северном Кавказе.

Устройство Моздокско-Азовской линии создало благоприятные предпосылки для перехода к заселению степного Предкавказья крестьянами, которое в случае успеха сулило немалые выгоды для государства. Освоение огромных степных пространств крестьянами должно было привести к созданию прочной экономической базы на Северном Кавказе и окончательному закреплению региона за Россией. В этих условиях значение дорог, связывавших Предкавказье с центральными губерниями России, резко возросло. Между тем, состояние этих дорог оставляло желать лучшего. Сухопутная сеть дорог России с её отсталой технической базой в этот период находилась в состоянии кризиса, на юго-востоке к этому ещё добавлялась слабая заселённость дорог. По свидетельству исследователя истории транспорта Э.Г. Истоминой, во второй половине XVIII века все дороги, за исключением тракта Москва-Петербург, постоянно уменьшали пропускную способность [7].

Для того, чтобы вывести сухопутный транспорт из кризисной ситуации и повысить его эффективность, правительство в 80-е годы XYIII века предприняло ряд мер, нацеленных на улучшение пропускной способности дорог. Первым шагом в этом направлении стало принятие 13 января 1782 года именного указа «О составлении примерной почтовой карты всех дорог и подробного обозрения всех способов к устройству почт для удобного сообщения между всеми местами империи», где генерал-губернаторам предписывалось составить примерную почтовую карту дорог и собрать сведения о возможности прокладывания новых, более удобных в торговом отношении дорог [6, XXXI. №15323, с.378].

На юго-востоке, помимо Кизлярского тракта, наиболее удобными также были признаны две дороги, ведущие на Кавказскую линию:

первая от города Царицына (ныне город Волгоград), вторая от административного центра донского казачества Черкасска. Инициатором их заселения выступил назначенный на Кавказ в 1782 году вначале в качестве командующего войсками Кавказской линии, а в 1785 году ставший кавказским наместником генерал-поручик П.С. Потёмкин. Этот выбор был обусловлен успешным завершением строительства Моздокско-Азовской линии и появлением там новых поселений, благодаря чему в правительственных кругах родилась идея создания административного центра Кавказского наместничества непосредственно на линии. По замыслам российского руководства его планировалось разместить в станице Екатерининской, преобразованной в 1786 году в город Екатериноград. Образование нового административного центра в свою очередь поставило в повестку дня вопрос об удобных путях сообщения, поскольку стало очевидным, что осуществлять связь с центром России по-прежнему через Кизляр-ский тракт будет неудобно. В результате власти обратили внимание на Черкасский и Царицынский тракты, которые являлись кратчайшими путями на Кавказскую линию.

Царицынский тракт, или как его ещё тогда называли Маджарский, начинался от немецкой колонии Сарепты и, проходя по Ергенинской возвышенности, пересекая реку Маныч, минуя развалины золотоордынского города Маджары, выходил на Кавказскую линию. Этот маршрут значительно сокращал время в пути, но проходил по кочевьям калмыков, где не имелось ни одного населённого пункта, что создавало большие трудности для путников.

Правительственный курс на заселение двух указанных трактов получил законодательное оформление в указе от 9 мая 1785 года «О устройстве Кавказской губернии и области Астраханской». Новые селения предписывалось учреждать вдоль трактов на расстоянии от 15 до 30 вёрст друг от друга, а их жителям определялось пособие в размере 20 рублей на двор. В отношении контингента поселян предпочтение отдавалось отставным солдатам, а сами поселения в целях безопасности рекомендовалось обносить земляными укреплениями [6, т.ХХП, №16194, с.390]. К поселению вдоль дорог также приглашались калмыки, которым в случае их на то согласия обещались щедрые награды и помощь в хозяйственном обзаведении. Не был забыт в указе и Кизлярский тракт: на него, правда, рекомендовалось привлекать исключительно «татар, калмыков, и тому подобных для поселения и заведения всякого хо-

зяйства и промыслов» [6, с. 392].

Вслед за упомянутым указом последовали ещё два (от 1 июня 1785 года и от 19 августа 1786 года), окончательно определившие порядок переселений в Кавказское наместничество, контингент переселенцев и льготы для них [6, т.ХХП, №16210, с.415, №16429, с.676-677]. Тракты решено было заселять отставными солдатами, однодворцами, государственными и дворцовыми крестьянами, им предоставлялась полуторагодичная льгота от уплаты налогов и разрешалось переселяться неполными семьями и с недоимками, но с условием уплаты их на новом месте. Переселения должны были осуществляться на добровольной основе, что отдельно подчёркивалось в пункте четвёртом указа от 19 августа 1786 года [6, т.ХХП. №16429, с.677].

После выхода упомянутых указов местные власти активно включились в работу по подготовке приёма переселенцев, представив в середине 1787 года на рассмотрение П.С.Потёмкину карту наместничества с указанием мест предполагаемых поселений и ведомость о желающих поселиться на трактах [1, 1886, №41].

Властям достаточно быстро удалось найти добровольцев для поселения на Черкасском и Царицынском трактах. Уже в 1785 году там изъявили желание водвориться 800 однодворцев из различных губерний и 1000 татар из Пензенского наместничества [6, т.ХХП, № 16210, с 415]. Для их обустройства выделили 50 тысяч рублей. В отличие от прошлых лет, когда переселенцев различных категорий и губерний селили вместе, Потёмкин решил осуществить поселение более или менее однородными группами. Для этого он внёс изменения в расселение некоторых партий переселенцев, которым уже были назначены места. В итоге к поселению на Царицынский тракт были назначены татары Казанской и Вятской губерний, а на Черкасский тракт - войсковые обыватели Харьковской губернии [1, 1886, №41].

Прежде чем приступить к заселению Царицынского тракта, на нём весной 1788 года побывал кавказский наместник Л.С. Алексеев. Вместе с представителями от переселенцев он проехал по тракту и осмотрел предназначенные к поселению места. Совместный осмотр выявил ряд серьёзных неудобств для будущих поселений: недостаток хорошего качества земель, отсутствие лесного строительного материала, их удалённость от населённых пунктов. Чтобы избежать в будущем проблем, Алексеев, заручившись согласием переселенцев, решил переменить места поселений, распорядившись

перенести одно из них ближе к колонии Сареп-те, а три - к Кавказской линии. В том же году в места будущих поселений были доставлены лес, продовольствие и начато их заселение [8].

В 1788-1789 годах на ергенинском участке (в основном в его северной части) Царицынского тракта возникло 4 поселения, из которых два были основаны татарами, одно - чувашами и одно - мордвой [9], два поселения были основаны в урочищах Чапурники и Елмата при речке Сарпа, и два - на речке Карасал. В урочище Чапурники поселились ясашные и крещеные татары (422 чел.), на урочище Елмата - крещеная мордва (398 чел.), при речке Карасал - крещеные чуваши (206 чел.), на урочище Якшибай - служилые татары (202 чел.) [9. л.136-136об]. После Якшибая поселений не было вплоть до немецкой колонии при Маджарах, основанной в 1786 году немецкими поселенцами на левом берегу р.Кумы.

К поселению на трактах власти пытались привлечь и калмыков, хотя и без успеха. В рапорте к императрице от 22 февраля 1786 года П.С. Потёмкин сообщал, что в г. Астрахани находятся 300 душ крещёных калмыков, которых он планирует с наступлением весны поселить на Кизлярском тракте, предоставив им необходимую помощь от государства [10]. Несмотря на усилия местной администрации, привлечь калмыков к поселению на трактах не удалось.

Неудачно сложилась судьба и у большинства поселений Царицынского тракта, которые прекратили своё существование уже через несколько лет после своего образования. Их жители не смогли приспособиться к тяжелейшим природным условиям Калмыцкой степи, к её солончаковому и глинистому грунту, к солёной воде, к частым засухам и нашествиям сусликов и саранчи, которые на корню уничтожали весь урожай хлебов. Из-за отсутствия леса и даже камыша многие поселяне погибли от холода, не сложились у них отношения и с калмыками, которые, будучи недовольными передачей «немалого количества удобных земель» в Донскую область, грабили поселян, угоняли скот. Под давлением перечисленных обстоятельств переселенцы трёх из четырёх населённых пунктов покинули свои селения и перебрались в город Царицын и в донские станицы. Местные власти, узнав об уходе переселенцев, вступили с ними в переговоры, предложив им вернуться и вместе с администрацией повторно осмотреть покинутые места. Но переселенцы наотрез отказались возвратиться на тракт и со своей стороны попросили администрацию разрешить им поселиться на реке Ахтубе, в уро-

чищах Татарской Мечетке или в Ханской Роще [11]. После долгих согласований и переговоров покинувших свои поселения на Царицынском тракте крестьян разместили в с. Каменный Яр на р. Волге и в трёх новых населённых пунктах Кизлярского тракта.

Единственным поселением ергенинской части Царицынского тракта, которому удалось избежать печальной судьбы, было село Малые Чапурники. Как уже отмечалось выше, его основали ясашные и крещёные татары из Казанского и Свияжского наместничеств. Поселению удалось выжить в непростых условиях, видимо, благодаря близости города Царицына, откуда переселенцы имели возможность своевременно получать материальную и военную помощь. Этот населённый пункт, по утверждению исследователей Л.Арсланова и В.М. Викторина, являлся одним из двух перевалочных пунктов, из которых шло расселение татар-колонистов из Среднего Поволжья в Кавказское наместничество [12]. На рубеже 80-90-годов XYIII века выходцами из Малых Чапур-ников были основаны селения на Кизлярском тракте - Курочкино и Зензели. Недалеко от этих селений и на том же тракте, примерно в 1791 году, появилось ещё одно татарское село -Линейное, которое с разрешения астраханской администрации образовали выселенцы из села Каменный Яр [13].

В прилегающей к городу Царицыну северной части Царицынского тракта немного позже возникли селения русских и украинских крестьян: Большие Чапурники и Цаца. К началу XIX столетия постепенно был заселён отрезок пути между деревней Большие Маджары и селениями Моздокско-Азовской линии в южной части Царицынского тракта.

Достигнутые в ходе заселения Царицынского тракта определённые успехи в целом не могли заслонить того факта, что большая его часть продолжала оставаться незаселённой, и он по-прежнему не обеспечивал бесперебойного снабжения линии и надёжной связи центра с Северным Кавказом. С этим власти мириться не собирались и поручили обер-форшмейстеру Копылову представить свои соображения относительно заселения Царицынского тракта. Разработанный Копыловым план предусматривал создание на тракте 9 сёл и 7 почтовых станций с поселением в них 445 семей государственных крестьян и наделением их, согласно Межевой инструкции, 15-ти десятинной душевой пропорцией земли [14]. Новые селения должны были начинаться недалеко от города Царицына и простираться до деревни Большие Маджары в Кав-

казской области на расстоянии 467 вёрст. Намечавшееся поселение государственных крестьян на Царицынском тракте так и не состоялось. Этому, возможно, помешали выход в 1806 году указа о назначении земель калмыкам и начавшиеся затем работы по определению границ.

Такими же малоуспешными были попытки заселения Кизлярского тракта. Здесь удалось освоить тоже только участки дороги, прилегающие к городам. Со стороны Кизляра поселения крестьян были доведены до деревни Владимировки, а со стороны Астрахани -до урочища Зензели. Между этими крайними пунктами продолжал оставаться без заселения огромный участок дороги, пролегавший через кочевья калмыков. Несомненным успехом администрации можно считать учреждение по всему Кизлярскому тракту 11 почтовых станций, которые до конца 40-х годов Х1Х века являлись единственными местами, где путники могли найти себе приют.

Завершая обзор истории заселения Киз-лярского и Царицынского трактов во второй половине XVIII века, необходимо отметить, что эта проблема являлась частью правительственного курса, направленного на завоевание и укрепление позиций России на Северном Кавказе. Первые попытки их заселения относятся к 60-м годам XVIII века, что было вызвано военными успехами России в её геополитическом противостоянии с Турцией за влияние на Кавказе и в Крыму. В своём продвижении на Кавказ Россия опиралась на систему укреплённых пограничных линий, в связи с чем огромное значение приобрёл фактор дорог, от состояния которых зависело снабжение войск и эффективность административного управления на приграничных территориях. До середины 80-х годов переселенческая политика государства направлялась главным образом на заселение Астраханско-Кизлярского тракта, являвшегося частью важнейшей в стратегическом плане дороги Москва-Моздок.

В середине 80-х годов XVIII века, после образования Кавказского наместничества, его административным центром решено было сделать расположенную непосредственно на Кавказской линии Екатериноградскую крепость, поэтому власти обратили внимание на Царицынскую дорогу, являвшуюся кратчай-

шим путём из центра на Северный Кавказ. Обе важнейшие для юго-востока России дороги (Кизлярская и Царицынская) проходили через кочевья калмыков, где не имелось населённых пунктов. Правительство предприняло энергичные меры по заселению этих дорог, предоставив переселенцам пособия и значительные льготы. Не придавали власти особого значения подборке переселенцев, которых в условиях недостатка людских ресурсов разрешено было вербовать среди самых различных категорий населения: отставных военных чинов, «сходцев» с верхневолжских городов, государственных крестьян, калмыков, татар и других. Несмотря на все усилия, успехи в заселении упомянутых трактов были достигнуты весьма скромные, и решить эту задачу в целом не удалось.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бентковский И.В.Первоначальное устройство административных учреждений на Кавказской линии // Ставропольские губернские ведомости. 1886. № 41, 1887. № 4-6.

2. Бирюков И.А. История Астраханского казачьего полка. Астрахань. 1911.

3. Прозрителев Г.Н. Первые русские поселения на Северном Кавказе и в нынешней Ставропольской губернии. // Сборник сведений о Северном Кавказе. Ставрополь. 1912. Т. 7.

4. Российский государственный архив древних актов (РГАДА.) Ф.16. Оп.1. Ч.4. Д.613. Л.214.

5. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.23. Оп.1. Д.111. Л.6об-7.

6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). I изд. Т. XX. №14395.

7.Истомина Э.Г. Водные пути России во второй половине XVIII - начале XIX века. М. 1982. С. 25.

8. РГАДА. Ф.23.Д.34. Л.36-36об.

9. РГАДА. Ф.16 Оп.1. Д.921.Л.130-130об.

10 РГАДА. Ф.16.Оп.1. Д.919.Л.37об-38.

11. РГАДА. Ф.16.Оп.1.Д.33. Л.16-16об.

12. Арсланов Л., Викторин В. «Переселенческие острова»... Из истории татарских сёл Нижнего Поволжья и Ставрополья /Идель.1992. Вып.1-2. С. 86.

13. История Астраханского края. Астрахань. 2000. С.222.

14. РГАДА. Ф.1298. Оп.2.Д.90. Л.126об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.