Научная статья на тему 'Из истории протестантизма в России социальная деятельность Петербургской общины епископальных методистов в начале XX в'

Из истории протестантизма в России социальная деятельность Петербургской общины епископальных методистов в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терюкова Е. А.

The article is devoted to one of formerly unexplored aspect of Protestantism in Russia. The author shows that a community of Episcopal Methodists having existed since 1909 turned into an important center of cultural and social life of an American colony by 1917. During the World War I the activity of Methodist community took various forms of social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of Protestantism in Russia: LhL'' social activity of St. Petersburg Episcopal Methodist community in the early 20 lh century

The article is devoted to one of formerly unexplored aspect of Protestantism in Russia. The author shows that a community of Episcopal Methodists having existed since 1909 turned into an important center of cultural and social life of an American colony by 1917. During the World War I the activity of Methodist community took various forms of social work.

Текст научной работы на тему «Из истории протестантизма в России социальная деятельность Петербургской общины епископальных методистов в начале XX в»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2004, вып. 4

Е. А. Терюкова (философский ф-т)

ИЗ ИСТОРИИ ПРОТЕСТАНТИЗМА В РОССИИ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОБЩИНЫ ЕПИСКОПАЛЬНЫХ МЕТОДИСТОВ В НАЧАЛЕ XX в.

Родиной методизма — одной из самых крупных и относительно молодых протестантских конфессий была Великобритания. Его возникновение приходится на первую четверть XVIII в. и связано с именем Джона Уэсли, образовавшего в Оксфорде группу единомышленников, целью которой была дальнейшая реформация Церкви Англии. Название «методисты» за Дж. Уэсли и его приверженцами закрепилось не сразу. Происхождение данного термина остается неясным. Известно, что он употреблялся в Англии еще во времена Кромвеля, и, возможно, его применение к новому религиозному течению было вызвано особым рвением адептов этого течения в изучении Библии, их методичным распределением времени между разного рода занятиями и благочестивыми упражнениями, а также их упорством в деле евангелизации населения через публичную проповедь. В 1795 г. методизм формально отделился от англиканства и оформился в виде самостоятельной церкви.

С вероисповедной точки зрения методизм являл собой странное и неожиданное переплетение воззрений лютеран, кальвинистов и арминиан. В основу его вероучения был положен сокращенный вариант англиканского символа веры 1571 г., состоявший из 25 вместо 39 членов. В духе протестантизма методисты признавали авторитет только книг Священного Писания, отвергали всякое внешнее благочестие и твердо придерживались положения М. Лютера о спасающей роли личной веры, но не соглашались с учением радикального кальвинизма о предопределении и избрании к спасению.

К числу оригинальных положений, сформулированных Дж. Уэсли, относятся три важные для методизма концепции. Первая — это учение о всеобщем характере спасающей милости Бога или о предваряющей благодати, сформировавшееся под непосредственным влиянием идей Якоба Арминия. Уэсли проповедовал, что божья благодать свободно изливается на людей во имя искупившего первородный грех Христа еще до того, как сам человек сделает первый шаг к Богу. При этом он подчеркивал, что предваряющая благодать не есть спасение, а только своего рода предложение о спасении, которое становится действительным при пробуждении к вере. Вторая — проповедуемое Дж. Уэсли учение о том, что уверенность в личном спасении может быть достигнута уже при жизни. В англиканской церкви подобная уверенность многим могла показаться весьма нескромной, однако для Уэсли именно это стало «истинным основанием христианства» и «главной доктриной методизма». И, наконец, третья — учение о христианском совершенстве, обретаемом в святости. Полное освящение — эта та цель, к которой должен стремиться каждый уже оправданный, но еще не получивший спасения верующий.

Важнейшим свидетельством истинной веры, согласно методизму, должна служить истинно христианская жизнь. Для полного оправдания одной лишь веры ма-

© Е. А. Терюкова, 2004

ло. Истинная вера должна приносите плоды покаяния, любви к ближнему и добрых дел. Это догматическое положение имело важные социальные последствия. На нем базируется методистская этика, ориентирующая своих адептов на активное участие в гражданской и социальной жизни. Главными требованиями к членам церкви являются выполнение нравственного закона и общественное служение, которое может приобретать самые разнообразные формы— от пассивной помощи бедным и активной работы в благотворительных организациях до миссионерского подвижничества с целью распространения Благой Вести. Именно на этом поприще и проявили себя наиболее активно методисты в России в начале XX в.

Еще в XVIII в. новая деноминация разделилась на две большие самостоятельные ветви. Окончательно раскол в методизме оформился в 1784 г., когда на Конференции в Балтиморе было объявлено о создании Методистской епископальной церкви США. Американский методизм, получивший название «епископальный» (в силу епископского устройства), отличался от уэслианского (британского) методизма рядом организационных признаков. Основываясь на тех же, что и британский методизм, догматических принципах, он характеризовался необыкновенно высокой миссионерской активностью. Американские методисты настойчиво придерживались мнения о необходимости устраивать миссии даже среди тех народов, которые уже давно обращены в христианство и принадлежат к христианской цивилизации. Миссионерская работа по всему миру была ведущим направлением их деятельности на протяжении всего XIX столетия. Результатом этого стало быстрое распространение нового вероучения за пределами Великобритании и США. И если первоначально методизм приобретал новых приверженцев повсюду, куда доходили английские суда, то со второй половины XIX в. расширение методизма происходило по мере роста могущества и экономического влияния Соединенных Штатов. В 1848 г. первая миссия методистской епископальной церкви возникла в Германии, где были обращены в методизм несколько матросов — выходцев из Норвегии, Швеции и Дании. После возвращения на родину они начали проповедовать в странах Северной Европы. К началу XX в. последователи учения Дж. Уэсли занимали второе место по численности среди протестантов (после лютеран).

В Петербурге методисты заявили о себе в 1909 г. Они обратились к Санкт-Петербургскому губернатору с просьбой разрешить им учредить свою общину под названием «Первая Методистская епископская церковь» во главе с финским проповедником Ялмаром Фридриховичем Салми. Прошение было рассмотрено и удовлетворено 12 июня 1909 г. Уже в августе 1909 г. на улицах столицы и в печати появились объявления, приглашающие всех желающих посетить «русские Евангелические чтения» в Первой Методистской епископской церкви Санкт-Петербурга. Они проводились на русском, английском, немецком, шведском, финском и эстонском языках каждые среду и воскресенье суперинтендентом церкви доктором Альбертом Саймонсом из Нью-Йорка и пастором Ялмаром Салми. Несмотря на то, что в начале 1910 г. постановление Санкт-Петербургского губернского правления о регистрации общины было отменено в связи с нарушениями при процедуре регистра— ции, ее активная религиозная, издательская и социальная деятельность продолжалась вплоть до начала 1918 г.

После отьезда в Финляндию пастора Ялмара Салми общину методистов в Петербурге возглавил доктор Альберт Саймоне, именовавший себя суперинтенден-

том Методистской епископской церкви в Финляндии и России. Санкт-Петербургская община методистов входила в состав годичной конференции Методистской епископской церкви в Финляндии и России, включавшей в себя Финляндский, Шведский и Русский округа. Во главе Русского округа стоял суперинтендент Г. А. Саймоне, руководивший деятельностью общин методистов в Санкт-Петербургской, Ковенской и Сувалкской губерниях. Годичная Конференция Методистской епископской церкви в Финляндии и России была подотчетна избираемому на 4 года епископу Методистской епископской церкви для Европы. Его главная квартира располагалась в Швейцарии в Цюрихе. Однако руководящим органом для российских методистов, как и для методистов всего мира, была Генеральная Конференция Методистской епископской церкви, собиравшаяся раз в 4 года в Америке.

26 декабря 1914 г. в доме № 58 на Большом проспекте Васильевского острова состоялось открытие молитвенного дома методистов. Это было важное событие в жизни методистов, дававшее им возможность собираться в собственном помещении. Этот молитвенный дом упоминается в печати того времени под несколькими названиями: Молитвенный дом методистов или Дом методистов, Церковь Христа, а с 1917 г. как Американская церковь. Молитвенный дом методистов был снесен после закрытия церкви в 1931 г.

Свою работу в 1908 г. методисты начали с узкого круга лиц, не превышающего 50 человек. Но уже к 1910 г. круг друзей Методистской церкви значительно расширился и насчитывал до 500 человек. В марте 1910 г. оформилась и внутренняя организационная структура общины: был избран церковный совет и образованы два прихода: русский и финский. Национальный состав общины в момент ее основания в 1908-1909 гт. отличался космополитизмом, в 1909 г. проповеди читались на финском, немецком, английском, шведском, русском и эстонском языках для представителей девяти национальностей. Но уже к 1915-1916 гг. значительную и, возможно, основную массу последователей методистского вероучения в Петрограде составляли американские граждане. С середины 1910 г. Методистская епископская церковь для проживающих в городе американцев стала не только выполнять религиозную функцию, но и превратилась в культурный и общественный центр, вокруг которого развернулась социальная жизнь американской колонии. В 1916 г. американский консул Н. Випшип провел проверку списков американских граждан, имеющих постоянное или временное пребывание в столице. Было установлено, что на тот момент в городе проживало 202 человека, имеющих американское подданство. Для многих из них Методистский молитвенный дом был тем местом, где они могли ощутить себя гражданами одной страны, услышать проповедь американского пастора па родном языке, присутствовать на разборе воскресного библейского урока. Можно сказать, что Методистская церковь имела то же значение для проживающих в Петрограде американцев, что и лютеранские кирки для немцев, евангелические церкви для финнов и шведов, англиканская церковь для британцев, реформаторские церкви для голландцев и французов. Поэтому с середины 1910-х годов английский язык полностью вытеснил финский и наравне с русским стал основным языком общины, на котором произносились проповеди, проводились занятия в Воскресной школе, издавался журнал.

Деятельность петербургских методистов была довольно разнообразна, но важнейшим ее направлением была социальная работа. Осуществление ее лежало на официально незарегистрированной общине диаконисс «Вифания». Прообразом для «Вифании» послужили многочисленные одноименные методистские общины в Америке и Германии. По замыслу устроителей, она была призвана стать «рукой христианской любви и благотворительности, которую методистская церковь подает обитателям великой столицы». Создавалась она с целью служения всем и оказания помощи в случае физической и духовной нужды каждому страждущему, вне завртсимости от национальности и вероисповедания. Деятельность общины включала в себя уход за больными, посещение бедных, шитье и раздачу детского белья. Традиционными стали и рождественские елки для детей из обездоленных семей рабочих кварталов.

Наиболее полно на социальном поприще методисты в России смогли реализовать себя в годы Первой мировой войны. В июле 1915 г. в Петрограде в помещении Молитвенного дома методистов прошел День моления за царя и Родину, а в сентябре того же года доктору Саймонсу нанесли визит 25 сестер американского Красного Креста. Визит этот был не случаен. Объединяя вокруг себя живущих в городе американцев, Методистская церковь в лице своего пастора и суперинтендента доктора Саймонса вошла в начавший свою работу в августе 1915 г. Комитет американцев в Петрограде. Целью этого комитета было, с одной стороны, продолжить деятельность американских госпиталей для русских воинов в Киеве, Тифлисе и на русско-персидской границе открытием аналогичного госпиталя в столице и изыскать необходимые для этого средства, а с другой стороны, всеми возможными способами продемонстрировать расположение Америки к России, способствовать росту дружеских чувств российского правительства и народа по отношению к Соединенным Штатам Америки. Инициаторами его создания выступили общество американского Красного Креста, американское посольство и американская колония в Петрограде.

Пост председателя Комитета занимал американский консул Г.Н. Виншип. На посту секретаря состоял коммерческий атташе при американском посольстве в Петрограде Генри Д. Бекер. Членами постоянного Комитета были вице-консул Феликс Коль, а также проживавшие в городе американские граждане К.Л.Престон, Д.Бритенгам, Д.Л. Хофе, М. Смит, капитан Д.Л. Гоф, «отец» американской колонии в Петрограде Эдвард Роупс1. На пожертвования были осуществлены поставки медицинского оборудования в Американский лазарет на Сергиевской улице2, начавший свою работу в конце 1914 г. Методистская церковь также занималась регулярным распространением среди раненых Евангелий и иных синодальных изданий на русском языке. Последнее мероприятие касалось не только американского госпиталя, но и других военных лечебных учреждений столицы, например госпиталя Его Императорского Высочества Великого князя Алексея Николаевича в Зимнем дворце, с руководящим комитетом которого Методистский молитвенный дом находился в постоянном контакте3.

Несмотря на столь успешное начало, уже осенью 1915 г. возникла угроза приостановления работы американского Красного Креста в России. Главной причиной этого стал дефицит денежных средств. Группа инициативных американских граждан в Петрограде собрала сумму в размере 4000 рублей, но этого было достаточно,

чтобы обеспечить всем необходимым американских врачей и сестер лишь до конца ноября4. За короткий период предстояло изыскать новую сумму, которая позвол ила бы функционировать американскому Красному Кресту в России до конца войны, ибо помимо содержания собственного лазарета Красный Крест в Петрограде оказывал помощь военному госпиталю на 700 коек, где на его средства были оборудованы современные операционные. Комитет американцев в Петрограде делегировал одного из своих членов для поездки в Америку в надежде заручиться там поддержкой общественности и собрать по подписке искомую сумму в размере 25-50 тысяч долларов. Однако «с чувством грусти и сожаления» Комитет получил известие, что их обращение не нашло надлежащего отклика в рядах американцев. Это ставило под угрозу дальнейшее существование американского Красного Креста в Петрограде, но уже в 1916 г. долгожданные пожертвования начали поступать.

19 декабря 1915 г. в городе открыл свои двери Приют для детей беженцев и их матерей. Открытие приюта было поддержано благотворительным Комитетом Ее Императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны5. Он был основан «по повелению сердца нескольких леди из американской колонии в Петрограде, движимых чувством сострадания к тем мучениям, которые испытывали беженцы из зон военных действий», убежище, как оно иначе называлось, располагало значительным помещением и находилось под патронажем супруги американского посла в России г-жи Мерри.

Таким образом, благотворительность была той благодатной почвой, на которой в условиях войны процесс сближения Америки и России шел наиболее плодотворно. На этом поприще активно трудились американский Красный Крест, Американский госпиталь и американский Приют для детей беженцев в Петрограде, тесно сотрудничавший с петроградской Армией Спасения, «Союз американских молодых людей» (одним из направлений деятельности Союза была работа среди русских военнопленных в Германии и Австрии) и американский Методистский молитвенный дом на Васильевском острове. Результатом этой деятельности явилось создание в 1915 г. «Общества сближения между Россией и Америкой». Его целью бьто дальнейшее укрепление и развитие дружественных отношений как в деловой, так и в общественной сферах между Россией, США и Канадой. Как указывал председатель «Общества сближения» бывший посол России в США, член Государственного Совета барон Г. Г. Розен, из-за войны в жизни России произошел крупный сдвиг, и после окончания военных действий страна не могла и не должна была пойти по старому руслу. Самым идеальным экономическим партнером, по его мнению, была Америка, соразмерная с Россией и по масштабу, и по разнообразию естественных и бытовых условий6. «Общество сближения» насчитывало в конце 1915 г. 113 членов, из которых 12 были американцы, проживавшие в Петрограде и других городах России7. Его деятельность выразилась в устройстве лекций и докладов, посвященных Соединенным Штатам, товарищеских обедов и общих собраний. 20 февраля 1917 г. на общем собрании членов «Общества сближения» было решено, ввиду крайне тяжелого положения русских военнопленных в Германии и Австрии, а также затруднительности доставки для них хлеба из России, просить Америку оказать содействие в сборе средств для отправки целого парохода с галетами в Копенгаген, а затем в сопровождении представителя датского Красного Креста — в концентрационные лагеря русских военнопленных в Германии и Австрии. С

просьбой помочь в организации этого проекта вице-председатель «Общества сближения» H.A. Бородин обратился к американскому пастору доктору Саймопсу. Подобная деятельность была не нова для петроградской общины методистов, ой уже доводилось оказывать реальную помощь русским военнопленным. Саймоне немедленно опубликован в американской прессе соответствующее воззвание и обратился к епископу дня Европы Андерсону с предложением американской Методистской епископской церкви принять участие в этой акции8.

Благоприятные условия для сближения между Россией и Соединенными Штатами методисты видели не только в сфере благотворительности, но и в области религиозной. По их мнению, только две церкви могли претендовать на первенство в мире — православная и методистская. На поставленный на Генеральной Конференции и поддержанный изданием «London Standart» вопрос, «может ли какая-либо другая церковь получите перевес над методизмом как религиозная сила», они отвечали, что как бы велики ни были церкви Англии и лютеранская, «религиозные силы в будущем будут принадлежать или Православной церкви в России, или Церкви Американского методизма»9.

Другим важным направлением работы методистской общины в Петербурге было проведение доктором Саймонсом бесед о Библии, которые перерастали в бесплатные общедоступные курсы английского языка10. Но, в отличие от благотворительности, подобного рода деятельность вызывала у российской общественности негативное и настороженное отношение. По описанию посетившего одну из лекций корреспондента газеты «Колокол», она проходила на немецком языке с синхронным переводом на русский, затем следовал урок английского, который оставался многим слушателям не понятным, ибо «учитель объяснял на английском языке аудитории, понимающей лишь по-русски», завершался вечер раздачей журналов и брошюр издания епископско-методистской церкви11. В одном из последующих номеров «Колокола» была опубликована статья, автор которой считал, что «даровое обучение английскому языку» должно было преследовать свои скрытое цели, близкие к целям других благотворительных организаций американского происхождения, например «Союза христианской молодежи» и общества «Маяк», находившихся под покровительством Его Высочества Принца А. П. Ольденбургско-го12. Автор вопрошал: «Что заставило далеко не сентиментальных янки тратить огромные суммы па "просвещение" России, когда в собственных американских владениях есть немало дикарей в полном смысле слова?». По мнению обеспокоенного автора статьи, бесплатные уроки английского языка были своего рода приманкой для привлечения «неосведомленной» российской публики на беседы еще одного «баптиста-евангелизатора», «расшатывающего в умах веру, что библейское учение есть божественное откровение», и подрывающего устои православия13.

Не меньшее значение методистская община придавала издательской работе. В январе 1909 г. в городе вышел первый номер ежемесячного журнала «Христианский поборник» — русского печатного органа Методистской епископской церкви. На страницах постоянных рубрик журнала публиковались проповеди основателя церкви Джона Уэсли и суперинтендента А. Г. Саймонса, статьи, посвященные вопросам истории и вероучения методизма, делам и вере «прочих христиан», христианским миссиям во всем мире, передовые статьи, повествующие о событиях в жизни общин методистов в Петербурге и Гельсингфорсе. Петербургский «Христиан-

ский поборник» был самым молодым из многочисленного семейства одноименных журналов методистов, выпускавшихся по всему миру. Американские методисты были пионерами в деле издания еженедельных журналов. Впервые это периодическое издание вышло в свет в Америке в 1826 г., а в 1831 г. уже стало самым тиражируемым еженедельным изданием мира. Петербургский журнал выходил в количестве 1000 экземпляров, к которым по случаю религиозных праздников или годовой конференции добавлялись 200 экземпляров экстренных выпусков. Они «рассылались во все части Российской империи», а также доставлялись в русские колонии и Канаде, Северной Америке, Франции и Швейцарии. Отмена в 1912 г. решения о регистрации первой Методистской епископской церкви и указание о неправомерности применения по отношению к городской общине методистов слова «церковь» стати причиной внесения изменений в официальное название журнала. С января 1913 г. журнал объявляется не органом Методистской епископской церкви в Санкт-Петербурге, а ежемесячным вестником евангельских общин методистов. Однако постепенное превращение Молитвенного дома методистов в один из центров духовной и социальной жизни американской колонии в столице привело к внесению новых дополнений в его название. В 1916 г. журнал, уже с 1915 г. публиковавший свои статьи параллельно па русском и английском языках, стал именоваться ежемесячным русско-английским религиозным вестником, органом Методистской епископской церкви Соединенных Штатов Америки. Но, несмотря па то, что данное обстоятельство заметно способствовало обогащению его тематики, издание приобретало все более узкий круг читателей. По сути дела, журнал превратился в печатный орган американской колонии. Статьи миссионерско-просветигельского содержания и религиозные проповеди, обращенные в первые годы существования журнала к многопационатьной общине, уступили место заметкам о светской и общественной жизни американцев в российской столице, изменениях в составе американского дипломатического корпуса, мероприятиям, посвященным американским национальным праздникам.

Важным рубежом в истории методизма в России стала Октябрьская революция 1917 г. И если в первые годы Советской власти к методистам относились с безразличием или внешне лояльно, то с конца 20-х годов против них, как и против других вероисповеданий, начинаются репрессии. К началу 30-х годов методизм в России был полностью уничтожен. Его возрождение начинается в 1989 г. с приездом в Москву первой делегации методистских миссионеров.

Summary

The article is devoted to one of formerly unexplored aspect of Protestantism in Russia. The author shows that a community of Episcopal Methodists having existed since 1909 turned into an important center of cultural and social life of an American colony by 1917. During the World War I the activity of Methodist community took various forms of social work.

1 Христианский поборник. СПб., 1916. № 86. С. 17(33).

2 Лазарет на 40 кроватей для раненых русских солдат был основан американским послом Г.Т. Мерри на средства немногочисленных американцев, проживавших в Петрограде, в знак «огромной симпатии и признательности», которую они испытывали по отношению к «великой Империи, пребы-

вавшей в состоянии войны и тяжелых испытаний». Лазарет находился на полном содержании американской колонии и не получал никакой поддержки из США. 3 Христианский поборник. СПб., 1916. №89. С. 9 (81). < Там же. 1915. № 82. С. 3 (137).

5 Там же. 1916. № 86. С. 6 (22).

6 Известия общества сближения между Россией и Америкой. Вып. 1. Пг., 1915. С. 3.

7 Христианский поборник. СПб., 1916. № 87. С. 5(45). " Там же. 1917. № 100/101. С. 42.

9 Там же. 1916. № 96. С. 2 (170). 1» Там же. № 86. С. 23 (29). " РГИА. Ф.821. Оп. 133. Д. 1006. Л. 80.

12 Общество «Маяк» было учреждено для молодых людей Петербурга в 1901 г. по инициативе американского филантропа Джеймса Стокса. Образцом для него послужил американский «Христианский союз молодых людей». Во главе «Маяка» в Петербурге стоял «неофициальный посланник Америки» Франклин Гейлорд.

« Колокол. СПб. 1912. № 19154. СЛ.

Статья поступила в редакцию 23 июня 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.