УДК 930.1
ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ
Д. А. Вареников
Воронежский государственный технический университет
Поступила в редакцию 10 февраля 2009 г.
Аннотация: статья посвящена проблеме становления предпринимательского слоя в Воронежском крае, проходившего в специфических условиях. Во-первых, регион занимал пограничное положение, что способствовало развитию различных промыслов, связанных с военным делом. Во-вторых, предпринимательская деятельность в регионе была тесно связана с донской транзитной торговлей, а через нее и с центром России. В этой системе Воронеж выступал как поставщик сырья и сельскохозяйственных продуктов. Все это позволило Воронежу к концу XVII столетия превратиться в экономический центр юга России.
Ключевые слова: предпринимательство, донская торговля, экономический центр.
Annotation: the origins of enterprise in the Voronezh region had specific features. Firstly, the region was near the border, so military products had the dominance. Secondly, the development of enterprise was closely connected with Don transit trade and through it with the center of Russia. Voronezh supplied central regions with raw materials and agricultural products. By the end of the 17th century Voronezh became the economic centre of southern Russia.
Key words: enterprise, Don trade, economic centre.
Проблема зарождения предпринимательского слоя в Воронежском крае мало изучена в отечественной историографии. Исследователей привлекали и привлекают проблемы собственно торгового развития региона, тогда как социальная проблематика изучается поверхностно. На наш взгляд, это является серьезным упущением, поскольку без понимания социальной составляющей торговой деятельности невозможно комплексное изучение вопросов торговли и предпринимательства.
В основе предпринимательской деятельности лежит простое товарное производство. В России оно, как правило, выражалось в кустарных промыслах и было связано с крестьянством. Посредником между производителем и потребителем товара выступал торговец. Из-за слабого развития рынка и господства натурального хозяйства в феодальном обществе происходило сочетание промышленности, сельскохозяйственного производства и торговли. Поэтому неслучайным было объединение в одном лице купца и промышленника или торгующего крестьянина и промышленника.
В сословной структуре России до XVIII в. не было сословия предпринимателей, которое бы соответствовало третьему сословию Западной Европы. Предприниматели не обособились в отдельную группу. В их среде были и бояре, и крестьяне.
Процесс зарождения предпринимательского слоя в Воронежском крае проходил так же, как и в
© Вареников Д. А., 2009
целом по России. Хотя здесь были и свои особенности.
В начале XVII в. территория Воронежского края входила в состав Рязанского уезда [1]. Здесь оседали рязанские промышленники. Главными сферами их деятельности являлись рыбная ловля, бортничество и связанные с ним воскобойный и медовый промыслы. В XVII в. на территории современной Воронежской области правительство начинает создавать государственные откупные ухожьи места рыбной ловли, сбора меда диких пчел, добычи пушных зверей [2, с. 28—35]. Ухожьи продавались за деньги всем желающим на любой срок, затем владельцы платили определенный налог либо деньгами, либо продуктами. Ухожьи просуществовали до начала XVIII в., их наличие было выгодно правительству. В 1614 г., после окончания Смуты, по указу царя Михаила Федоровича количество ухожьев в Воронежском уезде даже увеличилось. Часть налоговых повинностей с местного населения начала взыскиваться продуктами. Особенно выделялся медовый сбор, о его размерах можно судить по тому, что только с одного Битюцко-го ухожья за три года аренды (1670—1673 гг.) было взято, кроме причитавшихся 354 рублей, 20 пудов меда [там же].
Развитие пчеловодства способствовало не только производству, но и изготовлению воска. К середине XVII в. воскобойный промысел настолько развился в Воронежском крае, что превратился в особую статью дохода Московского государства. Ежегодно в
200
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2009. № 2
Москву отправлялось до 10 пудов воска.
Огромное значение для развития экономики Воронежского края имело рыболовство. Оно составляло одну из доходнейших статей государственной казны. Рыба в Воронежском уезде продавалась в больших количествах и вывозилась в другие районы страны. По мере заселения Воронежского края начинают развиваться и другие промыслы.
Опустошения Смутного времени отрицательно сказались на экономической жизни Воронежского края, сократилась численность населения. Была разрушена система укреплений. Промышленники, обслуживавшие рыбные затоны и медовые ухожья, забрасывают свои производства, проводя большую часть времени в укрепленных городах [3]. К началу 1620 г. жизнь в Воронежском крае стала постепенно восстанавливаться.
В связи с тем, что во второй половине XVII в. город Воронеж стал приобретать мирные черты, произошел рост численности неслужилых людей и возросла роль посадского населения в жизни города. В 1615 г. в Воронеже насчитывалось 76 дворов посадских людей, в 1669 г. — 222, в 1684 г. — уже 344. Этот слой жителей постепенно становился основой предпринимательства региона. Таким образом, за 70 лет число дворов на воронежском посаде увеличилось в 4 раза, что свидетельствовало о высоких темпах развития предпринимательской деятельности в регионе в тот период [3]. Управление и контроль за экономической, административной и военной жизнью Воронежа осуществлял воевода. В части экономического контроля важнейшей функцией воеводы была фискальная — он отвечал за сбор налогов и пошлин, наказывал неисправных плательщиков. Воронежские воеводы также полностью контролировали донскую торговлю. Но воеводы часто допускали произвол и мздоимство, что в свою очередь вызывало недовольство населения, подрывало социальную стабильность. Большую роль в экономической жизни города играли еще земский староста и житенный голова.
Пограничное положение города Воронежа и Воронежского уезда способствовало развитию различных промыслов, связанных с военным делом. В начале 1620-х гг. здесь процветали добыча и варка селитры, изготовление пороха. Селитра добывалась из курганов, и к середине XVII в. ее изготовление достигло достаточно крупных размеров. Некоторые селитерные варницы настолько разрослись, что к началу 1630-х гг. представляли собой крупные мастерские. Из частных селитеров особенно выделялся мастер Марк Лозовский, количество производимой им ежегодно селитры превышало 2000 пудов. Воронежская селитра продавалась донским казакам в чистом виде или переработанная в порох. В начале XVII в. потребности Воронежского уезда в металле
и металлоизделиях удовлетворялись за счет привоза железа из центральных уездов страны, в основном из Тульского района. Поставлялось железо и из других районов Черноземного Юга. Но в середине 1620-х гг. в Воронежском уезде начинается разработка местных залежей железной руды [4].
Воронежские кустари-металлурги производили широкий ассортимент металлоизделий, начиная от предметов хозяйственного обихода и заканчивая оружием. Воронежская кустарная металлообработка способствовала созданию базы для крупной металлургической промышленности, которая возникла в Воронежском уезде в начале XVIII в. Уже в 1700 г. в самом Воронеже был построен Литейный двор, изготавливавший металлические изделия, поступавшие на корабельные верфи, и артиллерийские орудия [4].
Кроме металлургического производства в Воронеже развивались и другие ремесла. Уже в начале столетия местные ремесленники выполняли свою работу не только на заказ, но и обслуживая интересы местного зажиточного населения. В 1615 г. составители Дозорной книги зарегистрировали представителей различных ремесленных специальностей, в том числе бочарника, чеботаря, кузнеца, плотника, гвоз-дочника, гробовщика, гончара, горшечника, сапожника. С течением времени ремесленные специальности в Воронеже получили еще большее развитие и разнообразие. В 1648 г. появляются солодовник, золотари, овчиник, свечники, колесники, бондари, красильники, масленник, котельники, кожевник, веретенник и др. [5].
В середине XVII в. город Воронеж превращается в важнейший центр донской струговой торговли. Через Воронеж по Дону проходил крупный торговый путь, связывавший донских казаков с центральными районами страны. Воронежцы отправляли на Дон самые разнообразные товары: хлеб, сухари, крупы, а также порох, сукно, шелк, бумагу, мыло.
В 1645 г. в Воронеже строится большой речной порт, где располагаются не только казенные амбары, но и складские помещения частных лиц.
На воронежском рынке наблюдалась специализация поставщиков товаров. Из Ливенского уезда в большом количестве привозили хлеб, из Добренско-го — мед, из Курска — масло всех сортов. Ногаи пригоняли табуны своих лошадей, в результате чего к концу XVII столетия в Воронеже складывается крупный конный рынок.
По свидетельствам документов можно сделать вывод, что в центр из Воронежа вывозили рыбу, мед, масло и иные продукты сельского хозяйства. Из центральных уездов в Воронеж привозили металл, порох, сукно, шелк, бумагу, мыло и другие готовые ремесленные изделия. Следовательно, в XVII столетии Воронеж представлял собой центр по производству сырья и
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2009. № 2
26. Заказ 2019
сельскохозяйственных продуктов. Можно сказать о неразвитости местного ремесленного производства по сравнению с центральными районами страны.
Во второй половине XVII в. значение торговли еще более возросло. Из среды воронежских купцов выделяются такие крупные предприниматели, как
Н. Веневитинов, О. Кулешов, В. Кувакин, занимавшиеся в основном сухопутной торговлей. Большие капиталы нажили воронежские купцы и на донской струговой торговле, особенно Г арденины, Быковы и Хрипуновы. Богатейшим торговцем стала семья пушкарей Прибытковых.
На протяжении всего XVII в. хозяйственная жизнь Воронежского края, преодолевая последствия Смуты, испытывала существенный подъем. Он был очевиден и в сфере торгово-предпринимательской деятельности. Активность купечества способствовала развитию внутренних торговых связей в стране и выходу России на международный рынок.
В конце XVII в. Воронеж по уровню развития своей торговли превратился в экономический центр
Воронежский государственный технический университет
Вареников Д.А., аспирант кафедры истории и политологии
E-mail: [email protected] Тел.: (4732) 29-40-26
южной окраины Московского государства. Это подтвердило и правительство в Москве, создавшее 2 апреля 1682 г. Воронежскую епархию. Следовательно, экономическое развитие города Воронежа позволило ему из маленькой крепости превратиться в столицу южной окраины Московского государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загоровский В. П. Воронеж : историческая хроника / В. П. Загоровский. — Воронеж, 1989.
2. Панова В. И. История Воронежского края / В. И. Панова. — Воронеж, 2001.
3. Шевченко М. М. Социально-экономическая характеристика Воронежской губернии в эпоху разложения и кризиса феодализма / М. М. Шевченко. — Воронеж, 1987.
4. Воронеж в документах и материалах / под ред. В. В. Кудинова. — Воронеж, 1987.
5. Вейнберг Л. Б. Город Воронеж : исторический очерк Воронежа / Л. Б. Вейнберг. — Воронеж : Типография губернского правления, 1886.
Voronezh State Technical University VarenikovD. A., Postgraduate Student of the History and Political Science Department
E-mail: [email protected] Tel.: (4732) 29-40-26
202
ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2009. № 2