Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ ЗАСУЛАКСКИХ КУМЫКОВ С САЛАТАВСКИМИ АВАРЦАМИ В XVIII ВЕКЕ'

ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ ЗАСУЛАКСКИХ КУМЫКОВ С САЛАТАВСКИМИ АВАРЦАМИ В XVIII ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северо-Восточный Кавказ / Терско-Сулакское междуречье / этнокультурные связи / народы / салатавцы / Засулакская Кумыкия / Кизляр / Northeast Caucasus / Tersk-Sulak interfluve / ethnocultural relations / peoples / Salatavians / Zasulak Kumykia / Kizlyar

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беркиханов Меджид Султанмурадович, Рабаданова Альбина Умалатовна

В статье рассматриваются этнокультурные и политические связи засулакских кумыков с салатавцами в XVIII столетии. Авторы констатируют, что засулакские кумыки, вкупе с салатавскими аварцами, в судьбоносные периоды истории Дагестана принимали участие в героическом противостоянии дагестанских народов против иноземных агрессоров – персидских шахов, османских завоевателей и их вассалов – крымских ханов. Авторы, в тоже время отмечают, что во взаимоотношениях между кумыкскими князьями и обществами Салатавии бывали и случаи конфликтных эпизодов, вызванных несвоевременной выплатой последними дани засулакским князьям, в отношении которых он находились в зависимости. Как правило, подобные конфликты находили мирное разрешение, ибо достаточно были тесны этнокультурные связи между северными кумыками и салатавцами. Авторами отдельно акцентируется внимание на династических связях кумыкских правителей с аварскими ханами. Факты свидетельствуют, что кумыкские и аварские правители в периоды иноземных нашествий выступали единым фронтом против врагов. В статье приводятся сведения о посреднической деятельности кумыкских правителей в политических взаимоотношениях ханов Аварии с сопредельными великими державами того времени. В статье делается вывод, что в XVIII столетии, вследствие интенсивного развития торгово-экономических взаимоотношений между салатавцами и засулакскими кумыками, происходило упрочение взаимных контактов во всех сферах духовной и материальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беркиханов Меджид Султанмурадович, Рабаданова Альбина Умалатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF POLITICAL AND ETHNOCULTURAL RELATIONS OF THE ZASULAK KUMYKS WITH THE SALATAVA AVARS IN THE XVIII CENTURY

The article examines the ethnocultural and political ties of the Zasulak Kumyks with the Salatavians in the XVIII century. The authors state that the Zasulak Kumyks, together with the Salatava Avars, in different fateful periods of Dagestan's history, took part in the heroic confrontation of the Dagestani peoples against foreign aggressors – the Persian shahs, the Ottoman conquerors and their vassals – the Crimean khans. At the same time, the authors note that in the relationship between the Kumyk princes and the societies of Salatavia, there were also cases of conflict episodes caused by the late payment of tribute by the latter to the Zasulak princes, in respect of whom he was dependent. As a rule, such conflicts were peacefully resolved, because the ethnocultural ties between the northern Kumyks and the Salatavians were quite close. The authors also pay special attention to the dynastic ties of the Kumyk rulers with the Avar khans. The facts show that the Kumyk and Avar rulers acted as a united front against the enemies during periods of foreign invasions. The article provides information about the mediation activities of the Kumyk rulers in the political relations of the Khans of the Accident with the neighboring great powers of that time. The article concludes that in the XVIII century, due to the intensive development of trade and economic relations between the Salatavians and the Zasulak Kumyks, mutual contacts between them in all spheres of spiritual and material culture were strengthened.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ ЗАСУЛАКСКИХ КУМЫКОВ С САЛАТАВСКИМИ АВАРЦАМИ В XVIII ВЕКЕ»

9. Rossabi M. Ming China and Turfan, 1406-1517.// Central Asiatic Journal. - 1972. - № 3. - Vol. 16. - P.P. 206-225.

10. Rajkai, Zsombor. Japanese and Chinese Research on the Timurid - Ming Chinese Contacts // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. - 2010. - Vol. 63. - №>1. (March)..

АТАЖАНОВ ФИРДАВС ФАРХОДОВИЧ - аспирант, кафедра истории и культуры, Шэньсийский педагогический университет (КНР, Шэньси, Сиань) (firdavsatazhanov@gmail.com).

ATAZHANOV, FIRDAVS F._- PhD student, Department of History and Culture, Shaanxi Pedagogical University (China, Shaanxi, Xi'an) (firdavsatazhanov@gmail .com).

УДК 94(470.67)«17» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-23-27

БЕРКИХАНОВ М.С., РАБАДАНОВА А.У. ИЗ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ ЗАСУЛАКСКИХ КУМЫКОВ С САЛАТАВСКИМИ АВАРЦАМИ В XVIII ВЕКЕ

Ключевые слова: Северо-Восточный Кавказ, Терско-Сулакское междуречье, этнокультурные связи, народы, салатавцы, Засулакская Кумыкия, Кизляр.

В статье рассматриваются этнокультурные и политические связи засулакских кумыков с салатавцами в XVIII столетии. Авторы констатируют, что засулакские кумыки, вкупе с салатавскими аварцами, в судьбоносные периоды истории Дагестана принимали участие в героическом противостоянии дагестанских народов против иноземных агрессоров - персидских шахов, османских завоевателей и их вассалов - крымских ханов. Авторы, в тоже время отмечают, что во взаимоотношениях между кумыкскими князьями и обществами Салатавии бывали и случаи конфликтных эпизодов, вызванных несвоевременной выплатой последними дани засулакским князьям, в отношении которых он находились в зависимости. Как правило, подобные конфликты находили мирное разрешение, ибо достаточно были тесны этнокультурные связи между северными кумыками и салатавцами. Авторами отдельно акцентируется внимание на династических связях кумыкских правителей с аварскими ханами. Факты свидетельствуют, что кумыкские и аварские правители в периоды иноземных нашествий выступали единым фронтом против врагов. В статье приводятся сведения о посреднической деятельности кумыкских правителей в политических взаимоотношениях ханов Аварии с сопредельными великими державами того времени. В статье делается вывод, что в XVIII столетии, вследствие интенсивного развития торгово-экономических взаимоотношений между салатавцами и засулакскими кумыками, происходило упрочение взаимных контактов во всех сферах духовной и материальной культуры.

BERKIKHANOV, MS., RABADANOVA, A.U. FROM THE HISTORY OF POLITICAL AND ETHNOCULTURAL RELATIONS OF THE ZASULAK KUMYKS WITH

THE SALATAVA AVARS IN THE XVIII CENTURY

Key words: Northeast Caucasus, Tersk-Sulak interfluve, ethnocultural relations, peoples, Salatavians, Zasulak Kumykia, Kizlyar.

The article examines the ethnocultural and political ties of the Zasulak Kumyks with the Salatavians in the XVIII century. The authors state that the Zasulak Kumyks, together with the Salatava Avars, in different fateful periods of Dagestan's history, took part in the heroic confrontation of the Dagestani peoples against foreign aggressors - the Persian shahs, the Ottoman conquerors and their vassals - the Crimean khans. At the same time, the authors note that in the relationship between the Kumyk princes and the societies of Salatavia, there were also cases of conflict episodes caused by the late payment of tribute by the latter to the Zasulak princes, in respect of whom he was dependent. As a rule, such conflicts were peacefully resolved, because the ethnocultural ties between the northern Kumyks and the Salatavians were quite close. The authors also pay special attention to the dynastic ties of the Kumyk rulers with the Avar khans. The facts show that the Kumyk and Avar rulers acted as a united front against the enemies during periods of foreign invasions. The article provides information about the mediation activities of the Kumyk rulers in the political relations of the Khans of the Accident with the neighboring great powers of that time. The article concludes that in the XVIII century, due to the intensive development of trade and economic relations between the Salatavians and the Zasulak Kumyks, mutual contacts between them in all spheres of spiritual and material culture were strengthened.

В исторической литературе Терско-Сулакским междуречьем называют область СевероВосточного Кавказа, расположенную между дельтой Терека и северными отрогами Андийского хребта. Будучи уникальным, данный субрегион представляет с историко-этнографической точки зрения значимый интерес для ученых: на протяжении многих столетий здесь проистекала развития коммуникация между различными по генезису, профилям хозяйственной активности и уровню исторического развития этническими общностями.

На направление, характер этнокультурных связей этнических групп Терско-Сулакского междуречья Дагестана в XVIII в. - салатавцев, чеченцев-аккинцев и северных кумыков, наравне с политическими, экономическими, социально-географическими факторами, бесспорно, оказывали воздействие и традиционные исторические взаимоотношения между аварцами, кумыками и чеченцами в целом. Засулакские кумыки, будучи тюркоязычным населением Терско-Сулакской низменности, в силу спектра историко-географических факторов в культурном, политическом и экономическом отношении выдвинулись в число передовых групп населения северокавказского региона. Это во многом предопределило весомую роль засулакских кумыков, проживавших по

соседству с ауховцами и салатавцами, в формировании специфики их языка, культуры, образа жизни. Как следствие этого в Северном Дагестане отчетливо обнаружились разнообразные формы межэтнического взаимодействия, что доказывает умозаключение исследователей о том, «на отдельных этапах истории народа в зависимости от того, какой из факторов становился ведущим, контакты в культуре могли складываться весьма своеобразно и отражать этнические явления различного порядка (ассимиляция, консолидация, интеграция)» [1, с. 89]. История свидетельствует, что засулакские кумыки, вкупе с салатавскими аварцами, принимали активное участие в борьбе народов Дагестана против иноземных завоевателей - османов, персов и др.

В контексте исследуемого вопроса будет уместно сказать о многовековых династических связях, существовавших между кумыкскими и аварскими правителями. Так, в связи с событиями, связанными с походом царского воеводы И.М. Бутурлина в Дагестан, шамхал Сурхай II после овладения неприятелем в 1604 г. его столицы в Тарках, нашел убежище у аварского нуцала [2, с. 43]. Главный руководитель борьбы против войск И.М. Бутурлина Султан-Мут Эндиреевский в начале XVII в. заключил военно-политический союз с ханом Аварии. Затем этот союз в 1604 г., был скреплен браком Султан-Мута на ханской дочери [3, с. 6]. Хан Умма-хан Аварский (1774 -1801), имел двух супруг с кумыкскими именами: Гийли-бике и Кистаман [4, с. 36]. Несколько выходя за хронологические рамки данного исследования, отметим, что замужем за Абу-Муселим-хан шамхала Тарковского (1836 - 1860) была Султанат-бике - дочь хана Султан-Ахмедхана Аварского. Очевидно, что династические связи кумыкских и аварских правителей, скрепленные браками, в первую очередь, диктовались политическими соображениями. Думается, ярким примером тому может служить история с вышеназванной нами дочерью хана Султанат-бике, которая славилась своей красотой. По сведениям Н.А. Окольничего, хан Аслан-хан Казикумухский хотел взять в жены за своего сына Султанат-бике, получив на это предварительное согласие её матери Баху-бике. Но затем «ханша Баху-бике разочла, что последний жених (Абу-Муселим-хан Тарковский. - М. Б., А.Р.) богаче, сильнее и ближе к Аварии и, следовательно, во всех отношениях выгоднее первого, изменила свое намерение и выдала Султанат за шамхала» [5, с. 367]. Шамсуддин Тарковский (1860 - 1867) - последний из шамхалов, сын Абу-Муселим-хана, выступал главным претендентом на аварский престол [5, с. 39].

Следует указать, что установившиеся тесные связи между кумыкскими правителями и Салатавским союзом сельских обществ зафиксированы в дошедших до нас исторических документах. Так, в одном из них говорится, что когда избирали шамхалов на престол в Тарках, их нукеры отправлялись в Чиркей с целью пригласить на церемонию влиятельных лиц из Салатавии. Как свидетельствуют документы, в Чиркее, после подготовки писем, отсюда отправляли юношей в Салатавию. Здесь же, в селах собирали по 2-3 чел. для Чиркея. Затем уже в самом Чиркее одного из чиркейцев назначали главой, после чего все эта делегация направлялась туда, откуда получила приглашение. Прибыв на место, по обычаю, салатавцы резали овец, коз и крупнорогатый скот, и затем с мастерством разделывали их туши и клали мясо каждого зарезанного животного по отдельности. Пробыв у недавно вступившего на престол Тарковского шамхала одну неделю, салатавцы получив от него, как требовал обычай немалые дары, возвращались домой [6, с. 86].

Влиятельных лиц из Салатавии нередко приглашали в Кумыкию для разрешения судебных тяжб, имевших место среди кумыкских правителей. Так, эндиреевский правитель Бамат Айдемиров в письме от 3 апреля 1765 г., адресованному коменданту Кизляра ген.-майору Н.А. Потапову проявлял недовольство действиями костековского воеводы Алиша Хамзина и писал, что «судили нас аксайские и салатавские старшины» [7, с. 26].

В рассматриваемый период часто враждовавшие между собой засулакские князья вовлекали в свои междоусобицы салатавцев. Как писал А. М. Буцковский, «сим князьям платят они (салатавские аварцы. -М. Б., А.Р.) дань баранами и хлебом и обязаны по вызову сопровождать оных в воинственных походах и всегдашней быть готовности к посылкам, платя сверх того за земли малую часть деньгами» [8, с. 143]. Так, в 1765 г. ополченцев из Салатавии привлек на свою сторону князь Темир Эндиреевский, планировавший напасть с целью разорения на владение другого князя Султанбека Аксаевского [9, с. 180-181]. В 60-х - начале 70-х гг. XVIII в., в междоусобной борьбе крупных владетелей Дагестана уцмия Амир-Хамзы, Алиша Хамзина Костековского, Темира Хамзина Эндиреевского, Магомед-Нуцал-хана Аварского, против шамхала Тарковского Муртазали, салатавцы выступили на стороне коалиции [10, с. 40].

Следует отметить, что участие салатавцев в этих междоусобицах не было бескорыстным: они получали некоторые преференции при выплате налогов кумыкским правителям. Так, в документе, хранящимся в Научном архиве Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН, «Записки о правах и преимуществах господствующих групп населения, об адатах и управлении жителей Присулакского наибства (XVIII - XIX вв.)» говорится, что «земли, которыми они (жители селения Чирюрт. - М. Б., А.Р.) пользовались, были отданы им отделившимися сыновьями шамхалов (ныне беки кумыкской плоскости) на таком же ясачном праве, на каком пользовались чиркеевцы, данными им андреевскими беками семью горами, ясак этот вследствие услуг, оказанных чирюртовцами своим бекам во время неурядиц с шамхалами, почти никогда не брался с них и в настоящее время, хотя они считаются узденями аксаевских беков Уцмиевых, но никакого ясака им не платят и освобождены от него самим временем» [11, л. 2].

Ополчение Салатавского союза сельских обществ нередко участвовало и в военных действиях, имевших общедагестанский характер. Салатавские аварцы являлись на сражения «конно, пеше и оружно» [6, с. 86]. Думается, что салатавцы принимали участие в отражении вторгшихся в Дагестан царских войск весной 1594 г. под командованием воеводы А.И. Хворостина. Тот планировал «сделать шамхалу «великое утеснение», отняв у него столичный город Тарки» [12, с. 15]. Как писал военный историк XIX в. В.А. Потто: «тарковцы и аварцы накидывались на них (русских. -М. Б., А.Р.), как голодные волки, и их отчаянные вопли надрывали сердца московских ратников» [3, с. 12]. Финалом битвы был разгром царских войск А.И. Хворостинина в Кумыкской плоскости. Подобное стало возможным в результате консолидации местных сил при участии салатавских аварцев под предводительством шамхала Тарковского Сурхая II [12, с. 16]. Не остались в стороне салатавские аварцы и в период похода в Дагестан царского воеводы И.М. Бутурлина в 1604 г. В тревожный час Султан-Муту Эндиреевскому -главному руководителю борьбы против войск воеводы царя Бориса Годунова И.М. Бутурлина, удалось консолидировать силы «всеми кумыцкими и горскими людьми всех земель...» и разгромить неприятеля у берегов Сулака [13, с. 480].

В августе 1741 г. салатавцы вкупе с гумбетовцами, костековцами и эндиреевцами принимали участие в освободительной борьбе против Надир-шаха Афшара. Как писал академик П.Г. Бутков, они «принудили шаха по потере от 300 до 400 персиян с поспешностью в лагерь возвратиться» [14, с. 214]. В отместку за дерзкие нападения на шахские войска, Надир-шах принял решение жестоко наказать эндиреевцев и окрестные народы, в том числе салатавцев. Однако военные приготовления России, готовой защитить своих подданных - засулакских кумыков, охладило пыл «Грозы Вселенной». Получив в июле 1742 г. известие, что 40-тыс. русское войско направлено к Кизлярской крепости, Надир-шах отказался от идеи идти на Эндирей [15, с. 184].

Одним из итогов Персидского похода Петра I стало присоединение Засулакских феодальных владений к Российской империи, что оградило их от противостояния с Персией и Османской империей, стремившихся к доминированию в регионе в целом. Это событие имело также немаловажное значение и для салатавских аварцев. Здесь можно говорить о наступлении новой исторической фазы в их развитии и формировании отношений с соседними народами. Последующие события показали, что салатавцы, наряду со значительной частью северных кумыков, оказали сопротивление петровским войскам. Несмотря на успешность Персидского похода Петра I, поддержку и лояльность, проявленную большинством местных правителей, тем не менее, и были те, кто оказал вооруженное сопротивление императорской армии. Так, в 1722 г. эндиреевские правители Чопан и Айдемир выступили против продвижения войск Петра I через их владения. Итог противостояния был плачевным: Эндирей был разгромлен, сожжен и опустошен, часть жителей перебита [16, с. 39]. В июне 1733 г. в Дагестан вторгся вассал Османской империи крымский хан Каплан-Гирей. В этот период шла война между турками и персами. В сложившейся сложной обстановке некоторая часть засулакских кумыков - аксаевцы, эндиреевцы, «черкейцы, субутцы (жители с. Зубутли. -М. Б., А.Р.) и атлукцы, Кумбетинской деревни обыватели, андейцы и аварцы и все тавлинцы к крымцам пристали» [17, с. 17].

Кавказская политика Российской империи в конце XVIII столетия вступает в активную фазу. В связи с этим следует отметить, что в северокавказском регионе опорным пунктом Российской империи в этот период был город Кизляр, который в 1785 г. приобретает статус военно-административного центра края. Не случайно большинство из правителей Дагестана тогда

стремились вступить в подданство России. Известный дагестанский исследователь Г.Х. Ичалов в своем очерке «Особенности развития Салатавии» писал: «Кумыкские князья и шамхал Тарковский в 1793 году были приведены «в вечное подданство России»... Что же касается салатавских сел в рассматриваемое время, то они не входили ни в состав владений кумыкских князей, ни в состав Аварского ханства, хотя формально считалось, что отдельные села находятся в некоторой зависимости от кумыкских князей» [18, л. 23].

Следует указать, что временами бывали и осложнения во взаимоотношениях кумыкских князей с Салатавским союзом сельских обществ. В основном конфликтные ситуации возникали в связи с вопросами взимания дани с салатавцев. С одной стороны, засулакские князья порой повышали её размеры, стремясь получить больше доходов, с другой - салатавцы были не прочь полностью избавиться от выплаты дани. Однако не исключено, что отдельные салатавские аулы вовсе метили на достаточно пространные территории Северной Кумыкии. В этих обстоятельствах российские военные власти в лице кизлярских комендантов выбирали сторону кумыкских правителей. Это, естественно, ибо засулакские князья являлись верноподданными российской короны, находились на царской службе, получали чины, жалованье, звания и т.д. [19, с. 73].

Между чиркеевцами и засулакскими князьями при посреднической миссии коменданта Кизляра А.М. Куроедова в 1782 г. было заключено соглашение по-поводу регулирования конфликтной ситуации в связи с порядком осуществления выпаса скота на пастбищах Кумыкской плоскости и организации податных выплат. В договоре предписывалось «чиркеевцам, как старшинам, так и народу, быть в повиновении у андреевских владельцов ни как инак, а так как предки их находились - положенные подати платить, как искони определено. И никак тому не противиться под опасением чувствительного штрафа» [20, с. 172]. При этом согласно договору и засулакским князьям предписывалось «не отягощать и не теснить» чиркеевцев.

Население Терско-Сулакского междуречья было вовлечено в тесную оживленную торговлю, здесь же происходил обмен и купля-продажа продуктов животноводства, земледелия, фруктов, ремесленных товаров. Местные рынки Дылыма, Эндирея, Буртуная были наполнены товарами, завезенными из горных районов Дагестана, Кизлярской крепости, Чечни, Кабарды, Астрахани. В торговле постепенно на первый план выдвигались хозяйственные связи с русским населением. Как известно, русскими были освоены передовые методы аграрного производства. В этом плане русское население оказало весомое воздействие на засулакских кумыков, ауховских чеченцев, салатавцев, которые инициировали внедрение в аграрную отрасль новых культур, использование более современных для того времени орудий производства. Также происходили изменения в животноводческой отрасли, где совершенствовали породность мелкорогатого и крупнорогатого скота.

Таким образом, в завершение изложенного материала, мы можем констатировать, что торгово-экономические связи между салатавскими аварцами и северными кумыками в рассматриваемый период, приобретая заметные изменения, приняли интенсивный характер, что, безусловно, способствовало упрочению аварско-кумыкских взаимоотношений во всех сферах духовной и материальной культуры. Именно к XVIII в. следует отнести возникновение в обычаях, пище, одежде, интерьере домов, жилищном строительстве салатавских аварцев многих явлений, в немалой степени модифицировавших в дальнейшем их традиционный культурно-бытовой уклад.

Литература и источники

1. Сергеева Г.А. Межэтнические связи народов Дагестана во второй половине Х1Х-ХХ в. (этноязыковые аспекты) // Кавказский этнографический сборник. Т.1Х. - М.: Наука, 1988.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 11. - Калуга: «Золотая Аллея», 1993.

3. Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т.1. - СПб: Из книжн. склада В.А. Березовского, 1887.

4. Феодальные отношения в Дагестане XIX - начало ХХ в.: Архивные документы / Сост. Х.-М. Хашаев. - М.: Наука, 1969.

5. Окольничий Н.А. Перечень последних военных событий в Дагестане (1843 г.) // Военный сборник. - 1859. - № 1.

6. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII - XIX вв. / Сост. Т.М. Айтберов. В 2-х частях. Ч. I. -Махачкала: Издательство ДГУ, 1999.

7. Айтберов Т.М. К истории аварцев Терско-Сулакского междуречья. - Махачкала: АЛЕФ, 2015.

8. Буцковский А.М. Выдержки из описания Кавказской губернии // История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв. Архивные материалы. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1958.

9. АбдусаламовМ.-П.Б. Взаимоотношения засулакских феодальных владений с обществами Северного Дагестана и СевероВосточной Чечни в XVIII веке// Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2012. - № 2 (22).

10. Абдусаламов М.-П.Б. Междоусобицы кумыкских владетелей в XVIII веке // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - Вып. 53. - № 34.

11. Научный архив Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук (НА ИИАЭ ДФИЦ РАН). Ф. 5. Оп. 1. Д. 79.

12. Абдусаламов М.-П.Б. Шамхальство Тарковское в политике России на Кавказе в конце XVI - первой половине XVII в. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3(59). - Т. 1.

13. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Материалы, извлеченные из Московского главного архива Министерства иностранных дел. Вып. 1 (1578-1613 гг.). - М., 1889.

14. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. Ч. 1. - СПб: Тип. Имп. АН, 1869.

15. Абдусаламов М. -П.Б. Политические связи засулакских феодальных владетелей с Россией в период походов Надир-шаха в Дагестан (1734 - 1745 гг.) // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - №1.

16. Абдусаламов М. -П. Б., Чекулаев Н.Д. Из истории Персидского похода Петра I: битва под Эндиреем 1722 г. // Гуманитарные науки в Сибири. - 2015. - Т. 22. - №4.

17. Рабаданова А.У. Народы Дагестана и Чечни во второй половине XVIII -начале XIX в. - Махачкала, 2017. - 178 с.

18. НА ИИАЭ ДФИЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 270.

19. Абдусаламов М.-П.Б. Взаимоотношения кумыкских феодальных владений с обществами Северного Дагестана в XVIII в.// Вестник Воронежского государственного технического университета. Сер.: «Гуманитарные науки». - 2012. - Т. 7. - № 12-3.

20. Русско-дагестанские отношения в XVIII - начале XIX в. М.: Наука, 1988.

References and Sources

1. Sergeeva G.A. Mezhetnicheskie svyazi narodov Dagestana vo vtoroj polovine XIX-XX v. (etnoyazykovye aspekty) // Kavkazskij etnograficheskij sbomik. T.IX. - M.: Nauka, 1988.

2. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo. T. 11. - Kaluga: «Zolotaya Alleya», 1993.

3. Potto V.A. Kavkazskaya vojna v otdel'nyh ocherkah, epizodah, legendah i biografiyah. T.1. - SPb: Iz knizhn. sklada V.A. Berezovskogo, 1887.

4. Feodal'nye otnosheniya v Dagestane XIX - nachalo HH v.: Arhivnye dokumenty / Sost. H.-M. Hashaev. - M.: Nauka, 1969.

5. Okol'nichij N.A. Perechen' poslednih voennyh sobytij v Dagestane (1843 g.) // Voennyj sbornik. - 1859. - № 1.

6. Hrestomatiya po istorii prava i gosudarstva Dagestana v XVIII - XIX vv. / Sost. T.M. Ajtberov. V 2-h chastyah. Ch. I. - Mahachkala: Izdatel'stvo DGU, 1999.

7. Ajtberov T.M. K istorii avarcev Tersko-Sulakskogo mezhdurech'ya. - Mahachkala: ALEF, 2015. S. 26.

8. Buckovskij A.M. Vyderzhki iz opisaniya Kavkazskoj gubernii // Istoriya, geografiya i etnografiya Dagestana XVIII - XIX vv. Arhivnye materialy. -M.: Izd-vo vost. lit-ry, 1958.

9. Abdusalamov M.-P.B. Vzaimootnosheniya zasulakskih feodal'nyh vladenij s obshchestvami Severnogo Dagestana i Severo-Vostochnoj Chechni v XVIII veke// Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2012. - № 2 (22).

10. Abdusalamov M.-P.B. Mezhdousobicy kumykskih vladetelej v HVIII veke // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. -Vyp. 53. - № 34.

11. Nauchnyj arhiv Instituta istorii, arheologii i etnografii Dagestanskogo federal'nogo issledovatel'skogo centra Rossijskoj akademii nauk (NA IIAE DFIC RAN). F. 5. Op. 1. D. 79.

12. Abdusalamov M.-P.B. Shamhal'stvo Tarkovskoe v politike Rossii na Kavkaze v konce XVI - pervoj polovine XVII v. // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 3(59). - T. 1.

13. Belokurov S.A. Snosheniya Rossii s Kavkazom. Materialy, izvlechennye iz Moskovskogo glavnogo arhiva Ministerstva inostrannyh del. Vyp. 1 (1578-1613 gg.). - M., 1889.

14. Butkov P.G. Materialy dlya novoj istorii Kavkaza s 1722 po 1803 god. Ch. 1. - SPb: Tip. Imp. AN, 1869.

15. Abdusalamov M.-P.B. Politicheskie svyazi zasulakskih feodal'nyh vladetelej s Rossiej v period pohodov Nadir-shaha v Dagestan (1734 - 1745 gg.) // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2013. - №1.

16. Abdusalamov M.-P. B., Chekulaev N.D. Iz istorii Persidskogo pohoda Petra I: bitva pod Endireem 1722 g. // Gumanitarnye nauki v Sibiri. - 2015. - T. 22. - №4.

17. Rabadanova A.U. Narody Dagestana i Chechni vo vtoroj polovine XVIII -nachale HIH v. - Mahachkala, 2017. - 178 s.

18. NA IIAE DFIC RAN. F. 3. Op. 1. D. 270.

19. Abdusalamov M.-P.B. Vzaimootnosheniya kumykskih feodal'nyh vladenij s obshchestvami Severnogo Dagestana v XVIII v.// Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser.: «Gumanitarnye nauki». - 2012. - T. 7. - № 12-3.

20. Russko-dagestanskie otnosheniya v XVIII - nachale XIX v. М., 1988.

БЕРКИХАНОВ МЕДЖИД СУЛТАНМУРАДОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, ДГУНХ (berk.mejid.007@mail.ru).

РАБАДАНОВА АЛЬБИНА УМАЛАТОВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, ДГУНХ (rabadanova85@mail.ru).

BERKIKHANOV, MEDJID S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Humanities of the DGUNH. RABADANOVA, ALBINA U. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Humanities of the DGUNH.

УДК 94(47).07: 392.3 БОГ 10.24412/2308-264Х-2024-1-27-31

БЕССОНОВА Т.В.

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ КАЗАНСКИХ МЕЩАН

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Ключевые слова: мещанство, семейные отношения, российский город, внутрисемейные конфликты и эмоции, традиционное общество.

В статье рассматривается сфера внутрисемейных отношений у казанских мещан первой половины XIX в. Отношения между супругами были неравноправными и нередко сопровождались конфликтами, разбиравшимися на официальном уровне. Большинство семейных конфликтов представляли собой протесты против насилия, часто возникавшего на фоне пьянства. Другим источником взаимных обид и претензий были вопросы собственности и материального обеспечения семьи. Исследование вопроса дает возможность утверждать, что, несмотря на патриархальный характер семейных отношений в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.