Научная статья на тему 'Из истории образования Гулистанского государственного университета'

Из истории образования Гулистанского государственного университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДИНСТИТУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ГОЛОДНАЯ СТЕПЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Расулова Мафтуна Абдували Кизи

В статье раскрывается история создания первого высшего учебного заведения в Голодной степи, приводятся сведения о первом руководящем и педагогическом составе Сырдарьинского госпединститута, переформированного затем в Гулистанский госуниверситет. Сырдарьинский госпединститут был первым высшим учебным заведением в Голодной степи, после освоения которой требовались педагогические кадры для учебных заведений, построенных во вновь образованных на целине городах и поселках. Педагогические кадры для нового института были направлены из других вузов республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории образования Гулистанского государственного университета»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛИСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Расулова М. А.

Расулова Мафтуна Абдували кизи - студент, направление: история, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается история создания первого высшего учебного заведения в Голодной степи, приводятся сведения о первом руководящем и педагогическом составе Сырдарьинского госпединститута, переформированного затем в Гулистанский госуниверситет. Сырдарьинский госпединститут был первым высшим учебным заведением в Голодной степи, после освоения которой требовались педагогические кадры для учебных заведений, построенных во вновь образованных на целине городах и поселках. Педагогические кадры для нового института были направлены из других вузов республики.

Ключевые слова: пединститут, педагогические кадры, Голодная степь, высшее учебное заведение, университет.

Начиная с 50-х годов XX века в Голодной степи начались большие преобразования по освоению целинных и залежных земель, по ирригации и мелиорации, сооружению гидротехнических сооружений и строительству. В результате проделанной работы в Голодной степи, про которую говорили: «если человек пройдет - сгорят его ноги, если птица пролетит - сгорят ее крылья», за исторически короткий срок возникли города и поселки, построены предприятия, театры и кинотеатры, дома культуры, школы, средние специальные учебные заведения и одно высшее учебное заведение. В 1963 году в Голодной степи была образована Сырдарьинская область [1, с. 3].

Для обеспечения потребностей областных школ педагогическими кадрами, согласно приказа Министерства высшего и среднего специального образования Узбекистана «Об образовании новых учебных заведений» за № 120 от 12 апреля 1966 года, начиная с 1966-67 учебного года в поселке Сырдарья был создан Сырдарьинский государственный педагогический институт. В нем были созданы несколько кафедр и приняты первые студенты по 4 специальностям: узбекский язык и литература, русский язык и литература, казахский язык и литература, иностранные языки.

Как известно из истории, в те годы вся работа проводилась под руководством партии. Главенствующая идеология Компартии имела большое значение и влияние в идеологической, культурной и другой сферах. В те годы было много партийных сотрудников, отличавшихся своими организаторскими, руководящими качествами. В

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 2 (13). 2017 | 32 |

различных учреждениях, организациях, на предприятиях на руководящих должностях работали в основным назначенные партией кадры. Сырдарьинский обком партии рекомендовал на должность ректора вновь организованнного СГПИ начальника отдела агитации и пропаганды, кандидата исторических наук Абдунабиева Абдулло Гулямовича.

10 июля 1966 года умер народный поэт Узбекистана, академик Гафур Гулям. В целях увековечения памяти поэта, имея ввиду большой вклад, который внес Гафур Гулям в развитие культуры и литературы, ЦК КП Узбекистана и правительство республики приняли постановление «Об увековечении памяти Гафура Гуляма», в котором в частности говорилось о том, чтобы Сырдарьинскому государственному педагогическому институту присвоить имя Гафура Гуляма [2, с. 1].

Министерство высшего и среднего специального образования республики в целях организацими учебно-воспитательной работы во вновь созданном вузе, направило сюда ряд ученых для руководящих должностей и преподавателей: из Бухарского ГПИ -к.филол.н., доцента Н. Т. Пак, к.ист.н., доцента Джиянходжаева С., к.техн.н., доц. Бойбутаева К.; из Ташкентского ГПИ имени Низами - к.филол.н. Мирзаахмедова М., аспиранта Тургунова К., Суванова О., Икрамова О.Н.; из Ташкентского ГПИИЯ - Галина И. А.; из СамГУ - А. Даниярова, из ТашГУ - А.Каттабекова; из РПИРЯиЛ - Расулова К.,

H. А. Колесникову и В. М. Колесникова и др. Среди новых преподавателей были Ш.Бакиев, Р. Бакиева, Р. Гафуров, З. Тухтаева, А. Галина, Г. П. Инчик, Т. Иванова, Б. Джолдасов, В. Судоргин, Т. Доля и др. В октябре 1966 года коллектив состоял из 32 преподавателей, а количество студентов составило - 400 человек [1, с. 6].

28 февраля 1992 года, согласно Указу Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова, Сырдарьинскому государственному педагогическому институту был присвоен статус университета и по случаю переезда из города Сырдарьи в областной центр город Гулистан он был переименован в Гулистанский государственный университет.

Список литературы

I. Жиянхужаев С. Куриц вилоятдаги муаллимлар маскани. Гулистон, 1991. 128 с.

2. Fафур Fулом хотирасини абадийлаштириш тугрисида ги Карор // "Совет

Узбекистони", 1966 йил 17 июля.

РУКОПИСЬ ВОЙНИЧА. ОДНА СТРАНИЦА НАШЕЙ ИСТОРИИ

Аничкин Н. М.

Аничкин Николай Матвеевич /Лтеккт Шко1а] Ма^ееугеИ - пенсионер, г. Красногорск, Московская обл.

Аннотация: проведенный анализ одного из рисунков рукописи с высокой степенью достоверности показал, что каждый фрагмент рисунка несет в себе конкретный определенный смысл, который подкрепляется конкретными историческими данными и реальными фактами. В целом, проведенный анализ подтвердил выдвинутое ранее предположение о том, что данная рукопись была изготовлена на территории современной России. Анализ показал также, что данная рукопись является единственным достоверным и полным источником, в котором дано описание государственного образования на территории Евроазиатского материка на рубеже 15-16 веков.

Ключевые слова: анализ, фрагмент, Тартария, история, Кайлас.

| 33 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 2 (13). 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.