Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ГРАФА АРАКЧЕЕВА КАДЕТСКОГО КОРПУСА'

ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ГРАФА АРАКЧЕЕВА КАДЕТСКОГО КОРПУСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ / ДОМАШНИЙ УСТАВ / ФРОНТОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CADET CORPS / MILITARY GYMNASIUM / HOUSE CHARTER / FRONT TRAINING / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кильянова Л. В.

Статья посвящена возникновению и развитию системы закрытых военно-учебных заведений России (на примере нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса). Рассмотрены история становления Нижегородского корпуса от истоков, его деятельность как военной гимназии, последние дни существования кадетского корпуса и перевод данного учебного заведения в другой статус после событий Октябрьской революции 1917 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the emergence and development of a system of the closed military schools of Russia (on an example of the Nizhny Novgorod count Arakcheev of a cadet corps). The author of the article describes the last days of existence of a cadet corps and transferring of this educational institution to the other status after the events of the October revolution of 1917.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ГРАФА АРАКЧЕЕВА КАДЕТСКОГО КОРПУСА»

да в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения является приоритетной. В тех странах, где принцип приоритетности образовательной среды обеспечивается материальными предпосылками, организационно-административными мерами, социальными и кадровыми средствами, наблюдается экономический и научно-технический прогресс. В нашем случае принцип приоритетности образовательной среды во многом обеспечивался земскими учреждениями. Но для этого потребовался длительный период развития самих земских учреждений и создание условий

в самом общественном организме, формирование соответствующего социального заказа.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем : монография / В. П. Беспалько. — Воронеж : Изд-во Воронеж ун-та, 1977.

2. Демков, М. И. Краткая история педагогики / М. И. Дем-ков. — М., 1917.

3. Равкин, 3. И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований / 3. И. Равкин. — М. : РАО, 1993. — 257 с.

ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ГРАФА АРАКЧЕЕВА КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Л. В. КИЛЬЯНОВА, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей педагогики НГПУ им. К. Минина kilyanowa ©yandex.ru

Статья посвящена возникновению и развитию системы закрытых военно-учебных заведений России (на примере нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса). Рассмотрены история становления Нижегородского корпуса от истоков, его деятельность как военной гимназии, последние дни существования кадетского корпуса и перевод данного учебного заведения в другой статус после событий Октябрьской революции 1917 года.

The article is devoted to the emergence and development of a system of the closed military schools of Russia (on an example of the Nizhny Novgorod count Arakcheev of a cadet corps). The author of the article describes the last days of existence of a cadet corps and transferring of this educational institution to the other status after the events of the October revolution of 1917.

Ключевые слова: военные учебные заведения, кадетский корпус, военная гимназия, Домашний устав, фронтовое обучение, нравственное воспитание

Key words: military educational institutions, cadet corps, military gymnasium, House charter, front training, moral education

Известно, что первые кадетские корпуса — средние общеобразовательные закрытые военные учебные заведения — первоначально возникли в Пруссии в 1653 году как школы для подготовки дворянских детей к военной службе со сроком обучения 7 лет.

В России система военно-учебных заведений ведет свою историю со времен Петра I, когда были созданы технические училища различного профиля, в том числе по подготовке специалистов по артиллерийскому и морскому делу. Первый кадетский корпус был открыт в России в 1732 году в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б. К. Миниха. С 1743 года он носит название Сухопутный шляхетский корпус, а с 1800-го — 1-й Санкт-Петербургский корпус кадет [6]. Надо отметить, что в XVIII веке в кадетских корпусах готовили не только военных, но и дипломатов, судей, гражданских чиновников и др.

Во времена правления Анны Иоаннов-ны знания юношей в 16 лет проверял Сенат. Учащиеся кадетских корпусов сдавали экзамен в Петербурге перед членами Военной коллегии или в гарнизонах и городах перед губернаторами, комендантами и другими вышестоящими людьми.

В начале 1830 года по указанию Николая I был составлен проект учреждения губернских кадетских корпусов с целью получения образования малолетними дворянами и воспитания их для военной службы в непосредственной близости от своих семей. Первоначально намечались следующие города: Новгород, Тула, Тамбов, Полоцк, Полтава, Елизаветград.

На устройство Новгородского кадетского корпуса граф Аракчеев пожертвовал значительную часть своего капитала; деньги им предназначались прежде всего на содержание бедных дворянских детей Новгородской и Тверской губерний. Корпус также получил его библиотеку, насчи-

В XVIII веке в кадетских корпусах готовили не только военных, но и дипломатов, судей, гражданских чиновников и др.

тывающую более 10 тысяч томов, и многие редкие предметы: среди них находилось два хрустальных кубка, из которых в 1807 году при Тильзитском свидании пили Император Александр I и Наполеон. По высочайшему рескрипту царя каждый воспитанник имел на кровати герб графа Аракчеева и надпись: «Грузинский воспитанник» (Грузино — имение графа).

Первым директором Новгородского кадетского корпуса был назначен генерал-майор А. И. Бородин; батальонным командиром — полковник Н. П. Черниц-кий. Корпус располагался в помещении штаба 4-го округа пахотных солдат (бывшие военные поселения) на правом берегу реки Мсты в 28-ми верстах от Новгорода. Торжественное открытие корпуса состоялось 15 марта 1834 года в присутствии его Высочества, Великого князя Михаила Павловича и приглашенных гостей, в том числе и графа Аракчеева.

После смерти графа Аракчеева (21 апреля 1834 года) 6 мая выходит указ, по которому Грузинская волость отдавалась во владение Новгородского кадетского корпуса, а корпус стал именоваться Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус. Корпус взял себе герб Аракчеева: на эполетах и погонах по образцу бывшего гренадерского графа Аракчеева полка должны быть вышиты буквы Г. А. Обмундирование кадет представляло следующее: мундир темно-зеленого сукна с красным воротником, обшлагами и клапанами на рукавах; темно-зеленая куртка и темно-серая шинель с красным воротником; пуговицы — желтые с гербом; кивера — с гербами в полукруглом сиянии; погоны — темно-зеленые с красною выпушкою и, как отмечалось выше, с желтой высечкой Г. А.

По высочайшему Положению о Новгородском кадетском корпусе (9 мая 1835 года) в него входило четыре роты: одна гренадерская, две мушкетерские, одна неранжированная по 100 кадет в каждой. По окончании корпуса выпускники направлялись в дворянский полк в Петербург.

Как отмечают кадеты в своих воспоминаниях, в корпусе держались долгое время патриархальные, семейные отношения между кадетами, офицерами и учителями, которые оказывали сильное нравственное воздействие на воспитанников. Всякая свободная минута проводилась среди ребят и не по обязанности, а по любви и чувству долга. И в самих ребятах воспитывались прежде всего исполнительность и ответственность как главные качества военной службы.

В кадетские корпуса старались привлечь лучших учителей, для них существовали различные льготы: сыновьям учителей давали право воспитываться в корпусе, выделялись различные награждения, строительство жилых домов осуществлялось за счет казны, учителям выделялась земля, которая затем отходила в собственность учителя, а после его смерти — жене и детям.

С правлением Александра II начинается новый период в деятельности военно-учебных заведений, направленный на усиление умственного и научного образования кадет. В апреле 1865 года стало известно, что корпус будет преобразован в военную гимназию и переедет в Нижний Новгород. Директором корпуса был назначен П. И. Носович, полковник генерального штаба, бывший кадет-новгородец. Размещалась гимназия на территории Нижегородского кремля.

С 30 августа 1866 года кадетский корпус стал существовать как Нижегородская военная гимназия, а начальники-офицеры именовались воспитателями. Вместо военного учебного заведения она становится педагогической, сохраняя лишь некоторый оттенок военного; появляются новые требования и условия воспитательной и внутренней жизни учебного заведения.

Учебные программы для военных гимназий были такими же, по каким учились в подобных учебных заведениях. Сначала было шесть классов с годичным курсом в каждом, затем с 1873 года был прибавлен

7-й класс. Особые комиссии в 1867 году определили способы преподавания отечественного языка и математики. В начале 1873/1874 учебного года были получены изданные главным управлением военно-учебных заведений программы по всем предметам в объеме полного гимназического курса. Существовали следующие предметы: Закон Божий, русский язык с церковнославянским и словесностью; французский и немецкий языки, математика, история, география, естественная история, физика, космография (математическая география), чистописание, рисование.

Учебный год начинался 16 августа и заканчивался 5 июня. Полугодовой экзамен был заменен проверочными репетициями, после которых выводились средние баллы за ту или иную часть курса. После успешного окончания военной гимназии ее воспитанники продолжали свое обучение в артиллерийском и инженерном училищах.

В Нижегородской гимназии совместными усилиями всех служащих заведения был выработан Домашний устав, который включал в себя правила о внешнем надзоре за воспитанниками, разъяснял обязанности дежурного воспитателя, положение об отпусках и отлучках учащихся, обязанности лиц, служащих при лазарете, и приходорасходчиков, а также правила для вольнонаемной прислуги. С 1877 года Домашний устав был заменен Инструкцией главного управления военно-учебных заведений.

Главное внимание военной гимназии уделялось нравственному воспитанию: «Для этого были приняты в основание: а) религиозность; б) развитие любви и привычки к труду; в) уважение к воспитателям и повиновение им; г) привычка к порядку и к бережливому обращению с казенными вещами; д) хорошее обращение друг с другом и е) вежливое отношение к прислуге» [3, с. 211].

С 30 августа 1866 года кадетский корпус стал существовать как Нижегородская военная гимназия, а начальники-офицеры именовались воспитателями. Вместо военного учебного заведения она становится педагогической, сохраняя лишь некоторый оттенок военного.

Что касается религиозного воспитания, то оно, как отмечалось самим руководством гимназии, было недостаточно. К числу мер, служащих для улучшения нравственности, относились следующие: исправление дурных привычек, в том числе курения; выработка сознания посредством увещаний и обещаний; одинаковость требований со стороны дежурных воспитателей; оказание доверия хорошим воспитанникам. К исправительным мерам также относились: выговор наедине или в присутствии всего класса; лишение одного или двух блюд за обедом; лишение права на увольнение в отпуск; аресты — простой и строгий (с заключением в карцер); уменьшение баллов за поведение; снятие погонов и пуговиц. Также применялась мера наказания в виде исключения из гимназии или перевод в прогимназию.

В отношении такого наказания, как уменьшение баллов за поведение, можно сказать, что эта мера практиковалась часто, но не была особо эффективной, с одной стороны; а с другой, воспитанники старались иметь как можно больше баллов, чтобы пользоваться различными льготами. Например, иметь право на прогулку в город без присмотра воспитателя.

Все вопросы, касающиеся учебно-нравственной и воспитательной части, обсуждались в педагогическом комитете, состоящем из директора (председатель), воспитателей и преподавателей. Заседания педко-митета имели характер совещательный. Оценки за два месяца сводились в общий отчет по разрядам: отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный, безуспешный.

Физическому воспитанию подчинялся прежде всего распорядок дня. К нему относились танцы, гимнастика, фехтование, фронтовое занятие и механические ремесленные работы. Танцы входили в расписание общих занятий и проводились 1 раз в неделю. Гимнастикой занимались

В воспоминаниях одного из воспитанников военной гимназии отмечается, что аракчеевцы отличались необычайным духом товарищества, сплоченности, взаимоподдержки и нравственной связью.

2 раза в неделю. В младшем возрасте существовали ежедневные подготовительные гимнастические упражнения. Фехтованием занимались два раза в неделю, но только по желанию воспитанников.

Фронтовое обучение проходило 1 раз в неделю. В младших и средних классах — это выправка и ходьба в ногу; в старших классах — ружейные приемы. Большой популярностью у воспитанников пользовался тир, который был устроен на частные средства. В военной гимназии на этот род занятий смотрели как на необязательный и не придавали ему никакого значения. Также к необязательным занятиям относились механические работы, музыка, различные игры, экскурсии и др.

В воспоминаниях одного из воспитанников военной гимназии отмечается, что аракчеевцы отличались необычайным духом товарищества, сплоченности, взаимоподдержки и нравственной связью. Весьма почитались сила и ловкость; младшие во всем старались подражать старшим. Что примечательно, в Нижегородской военной гимназии отсутствовало самовольное командование старших младшими, что было распространено в других гимназиях подобного типа. У гимназистов воспитывались скромность житейских привычек, понятие о чести мундира, о преданности царю и Отечеству. «Без лести предан» — такие слова были девизом аракчеевцев, взятые с фамильного герба графа Аракчеева. «В гимназии царила строгая, но осмысленная дисциплина, и она не убивала в воспитанниках личности и не мешала образованию самостоятельных и независимых характеров» [1, с. 29].

Среди воспитанников Нижегородского кадетского корпуса можно назвать видных военачальников: генералов от инфантерии Г. Н. Грибскского, К. Н. Дурова, Л. А. Маврина, генералов от артиллерии А. В. Оноприенко, А. Н. Петракова и др.

К числу выпускников кадетского корпуса принадлежат братья Забудские. Выдающийся русский ученый, профессор, член-корреспондент Парижской АН

Н. А. Забудский известен как создатель трудов по баллистике, спроектировал несколько конструкций артиллерийских орудий, а его брат, Г. А. Забудский, — как химик-технолог, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, артиллерист.

В 1871—1875 годах здесь учился выдающийся химик, академик Н. С. Курна-ков. Его именем был назван Московский институт общей неорганической химии АН СССР.

Воспитанниками корпуса были педагог-просветитель А. М. Храбров, литераторы А. А. Дробыш-Дробышевский, К. И. Берсенев и др. [5].

В 1882 году кадетские корпуса были восстановлены, и военная гимназия была преобразована в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Хотя, как отмечают исследователи, военные гимназии были уникальными учебными заведениями России, но в 60—70-х годах XIX века они представляли тип средней школы по содержанию образования и методам обучения [4].

Деятельность восстановленных кадет-

ских корпусов регламентировалась рядом наставлений и инструкций, разработанных под руководством главного начальника военных учебных заведений. Основным документом являлось «Положение о кадетских корпусах», по которому каждый корпус состоял из семи классов. Целью корпусного воспитания было развитие в каждом воспитаннике физических и душевных способностей, воспитание характера, благочестия и верноподданнического долга, также особое внимание обращалось воспитанию нравственных качеств.

К 1917 году в России существовало около 30 кадетских корпусов (без Морского и Пажеского) с общим числом кадетов свыше 10 тысяч. В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты, и в конце того же года гимназия военного ведомства в Нижнем Новгороде преобразуется во 2-ю школу-коммуну Наркомпроса и переводится в другое здание.

Целью корпусного воспитания было развитие в каждом воспитаннике физических и душевных способностей, воспитание характера, благочестия и верноподданнического долга

ЛИТЕРАТУРА _

1. Воспоминание аракчеевца. 1869—1875. — Тифлис : Типография штаба Кавказского военного округа, 1913.

2. Домашний устав Нижегородского графа Аракчеева военной гимназии. — Н. Новгород : Типография П. А. Косарева, 1871.

3. Исторический очерк Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса и Нижегородской военной гимназии / сост. П. И. Карцов. — СПб. : Типография Ф. С. Сущинского, 1884.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина. — М. : Педагогика, 1991.

5. Памятники истории и культуры Горьковской области : справочник. — Горький, 1987.

6. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. — М. : БРЭ, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.