да в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения является приоритетной. В тех странах, где принцип приоритетности образовательной среды обеспечивается материальными предпосылками, организационно-административными мерами, социальными и кадровыми средствами, наблюдается экономический и научно-технический прогресс. В нашем случае принцип приоритетности образовательной среды во многом обеспечивался земскими учреждениями. Но для этого потребовался длительный период развития самих земских учреждений и создание условий
в самом общественном организме, формирование соответствующего социального заказа.
ЛИТЕРАТУРА _
1. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем : монография / В. П. Беспалько. — Воронеж : Изд-во Воронеж ун-та, 1977.
2. Демков, М. И. Краткая история педагогики / М. И. Дем-ков. — М., 1917.
3. Равкин, 3. И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований / 3. И. Равкин. — М. : РАО, 1993. — 257 с.
ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОГО ГРАФА АРАКЧЕЕВА КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Л. В. КИЛЬЯНОВА, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общей педагогики НГПУ им. К. Минина kilyanowa ©yandex.ru
Статья посвящена возникновению и развитию системы закрытых военно-учебных заведений России (на примере нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса). Рассмотрены история становления Нижегородского корпуса от истоков, его деятельность как военной гимназии, последние дни существования кадетского корпуса и перевод данного учебного заведения в другой статус после событий Октябрьской революции 1917 года.
The article is devoted to the emergence and development of a system of the closed military schools of Russia (on an example of the Nizhny Novgorod count Arakcheev of a cadet corps). The author of the article describes the last days of existence of a cadet corps and transferring of this educational institution to the other status after the events of the October revolution of 1917.
Ключевые слова: военные учебные заведения, кадетский корпус, военная гимназия, Домашний устав, фронтовое обучение, нравственное воспитание
Key words: military educational institutions, cadet corps, military gymnasium, House charter, front training, moral education
Известно, что первые кадетские корпуса — средние общеобразовательные закрытые военные учебные заведения — первоначально возникли в Пруссии в 1653 году как школы для подготовки дворянских детей к военной службе со сроком обучения 7 лет.
В России система военно-учебных заведений ведет свою историю со времен Петра I, когда были созданы технические училища различного профиля, в том числе по подготовке специалистов по артиллерийскому и морскому делу. Первый кадетский корпус был открыт в России в 1732 году в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б. К. Миниха. С 1743 года он носит название Сухопутный шляхетский корпус, а с 1800-го — 1-й Санкт-Петербургский корпус кадет [6]. Надо отметить, что в XVIII веке в кадетских корпусах готовили не только военных, но и дипломатов, судей, гражданских чиновников и др.
Во времена правления Анны Иоаннов-ны знания юношей в 16 лет проверял Сенат. Учащиеся кадетских корпусов сдавали экзамен в Петербурге перед членами Военной коллегии или в гарнизонах и городах перед губернаторами, комендантами и другими вышестоящими людьми.
В начале 1830 года по указанию Николая I был составлен проект учреждения губернских кадетских корпусов с целью получения образования малолетними дворянами и воспитания их для военной службы в непосредственной близости от своих семей. Первоначально намечались следующие города: Новгород, Тула, Тамбов, Полоцк, Полтава, Елизаветград.
На устройство Новгородского кадетского корпуса граф Аракчеев пожертвовал значительную часть своего капитала; деньги им предназначались прежде всего на содержание бедных дворянских детей Новгородской и Тверской губерний. Корпус также получил его библиотеку, насчи-
В XVIII веке в кадетских корпусах готовили не только военных, но и дипломатов, судей, гражданских чиновников и др.
тывающую более 10 тысяч томов, и многие редкие предметы: среди них находилось два хрустальных кубка, из которых в 1807 году при Тильзитском свидании пили Император Александр I и Наполеон. По высочайшему рескрипту царя каждый воспитанник имел на кровати герб графа Аракчеева и надпись: «Грузинский воспитанник» (Грузино — имение графа).
Первым директором Новгородского кадетского корпуса был назначен генерал-майор А. И. Бородин; батальонным командиром — полковник Н. П. Черниц-кий. Корпус располагался в помещении штаба 4-го округа пахотных солдат (бывшие военные поселения) на правом берегу реки Мсты в 28-ми верстах от Новгорода. Торжественное открытие корпуса состоялось 15 марта 1834 года в присутствии его Высочества, Великого князя Михаила Павловича и приглашенных гостей, в том числе и графа Аракчеева.
После смерти графа Аракчеева (21 апреля 1834 года) 6 мая выходит указ, по которому Грузинская волость отдавалась во владение Новгородского кадетского корпуса, а корпус стал именоваться Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус. Корпус взял себе герб Аракчеева: на эполетах и погонах по образцу бывшего гренадерского графа Аракчеева полка должны быть вышиты буквы Г. А. Обмундирование кадет представляло следующее: мундир темно-зеленого сукна с красным воротником, обшлагами и клапанами на рукавах; темно-зеленая куртка и темно-серая шинель с красным воротником; пуговицы — желтые с гербом; кивера — с гербами в полукруглом сиянии; погоны — темно-зеленые с красною выпушкою и, как отмечалось выше, с желтой высечкой Г. А.
По высочайшему Положению о Новгородском кадетском корпусе (9 мая 1835 года) в него входило четыре роты: одна гренадерская, две мушкетерские, одна неранжированная по 100 кадет в каждой. По окончании корпуса выпускники направлялись в дворянский полк в Петербург.
Как отмечают кадеты в своих воспоминаниях, в корпусе держались долгое время патриархальные, семейные отношения между кадетами, офицерами и учителями, которые оказывали сильное нравственное воздействие на воспитанников. Всякая свободная минута проводилась среди ребят и не по обязанности, а по любви и чувству долга. И в самих ребятах воспитывались прежде всего исполнительность и ответственность как главные качества военной службы.
В кадетские корпуса старались привлечь лучших учителей, для них существовали различные льготы: сыновьям учителей давали право воспитываться в корпусе, выделялись различные награждения, строительство жилых домов осуществлялось за счет казны, учителям выделялась земля, которая затем отходила в собственность учителя, а после его смерти — жене и детям.
С правлением Александра II начинается новый период в деятельности военно-учебных заведений, направленный на усиление умственного и научного образования кадет. В апреле 1865 года стало известно, что корпус будет преобразован в военную гимназию и переедет в Нижний Новгород. Директором корпуса был назначен П. И. Носович, полковник генерального штаба, бывший кадет-новгородец. Размещалась гимназия на территории Нижегородского кремля.
С 30 августа 1866 года кадетский корпус стал существовать как Нижегородская военная гимназия, а начальники-офицеры именовались воспитателями. Вместо военного учебного заведения она становится педагогической, сохраняя лишь некоторый оттенок военного; появляются новые требования и условия воспитательной и внутренней жизни учебного заведения.
Учебные программы для военных гимназий были такими же, по каким учились в подобных учебных заведениях. Сначала было шесть классов с годичным курсом в каждом, затем с 1873 года был прибавлен
7-й класс. Особые комиссии в 1867 году определили способы преподавания отечественного языка и математики. В начале 1873/1874 учебного года были получены изданные главным управлением военно-учебных заведений программы по всем предметам в объеме полного гимназического курса. Существовали следующие предметы: Закон Божий, русский язык с церковнославянским и словесностью; французский и немецкий языки, математика, история, география, естественная история, физика, космография (математическая география), чистописание, рисование.
Учебный год начинался 16 августа и заканчивался 5 июня. Полугодовой экзамен был заменен проверочными репетициями, после которых выводились средние баллы за ту или иную часть курса. После успешного окончания военной гимназии ее воспитанники продолжали свое обучение в артиллерийском и инженерном училищах.
В Нижегородской гимназии совместными усилиями всех служащих заведения был выработан Домашний устав, который включал в себя правила о внешнем надзоре за воспитанниками, разъяснял обязанности дежурного воспитателя, положение об отпусках и отлучках учащихся, обязанности лиц, служащих при лазарете, и приходорасходчиков, а также правила для вольнонаемной прислуги. С 1877 года Домашний устав был заменен Инструкцией главного управления военно-учебных заведений.
Главное внимание военной гимназии уделялось нравственному воспитанию: «Для этого были приняты в основание: а) религиозность; б) развитие любви и привычки к труду; в) уважение к воспитателям и повиновение им; г) привычка к порядку и к бережливому обращению с казенными вещами; д) хорошее обращение друг с другом и е) вежливое отношение к прислуге» [3, с. 211].
С 30 августа 1866 года кадетский корпус стал существовать как Нижегородская военная гимназия, а начальники-офицеры именовались воспитателями. Вместо военного учебного заведения она становится педагогической, сохраняя лишь некоторый оттенок военного.
Что касается религиозного воспитания, то оно, как отмечалось самим руководством гимназии, было недостаточно. К числу мер, служащих для улучшения нравственности, относились следующие: исправление дурных привычек, в том числе курения; выработка сознания посредством увещаний и обещаний; одинаковость требований со стороны дежурных воспитателей; оказание доверия хорошим воспитанникам. К исправительным мерам также относились: выговор наедине или в присутствии всего класса; лишение одного или двух блюд за обедом; лишение права на увольнение в отпуск; аресты — простой и строгий (с заключением в карцер); уменьшение баллов за поведение; снятие погонов и пуговиц. Также применялась мера наказания в виде исключения из гимназии или перевод в прогимназию.
В отношении такого наказания, как уменьшение баллов за поведение, можно сказать, что эта мера практиковалась часто, но не была особо эффективной, с одной стороны; а с другой, воспитанники старались иметь как можно больше баллов, чтобы пользоваться различными льготами. Например, иметь право на прогулку в город без присмотра воспитателя.
Все вопросы, касающиеся учебно-нравственной и воспитательной части, обсуждались в педагогическом комитете, состоящем из директора (председатель), воспитателей и преподавателей. Заседания педко-митета имели характер совещательный. Оценки за два месяца сводились в общий отчет по разрядам: отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный, безуспешный.
Физическому воспитанию подчинялся прежде всего распорядок дня. К нему относились танцы, гимнастика, фехтование, фронтовое занятие и механические ремесленные работы. Танцы входили в расписание общих занятий и проводились 1 раз в неделю. Гимнастикой занимались
В воспоминаниях одного из воспитанников военной гимназии отмечается, что аракчеевцы отличались необычайным духом товарищества, сплоченности, взаимоподдержки и нравственной связью.
2 раза в неделю. В младшем возрасте существовали ежедневные подготовительные гимнастические упражнения. Фехтованием занимались два раза в неделю, но только по желанию воспитанников.
Фронтовое обучение проходило 1 раз в неделю. В младших и средних классах — это выправка и ходьба в ногу; в старших классах — ружейные приемы. Большой популярностью у воспитанников пользовался тир, который был устроен на частные средства. В военной гимназии на этот род занятий смотрели как на необязательный и не придавали ему никакого значения. Также к необязательным занятиям относились механические работы, музыка, различные игры, экскурсии и др.
В воспоминаниях одного из воспитанников военной гимназии отмечается, что аракчеевцы отличались необычайным духом товарищества, сплоченности, взаимоподдержки и нравственной связью. Весьма почитались сила и ловкость; младшие во всем старались подражать старшим. Что примечательно, в Нижегородской военной гимназии отсутствовало самовольное командование старших младшими, что было распространено в других гимназиях подобного типа. У гимназистов воспитывались скромность житейских привычек, понятие о чести мундира, о преданности царю и Отечеству. «Без лести предан» — такие слова были девизом аракчеевцев, взятые с фамильного герба графа Аракчеева. «В гимназии царила строгая, но осмысленная дисциплина, и она не убивала в воспитанниках личности и не мешала образованию самостоятельных и независимых характеров» [1, с. 29].
Среди воспитанников Нижегородского кадетского корпуса можно назвать видных военачальников: генералов от инфантерии Г. Н. Грибскского, К. Н. Дурова, Л. А. Маврина, генералов от артиллерии А. В. Оноприенко, А. Н. Петракова и др.
К числу выпускников кадетского корпуса принадлежат братья Забудские. Выдающийся русский ученый, профессор, член-корреспондент Парижской АН
Н. А. Забудский известен как создатель трудов по баллистике, спроектировал несколько конструкций артиллерийских орудий, а его брат, Г. А. Забудский, — как химик-технолог, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, артиллерист.
В 1871—1875 годах здесь учился выдающийся химик, академик Н. С. Курна-ков. Его именем был назван Московский институт общей неорганической химии АН СССР.
Воспитанниками корпуса были педагог-просветитель А. М. Храбров, литераторы А. А. Дробыш-Дробышевский, К. И. Берсенев и др. [5].
В 1882 году кадетские корпуса были восстановлены, и военная гимназия была преобразована в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Хотя, как отмечают исследователи, военные гимназии были уникальными учебными заведениями России, но в 60—70-х годах XIX века они представляли тип средней школы по содержанию образования и методам обучения [4].
Деятельность восстановленных кадет-
ских корпусов регламентировалась рядом наставлений и инструкций, разработанных под руководством главного начальника военных учебных заведений. Основным документом являлось «Положение о кадетских корпусах», по которому каждый корпус состоял из семи классов. Целью корпусного воспитания было развитие в каждом воспитаннике физических и душевных способностей, воспитание характера, благочестия и верноподданнического долга, также особое внимание обращалось воспитанию нравственных качеств.
К 1917 году в России существовало около 30 кадетских корпусов (без Морского и Пажеского) с общим числом кадетов свыше 10 тысяч. В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты, и в конце того же года гимназия военного ведомства в Нижнем Новгороде преобразуется во 2-ю школу-коммуну Наркомпроса и переводится в другое здание.
Целью корпусного воспитания было развитие в каждом воспитаннике физических и душевных способностей, воспитание характера, благочестия и верноподданнического долга
ЛИТЕРАТУРА _
1. Воспоминание аракчеевца. 1869—1875. — Тифлис : Типография штаба Кавказского военного округа, 1913.
2. Домашний устав Нижегородского графа Аракчеева военной гимназии. — Н. Новгород : Типография П. А. Косарева, 1871.
3. Исторический очерк Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса и Нижегородской военной гимназии / сост. П. И. Карцов. — СПб. : Типография Ф. С. Сущинского, 1884.
4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX в. / под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина. — М. : Педагогика, 1991.
5. Памятники истории и культуры Горьковской области : справочник. — Горький, 1987.
6. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. — М. : БРЭ, 1993.