ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Из истории культурного строительства в Адыгейской автономной области в 20-30-е годы XX века Кагазежев Р. Б.
Кагазежев Рустам Байзетович /Kagazezhev ЯызШт Вт2е1оу1ск - старший преподаватель,
кафедра уголовного права, Автономная некоммерческая организация высшего образования
Университет Российского инновационного образования (Адыгейский филиал), г. Майкоп
Аннотация: предметом исследования данной статьи являются важнейшие проблемы, связанные с развитием культуры в ААО в послереволюционный период. Отмечается роль деятельности органов власти в подготовке национальных кадров, а также задачи открытия новых культурных учреждений в области. Ключевые слова: автономная область, национальная культура, печать, национальные кадры, государственность, органы власти.
Важное место в становлении государственности народа занимает культурная сфера жизни общества. В первые же годы Советской власти в Адыгее возникла периодическая печать. В мае 1918 года начала издаваться газета «Красная Кубань» на адыгейском языке под редакцией Харуна Тлецерука. Но гражданская война и временная оккупация Адыгеи белогвардейцами прервали развитие периодической печати.
В 1920 году, когда вновь установилась Советская власть, начала выходить адыгейская газета «Советская Кубань», редактором которой был Айса Чамоков. Но в 1921 году выпуск ее прекратился из-за отсутствия средств: в том году страна переживала экономический кризис, вызванный разрухой и неурожаем.
После образования Адыгейской автономной области 22 сентября 1922 года издается новая газета «Черкесская правда» [1, С. 135]. Первый номер ее появился 13 октября 1922 года.
В 1923 году вышла газета «Адыгэ макъ» («Голос адыга»). Газета «Голос адыга» как периодический орган по автономной области занимает значительное место в истории развития журналистики. Первый её номер написан от руки и издан на четырех полосах литографским способом, вышел тиражом в пятьсот экземпляров. Редактировал газету Тембот Керашев, работавший тогда переводчиком. В конце того же года газета была преобразована в журнал, который печатался в Москве на адыгейском языке. До 1925 года там же выходили и книги, так как Адыгея не имела специальной типографии. В 1925 году, когда национальное издательство получило её, книгопечатание на адыгейском языке было сосредоточено в Краснодаре. Уже к осени было издано больше десяти наименований книг. Это - буквари для детей и взрослых, книга для чтения, сборник адыгейской народной поэзии, брошюры по агротехнике и др.
Появляются первые литературные произведения. Наиболее значительные из них были написаны поэтом, писателем и публицистом Ибрагимом Цеем. Еще до революции он создал ряд драматургических произведений, также организовал первую драматическую группу, которая внесла весомый вклад в развитие адыгейского театра. Видная роль в адыгейской литературе принадлежала Ахмеду Хаткову, заложившему основы адыгейской советской поэзии, на которых впоследствии выросла целая плеяда талантливых поэтов. В первые годы Советской власти пишет стихи, пьесы и публицистические статьи на общественно -политические и культурно-бытовые темы поэт Битлюстен Кобле. Перу Казбека Мишуриева принадлежат ряд стихотворений и повесть на бытовую тему «Калым». В 1925 году появляются первые рассказы Т. Керашева «Аркъ» (водка) и «Коммунист Биболет», в которых уже замечен талант будущего писателя.
Адыгейская литература, опираясь на прогрессивные традиции народного фольклора и обогащаясь достижениями русской литературы и литературы других народов страны, делала первые шаги.
В Адыгее зародилась и журналистика. В этой области работали И. Цей, Ш. Чухо, Ю. Бжассо, Д. Цей, И. Барон. Они писали публицистические статьи на общественно-политические, художественные и бытовые темы, проникнутые пафосом социалистического строительства.
При Советской власти возникает профессиональное искусство, появляются ранее неизвестные народу жанры. До революции у адыгов были лишь зачатки театра в виде сценических представлений, связанных с народными играми, обрядом «чапщ», а также с некоторыми семейными и свадебными обрядами. В условиях царизма адыги не имели возможности создать свое театральное искусство. Оно возникло лишь после победы Октябрьской революции. Из слушателей советско-партийной и опорной школ, с участием студентов педагогического техникума был образован драматический кружок. Еще в 1923 году в Краснодарском зимнем театре состоялась премьера спектакля «Шамиль». Затем другие: «Законы адата», «Мос Шовгенов», «Касей», «Мечта народов мира» и т. д. Кружки художественной самодеятельности сыграли немалую роль в становлении национального театра.
В восстановительный период началось изучение истории и культуры горцев. В 1924 году в Краснодаре создается общество изучения Адыгейской автономной области, объединившее научных работников и краеведов [2, С. 14]. Общество переиздало несколько дореволюционных работ по истории Адыгеи, а также проделало большую работу по сбору фольклорных и этнографических материалов. Энтузиастами этого дела были С. Сиюхов и И. Наврузов. Они опирались на талантливых хранителей богатств национальной культуры - Зачерия Брантова, Битлюстена Тлипиева, Падиса Казанчи, Нану Пчегатлукова, Мустафу Калашаева и других. Сиюхов С. является одним из авторов первого историко-этнографического и культурно-экономического очерка -«Адыгея», изданного в 1927 году в Ростове-на-Дону с предисловием Ш.-Г. Хакурате. Эта книга не потеряла и до сих пор своей научной ценности. Профессор А. Миллер исследовал городища на Кубани. Он же вместе с Д. Ашхамафом и И. Наврузовым собрал материалы по адыгейскому орнаменту.
Общество устраивало обсуждения докладов по истории и культуре адыгов, организовывало этнографические, фольклорно-музыкальные экспедиции, собирало материалы и создавало научную библиотеку музея, публиковало свои труды, поддерживало связи с краеведческими музеями Северного Кавказа со многими научно-исследовательскими институтами РСФСР. В правление общества входили И. Цей, Ю. Бжассо, И. Наврузов, Б. Кобле, М. Хуажев, И. Барон, К. Мишуриев, Г. Я. Крыжановский, С. Сиюхов и др.
В 1925 году экспедиция Академии истории материальной культуры Академии Наук СССР во главе с известным ученым-археологом А. А. Миллером производила исследование древних поселений Адыгеи [3, С. 59]. В том же году в Адыгее работала музыкально-художественная этнографическая экспедиция, которой руководил композитор В. Л. Месман. Она записывала мелодии адыгейских песен. Таким образом, созданное «Общество изучения Адыгейской автономной области» сыграло большую роль в изучении истории и культуры адыгейского народа.
Литература
1. 40 лет Автономии Адыгеи. - Майкоп, 1962. С. 135.
2. Алиев У., Городецкий Б., Сиюхов С. Адыгея. Ростов-на-Дону, 1927. С. 14.
3. Советская Адыгея. Бюллетень Адыгоблисполкома и Адыгоблплана. - Краснодар,
1925. Вып. 1. С. 59.