Научная статья на тему 'История развития народного образования в адыгейской автономной области в 20-30-е годы ХХ века'

История развития народного образования в адыгейской автономной области в 20-30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / AUTONOMOUS REGION / EDUCATION / NATIONAL PERSONNEL / STATEHOOD / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кагазежев Байзет Схатбиевич, Кагазежев Рустам Байзетович

Предметом данного исследования являются важнейшие проблемы, связанные с развитием народного образования в Адыгейской автономной области в послереволюционный период. Отмечается роль деятельности органов власти в подготовке национальных кадров, а также задачи открытия новых школьных учреждений в области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of development of national education in the Adyghea Autonomous Region in the 1920-1930s

The aim of this research is to study the major problems, related to development of national education in the Adyghea Autonomous Region during the post-revolutionary period. The authors show the role of activity of authorities in training national personnel, as well as the problems related to opening new schools in the region.

Текст научной работы на тему «История развития народного образования в адыгейской автономной области в 20-30-е годы ХХ века»

УДК 37(09) (470.621) ББК 74.03 (2Рос.Ады) К 12

Б.С. Кагазежев,

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79094692069, e-mail: [email protected]

Р.Б. Кагазежев,

преподаватель Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79282110809, e-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АДЫГЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА

( Рецензирована )

Аннотация. Предметом данного исследования являются важнейшие проблемы, связанные с развитием народного образования в Адыгейской автономной области в послереволюционный период. Отмечается роль деятельности органов власти в подготовке национальных кадров, а также задачи открытия новых школьных учреждений в области.

Ключевые слова: автономная область, образование, национальные кадры, государственность, органы власти.

B.S. Kagazezhev,

Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Philosophy and Sociology, the Adyghe State University, Maikop, ph.: +79094692069, e-mail: [email protected]

R.B. Kagazezhev,

Teacher of the Maikop State College of the Humanities and Technology of the Adyghe State University, Maikop, ph.: +79282110809, e-mail: [email protected]

HISTORY OF DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION IN THE ADYGHEA AUTONOMOUS REGION IN THE 1920-1930S

Abstract. The aim of this research is to study the major problems, related to development of national education in the Adyghea Autonomous Region during the post-revolutionary period. The authors show the role of activity of authorities in training national personnel, as well as the problems related to opening new schools in the region.

Keywords: autonomous region, education, national personnel, statehood, authorities.

За годы советской власти ады- науке, образованию, достиг высоко-гейский народ, в дореволюционном го уровня образования, советской и прошлом не имевший доступа к мировой науки, техники, культуры.

Советская власть с первых же дней принялась за осуществление культурной революции. В 1918 г. по инициативе первого адыгского революционера Моса Шовгенова был издан первый букварь адыгейского языка на арабской графической основе.

После гражданской войны народное образование в Адыгее, как и во всей стране, приняло большой размах.

Советская власть взяла курс на обучение в плане борьбы с безграмотностью. Заметно расширялась и сеть культурно-просветительных учреждений. Все больше стали функционировать ликбезы, избы-читальни. В них проводились лекции, громкие читки, работали кружки политграмоты, сельскохозяйственные, санитарные, спортивные, кройки и шитья. «Но самое главное - изба-читальня является опорным пунктом для просветительной работы в деревне», - указывала Н.К. Крупская [1]. В распространении грамотности большую роль сыграли школы-передвижки.

Особенно быстро оно стало развиваться с образованием в 1922 г. Адыгейской автономной области, когда сложилась национальная государственность в рамках РСФСР, конкретно занимавшаяся организацией и развертыванием просвещения трудящихся с учетом национальных особенностей и местных условий.

За кратчайшие исторические сроки в области была создана широкая сеть учебных заведений, подготовлена армия учителей, ликвидированы неграмотность и малограмотность. Создание широкой сети средних школ и массовая подготовка молодежи со средним, общим и специальным образованием обеспечили быстрое развитие высшего образования в Адыгее.

Успехи в образовании адыгейского народа объясняются тем, что народная власть проявляла заботу о просвещении малых народов,

чтобы быстрее преодолеть культурное неравенство между народами нашей многонациональной страны путем осуществления программы всеобщей грамотности населения. Она видела в этом важнейшее условие укрепления дружбы народов, расцвета их экономики и культуры, строительства общими усилиями нового государства.

Органы образования постоянно занимались созданием учебно-материальной базы, подготовкой учителей, направляли усилия советских, профсоюзных, комсомольских организаций на выполнение программы всеобщего просвещения. Трудящиеся массы, раскрепощенные Октябрьской революцией, мечтавшие о просвещении, с огромной энергией трудились над преодолением своей культурной отсталости, в короткие сроки овладевали грамотой, научными и техническими знаниями, передовой культурой. Всеобщность и обязательность образования, его демократический характер, равноправие, отношения сотрудничества, дружбы и взаимопомощи всех народов, творческое их состязание за лучшее использование благоприятных условий в ликвидации культурной отсталости явились источником высоких темпов развития просвещения адыгейского народа.

Просвещение народных масс прошло ряд этапов. В первые годы советской власти в национальных областях еще не было объективных условий для массовой подготовки кадров с высшим образованием. Сначала нужно было преодолеть почти всеобщую неграмотность адыгейского населения. От ликвидации неграмотности был осуществлен переход к всеобщему начальному, от него к семилетнему и восьмилетнему, а затем и к среднему всеобщему образованию. Если в 1922 г., то есть к моменту образования автономии, в Адыгее насчитывалось 46 школ, то к 1940 г. уже было 162 начальных, 25 семилетних и 42 средних

школы, с количеством учащихся 40 тысяч, педагогическое и медицинское училища, сельскохозяйственный, лесной и табачный техникумы, музыкальная школа, ФЗО и учительский институт [1].

Вторым этапом просвещения советского народа явился переход к всеобщему семилетнему образованию и более широкому развитию на его базе среднего общего и специального образования. Проблема всеобщего семилетнего образования молодежи была успешно решена к началу пятой пятилетки, что позволило перейти к восьмилетнему всеобучу и подготовиться к переходу к всеобщему среднему образованию. Школы Адыгеи успешно справились со всеми этими задачами.

Советская школа росла, приобретала богатейший опыт всеобщего просвещения трудящихся. Вместе со всей системой образования росла и накапливала опыт и адыгейская советская школа. В Адыгее сложилась строгая система осуществления всеобщего образования. В ней насчитывается 246 школ, 5 средних специальных учебных заведений, 5 профессионально-технических училищ, в которых обучалось около 75 тысяч человек. Кроме того, значительная часть молодежи продолжает образование без отрыва от производства в системе школ рабочей и сельской молодежи.

В 1920 г., сразу же после разгрома деникинщины и восстановления советской власти на Северном Кавказе, была возобновлена работа по созданию адыгейской письменности. Но арабский алфавит, взятый за основу, имел большие недостатки. Он не соответствовал фонетическим особенностям адыгейского языка. В 1924 г. на заседании президиума Адыгейского областного исполнительного комитета был подвергнут тщательному обсуждению вопрос о создании нового алфавита. Его разработкой занимался известный советский лингвист-кавказовед Н.Ф. Яковлев. В результате в

1927г. арабский алфавит был заменен латинским, способствовавшим более быстрому развитию литературного языка [2; 155].

Изучением национального языка наряду с профессором Н.Ф. Яковлевым занимался профессор А.Н. Генко, первый адыгейский ученый-лингвист Д.А. Ашхамаф, ставший основоположником адыгейского языкознания. Д.А. Ашхамаф принимал активное участие в составлении алфавитов, впервые разработал орфографию и написал первые учебники по грамматике адыгейского языка. Эти учебники до сих пор не потеряли своего значения и ими пользуются в адыгейских школах. Совместный труд профессора Н.Ф. Яковлева и доцента Д.А. Ашхамафа «Грамматика адыгейского литературного языка», изданный Академией Наук СССР в 1941 году, является ценным вкладом не только в адыгейское языкознание, но и в кавказоведение в целом.

Одной из важнейших задач государственного строительства в Адыгее являлась ликвидация неграмотности среди населения. До Октябрьской революции в Адыгее было 9 общеобразовательных школ, где обучение велось на русском языке, и несколько духовных школ-медресе.

С 1920 г. началось строительство школ, тогда же и было открыто 30 начальных. В 1921 г. Адыгея получила бесплатно из Москвы учебные пособия, большую партию белья и верхней одежды для детских домов. Кубано-Черноморская область выделила библиотеку из 10 тысяч томов [3; 9]. Население аулов и хуторов помогало в строительстве школ и своим трудом, и денежными средствами. В газете «Красное знамя» за 1921 г. сообщалось: «27 горцев аула Мамхеговско-го, признавая всю пользу просвещения, постановили собрать муку и деньги на школьный фонд, и действительно на собранные посильные

пожертвования был заложен фундамент, и ныне уже красуется оконченное здание храма науки» [4]. В целях повышения квалификации преподавателей были организованы месячные курсы и проведены учительские конференции. Местные Советы стали уделять больше внимания нуждам школ. Были созданы комитеты содействия, которые помогали в сборе средств путем самообложения.

В 1922-1923 гг. в Адыгее уже работала 41 адыгейская школа и 38 русских. В 1924-1925 гг. их число выросло до 94, а в 1925-1926 гг. достигло 106 [5; 136]. Эти успехи давались нелегко. Не было помещений, школьных парт, столов, стульев, письменных и ученических принадлежностей. Но снова пришло на помощь государство. После освобождения Северного Кавказа от белогвардейцев Совет Народных Комиссаров отпустил горцам 200 миллионов рублей для оказания материальной помощи [6]. Часть этой суммы была израсходована на нужды народного образования.

В 1924 г. в Краснодаре была создана трудовая девятилетняя школа I и II ступени с интернатом для детей бедняков [6]. На оборудование ее ассигновали более 40 тысяч рублей. Особые комиссии на местах отбирали детей для обучения в ней. В январе 1925 г. в Краснодаре была открыта опытно-показательная школа [5]. В неё зачислили 184 ученика, среди которых было 142 адыгейца. Летом детей со слабым здоровьем отправили на отдых в Анапу [6].

В 1924 г. на базе совхоза «Адыгее Преображенского района была организована сельскохозяйственная школа. Она имела земельный участок в 300 десятин, общежитие, производственные постройки, скот и инвентарь. Учащиеся выращивали различные культуры на 261 десятине.

В 1925 г. в Адыгее был открыт педагогический техникум, а в Краснодаре создана совпартшкола,

где обучались и горцы [6]. В аулах Адамий и Ходзь организовались мужские ремесленные школы, в которых преподавали слесарно-кузнечное и столярно-плотничье дело, а в ауле Шенджий появилась женская школа, где обучали искусству кройки и шитья. В том же году в автономной области работал 71 ликпункт, в которых свыше 3000 мужчин и женщин познавали грамоту. Тогда же ликбезы окончили 1890 человек, в том числе 1159 горцев [6].

Сельские и аульские Советы предпринимали новые шаги в школьном строительстве. В 1926 г. усилиями Советов аула Кошехабль и хутора Вольный Натырбовского района были построены новые школы [7].

Совет хутора Игнатьевский организовал строительство клуба-театра. Блечепсинский аулсовет выделил школе 75 десятин земли. Ходзинский аулсовет своевременно отремонтировал и заготовил дрова для школы, обеспечил топливом избу-читальню и всех культработников [8].

В 1928-1937 гг. деятельность сельских и аульских Советов в области культурного строительства была более оживленной. Однако оставался сильным и натиск классовых врагов, особенно духовенства, открыто выражавшего недовольство успехами постановки народного просвещения в области.

Мусульманское духовенство агрессивно встречало любые меры, проводимые Советами в этом направлении [9]. Были организованы выступления за восстановление мусульманской школы, преподавание Корана в советской школе. Адекватные меры принимались Советами по закрытию мусульманских духовных школ (например, в ауле Козет Тахтамукаевского района в июле 1928 г.).

Всей этой реакционной деятельности в области культурного строительства необходимо было

противопоставить четкую работу Советов, направленную на последовательное осуществление одной из главных задач - культурной революции. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) рассмотрел постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», а 14 августа ЦИК и СНК СССР приняли закон о введении всеобщего обязательного начального обучения.

Таким образом, в годы первых двух пятилеток в Адыгее было

введено всеобщее обязательное начальное образование, успешно шло семилетнее обучение, расширялась сеть средних школ, велась агитационно-просветительная работа среди трудящихся, налаживалось издание книг и газет на родном языке, что имело решающее значение в осуществлении культурной революции. Впервые в истории адыгейского народа была создана национальная школа, обучение стало осуществляться на родном языке.

Примечания:

1. НАРА. Ф. 1. On. 1. Д. 2. JI. 26; Д. 126. JI. 8-10; Ф. 1. On. 1. Д. 126. Связка 9. JI. 8; Ф. 1. On. 1. Д. 2. JI. 26.

2. Адыгейская автономная область. Майкоп, 1947. (В 1936 году адыги перешли на русскую графику).

3. Кастовский А. Там, где растут кадры. Краснодар, 1935.

4. Культурное строительство Адыгеи (1922-1937 гг.). Сборник документов и материалов. Майкоп, 1958.

5. Алиев У., Городецкий Б., Сиюхов С. Адыгея. Ростов н/Д, 1927.

6. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА) Ф. Р-1. On. 1 Ед. хр. 20. Л. 47.

7. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА) Ф. Р-1. On. 1. Д. 235. Л. 1.

8. Адыгейская жизнь. 1926. 16 июля.

9. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИ РО). Ф. 7. On. 1. Д. 804. Л. 114.

References:

1. National Archive of the Republic of Adyghea (NARA) F. 1. Op. 1. D. 2. L. 26; D.126. LI. 8-10; F. 1. Op. 1. D.126. Sheaf 9. L. 8, F. 1. Op. 1. D 2. L. 26.

2. Adyghe Autonomous Region. Maikop, 1947. (In 1936 Adyghes passed to the Russian graphics).

3. Kastovsky A. There, where personnel grows. Krasnodar, 1935.

4. Cultural construction of Adyghea (1922-1937). Collection of documents and materials. Maikop, 1958.

5. Aliev U., Gorodetsky В., Siyukhov S. Adyghea. Rostov-on-Don, 1927.

6. National Archive of the Republic of Adyghea (NARA) F. R-l. Op.l units of store 20, L.47.

7. National Archive of the Republic of Adyghea (NARA) F. R-l. Op. 1. D. 235,

L.l.

8. Adyghes' life, 1926, July 16.

9. Center for documentation of the contemporary history of the Rostov region, F. 7. Op. 1. D. 804, L.114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.