УДК37.011 (091) (470.43)
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ГОДЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
© 2012 С.В. Сорокина
Самарская государственная академия культуры и искусств
Поступила в редакцию 03.02.2012
В данной статье освещается историография проблемы подготовки инженерно-технических кадров в годы индустриализации. Автором рассмотрены основные фундаментальные труды, диссертационные исследования, статьи по данной теме.
Ключевые слова: подготовка инженерно-технических кадров, инженерно-технические работники, техническая интеллигенция, история высшей школы, индустриализация, Среднее Поволжье.
Данная статья представляет собой лишь небольшой историографический фрагмент в историографическом освещении проблемы подготовки технических кадров в годы индустриализации в Среднем Поволжье. Вне рамок предмета исследования осталось рассмотрение документальных источников, ибо они составляют предмет специального источниковеднического изучения.
Проблему целесообразно осветить по двум условно историографическим периодам: первый период - советская историография (конец 1920-х гг. -начало 1990-х гг.); второй период - постсоветский (с 1992 г. по настоящее время). Они характеризуются (с количественной точки зрения) большим числом исследований, различных по объему, жанру и научной значимости, в которых нашли отражение и некоторые аспекты нашей проблемы. Первый условный период - советский (конец 1920 - начало 1990-х гг.). Внутри его можно выделить этапы: первый - конец 1920-х -1930-е гг.; второй - середина 1940-х - начало 1990-х гг. Подчеркнем, что развитие данных периодов обусловливалось конкретно-исторической обстановкой в стране. На историческую науку влияли непосредственным образом определенные политические установки и соответствующие им научные подходы.
Первый условный историографический этап (конец 1920-х - 1930-е гг.). Анализ литературы показывает, что процесс подготовки, формирования кадров руководителей и специалистов ИТР исследователями комплексно не рассматривался. Внимание акцентировалось на отдельных аспектах проблемы. Так, в ряде изданий рассмотрены вопросы изменения состава и численности инженерно-технических кадров1. Затем в работах А.Е. Бейлина подробно анализируются измене-
Сорокина Светлана Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и политологии. E-mail: [email protected]
ния социалистического строительства, характеризуются формы и методы подготовки кадров, предпринята попытка осмыслить пройденный в формировании новой интеллигенции путь2.
Следует отметить многочисленные публикации пропагандистского характера, преследовавшие цель разъяснения государственной политики в сфере подготовки советского корпуса ИТР3. Несмотря на то, что такие работы не были написаны в сугубо научном академическом стиле, в них, между тем, появились некоторые аспекты, которые в дальнейшем вошли в основу той концепции развития советской интеллигенции, которая сохранилась в советской историографии до второй половины 1980-х гг. Согласно ей, острый кадровый дефицит вынудил советское правительство обратиться к помощи «старых специалистов». Осторожность и подозрительность в отношении работы «спецов» со стороны власти компенсировались рабочим контролем за их деятельностью. Советской власти, правительству удалось уже к середине 1930-х гг. добиться полного ее признания со стороны основной массы старой интеллигенции путем разъяснительной работы и материального стимулирования труда. Кроме того, правительство организовало массовую подготовку специалистов из среды рабочих и крестьян, а распространением выдвиженчества добилось как радикальных изменений в их социально-политическом составе, так и резкого увеличения численности и качества подготовки. Данные концептуальные положения нашли отражение еще в ряде трудов4.
Необходимо подчеркнуть, что в Среднем Поволжье вышла целая серия работ, содержавших материалы по истории инженерно-технической интеллигенции региона, касавшихся главным образом потребности промышленности края в специалистах5 и темпов подготовки ИТР в местных втузах и техникумах6. Таким об-
разом, ценность работ этого периода заключается в том, что был собран и обобщен богатый фактологический материал о численности, социальном составе, формах подготовки кадров инженерно-технической интеллигенции.
Второй условный историографический этап (середина 1940-х - начало 1990-х гг.) характеризовался систематическим научным изучением развития советской интеллигенции, в том числе и потенциала ИТР. Отдельного анализа заслуживает монография Э.Ю. Локшина, который, исследуя промышленность в отдельные периоды, уделил внимание и кадровой насыщенности предприятий. Считая проблему обеспечения промышленности инженерно - техническими кадрами важной и сложной, он дал положительную оценку процессу их подготовки в вузах и техни-кумах7. Среди региональных исследователей этой проблемой занимался Л.И. Фоминых8. Он подробно изучил вопросы численности и положения рабочего класса в промышленности.
Нельзя не обратить внимания на две тенденции, выявленные нами в рамках второго условного историографического этапа:
1) во многих работах оценка численности и состава кадров народного хозяйства к началу пятилетки, положение в высшей и средней специальной школе изображались только в негативном плане, а успехи в создании новой, советской системы подготовки кадров к концу 1920-х годов явно принижались;
2) обращает на себя внимание неравномерность в изучении тех или иных хронологических отрезков периода довоенных пятилеток. Так, по нашим подсчетам, освещению рассматриваемой темы в хронологических рамках 1921-1925 гг. посвящены 2 работы; в 1928-1932 гг. - четырнадцать; в 1928-1937 гг. - две; в 1933-1937 гг. - четыре; в 1938-1941 гг. - одна. Как видно, некоторые периоды, например 1925-1928 гг., выпали из поля зрения исследователей.
Отличительная черта историографии 1950-х гг. -появление диссертационных исследований9. Не касаясь достоинств и упущений отдельных диссертационных работ, отметим присущие им общие черты:
- во-первых, выполнение научных квалификационных работ в историко-партийном ключе;
- во-вторых, наметилась тенденция к периоду от изучения истории интеллигенции в самом общем плане к рассмотрению наиболее важных, конкретных проблем;
- в-третьих, были выполнены первые работы по истории формирования отдельных отрядов интеллигенции, прежде всего производственно-технической, причем изучение этой проблемы велось двумя путями: 1) исследова-
лись основные направления формирования кадров; 2) рассматривалась проблема в целом.
Представляет особый интерес для анализируемой проблемы монография М.П. Кима10. В ней не только дана цельная картина истории развития культуры, поставлены важные теоретические вопросы (сущность и исторические этапы культурной революции: общие черты и особенности проявления; начальный рубеж и т.д.), но и прослеживаются (причем с привлечением конкретного материала) основные пути создания новой интеллигенции. Книга М.П. Кима, а также его последующие работы11 оказали большое влияние на формирование позиции историков, включавшихся в разработку проблем культурной революции.
Хрущевская «оттепель» оказала существенное влияние на характер отечественной историографии. Исследователи в целом оставались на позициях традиционной марксистско-ленинской методологии, но под влиянием официальной критики культа личности И.В. Сталина предпринимались попытки вернуться к принципам объективности и историзма. На данном фоне было немало сделано для изучения проблем интеллигенции. Роль иностранных специалистов на производстве исследована в работах С.А. Федюкина12. Это является, по существу, первой попыткой представить научной общественности авторское понимание ряда общих проблем истории советской интеллигенции. Ученый сосредотачивает основное внимание на вопросе о привлечении коммунистической партией и советским правительством буржуазных специалистов к социалистическому строительству с 1917 г. по начало 1930-х годов. Он раскрывает тему на примере трех отрядов интеллигенции: 1) инженерно-технического; 2) научного; 3) военного. Именно этим отрядам, по мнению С.А. Федюкина, присуща позиция и поведение старой интеллигенции в целом.
В 1960-е гг. появляются работы по истории индустриализации13. Во многих трудах советских историков рассматривалась история подготовки инженерно-технических кадров. Здесь следует отметить следующих авторов: И.П. Бар-мин, Е.В. Чуткерашвили, П.Я. Шалдыбин, Л.И. Тульчинский. В работе И.П. Бармина на обширном документальном материале, касающемся преимущественно московской промышленности и московских вузов, раскрывается картина подготовки инженерно-технических работников как одного из важнейших условий индустриализации страны14. Е.В. Чуткерашвили относит отраслевые высшие учебные заведения к числу основных типов советских высших учебных заведений, сложившихся в годы первой пятилетки и вполне оправдавших себя.
Подчеркнем, что в 1960-е годы вопрос о перестройке управления профессиональным образованием характеризовался в самых общих чертах. Историки обычно ограничивались сообщениями о передаче вузов из ведения Наркомпроса хозяйственным органам, отмечая в перестройке управления только положительные стороны, которые будто бы сразу проявились. Так, П.Я. Шалдыбин полагал, что уже в 1929 году «этот опыт блестяще оправдал себя»15. В действительности система управления сложилась не сразу, жизнь потребовала внести ряд корректив, и это зафиксировано в документах партийных и советских органов, принятых в 1930-е годы. Однако нельзя соглашаться и с противоположной точкой зрения, высказанной Л.И. Тульчинским, который в осуществлении данной меры видит только отрицательные моменты: по его мнению, руководящие работники ведомств не занимались конкретно учебными заведениями, была создана сложная и дорогостоящая система управления.
В.В. Украинцев, положительно оценивает создание отраслевых учебных заведений, отмечая, что они дали возможность «повысить удельный вес контингента учащихся инженерно-технических вузов и тем самым в ближайшие три года резко увеличить выпуск инженерных кадров в общей массе выпускаемых молодых специалистов»16.
В этот период появляются работы по истории создания рабфаков и их роли в формировании интеллигенции в СССР, в которых прослеживается динамика социального состава студентов в годы индустриализации, на конкретном материале показывается, как была решена задача создания нового по составу контингента17.
В исследуемом историографическом этапе активизировалось изучение истории формирования советской интеллигенции. Быстрый численный рост интеллигенции, особенно производственно-технической, повысил интерес историков к изучению этой социальной прослойки. Уже с середины 60-х годов минувшего столетия опубликовано, по подсчетам В.Г. Ермакова, несколько монографий и около 100 работ, в которых вопросы формирования интеллигенции освещаются в русле изучения основных проблем культурной революции18. К этому времени было издано свыше 80 работ и написано более 70 кандидатских диссертаций, в которых рассматриваются общие аспекты данной проблемы или отдельные ее стороны19. Усилия большинства исследователей были направлены на выполнение работ, в которых прослеживались основные пути создания новой интеллигенции: перевоспитание буржуазных специалистов, выдвижение рабочих и крестьян на руководящую работу, подготовка новых специалистов в учебных заведениях.
Однако, если по стране в целом уже накопилась определенная литература, обозначились проблемы, которые ждали решения, то этого нельзя сказать относительно региональных исследований. Так, на Средней Волге до середины 1960-х годов обобщающих трудов не только по истории интеллигенции, но даже по истории высшей школы не имелось.
Правда, имелись оригинальные диссертационные исследования Л.И. Биргера и В.С. Ивашкина краеведческого характера и посвященные проблемам культурного строительства на Средней Волге в годы первой пятилетки20. Авторы освещали ход подготовки кадров квалифицированных рабочих и других специалистов для экономики. Однако вопросы подготовки ИТР не затрагивали. В ряде статей С.А. Бараховского и В.Н. Тарасенко раскрываются отдельные вопросы формирования рабочего класса в годы первых двух пятилеток21. С.А. Бараховский рассматривает проблему формирования квалифицированных рабочих кадров без отрыва от производства.
В 1970-е гг. исследователи работают над проблемой развития высшей школы. Большинство работ посвящено анализу деятельности партийной организации по расширению сети вузов и техникумов и перестройке их работы в соответствии с требованиями промышленности22. Ставятся вопросы о составе, численности специалистов на предприятиях, о воспитании технической интеллигенции. Они традиционно большую роль в подготовке инженерно-технических кадров отводят коммунистической партии23. Интересен труд А.И. Лутченко, который обобщил и проанализировал весь опыт по подготовке кадров в стране. Автор приходит к выводу, что СССР выдвинулся на одно из первых мест в стране по количеству высших учебных заведений, студентов и специалистов24.
Необходимо выделить докторскую диссертацию В.Д. Зуева, имеющую краеведческий характер, а также и другие его публикации. В них автор анализирует вопрос подготовки кадров, в котором решающую роль отводит местным органам власти. Характеризуя развитие сети втузов в крае в 1930-1937 гг., автор считает, что проблема подготовки инженерно- технических кадров в регионе была решена25.
Следует подчеркнуть, что в 1970-1980-е гг. в обществе и науке значительно возрос интерес к советской истории, в частности к интеллигенции, что явствует из анализа библиографического указателя по проблеме за 10 лет (начиная с 1968 г.), составленного К.К. Искольдской и В.В. Фортунатовым26.
Вышло значительное количество социологических работ, в которых центральной проблемой
стало определение сущности интеллигенции, ее места в обществе, качественных характеристик отрядов интеллигенции. В своей монографии О.В. Крыштановская противопоставила советскую и дореволюционную инженерно-техническую интеллигенцию, сделала выводы о более низком общеобразовательном и профессиональном уровне советских инженеров27. Вопросы истории технической интеллигенции затрагивались и в общих работах по истории советской социальной структуры28. Следует отметить исследования В.С. Лельчука, где рассматривалась политика индустриализации и связанные с ней проблемы29.
В краеведческой литературе следует отметить монографию К.Я. Наякшина по истории Куйбышевской области30. Он уделил внимание кадровым вопросам в годы пятилеток. Вышли отдельные брошюры по истории самарских высших учебных заведений31. В рамках проблемы подготовки кадров авторы анализируют учебно-воспитательную деятельность учебных заведений с разных сторон: социальный состав, профессорско-преподавательский состав, материальная база и многое другое - с помощью большого материала, полученного из архивов.
Характерно, что были защищены диссертации, которые касались вопросов развития экономики в годы индустриализации, формирования и подготовки кадров32. М.Е. Главацкий рассматривает подготовку инженерных кадров в тесной связи с реконструкцией уральской промышленности и доказывает растущую к середине 1930-х годов решающую роль высшей школы в этом процессе.
Следует отдельно указать диссертацию, посвященную инженерно-технической интеллигенции Среднего Поволжья33. В исследовании П.Я. Левенштейн раскрывается проблема ее формирования. Автор приходит к выводу, что учебные заведения края обеспечили промышленность необходимым количеством специалистов. В своей работе затрагивает вопрос о численности технических кадров в крае Н.А Ша-рошкин34. Интересен взгляд автора, который выделяет недостатки в процессе подготовки специалистов - несогласованность действий руководящих организаций в решении вопроса подготовки кадров. Указывая на ошибки в организации учебного процесса, отмечал, что они негативно сказывались на профессиональном уровне специалистов.
Таким образом, в советской историографии содержится богатый фактический материал, который не потерял ценности и сегодня. Однако сохранившийся классовый подход, недостаток архивных источников наложили своеобразный
отпечаток на историографию данного периода.
Для постсоветской историографии (с 1992 г. по настоящее время) характерно стремление исследователей вернуться к исконным принципам исторического исследования: объективность, историзм, конкретность и многомерность. Ярко выражена тенденция к освобождению от стереотипов, «очеловечиванию истории». Особенностью данного периода явилась не только разработка новых подходов к изучению проблемы подготовки инженерно-технических кадров, но и расширение фактологической базы данных за счет открытого доступа к архивным фондам и публикации ранее неизвестных документов. В условиях новой конкретно-исторической обстановки в историографии отмечается повышенный интерес к «интеллигентоведческой» тематике. Подтверждением нашему тезису, изложенному выше, служит и анализ интеллигентоведческой библиографии35.
Анализ научных исследований показывает, что особым вниманием историков пользовались вопросы формирования именно инженерно-технической интеллигенции. Так, ее место в социальной структуре города в первой половине 1920-х гг. показала В.Б. Жиромская. В исследуемый период, по мнению автора, наиболее растущей группой интеллигенции являлась техническая. Это было вызвано потребностями восстанавливавшейся промышленности. Однако в целом города очень слабо обеспечивались кадрами специалистов36.
Остаются популярными и темы по государственной политике по отношению к интеллигенции37. Вопросам материально-бытового положения технической интеллигенции посвящена статья Л.И. Пыстиной38. Автор пришла к выводу о том, что в середине 1920-х - 1930-х гг. наблюдалось значительное улучшение материального и социально-правового положения технической интеллигенции при заинтересованности власти в решении этой проблемы.
В исследуемый период выходит ряд статей, носящих историографический характер. Так, В.Г. Ермаков рассмотрел разные подходы в современной историографии этих проблем. Интересно, что он призывает не начинать историю и историографию отечественной интеллигенции с «чистого листа». Прежняя, считает автор, советская историография, вернее ее активно-содержательная часть, может и должна стать трамплином для новой или обновленной историографии интеллигенции, в том числе технической39.
Следует отметить монографию О.Н. Солда-товой «Изобретатели в ГУЛАГе», которая посвящена деятельности ученых, инженеров и изобретателей в годы сталинских репрессий. В ней
освещаются некоторые аспекты жизни и деятельности более ста изобретателей, находившихся в застенках ГУЛАГа, но не прекративших научной и изобретательской деятельности и имевших разные судьбы40. Необходимо сказать об историко-техническом альманахе «Люди пытливой мысли». В нем содержатся статьи о 88 выдающихся деятелях отечественной науки и техники. Авторы статей нашли уникальные документы, позволяющие расширить наше представление о научной деятельности инженеров. Также в альманахе опубликованы разнообразные документы; в научный оборот введены уникальные и подчас недоступные для исследователей материалы41.
Из региональных работ можно отметить работу В.С. Терехова, исследующего проблему формирования уральской инженерно-технической интеллигенции и показывающего взаимозависимость между формированием интеллигенции и развитием промышленности Урала. Он подробно рассмотрел вопросы, связанные с повышением квалификации специалистов, социальным положением42.
Характерно, что в краеведческой литературе делается акцент на изучение проблем культурного и экономического развития43. Следует сказать о такой краеведческой работе, как «Самарская летопись». Авторы только обозначили проблему подготовки инженерно-технического персонала44. Представляют определенный интерес и работы В.Н. Курятникова по истории Самарского технического университета45. Надо отметить, что изучение проблемы подготовки специалистов в отдельных учебных заведениях сменилось на более узкое исследование этого вопроса уже на отдельно взятом факультете, например химическом.
Следует подчеркнуть, что в 1990-е гг. был защищен целый ряд кандидатских диссертаций о различных аспектах истории инженерно-технической интеллигенции. Труды В.В. Абрамова, В.А. Усманова раскрывают общероссийские тенденции формирования и развития инженерно-технической интеллигенции в 1920-е - 1930-е гг., тогда как диссертация В.С. Терехова отражает особенности складывания региональной группы уральской технической интеллигенции46. Продолжается разработка проблемы формирования кадров47. Так, М.В. Ермушин исследовал вопрос формирования технической интеллигенции в Верхнем Поволжье. Раскрыв особенности ее взаимоотношений с властью и положением в обществе, автор сделал акцент на проблеме создания и развития системы подготовки технических кадров, пролетаризации студенчества.
Из краеведческих работ по данной проблеме необходимо отметить работы М.В. Зелева48 и А.А.
Горбунцова49, раскрывающие техническое творчество рабочих в этот период. М.В. Зелев, который пришел к заключению, что инженерно-техническая интеллигенция превращалась постепенно в одну из социальных опор правящего режима подробно исследовал репрессивную политику в ее отношении. Е.А. Антипова подняла вопрос о численности и качестве ИТР, а также о подготовке и повышении квалификации кадров в автономных республиках Среднего Поволжья 50.
Начало 1990-х гг. можно признать в качестве рубежа в развитии историографии по проблеме подготовки инженерно-технических кадров. Так, диссертационные исследования интел-лигентоведческих проблем осуществлялись исключительно в рамках философских и исторических научных специальностей. С 1993 г. стали появляться диссертации по выделившимся к этому времени социологическим и политологическим специальностям. Так, за период 1954-1994 гг. по проблеме подготовки специалистов как объекта исследования было написано 10 работ по философским специальностям, 114 - по историческим51. По проблеме производственно-технической интеллигенции соответственно 5 и 2552. Проведенный авторами анализ показал, что наибольшее внимание диссертантов привлекала «инженерно-техническая интеллигенция» (169 диссертаций). Реформирование всех сторон общественно-политической жизни вызвало повышенный интерес к отечественной истории, в том числе к изучаемой проблеме. Переосмысление методологии, доступность архивных фондов, свобода слова стимулировали активность исследователей.
Тем не менее, целый ряд аспектов подготовки инженерно-технических кадров остаются слабо или совсем не изученным. Сюда относятся вопросы положения специалистов в производственных коллективах, процесс создания и развития системы подготовки кадров, вопросы ее обеспеченности профессорско-преподавательским составом, социальный состав студентов учебных заведений, развитие рабочего образования.
Таким образом, несмотря на то, что отдельные аспекты темы затрагивались отечественными авторами, историография на современном этапе развития не располагает специальным трудом, где бы раскрывался исторический опыт подготовки инженерно-технических кадров в Среднем Поволжье в 1926-1941 гг.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Инженерно-технические кадры промышленности. М., 1930; Кадры тяжелой промышленности в цифрах. М., 1936; Новые кадры тяжелой промышленности (19301933 гг.). М., 1934.
2 БейлинА.Е. Подготовка кадров в СССР за 15 лет. М.-Л., 1932; Он же. Кадры специалистов СССР, их формирование и рост. М., 1935.
3 См.: Вольфсон С.А. Интеллигенция как социально-экономическая категория. М.-Л., 1928; Бротман Л. Борьба за кадры. М., 1930.
4 См., напр.: Энчин А. Партия и специалисты. М., 1928; Шепелев П. Вопросы подготовки инженерно-технических кадров. М., 1931; Ярославский Е. О роли интеллигенции в СССР. М., 1939.
5 См.: БрыковА.П. Решающий год. М.-Самара, 1931; Бры-ков А.П. Средняя Волга на переломе. М.-Самара, 1932.
6 См.: Культурное состояние Средне-Волжской области. М.-Самара, 1929; Тизанов С.С. Кадры: состояние, потребность и подготовка их в СВК. М.-Самара, 1930.
7 См.: Локшин Э.Ю. Очерки промышленности СССР (1917-1940 гг.). М., 1956.
8 Фоминых Л.И. Развитие промышленности Куйбышевской области.- Куйбышев, 1958.
9 См.: Бармин И.П. Борьба партии Ленина-Сталина за подготовку инженерно-технических кадров для промышленности в годы первой пятилетки. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1950; Лутченко А.И. Борьба партии и советского государства за подготовку своей производственно-технической интеллигенции в годы первой пятилетки. Дисс. ... канд. ист. наук. Л., 1950.
10 См.: Ким М.П. КПСС - организатор культурной революции в СССР. М., 1955.
11 См., напр.: Ким М.П. Коммунизм и культура. М., 1961.
12 Федюкин С.А. Привлечение буржуазной технической интеллигенции к социалистическому строительству в СССР. М., 1960; Он же. Советская власть и буржуазные специалисты. М., 1965.
13 Воскресенский Ю.В. Шаги индустриализации. М., 1961; ХавкинА.Ф. Краткий очерк индустриализации. М., 1962.
14 Бармин И.П. Из опыта работы КПСС и советского государства по созданию кадров советской интеллигенции (1928-1933 гг.). М., 1965; Тульчинский Л.И. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР. М., 1968; Чуткерашвили Е.В. Развитие высшего образования в СССР. М., 1961; Шалдыбин П.Я. КПСС - организатор подготовки кадров интеллигенции в годы первой пятилетки // Науч. тр. Крым. пед. ин-та. Т.34. Симферополь, 1961.
15 Шалдыбин П.Я. КПСС - организатор подготовки кадров интеллигенции в годы первой пятилетки // Науч. тр. Крым. пед. ин-та. Т.34. Симферополь, 1961. С.32.
16 Украинцев В.В. КПСС - организатор революционного преобразования высшей школы. М., 1963.
17 Димов П.Г. Пролетаризация высшей школы. Иркутск, 1965; Катунцева Н.М. Роль рабочих факультетов в формировании кадров народной интеллигенции в СССР. М., 1966.
18 См.: Ермаков В.Г. О современных подходах к изучению историографии российской и советской интеллигенции // Актуальные проблемы историографии. Иваново, 1996. С.39-51.
19 См.: Вопросы истории. 1966. №8. С.25.
20 См.: Биргер Л.И. Культурное строительство на Средней Волге в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.). Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Куйбышев, 1966; Ивашкин В.С. Формирование советской интеллигенции в Мордовии (1917-1941 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Саранск, 1966.
21 См.: Бараховский С.А. Формирование кадров рабочего класса на Средней Волге в период строительства социализма // Науч. тр. КУАИ им. С.П. Королева. Вып.38. Куйбышев, 1969; Тарасенко В.К. К вопросу о
ликвидации безработицы в СССР. М., 1968; Он же. Ликвидация безработицы в СССР - великое завоевание Октября. Куйбышев, 1968.
22 Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции. Ав-тореф. дисс. ... докт. ист. наук. Свердловск, 1970. С.57.
23 АмелинА.А. Интеллигенция и социализм. Л., 1970; Волков В.С. Коммунистическая партия и техническая интеллигенция в период строительства социализма в СССР (1928-1937 гг.). Л., 1975.
24 Лутченко А.И. Создание инженерно-технических кадров в годы построения социализма в СССР 1926-1958 гг. Минск, 1973.
25 Зуев В.Д. Деятельность Коммунистической партии по развитию промышленности Среднего Поволжья (1926-1937 гг.). Дисс. ... докт. ист. наук. М., 1973; Он же. Во главе промышленного преобразования. Очерки истории индустриализации Среднего Поволжья (1926-1937 гг.). Куйбышев, 1971; Он же. Средневолж-ская партийная организация в борьбе за индустриализацию края в годы второй пятилетки // Из истории Сред. Поволжья. Куйбышев, 1973.
26 Искольдская К.К., Фортунатов В.В. Советская интеллигенция: советская историческая и философская литература за 1968-1977 гг. : библиогр. указ. Новосибирск, 1978.
27 Крыштановская О.В. Инженеры, становление и развитие профессиональной группы. М., 1989. С.100.
28 Селунская В.М. Социальная структура советского общества. История и современность. М., 1987; Советская интеллигенция. М., 1987; Советская культура в реконструктивный период, 1928-1941 гг. М., 1988.
29 Лельчук В.С. Индустриализация ... // Переписка на исторические темы: диалог ведет читатель. М., 1989; Он же. Научно-техническая революция и промышленное развитие СССР. М., 1987.
30 Наякшин К.Я. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, 1982.
31 Кузница строительных кадров: юбил. сб. Куйбышев, 1980; Чибизов Е. Куйбышевский политехнический: краткий исторический очерк. Куйбышев, 1980.
32 Главацкий М.Е. Коммунистическая партия - организатор формирования технической интеллигенции на Урале (1926-1930 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Свердловск, 1974; Заузолков Ф.И. Борьба коммунистической партии за создание научной и производственно-технической интеллигенции СССР (1918-1937 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1975.
33 Левенштейн П.Я. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по подготовке кадров инженерно-технической интеллигенции (1928 - 1937 гг.). Дисс. . канд. ист. наук. Саратов, 1970.
34 Шарошкин Н.А. Рабочие Поволжья в переходный период от капитализма к социализму (1921-1937 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. М, 1985; Он же. Изменения в численности и составе рабочих Поволжья в переходный период от капитализма к социализму. 1917-1937 гг. Саратов, 1984.
35 Соколовская З.К., Соколовский В.И. 550 книг об ученых, инженерах и изобретателях: справочник-путеводитель по сер. РАН. : науч. биогр. лит. 1959-1997. М., 1999.
36 Жиромская В.Б. Советский город в 1921-1925 гг.: проблема соц. структуры. М., 1998. С.143.
37 Волков В.С. К научной концепции истории советской интеллигенции: в поисках ист. истины: сб. ст. Л., 1990; Котлова Г.Б. К вопросу о теоретических основах политики по отношению к инженерам и техникам // Интеллигенция в политической истории ХХ в.: Тез.
докл. межд. науч-теорет. конф. Иваново, 1992.
38 Пыстина Л.И. Проблемы изучения социально-правового положения технической интеллигенции в 20-е -начале 30-х годов // Интеллигенция, провинция, Отечество: проблемы истории, культуры, политики: Тез. докл. междунар. науч. конф. Иваново, 1996. С.424.
39 Ермаков В.Г. О современных подходах к изучению историографии российской и советской интеллигенции // Актуальные проблемы историографии отечественной интеллигенции: межвуз. респ. сб. науч. тр. Иваново, 1996.
40 Солдатова О.Н. Изобретатели в ГУЛАГе: исторический очерк. Самара, 2004; Она же. Влияние политических репрессий в органах управления изобретательством на изобретательское движение в России в 20-30-х годах ХХ в. // Телескоп. 2006. №14/15.
41 Люди пытливой мысли (по архивным документам): ист.-техн. альм. Самара, 2006.
42 Терехов В.С. Численный состав инженерно-технической интеллигенции в промышленности Урала (30-е гг.) // Урал индустриальный : тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1997.
43 Шарошкин Н.А. Промышленность и рабочие Поволжья в 1920-е гг. Пенза, 1998.
44 Самарский край в ХХ веке (1918-1996 гг.): Самарская летопись. Т.3. Самара, 1998.
45 Курятников В.Н. Путь длиною в 70 лет: исторический очерк развития химического образования в СамГТУ. Самара, 2000; Он же. Нефтяной объявляет прием. Самара: СамГТУ, 1997.
46 Абрамов В.Н. Техническая интеллигенция России в условиях большевистского политического режима в 1920-е - 1930-е гг. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 1997; Делицой А.И. Инженерно-технические кадры и власть на Урале в конце 1919-1931 гг.: проблемы взаимоотношений. Дисс. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1998; Терехов В.С. Инженерно-техническая интеллигенция Урала в 1930-е годы. Дисс. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1998.
47 Ермушин М.В. Формирование технической интеллигенции в 1921-1929 гг. (на материалах Верх. Поволжья). Дисс. ... канд. ист. наук. Кострома, 2001.
48 Зелев М.В. Инженерно-техническая интеллигенция Среднего Поволжья в 1928-1941 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. Пенза, 2001.
49 Горбунцов А.Л. Техническое творчество работников промышленности в 1926-1938 гг. (по материалам Средне-волжского края). Автореф. дисс. ... ист. наук. Пенза, 1998.
50 Антипова Е.А. Промышленность автономных республик Среднего Поволжья в 1925-1940 гг.: ист. опыт создания отрасли. Дисс. . канд. ист. наук. Чебоксары, 2001; Каштанов О.А. Промышленность и рабочий класс Мордовии в период осуществления политики индустриализации страны, 1926-1941 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. Саранск, 1996.
51 Меметов В.М. ,Олейник О.Ю., Олейник И.И. Интеллигенция как объект исследования в диссертационных работах 1943-1994 годов // Актуальные проблемы историографии. Иваново, 1996. С.57.
52 Там же. С.58.
HISTORICAL ISSUES OF TRAINING ENGINEERING AND TECHNICAL STAFF IN MIDDLE VOLGA REGION IN THE PERIOD OF INDUSTRIALIZATION IN SOVIET AND POST-SOVIET HISTORIOGRAPHY
© 2012 S.V. Sorokina
Samara State Academy of Culture and Arts
The article is devoted to the historiography of training engineering and technical staff in the period of industrialization. The author analyses the fundamental papers, dissertations, articles dedicated to the theme of the presented article.
Key words: training engineering and technical staff, engineering and technical staff, technical clerisy, higher education history, industrialization, Middle Volga region.
Svetlana Sorokina, Candidate of History, Associate Professor, Philosophy and Political Science Department. E-mail: [email protected]