УДК 011/016: 908(477.75) 07/08: 930.2
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ КРЫМА В МОСКВЕ В XIX ВЕКЕ: НЕИЗВЕСТНАЯ ГРАНЬ ТВОРЧЕСТВА ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНЫХ
Непомнящий Андрей Анатольевич,
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторического регионоведения и краеведения ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь, Республика Крым, РФ) Тел.: +7 3652 60-80-00, e-mail: [email protected]
В русле воссоздания полноценной картины истории крымоведческих исследований в досоветское время рассмотрены аспекты изучения истории и этнографии Крыма крупных московских историков А. Е. Крымского (в московский период жизни и творчества), В. А. Гордлевского, М. П. Погодина, Д. М. Струкова, Г. Д. Филимонова. Проанализированы первые мероприятия российских историков по фиксации объектов культурного наследия полуострова и их реставрации и консервации. В научный оборот вводятся многочисленные документы из фондов Российского гос. архива литературы и искусства, Российского гос. исторического архива, отделов рукописей Российской государственной и Российской национальной библиотек, Института рукописи Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского, которые раскрывают различные аспекты крымоведе-ния той эпохи.
Ключевые слова: крымоведение, Москва, А. Е. Крымский, В. А. Гордлевский, М. П. Погодин, Д. М. Струков, Г. Д. Филимонов, история, памятники, этнография, экспедиции.
Среди российских университетских центров, где в досоветское время активно разрабатывались вопросы исторического крымоведе-ния, Москва занимает одно из ведущих мест. В многогранном творчестве ряда историков Московского университета и Лазаревского института восточных языков приоритетным направлением исследований стали крымские сюжеты. Однако эта грань творчества ученых не нашла полноценного освещения и оценки в современной историографии. Несомненный интерес представляют и хранящиеся в личных архивных фондах историков рукописи их неопубликованных работ по крымове-дению, которые выявлены нами в результате составления библиографического списка опубликованного и рукописного наследия истори-ков-крымоведов дореволюционного периода. Эти ценные для библио-© А. А. Непомнящий, 2015 86
графии находки позволяют более полно презентовать научное наследие многих историков Крыма.
В значительном по объему крымоведческого наследия, оставленного московскими историками, выделяется творчество Дмитрия Михайловича Струкова (1829-1899). Важным биографическим источником для воссоздания жизненного пути ученого являются отложившиеся в РГАЛИ рукописные некрологи Д. М. Струкова, составленные Н. И. Поздняковым [1, л. 1-5; 2, л. 92-95]. Их дополняют документы из фонда Н. П. и А. П. Барсуковых того же архивохранилища [3].
Выходец из небогатой семьи, Д. М. Струков с детских лет проявил склонность к живописи. Он окончил рисовальную школу, учрежденную графом С. Г. Строгановым, после чего «сочинял рисунки для народных изданий» [4, л. 1]. Не имея дополнительных средств к существованию, юно-Д. М. СтруКОв ша должен был сам зарабатывать
деньги на пропитание. Хорошо зная жития святых, Д. М. Струков выполнял церковные заказы, благодаря чему стал хорошо известным духовному цензорскому комитету. По протекции членов комитета Ф. А. Голубинского и А. В. Горского он продолжил образование в художественном училище, выполняя заказы на изготовление копий с памятников древней письменности в Патриаршей и Академической библиотеках. Это давало ему уникальную возможность заниматься самообразованием. В 1860 г. Струков поступил художником в Оружейную палату [5, л. 318].
С 70-х гг. XIX в. профессиональные интересы Д. М. Струкова были тесно связаны с Крымским полуостровом, а именно, с изучением и реставрацией христианских святынь в Крыму. Его экспедиции на полуостров, особенно на первых порах, проводились большей частью за собственный счет [6, л. 19], а во второй половине 70-х и далее - финансировались Министерством императорского двора [7, л. 1]. Приезжая в Крым, художник нередко останавливался в Ялте (Аутка), на кварти-
ре известного знатока Крыма В. Х. Кондараки [8, л. 2]. Научная и периодическая печать постоянно информировала о его исследовательских поездках по Крыму и их итогах. Особенно подробные отчеты были опубликованы о его разысканиях в 1871 г. [9]. Важное научное значение имело исследование им в это время Партенитской базилики [10; 11]. Особенно больших успехов Д. М. Струков добился в изучении Инкермана (1868 и др. годы), где он собственноручно занимался расчисткой жилых помещений, выявил три храма с древними надписями, один из которых был им обновлен для богослужения [12, л. 20].
Результатом исследований в 1871 г. древних храмов горного Крыма стало желание художника организовать выставку моделей сооружений, открытых им на Южном берегу. С просьбой о финансировании этого проекта он обратился к С. Г. Строганову и А. В. Мещерскому [13, л. 1-4]. На Московской Политехнической выставке 1872 г. были представлены выполненные Д. М. Струковым 24 модели пещерных долбленных и строенных храмов и 5 памятников. Сохранился их список [14, л. 1-2], который свидетельствует о широкой географии археологических исследований краеведа. Для Антропологической выставки 1878 г. по исполненным Д. М. Струковым чертежам также были изготовлены модели [15, л. 20].
Д. М. Струков вышел в отставку в 1886 г. Он скончался в 1889 г. [16, л. 319-330].
Основная часть опубликованного крымоведческого наследия Д. -М. Струкова представлена в библиографическом указателе «TAURICA» А. И. Маркевича (№ 916-923) [17, с. 52]. Ее дополняет составленная Д. Д. Языковым к десятилетней годовщине со дня смерти Д. М. Стру-кова библиография трудов исследователя, которая сохранилась в личном фонде Д. Д. Языкова в РГАЛИ [18, л. 95-105]. Большая часть научного наследия Д. М. Струкова, связанная с изучением крымских древностей, дошла до нас в рукописном виде. Эти материалы хранятся в личном фонде археолога в РГБ ОР и фонде Археологической комиссии в ИИМК РАН НА РО. По рассматриваемой в трудах проблематике их можно разделить на несколько тематических групп.
Во-первых, докладные записки и отчеты, представленные в Русское археологическое общество, Московское археологическое общество, Совет Академии художеств, императорскую Археологическую комиссию о результатах поездок в Крым [19]. В них - подробные описания христианских памятников и перечень работ по их исследованию и реставрации; проекты работ по отделке храма Св. Владимира в Хер-
сонесе; изложены идеи художника о памятниках к столетнему юбилею присоединения Крыма к России в Севастополе, Симферополе и Керчи.
Во-вторых, аналитические описания открытых и осмотренных им археологических памятников - древнехристианских церквей и монастырей [20]. Отдельно следует выделить оставленные художником многочисленные зарисовки крымских археологических памятников [21]. Их источниковая ценность особенно велика, так как большая часть этих средневековых сооружений исчезла или значительно видоизменена временем. Это рисунки древностей на горе Аю-Даг, в Биюк-Ламбате, Мангупе, окрестностях Судака, в Херсонесе.
В-третьих, этнографические очерки, составленные Д. М. Струко-вым: собрания легенд народов Крыма, с указанием, народное творчество какого этноса представлено, места записи и имени корреспондента [22]; описание быта и обычаев крымских татар [23]. Интересно, что в рукописи «Замечания о нравах крымских татар и о возможности среди них миссионерской деятельности» [24, л. 1] краевед предложил свое видение проблемы истории проникновения ислама в Крым.
Зарисовка пещерной церкви в Инкермане, сделанная Д. М. Струковым
План церкви в Партените, сделанный Д. М. Струковым
В-четвертых, научные исследования Д. М. Струкова, связанные с изучением истории распространения христианства в Древней Руси и роли Крыма в этом процессе [25]. Так, выявлена обобщающая статья
«Крымский полуостров и его обитатели, распространение христианства в нем в первую и последующие века христианства» [26, л. 1-4].
В-пятых, путевые очерки о поездках по Крыму в разные годы с описанием городов, достопримечательностей и этнографических особенностей народов Крыма [27].
Шестую группу рукописей составляют очерки археолога с впечатлениями о посещении музеев Крыма. В них - общие характеристики фондов, заметки о создателях и хранителях собраний, условиях хранения. Иногда помещено описание отдельных памятников [28], особенно ценно для воссоздания истории развития музейного дела в Крыму.
Отдельно выделим сохранившийся отрывок рукописи неопубликованного труда Д. М. Струкова, посвященный истории изучения полуострова: «О значении изучения Крыма в связи с столетием присоединения его к России» (1883 г.) [29, л. 1], где краевед попытался воссоздать основные этапы истории изучения археологических памятников полуострова.
Первая крымоведческая публикация Д. М. Струкова датирована 1872 г. В «Вестнике Московской политехнической выставки», как комментарий к подготовленным им выставке моделям, была помещена специальная публикация [30]. В этом же году отдельным изданием свет увидела брошюра, посвященная опыту археологических изысканий в Крыму [31]. В статье, приуроченной к выставке макетов крымских древностей в Академии художеств, опубликованной под псевдонимом «С. Д.», представлены описания моделей, чертежей и рисунков средневековых христианских храмов Крыма (в Гурзуфе, на вершине г. Димерджи и в Инкермане) [32]. Ряд публикаций Д. М. Струкова был посвящен описанию исследуемых им пещерных сооружений [33]. В опубликованных материалах Московской антропологической выставки выявлена статья Д. М. Струкова «О доисторических памятниках Тавриды», где представлен отчет о раскопках жилищ первобытного человека в Крымских горах и описание найденных орудий труда [34]. В связи с этими аналитическими археологическими и историческими публикациями Д. М. Струкова, подтверждающими, что художник занимался непосредственно историческими исследованиями, тем более интересны сохранившиеся его рукописи, где он предлагает свой вариант хронологии важнейших событий истории полуострова [35, л. 1] и черновые записи с набросками очерков по истории Херсонеса и Ин-кермана. Хотя в них основное внимание уделено деятельности христианских просветителей, историк рассмотрел ее в общеисторической канве [36]. Данные исследования краеведа открывают новые грани его твор-
чества - попытки представить обобщающие работы по крымской истории.
Несколько небольших по объему публикаций Д. М. Струков посвятил деятельности легендарных персонажей крымских святых, с именами которых были связаны исследованные памятники [37; 38]. В «Тав-
Церковь в селении Ай-Василь под Ялтой. Рисунок Д. М. Струкова
рических епархиальных ведомостях» в 1881 г. были опубликованы его исторические комментарии о рукописи, выявленной авторм в фондах Румянцевского музея, где рассказывается об обретении неизвестных мощей в Инкермане [39].
О продолжении своих разысканий крымских древностей в местах переселения христиан Крыма (армян и греков) в Мариупольском уезде историк сообщил в отдельной статье в 1883 г. Там перечислены в хронологии его исследования в Крыму с 1871 г., предпринята попытался в общих чертах воссоздать историю православной епархии в Крыму во времена Ханства и приведен список крымских древностей, которые удалось разыскать в храмах Мариупольского уезда [40]. Малоизвестная статья, посвященная истории переселения крымских греков в 1778 г., была опубликована Д. М. Струковым на страницах газеты «Крым» [41]. Эти публикации подтверждают тезис о том, что Д. М. Струков не только занимался разысканием, изучением и реставрацией крымских
христианских древностей, но стал автором ряда научных разработок, посвященных различным периодам истории края, активно занимался популяризацией крымских древностей.
Важным источником о крымоведческой деятельности Д. М. Стру-кова, по истории православия в Крыму является его эпистолярное наследие - переписка с Таврическим епископом Гурием [42, л. 1-8], архиепископом Херсонским Евгением [43, л. 1-4], настоятелем Ин-керманской киновьи Иосафом [44, л. 1-10], Симферопольским протоиереем Г. Рудневым [45, л. 1-2], священником из Судака А. Смельчиц-ким [46, л. 1], ялтинским священником А. Терновским [47, л. 1-3]. В письмах затрагиваются проблемы восстановления христианских святынь в Крыму, содержится большое количество рисунков и описаний различных сюжетов по истории Крыма, обсуждаются вопросы местной топонимики. Иерархи сообщали Д. М. Струкову обстоятельную информацию о жизни киновий и ходе раскопок, проводимых монахами [102].
Сохранившаяся переписка Д. М. Струкова с коллегами, учеными-крымоведами, четко демонстрирует стойкий интерес Дмитрия Михайловича к изучению крымских памятников с начала 1860-х гг. В эпистолярном общении с П. И. Кёппеном за 1860-1861 годы - масса описаний крымских древностей с рисунками [48, л. 1-10]. Д. М. Струков был постоянным консультантом у автора популярных путеводителей по различным местностям Крыма Ф. В. Ливанова, который присылал свои издания для правки известному знатоку христианских древностей [49, л. 1]. Ходом своих археологических исследований Д. М. Струков делился с Н. Н. Мурзакевичем [50, л. 1-2]. (С 1877 г. московский краевед являлся корреспондентом Одесского общества истории и древностей) [51, л. 1].
Исследованиями в области археологии Крыма занимался и известный российский историк искусства Георгий (Юрий) Дмитриевич Филимонов (1829-1898). Он получил основательное образование в Московском дворянском институте и историко-филологическом факультете Московского университета [52], который закончил в 1849 г. кандидатом. До 1865 г. Г. Д. Филимонов работал библиотекарем при Харьковском университете [53, с. 17]. Уже в 50-е гг. XIX в. он обратил на себя внимание рядом статей о древних памятниках. В 1864 г. совместно с Ф. И. Бусалаевым, А. Е. Викторовым и В. Ф. Одоевским основано при Румянцевском музее Общество древнерусского искусства, где Г. Д. Филимонов являлся секретарем [54, л. 1-4]. В 1865 г. Г. Д. Филимонов занял должность хранителя Московской Оружейной палаты, в
которой проработал более 30 лет. С 1 января 1870 г. он получил также должность хранителя Отделения доисторических, христианских и русских древностей Московского публичного Румянцевского музея. Благодаря его стараниям коллекция отделения увеличилась почти в десять раз и была приведена в строгий научный порядок [52].
В 1877-1878 гг. ученый принял активное участие в подготовительных трудах по устройству в Москве Антропологической выставки 1879
шой заметке «О доисторической культуре в Крыму», подписанной «Ю. Д. Филимонов» (Юрий - второе имя исследователя), он сообщил общие сведения о раскопанных им памятниках [55]. В более обстоятельной статье «Доисторические древности Кавказа и Крыма» представлено описание собрания древностей, выставленных в экспозиции [56]. К крымоведческому списку публикаций ученого относится и его библиографическое исследование об археологе-меценате графе Н. П.Румянцеве, где основной акцент делается на истории формирования его археологической коллекции, в которой значительное место занимали находки из Крыма и Северного Причерноморья [57].
Исследования в области истории Крыма занимают немаловажное место в научном наследии видного российского историка Михаила Петровича Погодина (1800-1875). М. П. Погодин родился в Москве в
года. По ходатайству Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Г. Д. Филимонов совершил поездку в Крым и на Кавказ, где собрал и привез в Москву коллекцию древностей. (В Крыму он занимался исследованиями древних каменных гробниц (дольменов) в Байдарской долине). Все собранные им коллекции были выставлены на Антропологической выставке, а затем переданы в Исторический музей.
Г. Д. Филимонов
В опубликованных материалах выставки выявлены две крымоведческие публикации Г. Д. Филимонова. В неболь-
небогатой мещанской семье. Питомец Московской гимназии (18141818), он в 1821 г. окончил словесное отделение Московского университета со степенью магистра, после чего начал службу в университетском благородном пансионе [58, с. 42; 59, с. 476]. В 1825 г., после защиты диссертации «О происхождении Руси» М. П. Погодин сразу же стал преподавателем этико-политического отделения юридического факультета университета, где читал всеобщую и новую русскую историю. В 1833 г. Михаил Петрович был избран ординарным профессором по кафедре всеобщей истории (с 1835 г. переведен на кафедру русской истории). С 1844 г. он оставил работу в университете, сохранив за собой лишь титул академика (избран в 1841 г.) и целиком сосредоточился на издании «Москвитянина» и научной работе [60, с. 151-155].
Библиографический справочник «TAURCA» А. И. Маркевича упоминает лишь четыре сочинения историка, относящиеся в Таврической губернии [17, с. 40]. Основной корпус крымоведчес-ких публикаций ученого выявлен в ходе работы с его личным фондом в РГБ ОР, просмотра «de visu» ряда местный изданий и изучения работ современных М. П. Погодину крымоведов, где упоминаются некоторые его публикации.
Одной из первых работ историка, связанный с историей полуострова, является издание им совместно с Д. Дубенским «Книги посольской метрики Великого Княжества Литовского», ряд документов которой рассматривают взаимоотношения Литовского государства с Крымским ханством [61]. К 1844 г. относится его рукописный обзор «Об ученых трудах Г. И. Спасского» [62, л. 1-3] - известного исследователя Крыма первой половины XIX века, и обстоятельное исследование «О походе руссов на Сурож», опубликованное на страницах «Записок» Одесского общества истории и древностей [63]. Историк сравнил и прокомментировал летописные известия о походе, восстановил картину принятия Владимиром христианства в Херсонесе (Херсоне). В
М. П. Погодин
подобном жанре сравнительно-аналитического очерка построена и статья М. П. Погодина «О местоположении Тмутараканского княжества» (1845 г.), в состав которого входил, по его мнению, Керченский полуостров. Критически разобраны сочинения Г. И. Спасского и А. И. Мусина-Пушкина, посвященные этой же проблеме.
В это время историк начал активно интересоваться историей изучения полуострова, состоянием крымских древностей, установил профессиональные контакты с местными деятелями науки. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фрагменты его переписки с А. Б. Ашиком [64, л. 1]. События Крымской войны, в частности, гибель в Севастополе адмирала П. С. Нахимова, послужили поводом для статьи М. П. -Погодина «В память о Нахимове», которая была опубликована в «Московских ведомостях», а затем перепечатана в «Одесском вестнике» и «Москвитянине» [65]. Там изложены основные этапы жизни адмирала и его роль в организации обороны Севастополя.
Памяти архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия Борисова посвящена выявленная нами статья ученого «Кончина Инно-кентиева» [66]. На протяжении многих лет историк поддерживал дружеские отношения с архиепископом. Сохранилась их переписка, касающаяся событий Крымской войны и некоторых религиозных аспектов. [67, с. 808-827]. Приведенный в публикации материал о роли архипастыря в сохранении и восстановлении крымских христианских памятников и деятельности Иннокентия во время военных действий на территории полуострова был перепечатан в сборнике «Венок на могилу преосвященного Иннокентия, архиепископа Таврического» (1867 г.), над составлением которого М. П. Погодин работал в последующие годы. Особенный интерес в нем вызывает опубликованный М. П. Погодиным «Послужной список Иннокентия, архиепископа Херсоно-Таврической епархии», который является наиболее полным документальным изложением его биографии. Хотя современники отмечали отдельные неточности «Списка» [68, с. 142-170], этот библиографический документ стал одним из вариантов сбора информации о деятельности прославленного архиепископа [101].
Ценный для восстановления картины истории изучения Крыма является выпавшая из поля зрения исследователей статья ученого «Несколько дней в Петербурге», опубликованная в «Московских ведомостях» [69]. Выявить ее удалось благодаря упоминанию в публикации В. Г. Тизенгаузена в «Полицейском листке Керчь-Еникольского градоначальства» [70]. В публикации М. П. Погодин делится впечатлениями об исследовании им известных археологических памятников древнего Крыма, говорит об отсутствии организации сколько-нибудь действен-
ной памятникоохранительной работы на полуострове. Отдельно ученый остановился на примере гибели уникального исторического памятника -Царского кургана в Керчи. В эмоциональной форме показана необходимость организации срочных мер по его спасению: «Сердце кровью обливается. Мы употребляем много денег, чтобы раскапывать курганы, искать древности, а готовые, наличные - об них не думаем. Керченский курган - это есть европейская драгоценность науки. Посмотрите, в каком она положении» [69]. Эти же проблемы М. П. Погодин поднимал в выступлении на заседании Московского общества любителей российской словесности [71] и в статье «Судьба археологии в России» [72], где ученый остановился на значении первых исследований Крыма и роли записок путешественников как стадии в изучении и популяризации истории полуострова.
Во время нахождения в Феодосии на лечении М. П. Погодин в качестве действительного члена Одесского общества истории и древностей выполнил поручение Общества - исследовал местные археологические памятники. Отчет об этой работе был опубликован на страницах «Записок» ООИД [73]. Его внимание было сосредоточено на состоянии генуэзских оборонительных сооружений. В статье предлагался ряд мер по обеспечению их охраны от разрушений. Публикация из цикла дорожных записок М. П. Погодина «Феодосия» [74] увидела свет в 1875 г. и была посвящена бывшему таврическому губернатору, сенатору А. И. Казначееву. Историк остановился на характеристике многонационального состава населения города, болгарских, немецких, русских, чешских колоний, находящихся в его округе. Отдельно рассматриваются фонды местного музея и состояние памятникоохранительной работы. Статья особенно интересна как источник, в связи с помещенным в ней богатым материалом по архитектуре Феодосии.
Перечисленное крымоведческое наследие М. П. Погодина - до настоящего времени неисследованная грань его творчества. Данные публикации - свидетельство не проходящего интереса историка к прошлому и археологии Крыма, сохранению культурного наследия его народов.
Различные стороны истории и этнографии народов Крыма стали объектом исследования в Лазаревском институте восточных языков, в частности в наследии Агатангела Ефимовича Крымского (1871-1942). Он родился в г. Владимире. После окончания киевской Коллегии Павла Галагана Агатангел Ефимович учился в Лазаревском институте восточных языков, который наравне с факультетом востоковедения Санкт-Петербургского университета являлся ведущим центром ориенталисти-ческих исследований в стране. Дальнейшее образование юноша полу-
чил на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1896 г. А. Е. Крымский работал доцентом (с 1898 г.), затем профессором (1900-1918 г.) арабской филологии и истории Востока Лазаревского института восточных языков. (Звание магистра А. Е. Крымский получил в 1899 г. на восточном факультете Санкт-Петербургского университета) [75, с. 123-125]. С 1918 г. А. Е. Крымский - профессор Университета Святого Владимира в Киеве.
Первый свод опубликованных трудов ученого увидел свет в 1919 г. [76, с. XXXVI-LXX]. В нем, как и в изданном в 1980 г. библиографическом указателе трудов А. Е. Крымского по востоковедению [77], указаны далеко не все труды ученого, связанные с Крымом. Так, в список, подготовленный К. И. Гурницким попали только «Студи з Кри-му» (1930 г.), которые он собирал и редактировал. Наиболее полной
является библиография А. Е. Крымского, изданная в 1972 г. [78].
Кроме статьи для энциклопедии, посвященной деятельности Лазаревского института восточных языков [79] для кры-моведов интересна его монография «Мусульманство i його будучнють», вышедшая в книжной серии «Лггерагурно-науко-ва бiблiотека» [80]. Помещена подробная этнографическая характеристика караимов и крымских татар. В специальном разделе, посвященном образованию, А. Е. Крымский подробно характеризовал состояние крымскотатарского народного образования, остановился на
А. Е. Крымский
просветительской деятельности крымскотатарского общественного деятеля И. Гаспринского и его газеты «Терджиман». Этот же сюжет лег в основу публикации А. Е. Крымского в «Этнографическом обозрении» [81]. В статье дана характеристика положению дел в области национального народного образования и сделан вывод, что в Крыму делается больше чем в Поволжье благодаря энергии И. Гаспринского и его приверженцев из Симферо-
польской татарской учительской школы. Сокращенный вариант этой статьи был помещен в местной газете «Терджиман» в переводе И. Гас-принского [82].
Агатангел Ефимович вспомнил в 30-е годы ХХ в., что он стал пристально следить за состоянием крымскотатарской литературы и образования с 1889 г., со времени начала учебы в Лазаревском институте, «здавна знайомий я був з патрiархом кримського письменства I. Гасп-ринськми i його спiльниками, далi з великою симпапею пiдтримував i пiдтримую особистi знайомостi з головними дiячами кримського лгге-ратурного життя» Лятиф-заде, Якуб-Кемалем [83, с. 18].
Рукописные крымоведческие материалы сохранились и в личном архивном фонде ученого в ИРНБУВ. В обзоре фонда, подготовленном 1962 г., только упоминается наличие там таких документов, без конкретизации [84, с. 36-48]. Более подробный обзор опубликован в 1998 г. [85, с. 53-59]. В рукописи статьи «Народная словесность тюркских племен», датированной концом XIX в. А. Е. Крымский провел аналогии в развитии крымскотатарского и турецкого народного творчества, проанализировал крымскотатарский народный эпос о Ходже Насреди-не [86, л. 1-29]. Сохранившиеся заметки ученого по истории Крыма (начала ХХ в.) свидетельствуют о стойком интересе к различным аспектам крымоведения. Они оформлены в виде небольших статей об отдельных местностях Крыма и очерков о пребывании в Крыму наиболее известных деятелей Юга Украины первой половины XIX в. (М. С. Воронцов, А. Э. Ришелье и др.) [87, л. 1-2]. Можно предположить, что статьи готовились для справочного издания.
Одновременно с А. Е. Крымским изучением этнографии народов полуострова занимались и его коллеги по Лазаревскому институту восточных языков. Исследование этнографии народов Крыма стало важным аспектом деятельности крупного тюрколога Владимира Александровича Гордлевского (1876-1956). В начале ХХ века он особенно плодотворно работал как языковед и фольклорист. Тюркские народные сказки, легенды, песни, пословицы, загадки были для него первостепенным объектом исследования. В подготовленных к юбилею ученого библиографических списках его работ в силу определенных идеологических и политических обстоятельств сознательно были выпущены некоторые из его исследований, посвященных изучению крымских татар [88; 89]. Их можно восстановить благодаря составленному еще в досоветское время А. Е. Крымским библиографии В. А. Гордлевского, сохранившейся в рукописном виде [90, л. 1-10].
В. А. Гордлевский родился в Свеаборге. Образование получил в Гельсингфорской гимназии, а затем на историко-филологическом фа-
культете Московского университета и Лазаревском институте восточных языков [91, с. 5]. В 1904 г. молодой ученый совершил первую поездку для практического знакомства с турецкими наречиями в Крым и Турцию. С этого времени в его творчестве наблюдается неослабевающий интерес к фольклору турок и крымских татар. С 1907 года В. А. Гордлевский вступил в число преподавателей Лазаревского института. В 1911 г. он сдал магистерский экзамен, а в 1911 г. получил звание экстраординарного профессора [92, л. 1-9].
В первой из крымоведчес-ких публикаций ученого «Из истории османской пословицы и поговорки» предложен разбор пестрой вереницы турецких и крымскотатарских пословиц [93]. Ряд статей этнограф посвятил критическим разборам кры-моведческих изданий, этнографической тематики. Так, анализируя 50-й выпуск «ИТУАК», В. А. Гордлевский отметил, что «выдвигается на очередь и этнографическое исследование Крымского полуострова». Характеризуя деятельность в этом направлении своих учеников и коллег А. Н. Морисова и А. Н. Самойловича, В. А. Гордлевский продемонстрировал и хорошее знание итогов деятельности местных краеведов по изучению народной словесности крымских татар [94, с. 244]. Доскональному анализу были подвергнуты В. А. Гордлевским нашумевшие «Легенды Крыма», собранные Н. А. Марксом. Были отмечены их стилизованность, слабость ориенталистических примечаний и, вместе с тем, определенная роль издания в развитии изучения народной словесности [95]. Наиболее серьезным исследованием крымскотатарского фольклора являются сделанные В. А. Гордлевским «Замечания на «Пословицы крымских татар, изданные П. А. Фалёвым» [96]. Деятельности выдающегося крымскотатарского просветителя И. Гаспринского посвящена некрологическая заметка В. А. Гордлевского в газете «День» - «У свежей могилы И. Гаспринского». В личном архивном фонде ученого в АРАН сохрани-
В. А. Гордлевский
лись рукописи нескольких вариантов этого материала 1914-1930 гг., где рассматривается роль крымскотатарского просветителя в становлении народного образования в Крыму [97, л. 1-10]. До сих пор представляют несомненный научный интерес и выявленные неопубликованные рукописи ученого, посвященные изучению фольклора караимов и крымских татар в дореволюционное время. Они имеют вид черновых заметок, набросков к статьям [98]. Выявленные рукописи свидетельствуют, что Владимир Александрович на протяжении ряда лет занимался изучением народов в степном и горном Крыму. В связи с этим особенно ценным по уровню собранного материала представляется сохранившийся черновой вариант его статьи «Обломки старых культур у южнобережных татар» [99, л. 3-20], где представлен анализ быта и обычаев жителей южнобережных деревень Улу-узень, Куру-узень и Кучук-узень. Характерно, что уже в 1913 году В. А. Гордлевский назывался своими европейскими коллегами первым среди немногочисленных в то время этнографов-крымоведов [100, с. 123-136].
Таким образом, мы имеем дело с неизвестными, в большей степени оставшемся в рукописном виде, корпусом крымоведческих разработок историков, работавших в Москве, которые существенно дополняют наше представление об их творчестве. Анализ рукописного и опубликованного крымоведческого наследия московских ученых позволил выявить не только новые грани в творчестве некоторых историков (изучение этнографии Крыма Д. М. Струковым; будирование проблемы охраны памятников М. П. Погодиным), но и значительно обогатить ретроспективную крымоведческую библиографию.
Список литературы
1. Российский государственный архив литературы и искусства (РГА-ЛИ), ф. 401, оп. 1, д. 3.
2. РГАЛИ, ф. 637, оп. 1, д. 23.
3. РГАЛИ, ф. 87, оп. 1, д. 73.
4. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 695, оп. 1, д. 1.
5. РГАЛИ, ф. 87, оп. 1, д. 73.
6. Российская государственная библиотека, отдел рукописей (РГБ ОР), ф. 293, картон 40, д. 1.
7. РГИА, ф. 695, оп. 1, д. 20.
8. РГИА, ф. 695, оп. 1, д. 173.
9. Приезд Д. М. Струкова в Крым для разыскания христианских древностей: Извещение // Таврические епархиальные ведомости. - 1871. - № 21. - С. 663-664.
10. Клопотович Н. О раскопках Д. М. Струкова в Партените // ТЕВ.
- 1871. - № 23. - С. 723-728.
11. Репников Н. И. Партенитская базилика // Известия имп. Археологический комиссии. - 1909. - Вып. 32. - С. 91-140.
12. РГБ ОР, ф. 293, картон 1, д. 15.
13. РГИА, ф. 695, оп. 1, д. 296.
14. РГИА, ф. 695, оп. 1, д. 19.
15. РГБ ОР, ф. 293, картон 40, д. 20.
16. РГАЛИ, ф. 87, оп. 1, д. 73.
17. Маркевич А. И. «TAURICA»: опыт указателя сочинений, касающихся Крыма и Таврической губернии вообще. - Симферополь, 1894.
- 395 с.
18. РГАЛИ, ф. 637, оп. 1, д. 23.
19. РГБ ОР, ф. 293, картон 16, д. 29; картон 24, д. 2, 8, 9, 13; картон 25, д. 14, 34; картон 32, д. 36; картон 33, д. 52; картон 34, д. 18; Институт истории материальной культуры РАН, рукописный архив (ИИМК РАН РА), ф. 1 (1890 г.), д. 40.
20. РГБ ОР, ф. 293, картон 24, д. 17, 19; картон 25, д. 1, 5, 40; картон 32, д. 40.
21. РГБ ОР, ф. 293, картон 31, д. 2, 4, 5, 6, 9; картон 30, д. 1, 4, 5; картон 34, д. 3.
22. РГБ ОР, ф. 293, картон 25, д. 5.
23. РГБ ОР, ф. 293, картон 32, д. 40.
24. РГБ ОР, ф. 293, картон 34, д. 3.
25. РГБ ОР, ф. 293, картон 25, д. 31.
26. РГБ ОР, ф. 293, картон 26, д. 3.
27. РГБ ОР, ф. 293, картон 1, д. 32; картон 19, д. 13, л. 1-23; картон 25, д. 27, 37.
28. ИИМК РАН РА, ф. 1 (1892 г.), д. 99; РГБ ОР, ф. 293, картон 25, д. 50, д. 1-3; картон 34, д. 29.
29. РГБ ОР, ф. 293, картон 32, д. 38.
30. Струков Д. О древне-христианских памятниках в Крыму // Вестник Московской политехнической выставки. - 1872. - 26 августа.
31. Струков Д. О древне-христианских памятниках в Крыму: опыт археологических изысканий. - М., 1872. - [2], 14 с.
32. С. Д. [Струков Д. М.] О древних памятниках христианства в Крыму: к выставке в Академии художеств // Мирское слово. - 1874. -№ 18. - С. 215-217.
33. Д. С. [Струков Д. М.] Успенский склеп близ Бахчисарая // Газета А. Гатцука. - 1875. - 30 августа; Его же. О древнем христианском
храме, близ Ялты // Там же. - 1875. - 6 сент.; Его же. Древнейший христианский памятник в Крыму // Московские епархиальные ведомости. - 1875. - № 43. - С. 370-371; Его же. Древние памятники христианства в Тавриде // Русский вестник. - 1876. - Сентябрь. - С. 121-147.
34. Струков Д. М. О доисторических памятниках Тавриды // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском университете. - М., 1879. - Т. 35: Труды Антропологического отдела; Т. 5; Антропологическая выставка 1879 года, т. 3, ч. 1. - С. 193-196; То же. - М., 1879. - 20 с.
35. РГБ ОР, ф. 293, картон 25, д. 30.
36. РГБ ОР, ф. 293, картон 25, д. 12, л. 1-11; картон 34, д. 9, л. 14; д. 10, л. 1-3.
37. Струков Д. Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве Кассион. - СПб., 1874. - 12 с.
38. Струков Д. Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев. - М., 1878. - 11 с.; То же. - 2 изд. - М., 1882. - 72 с.
39. Струков Д. Сказание священника Иакова 1634 г., записанное в рукописи Румянцевского музея, № 343, лист 386 // Таврические епархиальные ведомости. - 1881. - № 20. - С. 986-991.
40. Струков Д. О поездке в г. Мариуполь к переселенцам древнего христианского Крыма // Московские церковные ведомости. - 1883. -№ 49. - С. 614-616.
41. Струков [Д. М.] Страница из истории Крыма // Крым. - 1890. -30 ноября.
42. РГИА, ф. 695, оп. 1 , д. 1223
43. РГИА, ф. 695, оп. 1 , д. 386.
44. РГИА, ф. 695, оп. 1 , д. 159.
45. РГИА, ф. 695, оп. 1 , д. 262.
46. РГИА, ф. 695, оп. 1 , д. 278.
47. РГИА, ф. 695, оп. 1 , д. 300.
48. РГИА, ф. 695, оп. 1 , д. 168.
49. РГИА, ф. 695, оп. 1 , д. 196.
50. РГИА, ф. 695, оп. 1 , д. 218.
51. РГБ ОР, ф. 293, картон 33, д. 18
52. [Анучин Д. Н.] Памяти Г. Д. Филимонова // Русские ведомости. - 1898. - 28 июня. - Изд. под псевд.: Д. А.
53. Рудаков В. Г. Д. Филимонов // Журнал Министерства народного просвещения. - 1898. - Июль. - Отд. 4. - С. 17-19.
54. ЦГИА г. Москвы, ф. 459, оп. 2, д. 2889.
55. Филимонов Ю. Д. О доисторической культуре в Крыму // Известия имп. Общества любителей естествознания, антропологии и эт-
нографии, состоящем при императорском Московском университете. Т. 35. ч. 1, вып. 2: Антропологическая выставка 1879 года. Т. 3, ч. 1. -М., 1880. - С. 223.
56. Филимонов Г. Д. Доисторические древности Кавказа и Крыма // Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при императорском Московском университете. Т. 35, ч. 2: Труды Антропологического отдела. Т. 5. Антропологическая выставка 1879 г. Т. 3, ч. 2: Описание предметов выставки, вып. 2. - М., 1879-1880. - С. 15-17.
57. Филимонов Г. Д. Граф Н. П. Румянцев, как археолог-собиратель // Сборник материалов для истории Румянцевского музея. Вып. 1: Полувековой юбилей открытия Румянцевского музеума. - М., 1882. -С. 171-198.
58. М. П. Погодин: некролог // Журнал Министерства народного просвещения. - 1876. - № 1. - Отд. 4. - С. 42-44.
59. М. П. Погодин: первые его шаги на ученом поприще // Русский архив. - 1900. - № 11. - С. 476-478.
60. Бестужев-Рюмин К. Михаил Петрович Погодин (1800-1875): некролог // Древняя и новая Россия. - 1876. - № 2. - С. 147-158.
61. Книга посольская метрики Великого княжества Литовского, содержащая в себе дипломатические сношения Литвы в государство-вание короля Стефана Батория (с 1573 по 1580 год) / изд. М. Погодиным и Д. Дубенским. - М., 1843. - 285, VI с.
62. РГБ ОР, ф. 231, раздел 3, картон 19, д. 46.
63. Погодин [М. П.] О походе руссов на Сурож // Записки Одесского общества истории и древностей. - 1844. - Т. 1. - Отд. 1. - С. 191-196.
64. РГБ ОР, ф. 231, раздел 2, картон 2, д. 75.
65. Погодин М. В память о Нахимове // Московские ведомости. -1855. - № 91; То же // Москвитянин. - 1855. - № 11.
66. Погодин М. Кончина Иннокентиева // Одесский вестник. - 1857. - 20 июля.
67. Яковлев В. Письма М. П. Погодина к Высокопреосвященному Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому, 1847-1857 // ЗООИД. - 1889. - Т. 15. - Отд. 2. - С. 808-827.
68. Альфонский А. Некоторые исправления и дополнения к «Послужному списку Иннокентия, архиепископа Херсоно-Таврической епархии», изданному Погодиным // ЗООИД. - 1901. - Т. 23. - Отд. 5. -С. 142-170.
69. Погодин М. Несколько дней в Петербурге // Московские ведомости. - 1863. - 2 августа.
70. [Тизенгаузен В. Г.] Нечто о Царском кургане // Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства. - 1864. - 1 ноября. - Изд. под псевд.: В. Т.
71. Погодин М. П. Речь, произнесенная в заседании Московского общества любителей российской словесности // Кирилло-Мефодиевс-кий сборник. - М., 1865. - С. 81-144.
72. Погодин М. Судьбы археологии в России // ЖМНП. - 1869. -№ 9. - Отд. наук. - С. 24-47; № 11. - Отд. наук. - С. 1-39.
73. Погодин М. Феодосия и Судак // ЗООИД. - 1872. - Т. 8. - Отд. 2. - С. 301-307.
74. Погодин М. Феодосия. Из дорожных записок: посвящается Александру Ивановичу Казначееву // Московские ведомости. - 1875.
- 6 июля, 7 июля, 8 июля.
75. Базиянц А. П. Лазаревский институт в истории отечественного востоковедения. - М.: Наука, 1973. - 224 с.
76. Бiблiографiчний покажчик друкованих писань проф. А. Е. Кримського // Записки 1сторично-фшолопчного ввддшу Украшсько! академп наук. - 1919. - Кн. 1. - С. XXXVI-LXX.
77. Гурницкий К. И. Агафангел Ефимович Крымский. - М.: Наука, 1980. - 192 с. - (Серия: «Русские путешественники и востоковеды»).
78. Агафангел Юхимович Кримський: бiблографiчний покажчик. -Ки!в, 1972. - 168 с.
79. Крымский А. Лазаревский институт восточных языков в Москве // Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. -СПб., 1896. - Т. 33. - С. 247-248.
80. Кримський А. Мусульманство i його будучнють. Минула доля юляму, тепершне становище юлямських народiв, !х штелтентнють, !х ввдносини до европейсько! цившзацп. - Львiв, 1904. - VI, 293 с. -(Серiя: «Лгтературно-наукова бiблiотека»; Ч. 88/90).
81. Крымский А. Школа, образованность и литература у российских мусульман. (Культурно-этнографический очерк) // Этнографическое обозрение (за 1904). - 1905. - Кн. 63. - С. 1-23.
82. [Выдержки из статьи А. Е. Крымского «Школа, образованность и литература у российских мусульман»] / Пер. И. Гаспринского // Тер-джиман. - 1905. - № 28.
83. Цит. по: Прщяк О. Агатангел Кримський // Ки!вська старовина.
- 1992. - № 1. - С. 11-26.
84. Шубинский И. В. Архiв Агафангела Юхимовича Кримського // Збiрник оглядав фондiв в Вiддiлу рукопиав / Державна пуботчна бiблiо-тека АН УРСР. - Ки!в: вид-во АН УРСР, 1962. - С. 36-48.
85. Видатш вчеш Нацюнально! академи наук Украши: oco6oBi apxiBHi та рукописш фонди академiкiв i члетв-кореспонденив у Нацiональнiй 6i6лiотецi Украши iMern В. I. Вернадського (1918-1998): пупвник / укл.:
0. С. Боляк, Т. I. Воронкова, С. Г Даневич та ш. - Кшв, 1998. - 308 с.
86. ИРНБУВ, ф. 1, оп. 1, д. 25341.
87. ИРНБУВ, ф. 1, оп. 1, д. 25678.
8 8. Библиография печатных трудов члена-корреспондента АН СССР профессора В. А. Гордлевского: к 70-летию со дня рождения. - М.: изд-во Московского ин-та востоковедения, 1946. - 52 с.
89. Базиянц А. П. Владимир Александрович Гордлевский. - М.: Наука, 1979. - 80 с. - (Серия: «Русские путешественники и востоковеды»).
90. ИРНБУВ, ф. 1, д. 25531.
91. Бертельс Е. Э. Владимир Александрович Гордлевский // Академику Владимиру Александровичу Гордлевскому к его семидесятипятилетию: сборник статей. - М.: изд-во АН СССР, 1953. - С. 5-9.
92. Академия Российской академии наук (АРАН), ф. 688, оп. 2, д.
1.
93. Гордлевский В. А. Из истории османской пословицы и поговорки // Живая старина. - 1909. - Вып. 2/3. - С. 106-124.
94. Гордлевский В. А. [Библиографическая заметка о № 50 «ИТУ-АК»] // Этнографическое обозрение. - 1914. - № 1/2. - С. 244.
95. Гордлевский В. А. [Рецензия] // Этнографическое обозрение. -19156. - Вып. 3/4. - С. 119. - Рец. на кн. Маркс Н. А. Легенды Крыма. Вып. 1-2. - М., 1913-1914.
96. Гордлевский В. А. Замечания на «Пословицы крымских татар», изданные П. А. Фалевым, с прим. А. Н. Самойловича // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. - 1921. - Т. 25: 1917-1920. - С. 89-132.
97. АРАН, ф. 688, оп. 2, д. 82.
98. АРАН, ф. 688, оп. 2, д. 46, 48.
99. АРАН, ф. 688, оп. 2, д. 90.
100. Menzel T. Russishe Arbeiten uber turkishe litteratur und Folkloristik: Gordlewski, Zavarin, Olesnjicki // Der Islam. - 1913. - Band 4. - P. 123136.
101. Калиновский В. В. «Древностей - и замечательных, и интересных, и красивых - непочатый уголок»: Церковное крымоведение (18371920) / В. В. Калиновский; под ред., вступ. ст. А. А. Непомнящего. -Киев; Симферополь: Антиква, 2012. - 340 с., ил. - (Серия: Биобиблиография крымоведения ; Вып. 18).
102. K^irerncbK™ В. В. Шляхом непорозумшь та KOMnpoMiciB : учеш-археологи i таврiйське дyхiвництво в cnpaBi охорони пам'яток Криму (кшець Х1Х - початок ХХ ст.) // Чорноморський лггопис. - 2010. -Вип. 2. - С. 73-77.
FROM THE HISTORY OF STUDY BY CRIMEA IN MOSCOW IN THE XIX CENTURY: UNKNOWN ASPECTS BY CREATIVE WORK OF FAMOUS SCIENTISTS
Andrey Anatolievich Nepomnyaschy,
doctor of historical sciences, professor, head of the chair by historical regional studies and local history V. I. Vernadsky Crimea Federal University (Simferopol, Crimea Republic, Russia).
Tel.: +7 3652 60-80-00, e-mail: [email protected]
In line with recreating a full picture of the history of crimean local-history research in Soviet times, considered aspects of the study of history and ethnography of Crimea large Mo,scow historians A. E. Krymsky (the Moscow period of his life and work), VA. Gordlevsky, M. P. Pogodin, D. M. Strukov, G. D. Filimonov. We analyzed the first event of Russian historians on the fixing of objects of cultural heritage of the peninsula and their restoration and conservation. The scientific revolution introduced a number of documents from the Russian State funds, Archive of Literature and Art, the Russian state Historical Archive, Manuscript Department of the Russian state and the Russian National Library, the Institute of Manuscripts of the National Library of Ukraine V. I. Vernadsky, which reveal different aspects studying by Crimea at that era.
Keywords: crimean local-history, Moscow, A. E. Krymsky, V. A. Gordlevsky, M. P. Pogodin, D. M. Strukov, G. D. Filimonov, history, monuments, ethnography, expeditions.
References
1. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv literatury i iskusstva (RGALI) [The Russian State Archive of Literature and Art], f. 401, op. 1, d. 3.
2. RGALI, f. 637, op. 1, d. 23.
3. RGALI, f. 87, op. 1, d. 73.
4. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv (RGIA) [Russian State Historical Archive], f. 695, op. 1, d. 1.
5. RGALI, f. 87, op. 1, d. 73.
6. Rossiyskaya gosudarstvennaya biblioteka, otdel rukopisey (RGB OR) [The Russian State Library, Department of Manuscripts], f. 293, karton 40, d. 1.
7. RGIA, f. 695, op. 1, d. 20.
8. RGIA, f. 695, op. 1, d. 173.
9. Priezd D. M. Strukova v Krym dlya razyskaniya khristianskikh drevnostey: Izveshchenie [The arrival of D. M. Strukov in Crimea for finding Christian antiquities] / / Tavricheskie eparkhial'nye vedomosti [Tauride diocesan news]. - 1871. - № 21. - S. 663-664.
10. Klopotovich N. O raskopkakh D. M. Strukova v Partenite [About excavations of D. M. Strukov in Partenit] // TEV. - 1871. - № 23. - S. 723-728.
11. Repnikov N. I. Partenitskaya bazilika [Partenit Basilica] // Izvestiya imp. Arkheologicheskiy komissii [News of Imp. Archaeological commission]. - 1909. - Vyp. 32. - S. 91-140.
12. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 1, d. 15.
13. RGIA, f. 695, op. 1, d. 296.
14. RGIA, f. 695, op. 1, d. 19.
15. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 40, d. 20.
16. RGALI, f. 87, op. 1, d. 73.
17. Markevich A. I. «TAURICA»: opyt ukazatelya sochineniy, kasayushchikhsya Kryma i Tavricheskoy gubernii voobshche [«TAURICA»: experience works pointer relating to the Crimea and the Tauride province]. - Simferopol', 1894. - 395 s.
18. RGALI, f. 637, op. 1, d. 23.
19. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 16, d. 29; karton [cardboard] 24, d. 2, 8, 9, 13; karton [cardboard] 25, d. 14, 34; karton [cardboard] 32, d. 36; karton [cardboard] 33, d. 52; karton [cardboard] 34, d. 18; Institut istorii material'noy kul'tury RAN, rukopisnyy arkhiv [Institute of History of Material Culture, handwritten archive] (IIMK RAN RA), f. 1 (1890 g.), d. 40.
20. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 24, d. 17, 19; karton [cardboard] 25, d. 1, 5, 40; karton [cardboard] 32, d. 40.
21. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 31, d. 2, 4, 5, 6, 9; karton [cardboard] 30, d. 1, 4, 5; karton [cardboard] 34, d. 3.
22. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 25, d. 5.
23. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 32, d. 40.
24. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 34, d. 3.
25. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 25, d. 31.
26. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 26, d. 3.
27. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 1, d. 32; karton [cardboard] 19, d. 13, l. 123; karton [cardboard] 25, d. 27, 37.
28. IIMK RAN RA, f. 1 (1892 g.), d. 99; RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 25, d. 50, d. 1-3; karton [cardboard] 34, d. 29.
29. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 32, d. 38.
30. Strukov D. O drevne-khristianskikh pamyatnikakh v Krymu [About ancient Christian monuments in the Crimea] // Vestnik Moskovskoy politekhnicheskoy vystavki [Observer of Moscow Polytechnic collection]. - 1872. - 26 avgusta.
31. Strukov D. O drevne-khristianskikh pamyatnikakh v Krymu: opyt arkheologicheskikh izyskaniy [About ancient Christian monuments in the Crimea: the experience of archaeological researching]. - M., 1872. - [2], 14 s.
32. S. D. [Strukov D. M.] O drevnikh pamyatnikakh khristianstva v Krymu: k vystavke v Akademii khudozhestv [On the ancient monuments of Christianity in Crimea:
the exhibition at the Academy of Fine Arts] // Mirskoe slovo [Worldly word]. - 1874. -№ 18. - S. 215-217.
33. D. S. [Strukov D. M.] Uspenskiy sklep bliz Bakhchisaraya [Assumption crypt near Bakhchisarai] // Gazeta A. Gattsuka [Newspaper A. Gattsuk]. - 1875. - 30 avgusta; Ego zhe. O drevnem khristianskom khrame, bliz Yalty [About the ancient Christian church, near Yalta] // Tam zhe. - 1875. - 6 sent.; Ego zhe. Drevneyshiy khristianskiy pamyatnik v Krymu [The oldest Christian monument in the Crimea] // Moskovskie eparkhial'nye vedomosti [The Moscow diocesan news]. - 1875. - № 43. - S. 370-371; Ego zhe. Drevnie pamyatniki khristianstva v Tavride [The ancient monuments of Christianity in Tauris] // Russkiy vestnik [Russian observer]. - 1876. - Sentyabr'. - S. 121-147.
34. Strukov D. M. O doistoricheskikh pamyatnikakh Tavridy [About prehistoric monuments Tauris] // Izvestiya Obshchestva lyubiteley estestvoznaniya, antropologii i etnografii, sostoyashchego pri Moskovskom universitete [Proceedings of the Society of Naturalists, Anthropology and Ethnography, held in Moscow universities]. - M., 1879. - T. 35: Trudy Antropologicheskogo otdela [Proceedings of the Department of Anthropology]; T. 5; Antropologicheskaya vystavka 1879 goda [Anthropological Exhibition of 1879], t. 3, ch. 1. - S. 193-196; To zhe. - M., 1879. - 20 s.
35. RGB OR, f. 293, karton [cardboard]25, d. 30.
36. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 25, d. 12, l. 1-11; karton [cardboard]34, d. 9, l. 1-4; d. 10, l. 1-3.
37. Strukov D. Blagovernyy Konstantin, knyaz' Mangupskiy, v inochestve Kassion [Blessed Constantine, Prince Mangupsky in monasticism Kassion]. - SPb., 1874. - 12 s.
38. Strukov D. Zhitiya svyatykh Tavricheskikh (krymskikh) chudotvortsev [Lives of the Saints Taurida (Crimea) wonder-makers]. - M., 1878. - 11 s.; To zhe. - 2 izd. -M., 1882. - 72 s.
39. Strukov D. Skazanie svyashchennika Iakova 1634 g., zapisannoe v rukopisi Rumyantsevskogo muzeya [Legend priest James in 1634, written in the manuscripts Rumyantsev Museum], № 343, list 386 // Tavricheskie eparkhial'nye vedomosti [Tauride diocesan news]. - 1881. - № 20. - S. 986-991.
40. Strukov D. O poezdke v g. Mariupol' k pereselentsam drevnego khristianskogo Kryma [On a trip to Mariupol to settlers of the ancient Christian church Crimea] // Moskovskie tserkovnye vedomosti [Moscow church news]. - 1883. - № 49. - S. 614616.
41. Strukov [D. M.] Stranitsa iz istorii Kryma [Page of the history of the Crimea] / / Krym [Crimea]. - 1890. - 30 noyabrya.
42. RGIA, f. 695, op. 1, d. 1223.
43. RGIA, f. 695, op. 1, d. 386.
44. RGIA, f. 695, op. 1, d. 159.
45. RGIA, f. 695, op. 1, d. 262.
46. RGIA, f. 695, op. 1, d. 278.
47. RGIA, f. 695, op. 1, d. 300.
48. RGIA, f. 695, op. 1, d. 168.
49. RGIA, f. 695, op. 1, d. 196.
50. RGIA, f. 695, op. 1, d. 218.
51. RGB OR, f. 293, karton [cardboard] 33, d. 18
52. D. A. [Anuchin D. N.] Pamyati G. D. Filimonova [Memory by G. D. Filimonov] // Russkie vedomosti [Russian news]. - 1898. - 28 iyunya.
53. Rudakov V. G. D. Filimonov // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of Public education]. - 1898. - Iyul'. - Otd. 4. - S. 17-19.
54. TsGIA g. Moskvy, f. 459, op. 2, d. 2889.
55. Filimonov Yu. D. O doistoricheskoy kul'ture v Krymu [About prehistoric culture in the Crimea] // Izvestiya imp. Obshchestva lyubiteley estestvoznaniya, antropologii i etnografii, sostoyashchem pri imperatorskom Moskovskom universitete [News Imp. Society of Naturalists, Anthropology and Ethnography, held in the Imperial Moscow University]. T. 35. ch. 1, vyp. 2: Antropologicheskaya vystavka 1879 goda [Anthropological Exhibition of 1879]. T. 3, ch. 1. - M., 1880. - S. 223.
56. Filimonov G. D. Doistoricheskie drevnosti Kavkaza i Kryma [Prehistoric ancient Caucasus and Crimea] // Izvestiya imperatorskogo obshchestva lyubiteley estestvoznaniya, antropologii i etnografii, sostoyashchego pri imperatorskom Moskovskom universitete [Proceedings of the Imperial Society of Naturalists, Anthropology and Ethnography, composed at the Imperial University of Moscow]. T. 35, ch. 2: Trudy Antropologicheskogo otdela [Proceedings of the Department of Anthropology]. T. 5. Antropologicheskaya vystavka 1879 g. [Anthropological Exhibition 1879] T. 3, ch. 2: Opisanie predmetov vystavki [Description Exhibition subjects], vyp. 2. - M., 1879-1880. - S. 15-17.
57. Filimonov G. D. Graf N. P. Rumyantsev, kak arkheolog-sobiratel' [Count N. P. Rumyantsev, as an archaeologist, collector] // Sbornik materialov dlya istorii Rumyantsevskogo muzeya [Collection of materials for the history of the Rumyantsev Museum]. Vyp. 1: Poluvekovoy yubiley otkrytiya Rumyantsevskogo muzeuma [The first half-century anniversary of the opening of the Rumyantsev museum]. - M., 1882. - S. 171-198.
58. M. P. Pogodin: nekrolog [M. P. Pogodin: obituary] // Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of Public education]. - 1876. - № 1. - Otd. 4. - S. 42-44.
59. M. P. Pogodin: pervye ego shagi na uchenom poprishche [M. P. Pogodin: his first steps on the academic field] // Russkiy arkhiv [Russian archive]. - 1900. - № 11. -S. 476-478.
60. Bestuzhev-Ryumin K. Mikhail Petrovich Pogodin (1800-1875): nekrolog [Mikhail Petrovich Pogodin (1800-1875): obituary] // Drevnyaya i novaya Rossiya [Ancient and new Russia]. - 1876. - № 2. - S. 147-158.
61. Kniga posol'skaya metriki Velikogo knyazhestva Litovskogo, soderzhashchaya v sebe diplomaticheskie snosheniya Litvy v gosudarstvovanie korolya Stefana Batoriya (s 1573 po 1580 god) [Book ambassadorial metrics Grand Duchy of Lithuania, which contains diplomatic relations of Lithuania in ruling King Stefan Batory (1573 by 1580)] / izd. M. Pogodinym i D. Dubenskim. - M., 1843. - 285, VI s.
62. RGB OR, f. 231, razdel 3, karton 19, d. 46.
63. Pogodin [M. P.] O pokhode russov na Surozh [A campaign to Russ Surozh] // Zapiski Odesskogo obshchestva istorii i drevnostey [Notes of the Odessa Society of History and antiquates]. - 1844. - T. 1. - Otd. 1. - S. 191-196.
64. RGB OR, f. 231, razdel [section] 2, karton [cardboard] 2, d. 75.
65. Pogodin M. V pamyat' o Nakhimove [In memory of Nakhimov] // Moskovskie vedomosti [Moscow news]. - 1855. - N° 91; To zhe // Moskvityanin. - 1855. - N° 11; To zhe //. - 1855. - 20 avgusta.
66. Pogodin M. Konchina Innokentieva [Death of Innocent] // Odesskiy vestnik [Odessa vestnik]. - 1857. - 20 iyulya.
67. Yakovlev V. Pis'ma M. P. Pogodina k Vysokopreosvyashchennomu Innokentiyu, arkhiepiskopu Khersonskomu i Tavricheskomu, 1847-1857 [Letters by M.P. Pogodin to Reverend Innocent, Archbishop of Kherson and Tauride, 1847-1857] // ZOOID. -1889. - T. 15. - Otd. 2. - S. 808-827.
68. Al'fonskiy A. Nekotorye ispravleniya i dopolneniya k «Posluzhnomu spisku Innokentiya, arkhiepiskopa Khersono-Tavricheskoy eparkhii», izdannomu Pogodinym [Some corrections and additions to the "track record of Innocent, Archbishop of Kherson, Taurian diocese" published Pogodin] // ZOOID. - 1901. - T. 23. - Otd. 5. - S. 142-170.
69. Pogodin M. Neskol'ko dney v Peterburge [Few days in St. Petersburg] // Moskovskie vedomosti [Moscow news]. - 1863. - 2 avgusta.
70. [Tizengauzen V. G.] Nechto o Tsarskom kurgane [Something about the royal burial mounds] // Politseyskiy listok Kerch'-Enikal'skogo gradonachal'stva [Police leaf by Kerch-Yenikalsk gradonachalstvo]. - 1864. - 1 noyabrya. - Izd. pod psevd.: V. T.
71. Pogodin M. P. Rech', proiznesennaya v zasedanii Moskovskogo obshchestva lyubiteley rossiyskoy slovesnosti [The speech delivered at a meeting of the Moscow Society of Lovers of Russian Literature] // Kirillo-Mefodievskiy sbornik [Cyril and Methodius collection]. - M., 1865. - S. 81-144.
72. Pogodin M. Sud'by arkheologii v Rossii [Destiny by archeology in Russia] // ZhMNP. - 1869. - № 9. - Otd. nauk. - S. 24-47; № 11. - Otd. nauk. - S. 1-39.
73. Pogodin M. Feodosiya i Sudak [Feodosiya and Sudak] // ZOOID. - 1872. - T. 8. - Otd. 2. - S. 301-307.
74. Pogodin M. Feodosiya. Iz dorozhnykh zapisok: posvyashchaetsya Aleksandru Ivanovichu Kaznacheevu [Feodosiya. From road notes: Dedicated to Alexander Ivanovich Kaznacheev] // Moskovskie vedomosti [Moscow news]. - 1875. - 6 iyulya, 7 iyulya, 8 iyulya.
75. Baziyants A. P. Lazarevskiy institut v istorii otechestvennogo vostokovedeniya [Lazarev Institute in the history of domestic oriental studies]. - M.: Nauka, 1973. - 224 s.
76. Bibliografichniy pokazhchik drukovanikh pisan' prof. A. E. Krims'kogo [Bibliografical list of public works by prof. A. E. Krymskiy] // Zapiski Istorichno-filologichnogo viddilu Ukrains'koi akademii nauk [Notes Historical-philological department of Ukrainian Academy of science]. - 1919. - Kn. 1. - S. XXXVI-LXX.
77. Gurnitskiy K. I. Agafangel Efimovich Krymskiy. - M.: Nauka, 1980. - 192 s. -(Seriya: «Russkie puteshestvenniki i vostokovedy») [Russian travelers and Orientalists].
78. Agafangel Yukhimovich Krims'kiy: biblografichniy pokazhchik [Agafangel Yukhimovich Krymsky: biblografical list]. - Kii'v, 1972. - 168 s.
79. Krymskiy A. Lazarevskiy institut vostochnykh yazykov v Moskve [Lazarev Institute of Oriental Languages in Moscow] // Entsiklopedicheskiy slovar' [Collegiate Dictionary] / F. A. Brokgauz, I. A. Efron. - SPb., 1896. - T. 33. - S. 247-248.
80. Krims 'kiyA. Musul'manstvo iyogo buduchnist'. Minula dolya islyamu, teperishne stanovishche islyams'kikh narodiv, ikh inteligentnist', ikh vidnosini do evropeys'koi tsivilizatsii [Islam and its future. Past fate of Islam, the present situation of Islamic peoples, their intelligence, their relations with the European civilizations]. — L'viv, 1904.
- VI, 293 s. - (Seriya: «Literaturno-naukova biblioteka» [Literary and Scientific Library]; Ch. 88/90).
81. Krymskiy A. Shkola, obrazovannost' i literatura u rossiyskikh musul'man. (Kul'turno-etnograficheskiy ocherk) [The school, education and literature at the Russian Muslims. (Cultural and ethnographic essay)] // Etnograficheskoe obozrenie ( za 1904) [Ethnographic Review (for 1904)]. - 1905. - Kn. 63. - S. 1-23.
82. [Vyderzhki iz stat'i A. E. Krymskogo «Shkola, obrazovannost' i literatura u rossiyskikh musul'man»] [Excerpt from an article by A. E. Krymsky 'School, education and literature at the Russian Muslims'] / Per. I. Gasprinskogo // Terdzhiman. - 1905. - № 28.
83. Tsit. po: Pritsyak O. Agatangel Krims'kiy // Kii'vs'ka starovina [Kyiv antiquity].
- 1992. - № 1. - S. 11-26.
84. Shubinskiy I. V. Arkhiv Agafangela Yukhimovicha Krims'kogo [Archive by Agatangel Yefimovich Krymsky] // Zbirnik oglyadiv fondiv v Viddilu rukopisiv [Collection reviews funds in the Department of Manuscripts] / Derzhavna publichna biblioteka AN URSR [State Public Library of Sciences URSR]. - Kii'v: vid-vo AN URSR, 1962. - S. 36-48.
85. Vidatni vcheni Natsional'noi akademii nauk Ukrayini: osobovi arkhivni ta rukopisni fondi akademikiv i chleniv-korespondentiv u Natsional'niy bibliotetsi Ukrayini imeni V. I. Vernads'kogo (1918-1998): putivnik [The great scientists of the National Academy of Sciences of Ukraine: personal archival and manuscript funds academicians and corresponding members of the National Library of Ukraine Vernadsky (1918-1998): Guide] / ukl.: O. S. Bolyak, T. I. Voronkova, S. G. Danevich ta in. - Kii'v, 1998. - 308 s.
86. IRNBUV, f. 1, op. 1, d. 25341.
87. IRNBUV, f. 1, op. 1, d. 25678.
88. Bibliografiya pechatnykh trudov chlena-korrespondenta AN SSSR professora V. A. Gordlevskogo: k 70-letiyu so dnya rozhdeniya [Bibliography of printed works, Corresponding Member of USSR Academy of Sciences Professor V. Gordlevsky: the 70th anniversary of birth]. - M.: izd-vo Moskovskogo in-ta vostokovedeniya, 1946. -52 s.
89. Baziyants A. P. Vladimir Aleksandrovich Gordlevskiy. - M.: Nauka, 1979. - 80 s. - (Seriya: «Russkie puteshestvenniki i vostokovedy») [Russian travelers and Orientalists].
90. IRNBUV, f. 1, d. 25531.
91. Bertel's E. E. Vladimir Aleksandrovich Gordlevskiy // Akademiku Vladimiru Aleksandrovichu Gordlevskomu k ego semidesyatipyatiletiyu: sbornik statey [To Academician Vladimir Aleksandrovich Gordlevsky to his seventieth: Collection of articles].
- M.: izd-vo AN SSSR, 1953. - S. 5-9.
92. ARAN, f. 688, op. 2, d. 1.
93. Gordlevskiy V. A. Iz istorii osmanskoy poslovitsy i pogovorki [From history of the Ottoman proverbs] // Zhivaya starina [Live antiquity]. - 1909. - Vyp. 2/3. - S. 106124.
94. Gordlevskiy V. A. [Bibliograficheskaya zametka o № 50 «ITUAK»] [Bibliographic note on number 50 "ITUAK"] // Etnograficheskoe obozrenie [Ethnographic review]. -1914. - № 1/2. - S. 244.
95. Gordlevskiy V. A. [Retsenziya] [Review] // Etnograficheskoe obozrenie[Ethnographic review]. - 1915. - Vyp. 3/4. - S. 119. - Rets. na kn. Marks N. A. Legendy Kryma [Legends of Crimea]. Vyp. 1-2. - M., 1913-1914.
96. Gordlevskiy V. A. Zamechaniya na «Poslovitsy krymskikh tatar», izdannye P. A. Falevym, s prim. A. N. Samoylovicha [Notes on the «Proverbs of the Crimean Tatars», published by P.A. Falyov, with approx. A. N. Samoilovych] // Zapiski Vostochnogo otdeleniya Russkogo arkheologicheskogo obshchestva [Notes of the Eastern Branch of the Russian archeological society]. - 1921. - T. 25: 1917-1920. - S. 89-132.
97. ARAN, f. 688, op. 2, d. 82.
98. ARAN, f. 688, op. 2, d. 46, 48.
99. ARAN, f. 688, op. 2, d. 90.
100. Menzel T. Russishe Arbeiten uber turkishe litteratur und Folkloristik: Gordlewski, Zavarin, Olesnjicki // Der Islam. - 1913. - Band 4. - P. 123-136.
101. Kalinovsky V. V. «Drevnostey - i zamechatel'nykh, i interesnykh, i krasivykh - nepochatyy ugolok»: Tserkovnoe krymovedenie (1837-1920) [«Antiquities - and wonderful, and exciting, and beautiful - a plenty area»: The Church crimean local-history (1837-1920)] / V.V Kalinovsky; ed., joined. art. A. A. Nepomnyaschy. - Kiev; Simferopol: Antiqua, 2012. - 340 c, il. - (Series: «Biobibliografiya krymovedeniya» [Biobibliography by crimean local-history]; Vol. 18).
102. Kalinovsky V. Shlyakhom neporozumin' ta kompromisiv: ucheni-arkheologi i tavriys'ke dukhivnitstvo v spravi okhoroni pam'yatok Krimu (kinets' XIX - pochatok XX st.) [By the way of confusion and compromise: scientists-archaeologists and Tavrian clergy in the protection of monuments of Crimea (late XIX - early XX century)] // Chornomors'kiy litopis [Black Sea chronicle]. - 2010 - Vol. 2. - P. 73-77.