Научная статья на тему 'Из истории исследования религиозной жизни Боспора VI-IV вв. до н. э.'

Из истории исследования религиозной жизни Боспора VI-IV вв. до н. э. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1546
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОСПОР / РЕЛИГИЯ / ГРЕКИ / ВАРВАРЫ / АФРОДИТА / АРХЕОЛОГИЯ / ЭПИГРАФИКА / НУМИЗМАТИКА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ВАРВАРСКИЕ ВЛИЯНИЯ / СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ / BOSPORUS / RELIGION / GREEKS / BARBARIANS / APHRODITE / ARCHEOLOGY / EPIGRAPHY / NUMISMA- TOLOGY / RELIGIOUS PERCEPTIONS / HISTORIOGRAPHY / BARBARIAN INFLUENCE / NORTHERN BLACK SEA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шауб Игорь Юрьевич

В статье критически анализируется история исследования религиозной проблематики Боспора VI-IV в. до н. э. Особое внимание уделяется вопросу, были ли культы и религиозные представления Боспора чисто греческими или испытывали влияние варварской среды. Автор относится к исследователям, которые вслед за М.И.Ростовцевым признают важность варварских влияний в специфике боспорской религиозной жизни. В статье дается обзор историографии, касающейся культов отдельных божеств Боспора, наиболее значимой из которых была Афродита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religion of Bosporus in the sixth fourth centuries BC: history of re- search

History of research on the religion of Bosporus in the sixth-fourth centuries BC is reviewed. Special attention is paid to the question of whether the cults and religious perceptions of Bosporus were purely Greek or influenced by the Barbarians. Following the theory of Mikhail Rostovtzeff, the author argues that barbaric influence is crucial for the understanding of the unique Bosporan religious life. A historiographic review of the cults of different Bosporan deities is also presented. Aphrodite was the most prominent one amongst the latter.

Текст научной работы на тему «Из истории исследования религиозной жизни Боспора VI-IV вв. до н. э.»

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

УДК: 94(3):904:291.21(262.5)

И. Ю. Шауб

ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ БОСПОРА У1—1У вв. до н. э.

Монографических работ, специально посвященных религиозным представлениям и культам разноплеменных обитателей Боспора, нет1, однако исследователи нередко затрагивали эту тему при публикации культовых памятников, найденных на территории Боспора, и в работах, относящихся к другой тематике; имеется также ряд исследований, посвященных культам отдельных богов на Боспоре.

Не останавливаясь подробно на замечаниях ученых XIX в. о культах Боспора, замечаниях, сделанных Г. Келером [3; 4; 5], Б. В. Кене [6], А. А. Сибирским [7], П. О. Бурачковым [8] и других, прежде всего при изучении монет, отметим, что в этот период интересующей нас темы в наибольшей мере касался Лудольф Стефани, который в своих ежегодных «Объяснениях» античных вещей, найденных в южной России, высказал немало глубоких идей относительно культов и религиозных представлений греческого населения Боспора [9]. Из дореволюционных работ, посвященных отдельным аспектам культовой проблематики Боспора, следует упомянуть статьи И. И. Толстого [10; 11; 12; 13], единственного ученого, который на протяжении многих лет специально занимался северопричерноморской мифологией и религией жителей городов Северного Причерноморья. Известные ко второму десятилетию XX в. данные о боспорских культах кратко суммировал в своей книге Э. Миннз [14, р. 615 sq.], его очерк боспорской религии посвящен главным образом римской эпохе.

Кардинально изменили взгляд на религиозную жизнь населения Боспора труды М. И. Ростовцева. Несмотря на то, что у него нет работ, специально посвященных этой теме, его исследования представляют собой бесценную сокровищницу наблюдений, мыслей, идей для каждого, кто серьезно занимается религиозной проблематикой Боспора. Главной заслугой Ростовцева в деле изучения религиозной жизни Боспора можно считать доказательство того факта, что наряду с сильной эллинизацией варваров под влиянием греческой культуры происходил и обратный процесс, т. е. варвары оказывали воздействие на культуру и религию греков-переселенцев.

Советские работы по истории боспорских культов начинают появляться лишь в 40-х годах ХХ столетия. Из работ этого периода следует прежде всего отметить диссертацию Л.П.Харко [15] и его связанные с этой темой статьи [16; 17]. Признавая несомненные заслуги автора в интерпретации ряда памятников, необходимо вместе с тем отметить

1 Кандидатская диссертация автора (автореферат см. [1]) не опубликована, но она легла в основу соответствующих разделов его монографии [2].

© И. Ю. Шауб, 2010

спорность, а подчас и просто неверность многих его положений. Так, весьма сомнительны следующие тезисы Харко: культ Афродиты принесли в Фанагорию теосцы [15, с. 137] (в обширном пантеоне Теоса культ Афродиты не засвидетельствован [18]); топоним Апатур происходит от общеионийского праздника Апатурий; скифы, заимствовав культ Афродиты у фанагорийцев и создали свой аналогичный религиозный центр с тем же наименованием Апатур2.

С. Я. Лурье [19] предположил, что верховной богиней Боспора было сложное синкретическое божество Артемида-Ма-Партэнос [подробнее см. 2, с. 52]. Искусственные построения Лурье вызвали справедливую критику А. П. Ивановой [20], которая привела новые доказательства процветания культа Афродиты на Боспоре. Эта исследовательница занималась различными проблемами, связанными со скульптурой и живописью Боспора, в частности, отражением в искусстве Боспора местных религиозных представлений [21; 22; 23; 24; 25].

В монографии В. Ф. Гайдукевича [26] и в ее расширенном немецком варианте [27] собран ценный материал и содержится ряд интересных мыслей относительно культов Боспора, хотя автор и не ставил своей целью исследование религиозной проблематики. Интерпретации мирмекийского зольника как культового комплекса посвящена специальная статья Гайдукевича [28].

В. Д. Блаватский в целом ряде своих исследований [29; 30; 31; 32; 33; 34; 35 и др.] также касался различных аспектов боспорских культов, сделав интересные наблюдения и высказав ряд ценных идей, хотя специальных работ по интересующей нас теме у него нет.

Исключительно важное значение для религиозной проблематики Боспора имеют публикации раскопок святилищ в Нимфее и на Майской Горе. Однако многие интерпретации Худяка [36 и др.], опубликовавшего материалы своих раскопок, вызывают серьезные сомнения [37; 38]. Что касается работ И. Д. Марченко, посвященных исследовавшемуся ею святилищу на Майской Горе [39; 40; 41; 42], то ее попытки идентифицировать это пригородное фанагорийское святилище с центром культа Афродиты на Боспоре — Апатуром, выглядят неубедительными.

Существует ряд работ, посвященных различным аспектам культов отдельных божеств на Боспоре в У1-1У вв. до н. э. Так, культу Зевса посвящены статьи А. И. Болтуновой [43; 44; 45], Афродите — исследования Н. И. Сокольского [46; 47] и И. Д. Марченко [48; 42], локализации святилища богини — Апатура — работа С. Р. Тохта-сьева [49]. Другая статья С. Р. Тохтасьева [50], однако, приводит его к явному противоречию с данными о культе Афродиты на Боспоре3. Культу Деметры посвящена статья С. Ю. Сапрыкина [52; ср. 53], культу Артемиды — статья Н. П. Розановой [54]; Розановой же принадлежит статья о посвящении Санергу и Астаре [55] и не очень удачная, на наш взгляд, попытка использовать посвятительные надписи Фанагории как источник для топографии города [56]. Ряд интересных мыслей по рассматриваемой нами теме высказала Н. А. Онайко в своих работах, посвященных боспорской торевтике [57; 58; 59; 60].

Большинство работ по этой теме написаны на основании изучения отдельных групп археологического материала, в частности, терракот. Из них прежде всего нужно выделить труды А. А. Передольской [61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69], которая в течение многих лет занималась проблемой связи терракотовых статуэток (в основном найден-

2Опровержение этих тезисов см. в [2].

3Ср. [51, с. 141, примеч. 26]. Здесь исследователь (без ссылок) повторяет главную мысль тех ученых, чьи идеи он критикует в своей статье 1983 г. [50].

ных в кургане Б. Близница) с религиозными представлениями и культами жителей Боспора. Однако некоторые гипотезы Передольской [см., напр., 68] справедливо оспариваются другими исследователями, в частности П. Александреску [70; ср. 71; 72; 38, с. 9-11].

На основании изучения протом из случайно обнаруженного в Анапе сброса терракот Г. А. Цветаева [73; 74] сделала заключение о существовании в Горгиппии в 1У-Ш вв. до н. э. святилища Деметры и Коры, однако для подобного вывода данных еще недостаточно.

Культам сельского населения Боспора посвящена статья И. Т. Кругликовой [75; подробнее см. 2, с. 54].

Среди работ, посвященных терракотам наряду с исследованиями Передольской первостепенное значение для истории боспорских культов имеют труды крупнейших советских специалистов в области коропластики — М. М. Кобылиной [см. 76; 77; ср. 78; 79] и В. И. Денисовой (Пругло) [80; 38]. В. И. Денисова высказала ряд ценных мыслей о боспорских культах, причем не только об интерпретации тех или иных образов в ко-ропластике, но и о значении изучения терракот для религиозной истории Боспора. Ее заслуга заключается также в трезвом и осторожном подходе к привлечению некоторых терракот в качестве источника для изучения боспорских культов интересующего нас времени [напр., 38, с. 7; ср. 81; 82; подробнее см. 2, с. 54].

На основе изучения немногочисленных дошедших до нашего времени архитектурных остатков И. Р. Пичикян создал реконструкции нескольких боспорских храмов, высказав ряд ценных соображений относительно культового зодчества Боспора [83; 84; 85; 86; 87; 88]. Работы И. Р. Пичикяна были плодотворно продолжены В. П. Толстиковым [89; 90; 91 и др.].

Проблема связи культов городов Боспора с культовой практикой метрополии (главным образом Милета)4 затронута в кратком исследовании Ф. Билабеля [93] и основательном сочинении Н. Эрхардта [94]. Первая книга весьма устарела; что касается последней, то, отдавая должное эрудиции автора, никак нельзя согласиться с его выводом о том, что колонии «сохраняют свой греческий пантеон вплоть до императорской эпохи» [94, 8. 185; ср. 95; подробнее см. 2, с. 55].

Обзор культов азиатской стороны Боспора в У1-1У вв. до н. э. содержится в статье Ю.С.Крушкол [96]. Культам азиатского Боспора 1У-Ш вв. до н. э. посвящена также кандидатская диссертация Ю. Р. Рыпенко. Однако, судя по автореферату [97], ее научная ценность весьма спорна; статьи же этого автора свидетельствуют об удивительной его безграмотности [98; 99].

Успешные изыскания в области культов Боспора предпринял на нумизматических источниках Д. Б.Шелов. В своих статьях [100, 101] исследователь убедительно интерпретирует ряд изображений на пантикапейских золотых монетах (при этом оспаривая интерпретацию крупнейших современных исследователей [например, 102, р. 252], и приходит к заключению, что в этих изображениях «можно усмотреть результат сложного скрещения и взаимодействия греческих и местных культов, проявлявшихся во всех областях культурной жизни классического Боспора» [101], что представляется неоспоримым.

Необходимо также отметить скифологические работы, в которых была затронута проблематика боспорских культов, в частности, культа Афродиты Апатуры. Это статьи Л. А. Ельницкого [103; 104] и М. И. Артамонова [105], а также книги Д. С. Раевского [106;

4Работа Врублевской [92], судя по тезисам, не имеет оригинального характера.

107]. Религиозным верованиям меотов, в том числе культу Великого женского божества, посвящена статья Н. В. Анфимова [108; ср. 109].

Специфике загробных представлений боспорян и отдельным сюжетам, связанным с этой областью, ряд работ посвятил автор настоящей статьи [110; 111; 112; 113; 114 и др.]. Значительное место той же теме уделила в своей монографии И. В. Шталь [115]5. Эта же проблематика получила глубокое освещение в статье Ю. А. Виноградова [117], посвященной боспорскому феномену.

В области изучения разных аспектов религиозной жизни Боспора немаловажное место занимают работы Н. В. Молевой [118; 119; 120; 121], объектами которых являются прежде всего боспорские антропоморфные надгробия, а также святилище Китея. Вывод Н. В. Молевой о том, что «сложный, синкретический характер боспорской культуры и религии эллинистического периода обусловил сочетание греческих и местных традиций в использовании антропоморфных изваяний» [118, с. 34, 35], представляется бесспорным, как и ряд других ее наблюдений [2, с. 56-57].

В последние годы исследователи неоднократно обращались к различным аспектам религиозной жизни Боспора [2; 122], прежде всего к культам отдельных божеств. Так, боспорская Афродита6 наиболее основательно рассматривалась в работах Д. С. Бунина [124; 125; 126], статьях В. П. Яйленко [127] и Г. А. Кошеленко [128; см. также 129]. Культу Аполлона Врача посвятили специальные исследования автор настоящей статьи [130] и Н.И.Сударев [131]. Особенности боспорских культов Диониса, Ахилла, Геракла и Деметры нашли отражение в наших статьях [132; 133; 134; 135], Деметры и Коры — в статьях А. А. Завойкина [136; 137]. А. А. Масленников посвятил целый ряд своих работ характеристике сельских святилищ Боспора [138; 139; 140], Ю. А. Виноградов и С. Р. Тохтасьев опубликовали посвятительные граффити Мирме-кия [141], В. П. Яйленко — посвятительные граффити Пантикапея и его округи [142].

Историографический аспект проблемы греко-варварских религиозных взаимовлияний на Боспоре рассмотрел в кандидатской диссертации И. А. Емец [143; 144]7. Его работа сочетает в себе далеко не полный и весьма тенденциозный обзор литературы по этой теме с детальным описанием одних и весьма поверхностной интерпретацией других археологических памятников. Выводы И. А. Емеца противоречивы и неубедительны.

Необходимо упомянуть две книги, в которых при попытке обобщить верования и культы греков-колонистов в государствах Северного Причерноморья довольно большое место отведено Боспору. Первая из них —монография А. С. Русяевой [148], но, к сожалению, она весьма фрагментарна и, не обладая основным достоинством многих прежних публикаций автора — введением в научный обиход интереснейших культовых памятников Ольвии, — имеет существенные недостатки, которыми отмечено все научное творчество киевской исследовательницы: интерпретации памятников поверхностны, обобщения прямолинейны, в нем слишком много банальностей и пр.8 Вторая работа — М. Е. Бондаренко [149], видимо, из-за того, что ученый сознательно не углубляется

5Более поздние публикации И. В. Шталь [116], посвященные мифологическим сюжетам на керченских вазах, в теоретическом отношении не содержат ничего нового по сравнению с данной работой.

6 Книга Ю. Устиновой [123], где много внимания уделено культу Афродиты, к сожалению, оказалась нам недоступной.

7Этот автор также уделил много внимания изучению керамической эпиграфики как источника по религиозным представлениям населения Боспора [145; 146]; о недостатках этих работ см. [147, с. 10, 13].

8Подборку цитат, красноречиво свидетельствующую о теоретическом уровне работ А.С.Русяевой,

см. [2, с. 39—42].

в предмет своего исследования, носит весьма формальный характер, отсюда и выводы далеко не всегда убедительны.

Наш собственный взгляд на проблемы религиозной жизни боспорян VI—IV вв. до н.э. изложен в соответствующей главе монографии [2, гл. 7]. Отдельный вопрос, относящиеся к верованиям и культам разноплеменного населения Боспора, освещался наряду с уже упомянутыми в целом ряде статей [библиографию см. в 2; см. также 122]. Основная особенность наших публикаций на данную тему состоит в попытке интерпретировать специфику религиозной жизни боспорян в контексте варварских влияний.

Таким образом, все работы, в которых в той или иной мере исследуются аспекты религиозной жизни Боспора, можно разделить на две категории в зависимости от того, под каким углом зрения их авторы подходят к проблеме. Согласно взгляду, господствовавшему в XIX в. и сохранившемуся у многих исследователей до сих пор, культы и религиозные представления Боспора были чисто греческими, что же касается бос-порских варваров, то их религиозные представления либо вообще не принимались в расчет, либо считалось, что примитивная вера варваров не могла сосуществовать с развитым греческим Олимпом. Другие исследователи рассматривают религию населения Боспора в духе идей М. И. Ростовцева о представленном здесь глубоком культурном взаимовлиянии греков и варваров.

Литература

1. Шауб И. Ю. Культы и религиозные представления населения Боспора VI—IV веков до н. э.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л.: [Б. и.], 1987. 22 с.

2. Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье VII-IV вв. до н. э. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 484 с.

3. Koehler H. Dissertation sur le monument de la reine Comosarye. SPb.: Imperiale, 1805, 86 p.

4. Koehler H. Serapis. Gesammelte Schriften. Bd. I. SPb.: Akademie, 1850. 234 S.

5. Кёлер Г. Рассуждение о памятнике царицы Комосарии // Археолого-нумизматический сборник / Ред. Г. Спасский. М.: Типография Университета, 1850. С. 99-136.

6. Кене Б. В. Описание музеума покойного князя В. В. Кочубея. Т. I. СПб.: [Б. и.], 1857. 450 с.

7. Sibirskij A. Catalogue des medailles du Bospore Cimmerien. T. I. SPb.: Imperiale, 1859. 105 р.

8. Бурачков П. О. Общий каталог монет, принадлежащих эллинским колониям, существовавшим в древности на берегу Черного моря. Одесса: Типография Шульце, 1884.

9. Стефани Л. Объяснение древностей, найденных в степной России // Отчеты Императорской Археологической комиссии за 1860-1881. СПб.: [Б. и.], 1859. С. 27-44; 1860. С. 3-98; 1861. С. 3-170; 1862. С. 3-28; 1863. С. 3-210; 1864. С. 3-246; 1864. С. 3-246; 1865. С. 3-222; 1866. С. 3-136; 1881. С. 3-91.

10. Толстой И. И. Культ Аполлона на Боспоре и в Ольвии // Журнал Министерства народного просвещения. 1904. № I. С. 1-15.

11. Толстой И. И. Врач и Дельфиний // Известия имп. Археологической комиссии. 1905. Вып. 14. С. 44-53.

12. Толстой И. И. АПАТОРО на памятнике de la Motraye // Журнал Министерства народного просвещения. 1909. № I. С. 1-15.

13. Толстой И. И. Статьи о фольклоре. М.; Л.: Наука, 1966. 249 с.

14. Minns E. Scythians and Greeks. Cambridge: Cambrige University Press, 1913. 720 p.

15. Харко Л.П. Культ Афродиты на Боспоре Киммерийском // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1946. Вып. 13. С. 137-141.

16. Харко Л. П. О пятиколонном храме, изображенном на боспорских монетах // Вестник древней истории. 1950. № 1. С. 197-205.

17. Харко Л. П. Фрагмент фриза с изображением гигантов из станицы Таманской // Советская археология. 1941. № 7. С. 81-93.

18. Виде W. Teos // Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. IX. Stuttgart: Metzlerische Verlag, 1934. Sp. 560-564.

19. Лурье С. Я. Культ матери и Девы в Боспорском царстве // Вестник древней истории.

1948. № 3. С. 204-211.

20. Иванова А. П. К вопросу о культе Афродиты на Боспоре (образ Афродиты в боспорском искусстве) // Вестник древней истории. 1950. № 3. С. 104-109.

21. Иванова А. П. Керченская стела с изображением всадника и сидящей женщины // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1951. Вып. 39. С. 27-34.

22. Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л.: Изд-во ЛГУ, 1953.

23. Иванова А. П. Образы местной мифологии в искусстве Боспора // Учен. зап. Ленинградского гос. университета. 1954. Т. 160. С. 224-263.

24. Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. Киев: Изд-во Академии наук УССР. 1961. 150 с.

25. Ivanova A. P. Gestalten der ortlichen Mythologie in der Kunst des Bosporos // Das Alter-tum. 1959. Bd. 5. Hft. 4. S. 233-24.

26. Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1949. 624 с.

27. Gajdukevio V. F. Bosporanische Reich. Berlin; Amsterdam: Brill, 1971. 692 S.

28. Гайдукевич В. Ф. Мирмекийские зольники-эсхары // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1965. № 103. С. 28-37.

29. Блаватский В. Д. Архаический Боспор // Материалы и исследования по археологии СССР. № 33. 1954. С. 7-44.

30. Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья. М.: Наука, 1961. 230 с.

31. Блаватский В. Д. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья (VII-V вв. до н. э.) // Советская археология. 1964. № 2. С. 13-26.

32. Блаватский В. Д. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья (IV в. до н. э. —III в. н. э.) // Советская археология. 1964. № 4. С. 25-35.

33. Блаватский В. Д. Пантикапей. М.: Наука, 1964. 232 с.

34. Блаватский В. Д. Сцена инвеституры на карагодеуашхском ритоне // Советская археология. 1974. № 1. С. 38-44.

35. Блаватский В. Д. Античная археология и история. М.: Наука, 1985. 279 с.

36. Худяк М. М. Из истории Нимфея VI-III вв. до н. э. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 64 с.

37. Alexandrescu P. [Рец. на кн.:] Худяк М. М. Из истории Нимфея VI-III вв. до н. э. // Studii clasice. 1963. Vol. 5. P. 429-430.

38. Денисова В. И. Коропластика Боспора. Л.: Наука, 1981. 172 с.

39. Марченко И. Д. Литейная форма конца VI в. до н. э. из Пантикапея // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1962. Вып. 89. С. 51-53.

40. Марченко И. Д. Некоторые итоги раскопок на Майской Горе // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1963. Вып. 95. С. 86-90.

41. Марченко И. Д. Терракоты из святилища на майской Горе (Блеваке) // Терракоты Северного Причерноморья. Ч. IV. М.: Наука, 1974. С. 31-35.

42. Марченко И. Д. О культе Афродиты на Тамани // История и культура античного мира. М.: Наука, 1977. С. 121-126.

43. Болтунова А. И. О культе Зевса Сотера на Боспоре // Культура античного мира. М.: Наука, 1966. С. 29-38.

44. Болтунова А. И. Зевс Отеческий и Зевс Спаситель // 150 лет ОАМ АН УССР. Киев: Наукова думка, 1975. С. 144.

45. Болтунова А. И. Зевс Отчий и Зевс Спаситель // Вестник древней истории. 1977. № 1. С. 176-182.

46. Сокольский Н. И. Святилище Афродиты в Кепах // Советская археология. 1964. № 4. С. 101-118.

47. Сокольский Н. И. Культ Афродиты в Кепах к У1-У вв. до н. э // Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 88-92.

48. Марченко И. Д. К вопросу о культах азиатского Боспора // Вестник древней истории. 1960. № 2. С. 101-107.

49. Тохтасьев С. Р. Апатур. История боспорского святилища Афродиты Урании // Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 138-145.

50. Тохтасьев С. Р. Боспорская легенда об Афродите Апатуре // Вестник древней истории. 1983. № 2. С. 111-117.

51. Тохтасьев С. Р. БсуЬЫсл в «Трудах II Всесоюзного симпозиума по древней истории Причерноморья (Цхалтубо, 1979)» // Вестник древней истории. 1984. № 3. С. 133-142.

52. Сапрыкин С. Ю. Культ Деметры в Боспорском царстве в У1-1У вв. до н. э. // Из истории античного общества. Горький: Изд-во Горьковского гос. ун-та, 1983. С. 59-71.

53. Сапрыкин С. Ю. Культ Деметры в Боспорском царстве (У1-1У вв. до н. э.). Труды Всесоюзного симпозиума по проблемам эллинистической культуры на Востоке. Ереван: Изд-во Академии наук Арм. ССР, 1980. С. 71-72.

54. Розанова Н. П. Посвятительная надпись Артемиде Эфесской, найденная в Пантикапее в 1949 г. // Вестник древней истории. 1960. № 3. С. 130-132.

55. Розанова Н. П. Посвятительная надпись Санергу и Астаре // Вестник древней истории.

1949. № 2. С. 86-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56. Розанова Н. П. Посвятительные надписи Фанагории как источник для топографии города // Вестник древней истории. 1949. № 3. С. 170-178.

57. Онайко Н. А. Заметки о технике боспорской торевтики // Советская археология. 1974. № 3. С. 78-86.

58. Онайко Н. А. Антропоморфные изображения в меото-скифской торевтике // Художественная культура и археология античного мира. М.: Наука, 1976. С. 166-179.

59. Онайко Н. А. О воздействии греческого искусства на меото-скифский звериный стиль. (К постановке вопроса) // Советская археология. 1976. № 3. С. 76-86.

60. Онайко Н. А. Аполлон Гиперборейский // История и культура античного мира. М.: Наука, 1977. С. 153-160.

61. Передольская А. А. К проблеме реализма в греческом искусстве IV в. до н. э. // Искусство. 1936. № 1. С. 155-168.

62. Передольская А. А. О сюжетах трех терракотовых статуэток, найденных в кургане Большая Близница // Советская археология. 1950. № 13. С. 255-271.

63. Передольская А. А. Об отражении обряда «всезерния» в терракотах У в. до н. э., найденных в Северном Причерноморье // Материалы и исследования по археологии СССР. 1954. № 33. С. 114-122.

64. Передольская А. А. К вопросу о терракотах из кургана Большая Близница // Советская археология. 1955. № 24. С. 54-73.

65. Передольская А. А. Художественно-историческое значение терракот из кургана Большая Близница // Краткие сообщения Института археологии АН УССР. 1957. Вып. 7. С. 69-72.

66. Передольская А. А. К вопросу о хтоническом культе Геракла на Боспоре // Труды Гос. Эрмитажа. 1958. Т. 2. С. 55-61.

67. Передольская А.А. Следы культа кабиров на Березани // Сообщения Гос. Эрмитажа. 1960. № 13. С. 23-27.

68. Передольская А. А. Терракоты из кургана Большая Близница и гомеровский гимн Деметре // Труды Гос. Эрмитажа. 1962. Т. 7. С. 46-92.

69. Peredolskaja A. A. Attische Tonfiguren aus einem Sudrufiischen Grab. Olten: [Б.и.], 64 S. 1964.

70. Alexandrescu P. Le symbolisme funeraire dans une tombe de la peninsule de Taman // Studii clasice. 1966. Vol. 8. P. 75-86.

71. Bruckner A. [Рец. на кн.:] A. A. Peredolskaja. Attische Tonfiguren aus einem siidrussischen Grab. Olten, 1964 // Museum Helveticum. 1967. Bd. 24. S. 213-214.

72. Kenner H. Rez.: A. A. Peredolskaja. Attische Tonfiguren aus einem sudrufiischen Grab. Olten, 1964 // Anzeiger fur die Altertumswissenschaft. 1967. Bd. 20. Hft. 1. S. 39-42.

73. Цветаева Г. А. Граффити VI-V вв. до н. э. на чернолаковых сосудах из Горгиппии (по материалам раскопок последних лет) // 150 лет ОАМ АН УССР. Киев: Наукова думка, 1975. С. 149-150.

74. Цветаева Г. А. Новые данные об античном святилище в Горгиппии // Вестник древней истории. 1968. № 1. С. 138-148.

75. Кругликова И. Т. Религиозные представления сельского населения Боспора // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1970. Вып. 124. С. 3-11.

76. Кобылина М. М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М.: Наука, 1961. 182 с.

77. Кобылина М. М. Форма с изображением сирены из Фанагории // Советская археология. 1967. № 1. С. 169-175.

78. Buschor E. Die Musen des Jenseits. Munchen: Beck’s Verlag, 1944. 134 S.

79. Сорокина Н. П. Навершие боспорского надгробия с фигуркой сирены из собрания ГИМ // Труды Гос. исторического музея. 1960. Т. 37. С. 85-98.

80. Пругло В. И. Терракоты из городов и поселений Боспора как исторический источник: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: [Б.и.], 1974. 21 с.

81. Никонов И. Е. К находкам двух терракотовых статуэток в Патрэе // Записки Одесского археологического общества. 1967. Т. 2 (35). С. 277-278.

82. Штительман Ф. М. Медальон с изображением Афины из Ольвии // Советская археология. 1970. № 4. С. 223-227.

83. Пичикян И. Р. Ионийская капитель из Керчи // Вестник древней истории. 1974. № 2. С. 105-110.

84. Пичикян И. Р. Архаическая капитель анта из Керчи // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1975. Вып. 143. С. 90-92.

85. Пичикян И. Р. Ордерная архитектура Северного Причерноморья VI-V в. до н. э. // Вестник древней истории. 1975. № 1. С. 117-137.

86. Пичикян И. Р. Античная ордерная архитектура Северного Причерноморья: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: [Б.и.], 1975. 25 с.

87. Пичикян И. Р. !оншский храм акрополя Пантикапея (датувания та рекострукщя) // Археолооя. 1978. № 25. С. 32-51.

88. Пичикян И. Р. Малая Азия — Северное Причерноморье. М.: Наука, 1984. 294 с.

89. Толстиков В. П. Святилище на акрополе Пантикапея // Вестник древней истории. 1987. № 1. С. 88-114.

90. Толстиков В. П. Пантикапей — столица Боспора // Очерки археологии и истории Бос-пора. М.: Наука, 1992. С. 45-99.

91. Толстиков В. П. Дворец Спартокидов на акрополе Пантикапея // Древности Боспора. Вып. 3. М.: Наука, 2000. С. 302-339.

92. Врублевская М. И. Культовые связи Пантикапея с Грецией в сфере религии. (По данным эпиграфики) // Труды 4-й конференции по классической филологии. Тбилиси: Изд-во Тбил. гос. ун-та, 1969. С. 63-65.

93. Bilabеl F. Die ionische Kolonisation. Leipzig: Dieterichsche Verlag, 1920. 137 S.

94. Ehrhardt N. Milet und seine Kolonien. Frankfurt am Main; Bern; N.-Y.: P. Lang, 1983. 588 S.

95. Голубцова Е. С., Кошеленко Г. А. Взаимодействие греческого и местного элементов в Причерноморье. М.: Наука, 1980. 20 c.

96. Kruskol J. S. Die griechischen und autochtonen Stadte der Sindike im Bosporanischen Reich im 4. und 3. Jh. v.u.Z. // Hellenische Poleis. Bd. II. Berlin: Akademic Verlag, 1974. S. 608-647.

97. Рыпенко Ю. Р. Религиозные культы и обряды Азиатского Боспора (VI в. до н. э. — нач. III в. до н. э.): Автореф. дис. .. . канд. ист. наук. М.: [Б. и.], 1974. 20 с.

98. Рыпенко Ю. Р. Источники по культам Азиатского Боспора V-I вв. до н. э. (античные авторы, эпиграфика, нумизматика) // Учен. зап. Московского обл. педагогического института. Т. 288. М.: Наука, 1971. С. 15-32.

99. Рыпенко Ю. Р. Религиозные культы и обряды Азиатского Боспора до греческой колонизации // Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 67-83.

100. Шелов Д. Б. К вопросу о взаимодействии греческих и местных культов в Северном Причерноморье // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1950. Вып. 34. С. 62-69.

101. Шелов Д. Б. К вопросу об изображении львиной головы на ранних боспорских монетах // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1951. Вып. 39. С. 45-52.

102. Kraay C. M. Archaic and Classical Greek Coins. Berkeley; Los Angeles: University Press, 1976. 356 р.

103. Ельницкий Л. А. Из истории древнескифских культов // Советская археология. 1960. № 4. С. 46-55.

104. Ельницкий Л. А. Скифские легенды как культурно-исторический материал // Советская археология. 1970. № 2. С. 64-74.

105. Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // Археологический сборник Гос. Эрмитажа. 1961. № 2. С. 57-87.

106. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М.: Наука, 1977. 216 с.

107. Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М.: Наука, 1985. 256 с.

108. Анфимов Н. В. Религиозные верования у меотов // Сборник трудов по археологии Адыгеи. Майкоп: [Б. и.], 1977. С. 111-128.

109. Булава Л. А., Василенко Д. Э. К вопросу о религиозных представлениях населения Прикубанья сер. I тыс. до н. э. // Конференция «Скифо-сибирский мир»: Труды Кемерово: [Б. и.], 1984. С. 20-22.

110. Шауб И. Ю. Религиозно-мифологические представления жителей Боспорского царства (некоторые сюжеты «боспорских пелик») // Concilium Eirene XVI. Vol. 2. Prague: [Б. и.]. 1983. С. 72-75.

111. Шауб И. Ю. Погребения кургана Большая Близница как источник по истории религиозных представлений жителей Боспорского царства // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1987. № 191. С. 27-33.

112. Шауб И. Ю. Амазонки на Боспоре // Скифия и Боспор. Новочеркасск: [Б. и.], 1993. С. 79-88.

113. Шауб И. Ю. Парис на Боспоре // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1993. Вып. 207. С. 67-69.

114. Шауб И. Ю. О семантике образа Европы // EEEITIA. Памяти Ю. В. Андреева. СПб.: Алетейя, 2000. С. 122-125.

115. Шталь И. В. Эпические предания Древней Греции. М.: Наука, 1989. 299 с.

116. Шталь И. В. Свод мифологических сюжетов античной вазовой живописи по музеям РФ и стран СНГ. Т. 1-2. М.: Наука, 2001-2004. 321 с.

117. Виноградов Ю. А. Феномен Боспорского государства в отечественной литературе // Stratum +. 2000. № 3. С. 98-128.

118. Молева Н. В. Очерки сакральной жизни Боспора. Нижний Новгород: [Б. и.], 2002. 156 с.

119. Молева Н. В. Обряд жертвоприношений в Китейском святилище // Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Материалы III Боспорских чтений. Керчь: Деметра, 2002. С. 188-192.

120. Молева Н. В. Культ Диониса в боспорском городе Китее // Из истории античного общества. 2003. Вып. 8. С. 74-81.

121. Молева Н. В. О культе Кибелы на Боспоре // Боспорский феномен. Ч. I. 2007. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, C. 47-53.

122. Шауб И. Ю. Италия-Скифия: культурно-исторические параллели. М.; СПб.: [Б. и.], 2008. 155 с.

123. Ustinova Y. The Supreme Gods of the Bosporan Kingdom. Celestial Aphrodite and the Most High God. Leiden: Brill, 1999. 371 p.

124. Бунин Д. С. К вопросу о хтонических элементах в культе Афродиты на Боспоре // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. С. 127-131.

125. Бунин Д. С. К вопросу об обстоятельствах формирования культа Афродиты Урании на Боспоре // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. С. 106-111.

126. Бунин Д. С. Культ Афродиты на Боспоре (VI в. до н. э. — III в. н. э.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: [Б. и.], 2005. 26 с.

127. Яйленко В. П. Женщины, Афродита и жрица Спартокидов на новых боспорских надписях // Женщина в античном мире. М.: Наука, 1995. С. 204-273.

128. Кошеленко Г. А. Боспорский вариант мифа о гибели гигантов // Древности Боспора. 1999. Вып. 2. С. 147-160.

129. Шауб И. Ю. О культе Афродиты на Боспоре // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 54-57.

130. Шауб И. Ю. Варварские элементы в культе Аполлона на Боспоре // Клио. 1998. № 1 (4). С. 67-74.

131. Сударев Н. И. Культ Аполлона Врача на Боспоре и некоторые вопросы греческой колонизации // Древности Боспора. 1999. Вып. 2. С. 113-131.

132. Шауб И. Ю. Некоторые аспекты культа Диониса в IV в. до н. э. // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. С. 133-136.

133. Шауб И. Ю. Ахилл на Боспоре // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 186-189.

134. Шауб И. Ю. Культ Геракла на Боспоре (особенности и хронология) // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. С. 103-106.

135. Шауб И. Ю. О культе Деметры на Боспоре // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. С. 65-70.

136. Завойкин А. А. ТП 0ЕП: образы и символы Матери и Дочери в святилище элевсинских богинь на «Береговом 4» // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 259-266.

137. Завойкин А. А. Святилище Деметры и Коры на Фанталовском полуострове: природная среда и сакральная топография // Вестник древней истории. 2006. № 3. С. 61-76.

138. Масленников А. А. Сельские святилища античного Боспора // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. С. 125-132.

139. Масленников А. А. Сельские святилища античного Боспора: загадки и разгадки // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 195-197.

140. Масленников А. А. Сельские святилища Европейского Боспора. Тула: Гриф, 2007. 564 с.

141. Виноградов Ю. А., Тохтасьев С. Р. Новые посвятительные граффити из Мирмекия // Hyperboreus. 1998. Vol. 4. Fasc. 1. С. 22-47.

142. Яйленко В. П. Посвятительные граффити Пантикапея и округи // Древности Боспо-ра. 2006. Вып. 9. С. 355-428.

143. Емець I. А. Греко-варварські релігійни взаемовпливи на Боспорі Кіммериійському (iсторiографiчный аспект): Автореф. дис. ... канд. істор. наук. Київ: [Б. и.], 2001. 21 с.

144. Емец И. А. Греко-варварские религиозные взаимовлияния на Боспоре Киммерийском. М.: Спутник + , 2002. 222 с.

145. Емец И. А. Граффити и дипинти как источник по сакральным представлениям населения Боспора // Эпиграфический вестник. 1995. Вып. 3. С. 34-35.

146. Емец И. А. Граффити и дипинти из античных городов и поселений Боспора Киммерийского: (типология и методика исследования). М.: Спутник+, 2005. 364 с.

147. Сапрыкин С. Ю., Масленников А. А. Граффити и дипинти хоры античного Боспора. Симферополь; Керчь: Изд-во АДЕФ, 2007. 320 с.

148. Русяева А. С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев: Стилос, 2005. 558 с.

149. Бондаренко М. Е. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья. М.: МАКС Пресс, 2007. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.