ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
УДК: 94(3):904:291.21(262.5)
И. Ю. Шауб
ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ БОСПОРА У1—1У вв. до н. э.
Монографических работ, специально посвященных религиозным представлениям и культам разноплеменных обитателей Боспора, нет1, однако исследователи нередко затрагивали эту тему при публикации культовых памятников, найденных на территории Боспора, и в работах, относящихся к другой тематике; имеется также ряд исследований, посвященных культам отдельных богов на Боспоре.
Не останавливаясь подробно на замечаниях ученых XIX в. о культах Боспора, замечаниях, сделанных Г. Келером [3; 4; 5], Б. В. Кене [6], А. А. Сибирским [7], П. О. Бурачковым [8] и других, прежде всего при изучении монет, отметим, что в этот период интересующей нас темы в наибольшей мере касался Лудольф Стефани, который в своих ежегодных «Объяснениях» античных вещей, найденных в южной России, высказал немало глубоких идей относительно культов и религиозных представлений греческого населения Боспора [9]. Из дореволюционных работ, посвященных отдельным аспектам культовой проблематики Боспора, следует упомянуть статьи И. И. Толстого [10; 11; 12; 13], единственного ученого, который на протяжении многих лет специально занимался северопричерноморской мифологией и религией жителей городов Северного Причерноморья. Известные ко второму десятилетию XX в. данные о боспорских культах кратко суммировал в своей книге Э. Миннз [14, р. 615 sq.], его очерк боспорской религии посвящен главным образом римской эпохе.
Кардинально изменили взгляд на религиозную жизнь населения Боспора труды М. И. Ростовцева. Несмотря на то, что у него нет работ, специально посвященных этой теме, его исследования представляют собой бесценную сокровищницу наблюдений, мыслей, идей для каждого, кто серьезно занимается религиозной проблематикой Боспора. Главной заслугой Ростовцева в деле изучения религиозной жизни Боспора можно считать доказательство того факта, что наряду с сильной эллинизацией варваров под влиянием греческой культуры происходил и обратный процесс, т. е. варвары оказывали воздействие на культуру и религию греков-переселенцев.
Советские работы по истории боспорских культов начинают появляться лишь в 40-х годах ХХ столетия. Из работ этого периода следует прежде всего отметить диссертацию Л.П.Харко [15] и его связанные с этой темой статьи [16; 17]. Признавая несомненные заслуги автора в интерпретации ряда памятников, необходимо вместе с тем отметить
1 Кандидатская диссертация автора (автореферат см. [1]) не опубликована, но она легла в основу соответствующих разделов его монографии [2].
© И. Ю. Шауб, 2010
спорность, а подчас и просто неверность многих его положений. Так, весьма сомнительны следующие тезисы Харко: культ Афродиты принесли в Фанагорию теосцы [15, с. 137] (в обширном пантеоне Теоса культ Афродиты не засвидетельствован [18]); топоним Апатур происходит от общеионийского праздника Апатурий; скифы, заимствовав культ Афродиты у фанагорийцев и создали свой аналогичный религиозный центр с тем же наименованием Апатур2.
С. Я. Лурье [19] предположил, что верховной богиней Боспора было сложное синкретическое божество Артемида-Ма-Партэнос [подробнее см. 2, с. 52]. Искусственные построения Лурье вызвали справедливую критику А. П. Ивановой [20], которая привела новые доказательства процветания культа Афродиты на Боспоре. Эта исследовательница занималась различными проблемами, связанными со скульптурой и живописью Боспора, в частности, отражением в искусстве Боспора местных религиозных представлений [21; 22; 23; 24; 25].
В монографии В. Ф. Гайдукевича [26] и в ее расширенном немецком варианте [27] собран ценный материал и содержится ряд интересных мыслей относительно культов Боспора, хотя автор и не ставил своей целью исследование религиозной проблематики. Интерпретации мирмекийского зольника как культового комплекса посвящена специальная статья Гайдукевича [28].
В. Д. Блаватский в целом ряде своих исследований [29; 30; 31; 32; 33; 34; 35 и др.] также касался различных аспектов боспорских культов, сделав интересные наблюдения и высказав ряд ценных идей, хотя специальных работ по интересующей нас теме у него нет.
Исключительно важное значение для религиозной проблематики Боспора имеют публикации раскопок святилищ в Нимфее и на Майской Горе. Однако многие интерпретации Худяка [36 и др.], опубликовавшего материалы своих раскопок, вызывают серьезные сомнения [37; 38]. Что касается работ И. Д. Марченко, посвященных исследовавшемуся ею святилищу на Майской Горе [39; 40; 41; 42], то ее попытки идентифицировать это пригородное фанагорийское святилище с центром культа Афродиты на Боспоре — Апатуром, выглядят неубедительными.
Существует ряд работ, посвященных различным аспектам культов отдельных божеств на Боспоре в У1-1У вв. до н. э. Так, культу Зевса посвящены статьи А. И. Болтуновой [43; 44; 45], Афродите — исследования Н. И. Сокольского [46; 47] и И. Д. Марченко [48; 42], локализации святилища богини — Апатура — работа С. Р. Тохта-сьева [49]. Другая статья С. Р. Тохтасьева [50], однако, приводит его к явному противоречию с данными о культе Афродиты на Боспоре3. Культу Деметры посвящена статья С. Ю. Сапрыкина [52; ср. 53], культу Артемиды — статья Н. П. Розановой [54]; Розановой же принадлежит статья о посвящении Санергу и Астаре [55] и не очень удачная, на наш взгляд, попытка использовать посвятительные надписи Фанагории как источник для топографии города [56]. Ряд интересных мыслей по рассматриваемой нами теме высказала Н. А. Онайко в своих работах, посвященных боспорской торевтике [57; 58; 59; 60].
Большинство работ по этой теме написаны на основании изучения отдельных групп археологического материала, в частности, терракот. Из них прежде всего нужно выделить труды А. А. Передольской [61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69], которая в течение многих лет занималась проблемой связи терракотовых статуэток (в основном найден-
2Опровержение этих тезисов см. в [2].
3Ср. [51, с. 141, примеч. 26]. Здесь исследователь (без ссылок) повторяет главную мысль тех ученых, чьи идеи он критикует в своей статье 1983 г. [50].
ных в кургане Б. Близница) с религиозными представлениями и культами жителей Боспора. Однако некоторые гипотезы Передольской [см., напр., 68] справедливо оспариваются другими исследователями, в частности П. Александреску [70; ср. 71; 72; 38, с. 9-11].
На основании изучения протом из случайно обнаруженного в Анапе сброса терракот Г. А. Цветаева [73; 74] сделала заключение о существовании в Горгиппии в 1У-Ш вв. до н. э. святилища Деметры и Коры, однако для подобного вывода данных еще недостаточно.
Культам сельского населения Боспора посвящена статья И. Т. Кругликовой [75; подробнее см. 2, с. 54].
Среди работ, посвященных терракотам наряду с исследованиями Передольской первостепенное значение для истории боспорских культов имеют труды крупнейших советских специалистов в области коропластики — М. М. Кобылиной [см. 76; 77; ср. 78; 79] и В. И. Денисовой (Пругло) [80; 38]. В. И. Денисова высказала ряд ценных мыслей о боспорских культах, причем не только об интерпретации тех или иных образов в ко-ропластике, но и о значении изучения терракот для религиозной истории Боспора. Ее заслуга заключается также в трезвом и осторожном подходе к привлечению некоторых терракот в качестве источника для изучения боспорских культов интересующего нас времени [напр., 38, с. 7; ср. 81; 82; подробнее см. 2, с. 54].
На основе изучения немногочисленных дошедших до нашего времени архитектурных остатков И. Р. Пичикян создал реконструкции нескольких боспорских храмов, высказав ряд ценных соображений относительно культового зодчества Боспора [83; 84; 85; 86; 87; 88]. Работы И. Р. Пичикяна были плодотворно продолжены В. П. Толстиковым [89; 90; 91 и др.].
Проблема связи культов городов Боспора с культовой практикой метрополии (главным образом Милета)4 затронута в кратком исследовании Ф. Билабеля [93] и основательном сочинении Н. Эрхардта [94]. Первая книга весьма устарела; что касается последней, то, отдавая должное эрудиции автора, никак нельзя согласиться с его выводом о том, что колонии «сохраняют свой греческий пантеон вплоть до императорской эпохи» [94, 8. 185; ср. 95; подробнее см. 2, с. 55].
Обзор культов азиатской стороны Боспора в У1-1У вв. до н. э. содержится в статье Ю.С.Крушкол [96]. Культам азиатского Боспора 1У-Ш вв. до н. э. посвящена также кандидатская диссертация Ю. Р. Рыпенко. Однако, судя по автореферату [97], ее научная ценность весьма спорна; статьи же этого автора свидетельствуют об удивительной его безграмотности [98; 99].
Успешные изыскания в области культов Боспора предпринял на нумизматических источниках Д. Б.Шелов. В своих статьях [100, 101] исследователь убедительно интерпретирует ряд изображений на пантикапейских золотых монетах (при этом оспаривая интерпретацию крупнейших современных исследователей [например, 102, р. 252], и приходит к заключению, что в этих изображениях «можно усмотреть результат сложного скрещения и взаимодействия греческих и местных культов, проявлявшихся во всех областях культурной жизни классического Боспора» [101], что представляется неоспоримым.
Необходимо также отметить скифологические работы, в которых была затронута проблематика боспорских культов, в частности, культа Афродиты Апатуры. Это статьи Л. А. Ельницкого [103; 104] и М. И. Артамонова [105], а также книги Д. С. Раевского [106;
4Работа Врублевской [92], судя по тезисам, не имеет оригинального характера.
107]. Религиозным верованиям меотов, в том числе культу Великого женского божества, посвящена статья Н. В. Анфимова [108; ср. 109].
Специфике загробных представлений боспорян и отдельным сюжетам, связанным с этой областью, ряд работ посвятил автор настоящей статьи [110; 111; 112; 113; 114 и др.]. Значительное место той же теме уделила в своей монографии И. В. Шталь [115]5. Эта же проблематика получила глубокое освещение в статье Ю. А. Виноградова [117], посвященной боспорскому феномену.
В области изучения разных аспектов религиозной жизни Боспора немаловажное место занимают работы Н. В. Молевой [118; 119; 120; 121], объектами которых являются прежде всего боспорские антропоморфные надгробия, а также святилище Китея. Вывод Н. В. Молевой о том, что «сложный, синкретический характер боспорской культуры и религии эллинистического периода обусловил сочетание греческих и местных традиций в использовании антропоморфных изваяний» [118, с. 34, 35], представляется бесспорным, как и ряд других ее наблюдений [2, с. 56-57].
В последние годы исследователи неоднократно обращались к различным аспектам религиозной жизни Боспора [2; 122], прежде всего к культам отдельных божеств. Так, боспорская Афродита6 наиболее основательно рассматривалась в работах Д. С. Бунина [124; 125; 126], статьях В. П. Яйленко [127] и Г. А. Кошеленко [128; см. также 129]. Культу Аполлона Врача посвятили специальные исследования автор настоящей статьи [130] и Н.И.Сударев [131]. Особенности боспорских культов Диониса, Ахилла, Геракла и Деметры нашли отражение в наших статьях [132; 133; 134; 135], Деметры и Коры — в статьях А. А. Завойкина [136; 137]. А. А. Масленников посвятил целый ряд своих работ характеристике сельских святилищ Боспора [138; 139; 140], Ю. А. Виноградов и С. Р. Тохтасьев опубликовали посвятительные граффити Мирме-кия [141], В. П. Яйленко — посвятительные граффити Пантикапея и его округи [142].
Историографический аспект проблемы греко-варварских религиозных взаимовлияний на Боспоре рассмотрел в кандидатской диссертации И. А. Емец [143; 144]7. Его работа сочетает в себе далеко не полный и весьма тенденциозный обзор литературы по этой теме с детальным описанием одних и весьма поверхностной интерпретацией других археологических памятников. Выводы И. А. Емеца противоречивы и неубедительны.
Необходимо упомянуть две книги, в которых при попытке обобщить верования и культы греков-колонистов в государствах Северного Причерноморья довольно большое место отведено Боспору. Первая из них —монография А. С. Русяевой [148], но, к сожалению, она весьма фрагментарна и, не обладая основным достоинством многих прежних публикаций автора — введением в научный обиход интереснейших культовых памятников Ольвии, — имеет существенные недостатки, которыми отмечено все научное творчество киевской исследовательницы: интерпретации памятников поверхностны, обобщения прямолинейны, в нем слишком много банальностей и пр.8 Вторая работа — М. Е. Бондаренко [149], видимо, из-за того, что ученый сознательно не углубляется
5Более поздние публикации И. В. Шталь [116], посвященные мифологическим сюжетам на керченских вазах, в теоретическом отношении не содержат ничего нового по сравнению с данной работой.
6 Книга Ю. Устиновой [123], где много внимания уделено культу Афродиты, к сожалению, оказалась нам недоступной.
7Этот автор также уделил много внимания изучению керамической эпиграфики как источника по религиозным представлениям населения Боспора [145; 146]; о недостатках этих работ см. [147, с. 10, 13].
8Подборку цитат, красноречиво свидетельствующую о теоретическом уровне работ А.С.Русяевой,
см. [2, с. 39—42].
в предмет своего исследования, носит весьма формальный характер, отсюда и выводы далеко не всегда убедительны.
Наш собственный взгляд на проблемы религиозной жизни боспорян VI—IV вв. до н.э. изложен в соответствующей главе монографии [2, гл. 7]. Отдельный вопрос, относящиеся к верованиям и культам разноплеменного населения Боспора, освещался наряду с уже упомянутыми в целом ряде статей [библиографию см. в 2; см. также 122]. Основная особенность наших публикаций на данную тему состоит в попытке интерпретировать специфику религиозной жизни боспорян в контексте варварских влияний.
Таким образом, все работы, в которых в той или иной мере исследуются аспекты религиозной жизни Боспора, можно разделить на две категории в зависимости от того, под каким углом зрения их авторы подходят к проблеме. Согласно взгляду, господствовавшему в XIX в. и сохранившемуся у многих исследователей до сих пор, культы и религиозные представления Боспора были чисто греческими, что же касается бос-порских варваров, то их религиозные представления либо вообще не принимались в расчет, либо считалось, что примитивная вера варваров не могла сосуществовать с развитым греческим Олимпом. Другие исследователи рассматривают религию населения Боспора в духе идей М. И. Ростовцева о представленном здесь глубоком культурном взаимовлиянии греков и варваров.
Литература
1. Шауб И. Ю. Культы и религиозные представления населения Боспора VI—IV веков до н. э.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л.: [Б. и.], 1987. 22 с.
2. Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье VII-IV вв. до н. э. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 484 с.
3. Koehler H. Dissertation sur le monument de la reine Comosarye. SPb.: Imperiale, 1805, 86 p.
4. Koehler H. Serapis. Gesammelte Schriften. Bd. I. SPb.: Akademie, 1850. 234 S.
5. Кёлер Г. Рассуждение о памятнике царицы Комосарии // Археолого-нумизматический сборник / Ред. Г. Спасский. М.: Типография Университета, 1850. С. 99-136.
6. Кене Б. В. Описание музеума покойного князя В. В. Кочубея. Т. I. СПб.: [Б. и.], 1857. 450 с.
7. Sibirskij A. Catalogue des medailles du Bospore Cimmerien. T. I. SPb.: Imperiale, 1859. 105 р.
8. Бурачков П. О. Общий каталог монет, принадлежащих эллинским колониям, существовавшим в древности на берегу Черного моря. Одесса: Типография Шульце, 1884.
9. Стефани Л. Объяснение древностей, найденных в степной России // Отчеты Императорской Археологической комиссии за 1860-1881. СПб.: [Б. и.], 1859. С. 27-44; 1860. С. 3-98; 1861. С. 3-170; 1862. С. 3-28; 1863. С. 3-210; 1864. С. 3-246; 1864. С. 3-246; 1865. С. 3-222; 1866. С. 3-136; 1881. С. 3-91.
10. Толстой И. И. Культ Аполлона на Боспоре и в Ольвии // Журнал Министерства народного просвещения. 1904. № I. С. 1-15.
11. Толстой И. И. Врач и Дельфиний // Известия имп. Археологической комиссии. 1905. Вып. 14. С. 44-53.
12. Толстой И. И. АПАТОРО на памятнике de la Motraye // Журнал Министерства народного просвещения. 1909. № I. С. 1-15.
13. Толстой И. И. Статьи о фольклоре. М.; Л.: Наука, 1966. 249 с.
14. Minns E. Scythians and Greeks. Cambridge: Cambrige University Press, 1913. 720 p.
15. Харко Л.П. Культ Афродиты на Боспоре Киммерийском // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1946. Вып. 13. С. 137-141.
16. Харко Л. П. О пятиколонном храме, изображенном на боспорских монетах // Вестник древней истории. 1950. № 1. С. 197-205.
17. Харко Л. П. Фрагмент фриза с изображением гигантов из станицы Таманской // Советская археология. 1941. № 7. С. 81-93.
18. Виде W. Teos // Paulys Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. IX. Stuttgart: Metzlerische Verlag, 1934. Sp. 560-564.
19. Лурье С. Я. Культ матери и Девы в Боспорском царстве // Вестник древней истории.
1948. № 3. С. 204-211.
20. Иванова А. П. К вопросу о культе Афродиты на Боспоре (образ Афродиты в боспорском искусстве) // Вестник древней истории. 1950. № 3. С. 104-109.
21. Иванова А. П. Керченская стела с изображением всадника и сидящей женщины // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1951. Вып. 39. С. 27-34.
22. Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л.: Изд-во ЛГУ, 1953.
23. Иванова А. П. Образы местной мифологии в искусстве Боспора // Учен. зап. Ленинградского гос. университета. 1954. Т. 160. С. 224-263.
24. Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. Киев: Изд-во Академии наук УССР. 1961. 150 с.
25. Ivanova A. P. Gestalten der ortlichen Mythologie in der Kunst des Bosporos // Das Alter-tum. 1959. Bd. 5. Hft. 4. S. 233-24.
26. Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1949. 624 с.
27. Gajdukevio V. F. Bosporanische Reich. Berlin; Amsterdam: Brill, 1971. 692 S.
28. Гайдукевич В. Ф. Мирмекийские зольники-эсхары // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1965. № 103. С. 28-37.
29. Блаватский В. Д. Архаический Боспор // Материалы и исследования по археологии СССР. № 33. 1954. С. 7-44.
30. Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья. М.: Наука, 1961. 230 с.
31. Блаватский В. Д. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья (VII-V вв. до н. э.) // Советская археология. 1964. № 2. С. 13-26.
32. Блаватский В. Д. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья (IV в. до н. э. —III в. н. э.) // Советская археология. 1964. № 4. С. 25-35.
33. Блаватский В. Д. Пантикапей. М.: Наука, 1964. 232 с.
34. Блаватский В. Д. Сцена инвеституры на карагодеуашхском ритоне // Советская археология. 1974. № 1. С. 38-44.
35. Блаватский В. Д. Античная археология и история. М.: Наука, 1985. 279 с.
36. Худяк М. М. Из истории Нимфея VI-III вв. до н. э. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 64 с.
37. Alexandrescu P. [Рец. на кн.:] Худяк М. М. Из истории Нимфея VI-III вв. до н. э. // Studii clasice. 1963. Vol. 5. P. 429-430.
38. Денисова В. И. Коропластика Боспора. Л.: Наука, 1981. 172 с.
39. Марченко И. Д. Литейная форма конца VI в. до н. э. из Пантикапея // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1962. Вып. 89. С. 51-53.
40. Марченко И. Д. Некоторые итоги раскопок на Майской Горе // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1963. Вып. 95. С. 86-90.
41. Марченко И. Д. Терракоты из святилища на майской Горе (Блеваке) // Терракоты Северного Причерноморья. Ч. IV. М.: Наука, 1974. С. 31-35.
42. Марченко И. Д. О культе Афродиты на Тамани // История и культура античного мира. М.: Наука, 1977. С. 121-126.
43. Болтунова А. И. О культе Зевса Сотера на Боспоре // Культура античного мира. М.: Наука, 1966. С. 29-38.
44. Болтунова А. И. Зевс Отеческий и Зевс Спаситель // 150 лет ОАМ АН УССР. Киев: Наукова думка, 1975. С. 144.
45. Болтунова А. И. Зевс Отчий и Зевс Спаситель // Вестник древней истории. 1977. № 1. С. 176-182.
46. Сокольский Н. И. Святилище Афродиты в Кепах // Советская археология. 1964. № 4. С. 101-118.
47. Сокольский Н. И. Культ Афродиты в Кепах к У1-У вв. до н. э // Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 88-92.
48. Марченко И. Д. К вопросу о культах азиатского Боспора // Вестник древней истории. 1960. № 2. С. 101-107.
49. Тохтасьев С. Р. Апатур. История боспорского святилища Афродиты Урании // Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 138-145.
50. Тохтасьев С. Р. Боспорская легенда об Афродите Апатуре // Вестник древней истории. 1983. № 2. С. 111-117.
51. Тохтасьев С. Р. БсуЬЫсл в «Трудах II Всесоюзного симпозиума по древней истории Причерноморья (Цхалтубо, 1979)» // Вестник древней истории. 1984. № 3. С. 133-142.
52. Сапрыкин С. Ю. Культ Деметры в Боспорском царстве в У1-1У вв. до н. э. // Из истории античного общества. Горький: Изд-во Горьковского гос. ун-та, 1983. С. 59-71.
53. Сапрыкин С. Ю. Культ Деметры в Боспорском царстве (У1-1У вв. до н. э.). Труды Всесоюзного симпозиума по проблемам эллинистической культуры на Востоке. Ереван: Изд-во Академии наук Арм. ССР, 1980. С. 71-72.
54. Розанова Н. П. Посвятительная надпись Артемиде Эфесской, найденная в Пантикапее в 1949 г. // Вестник древней истории. 1960. № 3. С. 130-132.
55. Розанова Н. П. Посвятительная надпись Санергу и Астаре // Вестник древней истории.
1949. № 2. С. 86-92.
56. Розанова Н. П. Посвятительные надписи Фанагории как источник для топографии города // Вестник древней истории. 1949. № 3. С. 170-178.
57. Онайко Н. А. Заметки о технике боспорской торевтики // Советская археология. 1974. № 3. С. 78-86.
58. Онайко Н. А. Антропоморфные изображения в меото-скифской торевтике // Художественная культура и археология античного мира. М.: Наука, 1976. С. 166-179.
59. Онайко Н. А. О воздействии греческого искусства на меото-скифский звериный стиль. (К постановке вопроса) // Советская археология. 1976. № 3. С. 76-86.
60. Онайко Н. А. Аполлон Гиперборейский // История и культура античного мира. М.: Наука, 1977. С. 153-160.
61. Передольская А. А. К проблеме реализма в греческом искусстве IV в. до н. э. // Искусство. 1936. № 1. С. 155-168.
62. Передольская А. А. О сюжетах трех терракотовых статуэток, найденных в кургане Большая Близница // Советская археология. 1950. № 13. С. 255-271.
63. Передольская А. А. Об отражении обряда «всезерния» в терракотах У в. до н. э., найденных в Северном Причерноморье // Материалы и исследования по археологии СССР. 1954. № 33. С. 114-122.
64. Передольская А. А. К вопросу о терракотах из кургана Большая Близница // Советская археология. 1955. № 24. С. 54-73.
65. Передольская А. А. Художественно-историческое значение терракот из кургана Большая Близница // Краткие сообщения Института археологии АН УССР. 1957. Вып. 7. С. 69-72.
66. Передольская А. А. К вопросу о хтоническом культе Геракла на Боспоре // Труды Гос. Эрмитажа. 1958. Т. 2. С. 55-61.
67. Передольская А.А. Следы культа кабиров на Березани // Сообщения Гос. Эрмитажа. 1960. № 13. С. 23-27.
68. Передольская А. А. Терракоты из кургана Большая Близница и гомеровский гимн Деметре // Труды Гос. Эрмитажа. 1962. Т. 7. С. 46-92.
69. Peredolskaja A. A. Attische Tonfiguren aus einem Sudrufiischen Grab. Olten: [Б.и.], 64 S. 1964.
70. Alexandrescu P. Le symbolisme funeraire dans une tombe de la peninsule de Taman // Studii clasice. 1966. Vol. 8. P. 75-86.
71. Bruckner A. [Рец. на кн.:] A. A. Peredolskaja. Attische Tonfiguren aus einem siidrussischen Grab. Olten, 1964 // Museum Helveticum. 1967. Bd. 24. S. 213-214.
72. Kenner H. Rez.: A. A. Peredolskaja. Attische Tonfiguren aus einem sudrufiischen Grab. Olten, 1964 // Anzeiger fur die Altertumswissenschaft. 1967. Bd. 20. Hft. 1. S. 39-42.
73. Цветаева Г. А. Граффити VI-V вв. до н. э. на чернолаковых сосудах из Горгиппии (по материалам раскопок последних лет) // 150 лет ОАМ АН УССР. Киев: Наукова думка, 1975. С. 149-150.
74. Цветаева Г. А. Новые данные об античном святилище в Горгиппии // Вестник древней истории. 1968. № 1. С. 138-148.
75. Кругликова И. Т. Религиозные представления сельского населения Боспора // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1970. Вып. 124. С. 3-11.
76. Кобылина М. М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М.: Наука, 1961. 182 с.
77. Кобылина М. М. Форма с изображением сирены из Фанагории // Советская археология. 1967. № 1. С. 169-175.
78. Buschor E. Die Musen des Jenseits. Munchen: Beck’s Verlag, 1944. 134 S.
79. Сорокина Н. П. Навершие боспорского надгробия с фигуркой сирены из собрания ГИМ // Труды Гос. исторического музея. 1960. Т. 37. С. 85-98.
80. Пругло В. И. Терракоты из городов и поселений Боспора как исторический источник: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: [Б.и.], 1974. 21 с.
81. Никонов И. Е. К находкам двух терракотовых статуэток в Патрэе // Записки Одесского археологического общества. 1967. Т. 2 (35). С. 277-278.
82. Штительман Ф. М. Медальон с изображением Афины из Ольвии // Советская археология. 1970. № 4. С. 223-227.
83. Пичикян И. Р. Ионийская капитель из Керчи // Вестник древней истории. 1974. № 2. С. 105-110.
84. Пичикян И. Р. Архаическая капитель анта из Керчи // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1975. Вып. 143. С. 90-92.
85. Пичикян И. Р. Ордерная архитектура Северного Причерноморья VI-V в. до н. э. // Вестник древней истории. 1975. № 1. С. 117-137.
86. Пичикян И. Р. Античная ордерная архитектура Северного Причерноморья: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: [Б.и.], 1975. 25 с.
87. Пичикян И. Р. !оншский храм акрополя Пантикапея (датувания та рекострукщя) // Археолооя. 1978. № 25. С. 32-51.
88. Пичикян И. Р. Малая Азия — Северное Причерноморье. М.: Наука, 1984. 294 с.
89. Толстиков В. П. Святилище на акрополе Пантикапея // Вестник древней истории. 1987. № 1. С. 88-114.
90. Толстиков В. П. Пантикапей — столица Боспора // Очерки археологии и истории Бос-пора. М.: Наука, 1992. С. 45-99.
91. Толстиков В. П. Дворец Спартокидов на акрополе Пантикапея // Древности Боспора. Вып. 3. М.: Наука, 2000. С. 302-339.
92. Врублевская М. И. Культовые связи Пантикапея с Грецией в сфере религии. (По данным эпиграфики) // Труды 4-й конференции по классической филологии. Тбилиси: Изд-во Тбил. гос. ун-та, 1969. С. 63-65.
93. Bilabеl F. Die ionische Kolonisation. Leipzig: Dieterichsche Verlag, 1920. 137 S.
94. Ehrhardt N. Milet und seine Kolonien. Frankfurt am Main; Bern; N.-Y.: P. Lang, 1983. 588 S.
95. Голубцова Е. С., Кошеленко Г. А. Взаимодействие греческого и местного элементов в Причерноморье. М.: Наука, 1980. 20 c.
96. Kruskol J. S. Die griechischen und autochtonen Stadte der Sindike im Bosporanischen Reich im 4. und 3. Jh. v.u.Z. // Hellenische Poleis. Bd. II. Berlin: Akademic Verlag, 1974. S. 608-647.
97. Рыпенко Ю. Р. Религиозные культы и обряды Азиатского Боспора (VI в. до н. э. — нач. III в. до н. э.): Автореф. дис. .. . канд. ист. наук. М.: [Б. и.], 1974. 20 с.
98. Рыпенко Ю. Р. Источники по культам Азиатского Боспора V-I вв. до н. э. (античные авторы, эпиграфика, нумизматика) // Учен. зап. Московского обл. педагогического института. Т. 288. М.: Наука, 1971. С. 15-32.
99. Рыпенко Ю. Р. Религиозные культы и обряды Азиатского Боспора до греческой колонизации // Социально-экономические проблемы истории древнего мира и средних веков. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 67-83.
100. Шелов Д. Б. К вопросу о взаимодействии греческих и местных культов в Северном Причерноморье // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1950. Вып. 34. С. 62-69.
101. Шелов Д. Б. К вопросу об изображении львиной головы на ранних боспорских монетах // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1951. Вып. 39. С. 45-52.
102. Kraay C. M. Archaic and Classical Greek Coins. Berkeley; Los Angeles: University Press, 1976. 356 р.
103. Ельницкий Л. А. Из истории древнескифских культов // Советская археология. 1960. № 4. С. 46-55.
104. Ельницкий Л. А. Скифские легенды как культурно-исторический материал // Советская археология. 1970. № 2. С. 64-74.
105. Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // Археологический сборник Гос. Эрмитажа. 1961. № 2. С. 57-87.
106. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М.: Наука, 1977. 216 с.
107. Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М.: Наука, 1985. 256 с.
108. Анфимов Н. В. Религиозные верования у меотов // Сборник трудов по археологии Адыгеи. Майкоп: [Б. и.], 1977. С. 111-128.
109. Булава Л. А., Василенко Д. Э. К вопросу о религиозных представлениях населения Прикубанья сер. I тыс. до н. э. // Конференция «Скифо-сибирский мир»: Труды Кемерово: [Б. и.], 1984. С. 20-22.
110. Шауб И. Ю. Религиозно-мифологические представления жителей Боспорского царства (некоторые сюжеты «боспорских пелик») // Concilium Eirene XVI. Vol. 2. Prague: [Б. и.]. 1983. С. 72-75.
111. Шауб И. Ю. Погребения кургана Большая Близница как источник по истории религиозных представлений жителей Боспорского царства // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1987. № 191. С. 27-33.
112. Шауб И. Ю. Амазонки на Боспоре // Скифия и Боспор. Новочеркасск: [Б. и.], 1993. С. 79-88.
113. Шауб И. Ю. Парис на Боспоре // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1993. Вып. 207. С. 67-69.
114. Шауб И. Ю. О семантике образа Европы // EEEITIA. Памяти Ю. В. Андреева. СПб.: Алетейя, 2000. С. 122-125.
115. Шталь И. В. Эпические предания Древней Греции. М.: Наука, 1989. 299 с.
116. Шталь И. В. Свод мифологических сюжетов античной вазовой живописи по музеям РФ и стран СНГ. Т. 1-2. М.: Наука, 2001-2004. 321 с.
117. Виноградов Ю. А. Феномен Боспорского государства в отечественной литературе // Stratum +. 2000. № 3. С. 98-128.
118. Молева Н. В. Очерки сакральной жизни Боспора. Нижний Новгород: [Б. и.], 2002. 156 с.
119. Молева Н. В. Обряд жертвоприношений в Китейском святилище // Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Материалы III Боспорских чтений. Керчь: Деметра, 2002. С. 188-192.
120. Молева Н. В. Культ Диониса в боспорском городе Китее // Из истории античного общества. 2003. Вып. 8. С. 74-81.
121. Молева Н. В. О культе Кибелы на Боспоре // Боспорский феномен. Ч. I. 2007. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, C. 47-53.
122. Шауб И. Ю. Италия-Скифия: культурно-исторические параллели. М.; СПб.: [Б. и.], 2008. 155 с.
123. Ustinova Y. The Supreme Gods of the Bosporan Kingdom. Celestial Aphrodite and the Most High God. Leiden: Brill, 1999. 371 p.
124. Бунин Д. С. К вопросу о хтонических элементах в культе Афродиты на Боспоре // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. С. 127-131.
125. Бунин Д. С. К вопросу об обстоятельствах формирования культа Афродиты Урании на Боспоре // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. С. 106-111.
126. Бунин Д. С. Культ Афродиты на Боспоре (VI в. до н. э. — III в. н. э.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.: [Б. и.], 2005. 26 с.
127. Яйленко В. П. Женщины, Афродита и жрица Спартокидов на новых боспорских надписях // Женщина в античном мире. М.: Наука, 1995. С. 204-273.
128. Кошеленко Г. А. Боспорский вариант мифа о гибели гигантов // Древности Боспора. 1999. Вып. 2. С. 147-160.
129. Шауб И. Ю. О культе Афродиты на Боспоре // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998. С. 54-57.
130. Шауб И. Ю. Варварские элементы в культе Аполлона на Боспоре // Клио. 1998. № 1 (4). С. 67-74.
131. Сударев Н. И. Культ Аполлона Врача на Боспоре и некоторые вопросы греческой колонизации // Древности Боспора. 1999. Вып. 2. С. 113-131.
132. Шауб И. Ю. Некоторые аспекты культа Диониса в IV в. до н. э. // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. С. 133-136.
133. Шауб И. Ю. Ахилл на Боспоре // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 186-189.
134. Шауб И. Ю. Культ Геракла на Боспоре (особенности и хронология) // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. С. 103-106.
135. Шауб И. Ю. О культе Деметры на Боспоре // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. С. 65-70.
136. Завойкин А. А. ТП 0ЕП: образы и символы Матери и Дочери в святилище элевсинских богинь на «Береговом 4» // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 259-266.
137. Завойкин А. А. Святилище Деметры и Коры на Фанталовском полуострове: природная среда и сакральная топография // Вестник древней истории. 2006. № 3. С. 61-76.
138. Масленников А. А. Сельские святилища античного Боспора // Боспорский феномен. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1999. С. 125-132.
139. Масленников А. А. Сельские святилища античного Боспора: загадки и разгадки // Боспорский феномен. Ч. I. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. С. 195-197.
140. Масленников А. А. Сельские святилища Европейского Боспора. Тула: Гриф, 2007. 564 с.
141. Виноградов Ю. А., Тохтасьев С. Р. Новые посвятительные граффити из Мирмекия // Hyperboreus. 1998. Vol. 4. Fasc. 1. С. 22-47.
142. Яйленко В. П. Посвятительные граффити Пантикапея и округи // Древности Боспо-ра. 2006. Вып. 9. С. 355-428.
143. Емець I. А. Греко-варварські релігійни взаемовпливи на Боспорі Кіммериійському (iсторiографiчный аспект): Автореф. дис. ... канд. істор. наук. Київ: [Б. и.], 2001. 21 с.
144. Емец И. А. Греко-варварские религиозные взаимовлияния на Боспоре Киммерийском. М.: Спутник + , 2002. 222 с.
145. Емец И. А. Граффити и дипинти как источник по сакральным представлениям населения Боспора // Эпиграфический вестник. 1995. Вып. 3. С. 34-35.
146. Емец И. А. Граффити и дипинти из античных городов и поселений Боспора Киммерийского: (типология и методика исследования). М.: Спутник+, 2005. 364 с.
147. Сапрыкин С. Ю., Масленников А. А. Граффити и дипинти хоры античного Боспора. Симферополь; Керчь: Изд-во АДЕФ, 2007. 320 с.
148. Русяева А. С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев: Стилос, 2005. 558 с.
149. Бондаренко М. Е. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья. М.: МАКС Пресс, 2007. 248 с.