Искусство Евразии. 2022. № 2 (25). С. 56-63. ISSN 2518-7767 (online) Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2022, (2), pp. 56-63. ISSN 2518-7767 (online)
Научная статья
УДК 75.046(477.61)"18/20"
DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.02.005
Из истории исследования икон XVIII - начала XX века в действующих храмах Луганщины
Борщенко Лидия Михайловна а
3 Луганский художественный музей, Луганск, Луганская Народная Республика 3 [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются результаты проведенного сотрудниками Луганского художественного музея научного исследования иконописных памятников церковного искусства конца XVIII — начала ХХ веков на Луганщине. Дана краткая историческая картина развития иконописания в крае. Указаны основные храмы, в которых сосредоточены сохранившиеся до наших дней старинные иконы. Даны описания наиболее выдающихся из них. Выделены две большие группы исследуемых икон: писаные для церквей и небольшие иконы для домашнего богослужения. В каждой из групп выделяется своя иерархия по уровню профессиональной подготовки иконописцев.
Ключевые слова: Луганщина, музей, храмы, икона, Сватовская иконописная мастерская, Старобель-ская иконописная мастерская, слобожанская школа иконописи, луганская иконопись, шитье, иконы-подокладницы, плащаницы, старообрядческие иконы
Для цитирования: Борщенко Л.М. Из истории исследования икон XVIII - начала XX века в действующих храмах Луганщины // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 56-63. https://10.46748/ARTEURAS.2022.02.005. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/871.
© Борщенко Л.М., 2022 56
Original article
From the history of the study of icons of the 18th -early 20th century in the existing churches of the Luhansk region
Lydia M. Borshchenko a
a Luhansk Art Museum, Luhansk, Luhansk People's Republic a [email protected]
Abstract. The article examines the results of a scientific study by employees of the Luhansk Art Museum of icon-painting monuments of church art of the late 18th — early 20th centuries in the Luhansk region. The author gives a brief historical picture of the development of icon painting in the region. The study indicates the main temples in which the ancient icons that have preserved to this day are concentrated, describes the most prominent of them. The researcher distinguishes two large groups of studied icons: painted for churches and small icons for home worship. Each of the groups has its own hierarchy in terms of the level of professional training of icon painters. Keywords: Lugansk region, museum, churches, icon, Svatovo icon, Starobelsk icon, Slobozhanshchina icon, riza-covered icon, shrouds, sewing, Old Believer icons
For citation: Borshchenko, L.M. (2022) 'From the history of the study of icons of the 18th - early 20th century in the existing churches of the Luhansk region', Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 56-63. doi:10.46748/ARTEURAS.2022.02.005. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/871. (In Russ.)
Введение
В начале XX века почти каждый город и село Луганщины украшали храмы, которые славились лучшими для того времени образцами церковного искусства. Во времена церковного лихолетья ценные иконы, написанные на золоченых фонах, были разграблены, а те, что не имели позолоты, выбрасывались, сжигались или, в лучшем случае, разбирались из разрушенных церквей населением по домам на хранение. Архивные материалы свидетельствуют, что особенно ценились и почитались иконы, написанные родными и близкими людьми, то есть местными авторами. Именно они лучше всего и сохранились. Уже в первые послевоенные годы храмы Луганщины стали постепенно заполняться иконами, которые возвращало население. Это были прежде всего особо почитаемые иконы, написанные местными авторами.
На Луганщине, часть которой в XIX в. принадлежала Харьковской, часть — Екатеринослав-ской губерниям, а в 1917-1938 гг. эта территория
входила в состав Донецкой области, до сегодняшнего дня нет фундаментальных исследований в сфере церковного искусства края XIX — начала XX века. Именно в этот период происходило интенсивное строительство храмов, значительных по своему архитектурному решению и внутреннему убранству, а в работе, наряду с известными архитекторами, иконописцами, мастерами декоративно-прикладного искусства из разных регионов бывшей Российской империи, принимали активное участие и местные мастера, прежде всего иконописцы.
Сотрудники Луганского художественного музея в конце ХХ в. провели ряд научных экспедиций с целью изучения памятников церковного искусства, на базе музея состоялась научно-практическая конференция «Роль музеев в сохранении памятников сакрального искусства» (1999) [1]. В конференции, как и в проводимых музеем экспедициях, приняли участие специалисты музеев, реставраторы и искусствоведы не только
Украины, но и Российской Федерации (Москва), Республики Беларусь (Ветка).
С целью активизации исследований местных иконописных традиций, их актуализации, в представленной работе использованы архивные и библиографические материалы, касающиеся исследуемой темы. В результате экспедиционных исследований уточнены и расширены сведения о локальных особенностях иконописания в крае, введены в научный оборот неизвестные или малоизвестные имена авторов-иконописцев, наиболее характерные образцы памятников, которые хранятся или хранились в храмах Луганщины.
Исследование икон XVIII — начала XX века,
сохранившихся в действующих храмах
Луганщины
Древности в церквях Луганщины были высокого художественного уровня. На XII археологическом съезде (1902) в г. Харькове в разделе церковной старины экспонировались и культовые вещи из церквей нашего региона. Так, в «Альбоме XII археологического съезда» воспроизведены деревянная статуя Христа (собор, Старобельск, XVIII в.), плащаница (Сватова Лучка, теперь Сватово, XVIII в.) [2; 3; 4; 5].
Большая часть этих исторических и культурных ценностей, чтобы не сказать — почти все, были потеряны после революции 1917 года.
Из несохранившихся до нашего времени храмов следует назвать церковь Архангела Михаила (1798) в с. Осиново на Луганщине, которая была одной из величайших и архитектурно-художественно совершенных в целом регионе, церкви Св. Николая в с. Боровеньки, Покрова Богородицы в с. Трехизбенке, Божьей Матери Казанской в с. Безгинове (Старобельский уезд), собор г. Старобельска — все эти храмы, как и знаменитые на Луганщине церкви Архангела Михаила в Старом Айдаре и Успения Божией Матери в г. Сватове, были богато украшены резными иконостасами, иконами, плащаницами, крестами, чашами из серебра, золота [6; 7, с. 386].
В фондах киевских и Луганского областного архивов хранятся материалы, свидетельствующие об уничтожении памятников культового искусства в 1920-1930-е годы на Луганщине [8].
В 1929 году окрадминотдел1 передал в Госбанк серебряные вещи, изъятые из закрытых церквей г. Луганска. Описания переданных драгоценностей, конечно, не сохранились [9]. Так, из церквей г. Луганска в 1929-1930 гг. было сдано так называемой «колокольной бронзы»: Преображенской церкви — 2350 кг; Петропавловской церкви — 3289,7 кг; Николаевского собора — 5668 кг; Казанской церкви — 8860 кг [10]. По Старобельскому
1 Окружной административный отдел. — Прим. ред.
району с 01.07.1935 по 10.10.1936 было сдано почти 64 тонны металла из снятых с церквей куполов [11]! Этот перечень можно было бы продолжить. Для оценки потерь приведем пример. Согласно смете, на «изготовление трех крестов с позолотой для куполов Бернардинской церкви в г. Полоцке», которые заказали Луганскому литейному заводу в 1852 году, было уплачено 1220 рублей [12].
О лучших образцах иконописи и говорить не приходится. До нашего времени их сохранилось мало. Это, например, образцы народной иконописи конца XVIII в.— «Христос — Лоза Виноградная» (с. Великая Черниговка; рис. 1), «Положение во гроб» (с. Красная Поляна), «Тайная вечеря» (с. Нижне-Теплое).
«Христос — Лоза Виноградная» — один из про-никновеннейших образов Иисуса Христа, созданных мастерами Луганщины. Поражает психологическая насыщенность лика Иисуса Христа, что вместе со сложным разворотом фигуры придает образу эмоциональную убедительность, а монохромная, теплая по цвету гамма композиции — наполняет «неугасимым» светом. Икона привлекает внимание высоким уровнем художественного мастерства анонимного автора. Она является тем открытым к нам из космического пространства окном, в которое святые смотрят на грешную землю.
Среди икон следует выделить образы «Св. Александра Невского»; «Трех Святителей» (с. Каменное). Иконы написаны в конце XVIII — середине XIX в. и происходят из одного иконостаса.
Особого внимания заслуживает икона «Свв. апостолы Павел, Симон, Фома» (с. Каменное; рис. 2), в которой художнику удалось с помощью цвета и светотени достаточно убедительно воспроизвести объемность форм и фактуру поверхностей. Традиционная и характерная для иконописи нашего региона «бесплотность» разрушается в них акцентировкой индивидуальных черт внешности и характера изображенных.
Небольшое количество икон, написанных в характерной для слобожанской школы иконописи манере, тесно переплетенной с местными традициями, дают возможность утверждать, что талантливых среди местных мастеров было немало.
В XIX в. появляется значительное число иконописных мастерских — как монастырских, так и артельных (светских).
Иконы Старобельской монастырской мастерской — подокладницы, которые имеют тонко выписанные темперой лики святых, в окладах из желтой, тона красного золота, фольги. Одежда святых вышита, одеяния расшиты полудрагоценными камнями, стеклом. Встречаются иконы, в которых одежда святых вышита гладью (г. Луганск).
1. Христос — Лоза Виноградная.
Кон. XVIII - нач. XIX в. Доска,
смешанная техника. 98 х 71,4.
С. Великая Черниговка
2. Свв. апостолы Павел, Симон, Фома.
XIX в.
Доска, левкас, смешанная техника. 120 х 87,2. ПГТ Каменное
Вышивали золотыми нитями и плащаницы (рис. 3). Очень распространены были иконы, вышитые бисером, жемчугом и золотыми нитями в сочетании с живописью.
Киотные фольговые иконы конца XIX — начала ХХ в., украшенные декоративными рамками из фольги желтого цвета и бумажными разноцветными цветами, были распространены почти по всем церквям Луганщины. Во многих интерьерах храмов они и сегодня заменяют собой настенную роспись, прекрасно сочетаясь с народными иконами-картинами.
Так, киотные фольговые иконы «Христос с терновым венком в руках» (рис. 4), «Богоматерь Всех Скорбящих Радость» из г. Сватова, принадлежащие, без сомнения, к одной, Сватовской мастерской, тесно связывались с фольклорным мировосприятием жителей нашего края в те далекие времена.
А «вольности», допущенные художниками в обращении с каноническими предписаниями, придают образам лишь большую выразительность. Но надо обратить внимание на одну из характерных особенностей мастеров-артельщиков, которые работали на Луганщине, особенно на Сватовщине:
допуская вольности, они никогда не переступали рамки дозволенного.
Для этих икон характерна декоративность, они полны жизненного оптимизма. Это свидетельствует о высоком художественном уровне Сватовской иконописной мастерской, игравшей немалую роль в искусстве края XIX в.
Благодаря Сватовской, а также в значительной степени Старобельской мастерским, исконные слобожанские традиции иконописи переплетались с местными, свойственными иконописи региона, а именно: насыщенность колорита, декоративизм, изысканность жестов, едва заметная вытянутость фигур святых, легкая деформация контуров и прозрачность красок, особенно в киотных фольговых иконах.
Среди икон XIX — начала XX в., сохранившихся в церквях края, мало примеров стиля «а ля рюс 1880-1910-х годов» с декором «под эмаль» и тисненым орнаментом «плетенкой» по металлической амальгаме, со стилизацией под XVII в., хотя в регионе действует старообрядческая церковь. Даже лучшие иконы XIX — начала XX в., созданные местными мастерами-старообрядцами, поражают нас тем, как ярко в них проявились самые
характерные местные черты иконописания. Об этом свидетельствуют прежде всего иконы, которые хранятся в с. Городище Перевальского района.
Имеет свои особенности и народная икона Луганщины XIX века. Рассмотрим иконы «Рождество Христово» (с. Щетово; рис. 5) и «Богоматерь Печерская» (с. Красная Поляна; рис. 6). Написали их мастера, тяготевшие к разным стилям народной иконы Луганщины. В иконе «Рождество Христово» — предельное обобщение форм, откровенная плоскостность, умышленная несгармонизирован-ность красок не помешали автору проявить умение решить композицию, найти ключ цветовых сочетаний и сделать это произведение одним из лучших образцов икон на холсте, созданных местными авторами в конце XIX — начале XX века.
Икона «Богоматерь Печерская» — пример многочисленных образов Иисуса Христа, Богородицы и святых, написанных местными мастерами на полотне. Они почти монохромны по цветовому решению, многофигурные композиции их мало насыщены действием.
Следует сказать, что на Луганщине именно народные мастера-иконописцы по традиции анонимны, мы не знаем их фамилий. Но есть и исключения. Так, благодаря архивным материалам Луганского литейного завода, мы знаем имя «крестьянина помещика капитан-лейтенанта Акимова Самойла Тугаева», который в 1823 году создал для госпиталя завода две иконы «Иисус Христос» и «Богородица», за что получил сто рублей [13]. Во втором случае в отчете для XII археологического съезда
преподавателя из слободы Морозовка (Старобель-ского уезда) Г Цирюльника (1902 г.) читаем: «Живопись в храме не очень давно частью поправлена, а частью вновь произведена жившем в соседней слободе Шелестовой крестьянином живописцем-самоучкой Константином Поповым» [14].
Среди имен известных луганских иконописцев следует назвать Ивана Новаковича и Григория Новаковича, работавших в последней четверти XIX — первой половине XX века.
Иван Новакович написал много икон (иконостасных, запрестольных, настенных) для церквей Луганщины, среди которых немало подписанных мастером, в частности икона «Священномученик Антипий» (с. Ребриково; рис. 7), «Воскресение Христово» (с. Великая Черниговка; рис. 8). Икона «Рождество Христово» (г. Луганск) — работа Григория Новаковича. Кстати, от Григория Новаковича остались десятки предварительных рисунков, набросков иконостасов, которые с неоспоримой очевидностью свидетельствуют об идентичности его живописной манеры с исследуемыми иконами во многих храмах Луганщины.
Выводы
Используя результаты экспедиционных исследований, можно сделать выводы.
1. Наибольшее количество памятников, интересных для исследования, сохраняются в храмах Луганска, Сватова, Краснодона, поселков Каменный, Большая Черниговка, Нижне-Теплое, Красная Поляна, Щетово, Павловка. Именно они стали
3. Плащаница.
XVIII в.
Бархат, металл, масло, шитье, золоченые нити, полудрагоценные камни. 102х177
4. Христос с терновым венком в руках.
XIX в.
(в киоте). Доска, левкас, смешанная техника. 42,1 х 30. Г Сватово
5 7
5. Рождество Христово.
Кон. XIX - нач. XX вв. Холст, масло. 95 х 59,6. С. Щетово
6. Богоматерь Печерская
с предстоящими
Архистратигом
Михаилом
и великомученицей
Варварой.
Сер. XIX в.
Холст,
смешанная техника. 60 х 98.
С. Красная Поляна
7. Иван Новакович. Св. священномученик Антипий.
Кон. XIX в. Фанера, левкас, смешанная техника. 68 х 54,2.
В правом нижнем углу подпись: «Ив. Новаковичъ, Луганскъ» и неразборчиво дата: 1885 или 1895. С. Ребриково
8. Иван Новакович. Воскресение Христово.
Кон. XIX - нач. XX вв. Доска, левкас, смешанная техника. 93,1 х 61,2.
Справа внизу подпись: писалъ Иван Новаковичъ. С. Великая Черниговка
бесценным материалом для изучения наследия наших местных иконописцев, сохранения и продолжения всех проявлений локальной культуры.
2. По иконографическим и стилистическим признакам исследуемые иконы можно разделить на две большие группы: писаные для церквей и небольшие иконы для домашнего богослужения.
3. В свою очередь, в каждой из приведенных групп есть своя общая иерархия даже не мастерства, а уровня профессиональной подготовки авторов:
— народные мастера, которые отступали от канонов из-за того, что не имели о них никакого представления;
— мастера, которые работали в иконописных артелях и были более или менее осведомлены в том, как надо писать иконы, или писали их по образцам, которые им предоставлялись;
— мастера-профессионалы, в том числе и мастера монастырских мастерских Сватовского и Старобельского монастырей.
4. В луганском варианте исследуемых памятников кон. XIX — нач. ХХ в. четко прослеживаются изменения реалистического характера,
произошедшие в культовой живописи в течение XIX в. в связи с развитием профессионального иконописания с участием светских мастеров.
5. Огромное количество работ, созданных для местных храмов братьями Новаковичами, многими анонимными авторами, позволяет констатировать, что развитие иконописания на Луганщине в первой половине XX века, в отличие от того, как это произошло во многих регионах бывшего Союза, окончательно не прекращалось.
Список источников
1. Роль музеев в сохранении памятников сакрального искусства : материалы научно-практической конференции 5-9 августа 1999 г., г. Луганск. Луганск: [б. и.], 1999. 92 с.
2. Каталог выставки XII археологического съезда в г. Харькове: отдел древностей, добытых
из раскопок и случайных находок / сост. Е.К. Редин. Харьков: Тип. Губерн. Правления, 1902. 233 [20] с.
3. Альбом выставки XII археологического съезда в г. Харькове / под ред. Е. Редина. - М.: [б. и.], 1903.
4. Труды Харьковского предварительного комитета по устройству XII археологического съезда / под ред. Е.К. Редина. Харьков: Паровая типолитогр. Зильберг и сыновья. 1902. Т. 1. 549 с.
5. Труды XII археологического съезда в г. Харькове 1902 г. / под ред. граф. Уваровой. М.: Тов-во тип. А.И. Мамонтова, 1905. Т. 1. 751 с.
6. Феодосий Макаревский [епископ]. Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии: церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав: тип. Я.М. Чаусского, 1880. Вып. 2. С. 87-164.
7. Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Харьков: тип. В. Готье, 1858. Разд. 5.
8. Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. Ф. 166. Оп. 6/11. С. 3411.
9. Государственный архив Луганской области. Ф. 693. Оп. 1. С. 1208.
10. Государственный архив Луганской области. Ф. 693. Оп. 1. С. 120, 1203, 1208.
11. Государственный архив Луганской области. Ф. 1186. Оп. 1. С. 457.
12. Государственный архив Луганской области. Ф. 1. Оп. 1. С. 89.
13. Государственный архив Луганской области. Ф. 1. Оп. 1. С. 409.
14. Центральный исторический архив Украины. Ф. 2017. Оп. 1. С. 785.
References
1. Anon. (1999) The role of museums in the preservation of monuments of sacred art [Conference proceedings]. Luhansk: s.n. (In Russ.)
2. Redin, E.K. (comp.) (1902) Catalog of the exhibition of the 12th Archaeological Congress in Kharkov: department of antiquities obtained from excavations and chance finds. Kharkov: Tipografiya Gubernskogo Pravleniya. (In Russ.)
3. Redin, E.K. (ed.) (1903) Album of the exhibition of the 12th Archaeological Congress in Kharkov. Moscow, s.n. (In Russ.)
4. Redin, E.K. (ed.) (1902) Proceedings of the Kharkiv Preliminary Committee on the organization of the 12th Archaeological Congress. Kharkiv: Steam typolithography Zilberg and sons. (In Russ.)
5. Uvarova, P.S. (1905) Proceedings of the 12th Archaeological Congress in Kharkov, 1902, vol. 1. Moscow: Printing house of A.I. Mamontov. (In Russ.)
6. Theodosius (Makarevsky, bishop) (1880) Materials for the historical and statistical description
of the Yekaterinoslav diocese: churches and parishes of the past 18th century. Yekaterinoslav: Printing house of Ya.M. Chaussky. (In Russ.)
7. Philaret (Gumilevsky) (1858) Historical and statistical description of the Kharkiv diocese. Kharkiv: Printing house of V. Gauthier. (In Russ.)
8. Central State Archive of the Supreme Authorities and Administration of Ukraine, coll. 166. aids 6/11, p. 3411. (In Russ.)
9. State Archive of Luhansk Region, coll. 693, aids 1, pp. 1208. (In Russ.)
10. State Archive of Luhansk Region, coll. 1186, aids 1, pp. 120, 1203, 1208. (In Russ.)
11. State Archive of Luhansk Region, coll. 1, aids 1, p. 457. (In Russ.)
12. State Archive of Luhansk Region, coll. 1, aids 1, p. 89. (In Russ.)
13. State Archive of Luhansk Region, coll. 1, aids 1, p. 409. (In Russ.)
14. Central Historical Archive of Ukraine, coll. 2017, aids 1, p. 785. (In Russ.)
Информация об авторе
Борщенко Лидия Михайловна, кандидат искусствоведения, директор, Луганский художественный музей, Луганск, Луганская Народная Республика; e-mail: [email protected].
Information about the author
Lydia Mikhailovna Borshchenko, Cand. Sc. (Art History), Director, Luhansk Art Museum, Luhansk, Luhansk People's Republic; e-mail: [email protected].
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 03.06.2022.
The article was received by the editorial board on 28 Feb 2022; approved after reviewing on 16 May 2022; accepted for publication on 3 June 2022.