Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ КОСМОЗЕРСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АБРАМОВЫХ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КИЖИ»'

КОЛЛЕКЦИЯ КОСМОЗЕРСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АБРАМОВЫХ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КИЖИ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОПИСЬ / ИКОНЫ / АТРИБУЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ / МАСТЕРСКАЯ АБРАМОВЫХ / МИХЕЙ АБРАМОВ / ИВАН АБРАМОВ / ЗАОНЕЖСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / КОСМОЗЕРО / КИЖИ / КАРЕЛИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Набокова Ирина Игоревна

В 2022 году исполнилось 110 лет со дня кончины известного заонежского художника-иконописца из с. Космозеро Михея Ивановича Абрамова. Иконописная мастерская Абрамовых, славившаяся по всему Заонежью, действовала на протяжении целого столетия. Иконы, писанные Абрамовыми, можно было встретить как в домашних крестьянских иконостасах, так и во многих храмах Олонецкой губернии. В настоящее время большая часть абрамовских икон утрачена либо хранится в собраниях музеев республики без атрибуции. Наиболее полное собрание иконописных работ космозерских иконописцев хранится в фондах музея-заповедника «Кижи». В статье рассматривается история формирования музейной коллекции, характеризуются иконы, написанные в этой мастерской, в том числе и уникальные подписные иконы заонежских изографов; приводятся воспоминания односельчан и членов семьи об организации работы и жизненном пути последнего иконописца Заонежья Ивана Михеевича Абрамова; поднимается вопрос о судьбе коллекции икон и оборудования мастерской Абрамовых, вывезенных в Финляндию в период финской оккупации советской Карелии в 1943 г.; рассматриваются возможности пополнения коллекции в настоящее время. Исследование опирается на документы Национального архива Республики Карелия, Национального архива Финляндии (Хельсинки), материалы Научного архива музея-заповедника «Кижи», в том числе экспедиционные записи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Набокова Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF KOSMOZERO ICON PAINTERS ABRAMOVS IN THE COLLECTION OF THE KIZHI MUSEUM-RESERVE

The article is dedicated to the 110th anniversary of the death of the famous icon painter from Zaonezhye, Mikhey Abramov. The Abramovs' icon-painting workshop, famous throughout Zaonezhye, operated for a century. The icons painted by the Abramovs were both in home peasant iconostases and in many churches of the Olonets province. At present, most of the Abramov icons have been lost or are kept in the collections of museums in the Republic of Karelia without attribution. The funds of the Kizhi Museum-Reserve store the most complete collection of icon-painting works of Kosmozero icon painters. The article discusses the history of the formation of the museum collection, characterizes the icons painted in this workshop, including the unique signature icons of Zaonezhsky iconographers. The author cites the memories of fellow villagers and family members about the organization of work and the life path of the last icon painter of Zaonezhie, Ivan Abramov. The article also raises the question of the fate of the collection of icons and equipment of the Abramov workshop, taken to Finland during the Finnish occupation of Soviet Karelia in 1943, and considers the possibility of replenishing the collection at the present time. The study is based on documents from the National Archives of the Republic of Karelia, the National Archives of Finland (Helsinki), materials from the Scientific Archives of the Kizhi Museum-Reserve, including expeditionary records.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ КОСМОЗЕРСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ АБРАМОВЫХ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КИЖИ»»

Искусство Евразии. 2022. № 2 (25). С. 112-123. ISSN 2518-7767 (online) Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2022, (2), pp. 112-123. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья

УДК 75.046(282.247.211)

DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.02.011

Коллекция космозерских иконописцев Абрамовых в собрании музея-заповедника «Кижи»

Набокова Ирина Игоревна а

3 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Петрозаводск, Российская Федерация 3 [email protected]

Аннотация. В 2022 году исполнилось 110 лет со дня кончины известного заонежского художника-иконописца из с. Космозеро Михея Ивановича Абрамова. Иконописная мастерская Абрамовых, славившаяся по всему Заонежью, действовала на протяжении целого столетия. Иконы, писанные Абрамовыми, можно было встретить как в домашних крестьянских иконостасах, так и во многих храмах Олонецкой губернии. В настоящее время большая часть абрамовских икон утрачена либо хранится в собраниях музеев республики без атрибуции. Наиболее полное собрание иконописных работ космозерских иконописцев хранится в фондах музея-заповедника «Кижи». В статье рассматривается история формирования музейной коллекции, характеризуются иконы, написанные в этой мастерской, в том числе и уникальные подписные иконы заонежских изографов; приводятся воспоминания односельчан и членов семьи об организации работы и жизненном пути последнего иконописца Заонежья Ивана Михеевича Абрамова; поднимается вопрос о судьбе коллекции икон и оборудования мастерской Абрамовых, вывезенных в Финляндию в период финской оккупации советской Карелии в 1943 г.; рассматриваются возможности пополнения коллекции в настоящее время. Исследование опирается на документы Национального архива Республики Карелия, Национального архива Финляндии (Хельсинки), материалы Научного архива музея-заповедника «Кижи», в том числе экспедиционные записи.

Ключевые слова: иконопись, иконы, атрибуция музейных предметов, мастерская Абрамовых, Михей Абрамов, Иван Абрамов, Заонежский полуостров, Космозеро, Кижи, Карелия

Для цитирования: Набокова И.И. Коллекция космозерских иконописцев Абрамовых в собрании музея-заповедника «Кижи» // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 112-123. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.011. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/870.

© Набокова И.И., 2022 112

Original article

Collection of Kosmozero icon painters Abramovs in the collection of the Kizhi Museum-Reserve

Irina I. Nabokova a

a Kizhi State Open-Air Museum of Cultural History and Architecture, Petrozavodsk, Russian Federation a [email protected]

Abstract. The article is dedicated to the 110th anniversary of the death of the famous icon painter from Zaonezhye, Mikhey Abramov. The Abramovs' icon-painting workshop, famous throughout Zaonezhye, operated for a century. The icons painted by the Abramovs were both in home peasant iconostases and in many churches of the Olonets province. At present, most of the Abramov icons have been lost or are kept in the collections of museums in the Republic of Karelia without attribution. The funds of the Kizhi Museum-Reserve store the most complete collection of icon-painting works of Kosmozero icon painters. The article discusses the history of the formation of the museum collection, characterizes the icons painted in this workshop, including the unique signature icons of Zaonezhsky iconographers. The author cites the memories of fellow villagers and family members about the organization of work and the life path of the last icon painter of Zaonezhie, Ivan Abramov. The article also raises the question of the fate of the collection of icons and equipment of the Abramov workshop, taken to Finland during the Finnish occupation of Soviet Karelia in 1943, and considers the possibility of replenishing the collection at the present time. The study is based on documents from the National Archives of the Republic of Karelia, the National Archives of Finland (Helsinki), materials from the Scientific Archives of the Kizhi Museum-Reserve, including expeditionary records.

Keywords: icon painting, icons, attribution of museum objects, Abramov workshop, Mikhey Abramov, Ivan Abramov, Zaonezhsky peninsula, Kosmozero, Kizhi, Karelia

For citation: Nabokova, I.I. (2022) 'Collection of Kosmozero icon painters Abramovs in the collection of the Kizhi Museum-Reserve', Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 112-123. doi:10.46748/ARTEURAS.2022.02.011. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/870. (In Russ.)

Введение

Коллекция икон музея-заповедника «Кижи» насчитывает более тысячи произведений древнерусской живописи и включает в себя немало уникальных памятников народного искусства Карелии. Иконы из музейного собрания представляют основные этапы развития иконописания на Русском Севере, иллюстрируют историю формирования местных стилистических традиций XVI-XIX вв., работу крупных иконописных центров Обонежья XVII-XIX вв.

Цель исследования заключается в представлении особой части музейного собрания — коллекции икон, написанных в одной из последних иконописных мастерских Заонежья и принадлежащих кисти кос-мозерских иконописцев Абрамовых, и в освещении

истории комплектования этой коллекции. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время сведения о судьбе икон космозерских иконописцев разрозненны, далека до завершения работа по выявлению творческого наследия мастеров. Необходимо систематизировать имеющийся материал, связанный с сохранившимися абрамовскими иконами из фондового собрания музея-заповедника «Кижи» и создать источниковую базу для дальнейших изысканий и атрибуции икон этой мастерской. Для достижения цели были использованы аналитический, историко-искусствоведческий методы.

Работа опирается на исследования различных аспектов иконописной традиции Заонежья, в той или иной мере связанных с Абрамовыми:

о типологии основных иконописных центров За-онежья, в том числе космозерской мастерской (М.А. Витухновская [1]; Л. Петтерссон [2], В.П Платонов [3; 4]); о технико-технологических особенностях живописи Абрамовых (К.В. Большева [5], Л. Петтерссон [2]), о судьбе вывезенных в годы Великой Отечественной войны с территории Заонежья в Финляндию памятников искусства (М.И. Мильчик [6]; К. Коткаваара [7], Ж.П Белик [8; 9], Т.Ю. Дуди-нова [10]); об истории семьи живописцев и особенностях их вероисповедания (К.В. Большева [5], Л.С. Харебова [11]).

Космозерские иконописцы Абрамовы и их

иконописная мастерская

Космозерская волость Петрозаводского уезда была одним из признанных центров иконописной традиции Заонежья. Еще в третьей четверти XVII в. в районе центрального Заонежья (Типиницы, Яндо-мозеро, Космозеро) [1, с. 81; 2, с. 264; 3, с. 3-21] находилась иконописная мастерская. Иконы письма этой заонежской мастерской были в храмах южной части Заонежского полуострова: Типиницы, Там-бицы, Леликозеро, Великая Пуба, встречались они и в Пудожском краю, на Водлозере [4, с. 185-187].

В конце XVIII — начале XIX в. Космозерская волость объединяла 13 деревень, в ней проживало более тысячи человек. Административным, культурным и религиозным центром округи был Космозерский погост с двумя шатровыми храмами и колокольней, основанный еще в XVII веке, в ближайших деревнях находилось три часовни [12].

Проживавшие на Космозере иконописцы Михей Иванович Абрамов и его сын Иван Михеевич считаются одними из наиболее известных изографов Заонежья XIX — начала XX века. Их семейная иконописная мастерская, единственная в Олонецком крае, продолжала работать по заказам односельчан и в советское время, до 1928 г. Позже в ней выполнялась декоративная роспись предметов крестьянского быта.

По мнению исследователей, работы Абрамовых отличала индивидуальная трактовка иконописных сюжетов, оригинальность композиционных решений, близость к эстетике народного декоративного творчества, и в то же время следование древним канонам «северных писем». Космозеры работали в традиции старых мастеров, сохраняя технологию изготовления темперных красок, преимущественно используя прориси и иконописные подлинники — иконы старинного письма. Истоки их профессионального мастерства связывались с иконописной традицией Выговского старообрядческого общежительства.

Михей Иванович Абрамов (1830-1912) происходил из коренного космозерского крестьянского рода, представители которого в первой половине XIX в. по деревне носили фамилию Колубовы1. Родился он в деревне Денисова Пора Космозерского прихода в 1830 году 9 августа по старому стилю. Крещение состоялось 14 августа в Космозерской летней церкви Успения Богородицы2. Восприемником — крестным выступил его старший брат Сила Иванов. В семье отца иконописца, Ивана Панкратова Колубова, было рождено в двух браках 12 детей. Михей Иванович родился во втором браке. В 12 лет остался сиротой и воспитывался в семье старшего брата. Женился около 1858 года. В супруги выбрал Матрёну Евсигнееву Силкину из соседней деревни Демидово. Имели они дом со службами. Детей рождено было много, две дочери и шесть сыновей, но талант иконопи-сания перенял лишь один сын, Иван.

На протяжении большей части жизни Михей Иванович был «приверженцем раскола» и лишь в 1868 г. под уговорами епархиальных миссионеров и местных чиновников «присоединился к Православной Христовой церкви» и перешел в Пая-ницкий единоверческий приход. Приверженность

1. Художник-иконописец Иван Михеевич Абрамов (1869-1975).

26 января 1943 г., д. Космозеро. Репродукция оригинальной фотографии. Архив Ларса Петтерссона. Музей «Кижи» (НВФ-13867/25)

1 Фамилия Абрамовы появляется в документах у членов семьи во второй половине XIX в. Об истории рода иконописцев Абрамовых см. [11, с. 314-315].

2 Церковь сгорела в период оккупации в 1943 г. [13].

единоверию он сохранил до конца жизни. Его сын, Иван Михеевич, после смерти отца, в 1912 г., подал прошение в Олонецкую духовную консисторию о разрешении присоединиться вместе с семейством к православию.

Ремесло иконописания Михей Иванович перенял в 1850-х годах у одного из выговских старцев, иконописца Ивана Аверкиева, вынужденного скитаться по Заонежью после разорения выгорецких скитов. Аверкиев жил в Космозере несколько месяцев и обучал ремеслу Михея. Первая живописная работа — роспись часовни в деревне Палтега — была выполнена им в 18 лет. Позже, став самостоятельным мастером, старший Абрамов выполнял заказы на изготовление иконостасов и роспись потолков «небес» во многих храмах Заонежья, поновлял домашние иконы, занимался переписыванием и переплетом старообрядческих книг. Оплату он брал в среднем по 75 коп.— 1 р. за икону в 7-8 вершков [5]. Последней его работой стало написание икон для часовни Иоанна Предтечи в Космозерском погосте, для которой им также был сработан деревянный иконостас.

Его сын, Иван Михеевич (1869-1975), иконо-писанию учился у отца, помогая ему в мастерской с 12 лет. В молодые годы Ивану доверялась роспись крестьянской утвари: прялок, дуг, оконных филенок и дверей. Лишь к зрелому возрасту, когда отец захворал, Иван Михеевич начал писать иконы. Самой значимым среди своих живописных работ он считал написание икон для храма в селе Уницы Шунгской волости [5].

Иконописанием Иван Михеевич продолжал заниматься и в советское время. Но с усилением

2. Дом И.М. Абрамова в д. Космозеро.

23 мая 1944 г. Репродукция оригинальной фотографии. Архив Ларса Петтерссона. Музей «Кижи» (НВФ-13867/96)

идеологической борьбы и волной богоборчества, пришедшей в Заонежье в конце 1920-х годов, иконописные работы пришлось прекратить. Все иконы, книги, оборудование и заготовки были вынесены на «вышку» — чердак дома.

Абрамовы — первое знакомство

Впервые подробные сведения о работе космо-зерских иконописцев были собраны К.А. Больше-вой, участницей комплексной экспедиции секции изучения крестьянского искусства Ленинградского государственного института истории искусств. Экспедиция под руководством искусствоведа, специалиста по древнерусскому зодчеству К.К. Романова побывала в Заонежье летом 1926 года.

Участниками экспедиции был отснят значительный фотоматериал, приобретены предметы прикладного искусства. По итогам работы К.А. Большевой была опубликована статья «Крестьянская живопись Заонежья» [5], в которой Космозеро рассматривалось как важнейший живописный центр Заонежья, признанными мастерами крестьянской бытовой декоративной росписи назывались Абрамовы, был определен круг мастеров абрамовской школы, выделены основные стилистические особенности их работ.

Следуя задачам экспедиции, К.А. Большева в исследовании сделала акцент на выявлении особенностей местной живописной традиции и влиянии на нее городской культуры. Но опиралась она преимущественно на анализ предметов крестьянского быта. В силу известных причин молодая исследовательница избегала вопросов, связанных с иконописью. К сожалению, после закрытия Института истории искусств в 1930-х гг., реорганизаций и чисток, большая часть материалов экспедиции была утрачена. Небольшое число сохранившихся письменных и иллюстративных материалов Заонежской экспедиции находилось в архиве Санкт-Петербургского отделения ИИМК (Института истории материальной культуры РАН). Это отчет и экспедиционные дневники К.К. Романова. Помимо прочего в них содержалось описание встречи исследователей с зао-нежским иконописцем И.М. Абрамовым, которая, однако, не впечатлила Романова — исследователь резко высказывался о художественной ценности поздней иконописи и сетовал на неумелые понов-ления, калечащие иконописные работы древних мастеров классического северного письма [14]3.

История комплектования музейного

собрания Абрамовых

В настоящее время наиболее полная коллекция мемориальных предметов, связанных с историей и бытом семьи космозерских иконописцев Абрамовых, хранится в фондовом собрании музея-заповедника «Кижи».

Начало собранию положила коллекция под названием «Принадлежности художника-иконописца Абрамова Ивана Михеевича», состоявшая из 26 предметов. Она была приобретена для музея в 1961 г. научным сотрудником отдела «Кижи» Карельского государственного краеведческого музея М.И. Прасоловым у внука заонежского иконописца — Василия Ивановича Абрамова. В нее вошли 10 книг кириллической печати XVII—XVIII вв., личные вещи мастеров: трость, топор, пила, ящичек художника-иконописца, баночки с пигментами, плита для растирания красок и пр.4

В дальнейшем сотрудники музея-заповедника «Кижи» — В.А. Пущина, Р.Б. Калашникова, Л.С. Ха-ребова, О.А. Скобелев, И.И. Набокова — продолжили комплектование мемориальной коллекции. За последние 50 лет собрание регулярно пополнялось и в настоящее время насчитывает более 230 предметов.

Самое крупное поступление в мемориальную коллекцию пришло в 2010-2011 гг. С Натальей Васильевной Подгорной в д. Великая Пуба встречался научный сотрудник О.А. Скобелев. В ходе собирательской работы от внучки иконописца было получено в фонды музея 65 предметов крестьянского быта, принадлежавших потомкам Абрамовых из Космозера: рыболовные снасти, орудия земледелия: корзины-маленки, косы и сохи, элементы костюма, крестьянская мебель и домашняя утварь.

Помимо этнографических предметов в мемориальную коллекцию Абрамовых вошли записи воспоминаний, сделанные сотрудниками музея от потомков заонежских иконописцев, от сына Ивана Михеевича, Василия Ивановича Абрамова, его внуков Василия Петровича Абрамова и Надежды Петровны Кутузовой (Абрамова), правнучки Натальи Васильевны Подгорной.

В 2002 г. от Надежды Петровны Кутузовой были записаны воспоминания о работе деда в мастерской:

«Дедушку по деревне звали "богомаз", он еще был и церковным старостой, уважаемым был, но почему-то в наше время никто ничего не говорил о том... Я была любимая внучка своего дедушки, только меня одну он пускал в мастерскую и разрешал присутствовать при своих работах, я сидела тихенько и наблюдала, как он там рисует, потому что было очень интересно, когда он начинал вот что-то там писать, это "письмо" называется. Раскладывал на столе каменные такие плиты, чтобы стирать краски и составлять потом

с этих тонко истертых красок колер, которым потом уже наносил вот на лицо, где-то и одежды были всякие. <.. .> На этих самых каменных плитах он растирал краски, составлял колер, а потом, когда всё уже было готово, он наносил ... на венец позолоченный, у него сусальное золото было листовое. Я очень хорошо помню книжечку, которую перелистывала так осторожно, но я, конечно, не дотрагивалась до нее, мне там было непозволительно, но запомнилось, и вот у меня остался маленький кусочек вот этого сусального золота. Каким образом прошло, прошел этот кусочек малюсенький через эвакуацию, через всё. Это ж столько лет! А вот сохранился! <.. > Дедушка был очень строгий, даже слишком строгий, и, может быть, это было связано с тем, что он всё время был занят. Летом сельское хозяйство, естественно. У них было когда-то давно две лошади, коровы. Ему некогда было "лодыря гонять", и поэтому он и вокруг себя всех заставлял работать. А как осень начинается, всё, с хозяйством покончено, он начинал заниматься живописными работами. На зиму обычно ему много саней навезут, дуги разделать — расписать, красиво расписывал очень, прялки. Я застала совсем мало, чтоб он иконы писал, потому что период-то был другой уже, послереволюционный. Что для дедушки было характерно — это, конечно, трудолюбие» [15].

В воспоминаниях односельчан И.М. Абрамов представал строгим, справедливым судьей в спорах, заступником, в течение долгих лет он выполнял обязанности церковного старосты. С другой стороны, среди односельчан слыл «знающим», умел искать пропавший скот. Наделяли его в рассказах недюжинной, поистине богатырской силой.

По воспоминаниям Н.В. Подгорной, прадед М.И. Абрамов считался весьма состоятельным, краски для икон выписывал из Москвы и Петербурга. Дед И.М. Абрамов на ее памяти (в 1930-е) при росписи домашней утвари на заказ пользовался больше красками самодельными, изготавливал пигменты сам из охр и глин, которые находил в округе.

Мастерская Абрамовых в годы

Великой Отечественной войны

Неразрывную связь с фондовой коллекцией заонежских иконописцев Абрамовых имеют хранящиеся в музее дневниковые записи, фотографии и зарисовки, сделанные во время Второй мировой войны молодым финским искусствоведом Ларсом

3 Например, о космозерской Успенской церкви: «Под шатром плафон в виде вспарушенного многоугольника с кругом в центре — копия Яндомозера, работа отца нынешнего иконописца Ивана Михеева... Иконы в церкви все перемазаны. На южной двери было изображение Христофора с песьей головой. Голова переписана на человечью; прежняя сквозит чрез нимб» [14].

4 Об этом: Набокова И.И. Потаенное золото мастера. Заонежские иконописцы Абрамовы // Газета «Кижи». 2013, февраль, № 1 (96). URL: http://kizhi.karelia.ru/info/en/about/newspaper/107/2775.html

3. Заготовка иконной доски и инструменты из мастерской художника И.М. Абрамова. 8 февраля 1943 г., д. Космозеро. Репродукция оригинальной фотографии. Архив Ларса Петтерссона. Музей «Кижи» (НВФ-13867/38).

Петтерссоном и его другом, художником Ойво Хелениусом на оккупированных территориях За-онежья.

В течение полутора лет, с октября 1942 г. по июнь 1944 г., по поручению армейского командования на Заонежском полуострове ими проводилось обследование (фотофиксация, обмеры) памятников архитектуры в зоне военных действий для разработки мер по их сохранению. К концу 1943 г. была инвентаризована большая часть храмов: описано 122 населенных пункта, 37 церквей, 5 колоколен, 97 часовен [10].

Знакомство с русским иконописцем Иваном Михеевичем Абрамовым в селе Космозеро стало важным событием для научной работы Пет-терссона. Молодой исследователь находился под большим впечатлением от той богатой, не элитарной, а крестьянской православной культуры, к которой ему удалось прикоснуться в Заонежье.

Но Петтерссон не был романтиком, он был талантливым ученым, подчиненным условиям военного времени. Как замечал М.И. Мильчик, научный подход финского исследователя отличался «присущей ему скрупулезностью», его сила состояла «в непосредственности наблюдения, в пристальном внимании к мелочам, к вещам, казалось бы, само собой разумеющимся» [2]. В статье «Иконописная мастерская в Заонежье. Несколько угольных рисунков из восточно-карельской иконописной мастерской» (1943) и работе на шведском языке «Олонецкие иконописцы XIX века» (1944) Петтерссон опубликовал часть своих наблюдений [2]. В том числе он делился впечатлениями о посещении космозер-ской иконописной мастерской и общении с Иваном Михеевичем. Петтерссон детально описал этапы создания иконы, важные технологические процессы, перечислил инструменты, минеральные пигменты, прориси и другие образцы для написания икон.

В то же время, движимый идеей реконструкции мастерской Абрамовых в экспозиционном пространстве Национального музея в Янислинна (Петрозаводск), он настоял на приобретении военным управлением у И.М. Абрамова оборудования иконописной мастерской. Обосновывая запрашиваемую сумму, он писал в археологический комитет: «Было бы важно заполучить ... в музей иконописную мастерскую, в которой посетители музея могли бы познакомиться с атмосферой изготовления икон на различных этапах. <.. > Абрамов, который из-за плохого зрения уже не может писать иконы, был бы рад продать все требуемые для этого инструменты, наброски, а также свои незаконченные и полуготовые иконы. <...> Обращаю внимание, что, например, в русских музеях, насколько известно, подобной художественной мастерской не имеется» [16]. Сделка состоялась, оборудование Космозерской иконописной мастерской Абрамовых было продано финской стороне. Позже вместе с собранием заонежских икон оно было вывезено в Финляндию, дальнейшая судьба коллекции неизвестна5.

Собранный в военное время богатый аналитический материал по народной культовой архитектуре Заонежского полуострова Ларс Петтерссон положил в основу своей диссертации «Церковная архитектура Заонежья» [17]. Большая часть его полевых записей, фотографий и графических материалов хранится в Национальном архиве Финляндии (Хельсинки) [18].

Свои воспоминания, видовые фотографии дома и усадьбы Абрамовых, портретные снимки членов семьи, планы внутренних помещений дома иконописца профессор Л. Петтерссон частично опубликовал в 1950 г. в своей книге, посвященной культовой архитектуре Заонежья [17].

Чувство боли и вины за годы военного лихолетья, по рассказам близких, не покидало профессора Ларса Петтерссона на протяжении всей жизни. В 1989 г. от финского исследователя в фонды музея «Кижи» были переданы копии полевых дневников Заонежской экспедиции, фотоматериалов и зарисовок. В настоящее время эти рабочие записи постепенно расшифровываются и готовятся к публикации. Первым увидел свет в 2021 г. том «Неопубликованные материалы и полевые записи. Кижская волость» [19]6. Это издание представляет собой ценнейший источник по истории деревянного зодчества Заонежья.

Иконы Абрамовых

в собрании музея «Кижи»

Исходя из рассказов местных жителей, сведений, записанных от И.М. Абрамова исследователями К.В. Большевой и Л. Петтерссоном, можно сделать вывод о том, что иконы Абрамовых во множестве находились в заонежских церквях, часовнях и домашних иконостасах.

Иконы, писанные Абрамовым-старшим, находились в летней и зимней церквях с. Космозеро, в церквях Сенной Пубы, Кижской зимней церкви, Никольской церкви Клименецкого монастыря, Кондопожской церкви, Вегорукской церкви, в часовнях д. Космозеро, д. Терехово, д. Новинки, д. Большой Мост, д. Ясная Сельга, д. Пегрема.

Иконы Абрамова-младшего были в зимней церкви с. Космозеро, церкви в Великой Ниве, в д. Уницы, а также в часовнях деревень Чегла-ково, Пургино, Мягкая Сельга, Новинка, Быково, Селецкое, Красная Сельга, Верщуга, Лукино и Кутостров.

Но из всего иконописного наследия Абрамовых в настоящее время сохранилась лишь малая часть. В настоящее время в собрании музея-заповедника «Кижи» находится одиннадцать иконописных работ, связанных с именами космозерских живописцев.

Наибольший интерес представляют две подписные иконы. В 1973 г. в собрание музея поступила икона «Богоматерь Казанская» в киоте (КП-208). С тыльной стороны сохранилась плохо читаемая карандашная надпись: «Написана икона ая иконоп[...] Ива[.]мъ Абрамовымъ [.] 1924 года февраля 24 [...]».

В 1979 г. в музей была передана икона «Чудо Пеоргия о змие» (КП-367/1). На тыльной стороне сохранилась карандашная надпись «Написан сей образ в 1811 г. января 14 дня иконописцем Михеем Ивановичем Абрамовым. Д. Космозеро».

Кроме того, в собрании музея хранятся семь икон, предположительно принадлежащих кисти Абрамовых, и две иконы, поновленные иконописцами.

Семь икон «неба»7 из часовни Николая Чудотворца (1693) были вывезены экспедицией музея «Кижи» из заброшенной деревни Мелойгу-ба Кондопожского района в конце лета 1970 г. (Коллекция КП-183/1-8). Реставратор И.М. Пурвич, участвовавшая в поездке, вспоминала: «Часовня Николы Угодника разрушается. Наиболее ценные иконы часовенного иконостаса были вывезены музеем ИЗО ... Но совсем незаслуженно

5 По мнению К. Коткавара, некоторые иконы были забыты и оставались в Национальном музее и замке Турку,

что нашло отражение в дневниках Урхо Кекконена (часть 3). Часть этих икон экспонировалась на выставке в замке Турку в 2005 году.

6 Это издание стало достойным дополнением к публикации перевода диссертационного труда профессора Л. Петтерссона «Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья». М.: «Три квадрата», 2020. 544 с.

4. М.И. Абрамов. Подписная икона «Чудо Георгия о змие».

Дата создания: 14.01.1911. Масло. 47,5 х 48 х 2,2. Фото: О.А. Семененко. Музей «Кижи» (КП-367/1)

5. М.И. Абрамов. Подписная икона «Чудо Георгия о змие». Тыльная сторона.

Фото: О.А. Семененко. Музей «Кижи» (КП-367/1).

оставлены иконы "неба" и "Страшный суд"» [20]. Большая часть икон из Никольской часовни была вывезена в 1962-1963 гг. экспедицией музея изобразительных искусств Карелии и хранится в фондах этого музея.

Никольская часовня в деревне Мелойгуба на северо-западе Заонежского полуострова была построена в конце XVII в. Ее можно отнести к числу старообрядческих малых храмов Заонежья. Подтверждением может служить упоминание о нередких случаях захоронения крестьян «по расколу» на кладбище у этой часовни8 [21].

На основе изучения тяблового иконостаса часовни искусствоведу В.П Платонову удалось уточнить дату постройки — 1693 г. и первого понов-ления храма — 1720 г. Согласно произведенной В.П. Орфинским реконструкции архитектурного облика часовни, было установлено несколько строительных этапов в ее истории. По-видимому, иконы «неба» были написаны Абрамовыми в период третьей, завершающей реконструкции Никольской часовни в 1890-1895 гг., когда храм постигли значительные перестройки: были пристроены вторые южные сени, выпилен переруб, отделяющий молитвенное помещение от трапезной, переделана звонница колокольни, произведена наружная и внутренняя обшивка с покрытием главок железом [22, с. 20, 62-63; 23].

К сожалению, медальон и большая часть граней шестнадцатиклинного «неба» в послевоенное время были утрачены. Поступившие в собрание музея «Кижи» иконы атрибутировала реставратор

7 Иконы особой клиновидной формы, размещающиеся в

ПИ. Фролова. Основанием стали стилистические особенности образов и свидетельства, оставленные самими иконописцами. Финский исследователь Л. Петтерссон также располагал сведениями о том, что иконы неба Мелойгубской часовни расписал Михей Иванович Абрамов с помощью сына Ивана. Финский ученый составил детальное описание потолочной живописи. Куполообразный потолок, по его сведениям, состоял из шестнадцати секторов с ангелами, стоящими на облаках. В каждом секторе над ангелом был изображен розовый херувим и внизу красный серафим. Фон клиновидных икон был светло-зеленый. Окаймляли сектора сине-зеленые облака, между которыми сверкали четырехконечные золотые звезды. В медальоне на розовом фоне был изображен Спас Великий Архиерей [24, с. 124-129].

С именем космозерских изографов связана еще одна икона в собрании музея, происходившая из Никольской часовни д. Мелойгуба,— это икона «Страшный суд» (КП-183/8), датирующаяся XVII веком. На иконе есть надпись о поновлении храмовой живописи, сохранившаяся фрагментарно, с монограммой «МИА» — инициалы Михея Ивановича Абрамова. Л. Петтерссон в 1943 году застал надпись более хорошей сохранности. Он зафиксировал точную дату поновления — 1892 год и уточнил детали проводившихся работ у иконописцев.

Еще одна икона в коллекции музея, поновленная Абрамовыми,— икона «Страшный суд» XIX в. (КП-108/35), происходящая из часовни Архангела Михаила д. Леликозеро Медвежьегорский

потолочной части иконостасов деревянных храмов.

района. На тябле, удерживавшем образ, сохранилась надпись: «ВЪ СЕЙ ЧЕСОВНИ ПОПРАВЛЕНЫ ИКОНЫ РАДЪН1ЕМЪ КРЕСТЬАН1НА ЕВДОКИМА// ЛОГИНОВА МИРОНОВА, АИСПРАВЛА" ИКОНОПИС" МИ" ИВА" А. ВЪ 1893 ГОДу, НОАБРА 17, ОКОНЧЕНЫ// В 5 НЕДЕЛЬ». В фонды музея икона поступила при перевозке часовни в 1968 г на о. Кижи. В настоящее время икона экспонируется на родном месте в часовне Архангела Михаила.

В собрании музея хранится икона, происходящая из семьи Абрамовых, «Господь Вседержитель»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(КП-3/13). Она поступила в музей в числе других предметов, полученных в 1966 г. от внука иконописца В.П. Абрамова. Предположительно, образ мог принадлежать кисти И.М. Абрамова.

Среди поступлений последних лет самой значимой можно назвать коллекцию минеральных пигментов, которая поступила в 2021 г. от Натальи Васильевны Подгорной, правнучки Ивана Михеевича. Она хранилась в семье в память о талантливых предках-иконописцах. Это более 20 образцов пигментов, использовавшихся при написании икон.

Следует учитывать, что большая часть оборудования иконописной мастерской в 1943 г. по инициативе Л. Петтерссона (с целью сохранения) была вывезена в Финляндию и в дальнейшем в годы войны была утрачена. Сохранившиеся в семье Абрамовых немногочисленные предметы, связанные с технологией иконописания, с историей семьи, представляют безусловный интерес для музея.

Приобретение коллекции пигментов позволило обогатить мемориальную коллекцию Абрамовых, пополнить музейное собрание предметами, связанными с крестьянским иконописным искусством, расширить возможности для изучения традиционной технологии народного иконописания и атрибуции музейных коллекций.

Заключение

Подводя итоги исследования, следует отметить, что кижское собрание икон заонежских иконописцев Абрамовых является наиболее полным, оно включает в себя памятники крестьянского иконописания XIX — начала ХХ века и представляет собой живое свидетельство бытования иконы в дореволюционной культуре заонежан. Место нахождения большинства икон кисти космозерских иконописцев Абрамовых в настоящее время установить достаточно сложно в связи с тяжелой судьбой иконописного убранства храмов в годы Великой Отечественной войны. В фондовом собрании музея-заповедника «Кижи» хранится наибольшая часть икон, связанных с именами заонежских изографов. Безусловно, работы по выявлению икон кисти Абрамовых необходимо продолжать. Помощь в выявлении и атрибуции ранее неизвестных работ иконописцев может оказать привлечение финских источников, а именно экспедиционных материалов, фотографий интерьеров памятников, описей и дневниковых записей Ларса Петтерссона, Ойво Хелениуса, других участников финской научной миссии в Заонежье 1942-1944 гг., в том числе материалов, которые увидели свет в публикациях последних лет (публикацию документов по волостям Заонежья предполагается продолжать) [19].

8 «Петрозаводскаго уьзда Мелогубскаго прихода дер. Кокоринской гос. крестьянинъ 1овъ ¡еремневъ Акаюевъ. 55 льтъ <умер> отъ горячки. По приверженности къ расколу предъ смертю не исповьдывался и Святыхъ Таинъ не прюбщился. <Погребенъ> на кладбищь при часовнь Мелогубской» [21].

6. Мастерская Абрамовых. Ангел.

Икона «неба» из часовни Николы Угодника деревни Мелойгуба

Кондопожского района. 1892

Список источников

1. Витухновская М.А. Проблемы изучения иконописи Заонежья XVII-XVIII веков // Актуальные вопросы изучения экономического и культурного развития Европейского Севера СССР. Тезисы докладов к III зональной научно-теоретической конференции молодых ученых по общественным наукам, Архангельск, 1982 / отв. ред. А.А. Куратов. Архангельск: [б. и.], 1982. С. 80-81.

2. Петтерссон Л. Иконописная мастерская в Заонежье // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1993. М.: Наука, 1994. С. 264-275.

3. Платонов В.П Две иконописные мастерские середины - второй половины XVII в. в Пудожском крае и Заонежье: преемственность развития и своеобразие стилистики // «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича». Работы иконописных мастерских Пудожья и Заонежья середины - второй половины XVII века. Иконы из собраний музея-заповедника «Кижи» и Музея изобразительных искусств Республики Карелия : каталог выставки. М., Петрозаводск: музей-заповедник «Кижи», 2017. С. 3-23.

4. Платонов В.П Типология центров иконописания в Обонежье XVII - XVIII вв. (к вопросу об организации иконописного дела на Русском Севере) // Рябининские чтения - 2007. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера / отв. ред. Т.П Иванова. Петрозаводск: Пос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», 2007. С. 185-187.

5. Большева К.А. Крестьянская живопись Заонежья // Крестьянское искусство СССР : сборник Секции крестьянского искусства комитета социологического изучения искусств. В 2 т. Т. 1: Искусство севера. Заонежье. Ленинград: Academia, 1927. С. 50-61.

6. Мильчик М.И. Иконография Заонежья // Рябининские чтения - 1995: Материалы международной научной конференции по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера. Петрозаводск: [б. и.], 1997. С. 349-356.

7. Коткаваара К. Ларс Петтерссон и его проект музейной реконструкции мастерской заонежского иконописца И.М. Абрамова в свете современного финского искусствоведения // Музей в современном мире. Художественное наследие Карелии и инновационные процессы в развитии культуры и искусства: Международная научно-практическая конференция к 50-летию Музея изобразительных искусств Республики Карелия (1960-2010 гг.) : тезисы докладов. Петрозаводск: [б. и.], 2010. С. 57-61.

8. Belik Z. Vuoden 1944 kuuluisa ikoninayttely - ja Petroskoihin palautettujen ikonien myohempia vaihe // Ikonit, ihmiset ja sota: nayttely Ortodoksisessa kirkkomuseossa Kuopiossa, 28.1.-30.4.2009. Valamo: Valamon konservointilaitos, 2009. S. 92-106.

9. Kotkavaara K. Myos kuvien Karjala // Ikonit, ihmiset ja sota: nayttely Ortodoksisessa kirkkomuseossa Kuopiossa, 28.1.-30.4.2009. Valamo: Valamon konservointilaitos, 2009. S. 62-70.

10. Дудинова Т.Ю. Деятельность финских исследователей по изучению и сохранению памятников архитектуры и искусства на территории Заонежья в годы оккупации (1942-1944) // Церковь Преображения Посподня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле / отв. ред. А.М. Пашков. Петрозаводск: Изд-во ПетрПУ, 2014. С. 74-78.

11. Харебова Л.С. Новые биографические материалы о космозерских иконописцах Абрамовых // Кижский вестник. Выпуск 15 : сборник статей. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. С. 128-133.

12. Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 25. Оп. 20. Д. 16/143, т. 1. Ведомость о церквях Петрозаводского у. за 1854 г.

13. Научный архив музея-заповедника «Кижи» (НА МЗК). Ф. 1. Оп. 3. Д. 282. Учетно-эксплуатационная документация на памятники архитектуры: церковь Успенская и церковь Александра Свирского

в с. Космозеро (акты обследования). Л. 3.

14. Научный архив Института истории материальной культуры РАН (НА ИИМК РАН). Отдел рукописей. Ф. 29. Оп. 1. Д. 143. Л. 67-68.

15. Научный архив музея-заповедника «Кижи» (НА МЗК). Ф. 1. Оп. 4. Д. 153. Беседа с Кутузовой Н.П. Зап. Р.Б. Калашникова. Петрозаводск, 2002.

16. Мошник Ю.И. Изучение и музеефикация церковных ценностей Карелии в период финской оккупации 1941-1944 гг. // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в судьбах народов и регионов : сборник статей / отв. ред. А.Ш. Кабирова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С. 628-639.

17. Pettersson L. Áanisniemen kirkollinen puuarkkitehtuuri. Aineiston esittely. Helsinki: Suomen Muinaismuistoyhdistyksen, 1950. 342 s.

18. Suomen Kansallisarkisto, Yksityisarkistot Lars Petterssonin kokoelma (kotelo 12-14).

19. Петтерссон Л.Ю. Церкви и часовни Заонежья : неопубликованные материалы и полевые записки, Кижская волость / перев. с фин. Т.Ю. Дудиновой. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2020. 274 с.

20. Древняя живопись Карелии. Фонды музея «Кижи» : каталог / сост. И.М. Гурвич. Петрозаводск: Карелия, 1980. 79 с.

21. Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 25. Оп. 22. Д. 307.

22. Орфинский В.П. Архитектурное наследие Заонежья // Кижский вестник. Выпуск 2. Заонежье / ред.: А.П. Журавлев, В.П. Орфинский и др. Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 1993. С. 177-178.

23. Платонов В.Г К вопросу об эволюции северного иконостаса (на примере часовни Николы

в д. Мелойгуба) // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей : межвузовский сборник / отв. ред. В.П. Орфинский. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1985. С. 81-89.

24. Фролова ГИ. «Небеса» Заонежья. Иконы из собрания музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008. 166 с.

References

1. Vitukhnovskaya, M.A. (1982) 'Problems of studying the icon painting of Zaonezhye in the 17th - 18th centuries', in Kuratov, A.A. (ed.). Topical issues of studying the economic and cultural development

of the European North of the USSR [Conference abstracts]. Arkhangelsk: s.n., pp. 80-81. (In Russ.)

2. Pettersson, L. (1993) 'Icon-painting workshop in Zaonezhye', in Monuments of culture. New discoveries. Yearbook 1993. Moscow: Nauka, pp. 264-275. (In Russ.)

3. Platonov, V.G. (2017) 'Two icon-painting workshops of the middle - the second half of the 17th century in the Pudozh region and Zaonezhye: continuity of development and originality of style', in "This icon

was painted under the power of Tsar Alexei Mikhailovich." Works of the icon-painting workshops of Pudozhye and Zaonezhye in the middle - second half of the 17th century. Icons from the collections of the Kizhi Museum-Reserve and the Museum of Fine Arts of the Republic of Karelia [Exhibition catalogue]. Moscow, Petrozavodsk: Kizhi Museum-Reserve, pp. 3-23. (In Russ.)

4. Platonov, V.G. (2007) 'Typology of icon painting centers in Obonezhye in the 17th - 18th centuries

(on the question of the organization of icon painting in the Russian North)', in Ivanova, T.G. (ed.) Ryabininsky readings - 2007 [Conference proceedings]. Petrozavodsk: Kizhi Museum-Reserve, pp. 185-187. (In Russ.)

5. Bolsheva, K.A. (1927) 'Peasant painting of Zaonezhye', in Peasant art of the USSR: a collection

of the Peasant Art Section of the Committee for the Sociological Study of Arts, vol. 1, The Art of the North, Zaonezhye. Leningrad: Academia, pp. 50-61. (In Russ.).

6. Milchik, M.I. (1997) 'Iconography of Zaonezhye', in Ryabininsky readings - 1995 [Conference proceedings]. Petrozavodsk: s.n., pp. 349-356. (In Russ.)

7. Kotkavaara, K. (2010) 'Lars Pettersson and his project of the museum reconstruction of the workshop of the Zaonezhye icon painter I.M. Abramov in the light of modern Finnish art history', in Museum

in the modern world. Artistic heritage of Karelia and innovative processes in the development of culture and art [Conference proceedings]. Petrozavodsk: s.n., pp. 57-61. (In Russ.)

8. Belik, Z. (2009) 'The famous icon exhibition of 1944 and the later fortunes of the icons returned

to Petrozavodsk', in Icons, people and war: an exhibition at the Orthodox Church Museum in Kuopio. Valamo: Valamon konservointilaitos, pp. 92-106. (In Finnish)

9. Kotkavaara, K. (2009) 'About pictures Karelia', in Icons, people and war: an exhibition at the Orthodox Church Museum in Kuopio. Valamo: Valamon konservointilaitos, pp. 62-70. (In Finnish)

10. Dudinova, T.Yu. (2014) 'The activities of Finnish researchers in the study and preservation of monuments of architecture and art on the territory of Zaonezhye during the years of occupation (1942-1944)',

in Pashkov, A.M. (ed.) The Church of the Transfiguration of the Lord on Kizhi Island: 300 years on the Zaonezhskaya land. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University, pp. 74-78. (In Russ.)

11. Kharebova, L.S. (2015) 'New biographical materials about the Kosmozero icon painters Abramovs', in Kizhi Bulletin. Issue 15 [Collection of articles]. Petrozavodsk: Karelian scientific center of the Russian academy

of sciences, pp. 128-133. (In Russ.)

12. Anon. (no date) Statement of the churches of the Petrozavodsk district for 1854 [Manuscript]. National Archives of the Republic of Karelia (NA RK), coll. 25, aids 20, fol. 16/143, vol. 1. Petrozavodsk. (In Russ.)

13. Anon. (no date) Accounting and operational documentation for architectural monuments: the Church of the Assumption and the Church of Alexander Svirsky in the village of Kosmozero (inspection certificates). Scientific Archive of the Kizhi Museum-Reserve (NA MZK), coll. 1, aids 3, fol. 282, p. 3. Petrozavodsk. (In Russ.)

14. Romanov, K.K. (no date) Report and expedition diaries [Manuscript]. Scientific archive of the Institute

of the History of material culture of the Russian academy of sciences (NA IIMK RAN), Department of Manuscripts, coll. 29, aids. 1, fol. 143, pp. 67-68. Saint Petersburg. (In Russ.)

15. Kalashnikova, R.B. (2002) Conversation with N.P. Kutuzova [Transcription of the interview]. Scientific archive of the Kizhi Museum-reserve (NA MZK), coll. 1, aids 4, fol. 153. Petrozavodsk. (In Russ.)

16. Moshnik, Yu.I. (2015) 'The study and museumification of church valuables in Karelia during the Finnish occupation of 1941-1944', in Kabirova, A.Sh. (ed.) Great Patriotic War of 1941-1945 in the fate of peoples and regions [Collection of articles]. Kazan: Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, pp. 628-639. (In Russ.)

17. Pettersson, L. (1950) Janisniemi church wooden architecture [Presentation of the material]. Helsinki: Finnish Association of Ancient Monuments. (In Finnish)

18. Private Archives Lars Pettersson's collection. Finnish National Archives, case 12-14. Helsinki. (In Finnish)

19. Pettersson, L. (2020) Churches and chapels of Zaonezhie: unpublished materials and field notes, Kizhi volost. Translated by TYu. Dudinova. Petrozavodsk: Museum-Reserve Kizh. (In Russ.)

20. Gurvich I.M. (ed.) (1980) Ancient painting of Karelia. Collections of the Kizhi Museum [Catalog]. Petrozavodsk: Karelia. (In Russ.)

21. National Archives of the Republic of Karelia (NA RK), coll. 25, aids 22, fol. 307. Petrozavodsk. (In Russ.)

22. Orfinskiy, V.P. (1993) 'Architectural heritage of Zaonezhye', in Zhuravlev, A.P. and Orfinsky, V.P. (eds) Kizhi Bulletin, Issue 2: Zaonezhye. Petrozavodsk: Kizhi Museum-Reserve, pp. 177-178. (In Russ.)

23. Platonov, V.G. (1985) 'On the issue of the evolution of the northern iconostasis (on the example of the chapel of St. Nicholas in the village of Meloyguba)', in Orfinskiy, V.P. (ed.) Problems of research, restoration and use of the architectural heritage of Karelia and adjacent areas. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University, pp. 81-89. (In Russ.)

24. Frolova, G.I. (2008) "Heaven" of Zaonezhie. Icons from the collection of the Kizhi Museum-Reserve. Petrozavodsk: Kizhi Museum-Reserve. (In Russ.)

Информация об авторе

Набокова Ирина Игоревна, ведущий научный сотрудник, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Петрозаводск, Российская Федерация; inabokova@kizhi. karelia. ru.

Information about the author

Irina Igorevna Nabokova, Leading Researcher, Kizhi State Open-Air Museum of Cultural History and Architecture, Petrozavodsk, Russian Federation; [email protected].

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 17.03.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 09.06.2022.

The article was received by the editorial board on 17 March 2022; approved after reviewing on 6 June 2022; accepted for publication on 9 June 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.