Научная статья на тему 'Из истории градостроительства Кызыла второй половины 1940-х-1950-х гг'

Из истории градостроительства Кызыла второй половины 1940-х-1950-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫЗЫЛ / KYZYL / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / URBAN PLANNING / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ГОРИСПОЛКОМ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / В. ХАРЛАМОВ / KHARLAMOV / CITY COUNCIL / IMPROVEMENT OF PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ширап Регина Олеговна

В статье рассматриваются особенности развития Кызыла в середине 40-х-50-х гг. XX века. Автором изучены статьи начальника Отдела по делам архитектуры при Тувинском областном исполнительном комитете В. Харламова, документы ЦГА РТ и материалы периодической печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM HISTORY OF KYZYL’S URBAN PLANNING IN THE SECOND HALF OF 1940-1950s

The article is devoted to the history of Kyzyl in the middle of 1940-1950s. The author researched V. Kharlamov’s articles who was chief of the Department of architecture, documents of the Central Archive of the Republic of Tuva and material of periodical press.

Текст научной работы на тему «Из истории градостроительства Кызыла второй половины 1940-х-1950-х гг»

5 Dorzhu, Z.YU. EHtnopoliticheskaya situatsiya v Tuve // Sb. EHtnosotsial'nye protsessy v Sibiri: Tematicheskij sbornik pod red. YU.V. Popkova. - Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2000. Vyp. III. S. 267.

6. Oorzhak, M. Kogda v korzine ne zakryto dno... - Tuvinskaya pravda. 1992. 3 noyabrya.

7. TSGA RT F. 784. Op. 1. D. 31. L. 15.

8. Kozlova, S. Idti li uchitelyu v otpusk? - Tuvinskaya pravda. 1992. 23 iyulya.; V raspisanii na zavtra ... zabastovka. - Tuvinskaya pravda. 1992. 10 marta; Oorzhak, M. Kogda v korzine ne zakryto dno. - Tuvinskaya Pravda. 1992. 3 noyabrya.

9. O povyshenii tarifnykh stavok (okladov) Edinoj tarifnoj setki po oplate truda rabotnikov byudzhetnoj sfery/ Pravitel'stvo Rossijskoj Federatsii. Postanovlenie ot 27 fevralya 1995 g. №189. -Uchitel'skaya gazeta. 1995. 7 marta.

10. Valieva, E.N. Obshheobrazovatel'naya shkola Zapadnoj Sibiri: 1984-1996 gg.: Dis. ... kand. ist. nauk. - Novosibirsk, 2005. S.163.

11. Chanzan, M. Ot zabastovki proigryvayut vse. - Tuvinskaya pravda. 1999. 23 noyabrya.

12. Ehrgep, N. U kogo iz"yat' denezhki? - Tuvinskaya pravda. 1999. 7 dekabrya.

13. Uchitelya Kyzyla namerevayutsya bastovat' do polnoj pobedy narodnogo obrazovaniya. - TSentr Azii. 1999. 21-27 oktyabrya.

14. Khoprov, V. Vot i pribyl, nakonets, iz stolitsy nash gonets. - TSentr Azii. 1999. 25 noyabrya-1 dekabrya.

Очур Надежда Михайловна - старший преподаватель кафедры Отечественной

истории Тувинского государственного университета, г.Кызыл, E-mail: n.ochur@ mail.ru

Ochur Nadezhda - senior teacher of depatment of National history of the Tuvan state

university, Kyzyl, E-mail: n.ochur@ mail.ru

УДК 71.03(47+571.52)+947.1/.9(571.52)

ИЗ ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА КЫЗЫЛА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1940-Х-1950-Х ГГ.

Ширап Р. О.

Тувинский государственный университет, Кызыл

FROM HISTORY OF KYZYL'S URBAN PLANNING IN THE SECOND HALF OF 1940-1950s.

Shirap R.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассматриваются особенности развития Кызыла в середине 40-х-50-х гг. XX века. Автором изучены статьи начальника Отдела по делам архитектуры при Тувинском областном исполнительном комитете В. Харламова, документы ЦГА РТ и материалы периодической печати.

Ключевые слова: Кызыл, градостроительство, архитектура, горисполком, благоустройство, В. Харламов.

The article is devoted to the history of Kyzyl in the middle of 1940-1950s. The author researched V. Kharlamov's articles who was chief of the Department of architecture, documents of the Central Archive of the Republic of Tuva and material of periodical press.

Key words: Kyzyl, urban planning, architecture, city council, improvement of public service, Kharlamov.

Кызыл в первые годы существования представлял собой «плохую деревню с построенными в беспорядке землянками и полуземлянками. Улицу нельзя было отличить от двора, всюду рос караганник, не было ни одного каменного дома». Эта картина изменилась

после революционных событий 1917 года, город начал строиться по заранее разработанному плану, и уже к середине века прослеживалась правильная и четкая сетка улиц, прямые кварталы.

Начальник отдела по делам архитектуры при Тувинском областном исполнительном комитете В. Харламов в своей статье указывает, что при помощи русского народа в городе Кызыле «было построено 15 каменных зданий, среди которых такие крупные дома, как здание облисполкома, тувинская и русская школы, поликлиника, гараж, ремонтный завод, кожзавод, лесозавод и другие» [1]. Несомненно, что большие перспективы для дальнейшего развития областной центр получил после вхождения Тувы в состав Советского Союза в 1944 году.

Очередная пятилетка в стране затронула и самый молодой регион Союза. Пятилетний план развития народного хозяйства на 1946-1950-ые годы ставил определенные задачи перед архитекторами, проектировщиками и строителями в деле дальнейшей застройки города Кызыла общественными, административными и жилыми зданиями, а также в деле благоустройства и озеленения городских объектов.

Особый интерес представляет для нас статья В. Харламова «Кызыл завтра», поскольку в ней не только имеется подробный план застройки города до 1950 года, но и содержится небольшой анализ работы предыдущих архитекторов, указываются их ошибки. По его словам, упущением градостроителей было начало застройки города на бывшей пойме реки, из-за чего Кызыл каждую весну подвергался опасности наводнения. Именно поэтому одной из основных задач архитекторов того времени являлось строительство дамбы протяженностью до двух километров.

Во многом направление дальнейшего развития города определялось характером горной реки Енисей. Больше всего разрушениям в результате наводнения подвергалась западная часть, заозерный район не давал возможности развернуть жилищное строительство из-за скалистого и совершенно неплодородного грунта. Более того, расширение города в сторону правого берега Енисея было невозможно из-за отсутствия каких-либо коммуникаций в виде моста. По мнению архитектора, расширение Кызыла было возможно только в восточном направлении, то есть к загородным дачам, а промышленность следовало развернуть в заозерном районе. Все это предусматривалось в утвержденной облисполкомом в 1946 году схеме генеральной планировки города Кызыла.

Еще одной существенной ошибкой застройки города В. Харламов считал то, что «город повернут от реки», иными словами, берег застроен жилыми домами, тогда как там должны быть места для отдыха горожан типа скверов, купален и лодочных станций. Начальник по делам архитектуры города заявлял о надобности «повернуть город лицом к реке, сделать Енисей местом отдыха трудящихся».

Главной магистралью Кызыла являлась улица Ленина, к ней слева должен был примыкать парк культуры и отдыха с просторными колоннадами у входа и парковой решеткой. Главная площадь города должна была представлять собой большой сквер, простирающийся от Октябрьской улицы до улицы Чульдум. В центре этой площади планировалось воздвигнуть памятник шестидесяти богатырям и два треугольных монумента-шпиля, символизирующих рост и процветание тувинского народа. Более того, на этой площади планировалось строительство здания Музыкально-драматического театра, занимающего по своему главному фасаду всю боковую часть квартала от улицы Ленина до улицы Кочетова. Архитектура здания должна была отличаться простотой и лаконичностью. По плану, в центре здания театра над тремя входами должно было быть большое окно-витраж, освещающее фойе театра. Центр здания с боков хотели обрамить колоннадами, которые располагались бы справа и слева и замыкали бы квартал, образуя площадь и сквер

для отдыха трудящихся. Зрительный зал планировали сделать круглой формы вместимостью до 800 человек.

Справа на площади решено было построить кинотеатр, а в других местах разместить трехэтажные здания - универмаг, административные здания и жилые дома. К августу 1947 года уже заканчивалось строительство школы на 880 учащихся.

Важно отметить, что наиболее значимые здания решено было воздвигнуть на главной магистрали (улице Ленина и на прилегающих к ней улицах). Так, на углу улицы Ленина и улицы Комсомольской строилось здание Управления Министерства внутренних дел высотою в три с половиной этажа. По своей архитектуре здание отличалось монументальностью, имело полукруглый вход с угла и венчалось полуциркулярным куполом, фасады были оформлены пилястрами, тянущимися от цоколя до самого карниза. Напротив этого здания, в центре противоположного квартала, строилась гостиница на 50 мест. Это было каменное двухэтажное здание длиной 40 м. Перед зданием планировалось построить сквер и стоянку для автомашин. По выступающим боковым частям здания сооружались балконы, опирающиеся на отдельно стоящие колонны. Центральная часть над балконом имела треугольный фронтон и тройное широкое окно. Войдя внутрь здания, люди попадали бы в небольшой вестибюль с четырьмя колоннами и там же могли воспользоваться услугами камеры хранения.

Следующие два квартала между улицами Интернациональная и Каа-Хем предполагалось застроить учебными зданиями, образовав небольшой учебный городок. Среди них должно было быть каменное двухэтажное здание интерната для учащихся тувинской школы, трехэтажное здание сельскохозяйственного техникума.

Особое внимание в генеральном плане, по словам В. Харламова, уделялось жилому строительству в столице Тувинской области. Так, говорилось о необходимости ликвидации «домов без крыш и землянок», превратив областной центр в современный красивый город со стройными многоэтажными домами, с благоустроенными и озелененными улицами. Этим и определялись основные задачи архитекторов и проектировщиков рассматриваемого периода.

В июне 1950 года в область была приглашена группа архитекторов из Московского государственного института проектирования городов во главе с архитектором Кувырдиным, которая должна была заняться составлением нового генерального плана Кызыла [2].

Сразу после появления в прессе сообщения о приезде в Кызыл архитекторов начальник областного отдела по делам архитектуры В. Харламов опубликовал статью под названием «Будущий город» [3], где им была высказана мысль о продолжении мероприятий по улучшению облика города, которые были начаты еще во второй половине 40-х годов под его руководством. По прежнему основное внимание В. Харламов уделял улице Ленина, которая по плану 1946 года должна была стать главной магистралью города, и к 1950 году были предприняты первые шаги в этом направлении. Улица начала застраиваться от парка культуры и отдыха, левую сторону улицы предполагалось начать с Дворца пионеров. Центральная площадь должна была быть образована зданиями универмага, театра, административными корпусами. На площади планировалось поставить обелиск, который символизировал бы «переход от Тувы феодальной к Туве социалистической». Второй культурной магистралью в Кызыле должна была стать набережная р. Енисей, где у горожан появилась бы возможность отдыха на берегу реки. Тем самым главный архитектор города хотел решить задачу «поворота города лицом к реке». Однако не решенной с 1946 года оставалась проблема сооружения дамбы, которая огораживала бы город от весеннего наводнения.

Сохранялась тенденция расширения границ города в восточном направлении в сторону дач с поворотом улиц вдоль Малого Енисея. Там планировалось создание дополнительного центра в районе автотранспортной конторы, где намечалось сооружение Дома Советов, театра и гостиницы.

Разработка и выполнение мероприятий по ликвидации пыли, по мнению В. Харламова, являлись одними из первоочередных задач коммунальных служб города. Для решения этой проблемы было необходимо озеленение не только улиц, но и дворов, создание лесозащитной полосы в северо-западной части города, асфальтирование и мощение улиц. В. Харламов считал, что для осуществления этого плана необходимо привлечение внимания общественности.

На протяжении всего рассматриваемого периода в Кызыле актуальными оставались вопросы благоустройства города. Это неоднократно обсуждалось на страницах газеты «Тувинская правда», а также на заседаниях Городского Исполнительного комитета.

О значении, которое придавалось благоустройству Кызыла, свидетельствует повышенное внимание к этому вопросы со стороны городских властей и общественности. Еще на подготовительном этапе горисполком выявлял недостатки в работе коммунальных служб, оказывал помощь в разработке программы мероприятий по благоустройству города. К примеру, в феврале 1947 года после выступления исполняющего обязанности заведующего Горкомхозом Зиновьева на заседании исполкома Кызылского Городского совета отмечалось отсутствие какого-либо плана мероприятий по благоустройству города на 1947 год. В связи с этим не было произведено никаких финансовых расчетов (относительно трудовых ресурсов, строительных материалов), указывалось также то, что бюджетные средства в размере 150 тыс. рублей, отпущенные на данные мероприятия, оставались к тому моменту неиспользованными. Кроме того, в Решении Исполнительного комитета Кызылского Городского совета депутатов трудящихся №66 от 5 февраля 1947 года «О мероприятиях по благоустройству города в 1947 году» [4] предлагался ряд работ, которые должны были быть произведены. Среди них намечалось огораживание кладбища, Красной площади, ремонт заборов по ул. Ленина и ул. Кочетова, замощение ул. Ленина, посадка деревьев на братских могилах. В данном решении также речь шла о выделении денежных средств в размере 15 тыс. рублей для завоза специалистов мостовщиков из других областей Советского Союза. Видимо, таким образом пытались решить проблему отсутствия коммуникаций через р. Енисей, о чем еще говорил главный архитектор В. Харламов в своей статье «Кызыл завтра».

Подводя итоги развитию благоустройства в рассматриваемый период, следует подчеркнуть, что оно многократно подвергалось критике со стороны городских властей и простых горожан из-за медленных темпов, безответственности как должностных лиц, некоторых организаций, так и частных домовладельцев и в силу ряда других причин. Тем не менее, нужно отметить, что с годами общественность приобрела определенный интерес в решении этого насущного вопроса, что видно из многочисленных статей в газете «Тувинская правда» с призывами придать делу благоустройства общественный характер. Так, секретарь областного управления сберкасс А. Поменова обращалась к своему коллективу и работникам школы №5 с предложением засыпать гравием площадь, на которой находились данные учреждения [5]. Кроме того, в газете она заявляла, что обязуется привести в порядок клумбы возле здания областного управления сберкасс и 8 дней отработать на благоустройстве города. В периодической печати рассматриваемого периода встречается большое количество писем с аналогичным содержанием, что говорит о неравнодушном отношении к городским проблемам общественности Кызыла. Это

заставляло городские власти реагировать на мнение общественности, принимая меры по реализации их предложений.

Библиографический список

1. Харламов В. Кызыл завтра // Тувинская правда. 1947. 17 августа. С. 3.

2. В Кызыл прибыла группа архитекторов // Тувинская правда. 1950. 10 июня. C. 4.

3. Харламов В. Будущий город // Тувинская правда. 1950. 14 июня. С. 3.

4. ЦГА РТ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 2. Л. 142.

5. Поменова А. Примем активное участие в благоустройстве Кызыла // Там же. 1952. 25 апреля. С. 3

Bibliograficheskij spisok

1. Kharlamov V. Kyzyl zavtra // Tuvinskaya pravda. 1947. 17 avgusta. s. 3.

2. V Kyzyl pribyla gruppa arxitektorov // Tuvinskaya pravda. 1950. 10 iyunya. c. 4.

3. Kharlamov V. Budushhij gorod // Tuvinskaya pravda. 1950. 14 iyunya. s. 3.

4. CGA RT. F. 37. Op. 1. D. 2. L. 142.

5. Pomenova A. Primem aktivnoe uchastie v blagoustrojstve Kyzyla //Tuvinskaya Pravda. 1952. 25 aprelya. s. 3

Ширап Регина Олеговна - ассистент кафедры Отечественной истории Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: reggylook@gmail.com

Shirap Regina - аssistant-lecturer of department of National history of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: reggylook@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.