УДК 37
ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ХРИСТИАНСКИМ КОНФЕССИЯМ НА ЗЕМЛЯХ ЮГА РОССИИ
В 1924 - 1964 ГОДАХ
© 2014 г. В.А. Родионов, Д.В. Свентицкий
Родионов Виктор Александрович -аспирант,
кафедра истории России,
Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова, ул. Инициативная, 48, г. Таганрог, 347936. E-mail: [email protected].
Свентицкий Денис Владимирович -аспирант,
кафедра истории России,
Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова, ул. Инициативная, 48, г. Таганрог, 347936. E-mail: denis. [email protected].
Rodionov Viktor Aleksandrovich -Post-Graduate,
Department of History ofRussia, Taganrog State Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Initsiativnaya St., 48, Taganrog, 347936. E-mail: [email protected].
Sventitskiy Denis Vladimirovich -Post-Graduate,
Department of History ofRussia, Taganrog State Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Initsiativnaya St., 48, Taganrog, 347936. E-mail: [email protected].
Рассматривается политика государства в отношении наиболее распространенных христианских конфессий в различные периоды существования советского строя, а именно: период правления И.В. Сталина и Н.С. Хрущева. Анализируются меры и методы борьбы государства с религиозными общинами и их влиянием, а также изменения их под воздействием тех или иных внутри- и внешнеполитических факторов. Делаются выводы о результатах антирелигиозной политики, проводимой в сталинский и хрущевский период, выделяются ее главные особенности и эффективность претворения в жизнь постановлений партии на местах, в частности на Юге России.
Ключевые слова: антирелигиозная пропаганда, конфессия, агитация, пропаганда, религия.
The article considers the state policy in relation to the most common Christian denominations in different periods of the Soviet system, especially during the ruling ofI.V. Stalin and N. S. Khrushchev. Measures and methods of state control of religious communities and their influence, as well as their changes under the influence of different inside and external factors are analyzed. The purpose of the article is giving a comparative analysis of anti-religious policies pursued in the period of Stalin and Khrushchev. The main features and effectiveness of the implementation of the Party regulations regions and in particular in southern Russia are considered.
Keywords: anti-religious propaganda, confession, agitation, propaganda, religion.
Сравнительный анализ особенностей политики в отношении христианских конфессий советского государства в сталинский и хрущевский период на территориях Юга нашей страны, а конкретно Ростовской области и Краснодарского края, не получил широкого освещения в научной литературе. Ввиду разнообразия различных деноминаций, которые существуют в рамках этой религии, целесообразно в нашем исследовании упомянуть наиболее распространенные на южно-российских землях православие, католичество, армяно-григорианское вероисповедание, из протестантских церковных сообществ - баптизм и лютеранство.
Для всестороннего изучения этой проблемы уместно разделить эпоху правления Сталина на несколько этапов: 1) новая экономическая политика (НЭП) до 1929 г.; 2) индустриализация 1929 - 1941 гг.; 3) Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.; 4) послевоенный период 1945 -1953 гг. Период правления Хрущева 1953 -1964 гг. не станем подразделять на этапы, так как он проводил последовательную антирелигиозную политику на протяжении почти всего времени нахождения у власти.
Тематика взаимоотношений церкви и государства в нашей стране представляет определенный интерес для исследователей. Например, по этой проблеме был защищен ряд диссертаций. Так, Г.Н. Карманова изучает деятельность государственных органов в отношении религиозных организаций в советский период [1]. Н.И. Ибатуллина рассматривает
особенности становления государственной политики в отношении Русской православной церкви в кризисный период радикальной трансформации социально-экономического и политического строя, последовавший за революционным переворотом 1917 г. [2]. По материалам Горьковской и Кировской областей Л.Г. Сахарова анализирует перестройку государственной политики в отношении церкви, поиск способов и путей сотрудничества с церковью для организации защиты Отечества [3].
Вследствие чего с теоретической и практической точки зрения нам целесообразно исследовать эту проблему в рамках данной статьи.
Эпоха НЭПа характеризовалась экономической отсталостью и зависимостью нашей страны от промышленных поставок из государств Запада. Попытки правительства СССР начать репрессивную политику против духовенства различных религий вызывали мощные протесты в общественном мнении наиболее развитых стран. Это вынуждало руководство Советского Союза проводить политику антирелигиозной агитации. Но осуществление ее в эпоху НЭПа на Юге России было неудовлетворительным, так как агитпроп данных регионов испытывал нехватку образованных кадров [4]. Таким образом, атеистическая агитация на территории южных областей нашей страны в 1924 - 1928 гг. не носила массового характера и не имела успеха среди местного населения.
В 1929 г. политическая ситуация на Западе резко изменилась. Ведущие страны мира пора-
зил мощный системный кризис, который почти полностью разрушил экономику держав. Правительства этих государств были вынуждены начать переговоры с советским руководством о поставках на Запад хлеба и другого необходимого сырья. Взамен они расплачивались новейшими на тот период военными и гражданскими технологиями. Таким образом, начался период индустриализации народного хозяйства в нашей стране. Вместе с этим кризис и определенная сырьевая зависимость от СССР не позволили западным державам вмешиваться в курс антирелигиозной политики, что послужило поводом начала кампании по ликвидации не только духовенства и активных мирян, но также приходских структур христианских конфессий в нашей стране. Целью местных партийных органов и Союза воинствующих безбожников являлась ликвидация религиозной веры и уничтожение культовых объектов. Например, в 1929 г. был закрыт католический приход в Новочеркасске, в 1936 г. тамбовский костел Воздвижения Св. Креста был переоборудован под фабрику [5]. В 1940 г. состоялось закрытие новороссийской католической общины. Значительный урон понесли также другие христианские конфессии - православие, баптизм, лютеранство. К концу 30-х гг. ХХ в. в данном макроэкономическом регионе были ликвидированы все протестантские приходские структуры и православные епархии [6]. В период коллективизации советские органы власти на Юге России продолжали проводить антирелигиозную агитацию. Однако ее результаты были минимальными, например, на Кубани даже спустя двадцать лет после установления советской власти атеистическое мировоззрение не являлось доминирующим [7].
Начало Великой Отечественной войны внесло определенные изменения во взаимоотношения государственных структур и последователей различных религиозных течений в СССР. Немцы способствовали возрождению «церковной жизни» на занятых ими территориях. Так, в частности, в Краснодаре в декабре 1942 г. нацистами были открыты не только уцелевшие православные храмы, но также лютеранский и армяно-григорианский приходы [8], в Ростове-на-Дону - костел. Таким образом, немецкие оккупационные власти пытались привлечь к сотрудничеству максимальное количество жителей занятых ими территорий, в том числе религиозные меньшинства.
Политика нацистов была объектом пристального внимания не только высшего руководства СССР, но и правительств Великобритании и США. Общественное мнение западных держав требовало от правительства Советского Союза пересмотра отношения к религиозным общинам. Весной 1942 г. на неоккупированной части нашей страны, в том числе в южных регионах, с разрешения И.В. Сталина прошли пасхальные богослужения в уцелевших православных храмах. По итогам их проведения был опубликован агитационный альбом с комментариями на английском языке «Правда о религии в СССР». Однако качественные изменения в положении верующих на Юге нашей страны произошли лишь в 1943 г. 8 сентября в Кремле состоялась встреча И.В. Сталина и четырех иерархов Русской православной церкви. На этом совещании были достигнуты договоренности о сотрудничестве между государством и церковью в борьбе с нацистской Германией. В результате руководство СССР несколько изменило свое отношение к различным религиозным течениям [9].
После изгнания немецких войск с Юга России на освобожденных землях советская власть проявляла терпимость к последователям различных конфессий. Открытые фашистскими захватчиками православные, баптистские, католические и иные приходские структуры не подвергались закрытию. В Ростове-на-Дону в 1944 г. официально был зарегистрирован католический костел. В Таганроге до сентября 1945 г. местные баптисты в качестве молитвенного дома использовали переданную им нацистами детскую библиотеку [10].
Необходимо заметить, что местные партийные органы в соседних регионах РСФСР в послевоенный период избирательно подходили к проблеме возрождения деятельности религиозных общин. Так, католическая община в Тамбове не была восстановлена [11]. В Воронеже костел также не был передан последователям этой конфессии, вместо этого его отдали в пользование баптистам. Деятельность приходских центров католической церкви в послевоенный период не была налажена и в других крупных городах нашей страны: Курске, Белгороде, Краснодаре, Астрахани, Сталинграде [12]. Только в настоящее время восстановлены приходские структуры данной конфессии. Однако общины иных конфессий, например, православные, сектантские, протестантские, восстанавливались. К 1945 -1946 гг. была возобновлена деятельность Ста-
линградской епархии [13]. Но советские органы власти в лице Совета по делам религиозных культов препятствовали приезду настоятеля в единственную действующую католическую общину на юге России, которая находилась в Ростове-на-Дону. Они не позволили служить в этом приходе латышскому священнику А. С. Рукмани-су. Более того, в 1952 г. ростовская община Святой Вечери была ликвидирована, несмотря на протесты верующих [14].
Из приведенных выше фактов можно сделать вывод, что последователи католичества по сравнению с другими конфессиями наиболее часто сталкивались с противодействием со стороны советских руководителей.
С приходом к власти Н.С. Хрущева в жизни общества произошел ряд демократических преобразований, названный в исторической и публицистической литературе оттепелью. Однако в то же время против различных конфессий была развернута широкая атеистическая кампания, и демократические преобразования общественной жизни в хрущевский период не коснулись религиозной сферы. Подобные действия правительства были вызваны усилением роли различных конфессий и восстановлением духовенством утраченных позиций во время Великой Отечественной войны и послевоенный период. Кроме того, Н.С. Хрущев обозначил внутриполитический курс страны полностью без религиозного общества. В частности, он обещал показать «последнего попа по телевизору».
Но, невзирая на масштабность, действия хрущевской администрации в отношении церкви отличались от довоенных гонений. Власть стремилась законодательными мерами препятствовать религиозной деятельности духовных лиц. Вместе с этим отсутствовали на юге нашей страны случаи массового ареста церковнослужителей и репрессий в отношении мирян. Несмотря на жесткую внутреннюю политику в этом вопросе, на международной арене советское руководство стремилось сохранить видимость участия церкви в политической жизни страны, чтобы не дать повода странам Запада обвинять СССР в гонениях на верующих. К тому же антирелигиозная политика внутри страны сочеталась со стремлением использовать церковь как инструмент внешней политики. Например, Русская православная церковь в 1961 г. вступила в Международный совет церквей.
Активизация деятельности религиозных организаций вызвала недовольство партийных органов. В связи с этим 07.07.1954 г. ЦК КПСС
принял постановление «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах по ее улучшению». В нем отмечалась неудовлетворительная работа многих партийных организаций в данном направлении. По мнению членов ЦК, посредственное руководство научно-атеистической пропагандой среди населения привело к тому, что в результате этот важный участок идеологической работы оказался в запущенном состоянии». Осуждение высших партийных органов вызвала не только халатность партийных организаций на местах, но и факты грубого администрирования и оскорбления чувств верующих и духовенства со стороны отдельных местных работников. Антирелигиозная пропаганда должна была вестись методом убеждения, разъяснения и индивидуального подхода к верующим, но не в виде прямых нападок на церковь и последователей религиозных культов. В основу ложилась широкая пропаганда естественнонаучных знаний, разъяснение с научной позиции вопросов о строении вселенной и явлений природы. Для достижения этой цели использовались все формы идейно-политического воздействия: лекции, беседы, доклады, печать, радио, кино, учреждения культуры [15, л. 17, 19, 20, 61, 78 - 79].
В то же время в Постановлении отмечалось, что церковь, пользуясь бездействием органов, ответственных за идеологическую работу, активизировала свою деятельность, приспосабливаясь к современным условиям. Были укреплены кадры, широко использовалась своя печать, усилилась проповедническая и благотворительная деятельность, массовая и индивидуальная обработка граждан. Особое внимание обращалось на привлечение к церкви молодежи и женщин. В том числе с целью увеличения числа прихожан торжественно обставлялись богослужения, использовались хоры и оркестры, снижались цены на требы. Как следствие - увеличение числа прихожан и возникновение паломничества к святым местам.
В свете постановления ЦК КПСС от 28.11.1958 г. «О недостатках антирелигиозной пропаганды и агитации» на местах прошли заседания областных и краевых комитетов. Из всех южно-российских регионов наиболее тяжелая ситуация, связанная с распространением атеистического мировоззрения, была на Дону. Здесь в отличие от других краев и областей имелись так называемые «святые места», которые привлекали массы пилигримов со всего Юга России и из сопредельных частей Украины. Например, в
г. Новочеркасск паломничества совершались к могилам «старца Ванюши Шахтинского» и «Ванюши Новочеркасского» [16]. Хотя эти лица не были на тот период официально канонизированы Русской православной церковью. Кроме того, значительное количество православных верующих посещало «исцеляющие» источники в слободе Ефремово-Степановка Криворожского района и селе Титовке Мальчевского района. В Раз-дорском районе «колодец Гулина», а в Некли-новском «Святая криница» района являлись местами, где доверчивых последователей православия обманывали местные шарлатаны. Но наиболее значимая святыня всего Юга России - «могила старца Павла» находилась в Таганроге. Его погребение располагалось на Старом кладбище. Верующие с Дона, Кубани и Донбасса приезжали сюда, чтобы набрать «целительной земли» с могилы подвижника, который также на данный период не был канонизирован [17].
10 - 16 августа 1954 г. состоялось заседание Бюро Ростовского обкома КПСС, на котором было рассмотрено вышеназванное постановление ЦК КПСС от 7 июля. Его участники признали, что изъяны в атеистической работе, указанные в этом документе, имеют место также и в Ростовской области. В частности «недостаточно читают лекций на данную тематику лекторские группы горкомов и райкомов, обкома ВЛКСМ, Областного лекционного бюро, Областного отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Оставлял желать лучшего и идейно-научный уровень лекций», особенно в Азовском райкоме партии, где «лекторские группы райкома партии устранились от проведения антирелигиозной пропаганды, почти не привлекая к чтению лекций учителей, врачей, специалистов сельского хозяйства. Руководители колхозов и предприятий не проявляли ни какой заинтересованности к проведению лекций, не проводя работы по привлечению населения на подобные чтения, кроме того, имелись случаи отказа руководителей колхозов от чтения атеистической пропаганды. В большинстве клубов и изб-читален проводились мероприятия сугубо развлекательного характера, такие как танцы и показ фильмов. Во многих колхозах (Красный партизан, им. Жукова, им. Сталина) библиотеки пребывали в бездействии, вследствие чего не имелось атеистической литературы и слабо развита художественная самодеятельность. Можно сделать вывод, что за плохую организацию идеологической работы несли ответственность не столько партийные организации, но и непосредственно руководство
колхозов и совхозов, не придававших значения идеологической пропаганде и занятых больше практическими задачами».
Особенно слабо проводилась атеистическая пропаганда в печати. Так, газета «Молот» за 7 месяцев 1954 г. разместила только два материала на научно-атеистическую тему. Не уделяли данному вопросу необходимого внимания и ведомственные городские газеты, а также «Блокнот агитатора». Неудовлетворительно работали и культурно-просветительные учреждения, учебные заведения и радио. Имелись факты, когда коммунисты и советские работники потворствовали служителям церкви. В связи с этим Бюро постановило, исправить имеющиеся недостатки, а также улучшить идеологическую работу среди населения. За агитационную пропаганду на местах отвечали горкомы, райкомы, и первичные парторганизации. Также для решения поставленной задачи требовалась подготовка пропагандистских кадров в области научно-атеистических знаний. В связи с этим Бюро постановило: отделу пропаганды и агитации обкома ввести цикл лекций по этим вопросам в вечерних университетах марксизма-ленинизма и на курсах и семинарах пропагандистов. Улучшение постановки лекционной пропаганды естественнонаучных знаний среди трудящихся, подготовка квалифицированных лекторов атеистов была поручена областному управлению культуры и областному отделению Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Ростиздат в первой половине 1955 г. издал сборник статей и материалов в помощь лекторам. Отделы культуры должны были более активно использовать культурно-просветительные учреждения (ДК, клубы, избы-читальни и библиотеки). В области имелся фонд естественнонаучных и художественных фильмов антирелигиозного содержания, показ которых следовало обеспечить во всех кинотеатрах и кинопередвижках. В репертуары театров, эстрадных групп, артистов областной филармонии были включены отрывки из художественных произведений, фельетонов, юмористических рассказов, имеющих атеистическое воспитательное значение. Редакции областных изданий «Молот», «Комсомолец», «Блокнот агитатора», а также городских и районных газет освещали вопросы научной и антирелигиозной пропаганды. Была развернута работа и в образовательных учреждениях. В вузах, техникумах, школах уси-лиливалась воспитательная работа среди учащихся в духе воинствующего материализма. Меры по выполнению постановления Бюро об-
суждались на августовских совещаниях учителей, и на кафедрах и предметных комиссиях вузов. В высших учебных заведениях Нижнего Дона пропаганда велась путем чтения лекций на атеистическую тематику. В школах такие предметы, как история, литература, физика, химия, насыщались атеистическим содержанием.
В то же время многие партийные профсоюзные и комсомольские организации, призванные вести атеистическую пропаганду среди населения, не принимали мер по ее улучшению, хотя в их распоряжении имелись эффективные средства пропаганды, такие как кино, печать, научно-популярные фильмы на атеистическую тему. Но данные идеологические ресурсы не использовались, атеистических брошюр и книг издавалось мало. Отмечено, что Министерство культуры и Общество по распространению политических и научных знаний также не уделяют данному вопросу достаточно внимания. Лекции и доклады на эту тему читались редко. Особенно плохо велась пропаганда среди сельского населения. Причиной этому зачастую служило мнение, что с ликвидацией классовой базы церкви и пресечением ее контрреволюционной деятельности отпала необходимость в активной атеистической пропаганде [15, л. 17 - 19, 21], вследствие чего антирелигиозная работа в хрущевский период не являлась продуктивной.
На основании исследованной литературы и архивных источников можно сделать следующие выводы.
Агитационная антирелигиозная деятельность в периоды коллективизации, индустриализации, послевоенного этапа и во время правления Хрущева на Юге России не достигла своей главной цели установления атеистического мировоззрения, поскольку на данных исторических этапах советские органы власти не имели грамотных и опытных агитаторов.
Репрессивная политика Сталина в отношении церковных общин также не привела к потере населением Юга России своих религиозных взглядов. Более того, она была прерванная началом Великой Отечественной войны, во время которой антирелигиозные репрессивные кампании были фактически прекращены. Вместе с этим Сталин не стремился во время войны открыть значительное количество религиозных христианских общин на Юге России. Советские органы власти лишь не ликвидировали приходские структуры, возрожденные оккупантами.
Поступила в редакцию
В послевоенный период на территории Юга России препятствовалось возрождению лишь католических общин. Однако регистрировались приходские центры других христианских конфессий, православных и баптистов.
Литература
1. Карманова Г.Н. Государственная политика в отношении христианских конфессий в СССР в 1929 - первой половине 1931 г.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2009.
2. Ибатуллина Н.И. Государственная политика в отношении Русской православной церкви (1917 -1923 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2005.
3. Сахарова Л.Г. Государственная политика по отношению к русской православной церкви в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: по материалам Горьковской и Кировской областей: дис. ... канд. ист. наук. Киров, 2000.
4. ЦДНИРО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 347. Л. 12 - 17.
5. Свентицкий Д.В. Из истории отношения местных органов власти к католическим общинам Дона и Кубани в 1920 - 1940 // Научная мысль Кавказа. 2013. № 2. С. 100.
6. Ермолов И. Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941 - 1944. М., 2010. С. 255 - 256.
7. Краснодарский край в 1937 - 1941 гг.: документы и материалы / сост. А.М. Беляева, И.Ю. Бондарь, В.Е. Токарев. Краснодар, 1997. С. 495 - 498.
8. «Из церковной жизни»: обращение бургомистра Краснодара С.Н. Ляшевского // Кубань. 1942. № 24. С. 1.
9. Шадрина А. Католичество на территории Приазовья и Нижнего Дона // Просвещение. Миссия. Образование в истории Донской епархии: сб. материалов церковно-исторической конф. Ростовского-на-Дону центра дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ЦДО ПСТГУ). Ростов н/Д, 2006. С. 140 - 200.
10. ТФ ГАРО. Ф. 513. Оп. 1. Д. 1. Л. 23.
11. Отец Григорий Церох // Католическая энциклопедия. Т. III (V). М., 2005. С. 100 - 101.
12. Отец Григорий Церох // Католическая Энциклопедия. Т. II (V). М., 2002. С. 70 - 75, 300 -307, 30 - 35.
13. Шкляровский А. История православной церкви в период Великой Отечественной войны. М., 2004. С. 184 - 185.
14. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 3. Д. 38.
15. ЦДНИРО. Ф. 9. ОП. 1. Д. 1822.
16. Там же. Д. 2352. Л. 21, 17.
17. Там же. Д. 1844. Л. 21.
6 июня 2014 г.