УДК 340.1
Олексенко Анна Сергеевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР В ПЕРИОД УСИЛЕНИЯ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
В статье рассматривается конфессиональная политики Советского государства в период 1953-1964 гг., когда в обществе доминировала официальная идеология атеизма, а также взаимоотношения разных конфессий с Советским государством. Обращается внимание на то, что при очередном усилении гонений и атеистической пропаганды на территории страны мирно жили представители разных конфессий: христиане, буддисты, мусульмане, иудеи и др. Несмотря на очередной этап гонений на церковь, Советское государство стремилось представить конфессиональную политику в глазах мировой общественности в наиболее выгодном свете. Автор выявляет феномен мирного бесконфликтного сосуществования верующих различных конфессий, как на региональном, так и на общегосударственном уровнях. В конце 50-х - начале 60-х годов XX века была сделана попытка диалога с Ватиканом, которую исследователь оценивает как благоприятную для развития дальнейших отношений на межгосударственном уровне. Также в статье обращается внимание на положительную деятельность религиозных организаций всех конфессий, официально зарегистрированных на территории СССР, в свете их участия на различных конференциях международного уровня, направленных на защиту жизни и мира во всем мире.
Ключевые слова: закон, государство, церковь, религия, атеизм, «оттепель», пропаганда, «хрущевские гонения».
Современные межнациональные и межрелигиозные конфликты стали проблемой во многих государствах, в том числе и в России, хотя и в значительно меньшей степени. В период полной свободы совести и возможности открыто исповедовать и агитировать за «свою» религию обострились межконфессиональные противоречия. Является ли эта проблема неизбежной и присущей любому многонациональному обществу? Или есть какие-то причины, провоцирующие людей, исповедующих разные религии, на противостояние друг другу? И можно ли эти причины устранить и как-то повлиять на ситуацию? Обратимся к событиям полувековой давности.
Тема церковной жизни в Советском союзе привлекает множество исследователей. В первую очередь, это связано с возможностью работать с архивными документами, с которых снят гриф «секретно», и изучать более объективно историю своей страны.
Вообще, церковная жизнь, как вид социальной жизни, и сама Церковь, как организация, претерпевала самые разнообразные изменения и в худшую и в лучшую стороны в период, называемый в историографии советским [2; 3; 4; 16]. Исторически сложилось, что на территории бывшей Российской империи проживали различные народности, исповедовавшие разные религии, включая язычество и шаманизм. Такая же тенденция сохранилась и после образования СССР: во вновь образованной стране остались те же самые конфессии, хотя открыто исповедовать религию при господствующей идеологии атеизма было сложно. Интересным представляется изучение вопроса о жизни Церкви во время Н.С. Хрущева. Как известно, время пребывания Никиты Сергеевича Хрущева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС было названо «оттепелью», но не в отношении Церкви.
Во время Второй мировой войны и после, а именно до марта 1953 года, проводился курс не-
которой либерализации в отношениях между государством и Русской православной церковью. 4 сентября 1943 года состоялась встреча патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страго-родского) и И.В. Сталина [7, с. 7]. Постановлением Совнаркома № 993 от 14 сентября 1943 года был создан особый правительственный орган - Совет по делам Русской Православной Церкви для связи между Правительством СССР и патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения правительства СССР. Также известны иные факты об улучшении отношений между Церковью и Советским государством [1]. Благоприятной религиозная политика 1943-1953 гг. была и для иных конфессий. В бурятской улусе Средняя Иволга За-играевского района Бурят-Монгольской АССР был открыт буддийский храм для удовлетворения религиозных потребностей верующих бурят [14; 15, с. 22]. Также было дано разрешение на открытие двух монастырей, но только на территории бурятских буддистов [26].
5 марта 1953 года умер И.В. Сталин, а вместе с ним и идея использования Церкви в интересах государственной внутренней и внешней политики. 14 марта 1953 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Никита Сергеевич Хрущев, который пребывал в должности до 14 октября 1964 года. В период его правления произошли изменения в политике государства, которые имели как положительное, так и отрицательное влияние на развитие нашей страны. Особое внимание хотелось бы уделить антирелигиозной компании, вошедшей в историю под названием «хрущевские гонения».
В первые годы советской власти гонения были в большинстве своем «насильственного» характера, такие как массовое изъятие мощей, реквизиция церковных ценностей, надругание над святынями, массовые расстрелы служителей культа (имеются
252
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2016
© Олексенко А.С., 2016
в виду не только священнослужители православного вероисповедания), а во времена Хрущева гонения были более «идеологического» характера. Основной акцент был сделан на антирелигиозную пропаганду и скрупулезное документирование всей «церковной» жизни страны, какая только могла быть. Это и записи о количестве посещающих церковь во время религиозных праздников, и записи паспортных данных родителей ребенка и крестных этого ребенка, и сами сведения о количестве крещеных детей, о количестве церковных браков и церковных обрядах отпевания умерших, и сведения о суммах выручек с продажи свечей и просфор и многое другое. Хотя Конституция СССР 1936 года в ст. 124 указывала, что «...свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» [8, с. 303].
В период с 1954 по 1964 годы были приняты нормативные акты, регулирующие правовое положение всех конфессий на территории СССР. Принятые законы не улучшили положение верующих по сравнению с периодом 1943-1953 годов, скорее ухудшили.
Первым документом на новом этапе гонений на церковь было постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения» [11]. Постановление указывало, «что многие партийные организации неудовлетворительно осуществляют руководство научно-атеистической пропагандой среди населения, в результате чего этот важнейший участок идеологической работы находится в запущенном состоянии». Затем указывалось на «отравление сознания людей религиозным дурманом... и на оживление паломничества к так называемым святым местам». Также отмечалось, что празднование религиозных праздников сопровождается многодневным пьянством и убоем скота, что подрывает трудовую дисциплину и наносит ущерб народному хозяйств [10, с. 429].
Несмотря на усиление атеистической пропаганды, в стране сохранялись самые различные вероисповедания: православие, католицизм, протестантизм, старообрядчество, ислам, буддизм, иудаизм и др. Например, на территории Горьковской области и даже одного района мирно сосуществовали адвентисты седьмого дня, старообрядцы бело-криницкого согласия, мусульмане, пятидесятники, православные, иудеи и евангельские христиане-баптисты [19]. А на территории г. Горького только из официально зарегистрированных действовали 3 православных храма Московской патриархии, старообрядческая церковь белокриницкого согласия, молитвенный дом мусульман (мечеть), молитвенный дом адвентистов седьмого дня [20; 21].
Основываясь на архивных источниках можно сделать вывод о том, что руководство страны было
заинтересовано в демонстрации миру состояния конфессиональной политики и взаимоотношений с верующими в выгодном свете. Из письма в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР «о пунктах посещения иностранными церковными делегациями» есть запись: «.Путей следования для осмотра церкви в пос. Высоково имеется несколько. По этому маршруту будет выбран тот, на котором не будут встречаться закрытые церкви. На пути следования к Карповской церкви никаких церковных зданий нет» [22]. Справедливо будет заметить, что сам вид закрытых, разрушающихся церквей не был на благо Советскому государству в виду сотрудничества с иностранными государствами. Также, согласно архивным материалам, Советское правительство положительно реагировало на участие представителей религиозных организации СССР в работе различных конференций [23].
Вскоре, 10 ноября 1954 года было принято новое Постановление «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» [9]. Июньское и ноябрьское постановления противоречили друг другу. Если первое постановление призывало к наступлению на религию, то второе указывало на проявление чуткости к верующим и призывало не оскорблять их чувств. Ноябрьское постановление указывало, что «.допускаются оскорбительные выпады против духовенства и верующих, отправляющих религиозные обряды. В ряде районов <...> допущены случаи <...> грубого отношения к духовенству. К выступления <.> допускаются невежественные люди, а подчас и халтурщики.» [12, с. 446-447]. Не смотря на указание «не допускать оскорбления религиозных чувств верующих», издавались подзаконные акты, напрямую затрагивающие процесс отправления богослужения, например, запрет на колокольный звон в действующей Кубенцевской Сретенской церкви (г. Балахна Горьковской области -А.О.) [25].
16 октября 1958 года было принято постановление Совета Министров СССР №2 1160 «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» [17]. Отрицательным моментом этого документа была необходимость перехода на новый порядок обложения налогом с 1 октября, т.е до окончания «финансового года». Иными слова, постановление в очередной раз подрывало годовой бюджет церкви [5; 27, с. 83].
Интересно, что нормативные акты в отношении церкви издавались под грифом «секретно», и служители, и последователи культа, в основном духовенство, не ставились в известность об их принятии.
Церковь в лице Патриарха Алексия I, проявляя заботу о всех верующих, также призывала исполнять законодательство о религиозных куль-
тах. В письме от января 1959 года Святейший говорил, что «.держится обычай <...> в заветные дни паломничать группами на реку, к колодцам и источникам. <...> Один священник решил даже оборудовать в своем приходе «святой родник», этим самым поощряя к хождению к этому якобы священному месту своих прихожан. <...> Все эти явления нельзя не признать самочинными и незаконными и следует на них обратить внимание. Верующим же необходимо разъяснять, что паломничество к местам, не почитаемым церковью, не должно иметь место» [24].
Несмотря на ухудшение положения церкви в целом по сравнению с периодом 1943-1953 годов можно отметить и положительные стороны, а именно, встречу с главой Римско-католической церкви Папой Иоанном XXIII, прозванным «Красным Папой» за проявление гуманизма и дружбы к странам «социалистического» лагеря и СССР в частности, а также за призывы к «миру во всем мире» [6]. Многие были удивлены этой встречей, но чуткость и деликатность главы Католической церкви сделали возможным в дальнейшем политический диалог СССР и Ватикана [28]. В телеграмме по случаю кончины Папы Хрущев сказал теплые слова в память почившего: «Мы сохраним добрую память об Иоанне XXIII, чья плодотворная деятельность на пользу поддержания и укрепления мира получила широкое признание и снискала ему уважение среди миролюбивых народов» [13, с. 46].
Несмотря на очередной этап гонений и усилия власти в борьбе с религией, православная церковь и иные конфессии продолжали свое мирное сосуществование. Более того, благодаря «оттепели» деятельность по закрытию храмов и роспуску общин была затруднена [18, с. 34]. Тем не менее, перегибы в конфессиональной политике отрицательно сказались на церковной жизни. В целом правовое положение церкви в Советском государстве не изменилось.
Однако обращает на себя внимание тот факт, что в эти сложные для религиозных организаций времена между представителями различных конфессий не происходило никаких конфликтов и противостояний. Можно даже сказать, что все они вместе были по одну сторону «баррикад», а по другую сторону было огромное большинство атеистически настроенных советских граждан. Возможно, общий «безбожный» противник заставлял сплотиться разнородное верующее меньшинство для отстаивания некого общего базового принципа - веры в Бога. Это противостояние не носило ярко выраженного характера, но оно пронизывало на бытовом уровне все общество.
Современный период развития гражданского общества в России характеризуется свободой в агитации любой религии. Возможно, именно это обстоятельство сделало конфессии прямыми кон-
курентами в привлечении верующих последователей. Исчезновение общего «противника», борьба с которым объединяла всех, привела к разрушению этого «единства» и обострила межконфессиональные противоречия.
Библиографический список
1. Алексеев В.А. «.Маршал Сталин доверяет церкви» // Агитатор. - 1989. - № 10. - С. 26-30.
2. Безносова Я.В., Кондратьева А.Н., Романовская В.Б., Романовская Л.Р., Федюшкина А.И. Влияние религиозно-нравственных ценностей на формирование правосознания современного юриста // Sochi Journal of Economy. - 2014. - № 4-2 (33). -С. 86-89.
3. Безносова Я.В., Кондратьева А.Н., Романовская В.Б., Романовская Л.Р., Федюшкина А.И. Стратегия правового регулирования государственно-конфессиональных отношений (новый взгляд) // Правовое государство: теория и практика. - 2014. -№ 4 (38). - С. 75-79.
4. Биюшкина Н.И., Олексенко А.С. Организационно-правовое воздействие Советского государства на Русскую православную церковь (октябрь 1917-1929 гг.) // Genesis: исторические исследования. - 2015. - № 4. - С. 192-201.
5. Гераськин Ю.В. Из истории хрущевского наступления на Русскую православную церковь // Новый исторический вестник. - 2009. - № 19. -С. 71-79.
6. Григулевич И. «Красный папа» // Новое время. - 1978. - № 3. - С. 27-30.
7. Журнал Московской патриархии. - 1943. -№ 1. - С. 7.
8. Конституция СССР 1936 года ст. 124 // Хрестоматия по истории отечественного государства и права: форма государственного единства в отечественной истории ХХ века / сост. О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. - М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009. - С. 303.
9. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т.8. 1946-1955. - М.: Политиздат, 1985. - С. 446-450.
10. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955. - М.: Политиздат, 1985. - С. 428-432.
11. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955. - М.: Политиздат, 1985. - С. 428-432.
12. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955. - М.: Политиздат, 1985. - С. 446-450.
13. Красиков А. Наследие доброй воли Иоанна XXIII // Наука и религия. - 1963. - № 7.- С. 46-48.
254
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2016
14. Митыпов В.М. Государство и Буддийская церковь в СССР/ России: основные аспекты законодательных отношений // Власть. - 2011. - № 5. -С. 13-17.
15. Одинцов М.И. Сталин и ламы // Наука и религия. - 1995. - № 6. - С. 22-23.
16. Олексенко А.С. Политико-правовые проблемы взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви в годы Великой отечественной войны // Мир политики и социологии. - 2015. - № 7. - С. 49-56.
17. Постановление Совета Министров СССР № 1160 «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=35642 (дата обращения: 30.05.2016 год).
18. Сосковец Л.И. Положение Русской православной церкви в период «хрущевской оттепели» // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №4(16). - С. 29-35.
19. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). - Ф. Р-5899. - Оп. 2. - Д. 7. - С. 1-12.
20. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 2. - Д. 5. - С. 57-58.
21. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 1. - Д. 2. - С. 94-95.
22. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 3. - Д. 17. - С. 2.
23. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 2. - Д. 5. - С. 26.
24. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 1. - Д. 2. - С. 2-3.
25. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 1. - Д. 5. - С. 149.
26. Цыремпилов Н.В. Буддизм в России: прошлое и настоящее // Власть. - 2013. - № 4. - С. 84-87.
27. Чумаченко Т.А. Государство и Русская православная церковь в 1958-1964 годах: новая политическая война с религией, церковью и верующими // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 19 (348). - Право. Вып. 39. - С. 82-90.
28. Эчегарэ Рожэ (кард.). Духовная личность папы Иоанна XXIII: Доклад на Международной конференции «Иоанн XXIII и современный мир» 8 декабря 2000г. // Современная Европа. - 2001. -№ 2. - С. 38-42.