Научная статья на тему 'Мирное сосуществование различных конфессий на территории СССР в период усиления атеистической пропаганды'

Мирное сосуществование различных конфессий на территории СССР в период усиления атеистической пропаганды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
595
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LAW / STATE / CURCH / RELIGION / ATHEISM / SO-CALLED KHRUSHCHEV''S THAW / PROPAGANDA / SO-CALLED KHRUSHCHEV''S PERSECUTION / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО / ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИЯ / АТЕИЗМ / "ОТТЕПЕЛЬ" / ПРОПАГАНДА / "ХРУЩЕВСКИЕ ГОНЕНИЯ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олексенко Анна Сергеевна

В статье рассматривается конфессиональная политики Советского государства в период 1953-1964 гг., когда в обществе доминировала официальная идеология атеизма, а также взаимоотношения разных конфессий с Советским государством. Обращается внимание на то, что при очередном усилении гонений и атеистической пропаганды на территории страны мирно жили представители разных конфессий: христиане, буддисты, мусульмане, иудеи и др. Несмотря на очередной этап гонений на церковь, Советское государство стремилось представить конфессиональную политику в глазах мировой общественности в наиболее выгодном свете. Автор выявляет феномен мирного бесконфликтного сосуществования верующих различных конфессий, как на региональном, так и на общегосударственном уровнях. В конце 50-х начале 60-х годов XX века была сделана попытка диалога с Ватиканом, которую исследователь оценивает как благоприятную для развития дальнейших отношений на межгосударственном уровне. Также в статье обращается внимание на положительную деятельность религиозных организаций всех конфессий, официально зарегистрированных на территории СССР, в свете их участия на различных конференциях международного уровня, направленных на защиту жизни и мира во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олексенко Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different confessions'' peaceful coexistence in the USSR territory in the period of atheistic propaganda aggravation

The confessional policy of the Soviet state in the period of 1953-1964, when the official ideology of atheism dominated in society, as well as relationship of different religions with the Soviet state are considered in the article. The attention is paid that at the next aggravation of persecutions and atheistic promotion, representatives of different religions Christians, Buddhists, Muslims, Jews and others peacefully lived in the territory of the country. Despite the next stage of persecutions of the church, the Soviet state aspired to represent the confessional policy in the most favourable light to the mind of the world community. The author reveals a phenomenon of peaceful frictionless co-existence of believers of various faiths, both on regional and common-state levels. At the late 1950s-early 1960s, the attempt of dialogue with Vatican, which the researcher estimates as a favourable one, to develop the further relations at the interstate level was made. Moreover, attention to positive activity of the religious organisations of all confessions which were officially registered in the territory of the USSR, in the favourable light of their participation in various conferences of the international level which were directed to protection of life and world peace, is paid in the article.

Текст научной работы на тему «Мирное сосуществование различных конфессий на территории СССР в период усиления атеистической пропаганды»

УДК 340.1

Олексенко Анна Сергеевна

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

a.s.oleksenko@gmail.com

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СССР В ПЕРИОД УСИЛЕНИЯ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

В статье рассматривается конфессиональная политики Советского государства в период 1953-1964 гг., когда в обществе доминировала официальная идеология атеизма, а также взаимоотношения разных конфессий с Советским государством. Обращается внимание на то, что при очередном усилении гонений и атеистической пропаганды на территории страны мирно жили представители разных конфессий: христиане, буддисты, мусульмане, иудеи и др. Несмотря на очередной этап гонений на церковь, Советское государство стремилось представить конфессиональную политику в глазах мировой общественности в наиболее выгодном свете. Автор выявляет феномен мирного бесконфликтного сосуществования верующих различных конфессий, как на региональном, так и на общегосударственном уровнях. В конце 50-х - начале 60-х годов XX века была сделана попытка диалога с Ватиканом, которую исследователь оценивает как благоприятную для развития дальнейших отношений на межгосударственном уровне. Также в статье обращается внимание на положительную деятельность религиозных организаций всех конфессий, официально зарегистрированных на территории СССР, в свете их участия на различных конференциях международного уровня, направленных на защиту жизни и мира во всем мире.

Ключевые слова: закон, государство, церковь, религия, атеизм, «оттепель», пропаганда, «хрущевские гонения».

Современные межнациональные и межрелигиозные конфликты стали проблемой во многих государствах, в том числе и в России, хотя и в значительно меньшей степени. В период полной свободы совести и возможности открыто исповедовать и агитировать за «свою» религию обострились межконфессиональные противоречия. Является ли эта проблема неизбежной и присущей любому многонациональному обществу? Или есть какие-то причины, провоцирующие людей, исповедующих разные религии, на противостояние друг другу? И можно ли эти причины устранить и как-то повлиять на ситуацию? Обратимся к событиям полувековой давности.

Тема церковной жизни в Советском союзе привлекает множество исследователей. В первую очередь, это связано с возможностью работать с архивными документами, с которых снят гриф «секретно», и изучать более объективно историю своей страны.

Вообще, церковная жизнь, как вид социальной жизни, и сама Церковь, как организация, претерпевала самые разнообразные изменения и в худшую и в лучшую стороны в период, называемый в историографии советским [2; 3; 4; 16]. Исторически сложилось, что на территории бывшей Российской империи проживали различные народности, исповедовавшие разные религии, включая язычество и шаманизм. Такая же тенденция сохранилась и после образования СССР: во вновь образованной стране остались те же самые конфессии, хотя открыто исповедовать религию при господствующей идеологии атеизма было сложно. Интересным представляется изучение вопроса о жизни Церкви во время Н.С. Хрущева. Как известно, время пребывания Никиты Сергеевича Хрущева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС было названо «оттепелью», но не в отношении Церкви.

Во время Второй мировой войны и после, а именно до марта 1953 года, проводился курс не-

которой либерализации в отношениях между государством и Русской православной церковью. 4 сентября 1943 года состоялась встреча патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страго-родского) и И.В. Сталина [7, с. 7]. Постановлением Совнаркома № 993 от 14 сентября 1943 года был создан особый правительственный орган - Совет по делам Русской Православной Церкви для связи между Правительством СССР и патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения правительства СССР. Также известны иные факты об улучшении отношений между Церковью и Советским государством [1]. Благоприятной религиозная политика 1943-1953 гг. была и для иных конфессий. В бурятской улусе Средняя Иволга За-играевского района Бурят-Монгольской АССР был открыт буддийский храм для удовлетворения религиозных потребностей верующих бурят [14; 15, с. 22]. Также было дано разрешение на открытие двух монастырей, но только на территории бурятских буддистов [26].

5 марта 1953 года умер И.В. Сталин, а вместе с ним и идея использования Церкви в интересах государственной внутренней и внешней политики. 14 марта 1953 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Никита Сергеевич Хрущев, который пребывал в должности до 14 октября 1964 года. В период его правления произошли изменения в политике государства, которые имели как положительное, так и отрицательное влияние на развитие нашей страны. Особое внимание хотелось бы уделить антирелигиозной компании, вошедшей в историю под названием «хрущевские гонения».

В первые годы советской власти гонения были в большинстве своем «насильственного» характера, такие как массовое изъятие мощей, реквизиция церковных ценностей, надругание над святынями, массовые расстрелы служителей культа (имеются

252

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2016

© Олексенко А.С., 2016

в виду не только священнослужители православного вероисповедания), а во времена Хрущева гонения были более «идеологического» характера. Основной акцент был сделан на антирелигиозную пропаганду и скрупулезное документирование всей «церковной» жизни страны, какая только могла быть. Это и записи о количестве посещающих церковь во время религиозных праздников, и записи паспортных данных родителей ребенка и крестных этого ребенка, и сами сведения о количестве крещеных детей, о количестве церковных браков и церковных обрядах отпевания умерших, и сведения о суммах выручек с продажи свечей и просфор и многое другое. Хотя Конституция СССР 1936 года в ст. 124 указывала, что «...свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» [8, с. 303].

В период с 1954 по 1964 годы были приняты нормативные акты, регулирующие правовое положение всех конфессий на территории СССР. Принятые законы не улучшили положение верующих по сравнению с периодом 1943-1953 годов, скорее ухудшили.

Первым документом на новом этапе гонений на церковь было постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения» [11]. Постановление указывало, «что многие партийные организации неудовлетворительно осуществляют руководство научно-атеистической пропагандой среди населения, в результате чего этот важнейший участок идеологической работы находится в запущенном состоянии». Затем указывалось на «отравление сознания людей религиозным дурманом... и на оживление паломничества к так называемым святым местам». Также отмечалось, что празднование религиозных праздников сопровождается многодневным пьянством и убоем скота, что подрывает трудовую дисциплину и наносит ущерб народному хозяйств [10, с. 429].

Несмотря на усиление атеистической пропаганды, в стране сохранялись самые различные вероисповедания: православие, католицизм, протестантизм, старообрядчество, ислам, буддизм, иудаизм и др. Например, на территории Горьковской области и даже одного района мирно сосуществовали адвентисты седьмого дня, старообрядцы бело-криницкого согласия, мусульмане, пятидесятники, православные, иудеи и евангельские христиане-баптисты [19]. А на территории г. Горького только из официально зарегистрированных действовали 3 православных храма Московской патриархии, старообрядческая церковь белокриницкого согласия, молитвенный дом мусульман (мечеть), молитвенный дом адвентистов седьмого дня [20; 21].

Основываясь на архивных источниках можно сделать вывод о том, что руководство страны было

заинтересовано в демонстрации миру состояния конфессиональной политики и взаимоотношений с верующими в выгодном свете. Из письма в Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР «о пунктах посещения иностранными церковными делегациями» есть запись: «.Путей следования для осмотра церкви в пос. Высоково имеется несколько. По этому маршруту будет выбран тот, на котором не будут встречаться закрытые церкви. На пути следования к Карповской церкви никаких церковных зданий нет» [22]. Справедливо будет заметить, что сам вид закрытых, разрушающихся церквей не был на благо Советскому государству в виду сотрудничества с иностранными государствами. Также, согласно архивным материалам, Советское правительство положительно реагировало на участие представителей религиозных организации СССР в работе различных конференций [23].

Вскоре, 10 ноября 1954 года было принято новое Постановление «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» [9]. Июньское и ноябрьское постановления противоречили друг другу. Если первое постановление призывало к наступлению на религию, то второе указывало на проявление чуткости к верующим и призывало не оскорблять их чувств. Ноябрьское постановление указывало, что «.допускаются оскорбительные выпады против духовенства и верующих, отправляющих религиозные обряды. В ряде районов <...> допущены случаи <...> грубого отношения к духовенству. К выступления <.> допускаются невежественные люди, а подчас и халтурщики.» [12, с. 446-447]. Не смотря на указание «не допускать оскорбления религиозных чувств верующих», издавались подзаконные акты, напрямую затрагивающие процесс отправления богослужения, например, запрет на колокольный звон в действующей Кубенцевской Сретенской церкви (г. Балахна Горьковской области -А.О.) [25].

16 октября 1958 года было принято постановление Совета Министров СССР №2 1160 «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» [17]. Отрицательным моментом этого документа была необходимость перехода на новый порядок обложения налогом с 1 октября, т.е до окончания «финансового года». Иными слова, постановление в очередной раз подрывало годовой бюджет церкви [5; 27, с. 83].

Интересно, что нормативные акты в отношении церкви издавались под грифом «секретно», и служители, и последователи культа, в основном духовенство, не ставились в известность об их принятии.

Церковь в лице Патриарха Алексия I, проявляя заботу о всех верующих, также призывала исполнять законодательство о религиозных куль-

тах. В письме от января 1959 года Святейший говорил, что «.держится обычай <...> в заветные дни паломничать группами на реку, к колодцам и источникам. <...> Один священник решил даже оборудовать в своем приходе «святой родник», этим самым поощряя к хождению к этому якобы священному месту своих прихожан. <...> Все эти явления нельзя не признать самочинными и незаконными и следует на них обратить внимание. Верующим же необходимо разъяснять, что паломничество к местам, не почитаемым церковью, не должно иметь место» [24].

Несмотря на ухудшение положения церкви в целом по сравнению с периодом 1943-1953 годов можно отметить и положительные стороны, а именно, встречу с главой Римско-католической церкви Папой Иоанном XXIII, прозванным «Красным Папой» за проявление гуманизма и дружбы к странам «социалистического» лагеря и СССР в частности, а также за призывы к «миру во всем мире» [6]. Многие были удивлены этой встречей, но чуткость и деликатность главы Католической церкви сделали возможным в дальнейшем политический диалог СССР и Ватикана [28]. В телеграмме по случаю кончины Папы Хрущев сказал теплые слова в память почившего: «Мы сохраним добрую память об Иоанне XXIII, чья плодотворная деятельность на пользу поддержания и укрепления мира получила широкое признание и снискала ему уважение среди миролюбивых народов» [13, с. 46].

Несмотря на очередной этап гонений и усилия власти в борьбе с религией, православная церковь и иные конфессии продолжали свое мирное сосуществование. Более того, благодаря «оттепели» деятельность по закрытию храмов и роспуску общин была затруднена [18, с. 34]. Тем не менее, перегибы в конфессиональной политике отрицательно сказались на церковной жизни. В целом правовое положение церкви в Советском государстве не изменилось.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что в эти сложные для религиозных организаций времена между представителями различных конфессий не происходило никаких конфликтов и противостояний. Можно даже сказать, что все они вместе были по одну сторону «баррикад», а по другую сторону было огромное большинство атеистически настроенных советских граждан. Возможно, общий «безбожный» противник заставлял сплотиться разнородное верующее меньшинство для отстаивания некого общего базового принципа - веры в Бога. Это противостояние не носило ярко выраженного характера, но оно пронизывало на бытовом уровне все общество.

Современный период развития гражданского общества в России характеризуется свободой в агитации любой религии. Возможно, именно это обстоятельство сделало конфессии прямыми кон-

курентами в привлечении верующих последователей. Исчезновение общего «противника», борьба с которым объединяла всех, привела к разрушению этого «единства» и обострила межконфессиональные противоречия.

Библиографический список

1. Алексеев В.А. «.Маршал Сталин доверяет церкви» // Агитатор. - 1989. - № 10. - С. 26-30.

2. Безносова Я.В., Кондратьева А.Н., Романовская В.Б., Романовская Л.Р., Федюшкина А.И. Влияние религиозно-нравственных ценностей на формирование правосознания современного юриста // Sochi Journal of Economy. - 2014. - № 4-2 (33). -С. 86-89.

3. Безносова Я.В., Кондратьева А.Н., Романовская В.Б., Романовская Л.Р., Федюшкина А.И. Стратегия правового регулирования государственно-конфессиональных отношений (новый взгляд) // Правовое государство: теория и практика. - 2014. -№ 4 (38). - С. 75-79.

4. Биюшкина Н.И., Олексенко А.С. Организационно-правовое воздействие Советского государства на Русскую православную церковь (октябрь 1917-1929 гг.) // Genesis: исторические исследования. - 2015. - № 4. - С. 192-201.

5. Гераськин Ю.В. Из истории хрущевского наступления на Русскую православную церковь // Новый исторический вестник. - 2009. - № 19. -С. 71-79.

6. Григулевич И. «Красный папа» // Новое время. - 1978. - № 3. - С. 27-30.

7. Журнал Московской патриархии. - 1943. -№ 1. - С. 7.

8. Конституция СССР 1936 года ст. 124 // Хрестоматия по истории отечественного государства и права: форма государственного единства в отечественной истории ХХ века / сост. О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. - М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009. - С. 303.

9. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т.8. 1946-1955. - М.: Политиздат, 1985. - С. 446-450.

10. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955. - М.: Политиздат, 1985. - С. 428-432.

11. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955. - М.: Политиздат, 1985. - С. 428-432.

12. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955. - М.: Политиздат, 1985. - С. 446-450.

13. Красиков А. Наследие доброй воли Иоанна XXIII // Наука и религия. - 1963. - № 7.- С. 46-48.

254

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2016

14. Митыпов В.М. Государство и Буддийская церковь в СССР/ России: основные аспекты законодательных отношений // Власть. - 2011. - № 5. -С. 13-17.

15. Одинцов М.И. Сталин и ламы // Наука и религия. - 1995. - № 6. - С. 22-23.

16. Олексенко А.С. Политико-правовые проблемы взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви в годы Великой отечественной войны // Мир политики и социологии. - 2015. - № 7. - С. 49-56.

17. Постановление Совета Министров СССР № 1160 «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» // СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=35642 (дата обращения: 30.05.2016 год).

18. Сосковец Л.И. Положение Русской православной церкви в период «хрущевской оттепели» // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №4(16). - С. 29-35.

19. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). - Ф. Р-5899. - Оп. 2. - Д. 7. - С. 1-12.

20. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 2. - Д. 5. - С. 57-58.

21. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 1. - Д. 2. - С. 94-95.

22. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 3. - Д. 17. - С. 2.

23. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 2. - Д. 5. - С. 26.

24. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 1. - Д. 2. - С. 2-3.

25. ЦАНО. - Ф. Р-5899. - Оп. 1. - Д. 5. - С. 149.

26. Цыремпилов Н.В. Буддизм в России: прошлое и настоящее // Власть. - 2013. - № 4. - С. 84-87.

27. Чумаченко Т.А. Государство и Русская православная церковь в 1958-1964 годах: новая политическая война с религией, церковью и верующими // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 19 (348). - Право. Вып. 39. - С. 82-90.

28. Эчегарэ Рожэ (кард.). Духовная личность папы Иоанна XXIII: Доклад на Международной конференции «Иоанн XXIII и современный мир» 8 декабря 2000г. // Современная Европа. - 2001. -№ 2. - С. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.