Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА'

ИЗ ИСТОРИИ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шакиров И.Р.

Процесс формирования дипломатии Узбекистана представляет собой сложный и длительный процесс, расцвет которого приходится на период существования государства Амира Темура и Темуридов. Образование в 1370 году централизованного государства и дальнейшее его развитие, позволило Амиру Темуру и его наследникам, в том числе, Мирзо Улугбека, активно продвигать дипломатические интересы своего государства за пределами границ. Известно, что Амир Тимур один из самых великих личностей второй половины XIV начала XV вв., который представлял собой редкое сочетание выдающегося государственного деятеля, талантливого полководца и умного политика. Ко дворцу Амира Тимура слали свои посольства правители Китая, Индии, Моголистана, Золотой и Белой Орды, Ирака, Византии и других стран. Наиболее ярко его деятельность проявилась в области внешней политики и дипломатии. Именно в этой сфере всецело проявилось качество Тимура как прозорливого государственного деятеля, тонкого политика и дипломата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА»

ИЗ ИСТОРИИ ДИПЛОМАТИИ УЗБЕКИСТАНА

Шакиров И.Р.

Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека. https://doi.org/10.5281/zenodo.11173509

Процесс формирования дипломатии Узбекистана представляет собой сложный и длительный процесс, расцвет которого приходится на период существования государства Амира Темура и Темуридов. Образование в 1370 году централизованного государства и дальнейшее его развитие, позволило Амиру Темуру и его наследникам, в том числе, Мирзо Улугбека, активно продвигать дипломатические интересы своего государства за пределами границ.

Известно, что Амир Тимур - один из самых великих личностей второй половины XIV - начала XV вв., который представлял собой редкое сочетание выдающегося государственного деятеля, талантливого полководца и умного политика. Ко дворцу Амира Тимура слали свои посольства правители Китая, Индии, Моголистана, Золотой и Белой Орды, Ирака, Византии и других стран. Наиболее ярко его деятельность проявилась в области внешней политики и дипломатии. Именно в этой сфере всецело проявилось качество Тимура как прозорливого государственного деятеля, тонкого политика и дипломата.

В начале XV в., накануне решающей битвы Тимура с турецким султаном Баязидом I под Анкарой (летом 1402 г.), в ставку Тимура в Малой Азии потянулись посольства от Византийской империи, Испании, Франции Англии и других европейских стран с предложением вести совместную борьбу против столь могущественного государства, каким была Османская империя.

Корпус источников, в первую очередь «Уложение Тимура», свидетельствует о том, что во внешней политике, в отношениях с соседними государствами Тимур принимал взвешанные решения, опираясь на сведения своих чиновников - осведомителей, в лице купцов и начальников караванов, направленных во все соседние и дальние страны. «Искусство завоевывать государства, - писал Тимур, - было для меня шахматной игрой»[1].

В период единоличного правления Темура и его потомков искусство дипломатии достигло высокого уровня, что подтверждается дипломатические отношения и переписка Амира Темура с правителями Франции, Англии, Испании, Византии, Египта, Китая, Индии, Османской империи и многих других государств. известно прибывали десятки послов из разных стран мира, в том числе европейских: «...историческая заслуга Амира Темура состоит ещё и в том, что его действия привели к тому, что впервые в истории государства

Азии и Европы почувствовали себя в единой геополитической системе. Это создало не только крупные преимущества, но и показало, что торговцам, народам открылись новые пути беспрепятственных действий" [2].

Развитие культурной жизни в Средней Азии в эпоху Улугбека (1409— 1449), который был внуком великого Амира Темура, в 1411 году был назначен своим отцом Шахрухом правителем Мавераннахра и Туркестана.

В эпоху Улугбека установление дипломатических связей с соседними странами занимало важное место в расширении торговых отношений. В первой четверти XV века между государствами Шахруха и Улугбека и Китаем осуществлялся постоянный обмен посольскими миссиями. Китай стремился пытался показать свою заинтересованность в развитии торговых отношений с Темуридами. Между двумя государствами развивались торговые и дипломатические отношения. Каждые два или три года в Самарканд или Герат прибывали китайские послы, а в Ханбалык (Пекин) послы Мавераннахра и Хорасана [3].

В 1418 году послы Шахруха, во главе с Ардашером, прибыли в Китай, а, в ответ на это, с 21 сентября по 20 октября в Самарканд и Герат отправилась посольская миссия Китая с послами Ли До и Джонг Ку. Послы вручили Улугбеку и Шахруху письмо своего правителя, где было выражено предложение о развитии взаимных дружественных отношений между двумя странами, и состоялся обмен драгоценными подарками. В 1420 году Шахрух и Улугбек отправили в Китай большой торговый караван, который состоял из 530 человек.

В период правления Шахруха и Улугбека также были установлены хорошие добрососедские отношения с Тибетом и Индией. В 1421 году из Тибета в Самарканд и Бухару прибыли послы. В 1441-1444 годах Шахрух отправил своих послов, во главе с историком Абдураззаком Самарканди, во дворец Биджанагара в Индию. Он составил письменный отчет своего путушествия в Индию через Кирман, Ормуз и Персидский залив. После того как Шахрух отправил своих послов на прием египетского султана, в 1439-1440 годах он, в своем дворце, принимал послов Египта, и, с разрешения Шахруха, визирь по делам имущества (мулька) Джалалиддин Фирузшах назначил уважаемого религиозного деятеля Сейида Шамсуддина Мухаммада Замзами послом, и он отправился вместе с египтянами [3].

Таким образом, можно отметить, что в период правления Амира Темура и Темуридов, в результате централизации государства, а также укрепления экономики и торговли, стали формироваться дипломатические отношения с государствами Дальнего и Ближнего зарубежья.

В годы независимости, Республика Узбекистан также активно продвигает свои дипломатические на международной арене.

В этом контексте можно отметить успешно развивающиеся двусторонние отношения Узбекистана со странами АСЕАН.

Обретение государственной независимости Республики Узбекистан было признано странами АСЕАН - 26 декабря 1991 Королевством Таиланд (КТ), 27 декабря 1991 года - Социалистическая Республикой Вьетнам (СРВ), 22 января 1992 года - Филиппинами, в 1992 году - Сингапуром [4].

На сегодняшний день Республика Узбекистан установила дипломатические отношения с ведущими государствами-членами АСЕАН, в том числе, в 1992 году были установлены двусторонние отношения с СРВ, КТ, Филиппинами, в 1997 - Сингапуром.

Основным механизмом, оказывающий роль на укрепление и развитие дипломатического сотрудничества Узбекистана со странами АСЕАН является системная деятельность посольств Республику Узбекистан, которые ведут свою деятельность на территории Юго-Восточной Азии.

В настоящее время дипломатические представительства Республики Узбекистан открыты в Сингапуре, во Вьетнаме и Филиппин (с резиденцией в Джакарте), Генеральное консульство в Таиланде, которые на системной основе продвигают политические, торгово-экономические и культурные интересы Узбекистана в странах АСЕАН [5].

Так, на примере Генерального Консульства Узбекистана в Таиланде можно отметить, что в 2015 году Консульством было совершено 749 практических работ (в 2014 году - 747), а также выдано 331 виз (в 2014 году -422). Следует подчеркнуть важнейшую роль Генерального консульства Республики Узбекистан в Бангкоке, которое активно продвигает интересы не только Республики Узбекистан, но и граждан Узбекистана, временно проживавшие на территории Таиланда. Так, в рассматриваемый период, особое внимание уделялось защите прав и оказанию помощи гражданам Узбекистана, временно или постоянно проживающих на территории королевства. В частности, было оказано содействие в возвращении граждан на родину (выдано 38 сертификата на возвращении в Республику Узбекистан), поддерживался постоянный контакт с компетентными органами Таиланда по обеспечению законных прав и надлежащих условия содержания граждан Республики Узбекистан в тюрьмах и иммиграционных изоляторах (4 человека)[5].

Литературa:

1. Темур тузуклари / Форсчадан А. Согуний ва X,. Кароматов таржимаси. - Тошкент: Нашриёт матбаа бирлашмаси, 1991. - Б. 45.

2. См подробнее: Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). - Москва, 1990. - 209 стр.

3. См подробнее: Бартольд В.В. Улугбек и его время. - Петроград, 1918. 160 стр.

4. Шакиров И.Р. Вопросы теоретических и методологических основ дипломатических связей Узбекистана и стран АСЕАН // Научный журнал «Общество и инновации». Special issue - 01 (2024). - С. 134.

5. Текущий архив МИД РУз. / Папка - Генеральное Консульство в Бангкоке. Переписка (Министерства и ведомства Республики Узбекистан). -Л. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.