ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКИХ САДОВ В ЯЛТЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
© Головань Т.М.*
Гуманитарно-педагогическая академия - филиал Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Ялта
В статье представлены данные об организации и содержании деятельности в Ялте дневного (денного) детского приюта «Ясли Заречья» во второй половине Х1Х - начале ХХ века, как учреждения общественного воспитания для детей дошкольного возраста. Определена его роль в решении задач воспитания и образования детей дошкольного возраста из малоимущих слоёв населения Ялты.
Ключевые слова: ясли-приют, общественное дошкольное воспитание, детский сад.
Во второй половине Х1Х - начале ХХ века в Российской Империи благодаря активизации социально-педагогического движения возрос интерес к общественному воспитанию детей дошкольного возраста. К этому времени, уже не только в центрах, но и во многих провинциальных городах и уездах стали устраиваться в помощь семьям учреждения для воспитания дошкольников, создавались специальные общества и кружки по дошкольному воспитанию, начали издаваться специальные педагогические журналы.
Отдельные аспекты истории развития дошкольного образования и благотворительной деятельности в Крыму в этот исторический период представлены в публикациях А. Аблятипова, Л. Вьюницкой, Н. Гурьяновой, Л. Мокее-вой, П. Конькова, А. Савочки, В. Широкова, А. Шустова и др.
Целью данной статьи является характеристика особенностей организации и содержания деятельности «Яслей Заречья» в Ялте, как одного из первых детских садов в Крыму во второй половине Х1Х - начале ХХ века.
На всю огромную территорию Российской Империи воспитательных учреждений для маленьких детей было немного. Государство их не поддерживало и не включало в общую систему народного образования. С конца 70-х годов Х1Х века заметно стало разрастаться движение в пользу создания общественных учреждений для детей дошкольного возраста. Этот процесс охватил и Таврическую губернию, в частности Крым.
Крым имеет свои особенности в становлении системы дошкольных образовательных учреждений, отличающиеся его от других регионов России. Прежде всего, это объясняется его становлением в Х1Х веке как здравницы, что привлекло в Крым интеллигенцию, прежде всего врачей, что обуслови-
* Доцент кафедры Педагогики и управления учебными заведениями, кандидат педагогических наук.
192
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ло начало интенсивного использования его климатических особенностей для оздоровления, физического воспитания и лечения детей из всех регионов Российской Империи.
В 50-60 гг. Х1Х века создаваемые в Крыму дошкольные учреждения были преимущественно учреждениями опеки (приют им. А.М. Адлерберг (1854), сиротский воспитательный дом А.Я. Фабра (1864) и др.), в 70-90 гг. появилась тенденция к открытию общественных учреждений дневного пребывания детей дошкольного возраста.
Первыми начали свою деятельность частные детские сады: Фребелев-ский детский сад при Ливадской школе в Ялте (1866), детский сад Симферопольского педагогического общества «Детский сад» (рук. И. Иванов, 1872 г.), детский сад С.А. Арендт в Симферополе (1874). Посещали их дети преимущественно из состоятельных семей, основной целью деятельности была разносторонняя подготовка детей к школе. В 90-е гг. в Крыму возникла потребность в открытии яслей и яслей-приютов для дошкольников из рабочих, малоимущих семей [2].
В начале ХХ века типология дошкольных учреждений Крыма пополнилась такими типами учреждений общественного воспитания для дошкольников, как элементарная школа - детский сад Э. Нергер (1914) в Симферополе и детский клуб К. Гариной (1918) в Ялте.
В начале ХХ века благодаря деятельности благотворительных, медицинских и общественно-педагогических организаций получили распространение также лечебно-оздоровительные учреждения, где воспитанием были охвачены, в частности, и дети дошкольного возраста.
Это детские климатические колонии: на Ай-Тодоре (1906) (рук. А. Готлиб и В. Готлиб), доктора П. Нания в Ялте (1912), Керченского общества попечения о детях (1902), детский санаторий в Алупке - А. Боброва (1902), детский курорт доктора В. Ляпидуса в Ялте (1906), детская лечебница докторов Л. Финкельштейна и А. Якубовского в Ялте (нач. ХХ в.), детский пляж «SANITAS» докторов Г. Галицкой и Б. Казаса в Евпатории (1910), детская Пушкинская площадка в Керчи (1902), Мещеряковская и Кладбищенская детские площадки для подвижных игр и физических упражнений в Симферополе; в Ялте (1916) - Шеломэ, Толстовская, Аутская; в городском саду -под руководством преподавателя Петербургского гимнастического института Е. Глаголевой (1915) и др. [2].
Учреждения дневного пребывания детей были частные (платные) и народные (бесплатные). Платные детские сады предназначались, как правило, для детей из зажиточных семей. Народные же детские сады предназначались для детей из рабочих, бедных семей. Открывались они в разных регионах Российской Империи преимущественно на средства педагогических обществ. Иногда такие учреждения открывали представители передовой интеллигенции на личные и благотворительные средства.
Теория и методика дошкольного образования
193
В разных регионах Российской Империи подобные учреждения имели свои особенности. Безусловной ценностью этих учреждений было позитивное обеспечение присмотра за детьми во время работы родителей, а также создание благоприятных условий для физического, гигиенического, умственного и религиозно-нравственного воспитания.
Приюты-ясли - это учреждения дневного пребывания для детей дошкольного возраста, которые имели много общих черт с народными детскими садами. Некоторые из них были смешанными - для детей дошкольного и школьного возраста. Отличались они условиями организации, так как преимущественно открывались на личные средства частных лиц, менее содержательной постановкой педагогического процесса, чем в народных детских садах. Тем не менее, их роль в призрении детей из бедных рабочих семей была велика.
Уже в конце 90-х годов Х1Х века в Крыму начали свою деятельность ясли «Дневной приют» для бедных родителей Ю. Антоновой в Керчи (1893 год) [7]; в 1896 г. в Симферополе при участии Симферопольского общества «Ясли» -денный детский приют «Ясли» для малолетних детей им. А. Люстига [8]. Открывались подобные учреждения и в других городах Крыма - детские убежища в Керчи (1898, 1900, 1909), Севастополе (1900), Евпатории (1912) и др.
Более широкой программой воспитания отличался денный детский приют в Ялте, названный «Ясли Заречья». Он был открыт 8 ноября 1895 года и устроен баронессой М. Фридерикс и С. Дараган на даче у Софьи Дара-ган. Помощь и содействие личным трудом и материальными средствами оказали несколько их друзей: Л. Долгорукая, М. Чуйкевич, М. Лаппо-Данилев-ская, С. Бобринская, Е. Толстая.
Потребность в открытии этого учреждения была обусловлена тем, что в западной (Заречной) части Ялты не было учреждений подобного назначения. Приют Ялтинского благотворительного общества находился в старом городе, поэтому пользоваться его услугами простым рабочим, проживавшим в новой части города, было затруднительно [1].
Приют «Ясли Заречья» помещался бесплатно в доме попечительницы; состоял из двух комнат, крытого балкона, умывальной и прихожей, довольно большого сада. Поначалу приют не имел определённых постоянных средств и существовал благодаря пожертвованиям ИХ Императорских Величеств, частных лиц [7].
При имевшихся скромных суммах приют был открыт первоначально на 10 детей, но в течение одного года количество детей увеличилось на 25 и более. Для воспитательной работы была приглашена О. Дилеу, опытный педагог. Со временем при учреждении было создано Попечительское общество, которое стало заниматься сбором и составлением сведений о нуждающихся семьях Ялты, оказывало помощь детям. Неоднократно помощь «Яслям Заречья» оказывали такие известные жители Ялты, как княгиня М. Барятинская, Великая княгиня Александра Михайловна [9].
194
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Денный приют «Ясли Заречья», как показывает их название, пришёл на помощь преимущественно бедным рабочим семьям Заречья и Аутки в Ялте. В приют принимались дети от двух и до восьми лет. Как отмечается в «Отчёте денного детского приюта «Ясли Заречья» за 1895-1906 годы», на протяжении 11 лет получил приют 131 ребёнок, всех посещений было отмечено 73500; в 1906 году в приюте находилось 27 детей в возрасте 2-8 лет [2, с. 3-8]. В 1914 году количество воспитанников возросло до 44, более половины из них были из тех семей, где родители участвовали в военных действиях [10].
Режим жизни, введённый с основания приюта, оставался неизменным: дети проводили в приюте весь будний день, летом с 7 утра до 5 часов вечера, зимой с 8 часов утра до 4 часов вечера. По приходе умывались (летом принимали ванну), переодевались в приютское бельё, платье и обувь; после молитвы получали чай с молоком и белым хлебом; в полдень - обед из 2-х блюд с чёрным хлебом, вечером - чай с молоком и белым хлебом.
Большое внимание в приюте уделялось религиозно-нравственному воспитанию. Детей учили молитвам, по картинкам знакомили со Священной историей. Особенное значение придавалось воспитанию у малышей честности и правдивости, добрых взаимоотношений.
Занятия соответственно дошкольному возрасту чередовались с подвижными играми, пением и прогулками. Старших детей учили грамоте и счёту, ручному труду, пению. По воскресеньям устраивалось чтение с туманными картинками, на Рождество - ёлка [6].
Воспитанники старшей группы помогали надзирательнице в уходе за младшими детьми. Большое внимание уделялось прогулкам и приучению к труду. Весной дети занимались подкормкой шелковичных червей, посадкой цветочных семян на грядках и в комнатах, летом поливали растения в саду, сеяли лекарственные растения [5].
Предметом постоянных забот было здоровье детей. В течение первых пяти лет деятельности приюта доктор М. Богданович (известный сейчас как классик белорусской литературы) безвозмездно посещал приют, позже его заменил доктор К. Воскресенский. С 1901 по 1903 гг. детей возили в случае заболеваний в соседнюю городскую лечебницу. Ежедневно же всех детей в приюте осматривал врач А. Ромейко. В летние месяцы организовывались морские купания для детей; для этого в купальне А. Витмера предоставлялись бесплатные часы. Зимой дети в обязательном порядке получали рыбий жир.
После смерти М. Фридерикс в Департаменте Уделов остался капитал в 7143 рубля, назначенный приюту. В 1905 году Ялтинская городская Дума ассигновала приюту пособие в 300 рублей в год [4]. Попечительское общество поддерживало обездоленных детей практически до 1918 года [10].
Дневной (денный) детский приют «Ясли Заречья» в Ялте (1895) работал по принципу народного детского сада на протяжении 11 лет, основной целью своей деятельности ставя борьбу с безнадзорностью детей, разностороннее развитие детей из простых рабочих семей, помощь работающим ро-
Теория и методика дошкольного образования
195
дителям. Направляло его деятельность созданное при нём Попечительское общество. Посильную помощь приюту оказывало Ялтинское благотворительное общество, частные благотворители, в том числе и врачи, бесплатно практиковавшие в приюте.
Педагогическая работа в приюте проводилась достаточно разнообразная, преимущественно была направлена на религиозно-нравственное, физическое и трудовое развитие детей.
Список литературы:
1. Беспризорные дети. - Ялта, 1896, 25 дек.
2. Головань Т.М., Пониманская Т.И. Общественное дошкольное воспитание в Крыму (вторая половина XIX - начало ХХ века): монография. - К.: Издательский Дом «Слово», 2009. - 224 с.
3. Отчёт денного детского приюта «Ясли Заречья» 1895-1906 гг. - Ялта, 1906. - 10 с.
4. Отчёт о деятельности денного детского приюта «Ясли Заречья» 19081909 г. - Ялта, 1910. - 9 с.
5. Отчёт о деятельности денного детского приюта «Ясли Заречья»
1910 г. - Ялта, 1911. - 10 с.
6. Отчёт о деятельности денного детского приюта «Ясли Заречья»
1911 г. - Ялта, 1912. - 12 с.
7. Отчёт правления попечительского общества о денном детском приюте «Ясли Заречья» 1912 г. - Ялта, 1913. - 10 с.
8. Об устройстве в Керчи яслей «Дневной приют» для детей беднейших родителей. - ГААРК. - Ф. 455. - оп. 1. - Д. 3712. - л. 1-8.
9. Отчёты по общественному столу, яслям и богадельням Люстих. -ГААРК. - Ф. 63. - оп. 2. - Д. 4. - л. 1-41.
10. Попечительское общество о детском приюте «Ясли Заречья» в Ялте. -Ялта, 1917. - 17 с.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ аспект КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Горохова Н.А.*, Тараканова Е.Г.*
Детский № 83 комбинированного вида, г. Саранск
В статье рассматривается суть использования мини-музея краеведения в детском саду с целью помочь дошкольникам лучше узнать, полюбить свою родину, а также, воспитанию чувства гордости и уважения к державе.
Ключевые слова краеведение, Родина, социализация, дошкольник.
Воспитатель.