Т. М. Головань
УДК 372:2(477.75)
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КРЫМУ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
О ажным направлением в обновлении содержания работы дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации является максимальный учёт этнических и региональных особенностей. Оно определено в соответствии с современными тенденциями экономического и духовного развития государства и отражено в Законе Российской Федерации «О дошкольном образовании».
Однако научное решение современных задач реформирования системы дошкольного воспитания невозможно без учёта опыта прошлых поколений, в частности, тех периодов отечественной истории, которые богаты на общественно-политические, экономические, культурологические события. Таким периодом отечественной истории можно считать вторую половину Х1Х - начало ХХ века.
Изучение процесса становления дошкольных учреждений в Крыму представляет особый научный интерес, поскольку именно здесь достаточно давно стала реальностью идея институтов социальной опеки, начального воспитания и элементарного обучения детей, были внедрены своеобразные формы общественного воспитания детей.
Особенности общественного дошкольного воспитания в разных регионах Российской Империи в это время раскрыты в научных публикациях С. Амбрамсон, Л. Батли-ной, З. Ногачевской, С. Попыченко, И. Улю-каевой.
Отдельные аспекты истории развития дошкольного образования и благотворительной деятельности в Крыму в этот исторический период представлены в публикациях А. Аб-лятипова, Л. Вьюницкой, Н. Гурьяновой, Л. Мо-
кеевой, П. Конькова, А. Савочки, В. Широкова, А. Шустова.
Вторая половина Х1Х - начало ХХ века -особый период в развитии России, это время экономического, интеллектуального, культурного подъёма, интенсивного развития науки, искусства, философии. Именно в это время проблема создания дошкольных учреждений обозначилась не только как общественно-экономическая, но и как общепедагогическая, шёл процесс формирования новых педагогических теорий в области дошкольного детства. Проблема соотношения традиционного семейного воспитания и общественного воспитания детей дошкольного возраста привлекла к себе внимание педагогической общественности, поскольку значительное количество женщин, задействованных в общественном производстве, ощущало острую необходимость в помощи специальных учреждений для воспитания и обучения дошкольников.
Демократические идеи 60-х годов Х1Х века стали толчком для развития прогрессивного педагогического движения, основными требованиями которого были массовость и доступность образования всем гражданам государства. Это касалось и создания сети доступных дошкольных учреждений. Крым, как и каждый регион Российской Империи, имел свои особенности в становлении и развитии таких учреждений.
Целью статьи является характеристика организационных и содержательных основ становления учреждений общественного дошкольного воспитания в Крыму во второй половине Х1Х - начале ХХ ст., определение основных периодов их развития.
На развитие общественного дошкольного воспитания в Крыму во второй половине Х1Х - начале ХХ века повлиял целый ряд факторов и важнейших событий: Крымская война, отмена крепостного права в России, приток рабочей силы в Крым, широкое применение женского труда на предприятиях, развитие Крыма как курорта, распространение передовых педагогических идей и методик образования дошкольников.
Поскольку государство не имело в своей структуре дошкольных учреждений, занимались их созданием общественно-педагогические и благотворительные организации, а также частные лица. Во всех крупных городах Крыма во второй половине XIX - начале ХХ века действовали педагогические и благотворительные общества: Симферопольские общества «Детский сад» и «Детская помощь», Благотворительное общество, Общество попечения о детях; в Севастополе способствовали созданию первых учреждений общественного воспитания дошкольников Ксе-нинское общество Севастопольских яслей, Благотворительное общество и Общество содействия воспитанию и защите детей; в Керчи - Общество попечения о детях, Общество «Ясли», Женское благотворительное общество, Керченское общество Мариинского приюта и др. Осуществляли влияние на развёртывание учреждений дошкольного воспитания также ялтинское Общество «Ясли», Общество врачей в Евпатории, Общество врачей по созданию санатории для ослабленных детей в Ялте и Алупке, Симферопольское и Ялтинское отделения Лиги борьбы с туберкулёзом и др. Благодаря деятельности этих обществ, а также инициативе частных лиц начали свою деятельность различные типы общественных дошкольных учреждений.
Первыми в 50-60 гг. XIX ст. были открыты учреждения опеки: различные типы детских приютов и сиротский воспитательный дом. Их целью была опека детей-сирот, первоначальное воспитание и обучение, подготовка к самостоятельной жизни, забота о дальнейшем устройстве судеб воспитанников.
В отличие от сиротского дома, где дети находились в течение целого года, детские приюты были разных типов. Выделились как самостоятельные родильные, исправительные, земледельческие приюты, убежища-приюты, приюты-здравницы, убежища для детей мобилизованных родителей, колыбели для брошенных детей. Их открытие и деятельность прежде всего заслуга благотворительных организаций и частных лиц, в опреде-
лённой степени Таврического губернского попечительства детских приютов.
В Симферополе во второй половине XIX века действовали приют графини А. Адлер-берг на 40-50 девочек, основанный в разгар Крымской войны (1854), сиротский воспитательный дом тайного советника А. Фабра на 40-50 мальчиков (1864), земский, городской приют для подкидышей (1870). В Ялте (1871) был организован городской приют, а в Керчи (1874) начали деятельность Мариин-ский приют и колыбель для брошенных детей (1893) [7, с. 176].
Детский приют имени Амалии Максимилиановны Адлерберг просуществовал в Крыму более шестидесяти лет, до начала гражданской войны. Сначала приют предназначался и для девочек и для мальчиков, а с 1887 года в нём находились только девочки в возрасте от 3 до 16 лет [8, с. 2].
Сиротский приют тайного советника А. Фабра, основан в 1864 г., успешно просуществовал пятьдесят лет. Руководитель канцелярии князя М. Воронцова, впоследствии Екатеринославский губернатор, Андрей Яковлевич Фабр, в 1863 году в духовном завещании оставил весь свой капитал и все свои имения на устройство сиротского дома в Симферополе. Приют был под покровительством императрицы Марии. Назначение сиротского дома заключалось в заботе о полных сиротах мужского пола, уроженцах Таврической губернии, и их религиозно-нравственном воспитании. По воспоминаниям бывшего воспитанника приюта Г. Доценко можно судить о не только о достойном физическом, но и умственном и нравственном воспитании детей. За все годы в приюте не было ни одного случая смерти ребёнка [2, с. 4].
Симферопольский земский приют подкидышей был открыт в 1870 г. С 1892 по 1899 гг. при нём действовала и колыбель для брошенных детей [5, с. 1]. Сначала в приюте была высокой смертность детей, но с приходом Софии Андриановны Арендт, в девичестве Сонцовой, дочери вице-губернатора, приют по работе с детьми занял одно из первых
мест в России. С. Арендт в течение двух лет прошла курс обучения в Брюсселе по фребе-левской системе воспитания детей.
В 1866 году при Ливадской школе в Ялте был открыт фребелевский детский сад. В Симферополе созданное по инициативе И. Иванова Общество «Детский сад» в 1872 году инициировало открытие детского сада, который подчинялся губернскому инспектору народных училищ. В 1874 году в Симферополе начал действовать частный детский сад - начальная школа Софии Андриановны Арендт [13, с. 5].
В отличие от учреждений опеки, эти учреждения ставили целью разностороннее развитие детей, помощь родителям, которые работали. Платные частные детские сады основное внимание уделяли интеллектуальному развитию детей, подготовке к обучению в начальной школе. Отдельные из них работали в единстве с начальной школой: фребелев-ский детский сад - элементарная школа в Керчи (1897, 1905), детский сад - элементарная школа Е. Нергер в Симферополе (1914).
Так, во фребелевском детском саду в Керчи дети занимались плетением из полосок бумаги, вышивкой на картоне различных фигур, цветов и животных, вырезанием и наклеиванием фигур в тетради, лепкой из глины, раскрашиванием, вязанием, вышивкой. Детям читались маленькие рассказы, велись беседы по ознакомлению их с окружающей природой. Занятия проводились в детском саду - школе с 10 до 14 часов и чередовались с пением, подвижными играми и прогулками.
Время от времени устраивались прогулки за город. Значительное внимание уделялось проведению детских утренников с туманными картинками и литературно-вокальным отделением, в котором принимали участие дети фребелевского детского сада -школы. Летом велись практические занятия на французском языке, а с осени - и теоретические. Занятия в детском саду и школе продолжались в течение девяти месяцев. В среднем посещало сад и школу 22 ребёнка в возрасте до 9 лет. В 1906 году детский сад посещало 18 мальчиков и 13 девочек. С 1906
года детский сад перешёл в ведомство Родительского кружка. В программу входило пение русских и французских песен. Но с 1907 г. занятия по французскому языку были прекращены из-за недостатка средств [7, с. 128].
В конце XIX века, с 1893 по 1900 гг., в Крыму получили распространение многочисленные дневные ясли - приюты для детей, которые действовали по принципам народных детских садов и предоставляли возможность работающим женщинам отдавать детей на попечение приюта на время поденных работ. Своему основанию они были обязаны обществам «Ясли», которые в то время действовали практически во всех городах Крыма. Ясли-приюты имели целью обеспечение условий для получения детьми начального воспитания, трудовых умений и навыков, религиозно-нравственного воспитания.
Первое подобное учреждение начало свою деятельность в Керчи в 1893 г. благодаря усилиям Ю. Антоновой. А в 1896 г. в Керчи было уже создано общество «Ясли», оно открыло ещё и убежище для малолетних детей. С этого же года начал свою работу дневной детский приют им. А. Люстига в Симферополе, который с 1909 г. имел характер детского сада, где дети занимались рисованием, ручным трудом, фребелевскими играми и пением. Со старшей группой заведующая вела занятия по закону Божию и арифметике - «наглядно и в элементарных пределах».
В Ялте (1895) открыт дневной приют «Ясли Заречья» для помощи бедным семьям Ялты и Аутки. Инициатива открытия принадлежала баронессе М. Фридерикс и С. Да-раган. В течение 11 лет приют посетил 131 ребёнок. Долгое время педагогическая работа проводилась В. Дилеу [11, с. 6].
Севастопольский дневной приют «Ясли» был создан в 1900 году по инициативе А. Даниловой и при поддержке Ксенинского общества Севастопольских яслей. Вскоре подобные учреждения начали функционировать в Керчи, Феодосии, Старом Крыму и Евпатории.
В Евпатории дневной приют (1912) создан был по инициативе С. Сумцовой, а учредило его Общество Евпаторийских врачей [1, с. 2].
С 1915 г. в Ялте действовал также детский приют благотворительного общества, где попечительницей была П. Попова.
Деятельность дневных приютов - яслей заключалась в обеспечении ухода за детьми, питании, проведении религиозных собеседований, чтений, развлечений и занятий, которые развивали бы у детей нравственные и физические силы. Во многих яслях дети весной занимались подкормкой шелковичных червей, посадкой цветочных семян на грядках и в комнатах, посевом и поливом лекарственных растений. Находились дети в приютах - яслях с 7 часов утра до 5 вечера. В приморских городах в тёплое время детей водили на море купаться. Проводились ежедневные врачебные осмотры. Так, в ялтинском приюте «Ясли Заречья» осмотры проводили известные в городе врачи А. Ромейко, В. Дмитриев, М.Богданович.
Доходы обществ «Ясли» составляли прибыль от спектаклей и развлечений, пожертвований частных лиц, членских взносов и родительской платы. Плата за пребывание детей была небольшой, например, в севастопольских яслях брали 3 копейки на день. Общества поддерживали и земства, но их помощь была незначительной.
Инициатива открытия подобных учреждений принадлежала чаще всего частным лицам. Так, в Керчи (1909) произошло слияние Общества «Ясли» и Общества попечения о детях, а 31 мая 1909 г. открылся Приют-убежище для бедных сирот имени купца первой гильдии К. Месаксуди на средства В. Калининой и Н. Месаксуди, которые пожертвовали 50 000 рублей. Приют размещался во вновь построенном доме, при котором был сквер-сад, сад и все службы. В приюте был организован уход за 53 детьми обоих полов от 2 до 12 лет. Содержался приют на личные средства учредителей.
В начале ХХ века в Крыму созданы и первые детские общественные учреждения,
предназначенные для оздоровления, лечения ослабленных детей: детские санатории, климатические колонии, курорты, здравницы, оздоровительные пляжи, площадки для подвижных игр, физических упражнений и занятий. К 1910 году практически сложилась сеть подобных заведений. Почин здесь принадлежал профессору медицины московского университета В. Боброву и М. Филатову. А. Бобров на собственные средства основал в 1902 г. в Алупке «санаторию» для детей, больных костным туберкулёзом (на 90 детей). 16 апреля 1902 г. санаторий принял первую группу детей. В это заведение могли быть приняты ослабленные дети всех вероисповеданий и национальностей в возрасте от 4 до 14 лет, требующие длительного пребывания на Южном берегу Крыма с целью поправки здоровья.
В 1902 году Обществом попечения о детях была основана детская климатическая колония в Керчи. В 1905-1912 гг. подобные учреждения были открыты в Ялте супругами Готлиб и доктором П. Нания. Они предназначались для оздоровления детей только силами природы. Колонии работали на протяжении целого года. По мнению врача П. На-ния, колония должна была не только оздорав-ливать, но и наполнять день ребёнка полезной и разумной деятельностью. А задачей педагогов было замечать склонности каждого ребёнка. В колонии находились дети как дошкольного, так и школьного возраста; бедные, нищие и бездомные. Детей привлекали к различным полезным видам деятельности: начинали с игры, затем переходили к чтению. Летом читали сказки, басни в лицах, декламировали вместе с детьми. Программа чтения была различной и зависела от возраста детей. Во время организации игры воспитателям рекомендовалось не менять их слишком часто, улаживать возникающие конфликты между мальчиками и девочками во время игр, учитывать интересы детей при их выборе. Кегли рекомендовали использовать не только для физического развития детей, но и для обучения счёту. Крокет больше использовали для детей дошкольного возраста.
Достаточно широко применялась в колонии гимнастика. Особенно нужными для больных детей, по мнению врача П. Нания, были лёгкие гимнастические упражнения с флажками. В вечернее время дети занимались пением. Пели хором, совмещая пение с игрой, даже дети до 5 лет. Проводили в колонии и занятия по математике, письму, рисованию, лепке, вышивке [9. с. 6].
Вблизи Сак с 1905 г. также действовала подобная детская оздоровительная колония Симферопольского общества «Детская помощь». Она просуществовала до 1908 г., а в 1913 г. была возобновлена. Активное участие в её работе принимала С. Шнейдер [12, с. 2].
Детские здравницы и курорты в начале ХХ века предназначались для лечения и оздоровления ослабленных детей без помощи медикаментозных средств, исключительно с помощью оздоровительных возможностей крымского климата, на протяжении только тёплого времени года. Детская здравница, в отличие от курорта, не предоставляла возможность постоянного проживания детям и родителям. Педагогической работе в этих заведениях придавалось значительно меньше внимания, чем в колониях.
Детская здравница была открыта в д. Отрадное, вблизи Ялты, известными врачами Л. Финкельштейном и А. Якубовским. Состав детей был самым разнообразным: младенцы, дети раннего, дошкольного возраста, школьники. За жаркие месяцы получали лечение более 200 детей, причём детей младенческого и раннего возраста было не меньше 40 %. Под влиянием лечебных природных факторов дети загорали, набирали вес, избавлялись от симптомов многих болезней, становились подвижнее, жизнерадостнее, у них улучшался аппетит и сон. С заразными болезнями в больницу дети не принимались. В учреждении был чёткий распорядок жизни. Л. Финкельштейн в 1908 году в Санкт-Петербурге издал свою книгу «Лечение солнцем, воздухом и водой», где описал требования относительно физического воспитания детей в своей здравнице в Отрадном [10, с. 15] .
Первый в России детский курорт был организован (1906) профессором, врачом В. Ляпидусом в Ялте, где был оборудован большой по территории морской пляж для лечения детей физическими силами природы, солнечными, солнечно-воздушными, песочными ваннами, лечебной гимнастикой и подвижными играми. Здесь дети могли лечиться, закаляться и просто развлекаться. Значительной популярностью пользовались воздушные ванны, имевшие целью закаливание детей. Проводились подвижные игры по системе профессора П. Лесгафта под руководством специально подготовленных специалистов. Пребывание на пляже было платным: 20 рублей за лечение и участие в подвижных играх на месяц. Для бедных детей и морские ванны и игры были бесплатными. Профессором Ля-пидусом написаны методические советы по использованию солнечных, воздушных и других ванн, с которыми он выступал на заседании Ялтинского медицинского общества; в его выступлении приводились многочисленные примеры оздоровления детей, начиная с раннего возраста [7, с. 142].
В Евпатории в дачном районе врачи Г. Галицкая и Б. Казас организовали для лечения и организации досуга детей детский пляж «БАМТАБ» (1910), где проводились солнечные, воздушные, песочные ванны, электропроцедуры, гимнастика, игры и морские прогулки для детей дошкольного возраста.
Детские колонии, санатории, курорты, пляжи, оздоровительно-лечебные заведения в полной мере можно считать учреждениями общественного дошкольного воспитания. Согласно уставам, дети принимались в эти учреждения в возрасте от 1 года. Здесь решались задачи не только непосредственного оздоровления, но и воспитания детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Под руководством квалифицированных педагогов проводилась разнообразная воспитательная работа, применялись прогрессивные для того времени методики воспитания детей дошкольного возраста Ф. Фребеля, П. Лесгафта. Врачи и педагоги стремились к реализации принципа природосообразности воспи-
тания - учитывали возраст, пол, индивиду -альные особенности, потребности детей. Следует отметить, что эти учреждения пользовались популярностью не только в Крыму, но и в других регионах Российской Империи, поскольку имели статус общероссийских.
Получили распространение в Крыму в начале ХХ века и детские площадки. Первой (1900) начала деятельность Пушкинская площадка в Керчи. В Симферополе (1906) обществом «Детская помощь» созданы Шестери-ковская и Кладбищенская площадки для физических игр, упражнений и занятий. Руководство играми и занятиями с детьми осуществляли выпускницы курсов П. Лесгафта: В. Жадовская, М. Рейнфельд, В. Можарова, А. Зинова. С 1913 г. на этих площадках впервые кроме подвижных игр начали проводиться занятия по лепке и гимнастике [12, с. 46]. С 1911 г. в Симферополе действовала детская площадка в детском саду им. Ф. Мюль-гаузена. В Ялте площадка для гимнастических упражнений начала свою деятельность в городском саду только в 1916 г. по инициативе Е. Глаголевой, преподавательницы Петербургского гимнастического института. Позже, в 1918-1919 гг., в Ялте начали работу и другие - Массандровская, Церковная, Аутская, Толстовская, Мещерская - детские площадки. В зимний период они работали как детские клубы. Ялтинская Городская Дума выделяла для них специальные помещения [3, с. 3].
В Севастополе (1908) Севастопольское благотворительное общество содержало сиротский приют девочек на Херсонесской улице, заведовала им О. Тиде. Попечительство детских приютов Ведомства Императрицы Марии содержало приют «Сирот-мальчиков» на Карантинной слободе, где попечителем была Г. Спицкая, а также приют для мальчиков «Корабль-школа», где директором был А. Млинарич. В годы первой мировой войны в Крыму действовали Каратобийский земледельческий приют вблизи Евпатории для детей-сирот воинов, павших и искалеченных в бою (1915), «Здравница - убежище» со школой для заботы о детях воинов, павших и
искалеченных в бою в деревне Аутка Ялтинского уезда (1915), а также убежище для детей мобилизованных родителей в Симферополе (1914) [7, с. 177].
Стали активно открываться и частные детские сады: в Севастополе с 1911 года стал работать детский сад А. И. Степановой, в Симферополе в 1913 году открылся еврейский сиротский приют А. Б. Ковлер и Ц. М. Ковлер, работал платный детский сад К. М. Коган при училище 2-го разряда Д. М. Коган, с 1914 года открылись платный детский сад В. Г. Телишевской при частном одноклассном мужском училище В. Г. Тели-шевской и элементарная школа и детский сад Э. А. Нергер. От Симферопольского благотворительного общества в Симферополе действовали «Ясли» на Пушкинской (зав. Е. Н. Швец) и на Госпитальной (зав. А. И. Чепига) [7, с. 177].
Во второй половине Х1Х - начале ХХ в. в Крыму действовало более пятидесяти дошкольных учреждений разных типов. Много сделали для организации дошкольных учреждений в это время в Крыму А. М. Адлерберг, С. А. Аренд, В. М. Готлиб, Е. А. Глаголева, С. Да-раган, Е. Н. Данилова, К. М. Коган, А. И. Ма-ркевич, Э. А. Нергер, О. Сумцова, В. Г. Тели-шевская, О. Тиде, А. Я. Фабр, М. П. Фриде-рикс, С. С. Шнейдер. Большими энтузиастами своего дела были и врачи: А. А. Бобров, Г. А. Галицкая, Б. И. Казас, В. Б. Ляпи-дус, П. И. Нания, Л. А. Финкельштейн, А. Я. Якубовский. Деятельность этих учреждений отличалась целесообразностью использования многих видов деятельности для детей, научным подходом, умелым использованием местных климатических условий.
При определении периодов в развитии общественного дошкольного воспитания в Крыму во второй половине Х1Х - начале ХХ века учтено несколько критериев: цели и задачи, которые решали дошкольные учреждения; тип дошкольного учреждения; изменение признаков учредителей учреждений общественного дошкольного воспитания, расширение их круга; содержание образовательной работы с детьми в учреждениях обще-
ственного дошкольного воспитания, её усложнение, применение научных методик, совершенствование программно-методического обеспечения.
Выделены основные периоды процесса становления и развития дошкольного воспитания в Крыму во второй половине Х1Х - начале ХХ века (с 1854 по 1919 год): I период -с 1854 г. по 1871 г. - становление и развитие первых учреждений опеки для детей раннего, дошкольного и школьного возраста; II период - с 1866 г. по 1896 г. - открытие собственно дошкольных учреждений разных типов в Крыму общественно-педагогическими организациями и частными лицами (выделение собственно дошкольных учреждений - открытие первых детских садов: при Ливадской школе в Ялте (1866) и в Симферополе (1872)); III период - с 1897 г. по 1910 г. - создание сети лечебно-оздоровительных учреждений для детей дошкольного возраста: детского санатория, детских колоний, лечебниц, курортов, пляжей, площадок для физических игр и гимнастических упражнений; IV период - с 1911 г. по 1919 г. - совершенствование форм и содержания деятельности общественных воспитательно-образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. К 1919 году в Крыму действовало более 50 общественных учреждений, которые оказывали образовательные услуги детям дошкольного возраста.
Основными типами учреждений общественного дошкольного воспитания в Крыму во второй половине Х1Х - начале ХХ века определены детский приют, сиротский воспитательный дом, колыбель для подкидышей, убежище, здравница-приют, детский сад, ясли-приют, детский санаторий, детская колония, детский курорт, детская лечебница, детский пляж, детская площадка для физических игр, упражнений и занятий, очаг для детей мобилизованных родителей, детский клуб.
Основными тенденциями развития общественного дошкольного воспитания в Крыму во второй половине Х1Х - начале ХХ века можно считать: увеличение численности учреждений для воспитания детей дошкольного
возраста; дифференциация, разнообразие типов дошкольных учреждений; расширение круга учредителей учреждений для воспитания детей дошкольного возраста; обогащение направлений деятельности и задач оздоровления, воспитания и обучения детей дошкольного возраста; проведение образовательной работы в дошкольных учреждениях подготовленными специалистами с учётом научных методик; совершенствование программно-методического обеспечения дошкольных учреждений.
АННОТАЦИЯ
В статье автором дана характеристика организационных и содержательных основ становления учреждений общественного дошкольного воспитания в Крыму во второй половине Х1Х - начале ХХ ст., определены основные периоды их становления и развития.
Ключевые слова: история, дошкольное воспитание, Крым, периоды становления.
SUMMARY
In the article the author characterizes the organizational and conceptual bases of formation of institutions of preschool education in the Crimea in the second half of XIX - early XX century, identifies the main periods in its development.
Key words: history, preschool education, Crimea, the periods of formation.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дело об открытии Евпаторийским обществом врачей дневного приюта «Ясли» для призрения детей обоего пола рабочего класса // ГААРК. Ф. 27. Оп. 12. Д. 803.
2. Дело о 50-летии приюта Фабра // ГААРК. Ф. 120. Оп. 1. Д. 24.
3. Дело в содержании учебных заведений Ялты. Сведения о дошкольном образовании (1915) // ГААРК. Ф. 522. Оп. 1. Т. 2. Д. 2172.
4. Дело по устройству площадки для детских игр // ГААРК. Ф. 522. Оп. 1. Т 2. Д. 2085.
5. Дело об устройстве колыбели при здании женского благотворительного общества // ГААРК. Ф. 455. Оп. 1. Д. 454.
6. Дело об отводе свободной городской земли для постройки приюта /Ялтинская городская управа/ // ГААРК. Ф. 522. Оп. 1.
Д. 112.
7. Головань Т. М., Пониманская Т. И. Общественное дошкольное воспитание в Крыму (вторая половина Х1Х - начало ХХ века): монография. - К.: Издательский дом «Слово», 2009. - 224 с.
8. Маркевич А. И. Симферопольский детский приют им. А. М. Адлерберг (К 60-летию его существования): Краткий исторический очерк. - Симферополь, 1915. - 71 с.
9. Нания П. И. Доклад доктора П. И. На-ния о детской колонии Ялтинского отделения лиги борьбы с туберкулёзом. - Ялта, 1913. -12 с.
10. Отчёт общества детской климатической колонии в Ялте (ЮБК) за 1906 год. -Ялта, 1907. - 21 с.
11. Отчёт о деятельности дневного детского приюта «Ясли Заречья» 1908-1909 г. -Ялта, 1910. - 9 с.
12. Отчёт о деятельности Симферопольского общества «Детская помощь» за 1913 год. - Симферополь: Типография Г. М. Эпе-ля, 1914. - 50 с.
13. Широков В. Первый детский сад в Симферополе (госпожи Аренд) // Крымские известия. - 2003. - № 88. - С. 5.
М
Я. В. Гурина
УДК 37.013
РЕТРОСПЕКТИВА
ИНОЯЗЫЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕДАГОГИКЕ
В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
И=У связи с расширением мирового рынка, распространением новых информационных технологий и других глобальных изменений в обществе как в России, так и во всём мире, изменилась роль иностранного языка в системе образования. Иностранный язык, по сравнению с другими предметами в средних и высших учебных заведениях, занял приоритетное место, стал более значимым для обучающихся. В связи с тем, что к уровню подготовки выпускников школ и вузов предъявляются всё более высокие требования, иноязычное образование вновь приобретает большое значение.
Иноязычное образование представляет собой многоаспектный феномен, сущность которого рассматривается в нескольких плоскостях. В историко-культурном плане иноязычное образование принадлежит к базовым архетипам европейской культуры и наиболее тесно связано с религиозным просвещением. Как образовательный феномен иноязычная подготовка выступает одной из подсистем национальной образовательной системы, целью которой является обучение и воспитание учащихся содержанием и средствами иностранного языка, оказывающими положительное воздействие на их культурное обогащение и творческое развитие. Воспитательный аспект иноязычного образования направлен на духовное совершенствование учащихся на базе диалога иной культуры и родной. В последние годы в российском иноязычном об-