20/S/3
чального языкового образования детей: определено место родного языка в воспитании и обучении детей, разработаны принципы и система методов и приёмов начального обучения родному языку.
Б. Чобан-заде считал, что, только задействовав практический и воспитательный аспект языкового образования, можно обеспечить формирование у детей языкового чувства и языкового вкуса, а соответственно и эстетического интереса к родному языку, желанию говорить на нём красиво, правильно, с удовольствием. Следовательно, понятие языкового образования не ограничивается только обучением языку. Одновременно и органически с языковым обучением должно осуществляться языковое воспитание и формирование осознанного позитивного языкового поведения. Этот процесс, по мнению Б. Чобан-заде, будет способствовать формированию культуры речи у подрастающего поколения.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению дидактической системы Б. Чобан-заде для обучения родному языку и литературе. Выявлено, что педагог и методист отразил в своей системе основные принципы воспитания и развития подрастающего поколения.
Ключевые слова: Бекир Чобан-заде, дидактическая система, педагог, методика преподавания, научно-методическое наследие, родной язык.
SUMMARY
The paper studies the didactic system by B. Choban-zade for learning the native language and literature. The didactic system of teacher and trainer reflects the basic principles of education and development of the younger generation.
Key words: Bekir Choban-zade, didactic system, teacher, methods of teaching, scientific and methodological heritage and native language.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чобан-заде Б. Къырымтатар ильмий сарфы. - Акъмесджит: Къырымдевнешр, 1925. - 188 с.
2. Чобан-заде Б. Тюрк дали ве эдеби-ятынынъ тедрис усулы: в 2 ч. - Баку: Азгиз, 1926. - Ч. 1. - 261 с.
3. Чобан-заде Б. Тюрк дали ве эдебия-тынынъ тедрис усулы: в 2 ч. - Баку: Азгиз, 1926. - Ч. 2. - 218 с.
4. Чобан-заде Б Тюркский язык. - Баку: Азгиз, 1929. - 219 с.
5. Чобан-заде Б. Тищ grameri. - Baqь: ^ет^, 1929. - 202 с.
Э. С. Симакова
УДК 37.013.42-053.2(470)«18/19»
ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КРЫМА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX -НАЧАЛА ХХ ВЕКА
В опросы воспитания молодого поколения в современных реалиях становятся всё более актуальными, о чём свидетельствует вынесение в 2015 году на обсуждение общественностью, государственными органами и научными кругами двух проектов: «Стратегии развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года» и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Оба документа разработаны Министерством образования и науки на базе Конституции, Федерального закона «Об образовании», Национальных программ Российской Федерации в сфере образования, науки, молодёжной и семейной политики, а
также с учётом норм Конвенции ООН о правах ребёнка [1; 2].
В названных документах основными направлениями воспитательного процесса, требующими обновления с учётом современных достижений науки, определены следующие: гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание [1; 2]. Указанные компоненты воспитательной работы известны и реализуются в отечественной и мировой практике в той или иной степени на протяжении последних нескольких столетий. При этом каждый регион имеет свою специфику организации воспитания молодого поколения, обусловленную местной историей и культурой. Определённо, невозможно также обойти вниманием опыт, накопленный в отношении воспитания детей предыдущими поколениями.
В свете интеграции Республики Крым в образовательное пространство Российской Федерации актуально изучение наследия крымских педагогических учреждений в отношении разнообразия форм и методов воспитания несовершеннолетних. Особый интерес представляет для современников работа социальных заведений дореволюционного Крыма по социальной адаптации, воспитанию и профессиональному становлению обездоленных детей.
Процесс становления и развития системы социальных учреждений для несовершеннолетних детей в Крыму насчитывает около двух столетий. За это время полуостров успел побывать несколько раз в составе разных государств, пережить множество войн и оккупаций, смену форм и режимов государственного управления, подъём и кризис благотворительности, расцвет и упадок экономики. И на протяжении прошедших лет маленькие крымчане не переставали нуждаться в социальной помощи и опеке.
Путь, пройденный социальной сферой Крыма, можно условно разделить на три периода: а) частной и благотворительной
помощи детским учреждениям призрения (до 1918 г.); б) только лишь централизованного финансирования социальных заведений для несовершеннолетних (до 1991 г.); в) современный - смешанный, но с доминированием государственных вливаний. В равной мере это деление можно отнести как к социальным учреждениям для детей, так и для взрослых [12].
Данная статья посвящена изучению главных направлений воспитательной работы с детьми в социальных заведениях Крыма во второй половине XIX - начале ХХ века. Под социальными заведениями для несовершеннолетних будем понимать приюты, сиротские дома, воспитательные колонии, ясли-приюты и другие педагогические учреждения всех форм собственности, бесплатно или за умеренную плату осуществляющие уход, социальное воспитание, обучение и дающие образование детям до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации (сироты, беспризорные, дети из малоимущих и многодетных семей, несовершеннолетние правонарушители и преступники).
В Крыму в конце XIX - начале ХХ века успешно функционировало около 35 социальных учреждений разного типа, где получали достойный приют, воспитание и образование более 4 тысяч детей. Для анализа основных направлений, форм и методов воспитательной работы социальных заведений для несовершеннолетних Крыма обратимся к изучению опыта работы тех из них, где дело воспитания было поставлено на надлежащий уровень по меркам рассматриваемой эпохи (таблица 1).
В подавляющем большинстве учреждений Крыма для опеки несовершеннолетних детей ставились такие задачи как:
- религиозно-нравственное и патриотическое воспитание;
- физическое воспитание: восстановление ослабленного здоровья и физическое развитие питомцев;
- трудовое воспитание: привитие ребятам разного рода практических навыков, подготовка выпускников к честной, трудовой, самостоятельной жизни;
20/о/3-
Таблица 1 Наиболее крупные социальные заведения для детей в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ века*
№ ГЙ1 Название социального заведения Макс.кол-во детей, одновременно воспитывающихся в учреждении Год открытия Годы закрытия
1. Симферопольский детский приют имени графини А. М. Адлерберг 80 1854
2 Симферопольский детский приют для мальчиков тайного статского советника А. Я. Фабра 40 1864
3. Городской детский приют в Ялте 20 1871 (н г е
4. Керченский Мариинский детский приют 40 1874 о 2 т
5. Севастопольский приют для девочек 20 1882
6. Севастопольский приют для мальчиков 20 1893
7. Симферопольский исправительный приют для малолетних преступников 60 1890
8. «Ясли Заречья» в Ялте 44 1895
9. Приюты «Ясли» в Феодосии и Старом Крыму 300 1902
10. Севастопольский береговой приют для мальчиков 50 1903
11. Колония для слабых и болезненных детей в п. Ай-Даниль, Ялта (с 1912 г. -им. Цесаревича Алексея Николаевича) 45 1905
12 Приют-корабль А. И. Млина-рича в Севастополе 20 1908
13. Детская колония доктора П. Нания в Ялте ? 1912
14. Каратобийский земледельческий приют для сирот павших и увечных воинов (между г. Евпатория и г. Саки) 30-? 1915
* при составлении таблицы были использованы материалы Государственного архива в Республике Крым, Отчёты названных социальных заведений в библиотеке «Таври-ка» г. Симферополвь, а также монографии А. Н. Савочки и Т. М. Головань.
В уставах некоторых из социальных заведений обозначалась также необходимость умственного воспитания, которое понималось как необходимость для получения ребёнком начального школьного, а затем и профессионального образования. Таковы были цели приютов А. М. Адлерберг, А. Я. Фабра, Керченского Мариинского, Севастопольских приютов и др. Как видим, направления воспитательной работы с детьми также, как и их формулировки, мало изменились с XIX до XXI века (таблица 2):
Рассмотрим средства, формы и методы, с помощью которых социальные заведения
для несовершеннолетних детей в Крыму реализовывали названные направления воспитательной работы во второй половине XIX - начале ХХ века.
Таблица 2 Приоритетные направления воспитания детей и молодёжи в разные исторические периоды*
XIX - начало ХХ в. (Крым, Российская империя) ХХ1 в. (Российская Федерация)*
религиозно-нравствен-ное воспитание и патриотическое воспитание духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию
гражданское и патриотическое воспитание
восстановление ослабленного здоровья и физическое развитие питомцев физическое развитие и культура здоровья
привитие ребятам разного рода практических навыков, подготовка выпускников к честной, трудовой, самостоятельной жизни трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- экологическое воспитание
умственное воспитание +
* по тексту проекта «Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года»
Первой и самой главной задачей педагогической работы с питомцами приютов и других социальных учреждений Крыма рассматриваемого периода было религиозно-нравственное воспитание детей, которое осуществлялось путём:
- крещения ребёнка;
- обучения детей Закону Божьему;
- организации жизни ребят в социальном заведении по всем канонам православной церкви (церковные праздники, пост, религиозные обряды);
- отведения священнослужителям роли учителей и наставников в приютах;
- ежедневного чтения библии и молитв;
- регулярного активного участия воспитанников в богослужениях в церквях при социальных учреждениях.
Одной из важнейших задач было также физическое воспитание, от уровня организации которого зависело здоровье и жизнь детей в социальных заведениях Крыма. Особенно остро стояла во многих приютах и колыбелях проблема высокой детской смертности из-за несовершенств медицинского обслуживания в XIX - начале ХХ века, сложностями искусственного вскармливания младенцев, от которых отказывались матери, неудовлетворительными санитарно-бытовы-ми условиями. К примеру, в Таврическом земском приюте для подкидышей смертность младенцев в разные годы достигала 60-70 %! Ни о какой системе воспитания там и речи не шло: лишь бы спасти детские жизни, обеспечить им надлежавший уход, питание, рост и развитие [11].
Однако в большей части крымских социальных учреждений дело физического воспитания детей было поставлено на более качественный уровень, а уровень смертности приближался к нулю. К таким образцовым заведениям относились Симферопольский детский приют им. графини А. М. Адлерберг, Симферопольский детский приют для мальчиков тайного статского советника А. Я. Фабра, Керченский Мариинский детский приют, приют-убежище в Керчи им. К. И. Месак-суди для бездомных мальчиков и девочек и др. В названных учреждениях учредители и организаторы призревали небольшое количество воспитанников (от 20 до 80), поэтому могли им обеспечить достаточные гигиенические условия для жизни и здоровья [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11].
Большая часть крупных социальных учреждений для детей Крыма рассматриваемого периода размещалась в собственных просторных двухэтажных зданиях с высокими потолками, большими светлыми комнатами, построенными специально для
ЗО/Я/З ■
нужд детского заведения. Кухня, прачечная, хозяйственные постройки обычно находились в отдельных помещениях во дворе, что обеспечивало безопасность питомцев. Кроме того, при каждом социальном учреждении строились дополнительно церковь, больница, разбивался сад и огород, где воспитанники проводили много времени на свежем воздухе, что способствовало восстановлению ослабленного детского здоровья [3].
Уход и опека над детьми, восстановление их ослабленного здоровья обозначались в качестве основных задач работы в уставе таких социальных учреждений как Симферопольский детский приют им. графини А. М. Адлерберг, Симферопольский детский приют для мальчиков тайного статского советника А. Я. Фабра и др. Дети с серьёзными или хроническими заболеваниями (эпилепсия, умалишённые, слепые, инвалиды и т. п.) в заведения не принимались. Совет попечителей социальных учреждений давал согласие на зачисление того или иного ребёнка в приют, после чего его осматривал врач, затем ребёнку выдавалась новая одежда, бельё - всего два комплекта (будничная и праздничная). Особенное внимание в конце XIX - начале ХХ века уделялось своевременно сделанной детям прививке от оспы [4].
В социальных заведениях для детей в Крыму традиционно должность директора занимал врач по образованию. Например, директором приюта им. графини А. М. Адлер-берг был медик, заслуженный общественный деятель, и почётный дворянин М. И. Кашка-дамов, который организовал для воспитанников строгий режим дня, регулярное чередование занятий, отдыха и труда, трёхразовое питание, закаливающие процедуры (в тёплое время года дети ходили в помещении и во дворе босиком) [13]. При этом ни в одном из социальных заведений для несовершеннолетних в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ века не было регулярных, систематических занятий физкультурой в расписании, также не было и ежедневной зарядки. Но при этом режим дня был чрезвы-
чайно строгим и суровым, предполагал ранний подъём и большую занятость детей в хозяйственно-бытовом труде по зданию, самообслуживанию, работу в саду и огороде, что обеспечивало полную занятость детей школьного возраста и давало им достаточную по тем меркам физическую занятость [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11]. Примерный режим дня воспитанников Керченского Мариинского детского приюта приведён в таблице 3 [9].
Таблица 3 Режим дня в Керченском Мариинском детском приюте
Дни недели / Времядня Понедельн Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
6.007.30 Встают, умываются, моются, уборка постелей и здания
7.308.30 Утренняя молитва и чай с белым хлебом
8.3011.30 Классные и художественные занятия / Летом - купание в море Богослужение
11.3012.00 Мытьё рук, приготовление к обеду
12.0013.00 Молитва и обед
13.0014.00 Отдых и гуляние
14.0016.00 Уроки рукоделия Баня Приём родных
16.0017.00 Чай и отдых
17.0019.00 Работа и приготовление уроков / Летом - игры и прогулки Богослужение Игры / Летом -чтение книг
19.0020.00 Ужин
20.00 зимой / 21.00 летом Общая молитва и младшие идут спать
21.00 зимой / 22.00 летом Старшие идут спать, дежурные убирают приют
Говоря о физическом воспитании, нельзя обойти стороной полезнейший опыт крымских детских оздоровительных колоний, открытых в конце XIX - начале XX века на полуострове (Ялта, Керчь, Евпатория). Большая часть из них была предназначена для оздоровления и лечения слабых и болезненных детей с заболеваниями дыхательных путей, туберкулёзной интоксикацией. Однако были и такие, что предоставляли возможность укрепления детского здоровья, отдыха, физического развития ребят из несостоятельных семей. Наиболее заметна среди них деятельность колонии для слабых и болезненных детей в Ялте, в п. Ай-Даниль (1905); детской колонии для бедных, нищих и беспризорных детей разного возраста, больных туберкулёзом доктора Нания в Ялте (1912), детского бесплатного санатория в п. Заозерное г. Евпатории (1913). В названных учреждениях были как дети состоятельных родителей, которые оплачивали полную стоимость путёвок, так и ребята, пребывающие в лечебнице бесплатно или за символическую плату, часто вносимую благотворительными организациями или частными лицами [8].
Наиболее широко представленным в социальных заведениях для детей в Крыму во второй половине XIX - начале XX века было трудовое воспитание, под которым понималось формирование у ребят трудолюбия, привитие им разного рода практических навыков, подготовка выпускников к честной, трудовой, самостоятельной жизни. С этой целью руководство и служащие учреждений привлекали воспитанников к ежедневной уборке всех помещений приюта (спален, классных комнат, столовой, коридоров), а при необходимости и церкви, больницы. При этом дети участвовали в глажке и стирке белья, в приготовлении пищи, чистке ламп и ведении всего домашнего хозяйства. Летом ребята занимались в саду и огороде: занимались посильными им видами работ по устройству грядок, посадке цветов, поливу и сбору урожая овощей. К подобным работам не привлекались только дошкольники [3; 5].
Советские источники представляли описанное явление как эксплуатацию детского труда помещиками, непосильно тяжёлую для несовершеннолетних работу, однако архивные источники утверждают обратное. Например, директор Симферопольского приюта им. Адлерберг А. И. Маркевич с большим вниманием и заботой описывает в мемуарах специальное расписание, которое составлялось индивидуально для каждого ребёнка, чтобы он успевал посещать школьные занятия, а также ухаживать за своим палисадником. А Г. П. Доценко, воспитанник Симферопольского приюта им. Фабра, в своих воспоминаниях писал, что благодаря постоянному чередованию занятий, отдыха и труда, дети в социальном заведении никогда не чувствовали утомления. Судя по запискам выпускника учреждения, воспитанники с удовольствием проводили свободное время круглый год в саду, где у каждого были свои грядки: воспитанникам выдавали специальные инструменты для того, чтобы ухаживать за растениями. Такой вид отдыха детей на свежем воздухе позволял одновременно избежать скучных занятий по гимнастике и окрепнуть ослабленным организмам, закалиться [4].
Организация трудового воспитания была дифференцированной по полу. Традиционно, в среднем и старшем школьном возрасте девочки участвовали во всех видах хозяйственно-бытовых работ учреждения: приготовлении еды, уборке, стрике, глажке, штопке, уходе за младшими детьми. Для них организовывались специальные занятия по овладению профессиональными трудовыми навыками: рукоделие, шитьё, вязание, ведение домашнего хозяйства, кулинария (Севастопольский приют для девочек, Керченский Мариинский приют, Городской приют в Ялте, приют «Ясли» в Евпатории и др.). Мальчики также были заняты хозяйственно-бытовыми работами, однако, преимущественно их обучали трудовым навыкам, связанным с: а) ремонтом обуви, плотничеством (приют графини Адлерберг); б) башмачным, сапожным, плотничеством, ковкой, колёсно-экипажным делом в приюте Фаб-
20/£/з
ра; в) другим ремёслам (Севастопольский приют для мальчиков и др.) [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13].
Активное участие несовершеннолетних в трудовых процессах социальных учреждений подчёркивается во всех типах заведений в разных регионах Крыма: Симферополь, Севастополь, Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта. Столь широкое привлечение воспитанников заведения к хозяйственно-бытовому труду и самообслуживанию было с одной стороны мерой вынужденной (в целях экономии средств на содержание обслуживающего персонала приюта), а с другой стороны - воспитательной. Весь день ребята были заняты активными видами деятельности, которые постоянно сменяли друг друга: обучение, труд, прогулки, самообслуживание, игры, общение, лечебно-профилактические и гигиенические процедуры. Таким образом, у детей формировались важнейшие черты характера: трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка, отзывчивость, чистоплотность, активная жизненная позиция, развивались эмоционально-волевые качества личности.
В социальных заведениях Крыма XIX-XX вв. ребята не росли иждивенцами, оторванными от практической хозяйственно-бытовой жизни, как это обычно происходит в интернатных заведениях, где дети получают готовую пищу, чистую одежду, новую мебель и не задумываются о том, чьими усилиями достигаются эти блага. При этом, благодаря активному участию воспитанников социальных заведений в ведении домашнего хозяйства, у сотрудников учреждения не возникало дополнительных проблем с занятостью детей, их дисциплиной и необходимостью постоянно поддерживать порядок в спальнях и классных комнатах. А сами ребята росли уверенными в себе и готовыми к самостоятельной жизни вне стен учреждения опеки.
Говоря о воспитании будущих мужчин нельзя не упомянуть об интересном опыте
двух социальных заведений Севастополя: Берегового приюта для мальчиков и Приюта-корабля Млинарича, открытых в начале XX века [12].
В «береговой» приют принимали сирот, а также мальчиков из бедных, в основном крестьянских, семей и давали им приют до достижения ребятами 15 лет. За время пребывания в социальном учреждении все без исключения воспитанники получали среднее профессиональное образование на уровне низших ремесленных училищ по программе, утверждённой Министерством народного просвещения. Ученики в процессе обучения разделялись на три группы в зависимости от своих способностей и интересов: кузнечное, слесарное или токарное дело. В обязательный курс обучения воспитанников «берегового» приюта, кроме практических занятий в мастерских, входила физическая подготовка и начальный курс военного дела. Это давало возможность сиротам и несовершеннолетним ребятам из малообеспеченных крестьянских семей получить образование и обеспечить себе достойный уровень жизни и труда, ведь обучиться самостоятельно никто из них не имел материальной возможности [12].
Феномен же Приюта-корабля для мальчиков - уникален. Сама по себе мысль превратить корабль в учебное заведение интересна и удачна не только для воспитанников, но и для педагогов. В Европе задолго до XX века это было сделано с целью исключить побеги малолетних преступников из обычных «сухопутных» приютов. В крымском же варианте ставилась цель подготовить высококвалифицированных моряков, что и было сделано за неполные семь лет работы социального заведения. Одновременно в приюте-корабле решались две задачи: предупреждение бродяжничества, нищенства и правонарушений сирот-мальчиков и подготовка прекрасно обученных кадров для морского флота. Будущее этих мальчиков надёжно обеспечивалось без существенных финансовых вложений со стороны государства с помощью частной благотворительности и
местных властей. Прискорбно, что опыт работы данного детского приюта больше нигде впоследствии применён не был: ни в Российской империи, ни в современной России [12].
Особого внимания заслуживает система перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, организованная в первом и единственном исправительном социальном учреждении Крыма второй половины XIX - начала ХХ века - Симферопольском приюте для малолетних преступников, открытом в 1890 г. При заведении была сооружена даже церковь в целях духовного преображения подростков [6].
Акцент при перевоспитании малолетних преступников делался не только на религии и обучении, но и на физическом труде и дисциплине. В 1893 г. между Симферопольским обществом исправительных приютов и Департаментом земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ Российской империи был заключён договор о создании на территории исправительного приюта низшей сельскохозяйственной школы второго разряда для обучения в ней несовершеннолетних преступников садоводству, огородничеству и пчеловодству. Для приёма, перевода, а также выпуска детей создавались специальные комиссии из членов приюта, школы и Общества. Все ученики по окончании школы получали новую одежду, обувь и бельё, а также в зависимости от своего поведения и успехов - книги и необходимые вещи для первоначального обустройства и работы (инструменты и пр.) [6].
В школе исправительного приюта существовала особая процедура получения выпускниками аттестата об образовании. После окончания всех классов сельскохозяйственного заведения и сдачи выпускных испытаний все воспитанники поступали на частную службу (своеобразную практику) по специальности сроком на 1 год за вознаграждение, определяемое договором между школой и хозяином. Поступающий на такую работу молодой человек обязан был каждые четыре месяца приносить руководству образовательного учре-
ждения отчёт о своих обязанностях и достижениях, подписанный хозяином (работодателем). В случае, если все отчёты были сданы своевременно и являлись удовлетворительными, воспитанник считался сдавшим практику и окончившим школы садоводства, огородничества и пчеловодства, для подтверждения чего ему выдавался аттестат со всеми оценками за полный курс обучения [6].
Данный многоступенчатый механизм окончания школы и трудоустройства выпускников - бывших несовершеннолетних преступников - давал ребятам реальный шанс исправиться и начать жизнь сначала. Каждый из них стоял перед испытанием -годовым сроком на частной трудовой службе. Конечно, не все дети выдерживали его, были и такие, что не оканчивали даже полного курса обучения, сбегали, не сдавали экзамены, не проходили практику: они исключались как из учебного, так и из исправительного заведения. В некоторых случаях мальчикам, не прошедшим практику, давалась возможность остаться на второй год, но не более пяти раз [6].
Следовательно, созданный в 1893 г. в Крыму первый Таврический исправительный приют для малолетних преступников дал возможность несовершеннолетним детям, совершившим преступления, отбывать наказание не в тюрьмах вместе со взрослыми заключёнными, которые, несомненно, отрицательно влияли на становление мировоззрения и характера ребят, а в отдельном, специально созданном для них учебно-воспитательном учреждении. Исправительное социальное заведение перевоспитывало несовершеннолетних преступников с помощью трудовой, учебной и духовно-нравственной деятельности вплоть до их 18-тиле-тия, а также давало им начальное общее и среднее профессиональное образование, трудоустраивало, выдавало вещи, инструменты и денежные средства на первоначальное обзаведение хозяйством. Однако, справедливости ради, следует сказать, что исправительное заведение в Симферополе не могло
2Ü/o/j
вместить всех несовершеннолетних преступников, и подавляющее большинство из них вплоть до советского периода отбывали наказание во взрослых тюрьмах.
Таким образом, основными направлениями воспитательной работы в социальных заведениях для детей в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ века являлись: религиозно-нравственное и патриотическое воспитание, физическое воспитание: восстановление ослабленного здоровья и физическое развитие питомцев, трудовое воспитание: привитие ребятам разного рода практических навыков, подготовка выпускников к честной, трудовой, самостоятельной жизни и умственное воспитание.
АННОТАЦИЯ
В статье обобщена и систематизирована информация из опубликованных и архивных источников о направлениях воспитательной работы с детьми в приютах, сиротских домах, колониях Крыма во второй половине XIX - начале ХХ века. Автором охарактеризованы основные формы и методы воспитания несовершеннолетних в социальных заведениях Крыма в рассматриваемый период.
Ключевые слова: социальные заведения для детей, приюты Крыма, физическое воспитание, трудовое воспитание, религиозно-нравственное воспитание.
SUMMARY
The article generalizes and systematizes information obtained from published and archival sources concerning directions of educational work with children in shelters, orphanages, colonies of Crimea in the second half of XIX - early XX century. The author characterizes the main forms and methods of education of minors in the social institutions of Crimea during the period under review.
Key words: social institutions for children, Crimean shelters, physical education, labor education, religious and moral education.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев Д. Государственная программа «Патриотическое воспитание граж-
дан Российской Федерации на 20162020 годы» (проект) / Мемуары о будущем. URL: http://bda-expert.com/2015/01/strategiya-razvitiya-vospitaniya-v-rossijskoj-federacii-do-
2025-goda-proekt/ (дата обращения 08.04.2015).
2. Беляев Д. Стратегия развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года (проект) / Мемуары о будущем. URL: http://bda-expert.ru/doc/2015-01-14-strategiya-razvitiya-vospitaniya-rf-proekt. zip (дата обращения 08.04.2015).
3. Головань Т. М. Общественное дошкольное воспитание в Крыму (вторая половина XIX - начало XX века): монография. - К.: Изд. дом «Слово», 2009. - 224 с.
4. Записи воспитанника о состоянии приюта им. Фабра (30.11.1915 г.). // ГА-АРК. Ф. 120. Оп. 1. Д. 42. 8 л.
5. Маркевич А. И. Симферопольский детский приют имени графини А. М. Адлер-берг: к шестидесятилетию существования: краткий, исторический очерк. - Симферополь: Таврическая губернская типография, 1915. - 71 с.
6. Особое приложение к отчёту общества исправительных приютов для малолетних преступников. - Симферополь, 1893. - 40 с.
7. Отчёт директора Таврического исправительного приюта за 1896 г. - Симферополь, 1897. - 237 с.
8. Отчёт дневного детского приюта «Ясли Заречья» за 1895-1906 гг. - Ялта: тип. Лупандиной, 1906. - 10 с.
9. Отчёт за 1907 г. общества детской климатической колонии в Ялте. Функционирует 3-й год. - Ялта, 1908. - 18 с.
10. Отчёт Керченского городового попечительства Мариинского детского приюта за 1910 г. - Керчь: тип. Нутиса, 1911. - 50 с.
11. Положение о ремесленной школе при сиротском доме тайного советника Фабра в г. Симферополе (28.04.1890 г.). // ГААРК. Ф. 120. Оп. 1. Д. 41. 4 л.
12. Призрение подкидышей в Симферополе // Крым. - 1893. - 2 апр.
13. Савочка А. Н. Благотворительность в Таврической губернии (1802-1920) / под
ред. А. А. Непомнящего. - Симферополь: Доля, 2012. - 320 с.
14. Симакова Э. С. Создание и деятельность Симферопольского детского приюта им. графини Адлерберг в Крыму (18541918 гг.) // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - № 5. - С. 127-138.
Ж
Мешков И. А.
УДК 141.201.1
КАТЕГОРИЯ ЗНАЧИМОСТИ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НЕОКАНТИАНСТВА
ущественный вклад в развитие мировой аксиологии внесли представители немецкого неокантианства, которые исследовали ценность в связи с другими категориями, такими как: благо, значимость, оценка, достоинство и др. Через данные категории «ценность» проходила этап своего становления, формируя определённую структуру. Отношения между ними и показывает их взаимную ориентацию.
В ходе анализа работ Г. Риккерта, Г. Лотце, Т. Райнова, В. Виндельбанда и других исследователей в философии неокантианства речь идёт о структуре ценностных ориентаций. В данных работах можно проследить значение каждой категории в общей системе смыслосвязей. Одной из таких ключевых категорий можно считать «значимость», которая иногда может рассматриваться тождественно самой ценности так же являясь её основанием, или промежуточным звеном между категориями.
В данной связи концептуально наиболее ярко представленная категория значимости в работах Г. Риккерта. Философ в своей концепции сопрягает ценность со значимостью, так как «сущностью ценности является значимость, а не фактичность» [1, с. 55]. Для Г. Риккерта значимость являлась особым родом бытия, где он утверждал, что «о ценностях нельзя сказать, существуют они или нет, но только что значат или не имеют значимости» [1, с. 56]. Значимость для Г. Риккерта является также «сущностью трансцендентального» [2, с. 55]. Тем самым значимость, с позиции философа, «аксиологизируется», являясь реляционной категорией, стоящей в отношении к ценности, и имеющей особое значение в структуре ценностных ориентаций не только в концепции Г. Риккерта, но и других концептуальных позициях представителей немецкого неокантианства.
Впервые «значимость» как философская категория появилась в концепции Г. Ло-тце. Он рассматривал эту категорию как «особый вид бытия истин и объективно-идеальное бытие, которое отделено от царства ценностей» [4, с. 208-209]. Сравнивая работы Г. Риккетра и Г. Лотце можно отметить, что есть разногласия, так как Г. Риккерт считал, что значимость не объективна, а Г. Лотце наоборот утверждал, что она вполне объективна, и не относится к «царству ценностей».
В категории «значимости» рассматривается также некая рационалистичность, на что обращает внимание Т. Райнов, утверждая: «значимость присуща мышлению» [3, с. 104]. Тем самым, Г. Лотце считает, что «значимость является неким инструментом, с помощью которого усматриваются идеальные истины». Ценности же для философа постигаются чувственно [5, с. 281]. Если по Г. Лотце «значимость» носит некий объективно-идеальный характер, то, по мнению Г. Риккерта, мир трансцендентального не показан объективным, и ценность, соответственно, так же не объективна [2, с. 45-46]. С точки зрения Г. Риккерта, мир «значимых