Builders of The Future SJIF-2022-5.752
BUILDERS OF THE FUTURE
journal homepage:
https://kelajakbunyodkori.uz/
FROM THE HISTORY OF BUDDHISM IN THAILAND
N.E. Karimova
Professor
Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan
ABOUT ARTICLE
Key words:
Thailand, Southern Buddhism, Burmese Buddhism.
Received: 02.06.22 Accepted: 04.06.22 Published: 06.06.22
Buddhism, India, Buddhism, Northern Buddhism, Ceylon
Abstract: The article examines the history of the spread of Buddhism in Thailand. During their long history of existence, the Thais to have been predominantly Buddhist, at least since they came into contact with the tenets of Buddhism. Over the centuries, Buddhism has established itself in Thailand and enriched the life of Thais in all its aspects. Indeed, without Buddhism, Thailand would not be what it is today. All Thai kings in the history of modern Thailand were adherents of Buddhism. The Constitution of the country states that the King of Thailand must be a Buddhist and a supporter of Buddhism._
TAILANDDAGI BUDDIZM TARIXIDAN
N.E. Karimova
Professor
Toshkent davlat sharqshunoslik universiteti Toshkent, O'zbekiston
MAQOLA HAQIDA
Kalit so'zlar: Buddizm, Hindiston, Tailand, Janubiy buddizm, Shimoliy buddizm, Birma buddizmi, Seylon buddizmi.
Annotatsiya: Maqolada Tailandda buddizmning tarqalish tarixi o'rganiladi. Tailandlar o'zlarining uzoq tarixlarida, hech bo'lmaganda, buddizm tamoyillari bilan aloqada bo'lganlaridan beri, asosan, buddistlar bo'lgan. Asrlar davomida buddizm Tailandda o'zini namoyon qildi va Tailand hayotini har tomonlama boyitdi. Darhaqiqat, buddizmsiz Tailand bugungidek bo'lmaydi. Zamonaviy Tailand tarixidagi barcha Tailand qirollari buddistlar edi. Mamlakat konstitutsiyasida Tailand qiroli buddist va buddizm tarafdori bo'lishi kerakligi ko'rsatilgan._
ИЗ ИСТОРИИ БУДДИЗМА В ТАИЛАНДЕ
Н.Э. Каримова
Профессор
Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан
_О СТАТЬЕ_
Ключевые слова: буддизм, Индия, Аннотация: В статье изучена история Таиланд, Южный буддизм, Северный распространения буддизма в Таиланде. За буддизм, Бирманский буддизм, свою долгую историю существования тайцы Цейлонский буддизм. были преимущественно буддистами, по
крайней мере, с тех пор, как они соприкоснулись с догматами буддизма. На протяжении веков буддизм утвердился в Таиланде и обогатил жизнь тайцев во всех ее аспектах. Действительно, без буддизма Таиланд не был бы тем, чем он является сегодня. Все тайские короли в истории современного Таиланда были приверженцами буддизма. В конституции страны указано, что король Таиланда должен быть буддистом и _сторонником буддизма._
ВВЕДЕНИЕ
Исторически сложилось так, что буддизм играет большую роль в тайском обществе. Отличительной чертой тайских буддистов является то, что они всегда умеют приспосабливаться к жизни вместе с окружающей их природой. Будучи духовным центром, буддизм также обеспечивает гармонию и стабильность для всей тайской нации в форме нескольких праздников, помогающих гармонично объединить людей разных групп.
На протяжении веков буддизм утвердился в Таиланде и обогатил жизнь тайцев во всех ее аспектах. Действительно, без буддизма Таиланд не был бы тем, чем он является сегодня.
За свою долгую историю существования тайцы, по-видимому, были преимущественно буддистами, по крайней мере, с тех пор, как они соприкоснулись с догматами буддизма. Все тайские короли в истории современного Таиланда были приверженцами буддизма. Таиланд, пожалуй, единственная страна в мире, где конституцией предусмотрено, что король является буддистом и защитником Веры.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
На самом деле, образ жизни Таиланда неразрывно связан с буддизмом от рождения до смерти, например, при рождении новорожденного ребенка родители должны обратиться к уважаемому монаху за благоприятным именем для него.
Благодаря огромному влиянию, которое буддизм оказывает на жизнь своего народа, многие иностранцы называют Таиланд «страной желтых одежд», поскольку желтые одежды -это одежда буддийских монахов.
Существуют разные мнения о том, когда именно буддизм достиг той части мира, которая сейчас официально известна как Таиланд. Некоторые ученые утверждают, что буддизм был введен в Таиланд во время правления Ашоки, великого индийского императора, который посылал буддийских миссионеров в различные части известного тогда мира. Другие придерживаются мнения, что Таиланд принял буддизм гораздо позже.
Однако, судя по археологическим находкам и другим историческим свидетельствам, можно с уверенностью сказать, что буддизм впервые пришел в Таиланд, когда страна была населена расой людей, известных как мон-кхмеры, у которых тогда была столица Дваравати в городе, ныне известном как Након Патхом, примерно в 50 километрах к западу от Бангкока.
Великая пагода в Након Патом, Пхра Патом Чеди (Пратама сетия) и другие исторические находки в других частях страны свидетельствуют об этом факте, а также о том, что буддизм в его различных формах достиг Таиланда в четыре разных периода, а именно:
1. Тхеравада или Южный буддизм;
2. Махаяна или Северный буддизм;
3. Бирманский (языческий) буддизм;
4. Цейлонский буддизм.
I. Тхеравада или Южный буддизм
То, что первой формой буддизма, введенной в Таиланд, была школа Тхеравады (Учение старейшин), подтверждается различными археологическими находками, обнаруженными при раскопках в Након Патом, такими как Дхарма-Чакра (Колесо Закона), следы и сиденья Будды, а также надписи на языке пали, все они заключены в камнях. Такие объекты буддийского почитания существовали в Индии до введения изображения Будды, которое появилось позже в результате греческого влияния.
Следовательно, буддизм, должно быть, достиг Таиланда в 3 веке до н.э., и это, должно быть, была более или менее та же форма буддизма, которую распространял великий буддийский император Ашока. Эта форма буддизма была известна как Тхеравада или Хинаяна (Низшая Колесница) в отличие от термина Махаяна (Высшая Колесница); две школы возникли вскоре после кончины Будды.
Когда поклонение образу Будды стало популярным в Индии, оно распространилось и на другие страны, где буддизм уже был введен. Это подтверждается тем фактом, что многие изображения Будды, особенно в стиле Гупта, были найдены в руинах Након Патом и соседних
городов. Судя по стилю найденных изображений Будды, можно также предположить, что первые буддийские миссионеры в Таиланд отправились из Магадхи (в штате Бихар, Индия).
II. Махаяна или Северный буддизм.
С ростом буддизма Махаяны в Индии, особенно во время правления короля Канишки, который правил Северной Индией во второй половине первого века нашей эры, секта также распространилась на соседние страны, такие как Суматра, Ява и Камбуджа (Камбоджа). Вполне вероятно, что буддизм Махаяны был введен в Бирму, Пегу (Нижняя Бирма) и Дваравати (ныне Након Патом в Западном Таиланде) из Магадхи (в Бихаре, Индия) в то же время, когда он попал на Малайский архипелаг. Но, вероятно, в то время там не было никакой крепости, поэтому от нее не осталось никаких следов.
Начиная с начала пятого века нашей эры буддийские миссионеры Махаяны из Кашмира на севере Индии начали последовательно посещать Суматру. С Суматры вера распространилась на Яву и Камбоджу. Примерно к 757 году король Шривиджая со столицей на Суматре пришел к власти, и его империя распространилась по всему Малайскому полуострову и архипелагу. Часть Южного Таиланда перешла под власть короля Шривиджайи. Будучи махаянистами, правители Шривиджайи всячески поощряли и поддерживали распространение буддизма Махаяны.
Сегодня в Южном Таиланде есть много свидетельств, подтверждающих, что когда-то там был распространен буддизм Махаяны. Эти свидетельства представлены в виде ступ или четий и изображений, в том числе обетных табличек Будд и Бодхисаттв, которые были найдены в большом количестве, все того же типа, что и те, что были обнаружены на Яве и Суматре. Четии в Чайя и Након Шри Таммарат, оба в Южном Таиланде, явно указывают на влияние Махаяны.
С 1002 по 1182 год в Камбодже верховно правили короли, принадлежащие к династии Сурьяварман. Их империя простиралась на всю территорию современного Таиланда. Будучи приверженцами буддизма Махаяны с сильной примесью брахманизма, правители Сурьявармана много сделали для распространения и утверждения догматов Северной школы.
Существует каменная надпись, ныне хранящаяся в Национальном музее Бангкока, которая сообщает, что примерно в 1017 году в Лопбури, в центральном Таиланде, который когда-то был столицей, правил король из Након Шри Таммаратха, который вел свою родословную от правителей Шривиджайи. У короля был сын, который позже стал правителем Камбуджи (Камбоджа) и который, более или менее, долгое время удерживал Таиланд под сюзеренитетом Камбоджи. В этот период произошло значительное слияние религий и культур двух стран. Рассматриваемая каменная надпись, вероятно, относится к одному из царей Сурьявармана, имевшему кровное родство с правителями Шривиджайи.
Из надписи мы также узнаем, что в тот период в Лопбури преобладала форма буддизма Тхеравады, и что буддизм Махаяны, уже утвердившийся в Камбодже, стал популярным в Таиланде только после того, как Таиланд попал под власть Камбоджи. Однако нет никаких указаний на то, что школа Махаяны каким-либо образом вытеснила Тхераваду. Это было связано с тем фактом, что буддизм Тхеравады уже имел прочную основу в Таиланде, когда там была введена школа Махаяны. О том, что в те дни в Лопбури жили монахи обеих школ, Тхеравады и Махаяны, свидетельствует каменная надпись на камбоджийском языке, найденная в брахманическом храме в окрестностях самого города Лопбури.
Большая часть брахманической культуры, которая сохранилась в Таиланде до наших дней, может быть прослежена до ее происхождения из Камбоджи в этот период. Многие камбоджийские короли сами были ревностными приверженцами брахманизма и его образа жизни. Поэтому этот период можно назвать периодом Махаяны. Санскрит, священный язык индусов, глубоко укоренился в Таиланде в те времена.
III. Бирманский (языческий) буддизм
В 1057 году король Ануруддха (Анавратха) стал могущественным во всей Бирме, имея свою столицу в Пагане (Центральная Бирма). Будучи буддистом Тхеравады, Ануруддха горячо поддерживал дело Тхеравады, которое Бирма, как и Таиланд, сначала получила непосредственно из Индии через миссионеров, посланных императором Ашокой. Однако в рассматриваемое время буддизм в Индии уже находился в состоянии упадка, и поскольку контакты между Бирмой и Индией были тогда слабыми, буддизм Тхеравады, распространенный в Бирме в то время, претерпел некоторые изменения и принял форму, несколько отличную от первоначальной доктрины. Это, на более позднем этапе, стало тем, что известно в Таиланде как бирманский (языческий) буддизм. В период сюзеренитета короля Ануруддхи над Таиландом бирманский буддизм оказывал большое влияние на страну, особенно на Севере, где из-за близости влияние Бирмы ощущалось сильнее.
Примечательно, что буддийские реликвии, найденные на севере Таиланда, несут в себе значительное влияние Тхеравады, в то время как те, что найдены на юге, ясно демонстрируют их связи с Махаяной, восходящие ко временам Шривиджаи. В значительной степени это связано с тем фактом, что в период своего расцвета сюзеренитета над Таиландом бирманцы при Ануруддхе довольствовались только Верхним Таиландом, оставляя Юг практически под властью своих кхмерских (камбоджийских) вассалов, столица которых находилась в Лопбури.
С начала 2-го века до н.э. тайский народ, чья исконная родина находилась в долинах между Хуанхоем и Янцзы Кианг в Китае, начал мигрировать на юг в результате постоянных трений с соседними племенами. В ходе своей миграции, длившейся несколько столетий, они разделились на две основные группы. Одна группа отправилась и поселилась на равнинах реки
Салуин, в штатах Шан и других районах и распространилась вплоть до Ассама. Эта группа тайцев называется Тай Яй (Большой тай). Другая основная группа двинулась дальше на юг и, наконец, обосновалась в том, что сегодня называется Таиландом. Последняя группа тайцев называется Тай Ной (Маленький тайский). Тайцы в современном Таиланде на самом деле являются потомками этих тайцев-мигрантов. Конечно, в ходе их миграции, которая продолжалась время от времени в течение длительного времени, произошло значительное смешение крови в результате смешанных браков. Существует несколько этнических групп, разбросанных по всей Юго-Восточной Азии с незапамятных времен. Но даже сегодня мы можем проследить языковую близость тайцев, живущих в широко разбросанных районах, таких как Ассам, Верхняя Бирма, Южный Китай, штаты Шан, Лаос, Северный Вьетнам и Таиланд.
После долгой упорной борьбы тайцы смогли основать свое независимое государство в Сукхотае (Суходая) на севере Таиланда. Вероятно, это было около 1257 года. Именно в период своего движения на юг тайцы соприкоснулись с той формой буддизма, которая практиковалась в Бирме и распространялась под королевским покровительством короля Ануруддхи.
Некоторые ученые придерживаются мнения, что, поскольку буддизм Махаяны распространился в Китае еще в начале христианской эры, тайцы, еще находясь на своей первоначальной родине в Китае, должно быть, уже были знакомы с некоторыми общими чертами буддизма. По мере того, как тайские мигранты набирали силу, их территория расширялась, и, наконец, они стали хозяевами земли в преемственность с Ануруддхой, чье королевство пришло в упадок после его смерти. В течение последующего периода тайцы смогли проявить себя еще более заметно в своем движении на юг.
Таким образом, они вступили в тесный контакт с кхмерами, бывшей державой, и познакомились как с буддизмом Махаяны, так и с брахманизмом, принятым и практикуемым в Камбудже (Камбоджа). Большая часть брахманического влияния, такого как религиозные и культурные обряды, особенно в придворных кругах, перешла от Камбоджи к тайцам в этот период, поскольку индуизм в то время уже прочно утвердился в Камбодже.
Что касается Северного Таиланда, от района Сукхотай и выше, то он попал под сильное влияние бирманского (языческого) буддизма, в то время, как в центральной и южной частях страны многие верования и практики Махаяны, унаследованные со времен сурьяварм и шривиджай, все еще находятся под влиянием бирманского (языческого) буддизма. упорствовал.
IV. Цейлонский буддизм.
Это самый важный период в истории распространения буддизма в Таиланде, поскольку он стал свидетелем введения в эту страну той формы буддизма, которая остается доминирующей там до сегодняшнего дня.
Около 1153 года Паракрамабаху Великий (1153-1186 годы) стал королем Цейлона, известного в древности как Ланка. Могущественный монарх и большой сторонник буддизма Тхеравады, Паракрамабаху много сделал для распространения и укрепления Дхаммы Господа в своем островном королевстве. Именно он стал причиной (по мнению некоторых исследователей Южного буддизма) проведения Седьмого буддийского собора под председательством Кассапы Тхеры из Димбулагалы с целью пересмотра и укрепления Доктрины и Дисциплины (Дхаммы и Винаи).
В результате усилий короля Паракрамабаху Великого буддизм значительно укрепился на Цейлоне, и весть об этом распространилась по соседним землям. Буддийские монахи из разных стран, таких как Бирма, Пегу (Нижняя Бирма), Камбуджа, Ланна (Северный Таиланд) и Ланчанг (Лаос), стекались на Цейлон, чтобы познакомиться с чистой формой Дхаммы. Таиланд также отправил своих монахов на Цейлон и таким образом получил упасампада видхи (обряд посвящения) с Цейлона, который позже стал известен в Таиланде как Ланкавамса. Это было примерно в 1257 году нашей эры. По-видимому, первые группы монахов, которые возвращались с Цейлона после учебы, часто в сопровождении цейлонских монахов, сначала обосновались в Након Шри Таммаратхе (Южный Таиланд), поскольку там были найдены многие буддийские реликвии, несущие определенно цейлонское влияние, такие как ступы и изображения Будды. Некоторые из этих реликвий существуют и по сей день. Весть о достойной деятельности этих монахов вскоре распространилась по Сукхотаю, тогдашней столице Таиланда, и правивший в то время король Рам Камхаенг пригласил этих монахов в свою столицу и оказал им свою королевскую поддержку в распространении Учения. Этот факт зафиксирован в одной из наскальных надписей короля, датированной примерно 1277 годом н.э. С тех пор цейлонский (сингальский) буддизм стал очень популярным и широко практиковался в Таиланде.
Некоторые тайские короли, такие как король Маха Дхармараджа Литай из династии Сукхотай и король Бором Трай Локанатх раннего периода Аюдхья, даже вступили в Священный сан или Сангху Бхиккху в соответствии с обрядом посвящения в буддизм Ланкавамса, пригласив патриарха с Цейлона, по имени Маха Сами Сангхараджа Сумана, быть председательствующим монах во время церемонии упасампады (посвящения). Многие монастыри, ступы, изображения Будды и даже следы Будды, такие как хорошо известный монастырь в Срабури в центральном Таиланде, были построены в соответствии с обычаем, популярным на Цейлоне. Изучение пали, языка Тхеравады или Южного буддизма, также
достигло большого прогресса, и во всех вопросах, связанных с Дхаммой, ощутимо ощущалось влияние Цейлона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однако не было никакого антагонизма между различными формами буддизма, уже существовавшими в Таиланде, и ланкавамсой, которая была завезена позже с Цейлона. Напротив, они, казалось, мирно объединились, и все приспособились друг к другу. Это проявляется во всех религиозных обрядах и церемониях Таиланда. Действительно, что было несколько характерно для буддистов, во всех вопросах присутствовал дух терпимости.
Спустя годы, когда на Цейлоне при короле Киртисри (1747-1781 гг.) рукоположение упасампады было утрачено из-за упадка буддизма и потрясений в стране, Таиланд (во время правления короля Боромкота, 1733-1758 гг.) смог вернуть долг, отправив группу буддийских монахов под руководством Упали и Ариямуни Терас, которые со временем основали на Цейлоне то, что известно как Сиямопали Вамса или Сиям Никая, или сиамская секта, которая до сих пор является главной сектой в этой стране. Упали работал и умер в Шри-Ланке, стране, которую он любил не меньше, чем свою собственную.
Сегодня, во всех отношениях, Таиланд можно назвать буддийской страной Тхеравады. Есть, конечно, несколько монахов и монастырей Махаяны, но они в основном ограничены иностранными общинами, главным образом китайцами. Однако все они живут в мире и сотрудничают друг с другом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bharadee Mahakhan. Foundation of Thai Civilization. - Bangkok: O.S. Printing House, 1989.
2. Chai Ruangsin. Economic Aspects of the Thai History in B.E. 2352-2453. - Bangkok: Thaiwatthanaphanit Printing Pvt. Ltd., 1998. - 340 р.
3. Davids T.W., C.A.F. Rhys (trs.). Dialogues of the Lord Buddha. Part III. - Oxford: The Pali Text Society, 1995. - 780 р.
4. Kusalasaya K. Buddhism in Thailand: Its Past and Its Present. Buddhist Publication Society. Michigan University. 2007, 8 may. 30 р. // http://www.buddhanet.net/pdf file/bud-thailand.pdf
5. Phra Dhammapitaka (P.A. Payutto). Dictionary of Buddhism. 9th ed. - Bangkok: Mahachulalongkorn Press, 2000.
6. Phramaha Sutimonti Puksinsiri. Buddhist Monks in Southern Thailand: A Sociological Study. Thesis Submitted for Ph.D. Department of Sociology. - Banaras: Hindu University, 2000.