ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
2021, Том I, № 1 (50). С. 220-231._
Фомичева Елена Алексеевна
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН, Россия, Москва, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8998-4058
КОРОЛЕВСТВО БЕЛОГО СЛОНА: ИСТОРИЧЕСКОЕ, КУЛЬТУРНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОНА В ТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация: Автор рассматривает в своей статье культурно-исторический феномен слона в жизни тайцев как проявление сосуществования природы и человека. Подчеркивается роль государственной политики в сохранении популяции индийского слона в Таиланде и в воспитании в народе уважения к слону и его культам. Автор делает акцент на индуистском происхождении мистического культа слона. Рассматривается феномен поклонения божеству Эра-вана, Ганеши, белому слону.
Ключевые слова: Таиланд, культура, религиозные верования, Буддизм, Индуизм, священный слон
Для цитирования: Фомичева Е.А. Королевство белого слона: историческое, культурное и религиозное значение слона в тайском обществе // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том I, № 1 (50). С. 220-231 . DOI:10.31696/2072-8271-2021-1-1-50-220-231
The Historical, Cultural, and Religious Significance of the Elephant in Thai Society
Abstract: In this paper the author considers the cultural and historical phenomenon of the elephant in the life of the Thais as a manifestation of coexistence of nature and man. The role of the State policy in preserving the Indian elephant population in Thailand and in educating the people to respect the elephant and its cults is emphasized. The researcher focuses on the Hindu origin of the mystical cult of the elephant. The phenom-
© Фомичева Е.А., 2021.
enon of worship of the deity Eravana, Ganesha, and the white elephant is considered.
Keywords: Thailand, culture, religious beliefs, Buddhism, Hinduism, sacred elephant
Elena A. Fomicheva, PhD in History, Senior Researcher at the Center for Southeast Asia, Australia and Oceania Studies, Institute of Oriental Studies RAS, Russia, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8998-4058
For citation: Fomicheva E.A. The Historical, Cultural, and Religious Significance of the Elephant in Thai Society. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2021, T. I, № 1 (50). Pp. 220-231. D0I:10.31696/2072-8271-2021-1-1-50-220-231
Часто некое животное ассоциируется с той или иной страной, в гербах многих стран помещены различные представители животного мира, у многих народов есть символические любимцы - звери и птицы. Некоторые племена сохранили культ тотемных животных как своих предков. Так, эму и кенгуру - символы Австралии, хищный белоголовый орлан - символ Америки, Франции - галльский петух. С Великобританией почему-то ассоциируют льва, Россию изображают в виде медведя. Сингапур - это Город льва, на его гербе изображены лев и тигр.
Для тайцев священное животное, культурное и религиозное наследие предков, символ страны - это, бесспорно, слон, который играл и продолжает играть огромную роль в повседневной жизни, культуре и религиозных представлениях многих народов Индии, Шри Ланки, Лаоса, Камбоджи. При взгляде на карту Таиланда нельзя удержаться от сравнения очертаний страны с головой слона в профиль с большим ухом и хоботом, протянувшимся на юг вдоль полуострова Малакка.
В жизни и в культуре тайцев слон чрезвычайно важен - это и помощник, и священное животное, религиозный символ, непременный персонаж культуры. Особое
место в жизни тайцев занимал белый слон. Любой белый слон, обнаруженный в дикой природе, обязательно передавался королю.
Белый слон служил символом королевской власти. Если в королевстве был белый слон, считалось, что стране суждено благополучие, процветание и счастье. Белый слон - это элемент престижа и принадлежность короля, поэтому все пойманные животные пре-
т.
подносились ему и это считалось большой честью. Белые слоны и сегодня ценятся очень высоко. Они содержатся за счет королевской казны и обходятся отнюдь не дешево, их нельзя использовать как рабочих животных. Таиланд - это «королевство белого слона». Недаром государственным флагом Сиама с 1855 по 1916 гг. было красное полотнище с изображением белого слона.
В близкой к тайской культуре Лаоса на флаге Королевства Лаоса с 1949 по 1975 гг. присутствовал трехголовый белый слон Эраван.
Изображение слона часто используется на государственных печатях, как символ различных государственных ведомств, гербов городов и провинций. Вторая по старшинству после Ордена Чакри высшая награда Королевства Таиланд - Орден Белого слона.
Природа слона, обитающего в Таиланде, такова, что здесь, как и в других странах Южной и Юго-Восточной Азии (в Индии, Непале, Бутане, Бангладеш, Мьянме, Лаосе, Камбодже, Малайзии и Шри-Ланке) распространен вид азиатского или индийского слона. Он по размерам меньше африканского, имеет не такие большие уши. Бивни у индийского слона есть только у самцов. Слоны - травоядные животные, потребляющие зеленый корм в больших количествах, поэтому они обитают в тропических и субтропических широколиственных лесах с подлеском из кустарников и бамбука. Диких слонов в Таиланде осталось очень мало. В основном они сохраняются в национальных парках и заповедниках. Слоны - обще-
ственные животные, они живут группам, самки с детенышами вместе, взрослые самцы - отдельно. Слоны - высокоразвитые, умные и умеющие чувствовать животные, они все вместе защищают слонят, помогают сородичам, попавшим в беду, горюют об умерших собратьях. Они довольно легко обучаются и выполняют команды. Слоны любят играть в мяч, с удовольствием купаются, умеют плавать. Был случай, когда слон бросился в воду спасать своего погонщика (ма-хаута), решив, что он может утонуть. В отличие от африканского слона азиатский слон в неволе быстро приручается и может производить разную работу. Азиатские слоны привыкают к человеку, который заботится о них, легко поддаются дрессировке, они могут чувствовать и проявлять разные эмоции, нежно привязываются к людям, которые ухаживают за ними.
К сожалению, бивни слонов, прекрасные сами по себе, а также великолепные резные изделия, которые изготавливают из них, издавна привлекали внимание алчных торговцев. Слонов массово истребляли ради слоновой кости, их ловили, чтобы использовать в хозяйстве. На протяжении веков слоны в Таиланде перевозили тяжести, трудились на лесоразработках, участвовали в средневековых военных сражениях.
В настоящее время слонов в Таиланде более всего используют в туристическом бизнесе. Ныне они находятся под охраной государства, однако здесь есть много проблем с содержанием животных, с их взаимоотношениями с крестьянами, когда дикие слоны покушаются на сельскохозяйственные посадки. Все эти проблемы привлекают внимание общественности, зоологов, волонтеров с явным сочувствием к этим большим, но требующим защиты животным. Положение слона в тайском обществе и отношение к нему, по сути, актуализируют проблему сосуществования человека и природы, в которой человек живет и частью которой является, не всегда осознавая это.
13 марта - в Таиланде официальный праздник - День слона, когда во многих местах, в храмах, монастырях, национальных парках, заповедниках проводятся красочные праздники с представле-
ниями слонов для публики и с угощениями, которые им дарят. С особым удовольствием слоны поглощают фрукты, до которых они большие охотники.
В прежние времена в стране существовала большая популяция диких слонов. В 1900 г., по оценкам, их численность составляла 100 тысяч голов. На сегодняшний день в Таиланде осталось от 3 000 до 4 000 слонов, причем половина из них живет в неволе1. Во всем мире азиатский (он же индийский слон) признан видом, находящимся
2
под угрозой исчезновения .
Слоны у воды, XIX в.
Таиланд считается главным местом разведения и сохранения индийского слона. Правительство много делает для охраны диких и одомашненных особей. Для этого создана соответствующая правовая база, организуются национальные парки, центры приручения и содержания слонов. Особое направление деятельности государства и активистов - идеологическое, просветительское и организационное для сохранения, развития «культуры слона» в обществе и поощрения среди граждан уважительного и любовного отношения к нему. В Таиланде со слоном связывают самые лучшие качества, присущие человеку. Сравнение со слоном - это комплимент. У нас и у европейцев существует поговорка «как слон в посудной лавке», намекающая на неповоротливость и неуклюжесть слона. На самом деле реальное поведение слона не соответствует этой поговорке. Слон - умное и удивительно грациозное животное. Он осознает, каковы его размеры и мощь, поэтому старается ступать аккуратно и не задеть тех, кто находится рядом. Маленькие слонята снуют под
ногами у взрослых особей, но находятся в безопасности. Походка слона величественна и осторожна. Вот почему в средневековых индийских описаниях идеала женской красоты говорится «красавица ступает изящно и грациозно как слониха».
На протяжении многих столетий слонов отлавливали, приручали и использовали на работах (перевозка тяжестей, лесоразработки). Слишком старые животные не поддаются приручению, а слишком молодых нельзя подвергать большим нагрузкам. Отлавливали и приручали взрослых молодых особей. В настоящее время слоны работают в туристической отрасли для перевозки людей и как участники представлений дрессированных слонов.
Азиатские слоны хорошо размножаются в неволе, но в прежние времена потребности в них были велики, поэтому диких слонов регулярно отлавливали. Отлов диких слонов в Таиланде происходил по установленным правилам, был окружен массой мистических обрядов, в нем участвовало множество одомашненных слонов и махаутов (погонщиков и тренеров слонов). Перед началом отлова загонщики специальной молитвой просили прощения у слонов, обещая им заботу и вкусную обильную пищу. Все эти обычаи носили ярко выраженный характер анимистических верований, до сих пор глубоко укорененных в сознании тайцев. Пойманных диких слонов, окружали прирученными особями и при их помощи загоняли в большой крааль. В XIX в. в Сурине, чтобы наблюдать за этим зрелищем собирались толпы зрителей, для которых специально были выстроены трибуны. В 1891 г. на такое мероприятие в Сурине был приглашен наследник российского престола Николай Александрович (будущий император Николай II), находившийся с визитом в Сиаме. Слоны, загнанные в крааль, волновались, и чтобы успокоить их погонщики-махауты пели им специальные слоновые колыбельные. Сегодня в Сурине проводятся представления слонов для туристов.
Между слонами и теми, кто ухаживает за ними, устанавливаются доверительные и даже нежные взаимоотношения. Слоны радостно встречают их, играют, ласкают людей своими хоботами, а те, в свою очередь, продолжая древние традиции, поют слонам, особенно детенышам, колыбельные, под которые счастливые животные укладываются на землю, закрывают глаза и засыпают, порой даже похрапывая.
Конечно, слон - огромное животное и может быть опасным в гневе или если его что-то раздражает, поэтому общение с ним тре-
бует знаний их повадок, умений, огромного терпения и доброжелательности. В Таиланде некоторые семьи являются наследственными махаутами, то есть теми, кто посвятил свою жизнь слонам.
Уникальное место, которое слоны занимают в современной культуре страны, связано с реалиями повседневного быта исторических тайцев, но также во многом и с религиозно-культурным влиянием Древней Индии, которое она оказала на тайские государства, включая Сукхотхай, Аютхаю, Сиам. В древнеиндийской мифологии слоны занимают видное место. Из Индуизма в культуру Таиланда пришел образ Айраваты (по-тайски Эравана) - трехголового белого слона с четырьмя бивнями и семью хоботами, который является виханой, то есть средством передвижения бога Индры, светлого бога, царя богов и повелителя небесного царства. Эраван -
прародитель всех слонов и покровитель Востока. В Таиланде изображения Эравана можно видеть в росписях буддийских храмов, в виде скульптурных изображений в буддийских монастырях. Им наряду с изображениями Будды поклоняются прихожане. Следует подчеркнуть, что в культуре и верованиях тайцев тесно переплелись анимистические представления, священные элементы Индуизма и Буддизм Тхеравады. Этот сложный духовный мир находит отражение в таиландских храмах, где одновременно сосуществуют святыни трех культурных пластов.
В городе Самутпракан тщанием таиландского миллионера Лека Вирияпана построен 29-метровый музей слона Эравана ('й'ййят^йп^т^птт), он
представляет собой трёхэтажное здание, верхний этаж которого находится внутри статуи гигантского трехголового слона. Коллекцию музея составляют древние религиозные артефакты, собранные
Музей слона в Самутпракане
этим коллекционером. Строительство музея началось в 1994 г. и
л
продолжалось более 10 лет.
Белый слон - сакральное животное и в Индуизме, и в Буддизме - втором наследии Древней Индии, воспринятым тайца-ми - религии, которую исповедует большинство населения Таиланда. Буддийское предание гласит, что рождению принца Сиддхартхи Гаутамы, будущего Будды, предшествовал сон его матери Маха Майи, будто в ее правый бок вошел белый слон с шестью бивнями и с белым лотосом в хоботе. Таким образом, и в Буддизме белый слон рассматривается как священное существо.
Слон в представлениях тайцев исторически ассоциировался с королевской властью, владение слонами символизировало мощь короля, а обладание белым слоном обещало процветание его королевству и народу. Со времен королевства Сукхотхай и короля Рам-камхэнга в XIII в. белый слон занимает высокое положение в тайских культурно-религиозных воззрениях. Белый слон мог принадлежать только королю, особо почитался титул «владетеля белого слона». В средневековом тайском королевстве Аютхая королевские слоны составляли королевскую слоновую гвардию и использовались в войнах. Слоны содержались при королевском дворе, за ними тщательно ухаживали, хорошо кормили, поили, купали. Для слонов, составлявших королевскую слоновью гвардию, незаменимую в боях, строились нарядные павильоны, за ними ухаживали специальные люди, каждому из слонов присваивали королевские имена, а после смерти над их погребением устанавливали чеди (каменные пирамидки) как для представителей знати. Боевые слоны при подготовке к бою снаряжались особой амуницией, их обучали как вести себя в бою. На спине слона сидели махауты-погонщики и воины с оружием, на главном слоне восседал сам король, возглавлявший свое войско, в котором помимо пехоты бывало по несколько сотен боевых слонов. Восседая на слонах, богато украшенных и облаченных в доспехи, короли и воители, вооруженные режущим и колющим оружием на длинных древках, вступали в дуэльную схватку. В XVI в. Маха Тьакрапат, владевший семью белыми слонами, отказался отдать двух из них бирманскому королю Та-биншветхи, что вызвало бирманскую агрессию и разгром королевства Аютхайя в 1549 г. В результате четыре белых слона были захвачены бирманцами. Со времен поздней династии государства
Аютхая белый слон специальным указом был признан неотъемлемой собственностью короля. По закону священный королевский белый слон не должен работать, его нельзя продать, подарить убить. Содержание белого слона оплачивается из королевской казны и обходится очень дорого. Каждый, кто нашел и поймал белого слона, обязан был передать его королю. Это считалось большой честью для охотника4. В провинции Канча-набури создан огромный мемориальный комплекс в честь средневековых боевых королевских слонов.
Слоны - участники важных праздников и национальных церемоний. Когда по всей стране проводились церемонии поминовения умершего короля Рамы IX, погонщики привели в Бангкок, к королевскому дворцу, 11 нарядно украшенных белых слонов, которые следовали в четком строю под звуки тайских барабанов. По команде погонщиком животные встали на колени, в знак почтения к почившему монарху. Существовала практика, когда молодого человека, отправлявшегося в монашество, сопровождал слон или он сам восседал на слоне.
Из Древней Индии вместе с индуистской мифологией в Таиланд (Сиам, Аютхаю) пришла еще одна символическая фигура бога Ганеши - слоноголового младенца, скульптурное изображение которого можно увидеть в Таиланде во множестве храмов и святи-
лищ. По-тайски его имя звучит как Пхра Пхи Канет (Phra Phi kanet или Phra Phikhanesawora). Ганеша - бог мудрости, покровитель наук, образования, искусств и литературы. Он - символ благополучия и успеха. Ганеша считается покровителем писателей, путешественников, торговцев. Его благорасположением можно заручиться, если приносить ему подношения в виде фруктов и сладостей.
О происхождении этого прелестного персонажа существует несколько легенд. Согласно одной из них голову младенцу отсек в гневе его собственный отец Шива, он же и вернул ее. По другой версии, на празднике по случаю рождения сына у бога Шивы5 и его божественной супруги Парвати произошло несчастье. Гордясь младенцем мать показывала его гостям, но забыла пригласить бога Шани (символ планеты Сатурн). Он явился и в гневе испепелил взглядом голову младенца. Чтобы утешить мать нашли слона Айравату (слон бога Индры) и принесли его голову. С тех пор у Ганеши голова слона Айраваты. Слона Индры оживили, положив в океан, где у него выросла новая голова. В другой вариации, бросившись на поиски головы для младенца, посыльные не нашли никого, кроме слоненка, голову которого приделали к тельцу ребенка. (Как и в первом варианте у слоненка выросла новая голова, когда его опустили в море).
Бог с головой слона, разъезжающий на крысе, с одним обломанным бивнем всегда готов прийти на помощь, чтобы преодолеть препятствия, достичь цели, добиться успеха и благополучия. Ганеша с обломанным бивнем - символ мудрости и знания. Он
обломил его, когда сломалось перо, Статуэтка Ганеши
Статуя Ганеши в храме
Уттахаян Канет в провинции Накхонсаван
чтобы не останавливаться и записать целиком великое сочинение Вьясы «Махабхарату».
Торжественные церемонии в честь дня рождения Га-неши проходят повсеместно, во многих храмах в городах и провинциях. Он отмечается 19 сентября — в четвертые лунные сутки 11 лунного месяца (приходится на август или сентябрь). Статуи Ганеши, установленные в храмах, на улицах, у домов ярко украшаются цветами и шелковыми тканями, к статуям Ганеши приносят подношения - цветы и фрукты. Самые большие празднования, длящиеся десять дней, проводятся в храме Шивы в Бангкоке и в храме Ганеши в провинции Накхонсаван. Там находится его статуя высотой 11 метров 59 сантиметров. Одними из ритуалов ежегодного храмового фестиваля является купание Ганеши, статую которого погружают в воду под барабанный бой и музыку традиционного тайского оркестра.
Ганешу очень любят в Таиланде. Его изображения, статуи, статуэтки можно найти повсюду. Ганеша, как покровитель творческих профессий и искусств, является эмблемой Департамента изобразительных искусств6.
«Культура слона» проявляется во всех аспектах жизни таиландского общества. Тайцы относятся к слонам с уважением и любят их. Слон - объект религиозного поклонения, непременный персонаж фольклора, пословиц, поговорок, сравнений, метафор, идиом. Например, выражение «белый слон», о некоем лице означает -«выдающийся человек». «Белый слон рождается только в джунглях» ИшмэшпяЫЪ означает «хорошее трудно найти». «Мертвого
V
слона не накроешь листом лотоса» ^ипа^шгапЬш^яЫйя - «большие
п
проблемы не спрячешь». «Верхом на слоне ловить кузнечиков»
Серебряный храм в Чиангмае, статуя Ганеши
Чйп^ийпця'и — «из пушки по воробьям». «Приобрести белого слона» - приобрести то, что требует больших расходов, «Не стой рядом с сердитым слоном». «Бегущего слона за хвост не
о
остановишь» .
Свое восхищение загадочной и величественной природой слонов выразил один западный исследователь следующим образом: «Слоны слишком общительны и проницательны, чтобы быть объектами; слишком странны, чтобы быть людьми; слишком пленены, чтобы быть дикими, но слишком дикие, чтобы быть одомашненными». Изображение слона на фресках тайских храмов, скульптуры слонов в тайских монастырях, которым поклоняются прихожане, храмы, посвященные слонам, пословицы и поговорки, легенды, образ слона в сказках и народных прибаутках, колыбельных, в классической литературе, например, в поэме «Наресуан», «Четыре царства», в традиционном театре масок Кхон, непременное участие слонов в церемониях, - все это свидетельства глубоко укоренившейся в стране «культуры слона». Слон олицетворяет высокие качества, такие как сила, мудрость, честь, благородство, талант, благосостояние и благополучие государства, словом, многие положительные качества, которые народ воплощает в идеальных образах.
Тайцы говорят: «Если бы не было слона, историю Таиланда следовало бы переписать».
1 Food and Agriculture Organisation (FAO) of the United Nations Data.
2 The International Union for the Conservation of Nature (IUCN); Petrina Darrah. The History and Future of Elephants in Thailand.
3 Bangkok Post. 8 February 2009. www.bangkokpost.com
4 Damrong Rachnubab. Our Wars with the Burmese: Thai-Burmese Conflict 15391767, ISBN974-7534-58-4.
5 Образ Шивы относят к доведийскому и доиндуистскому периоду. В шиваизме, он верховный бог созидания и разрушения, который вместе с Брахмой и Вишну составляет божественную триаду Тримурти.
6 http://thailand-news.ru/news/kultura/prazdnovanie-dnya-rozhdeniya-ganeshi#ixzz6tKzrksRa
Jianghua Han.The Study of Thai Elephant Culture Based on the "Elephant Metaphors" in: Comparative Literature East & West, Sichuan University, January 2020
Примеры взяты из тайских источников. Последний перевод - из заметки о тайских пословицах, составленной В.И. Корневым, советским исследователем Таиланда и Буддизма.