Научная статья на тему 'Из истории акцизной политики царизма в нефтеперерабатывающей промышленности Северного Азербайджана во второй половине xix в'

Из истории акцизной политики царизма в нефтеперерабатывающей промышленности Северного Азербайджана во второй половине xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
485
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОТКУПНАЯ СИСТЕМА / АКЦИЗНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ФОТОГЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АКЦИЗНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ / PETROLEUM-REFINING INDUSTRY / FARMING SYSTEM / EXCISE POLITICS / TAXATION / OIL PRODUCTS / PHOTOGENIC PRODUCTION / EXCISE TAXATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исмаилова Алмаз Мусаевна

Раскрывается сущность акцизной политики в нефтеперерабатывающей промышленности Северного Азербайджана, выяснение степени воздействия последней на уровень экономического развития Азербайджана. В статье ставится задача показать общее и особенное в акцизной политике царизма в одной из окраин империи, изучить условия введения акциза в нефтяную промышленность Азербайджана, начиная от отмены откупной системы и до конца XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tsarism's excise politics in petroleum-refining industry of North Azerbaijan in the second half of the 19th century

The paper discloses the tsarisms excise politics in petroleum-refining industry of North Azerbaijan and the effect of the latter on the level of economic development of Azerbaijan. The issue, raised in the paper, is to show the general and the particular in tsarisms excise politics in one of the outlying districts of the empire, as well as to examine conditions of introducing excise into petroleum industry of Azerbaijan, beginning from abolishing a farming system to the end of the 19th century. Thus, the excise politics of tsarism resulted, on the one side, in extraction of great income but, on the other side, in development of economics in North Azerbaijan in the second half of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Из истории акцизной политики царизма в нефтеперерабатывающей промышленности Северного Азербайджана во второй половине xix в»

УДК 94:338.45(479.24) «18» ББК 63.3 (5 АЗЕ)

И 87

А. М. Исмаилова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Дагестанского государственного института народного хозяйства, г. Махачкала.

Из истории акцизной политики царизма в нефтеперерабатывающей промышленности Северного Азербайджана во второй половине XIX в.

Аннотация. Раскрывается сущность акцизной политики в нефтеперерабатывающей промышленности Северного Азербайджана, выяснение степени воздействия последней на уровень экономического развития Азербайджана. В статье ставится задача - показать общее и особенное в акцизной политике царизма в одной из окраин империи, изучить условия введения акциза в нефтяную промышленность Азербайджана, начиная от отмены откупной системы и до конца XIX века.

Ключевые слова: нефтеперерабатывающая промышленность, откупная система, акцизная политика, налогообложение, нефтепродукты, фотогенное производство, акцизное обложение.

A.M. Ismailova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Humanities Department of

Daghestan State Institute of National Economy, Makhachkala.

Tsarism’s excise politics in petroleum-refining industry of North Azerbaijan in the second half of the 19th century

Abstract. The paper discloses the tsarism’s excise politics in petroleum-refining industry of North Azerbaijan and the effect of the latter on the level of economic development of Azerbaijan. The issue, raised in the paper, is to show the general and the particular in tsarism’s excise politics in one of the outlying districts of the empire, as well as to examine conditions of introducing excise into petroleum industry of Azerbaijan, beginning from abolishing a farming system to the end of the 19th century. Thus, the excise politics of tsarism resulted, on the one side, in extraction of great income but, on the other side, in development of economics in North Azerbaijan in the second half of the 19th century.

Keywords: petroleum-refining industry, farming system, excise politics, taxation, oil products, photogenic production, excise taxation.

Огромное экономическое, финансовое и военное значение нефти определяет ее роль в мировой политике и объясняет интерес к самым различным проблемам, связанным с историей нефтяной промышленности. Нефтяная промышленность России принадлежала к числу наиболее монополизированных отраслей российской экономики. Развитие финансовокапиталистических отношений в ней достигло высокого уровня уже к началу ХХ в. Нефтяная промышленность явилась концентрированным выражением общего процесса развития капиталистического способа производства в экономике Азербайджана. Прогрессивным явлением была экономическая специализация районов (к примеру, нефтяная промышленность на Апшероне). Изучение нефтяной промышленности Азербайджана представляет большой интерес, ибо ее стремительное финансово-капиталистическое развитие было характерным для общей картины состояния российской промышленности. Но только после отмены откупной системы усилиями отечественных предпринимателей начали

бурно развиваться промышленная нефтедобыча и переработка, а Россия стала ведущей нефтяной державой [1].

Откупная система сильно стесняла производство и распространение керосина. Такое положение не могло долго продолжаться, тем более что доходы правительства не увеличивались. Вредность откупной системы раньше других заметил Д.И. Менделеев. Он был горячим поборником развития нефтяной промышленности России. Ученый одним из первых обратил внимание на нефтяные источники Баку и правильно оценил их значение для дальнейшего развития экономики России. Предсказывая нефтяному Баку блестящую будущность, он еще в 60-х годах XIX в. говорил: «Есть много поводов утверждать, что на Кавказе может развиваться нефтяное дело не только до размеров пенсильванских, но, может быть, даже до больших и прочнейших» [2]. В 1863 г. Менделеев по приглашению предпринимателя В.А. Кокорева приехал в Баку и посетил в Сураханах нефтеперегонный завод, где Менделеев дал Кокореву ряд ценных советов.

В 1867 г. в Тифлисе была создана комиссия, которая пришла к выводу о необходимости ликвидации откупной системы в нефтяной промышленности. Смысл откупной системы заключался в том, чтобы сырую нефть освободить от всяких налогов, как это делалось в Америке, и обложить пошлиной лишь керосин. 17 февраля 1872 г. был принят указ «Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогеного производства», который положил конец откупной системе в нефтяной промышленности Азербайджана и России в целом. Нефтяные участки должны были теперь передаваться в частные руки с публичных торгов за единовременную плату. После отмены откупной системы бакинская нефтедобывающая промышленность вступила на широкий путь индустриального развития, превратившись в арену наемного труда, крупного капитала и ожесточенной капиталистической конкуренции. Этот шаг царского правительства, широко открывший перед капиталом дорогу в нефтяную промышленность, стал поворотным пунктом в истории этой отрасли экономики страны. С этого времени нефтяной промысел стал доступным для частных предпринимателей. В этом же году были изданы правила о производстве нефтяного промысла для частных предпринимателей.

С уничтожением откупной системы бакинская нефтяная промышленность приняла обычные формы свойственные развитому капитализму [3]. Новые владельцы нефтеносных земель вложили в дело крупные состояния и быстро изменили систему добычи нефти: колодцы стали заменяться буровыми скважинами. Число скважин быстро увеличивалось: в 1872 г. их было 2, а в 1878 г. - уже 301. От прежних колодцев (415) не осталось ни одного. С увеличением числа скважин возросла и добыча нефти, достигшая в 1878 г. 9 895 125 пуд [4].

За десятилетие (1863-1873 гг.) добыча нефти на Апшероне возросла с 395 470 пуд до

1 395 114 пуд, или в 3,5 раза. К 1872 г. в Баку действовало 57 нефтеперегонных заводов, на которых производилось 4,4 млн. пуд. керосина. Вскоре после отмены откупа цены спустились с 45 коп до 3 коп. Если в 1869 г. керосин продавался по 3 руб. за пуд, то в начале 1874 г. цена на него опустилась до 1 р. 75 к.

В 1873 г. из Америки было перевезено 2,705 млн. пуд. нефти и нефтепродуктов, а с Баку - всего 400 тыс. пуд. Через 5 лет, то есть в 1878 г. количество американской нефти было

2 млн. пуд, а бакинской - 4,6 млн. пуд [5].

Наряду с развитием нефтяной промышленности происходили изменения и в получении различных нефтепродуктов. Из нефти получали различные смазочные продукты. Так, в 1875 г. горный инженер Рогозин впервые в нефтяной промышленности из нефти успешно получил масло.

Бакинские заводы, следуя примеру американцев, занялись выработкой керосина. Ввод бакинского фотогена (керосина) на русские рынки стал быстро увеличиваться и уже в 1876 г. превысил американский. В 1877 г. вывоз из Баку фотогена составил 4 594 766 пуд [6].

После отмены откупной системы американская нефть преобладала на российском рынке. В 1872 г. был введен акцизный налог, который очень мешал развитию нефтеперерабатывающей промышленности. Воспользовавшись высоким акцизным

обложением на производимый в России керосин, американские дельцы увеличили ввоз своего керосина. Ввиду ряда недостатков «Правил» в 1875г. в Тифлисе была создана комиссия Министерства финансов с участием представителей акцизного управления керосинозаводчиков для выработки проекта новых правил об акцизе с керосина. Против введения акциза выступил и известный химик Д.И. Менделеев, профессор К.И. Лисенко и другие специалисты. В связи с наступившим в 1876г. кризисом керосинозаводчики вынуждены были свертывать свою деятельность. Под давлением общественного мнения и несоответствия фискальных результатов «Правил» 1872 г. с 1 сентября 1877г. взимание акциза с керосина по всей стране было прекращено.

Это решение положительно сказалось не только на улучшении способов добычи нефти, но увеличении выработки из нее керосина и других продуктов. В течение последующих 10 лет производство керосина в Баку увеличилось в семь раз, а продажная цена снизилась в четыре с половиной раза. Общая сумма производительности всех заводов составила в 80-х годах 12 млн. руб. в год. Если в 1877 г. из Баку было вывезено 4,5 млн. пудов керосина, то в 1886 г.- 32,4 млн. пудов. в результате керосин стал доступен и малоимущим слоям населения. За два последующих десятилетия с 1882 по 1900 гг., добыча нефти в Баку увеличилась в 12 раз. За продолжительный период Бакинская нефтяная промышленность перегнала нефтедобывающую промышленность США. В 1901 г. в Баку было добыто свыше 600 млн. пудов нефти, что составляло почти 51% мировой добычи, в то время как на долю США приходилось лишь 43% добычи.

Учитывая это, в 1877г., был ликвидирован акцизный налог. Необходимо отметить, что дальнейшему развитию нефтеперерабатывающей промышленности мешало обложение акцизом керосинового производства. Отмена в 1877 г. акциза на нефть и продукты ее переработки открыла большие возможности для этого вида производства, и с начала 80-х годов Бакинская нефтяная промышленность побивала рекорд за рекордом. Акцизная политика царского правительства, являвшаяся неотъемлемой частью торгово-промышленной политики, имела существенное значение в налогообложении разных отраслей промышленности. Уже в 90-х годах XIX в. косвенные налоги составляли около половины доходной части государственного бюджета [7]. А российское самодержавие выступало своеобразным ускорителем развития именно тех отраслей хозяйства, в которых оно было заинтересовано в первую очередь. Акцизное обложение оказывало отрицательное влияние на увеличение количества и качества керосина, сильно стесняло всякие попытки к улучшению постановки дела. Когда же в 1877 г. таможенные ставки были переведены на золото, то бакинский керосин получил еще большее распространение в ущерб американскому, ввоз которого с этого времени начал быстро падать.

Однако с наступлением кризиса в бакинской нефтяной промышленности, происходило сильное падение цен на керосин. При таких условиях правительство должно было согласиться в 1877 г. на отмену акциза на керосин, причем, на решение правительства повлияло то обстоятельство, что сумма акцизных поступлений была незначительной (за время 5-летнего обложения керосина она достигла всего 1.250.000 руб.). Поэтому было решено отменить акциз на керосиновое производство, что вызвало значительный подъем нефтепереработки на заводах Баку и всей России. В Баку и на других заводах России ускоренно росло количество нефтеперерабатывающих установок и получаемых из нефти продуктов. В 1879 г. число установок достигло 180. Началось строительство нефтеперерабатывающих заводов в крупных городах России.

В 1885 г. в Баку действовало 120, а в 1900 г. 93 нефтеперегонных завода. Число заводов сокращалось, а их производительность возрастала. В 1889 г. на бакинских заводах было произведено 22, в 1890 г. - 74, в 1900 - 110,4 млн. пуд. керосина [8].

Увеличение переработки нефтяных остатков в 80-90-х гг. XIX в. было тесно связано с постоянно растущим спросом на них со стороны промышленности и транспорта России. До 80-х гг. XIX в. бакинская нефть и ее продукты употреблялись лишь как смазочный и осветительный материал, а отбросы нефтеперерабатывающего производства - нефтяные

остатки не находили никакого применения и в основном уничтожались. Такое положение не могло долго сохраняться. Поэтому в 60-70-х гг. XIX в. русскими инженерами и техниками была проведена большая целенаправленная работа по изобретению приборов для применения нефтяного топлива.

К 1888 г. в промышленных городах страны уже действовало 15 крупных нефтеперерабатывающих заводов, сырьем для которых являлась бакинская нефть. В этом же году они произвели 5,З5 млн. пуд. керосина и смазочных масел высокого качества. Кроме того, во внутренних губерниях России имелось еще 40 мелких нефтеперерабатывающих предприятий, изготавливающих различные смеси и мази из бакинской нефти [9].

Главным продуктом экспорта нефтеперерабатывающей промышленности Азербайджана долгое время оставался керосин, применяемый в то время как средство для освещения. Бакинский керосин вытеснял американский сначала в русских городах, а затем и в странах, расположенных в районах Черного и Средиземного морей, а также в государствах Востока. Если в 188З г. Северная Америка экспортировала в страны Азии и Европы 26,7 млн. галлонов керосина (1 галлон=0,229 пуда), то в 1885 г. экспорт американского керосина уменьшился на 18,9 млн. галлонов, составив всего 7,8 млн. галлонов. Теперь в эти страны большим потоком шел бакинский керосин. В 1885 г. взамен американского керосина только в азиатские страны через Батуми было экспортировано З7 млн. галлонов бакинского керосина.

Бензин, лигроин, газолин, асфальт, кир и другие нефтепродукты, помимо удовлетворения внутреннего спроса России, вывозились и за границу. Одним из первых, кто получил из бакинской нефти новый горючий материал - бензин, был Г.З. Тагиев [10].

В 1879 г. спрос на смазочные масла был так велик, что цена их составляла 10-15 коп. за пуд, тогда как стоимость сырой нефти оставалась в пределах 2-х коп. за пуд. Причиной этому было то, что смазочное масло стали употреблять в большом количестве, как дешевое и очень удобное топливо для паровых котлов, машиностроения, железных дорог. Потребление бакинских масел в Европе началось с 1887 г. Первым железнодорожным обществом, введшим у себя потребление бакинских смазочных масел, было Французское общество западных железных дорог, затем железные дороги Бельгии, Голландии, Норвегии, Англии, Германии, Дании, Италии, Швеции и Испании.

Если в 1891 г. в Баку было переработано 6.217. 298 пуд. различных смазочных масел, то в 1899 г. оно увеличилось в З раза и достигло 20 млн. пуд. Заводы внутренней губернии обращали внимание на разработку смазочных масел и сильно развили это дело: в 1879 г. вывезено было во внутренние губернии из Баку мазута - 6,7 млн. пуд., а в 1891 г. около 90 млн. пуд [11].

Стремительное развитие нефтяной промышленности Азербайджана и необходимость изыскания средств к увеличению государственных доходов побудили Министерство финансов снова сделать нефтяное производство источником налогообложения. З1 октября 1886г. представители Бакинских керосинозаводчиков - Г. З. Тагиев, С. Багиров, Г. Алибеков и другие обратились к главе Кавказской администрации с ходатайством об отсрочке введения нефтяного налога. Тем не менее, с 15 января 1888 г. были введены в действие новые «Правила об обложении акцизом осветительных нефтяных продуктов». Первоначальный размер акциза с пуда тяжелого керосина устанавливался в З0 коп., а с легкого - 40 коп. Таким образом, в отличие от предыдущих , новые «Правила» устанавливали акциз на готовые продукты «фотогенного производства» с тем, чтобы он «всецело ложился на плечи потребителей». С некоторыми изменениями эти «Правила» просуществовали вплоть до 1917 г. [12].

Согласно закону 1887 г. вывоз керосина из Бакинского района и других местностей разрешался или по предъявлении квитанции об уплате акциза, или при обеспечении всей стоимости акциза залогами. Впервые введенная залоговая система, предусматривавшая девятимесячную отсрочку уплаты акциза без процентов, представляла собой одну из форм государственного протекционизма в нефтяной промышленности. В дальнейшем, ввиду необходимости изыскания способов пополнения финансового дефицита, правительством с

15 декабря 1892 г. акциз был увеличен до 50 коп. с пуда тяжелого керосина и до 60 коп. с легкого. Все большее значение в налогообложении стали играть условия испытания керосина и других осветительных масел на удельный вес, температуру вспышки и на степень прозрачности. С 1 января 1893 г. была введена классификация осветительных масел, по которым устанавливались пределы их удельного веса.

С 21 декабря 1887 г. были восстановлены акцизные налоги, отменные в 1877 г. По акцизным «Правилам», продукты, полученные в результате переработки нефти, облагались налогом: керосин- 40 коп. за пуд, легкие масла - 60 коп. за пуд, тяжелые- 50 коп. за пуд. Введение новых акцизных правил принесло казне в первый год более 8 млн. руб., через 10 лет прибыль составила 20 млн. руб. Хотя в 1888-1892 гг. были обнародованы новые акцизные законы, но они меньше затрагивали нефтезаводчиков и своей тяжестью ложились на плечи народа, потребителя керосина и других нефтепродуктов. Введение акцизных налогов стало возможным благодаря стабилизации к 1888 г. производства керосина, преодолению иностранной конкуренции и росту вывоза отечественного керосина за рубеж.

С введением акцизного налога поступления в казну от производства керосина значительно выросли, хотя были и негативные моменты. Налог взимался поденно, с объема кубов (то есть учитывалась величина емкости нефтеперегонных кубов), поэтому на заводах ежегодно перегонялось как можно больше нефти за счет сокращения времени перегонки. В результате из-за ускоренной перегонки нефти качество керосина стало падать.

До 1888 г. сведения о положении дел на нефтяных промыслах, производстве нефтепродуктов, совершенствовании системы трубопроводов и экспорте товаров собирались на основе прогнозов или данных отдельных лиц. В 1889 г. было учреждено статистическое бюро Ассоциации производителей нефти.

1 февраля 1872г. были введены в действие « Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогенового производства». В соответствии с ними взимание налога производилось с емкости перегонных кубов за каждый день их эксплуатации. Обложению в размере 25 коп. с пуда подлежал изготовленный из нефти фотоген, который именовался также керосином, осветительными маслами или газолином. Данные «Правила» оказались на практике не соответствующими условиям развития нефтяной промышленности. Взимание всякого акциза с емкости кубов, но без учета числа производящихся за тот день перегонок, способствовало ухудшению качества вырабатываемого продукта. Вследствие всякого рода манипуляций заводчиков на некоторых предприятиях за пуд керосина приходилось не 25 коп., а всего 4 коп., тогда как на других такое же количество продуктов оплачивалось 40 коп. акциза.

1 января 1873 г. была отменена откупная система. Акцизным налогом облагался только керосин. С 1 января 1873 г. на каждый пуд керосина налагался акцизный налог- 40 коп. (от акциза освобождались парафин, бензин, и другие продукты). Таким образом, царизм внедрил акцизный налог на нефтеперерабатывающую промышленность Северного Азербайджана. Акцизный налог наносил большой вред развитию нефтяной промышленности. Так, например, по закону, с каждого пуда осветительных масел (фотогена, керосина, газолина и т. д.) нужно было брать акцизный налог 25 коп, однако брали 40 коп [13]. После долгих размышлений, доработок, правительство пришло к выводу, что нужно отменить акцизный налог. С таким предложением выступили и директора нефтеперерабатывающих заводов. Царское правительство, учитывая пожелания нефтезаводчиков, решило отменить акцизный налог. 1 сентября 1877г. в Российской империи, в частности в Северном Азербайджане было принято решение отменить акцизный налог на производство фотогена. После отмены акцизного налога, нефтеперерабатывающая промышленность стала развиваться ускоренными темпами. Совершенствовалась и технология нефтеперерабатывающей промышленности. За 10 лет производство керосина выросло в 7 раз, а его продажа упала в 4,5 раза. Для сравнения скажем, что если в 1877 г. по Каспийскому морю и Бакинско- Тифлисской железной дороге было вывезено 4 594 766 пудов керосина, то в 1885 г. - 27.422.694 пуда, 1886 г. - 32 453 494 пуда [14].

Однако, царское правительство в 1887 г. на нефтепродукты снова налагает акцизный

налог для увеличения поступления денег в казну. Так как, в 80-е годы XIX в. нефтяная промышленность развивалась очень ускоренными темпами. Акцизом были обложены керосин и другие нефтепродукты.

Закон был введен с 1 января 1888 г. С каждого пуда керосина и соответствующих ей продуктов изымали 40 коп. акцизного налога. Введение акцизного налога способствовало пополнению казны. По всей Российской империи, благодаря акцизному налогу с нефтепродуктов в казну поступило: в 1888 г.- 6, 6млн. руб.; 1889 г.- 9, 2 млн.руб.; 1890 г. -10,5 млн. руб.; 1891 г.-10, 1 млн. руб. С Бакинского нефтепромышленного района в казну поступило в результате акцизного налога: 1888 г.- 3,6 млн. руб., 1889 г. - 3,4 млн. руб., 1890 г. -4,1 млн.руб., 1891 г. - 4,3 млн. руб [15].

Царское правительство с каждым годом все больше повышало акцизный налог. С 15 декабря 1892 г. было принято решение обложить налогом тяжелые осветительные масла - 50 коп. с каждого пуда, легкие осветительные масла - 60 коп. с каждого пуда. Этот шаг царского правительства принес казне еще 35 млн. руб. Повышение акцизного налога приводило к сокращению нефтеперерабатывающих заводов.

Государство интересовали только поступления с акцизного налога, а качество полученных нефтепродуктов их абсолютно не волновало. В 1893 г. в результате акцизного налога на нефтепродукты в казну поступило 16, 3 млн. руб., 1894 г. - 26, 1 млн. руб.

С 1873 г. по 1900г. со всей России в результате акцизного налога в казну поступило 236,7 млн. руб.; за 1892- 1900 гг. -186 млн. руб., с Бакинского нефтепромышленного района за 1873-1900 гг.- 98,2 млн. руб., за 1892-1900 гг. - 81,1 млн. руб. С нефтепромышленного района в казну поступило в 3 раза больше денег. С 1821 г. по 1873 г. с Бакинского нефтедобывающего района поступило всего 4,6 млн. руб.

За 1873-1900 гг. поступление нефтяного дохода из Бакинского района составило почти 100млн. руб. Для сравнения следует отметить, что с 1821 г. по 1873 г. казна получила с эксплуатации Бакинских нефтепромыслов всего 4,6 млн. руб. дохода. За последнее пятилетие XIX в. поступление суммы нефтяного акциза из Бакинского района превышало 10 млн. акцизов региона. Так, отношение дохода с керосина с общей суммы дохода по всему Акцизному управлению составляло в 1895 г. 77,3%, а в 1899 г.80,3% [16].

Введение акциза с керосина произвело заметные изменения в характере и структуре нефтеперерабатывающей промышленности. Например, в 1894 г. на долю 18 заводов с производством каждого свыше 700 тыс.пуд. приходилось 85,9% общего количества изготовленного керосина в 60,9 млн. пудов. На остальных же 64 заводах было выработано 9,9 млн. пудов керосина, или 14% общей производительности Бакинских заводов.

Сущность их состояла не только в обложении налогом предметов потребления, но важное значение имела и обусловленная необходимость повышения качества продукции. Следовательно, возрастание потребления производимой продукции обеспечивало увеличение доходов государства и стимулировало развитие обложенных акцизом отраслей промышленности. Акцизная политика правительства явилась в действительности покровительственной по отношению к крупным предприятиям. Увеличение акцизного обложения керосина имело своим результатом повышение предпринимателями цен на этот продукт, что не могло не отразиться на его потреблениях и существенно ограничивало расширение внутреннего рынка. В то же время положительный итог введения нефтяного акциза состоял в усовершенствовании переработки нефти, внедрении новейших технологических процессов, а также в воздействии акцизной политики на уровень экономического развития Северного Азербайджана, вызвавшего изменения в социальноэкономической структуре общества во второй половине XIX в. В общем, это привело к повышению качества нефтепродуктов, усилению их конкурентоспособности на внутренних и зарубежных рынках сбыта.

В результате расширения и углубления общественного разделения труда, развития капиталистической рыночной экономики, Азербайджан оказался вовлеченным в общероссийскую хозяйственную систему, а через нее - в мировой товарооборот. В свою

очередь, назначение акциза состояло в извлечении правительством огромных доходов, являвшихся поддержкой государственных финансов России.

Примечания:

1. Мурадалиева Л. Бакинская нефть. Уроки истории. Баку // Заман. 2006. С. 663.

2. Менделеев Д.И. Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате в Пенсильвании и на Кавказе // Менделеев Д.И. Соч. Т. X. М.; Л.: Наука,1949. С. 342.

3. Пажитнов К.А. Очерки по истории Бакинской нефтедобывающей промышленности. М.; Л.: Совлитиздат,1940. С. 196.

4. Государственный Исторический Архив Республики Азербайджан. Ф. 798. Бакинский отдел товарищества нефтяного производства «бр. Нобель». Оп. 1. Д. 183. Л. 2.

5. Мовсумзаде Э.М., Самедов В.А. Бакинская нефть и военно-морской флот царской России. Уфа: Олимп,1996. С. 149.

6. Кривенко В.С. Очерки Кавказа. СПб., 1893.

7. Шепелев Л.Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в. Проблемы торговопромышленной политики. Л.: Просвещение, 1981. С. 346.

8. Отчет бакинского губернатора за 1900 г. Научный архив института истории АН Азербайджана. Инв. № 1644-1649. Баку, 1901. С. 136.

9. Першке Л., Першке С. Русская нефтяная промышленность, ее развитие и современное положение в статистических данных. Тифлис, 1913. С. 56.

10. ГИА АР. Ф. 372. Главная контора Г.З. Тагиева. Оп. 3. Д. 113.

11. Монополистический капитал в нефтяной промышленности России, 1883-1914гг. док. № 13. М.; Л.: Наука, 1961. 256 с.

12. Мамедов М.Г. Акцизная политика в Азербайджане в XIX веке: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Баку: Азрнешр,1992. С. 23.

13. Мамедова Р. Налоговая система в Северном Азербайджане во второй половине XIX начале XX вв. Баку: Nurlan, 2010. С. 204.

14.Менделеев Д.И. Указ. соч. С. 235.

15. Умаев А.А. Процессы капиталистического развития в сельском хозяйстве Азербайджана в конце XIX - начале XX вв. Баку: Тахсил, 2002. С. 528.

16.Отчет о ходе акцизного дела в Закавказском крае и Закаспийской области за 1899 г. СПб., 1900. С. 135.

References:

1. Muradalieva L. The Baku oil. The lesson of history. Baku // Zaman. 2006. P. 663.

2. Mendeleev D.I. The oil industry in the North-American state in Pennsylvania and in the Caucasus // Mendeleev D.I. Col. V X. М.; L.: Nauka, 1949. P. 342.

3. Pazhitnov K.A. A sketch on the history of the Baku oil-producing industry. М.; L.: Sovlitizdat, 1940. P. 196.

4. The State Historical Archives of the Republic of Azerbaijan. F. 798. The Baku department of oil-producing partnership «br. Nobel». Op.1. D. 183. L. 2.

5. Movsumzade E.M., Samedov VA. The Baku oil and the navy of the imperial Russia. Ufa: Olimp, 1996. P. 149.

6. Krivenko V.S. Sketches of the Caucasus. SPb., 1893.

7. Shepelev L.E. Tsarism and bourgeoisie in the second half of the XIX century. The

problems of commercial and industrial policy. L.: Prosveshchenie, 1981. P. 346.

8. The report of the Baku governor for 1900. The scientific archives of the institute of

history of the Azerbaijan Academy of sciences. Inv. № 1644-1649. Baku, 1901. P. 136.

9. Pershke L., Pershke S. The Russian oil industry, its development and modern position in the statistical data. Tiflis, 1913. P. 56.

10. GIA АЯ. F. 372. G.Z. Tagiev’s main office. Op. 3. D. 113.

11. The monopolistic capital in oil industry of Russia, 1883-1914. Doc. № 13. M.; L.: Nauka, 1961. 256 pp.

12. Mamedov M.G. The excise policy in Azerbaijan in the XIX century: Dissertation abstract for the Candidate of historical sciences degree. Baku: Azrneshr, 1992. P. 23.

13. Mamedova R. A tax system in Northern Azerbaijan in the second half of the XIX-beginning of the XX century. Baku: Nurlan, 2010. P. 204.

14. Mendeleev D.I. Mentioned work. P. 235.

15. Umaev A.A. The processes of capitalist development in the agriculture of Azerbaijan in the end of the XIX - the beginning of the XX centuries. Baku: Takhsil, 2002. P. 528.

16. The report on the course of excise business in the trans-Caucasian region and transCaspian area for 1899. SPb., 1900. P. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.