FROM BONN TO YEKATERINBURG: CHRONOTOPE OF THE MODERN MUSEUM
Burlina Elena Yakovtevna, DSc of Philosophical science, Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Samara State Medical University, Samara
The article is devoted to the comparative analysis oj innovative trends in domestic and foreign museums- The analysis is interdisciplinary and methodological in nature. The main purpose of the article is to show examples of fundamental changes and the communicative nature of museum forms, dictated by the massization of museums, which changed the quantitative and qualitative composition of the public. According to the author, the museum includes directing and design necessary for communication with the mass audience. In this aspect, the article analyy.es the exposition principles oj two museums located in different countries. The philosophical foundations of one of the most authoritative museum centers in Europe: the "House of German History" in Bonn are presented in the most detailed way. Noting the integrity of the exhibition in the "House of German History", the author identifies several key principles of the museum exhibition: including; "museum drama", "path", "local space" (chronotope). These staging techniques are comparable to the "Yeltsin Center": the path through 7 rooms is the basis oj the exhibition. "Problem Rooms" and the chronotope "Paths" jorm a common dramatic concept. The scientific novelty of the article also lies in the substantiation of the connection between the museum's drania and mass character. The flow of visitors could not but influence the choice of techniques that arc easily read by the mass audience.
Keywords: mass character of museums oj the XX! century; "House of German History": "Yeltsin Center": communicative space of the museum: chronotopes "paths"; "roads"; "7 rooms".
DO110.24933/2305-8757.2021-7.7
УДК 130.2 из БОННА - В ЕКАТЕРИНБУРГ: ХРОНОТОП
ВАК 24.00.03 СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ
© Вурлина Е.Я., 202I Статья посвящена, сравнительному анализу инновационных тенденций в
отечественных и зарубежных музеях. Анализ носит междисциплинарный и методологический характер. Основная цель статьи -показать примеры коренных изменений и коммуникативности музейных форм, продиктованные массовизацией музеев, изменившей количественный и качественный состав публики. По мнению автора, в музей входит режиссура и дизайн, необходимые для коммуникации с массовым зрителем. В этом аспекте в статье анализируются экспозиционные принципы двух музеев, расположенных в разных странах. Наиболее подробно представлены философские оаювания одного из самых авторитетных музейных центров Европы; "Дом немецкой истории " в Бонне. Отмечая цельность экспозиции в "Доме немецкой истории", автор выделяет несколько ключевых принципов музейной экспозиции: в том числе: "музейная драматургия " "путь", "Локальное пространство" (хронотоп). Названные постановочные приемы сопоставимы с "Ельцин-центром": путь через 7 комнат -основа экспозиции. "Проблемные комнаты" и хронотоп "пути"формируют общую драматургическую концепцию. Научная новизна статьи состоит так же в обосновании связи между драматургией музея и массовостью. Потоки посетителей 1 te могли не оказать влияния на выбор приемов, которые легко считывщтся массовым зрителем.
Ключевые слова: массовость музеев XXI в.; "Дом немецкой истории"; "Ель-цин-центр"; коммуникативное пространство музея; хронотопы "пути "; "дороги "; "7 комнат".
БУРЛИНА Елена Яковлевна, доктор философских наук, профессор кафедры Философии и культурологии, Самарский государственный медицинский университет, Самара
Введение
Кеннет Хадсон О916-1999) - один из самых влиятельных современных реформаторов музейного дела, еще в середине XX в. бросил фразу: "В музее может быть всё, кроме скуки". Музейный бум наблюдается во всем мире. Он кардинально меняет формы музейной коммуникации. Уже не храм, в котором веща-
ют жрецы, но пространство для диалога, диспутов и театрализации. При этом, музееведение как научное направление стоит в центре междисциплинарных ветвей современной культурологии. Назовем во Введении некоторые актуальные и обсуждаемые теоретические проблемы.
Признано, что в наши дни богатство .музейных программ ориентировано на дифференцированные группы публики. В связи с этим значительный вес приобрел тот аспект деятельности, который относится к музейной педагогике. Востребованы и другие новые музейные профессии: музейные режиссеры, сценаристы, дизайнеры. В высшей степени актуальным стал музейный пиар и регулярная сетевая информация. И наконец, каждый музей должен считаться с интегральной оценкой своей деятельности: массовостью. Музей оценивается не только по креативным выставкам, но и по количеству привлеченной публики, включающей разные группы посетителей; дети и инвалиды, подростки и пенсионеры, глубокие знатоки и неофиты.
Глобальный вектор современного музейного бы та я: стремительно меняющаяся география музейных лидеров и конкуренция за привлечение публики. Каждый год появляются музеи - победители конкурсов: в Сибири, на Дальнем Востоке, в Татарстане и др. Дефицитным пароходным маршрутом по Волге и Каме уже много лет являются посещения 3-х малых музеев: трагический музей Марины Цветаевой в Елабуге; в этом же городе поразительный музей Ивана Шишкина, дающий многогранное представление о провинциальной российской среде середины XIX в. Наконец, дом-музей Петра Чайковского в Воткинске - настоящая жемчужина Удмуртии.
Показателем активности музейной жизни, несомненно, являются также победы на
престижных м ировых кон курсах. Например, __ ^ лидерами 2020 г., наряду с Амстердамским Рейксмузеем и государственным историчес- qj ким музеем Москвы, оказались провигщи- *) альные музеи Перми и Нижнего Тагила. F; Музей пермских древностей завоевал титул Щ одного из лучших молодых музеев в Евро- ^ пе. В числе номинантов на престижную Ев-ропейскую премию в 2020 г. были названы: Тульский музей оружия; музей-заповедник С* "Куликово поле"; музей- Z! квартира Лобачевского в Щ Казанском федеральном оЬ университете; музей ар- ^ хеологического дерева "Татарская слободка" в 2 заповеднике "Остров- ^ град Свияжск"; а также необычный Учемский музей, созданный лесником и краеведом между Мышкиным и Угличем [1]. Провин- б циальные музеи Тулы, Казани, Мышкина и Углича стояли в списке претендентов рядом с амстердамским Рейксмузеум - одной из главных достопримечательностей Амстердама.
Вот что пишет Андрей Рымарь о конкурсе музеев, вошедших в lb орт-лист 2019 года: "Главный приз - статуэтку работы Генри Мура - можно поставить наполку только на один год, а затем она передается следующему победителю. Помимо главного, существует еще два передаваемых от победителя к победителю приза: Премия Кеннета Хадсона (английский музеолог, Который и придумал собирать раз в год музейную общественность и выявлять лучших) и Премия Совета Европы (старейшая в Европе международная организация, содействующая сотрудничеству в гуманитарной сфере). У rex, кто не получил ни одной из этих наград, есть mafic удостоиться "особого одобрения" (special commendation) жюри, что тоже считается очень почетным" [2].
Новые тенденции в жизни музеев как н и когда ранее нуждаются в научном анализе. Назовем несколько исследований, уже
"В МУЗЕЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЁ, КРОМЕ СКУКИ". МУЗЕЙНЫЙ БУМ НАБЛЮДАЕТСЯ ВО ВСЕМ МИРЕ. ОН КАРДИНАЛЬНО МЕНЯЕТ ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
вошедших в вузовские практики в виде учебников и монографий. Диссертационное исследование О.С. Именновой посвящено актуальной проблеме новых функций музея в современном обществе [3]. Т.Ю. Юренева обращается к фундаментальным истокам музея, прошедшим через всю историю мировой культуры [4]. Т.П. Калугина анализирует музей не столько как отдельную культурную институцию, но как ядро целого круга художественных форм. [5] Не так уж мало научных исследований и методических материалов на русском языке, системно продвигающих новую "институциональную философию" музея и его новые-коммуникативные методы, в особенности работе с детьми, [б] Целый ряд исследований посвящен методам интернациональной музейной педагогики, прежде всего, в Германии [7].
В конце XX в. при Министерстве образования была создана проблемная научно-ис-следовательская группа "Музей и образование", главным достижением которой стало обоснование "педагогическогосуверенитета" музея как социокультурного института, который был признан "частьюсистемы непрерывного образования" [8].
Заключай короткий обзор репрезентаций текущих процессов интернацинализации в музейной жизни, сошлемся на Е.А. Полякову, которая исключительно точно обозначает направление перемен и имена реформаторов: "Последияя четверть XX - начало XXI в. были отмечены становлением коммуникационного подхода (А.М. Разгон, М.Б. Гне-довский, О.С. Сапанжа) и коммуникативной модели отечественного музея [выделено нами - Е.Я.]. Проблему динамичной трансформации современного музея глубоко и полемично верифицирует доктор культурологии О.С. Сапанжа, ссылаясь на новые выставки в Эрмитаже: "Музей стремится привлекать, развлекать, информировать, быть приятным местом встречи и в то же время, сохранять высокий культурный статус" [9]. Ключевой вопрос исследователя звучит
парадоксально и призывает к дискуссии: должен ли музей служить отдельному человеку ют человеческой культуре? [выделено нами Е.Я.].
Наряду с концепциями классического музея создаются принципиально новые для нашей страны музеи современного искусства: "Московский музей современного искусства", "Винзавод", "Гараж" и "Красный октябрь" (Москва), "Лофтпроект Этажи" (Санкт-Петербург), Музей современного искусства Регшш (Пермь), Новый музей, "Ткачи" и др. По мнению известного галериста Максима Гельмана, появление Новых музеев можно рассматривать как философскую проблему "сожительства" представителей разных культурных эпох в одних музеях, галереях, журналах - в одном культурном пространстве. По его мнению, музеи нуждаются в общем коммуникативном пространстве [ю, с. 22]. Это принципиально важное социокультурное и философское обобщение, к которому мы еще вернемся в конце этой статьи.
Таким образом, карта современных российских музеев выглядит живой, подвижной и...неустоявшейся. С одной стороны, стремительно завоеваны победы на международных музейных конкурсах, причем, лидерами становятся не только столичные, но и неизвестные ранее широкой публике провинциальные музеи. С другой стороны, отдельно взятому музею весьматрудно найти баланс между возможностями штатных экскурсоводов и требованиями диалога с дифференцированными группами, вособен-ности, с молодежью. Очевидно, что музеям не хватает сценаристов, режиссеров, дизайнеров. Не хватает также культурологов и дизайнеров, способных найти для этого симбиоза индивидуальные формы.
Часть 1. По дороге времени
Начнем, как и планировалось, с "Дома немецкой истории", в Бонне. Напомним, что именно этот музей стал одним из мировых лидеров в конце XX века.
Шел 1989 год, когда в центре Правительственного квартала, в Бонне - тогдашней столице ФРГ, завершилось строительство "Дома немецкой истории". Улица, на которой возводили музей, называется "Музейная миля". Один за другим на ней выстроились старый зоологический музей имени А. Кёнига; два новых музея искусств, а между ними - названный уже "Дом немецкой истории". Очевидно, что это был самый трудный из музеев Германии послевоенного времени, представивший поражение и разруху, нтценство и покаяние, новую немецкую идентификацию и нелегко дававшиеся достижения страны...
Автору этих строк довелось много раз посещать "Дом немецкой истории" с разными российскими специалистами. Среди них был почетный профессор Сан кт-Петербургского университета М.С. Каган, приезжавший в Герман ию на презентацию своей кни-ги "Град Петров в истории русской культуры" [и]; подробно анализировали экспозицию этого музея с доктором философских наук, профессором Н.И. Ворониной из МГУ имени Н.П. Огарева [12]. Профессо-ра-медики из Самары, в том числе, доктор медицинских наук, биотехнолог, профессор Л.Т. Волова [13], доктор медицинских наук, профессор РАН и ныне ректор СамГМУ A.B. Кол сап о| [14]. Наконец, были и наши студенты, которых уговорили в выходной день зайти на четверть часа в музей, а молодые люди провели в музее больше 3-х часов. Однако никогда и ни у кого из российских посетителей этого музея не возникало какого-либо отчуждений. Были многочисленные вопросы, были разные ассоциации: трагические, комические и экзистенциальные. В том числе, у автора этих строк, чьи родители тяжело и страшно прошли войну...[15].
Дизайн "Дома немецкой истории" производил и производит неизгладимое впечатление, даже на профессиональных музейщиков. Не случайно, именно в этом музее вручают премии "Европейский музей года". Первым российским музеем, получив-
шим почетную премию, был музей "Ясная Поляна", награду тогдашнему директору музея В.И. Толстому вручала изящная как фарфоровая куколка королева Бельгии. Следующую подобную награду, через ю с лишним лет получил Ельцин-центр в Екатеринбурге.
Еще несколько слов о Кеннете Хадсоне, на которого ссылаются как на одного из идеологов Боннского музея "Дом немецкой истории". Профессор Хадсон одним из первых заговорил об "общественном качестве" музея, иначе говоря, о способности музея понять общество и построить диалог с разными группами зрителей. Хадсон подчеркивает сходство между отношением к посетителям владельцев коллекций и директоров первых музеев, характеризуя его как "высокомерное и покровительственное" [16]. Его основная доктрина состояла в том, что музей должен не просто модернизировать выставки, но создавать актуальные пространства, в которых объекты прошлого реально помогут людям пережить травмы. Современный музей (также, как и современный театр), по мнениюХадсона, обязан слышать те вопросы, которые волнуют людей
[16]. Комментируя книгу Кеннета Хадсона "Социальная история музеев", А.Г Лещен-ко справедливо отмечает, что его концепция интересна любому современному читателю тем, что ее автор стремится отстоять право посетителя, оставаясь самим собой, не чувствуя себя униженным в любом музее.
[17]
Одним из первых европейских музеев нового типа, по К. Хадсону, как раз и стал музей "Дом немецкой истории", строительство которого началось (как уже говорилось выше) в Бонне в 1989 г., прямо напротив главного Дома Правительства - Бундестага. Музей был открыт Канцлером Гельмутом Колем 14 июня S994 г. Первым президентом Фонда музея "Дом немецкой истории" был в течение 20 лет выдающийся обществен ный деятел ь профессор, доктор Герман Шефер (Prof. Dr. Hermann Schäfer); с 2007
О
о
so
К, о
Ol
z
J-l öS
U~) Ob
H
Г
71
года его преемником стад доктор Ганс В альтер X[оттер (Hans Walter Hütter - neuer Präsident im Botiner Maus der Geschichte).
Прежде всего, это не только музей, но мощный научный центр, к которому сходятся научные связи всего мира. Знаковые научные конференции и обсуждения перспектив музейного дела также проходят здесь. Далее, это - именно музей, с огромным оборотом публики. Наконец, - центр досуга, где заботятся о посетителях. Поэтому в "Доме немецкой истории" прекрасный книжный магазин, библиотека, кафе и лучшие в Германии сувениры. В этом "Доме" есть даже маленький и остроумно придуманный садик, в который можно выйти прямо из музея. Вы улыбнетесь, увидев, как выглядели сразу после войны "дачки" с грядками картошки и облезлыми лейками. А на другой полоске земли - рододендроны и белая дачная мебель, появившиеся в годы экономического чуда. Последний и самый современный ландшафтный дизайн - обыкновенная березка, травка, кустик крапивы и ручеёк. Таковы символы ландшафтного дизайна в конце XX века.
Теперь войдем в музей и попытаемся проследить его общий драматургический принцип: экспозиция напоминает движущиеся во времени сцены. Их последовательность и контрасты позволяют каждому зрителю стать частью движения в пространстве и времени. Экспозиция разворачивается как путь во времени; дорога из прошлого в настоящее.
"Женщиныразвалин"/ "Trümmerfrauen" - распространенное в послевоенной Германии определение: здоровенные тетки в майках, руки как лопаты. Ужас и позор упал на их плечи. Они разбирали сожженные города, дома, хоронили стариков и ухаживали за детьми. Конец войны - медленная разборка развалин и отчаяния в душах. Вы только прониклись сочувствием к "женщинам развалин" и тут же попадаете в "Черную комнату". Совсем небольшое, черное и замкнутое пространство, по стенам кото-
рого плывут бесконечные лицаузников, дети в концлагерях... "Черные комнаты правды" проходят через все этажи, новые и новые факты о злодеяниях нацистов. И о том, как открывалась правда, проходили суды и воспитывали детей. Очередной шаг музейного пути - тома Нюрнбергского процесса, выложенные в виде стены высотой в человеческий рост. Банал ьные злодеи, негодяи , судьи, свидетели.
Дорога ведет дальше, к огромному панно с ободранным Кельнским собором, 1945. Все, что осталось от великого и 2000-тыся-челетнего города Кельна. На ступеньках -несчастные старички и старушки. Все это известно русскоязычным читателям Генриха Бёлля: про воду, организованную Конрадом Аденауэром; стыди отчаяние. Политиками па том этапе стали выпущенные из концлагерей узники или вернувшиеся из эмиграции гуманитарии. Огромной популярностью пользовался театр. Б. Берд пи-гнет, что хотя из 200 немецких театров большинство были разрушенными, театральный сезон начался уже осенью 1945 г. Билеты были дорогими, но многие немцы были готовы обменять хлеб или брикет угля на билет в театр. Наиболее востребованными оказались пьесы "Генерал дьявола" Карла Цукмайера, "Город за рекой" Германа Казака, "На улице перед дверью" Вольфганга Борхерта, "Мамаша Кураж" Бертольта Брехта. В советской зоне шли пьесы русских авторов, такие как " Васса Железнова" Горького [19], их принимали на-ура... Искусство было нужно для разрушенных сердец и в разрушенной стране.
Очевидно, что последовател ьноегь музейных "пьес" - не могла быть составлена только дизайнерами. Вот что пишет Ингеборг Флагге, профессор архитектуры из Франт ж фурта и один из проектировщиков: "Дом истории" понимается как часть общественного пространства. Он задуман как путь, как проход через современную историю. Его архитектура выглядит достаточно необычно, она заинтересовывает. Предлагаемые
"минипьесы" не выглядят настолько чуждыми. чтобы "простой человек" отказался от посещения" [18].
И вот еще одна остановка: "Бундестаг ФРГ" - воспроизведение достаточно скромного зала пленарных заседаний, с подлинным расположением и аутентичной мебелью. У каждого стула есть пулы, вы можете включить любую речь любого политика. Это и Нравится молодежи: кто-то пойдет на трибуну и станет изображать оратора, а с места полетят вопросы. Посетители становятся не просто свидетелями, но участниками парламентских дебатов. Даже младшие школьники, выходя из этого зала, понимают, что такое четыре ветви власти. Власть в одних руках слишком опасна. Тысячи гимназистов ежегодно получают здесь материалы для своих рефератов по предмету "Нормы и Ценности" (вариант философии, социологии и этики).
Продолжим свой путь по музею "Дом немецкой истории". Витрины с одеждой, бытовая техника, первые массовые холодильники, шариковые ручки: "экономическое чудд"\ Вы заходите в кинотеатр образца 1958 года, в кафе-морожен мое. Вы ставите пластинку с входившим тогда в моду рок-п-рол-лом. Наших студентов нельзя было увести из этой комнаты: все было интересно! Они даже узнавали рок-н-ролыциков и любителей гитарной песни.
Музейная дорога вновь приводит в зону трагедии. "Новая фаза разрядки" - первый официальный визит канцлера ФРГ Вилли БрандтЙ в Польшу, в 1970 г. Вилли Брандт на коленях перед памятником жертвам восстания, в Варшавском гетто: 1943 год. Эта трагическая сцена как раз не очень известна российским зрителям. Однако для многих немцев - сверстников Вилли Брандта -его покаяние стало жизненным примером и образцом. Этот канцлер был:умен, красив, произносил потрясающие речи, а главное, ни в чем не был замешан. Подростком, в сущности, его увезли в Скандинавию. Но он не отделял себя от национальной трагедии,
а потому встал на колени перед памятником жертвам.
Проходя по залам "Дома истории" в Бонне, уместно еще раз сказать о роли философов в послевоенном времени. Они стали борцами и просветителями послевоенной Германии. Их идеями и аргументами пользовались журналисты, школыщеучителя и новое поколение молодежи, поступившее в университеты уже в 1968 г. Одна из живых немецких идиом: "Онже 68-ой...". Это значит, человек цитирует Адорно, уделяет много времени политическим дискуссиям, был студентов 1968 года. Таких учителей, таких директоров музеев, ушедших уже, увы, на пенсию, особенно любят и уважают.
Итак, каждый "шаг" современной музейной экспозиции - это шаг - "Путь истории". Он подкреплен текстами, видеоматериалами на нескольких параллельных экранах. Возле каждого экспоната есть специальные телефоны, которые воспроизводят дополнительную радио-информацию. А в холле нескол ыш читальных залов, книжных лавок, сувениров, открыток и очень хороших книг. Огромную роль в переосмыслении прошлого сыграли немецкие философы, спасшиеся из Рейха. Теодор Адорно, Ханна Аренд, Юргеп Хабермас не сходили со страниц газет и радиопередач. Немецкие худож-цики-авангардисты, посаженные в лагеря за свое "дегенеративное искусство", начали организовывать выставки.
Теодор Адорно, умерший в 1969 г., в послевоенные годы стал известен не только как Изысканный музыкальный эстетик и консультант Томаса Манна по роману "Доктор Фаустус", но также, как учитель целого поколения молодых интеллектуалов, писателей и художников. Выступления Адорно по радио стал и школой целого поколения [19]. Выдающиеся философы и культурологи -Герберт Маркузе, Эрих Фромм, позже Юрген Хабермас - проводили бесконечное количество диспутов и даже сочиняли плакаты. Именно найденный тогда мировоззренчес-
кий поворот вошел в школьные программы Германии, в театры и университеты.
Таким образом, создание открытого, современного музея не может быть только результатом деятельности коллекционеров, дизайнеров и архитекторов. Более того, опыт показывает, что музей создают несколько поколений соавторов. Гуманитарные науки стали фундаментом комплекса новых музеев.
Часть 2. Судьба лидера
Ельцин-центр в Екатеринбурге специалисты разных политических ориентации считают лучшим музейным комплексом современной России. Примечательно, что его экспозиция изначально мыслилась как пос-щдовател ьнщщ> драматургических сюжетов. Для создания экспозиции был приглашен извести ы й кинорежиссер Павел Лунгин. Характеризуя свое виденье современного музея, он высказался следующим образом: "Если раньше музей был тем сараем, куда сваливают старинные вещи и хранятся всякие диковинки,то сейчас музей - это два часа времени, которые человек хочет провести интересно. Он приходит в музей, и ему надо показать экспозицию, как спектакль, протащить гю полезной информации, вызвать эмоции, подтолкнуть к размышлению" [21]. Павлу Лунгину показалось логичным сделать экспозицию, состоящую из 7 комнат, каждая из которых символ изировала конкретный момент жизни первого Президента России.
Каждый шаг времени здесь называют "комнатой", которая вмещает не тол ько конкретные эпизоды жизни Б.Н. Ельцина, но сдвиги в жизни всей страны. Перечислим тезисно.
Комната г - критическое выступление Бориса Ельцина на пленуме ЦК КПСС. Обстановка копирует Мраморный зал Кремля. Красные кресла, ковровые дорожки и герб СССР. Звучит уникальная аудиозапись это-
го выступления. Комната 2 - типичный советский интерьер: телевизор, по которому транслируется балет "Лебединое озеро". Это 19 августа 1991 г., когда произошел путч. (Ощущение страха^ бессмысленности и отчаяния. Чем он был для страны и отдельных людей - воспроизводит каждый сам для себя. Комната 3 - советский продовольственный магазин, полки которого аб со л ¡от -но пусты. Здесь же есть телефон, по которому посетителям сообщают о событиях на улицах Москвы. За пределами комнаты -баррикады, которыми был окружен Белый дом. Комната 4 - 1993 г. - проведение обще! национального референдума, в результате которого была принята новая Конституция. Тогда возник внутриполитический конфликт, и Россия была на грани начала гражданской войны. Комната 5 - Голосуй или проиграешь! Президентские выборы 1996 г. Представлен ы документы избиратель!! ой кампании: невероятно креат ивные рекламные плакаты, избирательные бюллетени. Присутствуют персонажи популярной телепередачи о политике "Куклы", которая транслировалась на канале НТВ. Комната 6 - Президентский марафон. Ельцину сделали операцию насер-дце. Первое, что он спросил воперационной: "Где чемоданчик?" Речь шла о ядерном чемоданчике, который всегда хранится у первого лица государства. Затем 1998 г., экономическая беда-дефолт. Показаны графики, демонстрирующие нищенские показатели экономики. Комната 7 - Кабинет Ельцина и передача власти: "Я устал, я - ухожу". Отсюда посетители выходят в зал, по стенам которого идет постоянная мультимедийная экспозиция. Известные люди и посетители музея рассказывают о тощ что для них значит свобода.
Павел Лунгин точно охарактеризовал процесс технологической работы над экспозицией: "Фирма "Ральф Аппельбаум" - ми-
МУЗЕЙ СОЗДАЮТ НЕСКОЛЬКО ПОКОЛЕНИЙ СОАВТОРОВ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ СТАЛИ ФУНДАМЕНТОМ КОМПЛЕКСА НОВЫХ МУЗЕЕВ.
ровой лидер по созданию ультрасовременных многоуровневых музеев. Bo r эти декорации придумал я: баррикады, пустые прилавки, Но специалисты из архитектурного бюро не спорили. Они с благодарностью принимали любые идеи. Дизайнеры фирмы "Ральф Аппельбаум" - одной из лучших мировых фирм, до приезда в Екатеринбург, делали экспозицию Американского мемориального музея Холокоста; Музея Первой мировой войны в Канзасе, лондонского Музея транспорта. В Москве RAA готовила выставочное пространство Еврейского музея и Центра толерантности. Они говорили: "Дайте идею, мы ее реализуем!". Они ловили каждое слово, цеплялись за нюансы, ни разу не сказали: "Это невозможно!" Фиксировали все наши рассуждения вслух и педантично, точно исполняли все, что мы придумывали. Такое отношение к делу было большим подспорьем для нас. Не случайно они - лучшие. На их счету более трехсот музеев по всему миру. Поэтому музей Получился таким современным и интересным" [21].
На страницах академического журнала "Quaestio Rossica" (Т. 6. 2018. № 2), издающегося в Екатеринбурге, состоялась масштабная дискуссия, посвященная концепции Ельцин-центра. В предисловии редакции говорилось, что к дебатам были приглашены ученые из разных городов и стран. Специалисты касались не только и даже не столько актуальной значимости Ел ьцин-цен-тра, сколько, проблемы глорификации в современных музеях. Лейтмотивом беседы стала формула "диалектика свободы и власти", столь ярко проявившейся в жизни Ельцина" ¡ 22]. Представим несколько суждений, посвященных Ельцин-центру и опубликованных на страницах названного журнала. Примечательно, насколько разными по форме и содержанию были описания экспозиции и оценка философии музея.
Историк Евгений Емельянов, кандидат наук, заместитель директора музея о сравнении мировых Президентских центров. Яркая режиссура Павла Лунгина дала про-
странству Ельцин-центра событийный импульс. Стоит обратить особое внимание на ПРОЛОГ к экспозиции 1' Ельцин-центра''. В нем предстают образы страны от начала Первой мировой войны до перестройки. И только после этого Пролога посетители музея поднимаются на второй этаж и попадают на Президентскую площадь, куда выводят и семь разделов (комнат) экспозиции. Пройдя все залы, зрители вновь возвращаются к Президентской площади. Там известные люди и посетители музея рассказывают о том, что для них значит понятие "свобода".
И еще один любопытный аспект, касающийся аутентичных вещей, выделен Евгением Емельяновым. Например, выставлены машины и личные подарки Б.Н. Ельцину: уместны ли они в таком музее? Или биб-л потека: насколько она соответствует подобному музею и каковы функции библиотек в других музеях подобного рода. По словам Евгения Емельянова, разделы с личными вещами и библиотеками обязательно имеются также в музеях политиков XX века: К. Аденауэра, А. Де Гаспери, Ж. Монне, Р. Шумана и других основоположников Евросоюза. Представите;« ь музея отметил, что в музеях азиатских руководителей (на Международной выставке дружбы в Пхеньяне или в Музее президента Туркменистана в Ашхабаде) именно подарки занимают большую часть площадей. В центрах американских Президентов, чаще и прежде всего, библиотека трактуется как своего рода портрет того или иного Президента Евг. Емельянов сослался на известного американского бизнес-мез 1а и владельца строительного кон церна Г. Хуфбауэра (Сегу Нц^Ъаиег), что именно библиотека является "пространством глорификации" президентской власти. Резюме Евгения Емельянова, заместителя директора Ельцин-центра: особенностью экспозиции Музея Б.Н. Ельцина является концептуальный взгляд на всю историю России: от создания государства до конца XX в.
Андрей Зорин, профессор Оксфорда и РГГУ, директор программ в Российской академии народного хозяйства и государственной службы: "Мне очень понравилась идея закончить экспозицию Залом свободы и рассказов разных людей о себе. Что такое свобода? Собственно, свободы вообще нет, есть только освобождение, она переживается в акте освобождения, разрыва, ухода, выхода за пределы. Это очень по-русски, Именно жажда освобождения диктовала действия в последние дни Льва Толстого. И я заметил в экспозиции эти потрясающие точки в биографии президента: отставка с поста председателя, выход из партии, конференции, уход от власти... Здесь не хватает смерти как главного освобождения, которое бывает с человеком. Да, "free at last", как сказал Мартин Лютер Кинг, потому что это последнее освобождение, которое наступает у каждого человека. Как это показать в экспозиции? Вывод профессора Зорина о том, что каждый человек ощущает в Ельцин-центре: притяжение свободы и власги.
Елена Бурлина, профессор Самарского государстве < * t < ого меди ци иск о го у м иве рсите-та: Хотелось бы коснуться региональной мен-тальности и культурной географии. Урал -"хребет России", совмещающий разные культурные матрицы - неутолимую и мощную сельскую язычщко-христианскую, а рядом - горнозаводскую, уважающую технические знания и мастерство. Тогда, когда Россия была сельской и феодальной, Урал был: "заводским и капиталистическим": так утверждает писатель Алексей Иванов, детально изучавший предмет [23]. Похоже, что Б.Н. Ельцин воплощал в себе обе эти матрицы - индустриальную и советско-феодальную, с чем и была связана его притягательность для одних людей, а для других - непримиримое отторжение.
Имеется в виду Ельцин 1987-1991 гг., когда он стал рупором общества, о чем свидетельствуют интервью тех лет [24]. Впоследствии общественное мнение раскололось: "Люди, которые благодарны Б. Ельцину, и
люди, которые не могут простить Б, Ельцина, в конечном счете образуют, может быть, две большие группы российских избирателей" [25].
Сошлемся еще на исследования посетителей Ельцин-центра, осуществленное доцентом Уральского федерального университета И.М. Лисовец [26]. Результаты показали, что какой бы дискуссионной ни была фигура Ельцина, всех, без исключения, восхищает зрелищность и театрализация музея "Ельцин-центр". Процитируем Илью Варламова - одного из лидеров медийной среды: "Это стильный, хороший, современный музей, где много интерактива..."[27].
Заключение
Наша задача состояла в сопоставлении новых драматургических принципов разных музеев: немецкого и российского. Это - музейные центры, в которых экспозиция с новой концепцией ведет к обсуждению, библиотеке, а также разным формам общественной коммуникации.
Мы уже ссылались в начале статьи на М.А. Гельмана, который усматривает в современных музейных концепциях философскую проблему "сожительства" разных культурных эпох. По мнению выдающегося галериста, предвосхитившего многие выставочные инновации, "задачамузея "сшить" все языки, знаковые системы..." [28]. Нам представляется, что это принципиально важное социокультурное обобщение. Данный музейный принцип хотелось еще раз процитировать в конце статьи.
Драматургия пути, контрастаые остановки, музыкальное и сенсорное сопоставление присутствуют в новых музейных постановках [25, 26]. Ссылки на победы российских музеев в международных конкурсах, приведенные в начале, прямо или косвенно свидетельствуют об освоении современной музейной стилистики.
И наконец, возвращаясь к высказанной в начале статьи гипотезе об увеличившемся в разы количестве отечественных научных публикаций, посвященных музеологии. Ре-
зультаты библиометрическоп > анализа свидетельствуют, что, начиная с 2000-х гг., идет стабильный рост исследований, посвященных музейному делу. В названный период зарегистрированы 340 диссертационных работ, посвященных изучению разных аспектов музейной деятельности. Появились новые концепции управления музеем, разработки эффективной маркетинговой политики, разные формы музейной педагогики, использование информационных технологий, а также многое другое [27. С. 336- 337]. Эти исследования, несомненно, отражают рост гуманитарного интереса общества к музейной отрасли.
"Дорога", "путь", "комнаты" (представленные выше) - это только некоторые современные музейные хронотопы,...
Примечания;
1. Щ^леповаЕ. ДваТульских музея вошли в шорг-л ист лучших музеев Европы // Российская газета.
- 18.05.2020.
2. Рымарь А* Музейные инновации в эпоху Brexit // The Art Newspaper Russia, -13 июня, 2019.
3. Имен но во O.C. Музей r социокультурной систем е общества: миссия, тенденции, перспективы. Автореферат доктора культурологии. - М„ 2011.
4. Юрёнева Г. Ю. Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция: автореф.... д, ист. н. -М., 2004.
б. Юхневйй M.ÍO. "Я поведу тебя в музей": учеб-но-методическое пособие Ш музейной педагогике / Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии. - М., 2001. i. Медведева 15. В. Становление музейной педагогики в Германии и России: дис.... канд ист1, н. -М. 1999, -193 е.; Озерова Д.Е. Кулътурно-образо-вательная деятельность исторических музеев в России и Германии: 1971-2001 гг. (на примере Ярославля и Вилефольда): автореф.;щс.... канд. культурологии) - Ярославль, 2018.
8. Полякова Е. А. Музей в контексте аюуализа-цйщно-адаптационных процессов // Вестник '['омского гос. ун-та. - 2014. - N-'3188.
9. Сапанжа О.С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? В поисках музейного образа: материалы науч. конф.
- СПб., 2007. - С, 6-17.
ю. ГельманМ.Музей: образ, рынок, власть: вегуп. ст. // Искусство против географии: кат. выст.: из сер. эксперим. выст. отд. новейших течений Гос. Рус. музея: посвящ. ю-летию Галереи М. Гельмана / Гос. Рус. музей, Музей Людвига в Рус. музее,
Галерея М. Гельмана; сост. и ред. О. Лопухова; тексты В. Курицына, М. Фрая. М.; СПб.: Галерея Гельмана. 2000. - С 22.
11. Каган М.С. Град Петров в истории русской кубатуры: история Сйнкт-Петербурга от основания до наших дней, постижение прошлой!, оемнеле ние настоящего, взгляд в будущее / М.С. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Паритет, 2006. -477 с.
12. Воронина IШ. Научные стажировки за рубежом/ НИ. Воронина// ФЕНИКС Науч. ежегодник кафедры куйьтурологии Института национальной кулыуры. Capaiick: МГУ им. Н.П.Огарева, 2011.-№12. - С. 19.
13. Вол она Л.Т. Биологическая система оценки качества бйоимплантатов с помощью (¿легочных технологий // Успехи современного естествознания, 2008; Timchenko E.V., Timchenko P.E., Lichtenberg A., Ass mann A., Aubin II. Assessment of decellularization ofheart bioimplänts using a Raman spectroscopy lafethod //Journal of biomedfcal optics. 22 (9), 091511; Voiova L. New in international law in the era of challenges and threats // Poiitical Science.
- 2017.
14. Котельников Г.П., Колсанов AB., Чаплыгин C.C, Юнусов P.P. Опыт развития виртуальных образовательных технологий в Самарском государ-ственном медицинском университете // Вир туальные технологии »медицине. 2020. С. 10-15.
15. Бурли на ЕЛ. Память о жертвах фашизма в городах Западной Европы // Государство, Право. Война, бо-летие Великой Победы: колл. монотр.
- СПб., 2005; Бурлина Е.Я. .Межкультурная коммуникация. Толерантное!, Избранные статьи, исследовании, проекты, 2001-2007. - Самара: Сам-ГМУ, 2007. - С. 213-218.
16. Hudson К. А Social History of Museums: What the visitors thought. - London, 1975. - 210 p.
17. Лещенко Анна Геннадьевна. Кеннет Хадсон о социальной истории музеев // Вестник РГГУ. Серия: Л итературоведение, Языкознание. Культуро-логия. - 2008. - №щ.
18. "Das Наш der Geschichte versteht sich als Teil des öffentlichen Raumes. Es ist als Weg konzipiert, als Gang durch die Zeitgeschichte Dieses Konzept setzt die Architektur konsequent um. {..;) Im Gegensatz zu den Kultstätten Kunstmuseum und Bundes kunsthaEe {...) ist das Haus der Geschichte ein einladender Ort. Seine Architektur wirkt ungewöhnlich genug, um interessant zu sein. Sie wirkt aber wiedmim nicht so fremdartig, daß sich der "Alltagsmensch" von einem Besuch abbringen ließe." Ingeborg Flagge: Ein Haus als Straße durch die Geschichte. In: Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland, Inge borg Flagge (Hrsg.): Haus der Geschichte: die Architektur des neuen Museums für Zeitgeschichte. S. 82-111 (hier: S. 82,87/88).
ig. Bot) веч Берн д. Исто рия Германии. Том 2. От создания Германской Империи до начала XXI века.
20. Adorno Th.W. Kulturkritik und Gesellschaft // Adorno Th.W. Gesammelte Schriften. Frankfurt; Darmstadt, 1997. Bd. no/i: Kulturkritik und Gesellschaft I. S. 30; Theodor VV. Adorno, Thomas Mann. Briefwechsel 1943-1955. Suhrkamp Verlag. Frankfurt / M. 2002. 175 S. (Теодор В. Лдорно, Томас Манн. Переписка 1943-1955 гг. Франкфурт 2002).
21. "Ельцин-цетр" получил премию Европейский музей года., https://ug0l2019.mirtesen.ru/ blog/ 4 3135797701/ " Е1 ts i п - TSe n t г" - ро 1 и с 1 li 1 - р rem iy u -"Evropeyskiy-muzey- gocla.
22. Ельцин-центр: притяжение свободы и власти / Андреи Зорин, Евгений Емельянов, Елена Вур-лина, Ворис Орлов, Ирина Лисовец // Quaestio Rossica. Том 6. - 2018. - № 2. - С. 565-578. гз.Иванов А, Хребет России. -СПб.: Азбука-классика, 2010. - 272 С.
24.Млечим Л. Ельцин- - АО "Издательский дом ''Аргументы недели", 2019.
25.Денисов ЮЛ I, Репрезентации образа Б.Н. Ельцина в российском политическом дискурсе в 2000-е годы: на материалах газетной прессы и книжной публицистики: автореф, дис ... канд полИт. наук. - Пермь, 2009; Дубин Б.В. Первый: Борис Ельцин в общественном мнении России// Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007; Сванидзе II.К. Ельцин затянул... // СНОБ. - 2013.03.13.
26.Лисовец ИМ Ельцин-центр в Екатеринбурге // [ епии места: наследия культуры в российских городах. - Самара, 2016. С. 4-14.
27.\' аг1ато\' Ь Ире: /7 \:апато\'. г и/280 72 52 .Ь [т! [
28. Цит. изд.: Гельман М. Музей: образ, рынок, власть: вступ. ст. Гельман М. Музей: образ, рынок, власть: вступ. ст. // Искусство против географии: кат. выст.: из сер. зкеперим. выст. отд. новейших течений Гфр Рус. музея: поевтц. ю-летаю Галереи М. Гелыйана/ Гос. Рус. музей, Музей Людвига в Рус. музее, Галерея М. Шльмана / сост. и ред. О. Лопухова; тексты В. Курицына, М. Фрая..; СПб.: Галерея Гел ьмаиа, 2000. - С. 22.
29. Музей зритель. XXI в.: материалы конф.кВо-легаю науч.-просвет. отд. / науч. ред. О.Г. Махо. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. - С. по.
30. Салтанова М.В. Музей как культурный центр // ВестникСПбГУКИ. -■ 2013. - №3(16). ЗГ.Шляхтина Л.М. Современный музей: Идеи и реалии // Вопросы музеологии. - 2011. - № 2(4). -С. 16-18; Шляхтина Л.М. Музейная педагогика в Современных реалиях // Вестник Санкт-Петербур-гското института кулыуры. - 2019. - №3(40). - С. 109-112.
32. Грачева Е.С Мрей как Iюле социокулыурной коммуникации: дис. ... канд. социолог, наук. -Казань, 2010.
33. Сизова И.А, Музейное дело в Отечественных диссертационных исследованиях (1990-2010 гг.) // Вестник Томского 1 'осударственного университета, История. - № з {15). - С 136-137.