П.А. Силкин
ИВАН КУСКОВ И ЕГО КНИГА «ТАНЦОВАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ»
Реформы Петра I кардинально изменили уклад жизни верхних слоев общества России того времени и коснулись всех аспектов бытия, в том числе музыкальной и танцевальной культуры. В быт этих людей вошла новая для них танцевальная музыка и неведомый ранее бальный танец. Царь Петр I волевым решением ввел в обиход ассамблеи, т.е. собрания, посещать которые предписывалось дворянам Петербурга. Непременным условием для приглашенных было участие в танцах.
Образную картину танцев на ассамблеях дал А.С. Пушкин в произведении «Арап Петра Великого», основываясь на документальной записи камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее.. .»^
Для петровской эпохи введение европейского бального танца было явлением прогрессивным. «Это помогало утвердиться в русском обществе новым взглядам на искусство танца, новому отношению к нему. Танец перестал быть зазорной потехой», -писала В.М. Красовская в труде «Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века»2.
В первой трети XVIII века бальный танец становится обязательным предметом в системе воспитания дворянской молодежи. Преподавание ограничивалось освоением именно бального танца и правил пристойного поведения в обществе, которое осуществлялось в классической гимназии и в кадетском Сухопутном шляхетном корпусе. С основания Шляхетного корпуса (1731) танцы были введены в программу обучения. Мотивацией для введения танцев было то, что кадеты должны были обладать
хорошими манерами и уметь держаться в придворном обществе. Кроме Шляхетного корпуса, танцы преподавались в Академии Наук, Академии Художеств. О программах обучения «иноземной поступи» в указанных учебных заведениях сведений практически нет. Приемы и методы преподавания передавались изустно от одного поколения педагогов к другому на протяжении всего XVIII века. Только в 1790 году в Москве был издан «Танцевальный словарь» - анонимный перевод известного французского словаря Кампана, где имелись советы и указания учителям танцев в отношении методов обучения.
Появление на русском языке этой книги, а также вышедшего в 1794 году «Танцовального учителя» Ивана Кускова говорят о популярности танца в обществе. Отметим, что большой разницы между бальным и сценическим танцем того времени не было.
Сведения об Иване Кускове весьма скудны. Известно лишь, что он был учителем танцев в Академии художеств и в Шля-хетном кадетском корпусе3. Отечественные исследователи и историки хореографического искусства незаслуженно мало уделили внимания, как самому автору брошюры, так и его книге. М. Борисоглебский, составитель двухтомного издания «Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища» (более известного как «Материалы по истории русского балета»), привел несколько кратких выдержек из книги Кускова, сказав, что «книга является библиографической редкостью и в то же время представляет несомненный интерес»4. Тем не менее он поместил эти выдержки только в примечаниях первого тома. Ю. Бахрушин, автор учебного пособия «История русского балета» (1965), опубликовал в «Бюллетене методического кабинета № 2 хореографического училища ГАБТ СССР» (1958/59 учебный год) статью «К истории хореографического образования в России», в которой была попытка «познакомить читателей с некоторыми фактами педагогической практики в области преподавания танца в России в XVIII веке». Он также писал, что публикацию «"Танцевального словаря" и "Танцовального учителя" трудно переоценить, так как именно они явились точкой
отправления в создании русской методики преподавания классического танца»5.
В. Красовская в книге «Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века» констатировала, что «скромная книга (Кускова - П. С.) не претендовала на какие бы то ни было открытия в деле танцевального образования. Она была лишь сводом правил и традиций, сложившихся на протяжении десятилетий». И далее автор признавала: «Именно она (книга) достаточно полно характеризовала первоначальное состояние и уровень сценического танца в России»6. В фундаментальном труде Л.Д. Блок сказано, что «Танцовальный учитель» Ивана Кускова оставался совершенно незамеченным, являясь учебником бального танца, который «еще раз подтверждает, что менуэт с начала до конца века у нас в центре всего бального танца и препода-вания»7.
Однако ни один из указанных авторов не привел никаких данных о происхождении Ивана Кускова, его образовании.
Действительно, книга И. Кускова представляет собой учебник бального танца, а также описание умения держаться в обществе. Учебник почти целиком посвящен менуэту, поклонам и бальным манерам.
Полное название таково: «Танцовальный учитель, заключающий в себе правила и основания сего искусства к пользе обоего пола, со многими гравированными фигурами и частию музыки. Выбраны из славнейших о сем искусстве писателей, и собственными примечаниями дополнены Императорского Шля-хетного Сухопутного кадетского корпуса и Императорской Академии Художеств учителем И. К.» Далее следует посвящение издания книги Президенту Академии Художеств Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, подписанное полным именем - Иван Кусков.
Затем идет обращение «К читателю», где автор объяснял «намерение» издать свой труд. Он писал: «Издавна танец почитается между просвещенными народами одним из благороднейших и полезнейших телесных упражнений. Главное мое
намерение в сем труде есть доставить юношеству небольшую теорию в сем искусстве, которая с помощью искуснаго (курсив -П. С.) учителя может не только облегчить, но даже и ускорить успехи в сем упражнении»8.
Книга содержит 12 глав. Каждой из них дано название. Глава первая: «Каким образом ставить тело и производить разные положения ногами». Автор учебника уделил внимание постановке тела, советуя: «Чтобы иметь вид свободный и дать телу приятное положение, надлежит держать голову прямо ни мало не наклоненну, утвердить себя в пояснице, плеча отвести назад, руки иметь протянутые подле себя так, что бы оные от тела были не очень отдалены и не очень к оному прижаты, колена вытянуты и ноги в стороны»9.
В этой же главе Кусков описал пять положений ног (позиций в современном понимании): первое положение производится, соединяя обе пятки, имея «колена протянуты и ноги в стороны»; второе - отодвигая одну ногу от другой по одной линии на расстоянии следа; третье - ставя каблук против пряжки и имея ноги протянуты так, чтобы между ними не было никакого расстояния; что и называют emboîture (с французского: паз, стык -П. С.); четвертое - ставя ногу вперед так, как «колено протянуться может, а каблук против задней ноги», в расстоянии следа; пятое - соединяя ноги так, чтоб каблук передней ноги сходился с концом задней, а каблук задней с концом передней.
Глава вторая посвящена способу хорошо ступать, или ходить. В третьей главе разбираются поклоны, которые «есть знак вежливости и учтивства», применяемые в разных случаях. Автором дано различие поклонов бытовых и в танце. В четвертой главе рассматриваются способы надевания и снимания шляпы. Имеется рисунок, иллюстрирующий движение руки этого действия.
Глава пятая содержит описание «шага менуэта» - первого танца по курсу. «Шаг менуэтный состоит в четырех мерах; две первые называются coupes или coulés, а другие две soutenus или marches; шаги в менуэте суть двух родов: шаг вперед и шаг в
сторону; шаг сего менуэта может разделиться еще на два шага, т.е. полу-купе и падебурре»10. О манере подавать руку и тому, как держать себя около танцовщицы, читаем в шестой главе.
Глава седьмая повествует о мере, счете, ритмических тактах.
В главе восьмой - «О разных шагах, коими можно украсить менуэт», таких, как балансе, паграв и др.
В главе девятой, обозначенной «Что касается до осанки женского пола, и как им ступать и кланяться», предписывалось «ступать и кланяться с благовидностию», а также «держать тело, голову прямо без принуждения и утвердиться в пояснице, движение шеи должно быть свободно и легко, взгляд веселый и ласковый, плеча опустить и отвести назад»11.
Десятая глава «Каким образом входить в зал» поверяет, как нужно было себя вести, появляясь в обществе, особенно при большом собрании. По этикету полагалось, войдя в зал, сначала поклониться хозяину, затем поклониться на обе стороны, приветствуя собравшихся.
В главе одиннадцатой сообщалось, как кавалер должен был держать руку дамы во время исполнения менуэта.
Последняя глава говорит о женской манере подачи руки кавалеру во время танца, что отображено в книге рисунком.
При изучении танцев Кусков советовал обращать внимание учителей на то, что все «действия должны быть почти не приметны, и производимы с великой легкостью»12.
Из перечисленных глав явствует, что автор труда рассматривал не только танцевальные задачи, но и «умение» держаться в обществе. Духом «куртуазности» проникнут его учебник, напечатанный через 30 лет после смерти Ланде, общий уклад жизни тех времен свидетельствует, что при Ланде в Шляхет-ном корпусе и Академии художеств танцы преподавались так, как описал Иван Кусков.
Труд Ивана Кускова представляет собой маленькую книгу, в которой всего 44 страницы, но это тот «мал золотник, да дорог», как говорится в русской поговорке.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пушкин А.С. Арап Петра великого. - Полное собрание сочинений. Изд. 4-е. - Т. 6 - Наука - Л., 1978.
2 Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины 19 века / В.М. Красовская - Л. - М., 1958. - С. 33.
3 Бахрушин Ю.А. К истории хореографического образования в России.-Бюллетень методического кабинета № 1, часть 1. Хореографическое училище ГАБТ СССР. - М., 1958/59 уч. год - С. 99-100.
4 Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища. Материалы по истории русского балета. Т. 1 /Сост. Борисоглебский. - М. - Л.: Ленинградское Государственное хореографическое училище, 1939. - С. 339.
5 Бахрушин Ю.А. Указ. соч. С. 99-100.
6 Красовская В.М. Указ. соч. - С. 38.
7 Блок Л.Д. Классический танец. История и современность / Л.Д Блок. - М.: Искусство, 1987. - С. 271.
8 Кустов И. Танцовальный учитель. - СПб., 1794, С. 2.
9 Там же. С. 7.
10 Там же. С.15.
11 Там же. С. 27.
12 Там же. С. 20.