Научная статья на тему 'Иван Ильин и Русский Обще-Воинский Союз'

Иван Ильин и Русский Обще-Воинский Союз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. А. ИЛЬИН / П. Н. ВРАНГЕЛЬ / БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ / БЕЛАЯ ИДЕЯ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ АРМИЯ / ЭМИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Изергина Вера Павловна

Статья посвящена раскрытию связи философа и идеолога И. А. Ильина с русской военной эмиграцией 1920-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ivan Ilyin and Russian All-Military Union

The article is devoted to discover of the relation between philosopher and ideologist I. A. Ilyin and Russian military emigration of 1920-th years.

Текст научной работы на тему «Иван Ильин и Русский Обще-Воинский Союз»

1.2. ИВАН ИЛЬИН И РУССКИЙ ОБЩЕ-ВОИНСКИЙ СОЮЗ

Изергина Вера Павловна, аспирант кафедры экономической истории и информационных технологий.

Место учебы: ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева».

vera.ivp@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена раскрытию связи философа и идеолога И. А. Ильина с русской военной эмиграцией 1920-х годов.

Ключевые слова: И. А. Ильин, П. Н. Врангель, Белое движение, Белая идея, Добровольческая армия, эмиграция.

IVAN ILYIN AND RUSSIAN ALL-MILITARY UNION

Izergina V. P., post-graduate student of the department of economic history and information technologies.

Place of study: The Mordovian State university named by N. P. Ogarev.

vera.ivp@yandex.ru

Annotation: The article is devoted to discover of the relation between philosopher and ideologist I. A. Ilyin and Russian military emigration of 1920-th years.

Keywords: I. A. Ilyin, P. N. Vrangel, the White movement, the White idea, The Volunteer army, emigration.

Анализ взглядов идеолога Белого движения И. А. Ильина (1883-1954) актуален потому, что вопрос о сущности Белого движения до настоящего времени остается дискуссионным1. Перспективными направлениями исследования Белого движения сегодня называются его история в эмиграции, изучение ценностей2, идеологии. Недостаточно изученным остается характер связи Ильина с военной эмиграцией, которая зачастую раскрывается «несколькими фразами» . Иногда при анализе проблемы, в частности истории ведущей организации Российского военного Зарубежья -Русского Обще-Воинского Союза (РОВС) - имя Ивана Ильина совсем не упоминается4. Вместе с тем Ильин был тесно связан с этой организацией, ее руководством, писал статьи, которые конфиденциально рассылались ее членам. При финансовой и организационной поддержке своих единомышленников и соратников из РОвСа с 14 марта 1948 г. по октябрь 1954 г. философ осуществлял издательско-просветительский проект «Наши Задачи» (еженедельные бюллетени на политические темы) с целью формирования ведущего

1 См.: Зимина В. Д. Белое движение и российская государственность в период Гражданской войны. - Волгоград: Изд-во ВАГС, 1997. С. 3-9; Бордюгов Г. А., Ушаков А. И., Чураков В. Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. Историографические очерки. - М.: “Русский мир”, 1998. С. 272; Голдин В. И., Журавлев П. С., Соколова Ф. Х. Русский Север в историческом пространстве российской гражданской войны. - Архангельск: Изд-во «СОЛТИ», 2005. С. 11, 41, 42-85; Цветков В. Ж. Белое дело в России. 1917-1918 гг. (формирование и эволюция политических структур Белого движения в России.). - М.: «Посев», 2008. С. 25; Голдин В. И. Среди «замазанных фигур». Белое движение: перспективы исследования // Родина. 2008. № 3. С. 3-8; Романишина

В. Белые: кто они? // Родина. 2008. № 3. С. 19-22; Гришанин П. И. Современные подходы к изучению гражданской войны и Белого движения // Вопросы истории. 2009. № 6. С. 160-168 и др.

2 Голдин В. И. Среди «замазанных фигур». Белое движение: перспективы исследования. С. 7.

См.: Кныш Н. А. И. А. Ильин как идеолог военной эмиграции // Вестник Омского университета. 2005. № 4. С. 85.

4 См.: Галас М. Л. Русский общевоинский союз: организация,

цели и идеология. - Вопросы истории, 2008, № 4. С. 86-94.

национального слоя, способного обеспечить реализацию творческих возможностей всего народа.

РОВС возник 1 сентября 1924 г. по приказу главнокомандующего Русской армией П. Н. Врангеля. По характеристике Ильина, РОВС - «воинское братство», которое не является политической партией, отстаивающей интересы какой-то одной части общества, а представляет национально-государственные интересы. Кроме военных членами РОВСа являются «непартийные политические деятели, не служившие в армии, но верные России, духу Целого и белой борьбе за родину»5. Эта организация была направлена не только на взаимопомощь в условиях эмиграции, но также на продолжение борьбы с советской властью и возвращение на родину. По мнению В. И. Голдина, члены РОВСа составляли «активное меньшинство» Русского военного Зарубежья и эмиграции в целом. Пройдя ряд «качественно разных этапов» развития (I - 1921 до 1.09.1924 гг.; II - 1.09.1924 г. до второй мировой войны; III - годы второй мировой войны; IV - 1945 г. до краха СССР в 1991 г.; V - 1991 г. по н/вр.), РОВС действует и сегодня. Его руководство традиционно подчеркивает непоколебимость своих основополагающих принципов, верность заветам вождей Белого движения. «Единая, Великая, Неделимая Россия», - по-прежнему главная цель современного РОВСа, а путь к сохранению и возрождению России видится в «обретении Народом и Армией Национального самосознания», «в возвращении страны на свой исторический путь развития, прерванный в 1917 году»6.

Носителями исконных русских традиций, национальными героями Ильин считал лидеров Белого движения Л. Г. Корнилова и П. Н. Врангеля. Корнилова он называет «носителем и воплотителем» идеи «православ-

5 Ильин И. А. Что такое Русский Обще-Воинский Союз (Р.О.В.С.) / Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Т. 1. - М.: Айрис-пресс, 2008. С. 222, 223.

6 См.: Голдин В. И. Солдаты на чужбине. Русский ОбщеВоинский Союз, Россия и Русское Зарубежье в ХХ-ХХ! веках. -Архангельск: изд-во «СОЛТИ», 2006. С. 553-556.

ного меча». Именно эта идея, по утверждению идеолога, создала русскую белую армию, и «умрет она только тогда, когда Россия сойдет с лица земли»7. В статье «Идея Корнилова» (1925) Ильин раскрывает основные положения своей книги «О сопротивлении злу силою» (1925), посвященной «русской белой армии и ее вождям». Обращаясь к Евангелию, Ильин говорит, что недопустимо жалеть врагов Бога и губителей родины. По отношению к злодеям необходимо проявлять «отрицающий лик любви» и «праведный гнев». Нужно не бояться зла, а вести с ним борьбу, но не из личной вражды, а «из любви к Богу, к святым, к родине и к ближним»8

О роли П. Н. Врангеля в Белом движении Ильин говорит в своих статьях «Памяти героя» и «Русскому рыцарю» (1928). Он указывает, что во Врангеле видели «законченное совестное благородство; неистощимую волю; дальнозоркую утонченную интуицию». Его единственная цель состояла в «волевой преданности... России», а жизнь его была «служением и движением к ее спасению» «государственно-политическим» и «национально-силовым» путем, а не путем партийной борьбы, разъединяющей борющихся9. Ильин характеризует Врангеля как сосредоточение всего лучшего, что было присуще Белой борьбе и Белой идее: видение главного, требовательное служение России, глубочайшее государственное разумение, рыцарственная идейность и принципиальность, осуждение политиканства10

О характере связи Ильина с Белым движением и РОВСом можно судить по его переписке с Врангелем в 1920-е гг. В ней мы находим подтверждение того, что Ильин всеми возможными способами поддерживал Добровольческую армию. Так в письме от 5 апреля 1923 г. философ пишет Врангелю: «Любовью, волею, словом и делом я связан с Добровольческою армиею с ноября 1917 г. Так будет и впредь»11. В армии, руководимой Врангелем, Ильин ценил государственнопатриотическую силу, волевой характер, религиозность, рыцарство, проявляющееся в благородстве, чести, долге, морали и щедрости. В условиях разложения мировой политики, культуры и религиозности -это было, по оценке философа, «гнездо духовного здоровья»12. Отвечая Ильину, 27 апреля 1923 г. Врангель писал, что мнение Ильина ему особенно дорого потому, что тот недавно вернулся из советского плена и мог оценить красоту подвига тех, кто в 1917 г. подняли русское национальное знамя и начали неравную борьбу с тогдашними поработителями России.

Врангель был благодарен Ильину за то, что он делился с ним «осведомлением и взглядами» по вопросам тогдашнего положения в России и оценок отдель-

7 Ильин И. А. Идея Корнилова (Из речи, произнесенной в Праге, Берлине и Париже) / Собрание сочинений: В 10 тт. Т. 5. - М.: Русская книга, 1996. С. 224.

8 Там же. С. 227.

9 Ильин И. А. Памяти героя / Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (190б-1954). - М.: Русская книга, 2001. С. 206, 207, 208, 210.

10 Ильин И. А. Русскому рыцарю / Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). - М.: Русская книга, 2001. С. 211.

11 Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. И. А. Ильин -П. Н. Врангелю 5 апреля 1923 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа: http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode=text&id= 190 (дата обращения 16.01.2013).

12 Там же.

ных деятелей, особенно советских13. Об этом свидетельствует «Записка» И. А. Ильина, отправленная Врангелю через ген. А. А. Лампе (осенью 1924 г. возглавившего II отдел РОВСа) в октябре 1923 г. В ней Ильин подчеркивает, что «Центром контрреволюции должна быть Москва», а «единственно реальной» работой - работа «в Красной Армии, и особенно в войсках особого назначения». Для этого необходимы выдержанные и опытные конспираторы, и Ильин советует «осторожно добыть» правила конспирации от старых революционеров Бурцева и Савинкова. Для успеха конспиративную организацию «лучших» элементов философ предлагает дополнить подкупом «худших». Не продажными среди большевиков Ильин считал «только Бухарина, Покровского и в известном смысле Ленина». Заместителя Ленина Каменева характеризовал как очень “правого” коммуниста, мечтающего «вывести революцию на “средний”, исторический путь» и способного «на блок с Милюковым и промышленными республиканцами». Ильин также указывает, что Европа делает ставку на правых коммунистов (Троцкий, Каменев), которые «хотят отступать и уступками добиться признания Европы». При этом он заключает, что крупные европейские страны «не заинтересованы в восстановлении России, многие прямо заинтересованы в ее прострации, и все опасаются, что восстановленная Россия будет не их ориентации». В национальных интересах России для Ивана Александровича русский переворот предпочтительнее иностранного. Вместе с тем он не надеется в деле его организации на «штатские эмигрантские организации», потому что эмиграция «болеет худшим видом бонапартизма: безосновательным честолюбием непризванных политиканов, - хочет фигурировать, председательствовать, говорить “от лица”, принимать “резолюции”, играть роль, ловя пылинки власти и создавая в этой ловле суетливую толчею на месте». От этой болезни «свободен только дух Белой Армии». К активной деятельности в России левые, «от Милюкова и Гессена», способны больше правых, но они «боятся» переворота, «мечтая о постепенности кризиса» и являются «соучастниками» большевиков. Опасными и вредными властолюбцами называет Ильин Милюкова, Савинкова и Красина. По характеристике Ильина, Милюков - «глубоко безрелигиозен и безыдеен», «тянет к республике с ним самим во главе»; Савинков - авантюрист, конспиратор, властолюбец - «храбр, аморален и садистичен»; Красин - авантюрист, «очень расчетлив и вполне беспринципен», сам не способен произвести переворот, но «в масонские комбинации и в промышленную интервенцию войдет наверное». В заключение философ констатирует, что «активного центра, организующего переворот в России, - за границею, по-видимому, нет» и «возникновение его среди русских маловероятно»14. «Записка» Ильина интересна не только анализом эмиграции, но и увязкой проблемы ликвидации революции с ее «историческими,

13 Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. Письмо П. Н. Врангеля И. А. Ильину от 29 ноября 1923 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа: http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode=text&id= 190 (дата обращения 16.01.2013).

14 Ильин И. А. Записка (не позднее 31 октября 1923 года) [Электронный ресурс] // Мой мир: Сообщество: История Белого Движения и Гражданской войны. - Режим доступа: http://my.mail.ru/community/history0/29532ECA91CB7ECE.html (дата обращения 16.01.2013).

органическими корнями в жизни масс». Большевики укрепились надолго только потому, был уверен философ, что «присосались к этим корням». Поскольку революция в трактовке мыслителя есть «движение против крепостного уклада, формально отмененного Александром II», постольку «прочно ликвидировать революцию можно, только дав крестьянам в каких-то осязательных формах “землю” и “гражданское равноправие”». Провозглашение гражданского равенства, а также наличие «импонирующей персональной воли с. бесспорно сверхклассовыми решениями» необходимы для ликвидации революции с точки зрения «овладения психикой масс»15.

29 ноября 1923 г. Врангель сообщает Ильину о том, что он «с большим интересом» прочитал записку и был бы благодарен за подобную работу и впредь, так как «это принесло бы пользу для дела». Генерал также отмечает, что Ильин, «сохранил крепкую с ним (Белым движением - В. И.) духовную связь и понимание его значения»16.

Дальнейшая переписка подтверждает факт продолжения выполнения Ильиным аналитической работы для Белого движения. Сохранилась составленная им в мае 1925 г. сводка «О положении» национальной эмиграции в Германии и, в частности, в Берлине. Руководящие круги национальной эмиграции в Германии, говорится в документе, не считают, что «все спасение в Германии». Тем не менее, они отдают себе отчет в «параллелизме» государственных интересов национальной России и национальной Германии, «ведут беседу с германскими кругами в тоне независимом, патриотически-достойном». Положение национальной эмиграции в Германии рассматривается философом как «политически беспочвенное» и «международнощекотливое». Это состояло в ее «государственной неуполномоченности и отсутствии единой, сплоченной организации», а потому все беседы оставались беседами «частных лиц». Международно-щекотливое положение русской национальной эмиграции в этих беседах определялось и «болезненным и беспочвенным разбродом, господствующим в русской политически невоспитанной эмиграции». К политической работе, к осторожности, к конспирации, дипломатии почти все совершенно неспособны, отмечал Ильин. К «зловредным» явлениям эмиграции он относил «непрерывную интриганскую работу» различных групп, деление на «франкофилов» и «германофилов», деятельность «кириллистов». Руководители последних - «это люди - классового интереса, крайней озлобленности и мнимого, черносотенно-крикливого патриотизма». Они, как отмечает Ильин, враждебны всем русским, кто не с

17

ними

15 Ильин И. А. Записка (не позднее 31 октября 1923 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://my.mail.ru/community/history0/29532ECA91CB7ECE.html (дата обращения 16.01.2013).

6 Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. П. Н. Врангель

- И. А. Ильину 29 ноября 1923 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа: http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode=text&id= 190 (дата обращения 16.01.2013).

17 Ильин И. А. Сводка «О положении» (май 1925 г.) [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode=text&id= 190 (дата обращения 16.01.2013).

8 августа 1925 г. П. Н. Врангель в письме И. А. Ильину сообщает о сильном впечатлении, которое произвела на него «своей исключительной своевременностью» книга философа «О сопротивлении злу силой». «Многие, духовно утомленные тяжкими годами изгнания, теряют веру в нравственную необходимость борьбы и соблазняются мыслью о греховности “насилия”, которое они начинают усматривать в активном

противодействии злу, - указывает Врангель. Ваша

18

книга откроет им глаза»

Переписка Ильина с Врангелем указывает на их сотрудничество в издании журнала «Русский колокол», который философ начал издавать в 1927 г. Цель и задачи журнала отчетливо обозначили мотивы белой борьбы с большевизмом и представили обзор тех ценностей, которые легли в основу этой идеологии. Цель «Русского Колокола» как журнала национальной и патриотической волевой идеи - «служение самобытной и великой России». Его задача - «глубокое и всестороннее обновление духа в русском образованном слое, укрепление русского самосознания и отбор качественных сил». Единомышленники, объединенные Ильиным вокруг журнала, исповедовали родину как «священное начало»; осуждали революцию; отрицали социализм и коммунизм, но не искали восстановления дореволюционных порядков. Они верили в «величие новой, грядущей России», в ее восстановление на путях «религиозного очищения и самобытного творчества». В этом деле они ставили не на партийный подход, но ждали «идейного и волевого отклика от всякой живой души, умеющей ставить Россию выше всего»19. В октябре 1927 г. Ильин пишет Врангелю о трудностях реализации журнала посредством магазинов и выражает уверенность, что «если было бы возможно, что РОВС и Галлиполийский Союз нас и впредь поддержали бы, - то двинулось бы крепко». Отдельно отмечается, что «Русский колокол» держит линию «чисто белую и чисто деловую»20. Потрясенный прочитанным «от доски до доски» первым номером «Русского Колокола», Врангель высказывает единственное опасение, «что рядовой читатель не все осилит»21. Изданием «Русского Колокола» Ильин идейно способствовал выработке идеологии РОВСа, и появлению организации русской молодежи в эмиграции (НациональноТрудового Союза). Ряд статей, созданных в период издания данного журнала (1927-1930), философ публикует в цикле «Наши задачи» в форме периодических бюллетеней «РОВС»22.

18 Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. П. Н. Врангель

- И. А. Ильину 8 августа 1925 г. [Электронный ресурс] // Сайт

«Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode=text&id= 190 (дата обращения 16.01.2013).

19 Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Т. 1. - М.: Ай-рис-пресс, 2008. С. 10.

20 Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. И. А. Ильин -

П. Н. Врангелю <Октябрь 1927 г.> [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode=text&id= 190 (дата обращения 16.01.2013).

21 Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. П. Н. Врангель

- И. А. Ильину 13 октября 1927 г. [Электронный ресурс] // Сайт

«Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode=text&id= 190 (дата обращения 16.01.2013).

22 Филиппова Т. А. Иван Александрович Ильин / Ильин И. А. Избранное. - М.: РОССПЭН, 2010. С. 8, 9.

Таким образом, в 1920-х годах посредством аналитической и идеологической работы И. А. Ильин играл особую роль в деле борьбы за консолидацию Русского военного Зарубежья и его ведущей организации РОВ-Са. Он разрабатывал идеологию Белой борьбы, чтобы объединить всех противников большевизма и коммунизма внутри и вне России. Своими работами он звал к продолжению Белой борьбы, внушая веру в победу за будущую обновленную, свободную Россию.

Список литературы:

1. Бендин А. «Белая идея» в трудах И. А. Ильина и Е. Н.

Трубецкого [Электронный ресурс] // Западная Русь. Научно-просветительское интернет-издание. 23.02.2012. - Режим доступа: http://zapadrus.su/rusmir/pubru/576-l-r-.html

(дата обращения 17.01.2013).

2. Бордюгов Г. А., Ушаков А. И., Чураков В. Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. Историографические очерки. - М.: «Русский Мир», 1998. - 320 с.

3. Галас М. Л. Русский общевоинский союз: организация, цели и идеология. - Вопросы истории, 2008, № 4. С. 8694.

4. Голдин В. И. Солдаты на чужбине. Русский ОбщеВоинский Союз, Россия и Русское Зарубежье в ХХ-ХХI веках. - Архангельск: изд-во «СОЛТИ», 2006. - 796 с.

5. Голдин В. И. Среди «замазанных фигур». Белое движение: перспективы исследования // Родина. 2008. № 3. С. 3-8.

6. Голдин В. И., Журавлёв П. С., Соколова Ф. Х. Русский Север в историческом пространстве российской гражданской войны. - Архангельск: Изд-во «СОЛТИ», 2005. - 350 с.

7. Гришанин П. И. Современные подходы к изучению гражданской войны и Белого движения // Вопросы истории. 2009. № 6. С. 160-168.

8. Зимина В. Д. Белое движение и российская государственность в период Гражданской войны. - Волгоград: Изд-во ВАГС, 1997. - 485 с.

9. Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. И. А. Ильин

- П. Н. Врангелю 5 апреля 1923 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа: http://rovs.atro pos.spb. ru/index. ph p?view= pu blication&mode= text&id=190 (дата обращения 16.01.2013).

10. Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. И. А. Ильин

- П. Н. Врангелю <Октябрь 1927 г.> [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа:

http://rovs.atro pos.spb. ru/index. ph p?view= pu blication&mode= text&id=190 (дата обращения 16.01.2013).

11. Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. П. Н. Врангель - И. А. Ильину 8 августа 1925 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа:

http://rovs.atro pos.spb. ru/index. ph p?view= pu blication&mode= text&id=190 (дата обращения 16.01.2013).

12. Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. П. Н. Врангель - И. А. Ильину 13 октября 1927 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». - Режим доступа:

http://rovs.atro pos.spb. ru/index. ph p?view= pu blication&mode= text&id=190 (дата обращения 16.01.2013).

13. Из переписки И. А. Ильина с П. Н. Врангелем. Письмо П.

Н. Врангеля И. А. Ильину от 29 ноября 1923 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз». -Режим доступа:

http://rovs.atro pos.spb. ru/index. ph p?view= pu blication&mode= text&id=190 (дата обращения 16.01.2013).

14. Ильин И. А. Записка (не позднее 31 октября 1923 года) [Электронный ресурс] // Мой мир: Сообщество: История Белого Движения и Гражданской войны. - Режим доступа: http://my.mail.ru/community/history0/29532ECA91CB7ECE.ht

(дата обращения 16.01.2013).

15. Ильин И. А. Идея Корнилова (Из речи, произнесенной в Праге, Берлине и Париже) / Собрание сочинений: В 10 тт. Т. 5. - М.: Русская книга, 1996. С. 223-227.

16. Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Т. 1. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 528 с.

17. Ильин И. А. Памяти героя / Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). - М.: Русская книга, 2001. С. 202-210.

18. Ильин И. А. Русскому рыцарю / Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). -М.: Русская книга, 2001. С. 210-212.

19. Ильин И. А. Сводка «О положении» (май 1925 г.) [Элек-

тронный ресурс] // Сайт «Русский Обще-Воинский Союз».

- Режим доступа:

http://rovs.atro pos.spb. ru/index. ph p?view= pu blication&mode= text&id=190 (дата обращения 16.01.2013).

20. Ильин И. А. Что такое Русский Обще-Воинский Союз (Р.О.В.С.) / Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Т. 1. - М.: Айрис-пресс, 2008. С. 222-224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Кныш Н. А. И. А. Ильин как идеолог военной эмиграции // Вестник Омского университета, 2005. № 4. С. 85-87.

22. Романишина В. Н. Белые: кто они? // Родина. 2008. № 3.

С. 19-22.

23. Филиппова Т. А. Иван Александрович Ильин / Ильин И. А. Избранное. - М.: РОССПЭН, 2010. С. 5-43.

24. Цветков В. Ж. Белое дело в России. 1917-1918 гг. (формирование и эволюция политических структур Белого движения в России.). - М.: «Посев», 2008. - 520 с.

Reference list:

1. Bendin A. “The White idea” in the works of I. A. Ilyin and E. N. Trubetskoy [The electronic resource] // Zapadnaya Rus. Scientific-educational Internet-edition. 23.02.2012. - Mode of access: http://zapadrus.su/rusmir/pubru/576-l-r-.html (date of use: 17.01.2013).

2. Bordjugov G. A., Ushakov A. I., Churakov V. U. The White

action: ideology, foundations, the power regimes.

Historiographical essays. - M.: «The Russian World», 1998. -320 p.

3. Galas M. L. Russian All-Military Union: the organization, goals and ideology. - Voprosy istorii, 2008, № 4. P. 86-94.

4. Goldin V. I. Soldiers in a foreign land. Russian All-Military

Union, Russia and the Russian Diaspora in the XX-XXI

centuries. - Arkhangelsk: Izd-vo «SOLTI», 2006. - 796 p.

5. Goldin V. I. Among the «stained figures». The White movement: prospects of research // Rodina. 2008. № 3. P. 38.

6. Goldin V. I., Zhuravlev P. S., Sokolova F. X. The Russian

North in the historical space of the Russian civil war. -

Arkhangelsk: Izd-vo «SOLTI», 2005. - 350 p.

7. Grishanin P. I. Modern approaches to the study of the civil war and the White movement // Voprosy istorii. 2009. № 6. P. 160-168.

8. Zimina V. D. The White movement and the Russian statehood in the period of the Civil war. - Volgograd: ВАГС, 1997. - 485 p.

9. From the correspondence of I. A. Ilyin with P. N. Vrangel.

From I. A. Ilyin to P. N. Vrangel on April 5, 1923. [Electronic resource] // The Website of the Russian All-Military Union. -

Mode of access:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode= text&id=190 (date of use: 16.01.2013).

10. From the correspondence of I. A. Ilyin with P. N. Vrangel.

From I. A. Ilyin to P. N. Vrangel <October 1927> [Electronic resource] // The Website of the Russian All-Military Union. -

Mode of access:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode= text&id=190 (date of use: 16.01.2013).

11. From the correspondence of I. A. Ilyin with P. N. Vrangel.

From P. N. Vrangel to I. A. Ilyin on August 8, 1925. [Electronic resource] // The Website of the Russian All-Military Union. -

Mode of access:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode= text&id=190 (date of use: 16.01.2013).

12. From the correspondence of I. A. Ilyin with P. N. Vrangel.

From P. N. Vrangel to I. A. Ilyin on October 13, 1927.

[Electronic resource] // The Website of the Russian All-Military Union. - Mode of access:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode= text&id=190 (date of use: 16.01.2013).

13. From the correspondence of I. A. Ilyin with P. N. Vrangel.

From P. N. Vrangel to I. A. Ilyin on November 29, 1923.

[Electronic resource] // The Website of the Russian All-Military Union. - Mode of access:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode= text&id=190 (date of use: 16.01.2013).

14. Ilyin I. A. Note (not later than on October 31, 1923) [Electronic resource] // My world: Community: History of the White Movement and the Civil war. - Mode of access: http://my.mail.ru/community/history0/29532ECA91CB7ECE.ht ml (date of use: 16.01.2013).

15. Ilyin I. A. The idea of Kornilov (From a speech in Prague, Berlin and Paris) / Collection of the works: In 10 vols. Vol. 5. -M.: Russkaya kniga, 1996. P. 223-227.

16. Ilyin I. A. Our tasks. Article of 1948-1954. Vol. 1. - M.: Iris-press, 2008. - 528 p.

17. Ilyin I. A. The memory of the hero / Collection of the works: Articles. Lectures. Speeches. Reviews (1906-1954). - M.: Russkaya kniga, 2001. P. 202-210.

18. Ilyin I. A. To the Russian knight / Collection of the works: Articles. Lectures. Speeches. Reviews (1906-1954). - M.: Russkaya kniga, 2001. P. 210-212.

19. Ilyin I. A. Summary “About the position” (May 1925)

[Electronic resource] // The Website of the Russian All-Military Union. - Mode of access:

http://rovs.atropos.spb.ru/index.php?view=publication&mode= text&id=190 (date of use: 16.01.2013).

20. Ilyin I. A. What is the Russian All-Military Union (R.A.M.U.) / Our tasks. Article of 1948-1954. Vol. 1. - M.: Iris-press, 2008. P. 222-224.

21. Knysh N. A. I. A. Ilyin as the ideologist of the military emigration // Vestnik Omskogo universiteta, 2005. № 4. P. 85-87.

22. Romanishina V. N. White: who are they? // Rodina. 2008. №

3. P. 19-22.

23. Filippova T. A. Ivan Aleksandrovich Ilyin / Ilyin I. A. Favorites.

- М.: ROSSPEN, 2010. P. 5-43.

24. Tsvetkov V. Zh. The White action in Russia. 1917-1918. (the formation and evolution of the political structures of the White movement in Russia.). - М.: «Posev», 2008. - 520 р.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта кафедры экономической истории и информационных технологий Историкосоциологического института ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» Изергиной В. П. «Иван Ильин и Русский Обще-Воинский Союз»

Проблема связи философа и идеолога И. А. Ильина с русской военной эмиграцией 1920-х годов, в частности с ведущей организацией Российского военного Зарубежья - Русским Обще-Воинским Союзом (РОВС), является актуальной и недостаточно исследованной.

Анализ заявленной в статье темы представляет интерес в связи с такими перспективными направлениями исследования Белого движения, как история Белого движения в эмиграции, его ценности и идеология. Творчество великого русского государственного идеолога ХХ века, эмигранта первой волны Ивана Ильина-на протяжении всей своей жизни служившего Белому делу, имеет к отмеченным направлениям исследования прямое и очень значимое отношение. Поэтому поставленная в статье цель - прояснить характер связи И. А. Ильина с Русским Обще-Воинским Союзом, является вполне оправданной и имеет характер новизны.

Выводы автора об особой роли Ивана Ильина в деле борьбы за консолидацию Русского военного Зарубежья и его ведущей организации РОВСа базируются на анализе источников, работ философа и его переписки с председателем РОВСа генералом П. Н. Врангелем, и являются целиком обоснованными.

Статья В. П. Изергиной «Иван Ильин и Русский Обще-Воинский Союз» рекомендуется для публикации в открытой печати.

Д.и.н.,член-корреспондент РАН Н. М. Арсентьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.