ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2011. № 4
Т.Г. Солодухина
ИУДЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ ОСМАНСКОЙ СИРИИ в начале XIX в. — начале 90-х гг. XIX в. (проблема интерпретации количественных показателей)
В статье исследуется численность иудеев в городах Османской Сирии в начале XIX в. — начале 90-х гг. XIX в. Анализ демографических показателей проводится с учетом отрицательного отношения иудеев к подсчету их числа. Сравнение источников разных лет свидетельствует о значительном увеличении количества евреев1 в регионе до появления сионизма как официальной идеологии.
Ключевые слова: Османская Сирия, численность иудеев, еврейская иммиграция, перепись населения.
The article deals with the number of the Jews in the cities of Ottoman Syria from the beginning of the 19th century until the early nineties of the 19th century. The analysis of the demographic indicators is carried out with due regard to the negative attitude of the Jews to the calculation to their number. The comparison of the sources of different years is the evidence of a great increase of the number of the Jews in the region before the emergence of Zionism as an official ideology.
Key words: Ottoman Syria, the number of the Jews, Jewish immigration, census.
Трудности в интерпретации любых источников, содержащих информацию о численности населения, особым образом проявляются при работе с количественными показателями для иудеев, которые проживали в городах Османской Сирии в начале XIX в. —начале 90-х гг. XIX в., т.е. включая годы Первой Алии2 до появления сионизма в 1897 г.3.
Стоит полагать, что основной причиной этих трудностей было стремление евреев во все времена избегать переписей по религиозным мотивам. Корни этого запрета уходят в Библию. В книге Исход Господь велел Моисею, чтобы, когда тот будет исчислять сынов Израилевых, каждый из них дал выкуп за свою душу, дабы не случилось с ними язвы4. Согласно Второй книге Царств (у иудеев она называется Шмуэль бет — Вторая книга Самуила) Господь про-
1 В данной статье то же, что и иудеи.
2 Первая Алия — первая большая группа евреев (25 000 человек), иммигрировавшая в Палестину в 1882-1903 гг. В основном это были переселенцы из Восточной Европы. Алия (в переводе с иврита «подъем, восхождение») означает также приезд и поселение иудеев в Палестине с целью возрождения там еврейской исторической родины.
3 Сионистское движение было организовано Теодором Герцлем (1860-1904) на Первом Сионистском Конгрессе в Базеле в 1897 г.
4 Исх 30, 11-16.
87
гневался на Израильтян и побудил царя Давида посчитать Израильтян и Иудеян. После подсчета Давид испугался, осознав свой грех, но Израильтяне все равно были наказаны Всевышним5. По версии Первой книги Паралипоменон Давид принял решение посчитать Израильтян по внушению сатаны6.
Проблема запрета на подсчет евреев изучалась израильским исследователем Арье Моргенштерном в связи с необходимостью составлять списки иудеев, нуждавшихся в халукке7. Он пишет о галахическом8 решении, в соответствии с которым утверждалось, что составление списков имен евреев не является их подсчетом, это просто списки9. Но в любом случае указанный запрет не отменялся, в частности, израильский ученый Иегошуа Бен-Арье со ссылкой на источник упоминает о сопротивлении иудеев всякого рода переписям по религиозным мотивам, в связи с чем представлялось возможным располагать очень приблизительными сведениями об их численности10.
Таким образом, задачей данной статьи является изучение демографической картины жизни иудеев Сиро-Палестинского региона11 с начала XIX в. до начала 90-х гг. XIX в. с учетом описанной выше специфики. Как правило, иудеи Османской Сирии были городскими жителями. Поэтому для анализа численности целесообразно рассмотреть: во-первых, четыре палестинских города, считавшихся у иудеев святыми и представлявших наибольший интерес для них — Иерусалим, Хеврон, Сафед и Тиверию, во-вторых, наиболее важные экономические центры региона — Дамаск, Халеб и Бейрут.
В статье не рассматриваются самаритяне, поскольку их не было в упомянутых выше городах, они проживали в основном в городе Наблус. Что касается караимов12, то в рассматриваемых в данной статье источниках их численность не оговаривается. Стоит полагать, что если речь идет об османской статистике, то они учитываются, поскольку для османских властей все иудеи составляли единое целое.
5 2 Цар 24.
6 1 Пар 21.
7 Халуккой назывались пожертвования, которые собирались евреями Европы в пользу ашкеназских собратьев, поселившихся в Палестине по религиозной причине — из стремления жить и умереть на Святой Земле, а также и в пользу сефардов. В наиболее общем смысле ашкеназы — евреи европейского происхождения, сефарды — потомки иудеев из Испании, а также местные восточные иудеи в Османской империи.
8 Галаха — еврейский религиозный закон.
9 См.: Моргенштерн А. Мифкад колель га-прушим бе-Эрец-Исраэль ми-шнат такцад (Перепись колеля прушим в Эрец-Израэль 1834 года) (на иврите). — Шалем. Книга VIII. C. 231-232.
10 Ben-Arieh Y. Jerusalem in the 19th century. The Old City. Jerusalem, 1984. P. 274275. При дальнейшем цитировании: Ben-Arieh Y. Jerusalem...
11 То же, что и Османская Сирия.
12 Самаритяне и караимы — особые обособленные этноконфессиональные группы в иудаизме.
88
Например, так было в XVI в. в Иерусалиме13, скорее всего, данный принцип не менялся на протяжении столетий, поскольку караимов и самаритян было всегда меньше, чем евреев-талмудистов , и, видимо, не имело смысла выделять их отдельно.
В демографии важнейшими источниками информации являются переписи, поскольку их цель состоит в подсчете отдельных лиц. Невзирая на неизбежные погрешности, они гораздо более достоверны, нежели источники, содержащие приблизительные оценки. Турецкий исследователь Кемаль Карпат, признавая существование всевозможных погрешностей в османской статистике, с учетом которых следует ее корректировать, все же полагает, что она содержит наиболее достоверные сведения о населении Ближнего Востока в XIX — начале XX в.14. В особенности это касается переписи 1881/2-93 гг., где, в отличие предыдущих, содержатся сведения о количестве женщин15. Однако необходимо учитывать тот факт, что евреи, прибывавшие из Европы, являлись иностранцами и не могли быть учтены в графе «Евреи», в которой было отражено только количество иудеев — подданных Османской империи. В переписи 1881/2-93 гг. отдельной графой выделены «Иностранные граждане», но для сирийских провинций их количество не указано, при этом точно известно, что они там жили и находились под покровительством консулов своих держав. Это свидетельствует о неполноте переписи, а существование такой графы подтверждает, что в количественный показатель в графе «Евреи» не включены иудеи — иностранные подданные. Следует также отметить, что в Османской империи проводились общие переписи населения в 1830-1838, 1844 и 1866 гг., но они не охватывали сирийские провинции. Перепись 1881/2-93 гг. является наиболее полной и достоверной и включает Османскую Сирию, поэтому ее возможно использовать для подтверждения более ранних источников. Такой подход вкупе с привлечением русскоязычных источников дополнит исследования израильских ученых Иегошуа Бен-Арье и Узиэля О. Шмельца, пользовавшихся в основном свидетельствами европейцев и европейских евреев16.
13 Cohen A. Jewish Life under Islam. Jerusalem in the Sixteenth Century. Cambridge; L., 1984. P. 7, 30.
14 Karpat H. Kemal. The Ottoman Demography in the Nineteenth Century: Sources, Concepts, Methods // Karpat H. Kemal. Studies on Ottoman Social and Political History. Selected Articles and Essays. Vol. 81. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2002. P. 201.
15 Ibid. P. 196.
16 Ben-Arieh Y. Jerusalem...; Ben-Arieh Y. The Population in Large Towns in Palestine During the First Eighty Years of the nineteenth Century, According to Western Sources // Studies on Palestine during the Ottoman Period / Ed. by Moshe Ma'oz. Jerusalem, 1975. P. 49-69. При дальнейшем цитировании: Ben-Arieh Y. The Population in Large Towns...; Schmelz U.O. Some demographic peculiarities of the Jews of Jerusalem in the nineteenth century // Studies on Palestine during the Ottoman Period / Ed. by Moshe Ma'oz. Jerusalem, 1975. P. 119-141.
89
Используемые автором источники позволяют составить таблицу, которая будет подробно проанализирована в настоящей статье:
Таблица
№ п/п Город Годы Общая численность Иудейское население % иудейского населения
1. Иерусалим 1806 8774 2000 22,8
1839-1840 13 000 2982 22,9
1846 13 000-14 000 6000 44,4
1853-1856 нет сведений 10 000 —
1857-1860 20 000 7000 35
1890 40 000 нет сведений —
2. Хеврон 1839-1840 8000 416 5,2
3. Сафед 1839 нет сведений 1282 —
1881/2-93 14 407 193 1,3
4. Тиверия 1839 нет сведений 695 —
1846 1200 600 50
1881/2-93 6179 799 13
5. Дамаск 1800 100 000 нет сведений —
1846 125 000-130 000 5000 3,9
1850 нет сведений 600 (семей) —
1881/2-93 114 277 6265 5,5
6. Халеб 1800 100 000-150 000 нет сведений —
1840 70 000 нет сведений —
1846 77 700 4700 6
1881/2-93 516 273 9356 1,8
7. Бейрут 1800 6000 нет сведений —
1839 нет сведений 60 (семей) —
1840 10 000 нет сведений —
1881/2-93 52 328 1197 2,3
Источники: Базили К.М. Статистические заметки о племенах сирийских и о духовном их управлении // Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим, 2007. С. 537; Рафалович А.А. Записки русского врача, отправленного на Восток // Сирия, Ливан и Палестина в первой половине XIX века / Составители: М.Р. Рыженков и И.М. Смилянская. М., 1991. С. 112, 120, 135, 149; Diaries of Sir Moses and Lady Montefiore. Vol. I / Ed. by Dr L. Loewe. Chicago, 1890. P. 159. При дальнейшем цитировании: Diaries...; Finn J. Stirring Times. L., 1878. Vol. I. P. 101; Issawi Ch. The Fertile Crescent, 1800-1914. N. Y.; Oxf., 1988. P. 28; I.8. A. Ottoman General Census of 1881/82-1893 (continued) // Karpat K. Ottoman Population, 1830-1914: Demographic and Social Characteristics. Madison, 1985. P. 128-129, 132-135; Seetzen U.J. Reisen durch Syrien, Palastina, etc. Berlin, 1854-1859, II. P. 18; Га-Магид, еженедельник (под ред. Зильбермана), Лык, 1-й год, [1857]. № 14. С. 55. При дальнейшем цитировании: Га-Магид; Мифкад иегудей Эрец-Исраэль (такцат): лефи китвей-яд Монтефиоре 528 (Перепись евреев Земли Израиля (1839): по рукописи Монтефиоре 528) (на иврите) / введение Асулин А. Jerusalem, 1987. При дальнейшем цитировании: Мифкад.
90
Данные таблицы позволяют утверждать, что еврейское население Иерусалима с начала XIX в. до начала 60-х гг. XIX в. увеличилось как минимум в три раза. Самая ранняя информация о численности населения этого города, отраженная в таблице — сведения за 1806 г., которые удалось собрать немецкому путешественнику Ульриху Ясперу Зеетцену на основании того, что он узнал от губернатора Иерусалима. Османский чиновник мог воспользоваться имевшейся в его распоряжении информацией о количестве податного населения. Он предоставляет следующие данные: мусульмане — 4000 человек, евреи — 2000 человек, христиане разных конфессий — 2774, всего — 877417. По мнению Зеетцена, цифры преуменьшены, он полагает, что, скорее всего, общая численность населения города составляла 12 000 человек, при этом иудеев было 25%. Израильский исследователь Иегошуа бен-Арье считает данные иерусалимского губернатора наиболее достоверными18. Возможно, у османского чиновника были сведения только о численности мужского податного населения, поскольку его интересовало число людей, обязанных платить подушную подать — джизью. Лидеры христианских и еврейских общин, очевидно, стремились занижать количественные показатели податного населения своих общин, чтобы платить меньше налогов19. Но в любом случае сведения губернатора Иерусалима, хотя и могут быть заниженными и неполными, все же достаточно достоверны, поскольку османские власти были заинтересованы в точном подсчете. Необходимо учитывать тот факт, что османский чиновник мог предоставить Зеетцену информацию только о сефар-дах — подданных Османской империи. Но именно они и составляли на тот момент большинство евреев Иерусалима, а число ашкеназов в городе в начале XIX в. было весьма незначительным, их община стала возрождаться только в 1812 г.20. Таким образом, иудеев могло быть немногим более 2000. Даже если допустить правильность предположения Зеетцена о 3000 евреев в Иерусалиме (25 % от 12 000), то эта цифра подтверждается данными переписи 1839 г., составленной на иврите еврейским филантропом, банкиром и политическим деятелем из Великобритании Моше Монтефиоре о 2982 евреях, в которой учтены и мужчины, и женщины, и дети. При этом не следует полностью доверять этой цифре, поскольку она может быть преувеличена, по той причине что евреи стремились получить побольше денег от Монтефиоре. Поэтому возможно, что в переписи могли
17 Seetzen U.J. Op. cit.
18 Ben-Arieh Y. The Population in Large Towns... P. 51.
19 Karpat H. Kemal. Op. cit. P. 199.
20 Schmelz U.O. Op. cit. P. 120.
91
появиться и «мертвые души», ведь вряд ли их существование мог кто-либо проверить. Однако относительное совпадение сведений, полученных Зеетценом, а тем более предположения путешественника о проживании в Иерусалиме в 1806 г. 3000 иудеев, с цифрой, зафиксированной в переписи Монтефиоре, позволяет с некоторыми оговорками доверять обоим источникам. Такое совпадение данных может также свидетельствовать о том, что османский чиновник дал Зеетцену информацию о количестве всего иудейского населения, а не только податного.
В переписи Монтефиоре очень о многих евреях сказано, что они бедные, а также отдельно выделены списки вдов и сирот. Вполне вероятно, что для получения денег было достаточно написать о своем бедственном материальном положении, т.е. завысить численность нуждающихся, а не численность иудейского населения вообще. Невозможно не согласиться с израильской исследовательницей Адас-сой Асулин, опубликовавшей и изучившей эту перепись, которая полагает, что она обладает достаточной степенью достоверности, поскольку содержит данные, «основанные на реальном подсчете имен»21. Очевидно, что стремление евреев Палестины, находившихся в весьма бедственном положении, получить материальную поддержку оказалось сильнее запрета на участие в переписях. Возможно также, что они не считали переписью факт участия в опросе о своей семье, профессии, материальном положении, месте рождения, возрасте и годе иммиграции в Палестину.
Сведения врача Артемия Алексеевича Рафаловича о еврейском населении Иерусалима за 1846 г. (6000) могут показаться весьма преувеличенными, поскольку двукратное увеличение числа иудеев за семь лет могло произойти только в результате массовой иммиграции. Важно отметить, что до своей поездки на Восток Рафалович исследовал демографическую ситуацию в Одессе и получил определенный навык работы с материалами по демографии. Таким образом, представляется вполне возможным так или иначе полагаться на приведенные в его работе сведения по демографии еврейского и нееврейского населении городов Сирии и Палестины. Ценность демографических сведений в «Записках...» Рафаловича заключается в том, что он указывает численность всех групп населения и дает ее с учетом мужчин и женщин. Говоря о численных показателях для общин Халеба, Рафалович пишет, что приводит ее по наиболее достоверным сведениям, которые он собрал22. Пы-
21 Асулин А. Маво (Введение) (на иврите) // Мифкад. С. Каф (20).
22 Там же. С. 149.
92
таясь получить нужную информацию, он мог контактировать как с местными иудейскими общинами, так и с османскими властями, при этом первые могли искажать информацию, стремясь избегать подсчетов, а вторые располагали заниженными цифрами по той причине, что иудеи стремились платить меньше налогов. Трудно представить, чтобы у Рафаловича могли быть другие более достоверные источники информации.
Если сравнить сведения британского консула в Иерусалиме Джеймса Финна23 на 1853-1856 гг. о 10 000 иудеях24, а также данные газеты Га-Магид25 о 7000 иудеях в Иерусалиме на 1857 г.26 с информацией Рафаловича о 6000 иудеев на 1846 г., то представляется вполне обоснованным полагать, что с 40-х гг. происходило значительное увеличение численности иудейского населения, хотя и трудно установить во сколько раз.
Сведения Финна, скорее всего, завышены, хотя и отражают увеличение числа иудеев. Как следует из содержания заметки в Га-Магид, автор понимает трудности, связанные с определением численности иудейского населения, хотя источник сведений, приведенных в газетной заметке, не вполне ясен27.
Указанные выше цифры взяты из разных источников и в значительной мере отличаются, однако в целом они свидетельствуют о немалом увеличении иудейского населения Иерусалима, по всей видимости, за счет иммиграции, поскольку естественный прирост не может дать таких результатов за столь короткое время.
К сожалению, по Иерусалиму, а также и по Хеврону отсутствуют сведения в переписи 1881/2-1893 гг. Что касается Тиверии, то имеющиеся данные таблицы, почерпнутые из разных источников — переписи Монтефиоре, Рафаловича и всеобщей османской переписи 1881/2-1893 гг. более или менее совпадают: наблюдается рост как иудейского населения Тиверии, так и рост населения города в целом (таблица). Скорее всего, иудеев в Тиверии было гораздо больше, чем указано в переписи, так как там указано только число иудеев — подданных Османской империи. То же следует отметить в отношении еврейского населения Сафеда, поскольку указанная в переписи цифра — число иудеев, имевших османское подданство, очевидно, что в реальности иудеев там проживало гораздо больше.
23 Финн Джеймс — британский консул в Иерусалиме в 1845-1862 гг. Оказывал покровительство иудеям региона.
24 Finn J. Op.cit.
25 Еврейская газета на иврите, издававшаяся в то время в прусском городе Лык (современный польский город Элк).
26 Га-Магид.
27 Там же.
93
Следовательно, анализируя данные таблицы, невозможно утверждать, что иудейское население Сафеда резко сократилось.
Таким образом, всеобщая перепись 1881/2-1893 гг. может лишь частично подтвердить численность иудейского населения, поскольку она отражает только количество османских подданных, а в рассматриваемый период большое число иудеев приезжало и поселялось в священных для иудаизма городах, не становясь при этом османскими подданными.
Перепись Монтефиоре также дает возможность установить, что из 2982 иудеев Иерусалима на 1839 г. примерно 750 человек переселились в XIX в. из разных областей Османской империи (кроме Сирии и Палестины), около 270 — из Российской империи и приблизительно 45 — из Европы. В Хевроне из 416 евреев на 1839 г. более 95 человек поселились в этом городе в XIX в., в основном это были иммигранты из Российской империи. Из 695 иудеев Тиверии около 60 являлись выходцами из французского Алжира, более 15 человек — из других провинций Османской империи (кроме сирийских), примерно 25 — из Алжира до французского завоевания, приблизительно 50 — из Европы и 36 — из России. Из 1282 евреев, проживавших в Сафеде в 1839 г., примерно 215 человек прибыло из французского Алжира в 1830-1839 гг., около 65 иммигрантов были европейцами, примерно 85 прибыли из других областей Османской империи, остальные — из Марокко, Российской империи и Алжира до 1830 г. Иными словами, иммиграция происходила еще до начала коренных изменений в Османской империи, связанных с эпохой Танзимата.
Итак, согласно переписи Монтефиоре на 1839 г., иммигранты первой половины XIX в. составляли около 1685 (примерно 1/3) из 5375 иудеев, населявших священные для иудаизма города. Среди иммигрантов примерно 850 прибыло из Османской империи (исключая Сирию и Палестину), 400 из Российской империи, 275 из французского Алжира и около 160 из Европы.
До 1840 г. еврейская эмиграция в сакральные для иудаизма города могла быть обусловлена, в частности, и мессианскими ожиданиями, связанными с указанным годом28.
Некоторые доказательства переселения иудеев в священные для иудаизма города Османской Сирии из Российской империи содержатся и в неопубликованных ранее материалах Архива внешней
28 1840 г. — по еврейскому календарю 5600 г., в который, согласно иудейским представлениям XIX в., Мессия должен был прийти на Святую Землю. Поэтому иудеи переселялись в Палестину ожидать его там. Morgenstern A. Hastening Redemption: Messianism and the Resettlement of the Land of Israel. Oxford, 2006. P. 52.
94
политики Российской империи. Там хранится консульское донесение Базили из Бейрута в Стамбул В.П. Титову29 от 12 февраля 1850 г., где идет речь об иудеях в Палестине, лишенных российского подданства, к донесению прилагается составленный консулом список их просроченных паспортов30.
Все 624 переселенца, сведения о которых содержатся в 237 паспортах, выданных семье или отдельным лицам, перечислены поименно31. Базили представляет следующую информацию о паспортах: кем выдан паспорт, куда и на какой срок (не более трех лет), год выдачи. Для евреев, которые были в живых в конце 40-х гг. и отказались от российского гражданства, указывалось место пребывания на момент составления списка, а также год изъятия паспорта (скорее всего, дипломатами Российской империи) или год передачи его в консульство, очевидно, российское.
Итак, к концу 40-х гг. XIX в. обладатели 68 российских паспортов жили в Иерусалиме, 43-х — в Сафеде, 13-и — в Хевроне и 7-и — в Тиверии. Материалы АВПРИ позволяют проследить также и ход эмиграции обсуждаемой группы. Они свидетельствует о незначительной эмиграции, которая заметно увеличилась в 40-е гг. XIX в. Архивные документы подтверждают как существование иммиграции самой по себе, так и сведения переписи Монтефиоре о переселении иудеев из Российской империи.
Для характеристики иммиграции до середины XIX в. необходимо принимать во внимание общие сведения. Так, согласно источникам, к середине XIX в. в Османской империи насчитывалось около 150 000 иудеев32, в России проживало 860 000-1 100 000 евреев после присоединения Герцогства Варшавского в 1815 г.33, в Алжире ко времени французского завоевания в 1830 г. — 30 00034, а в Европе (без Российской империи) более 1 млн в 1820-1825 гг.35 Сопоставляя данные европейского историка и журналиста Убичини (1818-1884) о 150 000 иудеях на всей территории Османской империи и сведения
29 Титов Владимир Павлович (1807-1891) — российский чрезвычайный посланник и полномочный министр в Османской империи.
30 АВПРИ, ф. 208. Консульство в Бейруте, оп. 819, д. 31S (чистое). Бейрут, 1849-18S0. Л. 22-49.
31 Там же. Л. 27-49.
32 Ubicini M.A. Lettres sur la Turquie. Paris, 18S4. P. 364.
33 Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми. M., 200S. С. 14.
34 Encyclopaedia Judaica. Vol. I. Detroit; N. Y.; San Francisco; New Haven; Conn.; Waterville; Maine; L., 2007. P. 648.
^Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства II http:IIwww.eleven.co.ilI?mode=article&id=1S494&query=%C4%CS%CC%CE%C3%D 0%C0%D4%C8%DF. 26.12.2010.
9S
Базили о 45 000 (9000 семей, включая караимов и самаритян)36 в Сиро-Палестинском регионе к середине XIX в., допустимо утверждать, что к этому времени в остальной части государства проживало немногим более 100 000 иудеев.
Таким образом, еврейская иммиграция в первой половине XIX в. в Иерусалим, Хеврон, Тиверию и Сафед не была массовой. Принимая во внимание общую численность иудеев Османской империи (помимо Сирии и Палестины), России и Европы, нельзя считать, что в указанный период среди евреев преобладало стремление к переселению в Палестину. Дальнейшее увеличение численности иудейского населения позволяет предположить иммиграцию.
Халеб и Бейрут не являются городами, имеющими сакральное значение для иудеев, они не стремились туда в таком количестве, как в Иерусалим, Сафед, Тиверию и Хеврон. Стоит полагать, что при изучении количественных показателей для евреев этих городов возможно с большей точностью проверить их по переписи 1881/21893 гг. Судя по источникам таблицы, происходил рост еврейского населения на фоне роста общей численности населения этих городов. Даже если перепись отражает численность иудейского населения лишь частично и в ней отсутствуют сведения о количестве иностранных иудеев, которые, скорее всего, проживали в этих городах, в любом случае ее данные свидетельствуют об увеличении числа иудеев на протяжении рассматриваемого периода.
Сведениям Рафаловича о Халебе можно доверять, учитывая его стремление к использованию достоверных источников и сопоставляя их с более поздним и более достоверным источником — переписью 1881/2-1893 гг. Информация о 60 иудейских семьях в Бейруте была получена Монтефиоре со слов представителей местной общины города во время его визита в Бейрут в 1839 г., при этом было сказано, что ни одна семья не была богатой37. В данном случае может быть только завышение количественного показателя с целью получить материальную поддержку. Османская перепись 1881/2-1893 гг. подтверждает резкое увеличение численности иудеев Бейрута в XIX в., также стремительно увеличилось и население этого города в целом.
36 См.: Базили К.М. Указ. соч. С. 416. В условиях отсутствия точных сведений, которые представляется возможным получить только при налаженном статистическом учете, умножаем количество семей на пять и получаем среднюю цифру численности населения. Эта методика применялась учеными, принимавшими участие в египетской экспедиции Бонапарта.
37 Diaries... Vol. I. P. 159.
96
Согласно различным источникам общая численность жителей Дамаска на протяжении рассматриваемого периода не изменялась в значительной мере. То же следует сказать в отношении иудейской общины Дамаска. В таблице приведены сведения различных источников, при этом данные Рафаловича так или иначе соотносятся с данными переписи. Что касается сведений российского консула К.М. Базили38, собранных для Министерства Иностранных Дел Российской империи о 600 семьях, то, скорее всего, они несколько занижены.
В первой половине XIX в. население, в том числе и иудейское, некоторых сиро-палестинских городов уменьшалось в результате различных бедствий. Например, ограбление местными мусульманами 700 или 800 еврейских семей Сафеда и Тиверии в 1837 г. послужило причиной их иммиграции. Через несколько недель, согласно Базили39, в Сиро-Палестинском регионе произошло сильное землетрясение, особенно отразившееся на этих городах, в результате которого многие евреи, как и другие жители города, погибли40. В 1846 г. А.А. Рафалович, отмечая значительное уменьшение численности населения Тиверии, утверждал, что город был полностью разрушен землетрясением и медленно восстанавливался на момент его посещения41. Рафалович пишет о землетрясении в Халебе в 1822 г., чуме в 1827 г. и холере в 1832 г. Кроме того, по его словам, большая часть жителей была вынуждена покинуть город. Он не указывает причину миграции и ее направление, но можно предположить, что она была вызвана упомянутыми бедствиями42.
Итак, сравнивая количественные показатели переписи 1881/2— 1893 гг. с более ранними источниками, возможно отметить как рост населения городов Сирии и Палестины в целом, так и рост иудейского населения в частности. Учитывая, что иностранные иудеи не могли входить в перепись, то есть основания предположить проживание большего числа иудеев в регионе в 80-90-е гг. XIX в. Несмотря на сопротивление иудеев переписям, они все же были вынуждены подчиняться существовавшему законодательству и
38 Базили Константин Михайлович (1809-1884) — российский дипломат, историк и общественный деятель. С 1839 г. Базили служил российским консулом Бейрута и Палестины, а в 1843 г. стал генеральным консулом всей Османской Сирии. В 1853 г. Базили в связи с Крымской войной заканчивает свою дипломатическую деятельность в Сиро-Палестинском регионе и продолжает ее в Европе.
39 Согласно другим источникам сначала было землетрясение, а после этого ограбление.
40 См.: Базили К.М. Указ. соч. С. 536.
41 См.: Рафалович А.А. Указ. соч. С. 120.
42 Там же. С. 149.
97
принимать участие в османских переписях, а в случае с Монтефиоре и при распределении халукки, они стремились получить денежные средства. Таким образом, исследователи еврейской демографии не остаются в неведении относительно численности иудеев Сиро-Палестинского региона. Следует отметить, что рост иудейского населения наблюдается именно до официального появления сионизма в 1897 г. Стоит полагать, что он происходил вне зависимости от Первой Алии, поскольку эти иммигранты не могли стать сразу османскими подданными и быть зафиксированными в переписи. Кроме того, еврейские иммигранты поселялись только в палестинских городах Османской Сирии, а значительный рост иудейского населения наблюдается также в Бейруте и Халебе.
Список литературы
Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ), ф. 208. Консульство в Бейруте.
Базили К.М. Статистические заметки о племенах сирийских и о духовном их управлении // Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим, 2007.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами и приложениями. М., 2002.
Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми. М., 2005.
Рафалович А.А. Записки русского врача, отправленного на Восток // Сирия, Ливан и Палестина в первой половине XIX века / Составители: М.Р. Ры-женков и И.М. Смилянская. М., 1991.
Ben-Arieh Y. Jerusalem in the 19th century. The Old City. Jerusalem, 1984.
Ben-Arieh Y. The Population in Large Towns in Palestine During the First Eighty Years of the nineteenth Century, According to Western Sources // Studies on Palestine during the Ottoman Period / Ed. by Moshe Ma'oz. Jerusalem, 1975.
Cohen A. Jewish Life under Islam. Jerusalem in the Sixteenth Century. Cambridge; L., 1984.
Diaries of Sir Moses and Lady Montefiore. Vol. I / Ed. by Dr L. Loewe. Chicago, 1890.
Encyclopaedia Judaica. Vol. I. Detroit; N.Y.; San Francisco; New Haven, Conn.; Waterville, Maine; L., 2007.
Finn J. Stirring Times. Vol. I. L., 1878.
Issawi Ch. The Fertile Crescent, 1800-1914. N.Y.; Oxf., 1988.
Karpat H. Kemal. The Ottoman Demography in the Nineteenth Century: Sources, Concepts, Methods // Karpat H. Kemal. Studies on Ottoman Social and Political History. Selected Articles and Essays. Vol. 81. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2002.
Morgenstern A. Hastening Redemption: Messianism and the Resettlement of the Land of Israel. Oxford, 2006.
I.8.A.Ottoman General Census of 1881/82-1893 // Karpat K. Ottoman Population, 1830-1914: Demographic and Social Characteristics. Madison, 1985.
Schmelz U.O. Some demographic peculiarities of the Jews of Jerusalem in the nineteenth century // Studies on Palestine during the Ottoman Period / Ed. by Moshe Ma'oz. Jerusalem, 1975.
98
Seetzen U. J. Reisen durch Syrien, Palastina, etc Berlin, 1854-59, II. Ubicini M. A. Lettres sur la Turquie. Paris, 1854.
Источники
Га-Магид, еженедельник (под ред. Зильбермана), Лык, 1-й год, [1857], № 14. Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства // http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=15494&query=%C4%C5%C C%CE%C3%D0%C0%D4%C8%DF. 26.12.2010. Мифкад иегудей Эрец-Исраэль (такцат): лефи китвей-яд Монтефиоре 528 (Перепись евреев Земли Израиля (1839): по рукописи Монтефиоре № 528) (на иврите) / Введение А. Асулин. Jerusalem, 1987. Моргенштерн А. Мифкад колель га-прушим бе-Эрец-Исраэль ми-шнат такцад (Перепись колеля прушим в Эрец-Израэль 1834 года) (на иврите) // Шалем. Книга VIII. Иерусалим, 2001.
Сведения об авторе: Солодухина Татьяна Григорьевна, аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]