Научная статья на тему 'Англиканская проповедь в Османской Сирии в 40-е годы XIX века'

Англиканская проповедь в Османской Сирии в 40-е годы XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОНДОНСКОЕ ЕВРЕЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / LONDON JEWISH SOCIETY / HEREM / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / ФИРМАН / FIRMAN / ЦЕРКОВЬ ХРИСТА / CHURCH OF CHRIST / ХЕРЕМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодухина Татьяна Григорьевна

Статья посвящена причинам активизации миссионерской деятельности Лондонского Еврейского Общества в 40-е годы XIX в. в Иерусалиме и ее результатам. В это десятилетие в Иерусалиме был учрежден англо-прусский епископат и построена Церковь Христа. Это стало возможным благодаря поддержке Великобритании и Пруссии, использовавших миссионеров в своей политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Anglican Missionary Activity in the Ottoman Syria in the 40 th years of the XIX century

The article analyses the reasons of the activization of the missionary activity of London Jewish Society in the 40 th years of the XIX century in Jerusalem and its results. At this decade the Anglo-Prussian Bishopric was established and the Church of Christ was built. It became possible because of the support of Great Britain and Prussia, which used the missionaries in their policy.

Текст научной работы на тему «Англиканская проповедь в Османской Сирии в 40-е годы XIX века»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2014. № 4

Т.Г. Солодухина

АНГЛИКАНСКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ОСМАНСКОЙ СИРИИ в 40-е годы XIX века

Статья посвящена причинам активизации миссионерской деятельности Лондонского Еврейского Общества в 40-е годы XIX в. в Иерусалиме и ее результатам. В это десятилетие в Иерусалиме был учрежден англо-прусский епископат и построена Церковь Христа. Это стало возможным благодаря поддержке Великобритании и Пруссии, использовавших миссионеров в своей политике.

Ключевые слова: Лондонское Еврейское Общество, херем, Великобритания, фирман, Церковь Христа.

The article analyses the reasons of the activization of the missionary activity of London Jewish Society in the 40th years of the XIX century in Jerusalem and its results. At this decade the Anglo-Prussian Bishopric was established and the Church of Christ was built. It became possible because of the support of Great Britain and Prussia, which used the missionaries in their policy.

Key words: London Jewish Society, herem, Great Britain, firman, the Church of Christ.

В конце XVIII - начале XIX в. в Англии появляются разные миссионерские общества1, среди них Лондонское еврейское общество по распространению христианства среди евреев (далее - Лондонское Еврейское Общество, Общество) - дочерняя организация, отделившаяся от Лондонского миссионерского общества2 в 1809 г. Основателем Лондонского еврейского общества стал крещеный еврей Христиан Фридрих Фрей3, а покровителем - герцог Кентский.

Таким образом, первоначально идея Лондонского еврейского общества представляла собой инициативу отдельного лица. В 1815 г., после перенесенных финансовых трудностей, общество становится неотъемлемой частью Англиканской церкви, а возглавил его член британского Парламента Томас Баринг (1772-1848). Покровителем

1 В 1792 г. было основано Баптистское Миссионерское Общество, в 1804 г. -Британское и иностранное библейское общество.

2 Основано в 1795 г.

3 Христиан Фридрих Фрей (1771-1850) родился на территории Франконии, до обращения в протестантизм носил имя Йосеф Самуэль Леви, крестился в 1798 г. В этом ему способствовало Лондонское Миссионерское Общество. Возглавлял Лондонское еврейское общество в 1809-1815 гг.

Общества был назначен епископ, с 1841 г. эту должность занимал духовный глава англиканской церкви Архиепископ Кентерберийский. Необходимо отметить особый характер англиканской церкви, где высшее духовенство назначает английский монарх по согласованию с премьер-министром. Архиепископ Кентерберийский является духовным главой англикан4.

Миссионерская деятельность Лондонского Еврейского Общества в Османской Сирии началась в 20-е годы XIX в., когда в регион стали направлять первых проповедников протестантизма среди евреев5. Миссионеры Общества в качестве объекта проповеди рассматривали также и неевреев. В 40-е годы деятельность англикан в Османской Сирии заметно активизировалась. Это произошло на фоне усиления британского влияния на Ближнем Востоке. В 1838 г. Великобритания навязала туркам неравный торговый договор, в 1839 г. под ее давлением в Османской империи начались общеимперские реформы Танзимат, в 1840 г. эта великая держава успешно поддержала султана в борьбе против египетского паши Мухаммеда Али.

Как проявило себя Общество в те годы, каковы результаты его трудов в Османской Сирии в 40-е годы XIX в. и что способствовало их достижению - разрешению этих вопросов посвящена данная статья.

Деятельность Общества в 40-е годы XIX в. хорошо изучена зарубежными учеными6, однако в отечественной историографии отсутствуют работы, посвященные англиканской проповеди среди сиро-палестинских иудеев и ее роли в британской политике.

Данная статья основывается на различных источниках, позволяющих объективно ответить на поставленные вопросы. К ним относятся журнал Общества7, переписка раввинов, в которой затрагивается деятельность еврейского филантропа из Великобри-

4 В XVI в., в период Реформации, Англия перестала подчиняться папе. Официально это произошло в 1534 г., когда король Англии Генрих VIII разорвал отношения с папой и объявил себя главой независимой церкви в Англии, которая стала называться англиканской. Изначально ее вероучение не отличалось от католического, а позднее в него были внесены изменения протестантского характера.

5 Perry Y. British Mission to the Jews in the Nineteenth-Century Palestine. L., 2003. P. 15-17; Tibawi A.L. British interests in Palestine, 1800-1901. Oxf., 1961. P. 6-7.

6 См., например: Gidney W.T. The History of the London Society for Promoting Christianity amongst the Jews, from 1809 to 1908. L., 1908; Tibawi A.L. British interests in Palestine, 1800-1901. Oxf., 1961; Farah E. Caesar. Protestantism and Politics: The 19th century Dimension in Syria // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation / Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 320-340; Perry Y. Op. cit.

7 Jewish Intelligence. L., 1835-1842; см. также американский миссионерский журнал: The Jewish Chronicle / Ed. by J. Lillie. N. Y., 1846. Vol. I-II.

тании Моше Монтефиоре8, письменное обращение иерусалимских раввинов к единоверцам, контактировавшим с протестантами9, османский фирман, узаконивавший строительство протестантской церкви10, материалы заседаний британской Палаты Общин11, британские консульские донесения12. Кроме того, в статье использованы сведения о деятельности англиканских миссионеров, предоставленные русскими подданными дипломатом К.М. Базили13 и врачом А.А. Рафаловичем14.

Прежде всего следует упомянуть об учреждении англо-прусского епископата в 1841 г. в Иерусалиме. Основание епископства на территории Османской империи являлось нелегальным, поскольку его не согласовали с османскими властями. Это был совместный проект Пруссии и Великобритании. Глава англиканской церкви Архиепископ Кентерберийский с позволения15 Парламента и королевы назначил на должность протестантского епископа крещеного еврея, знатока иврита и раввинистической литературы, прусского подданного Михаэля Соломона Александра, приступившего к своим обязанностям по прибытии в Иерусалим в 1842 г. Помимо духовных лиц, на церемонии назначения епископа, проходившей в Лондоне, в качестве представителя короля Пруссии Фридрих Вильгельма IV (1795-1861) присутствовали его друг - теолог, инициатор учреждения епископата Бунзен Христиан Карл Иозиас16, а также посол Великобритании в Османской империи Чарльз Стратфорд-Каннинг и другие прусские и британские представители17. Прусский король вкладывал в этот совместный проект средства и таким образом стремился распространять прусское влияние в Сиро-Палестинском регионе18. Великобритания играла в данном проекте ведущую роль,

8 The Central Archives for the History of the Jewish People (CAHJP), J-41. Jerusalem, 1844; Динбург Б.-Ц. Ми-Арахьоно шель га-хахам-баши рабби Аврахам Гагин (Из архива хахам-баши рабби Авраама Гагина) (на иврите) // Мэасеф-Цийон (Антология Сиона) (на иврите). Иерусалим, 1926. Т. 1. С. 84-111.

9 CAHJP, J-41. Jerusalem, 1844.

10 Цит. по: Perry Y. Op. cit. P. 74-75.

11 http://parlipapers.chadwyck.co.uk/marketing/index.jsp

12 Eliav M. Britain and the Holy Land, 1838-1914. Selected documents from the British Consulate in Jerusalem. Jerusalem, 1997.

13 Базили К.М. Статистические заметки о племенах сирийских и о духовном их управлении. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим: Мосты культуры - Гешарим, 2007.

14 См.: Рафалович А.А. Записки русского врача, отправленного на Восток // Сирия, Ливан и Палестина в первой половине XIX века / Составители: М.Р. Ры-женков и И.М. Смилянская. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 104-167.

15 Jewish Intelligence. January, 1842. P. 24-26.

16 Perry Y. Op. cit. P. 56-58.

17 Jewish Intelligence. December, 1841. P. 389-391.

18 Ibid. February, 1842. P. 33-34.

благодаря союзу с Пруссией она имела возможность расширить свою деятельность в Сиро-Палестинском регионе19. В журнале «Джувиш Интеллидженс» отмечалось, что членам Лондонского Еврейского Общества следовало увидеть в назначении еврея-христианина на эту должность и в самом появлении этой должности «знаки времени». Учреждение англо-прусского епископства становится таким образом одновременно важнейшим политическим событием для держав и религиозным событием Общества.

По свидетельству Александра, в Иерусалиме его встретили доброжелательно20. После приезда епископ вместе с британским генеральным консулом в Сирии Роузом нанес визит паше21. Солдаты паши, сообщает Александр, встречали его при въезде в Иерусалим, а местные евреи казались довольными его прибытием22. Можно сделать вывод, будто создание англиканского епископата было для османских властей желанным событием, однако он в значительной мере приукрашивал ситуацию. По-видимому, торжества по случаю мусульманского Праздника Жертвоприношения, проходившие в тот момент в городе, были приняты епископом на свой счет23. Османские власти, вероятно, встречали его доброжелательно как иностранного гостя, но они не приветствовали его деятельность.

Деятельность Общества затрагивалась на заседаниях Палаты Общин. Довольно интересное заявление делает известный британский политический деятель сэр Пиль (1788-1850) на заседании в начале 1843 г. известный британский политический деятель сэр Пиль (1788-1850). По его словам, Порта никогда не возражала против проживания Александра в империи, хотя формально не рассматривала его в качестве епископа24. Ранее на заседании Палаты Общин весной 1842 г. сэр Пиль не исключал враждебного чувства в отношении епископа, но утверждал, что не получал никаких сведений о том, что Александр был в опасности25. Это достаточно лояльное отношение было обусловлено усилившимся влиянием Великобри-

19 Об этом см. также: Hirschfeld Y. Some Findings on Prussian and Ottoman Policies in Palestine During the 1840s Based on the Writings of Dr. Gustav E. Schultz, the First Prussian Vice-Consul to Jerusalem 1842-1851 // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation / Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 263-264.

20 Jewish Intelligence. April, 1842. P. 128.

21 Ibid. P. 129.

22 Jewish Intelligence. May, 1842. P. 161.

23 См. об этом подробнее: Tibawi A.L. British Interests... P. 59; Perry Y. Op. cit.

P. 62.

24 Commons Sitting of Tuesday, February, 28, 1843. Column 18-19. URL: http:// parlipapers.chadwyck.co.uk/marketing/index.jsp. Дата обращения: 02.06.2012.

25 Commons Sitting of Wednesday. 23 March. 1842. Column 1115. URL: http:// parlipapers.chadwyck.co.uk/marketing/index.jsp. Дата обращения: 02.06.2012.

тании на Османскую империю. Позднее, в 1850 г., протестантская община была официально признана османскими властями в качестве административно-культурной автономии - миллета26.

Благодаря появлению епископата в Иерусалиме в 40-е годы XIX в. проповедническая деятельность, ориентированная на иудеев в Сиро-Палестинском регионе, стала набирать силу. Реакция еврейского общества на миссионеров не была однозначной. Борьбу с протестантскими миссионерами, как правило, вели раввины, иудейская паства, напротив, проявляла интерес к миссионерам, предлагавшим различные материальные блага.

Например, в 1844 г. в Иерусалиме была открыта лавка, где продавали Новый Завет на разных языках, среди бедных он распространялся бесплатно. По словам одного из сотрудников миссии Эвальда, данное заведение имело такой успех у евреев, что несколько дней после открытия оно было полно посетителей с утра до ночи. Главные раввины были встревожены происходившим и обещали наложить херем (в переводе с иврита «херем» означает «отлучение от общины») на каждого, кто снова посетит эту лавку. Эвальд полагал, что это решение будет в скором времени отменено27, позднее это действительно произошло28.

Сильнейшую негативную реакцию раввинов Иерусалима вызвало открытие больницы в Иерусалиме в 1844 г. Журнал «Зэ Джувиш Кроникл» со ссылкой на «Джувиш Интеллидженс» сообщает, что иудеи пытались разрушить ее, а главный раввин запретил хоронить на еврейском кладбище еврея, умершего в этой больнице. В немецкой (очевидно, ашкеназской) синагоге был произнесен херем на тех евреев, которые будут там работать и лечиться. В результате все иудеи покинули больницу29, однако через две недели они вернулись, после чего был снова наложен херем30.

В Центральном архиве истории еврейского народа в Иерусалиме сохранилось одно из обращений раввинов на иврите, адресованное евреям Палестины. Возможно, это и было вторичное наложение херема, поскольку письмо написано от имени ашкеназских и сефард-ских раввинов, в отличие от первого херема, наложенного только в ашкеназской синагоге. Обращаясь к своему народу, еврейские лидеры заявляют, что у всякого, кто будет лечиться и работать в протестантской больнице, кто переступит порог этого заведения, пища и напитки становятся некошерными, и он будет совсем исключен

26 Farah E. Caesar. Protestantism and Politics: The 19th century Dimension in Syria II Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation I Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 336.

27 The Jewish Chronicle. Vol. I. N. Y., 1844. P. 67.

28 Perry Y. Op. cit. P. 68.

29 The Jewish Chronicle I Ed. by J. Lillie. N. Y., 1846. Vol. I. May, 1845. P. 312.

30 Ibid. Vol. II. P. 26-27.

из еврейской общины, его сыновьям будет отказано в обрезании, а его самого не похоронят на еврейском кладбище. Людям, занимавшимся ритуальным убоем скота (шохетам), раввины в своем письме запрещали забивать животных для евреев, посещавших данную больницу, продавцам кошерного мяса они не разрешали продавать его этим евреям. Кроме того, раввины обещали наложить все вышеперечисленные наказания на тех евреев, которые будут призывать своих собратьев зайти в протестантскую больницу31.

В качестве ответного действия на деятельность протестантов, предлагавшим иудеям материальные блага, Моше Монтефиоре в 1843 г. прислал в Иерусалим еврейского врача Шимона Френкеля, снабдив его лекарствами32. А сразу после официального открытия больницы протестантской миссией в декабре 1844 г. была открыта и еврейская больница. О еврейской больнице, которая была открыта в ответ на посещение иудеями протестантской больницы, упоминается в журнале «Зэ Джувиш Кроникл». При этом, однако, не упомянуты ни Френкель, ни Монтефиоре33. Не совсем понятно, идет ли речь о той же больнице, но в любом случае это еще свидетельство того, что евреи вели активную борьбу с протестантами.

Немного ранее большинство иерусалимских раввинов и общинных лидеров (из сефардов и ашкеназов) высказывались против предложенного Моше Монтефиоре строительства школ, фабрик и больницы в Иерусалиме34. Скорее всего, они опасались обмирщения своей паствы и возражали против строительства светских сооружений в городе, в котором следовало молиться и исполнять религиозные обряды, однако позднее они осознали, что иначе бороться с протестантскими миссионерами невозможно. Также и некоторые европейские иудейские лидеры не одобряли строительства больницы Монтефиоре в Иерусалиме. Это также находит отражение в переписке первой половины 40-х годов XIX в. главы европейской организации, занимавшейся сбором средств для иудеев на Святой Земле, Цви Гирша Лехрена (1784-1853), с иерусалимским хахам-башой35 Хаимом Авраамом Гагиным36. Лехрен не считал, что

31 CAHJP. J-41. Jerusalem, 1844.

32 Perry Y. Op. cit. P. 82; Malj'ahiA.R. Ha-Rofim ha-Rishonim bi-Rushalaim (The first doctors in Jerusalem) (In Hebrew) // Luah Eretz-Israel. Jerusalem, V. III. P. 130, 133-134.

33 Ibid. Vol. II. P. 26-27.

34 Ibid. Vol. I. December.1844. P. 146.

35 Хахам-баши - 1. Общеимперский глава (главный раввин) иудейской административно-культурной автономии - миллета. 2. Главу иудеев в той или иной провинции. В данном случае упомянут местный хахам-баши.

36 Динбург Б.-Ц. Ми-Арахьоно шель га-хахам-баши рабби Аврахам Гагин (Из архива хахам-баши рабби Авраама Гагина) (на иврите) // Мэасеф-Цийон (на иврите). Иерусалим, 1926. Т. 1. С. 99.

открытие такой больницы поможет бороться с переходом евреев в протестантизм37.

Журнал «Зэ Джувиш Кроникл» за январь 1846 г. содержит информацию еще об одном хереме, который раввины Иерусалима обещали наложить на евреев, посещавших больницу и аптеку протестантской миссии38. В майском выпуске этого журнала за тот же год сообщается о книге, написанной иерусалимскими раввинами, под названием «Хиббат Джерусалем» («Любовь к Иерусалиму»), в которой они обращались к своим собратьям в мире с призывом приехать на Святую Землю и бороться против миссионеров, строивших церковь и соблазнявших иудеев оставить их веру39.

Борьба иудейских лидеров с бывшими единоверцами, принимавшими протестантизм и пользовавшимися благами миссии, носила внутриобщинный и религиозный характер. Она была обусловлена исключительно стремлением предотвратить переход иудеев в протестантизм. В свою очередь, евреи-протестанты тщательно скрывали факт принятия протестантизма или симпатии к нему от своих собратьев. О таких иудеях в Иерусалиме сообщал Эвальд в своем письме, опубликованном в журнале «Зэ Джувиш Кроникл» в 1844 г.40 Миссионер Николайсон в письме от 1 ноября, по-видимому, 1844 г., свидетельствовал о большом и увеличивающемся количестве тайных евреев-протестантов, скрывающих свои религиозные убеждения из страха перед раввинами41. По словам миссионера Беренса, подобное происходило в Сафеде примерно в 1845 г.42.

Протестантские миссионеры были убеждены, что евреи, скрывавшие свои религиозные взгляды, искренне верили в Христа43. Однако легкость, с которой они то покидали больницу, то снова в нее возвращались, может свидетельствовать лишь о том, что зачастую они стремились к материальной выгоде. Очевидно, они желали иметь все права членов еврейской общины и пользоваться всем тем, что предоставляла миссия.

Интересную оценку взаимоотношений евреев и протестантской миссии дал российский консул К.М. Базили. Высказывая негативное отношение к деятельности протестантов среди евреев Палестины, он сообщает о 2-3 еврейских прозелитах в Иерусалиме на жалова-

37 Там же. С. 105.

38 The Jewish Chronicle / Ed. by J. Lillie. N. Y., 1846. Vol. II. January, 1846. P. 222.

39 Ibid. May, 1846. P. 352.

40 Ibid. Vol. I. December, 1844. P. 145.

41 Ibid. March, 1845. P. 247.

42 Ibid. May, 1845. P. 308-309.

43 Ibid. P. 309.

нии у миссионеров в начале деятельности миссии44 и примерно о 30 евреях-протестантах на 1848 г. Базили был убежден, что прозелиты снова вернутся в иудаизм, как только им перестанут выплачивать пособия45.

По словам российского консула, в Сиро-Палестинском регионе в 1848 г. проживало примерно 20 протестантских семьях и 9 тыс. иудейских семей 46. Неясно, относит ли он к этим протестантам упомянутых выше иудеев, которые, по его мнению, готовы были в ближайшее время вернуться в иудаизм, но в любом случае процент обращенных был весьма невелик. И все же, принимая во внимание бурную реакцию раввинов на интерес евреев к протестантской миссии, стоит полагать, что они серьезно опасались потерять паству, им был важен каждый верующий. Кроме того, А.А. Рафалович во время своего посещения Иерусалима узнал о том, что иудеи предпочитали больницу Общества еврейской больнице, поскольку в первой условия были гораздо лучше, а также в точности соблюдались правила кашрута при приготовлении пищи47. Эти сведения немаловажны, поскольку Базили и Рафалович были независимыми наблюдателями и давали объективную оценку.

В 40-е годы XIX в. продолжалось строительство протестантской церкви в Иерусалиме на горе Сион, начатое в 30-е годы, фирман на строительство был получен от османских властей только в 1845 г.48 Возведение церкви было завершено в 1849 году49. Получить этот фирман оказалось весьма непросто50, что находит отражение, в частности в документах британской Палаты Общин. Сэр Пиль на заседаниях Палаты Общин в начале 1843 г. заявлял, что Порта никогда не давала согласия на строительство протестантской церкви в Иерусалиме. Напротив, османское правительство утверждало, что это противоречит мусульманскому закону51. Действительно, возведение новых немусульманских культовых сооружений в мусульманском государстве было запрещено с первых веков ислама. Разрешалось

44 Базили К.М. Статистические заметки о племенах сирийских и о духовном их управлении // Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим: Мосты культуры - Гешарим, 2007. С. 530.

45 Там же. С. 533.

46 Там же. С. 415-416.

47 Рафалович А.А. Указ. соч. С. 113.

48 Jewish Cronicle. Vol. II. January, 1846. P. 222; Perry Y. Op. cit. P. 74-75.

49 Perry Y. Op.cit. P. 115.

50 Ibid. P. 72-75.

51 Commons Sitting of Tuesday, February, 28, 1843. Column 18. URL: http://parli-papers.chadwyck.co.uk/marketing/index.jsp. Дата обращения: 02.06.2012.

только ремонтировать уже построенные церкви и синагоги52. Ориентируясь на официальную информацию, полученную британским правительством, сэр Пиль сообщал, что Порта не предпринимала никаких решительных шагов, чтобы предотвратить строительство протестантской церкви. Британский политик с недоверием относился к неким газетным слухам, согласно которым турецкие власти пытались остановить строительство53. Спустя некоторое время, 10 сентября 1845 г., удалось получить фирман на возведение протестантской церкви. Это был султанский указ, адресованный пашам Иерусалима, Саиды и других городов Палестины. Султану Абдул-Меджиду (1839-1861) стало известно, что английские и прусские протестанты, посещавшие Иерусалим, не имели культового сооружения и просили позволения построить таковое в резиденции британского консула в Иерусалиме. Султан заявлял о дружеских отношениях между Пор-той и британским правительством, на основании чего он изъявлял полную готовность выполнять желания последнего. Он приказал паше проследить за исполнением приказа54. Из текста фирмана возможно заключить, что именно Великобритания играла основную роль в оказании давления на Османскую империю и использовала сложившуюся ситуацию, так как она оказала османскому султану помощь в войне против Мухаммеда Али55.

Любопытно отметить, что построенная протестантами Церковь Христа в Иерусалиме представляла собой уникальное сооружение, которое, как предполагалось, не должно было оттолкнуть иудеев своей христианской атрибутикой, поэтому внутри нее не было распятия, а на алтаре стояли скрижали с десятью заповедями на иврите, богослужения практически во всем должны были напоминать синагогальные56.

Таким образом, протестанты всеми силами стремились завоевать симпатии иудеев, привлекая их не только материальными благами. И поэтому они предлагали им христианство в сочетании с иудаизмом. Не случайно также и назначение крещеного еврея на должность епископа в Иерусалиме.

После смерти Александра в 1845 г. на должность епископа был назначен Сэмюэль Гобэт (ум. в 1879 г.) - швейцарец, знавший араб-

52 Ибн Таймийя. Синагоги и церкви // Бат-Йеор. Зимми. Евреи и христиане под властью ислама. Иерусалим, 1991. Т. II. С. 74-75; Гудожник И.Г. Указ. соч. С. 27.

53 Commons Sitting of Tuesday, February, 28, 1843. Column 18. URL: http://parli-papers.chadwyck.co.uk/marketing/index.jsp. Дата обращения: 02.06.2012.

54 Текст фирмана анализируется по книге: Perry Y. Op. cit. P. 74-75.

55 Perry Y. Op. cit. P. 40, 74.

56 Ibid. P. 114-115.

ский язык, много лет служивший миссионером в Эфиопии. Это был выбор прусского короля Фридриха Вильгельма IV. В отличие от своего предшественника Гобэт обращал свою проповедь в основном к арабскому населению региона57. Принимая во внимание тогдашнее могущество Великобритании, стоит полагать, что назначение Гобэта было согласовано также и с британскими политиками. Возможно, видя сопротивление раввинов, британские и прусские политики решили не ограничиваться одними иудеями. Следует отметить, что даже первые миссионеры проповедовали не только иудеям. Фактически идеологическая направленность Общества полностью зависела от политической воли Великобритании и Пруссии.

Лондонское Еврейское Общество достигло некоторых результатов своей деятельности в 40-е годы XIX в. К концу десятилетия христианство приняли примерно 30 еврейских семей, при этом всего в Османской Сирии проживало приблизительно 9 тыс. иудейских семей. Для раввинов и небольшое количество обращенных в христианство иудеев было существенной потерей, для них был важен каждый верующий. Наложение херема только за посещение больницы и книжной лавки миссионеров свидетельствует о том, что раввины серьезно опасались за свою паству.

Важнейшими достижениями Общества в указанный период являются учреждение англо-прусского епископата в Иерусалиме с епископом во главе, постройка Церкви Христа и получение фирмана на это строительство. Все это делалось при активной поддержке в британской и прусской дипломатии. Без их влияния всего этого невозможно было бы достичь, поскольку деятельность Общества противоречила мусульманским законам. Только благодаря влиянию держав, в особенности Великобритании, слабеющая Порта не в силах была возражать против деятельности Общества, хотя и не одобрила ее сразу. Фактически, весь успех Общества напрямую зависел от британской и прусской дипломатии, а для великих держав оно было одним из инструментов их политики. Протестантские державы Великобритания и Пруссия стремились создать свои группы влияния в регионе, чтобы покровительствуя им, оправдывать там свое присутствие. В отличие от них, Российская империя могла осуществлять свое влияние через покровительство православному населению империи в целом и в Сиро-Палестинском регионе в частности. Аналогично и Франция покровительствовала католикам. Великобритания стремилась к оказанию покровительства евреям и протестантам. Еще в 1838 г. перед учреждением британского консульства в Иерусалиме, британский генеральный консул в Алек-

57 Ibid. P. 99-103.

сандрии Кэмпбэлл в донесении британскому министру иностранных дел лорду Пальмерстону писал о том, что основной целью его присутствия в Палестине должно было стать оказание консульской протекции еврейской нации в целом58. Кэмпбелл также надеялся, что британское вице-консульство будет поддерживать будущую протестантскую церковь59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Великобритания была заинтересована в распространении протестантства и строительстве протестантской церкви, так как это способствовало распространению ее влияния. Союз с другой протестантской державой значительно расширял ее возможности. Таким образом, иностранное проникновение в регион происходило через духовные миссии. Для искренне верующих протестантов, как, например, епископ Михаэль Соломон Александр, Лондонское Еврейское Общество выполняло исключительно религиозную миссию. Таким образом, проповедническая деятельность Лондонского Еврейского Общества в Сиро-Палестинском регионе в 40-е годы XIX в. являлась малой частью Восточного вопроса, так как способствовала укреплению позиций Великобритании и Пруссии в империи. Деятельность Лондонского еврейского общества не могла быть существенной для проникновения Великобритании в Сиро-Палестинский регион, эта великая держава была могущественной державой в экономическом и военном отношении. Однако она усиливала свое влияние всеми возможными способами, в том числе и посредством распространения своей религии среди местного населения.

Список литературы

Базили К.М. Статистические заметки о племенах сирийских и о духовном их управлении // Сирия и Палестина под турецким правительством. М.; Иерусалим: Мосты культуры - Гешарим, 2007. 608 с. Бат-Йеор. Зимми. Евреи и христиане под властью ислама. Т. II. Иерусалим: Библиотека Алия, 1991. Сирия, Ливан и Палестина в первой половине XIX века. М.: Наука, 1991. 368 с. Eliav M. Britain and the Holy Land, 1838-1914. Selected documents from the British Consulate in Jerusalem. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1997.

Farah E. Caesar. Protestantism and Politics: The 19th century Dimension in Syria // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation / Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 320-340. Gidney W.T. The History of the London Society for Promoting Christianity amongst the Jews, from 1809 to 1908. London Society for Promoting Christianity Amongst the Jews. L., 1908.

58 F.O. 78/344, Campbell to Palmerston, Consular0 33, Cairo, 10 December 1838 // Ibid. P. 120-121.

59 F.O. 78/322, Campbell to Palmerston, No. 28, Alexandria, 19 September 1838 // Ibid. P. 114-115.

Hirschfeld Y. Some Findings on Prussian and Ottoman Policies in Palestine During the 1840s Based on the Writings of Dr. Gustav E. Schultz, the First Prussian Vice-Consul to Jerusalem 1842-1851 // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation / Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 263-275.

Jewish Intelligence. L., 1841-1842.

Perry Y. British Mission to the Jews in the Nineteenth-Century Palestine. Frank Cass. L., 2003.

The Central Archives for the History of the Jewish People (CAHJP), J-41. Jerusalem, 1844.

The Jewish Chronicle / Ed. by J. Lillie. Vol. I-II. 1844-1846. N. Y., 1846.

Tibawi A.L. British interests in Palestine, 1800-1901. Macmillan, Oxf., 1961.

Динбург Б.-Ц. Ми-Арахьоно шель га-хахам-баши рабби Аврахам Гагин (Из архива хахам-баши рабби Авраама Гагина) (на иврите) // Мэасеф-Цийон (Антология Сиона). Т. 1. Иерусалим, 1926. С. 84-111.

Мальахи А.Р. Га-роф'им га-ришоним би-Рушалаим (Первые врачи в Иерусалиме) (на иврите) // Луах Эрец-Исраэль. Иерусалим, Т. III. С. 129-135.

House of Commons Parliamentary Papers. URL: http://parlipapers.chadwyck.co.uk/ marketing/index.jsp. 02.06.2012.

References

Bazili K.M. Statisticheskie zametki o plemenah sirijskih I duhovnom ih upravlenii (Statistical Notes on the Syrian communities and their Spiritual Authorities) // Sirija i Palestina pod turetskim pravitelstvom (Syria and Palestina under the Turkish Government). Moscow; Jerusalem: Mosty Kultury - Gesharim, 2007. 608 p.

Bat-Yor. Zimmi. Evrei i hristiane pod vlastju islama (The Jews and the Christians under Islam). Vol. II. Jerusalem: Biblioteka Aliya, 1991.

Siriya, Livan i Palestina v pervoj polovine XIX v. (Syria, Lebanon and Palestine in the first half of the 19th century). М.: Nauka, 1991. 368 p.

Eliav M. Britain and the Holy Land, 1838-1914. Selected documents from the British Consulate in Jerusalem. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1997.

Farah E. Caesar. Protestantism and Politics: The 19th century Dimension in Syria // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation / Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 320-340.

Gidney W.T. The History of the London Society for Promoting Christianity amongst the Jews, from 1809 to 1908. London Society for Promoting Christianity Amongst the Jews. L., 1908.

Hirschfeld Y. Some Findings on Prussian and Ottoman Policies in Palestine During the 1840s Based on the Writings of Dr. Gustav E. Schultz, the First Prussian Vice-Consul to Jerusalem 1842-1851 // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation / Ed. by David Kushner. Yad Izhak Ben-Zvi. Jerusalem, 1986. P. 263-275.

Jewish Intelligence. L., 1841-1842.

Perry Y. British Mission to the Jews in the Nineteenth-Century Palestine. Frank Cass. L., 2003.

The Central Archives for the History of the Jewish People (CAHJP), J-41. Jerusalem, 1844.

The Jewish Chronicle / Ed. by J. Lillie. Vol. I-II. 1844-1846. N. Y., 1846.

Tibawi A.L. British interests in Palestine, 1800-1901. Macmillan, Oxf., 1961.

DinburgB.-Tz. Mi Arahjono shel ha-haham-bashi Ми-Арахьоно шель га-хахам-bashi rabbi Abraham Gagin (From the archives of haham-bashi rabbi Abraham Gagin) (In Hebrew) // Measef-Tzijon (Zion Anthology). V. 1. Jerusalem, 1926. P. 84-111. Malj'ahi A.R. Ha-Rofim ha-Rishonim bi-Rushalaim (The first doctors in Jerusalem)

(In Hebrew) // Luah Eretz-Israel. V. III. Jerusalem, P. 129-135. House of Commons Parliamentary Papers. URL: http://parlipapers.chadwyck.co.uk/ marketing/index.jsp. Дата обращения: 02.06.2012.

Сведения об авторе: Солодухина Татьяна Григорьевна, аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected].

About the author: Soloduhina Tatyana Grigorjevna, PhD student, Department of the History of Near and Middle East, Institute of the Asian and African Studies Moscow State University. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.