Научная статья на тему 'Итоговый контроль учебных достижений обучающихся по математике при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО'

Итоговый контроль учебных достижений обучающихся по математике при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуляева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоговый контроль учебных достижений обучающихся по математике при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО»

ных повторов мысли, нарушения логики), качество речевого оформления текста.

При проверке творческого задания к тексту оценивается уровень сформированности следующих умений:

- создавать текст в соответствии с заданной темой;

- обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в произведении, в прослушанном тексте, в иных источниках информации, привлекаемой для написания сочинения;

- подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;

- выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопос-тавлять свою позицию с другой точкой зрения;

- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;

- оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматичес-кими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

При проверке выполнения творческого задания следует учитывать, что их объем строго не лимитируется.

Преподавателю предлагается использовать следующие варианты оценивания изложения:

1) За изложение с творческим заданием выставляются три отметки: первая - за содержание изложения, вторая - за выполнение творческого задания третья - за орфографическую и пунктуационную грамотность (суммарно за изложение и выполнение творческого задания). Ито-

говая отметка определяется как среднее арифметическое трех оценок, выставленных за изложение с творческим заданием, и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления.

2) За изложение с творческим заданием выставляются две отметки: первая - за изложение и выполнение творческого задания, вторая

- за орфографическую и пунктуационную грамотность. Итоговая отметка определяется как среднее арифметическое двух оценок и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления.

Отметка выставляется по действующим Нормам оценки знаний, уме-ний и навыков учащихся по русскому языку (Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: пособие для учителя / авт.-сост.: В. И. Калинос, Т. А. Ко-стяева. - М. : Просвещение, 1986. - С. 134-143.)

Логично предположить, что в перспективе из двух предлагаемых форматов письменного экзамена по русскому языку большей популярностью будет пользоваться экзамен с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий. Контрольные задания проще выполнить обучающимся, и, соответственно, проще проверить преподавателям. Однако изложение с творческим заданием может оставаться приемлемым форматом для итогового контроля за курс среднего (полного) общего образования по русскому языку в учреждениях СПО, в которых русский язык изучается на профильном уровне.

ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЬ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ОСНОВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОГРАММЫ НПО/СПО

Гуляева М. А., методист лаборатории андрагогики ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово

Богатый на перемены в образовательном процессе учреждений профессионального образования и сложный для педагогов 2011/2012 учебный год приближается к завершению. Изменения, которые затрагивают образовательный процесс, происходят не

только в организации профессиональной подготовки обучающихся учреждений профессионального образования, но и общеобразовательной. У педагогов возникает множество вопросов и затруднений, связанных с противоречиями в нормативной документации и в процессе своей профессиональной деятельности. Так, с одной стороны, в соответствии со ст. 15 п. 3 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы,

порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. С другой стороны, образовательные учреждения профессионального образования испытывают определенные затруднения при организации и проведении итогового контроля по освоению обучающимися образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО.

Для четкой организации и проведения итогового контроля учебных достижений обучающихся, освоивших программу среднего (полного) общего образования по математике в пределах ОПОП НПО/СПО, на основании приказа Департамента образования и науки Кемеровской области № 788 от 06.04.2012 ГОУ «КРИРПО» были разработаны методические рекомендации «Организация итогового контроля учебных достижений обучающихся по математике при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО».

Рекомендации адресованы администрации, методистам и преподавателям образовательных учреждений НПО/СПО, которые готовят экзаменационные материалы для проведения письменного экзамена по математике по результатам освоения программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО.

В рекомендациях отражены требования к организации и проведению экзамена, оценке результатов выполнения работ, даны рекомендации по подготовке к проведению процедуры экзамена, по составлению и структурированию экзаменационной работы, инструкция для обучающихся по выполнению заданий.

Обозначены требования к подбору содержания экзаменационных заданий, в том числе минимально обязательного уровня требований и более высокого. Предлагается технология составления равноценных между собой вариантов экзаменационной работы для проведения экзамена в одной группе обучающихся. Приводятся примерные варианты экзаменационных работ по математике по разным профилям, которые служат наглядной основой для их самостоятельной разработки в образовательных учреждениях НПО и СПО, определения примерного объема экзаменационной работы. Обозначены критерии оценки заданий и шкалы перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.

В данной статье обозначим основные требования к организации и проведению экзамена по математике по итогам образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной обра-

зовательной программы НПО/СПО, обозначенных в указанных рекомендациях.

Освоение образовательной программы среднего (полного) общего образования завершается обязательным итоговым контролем учебных достижений обучающихся, который проводится в рамках промежуточной аттестации, предусмотренной федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального или среднего профессионального образования (далее - ФГОС НПО/СПО).

Экзамен по математике за курс среднего (полного) общего образования в учреждениях профессионального образования является обязательным.

Экзамен по математике проводится письменно с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий, требующих краткого ответа и/или полного решения. На выполнение письменной экзаменационной работы по математике дается 4 астрономических часа (240 минут).

Обозначим основные позиции, касающиеся организации и порядка проведения экзамена по математике:

- содержание экзаменационных материалов должно отвечать требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренным стандартом среднего (полного) общего образования по соответствующей общеобразовательной дисциплине (математике) и зафиксированным в примерных программах общеобразовательных дисциплин (примерной программе учебной дисциплины «математика») для профессий НПО и специальностей СПО;

- экзаменационные материалы дополняются критериями оценки (в рекомендациях используется шкала перевода баллов в отметки);

- содержание экзаменационных материалов и критерии разрабатываются преподавателем соответствующей учебной дисциплины (математики), согласовываются с предметной (цикловой) методической комиссией и утверждаются в установленном порядке;

- экзаменационные материалы для проведения письменных экзаменов с использованием набора контрольных заданий формируются из двух частей: обязательной, включающей задания минимально обязательного уровня, правильное выполнение которых достаточно для получения удовлетворительной оценки «3», и дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет повысить удовлетворительную оценку до «4» или «5»;

- оценка результатов выполнения письменных экзаменов осуществляется согласно ут-

вержденным критериям (шкалой перевода баллов в отметки), которые открыты для обучающихся до конца экзамена.

Для оценки выполнения каждого задания экзаменационной работы по балльной системе используются критерии оценки заданий.

Для перевода количества набранных баллов в отметку используется шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.

Результат экзамена (полученные отметки) сообщается обучающимся в сроки, установленные образовательным учреждением в положении об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся (срок не должен превышать 3 дней после сдачи экзамена).

Рекомендации по составлению экзаменационных работ. В каждом учебном году в образовательных учреждениях НПО/СПО для проведения экзамена по математике не позднее чем за месяц до даты проведения экзамена готовится новый комплект контрольных материалов (не менее, четырех вариантов для группы обучающихся).

В экзаменационную работу включаются задания, выполнение которых свидетельствует о наличии общематематических навыков, необходимых человеку в современном обществе. Эти задания должны проверять базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную в графиках, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.

При составлении заданий экзаменационной работы по математике необходимо отразить в заданиях основные содержательные линии курса математики (алгебраическую, уравнений и неравенств, теоретико-функциональную, геометрическую), а также основные умения и виды деятельности, которые должны быть сформированы при изучении курса математики.

При формировании содержания экзаменационной работы по математике учитываются также следующие факты:

- ограниченность объема часов, выделяемого на выполнение экзаменационной работы;

- невозможность отражения в одной экзаменационной работе всех элементов содержания учебной дисциплины, которые были изучены;

- правильное выполнение ограниченного числа заданий (указано в шкале перевода баллов в отметки) обязательной части отвечает минимально обязательному уровню подготовки, подтверждающему удовлетворительное освоение программы по математике как составной части программы среднего (полного) общего образования, реализуемой в рамках основных про-

фессиональных образовательных программ НПО/СПО.

Письменная экзаменационная работа по математике составляется из 2-х частей: обязательной и дополнительной. В обязательную часть включаются задания минимально обязательного уровня, в дополнительную часть - более сложные.

В обязательную часть работы должны быть включены задания базового уровня по всем основным разделам требований ФГОС - геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей, комбинаторика и статистика.

При выполнении заданий обязательной части обучающиеся должны продемонстрировать базовую математическую компетентность. Задания этой группы проверяют базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную в графиках и таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях, владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться математической записью, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.

Обязательная часть содержит не менее 18 заданий.

Составителям экзаменационных работ следует предусматривать, чтобы в формулировке каждого задания были обозначены конкретные виды деятельности, на выполнение которых направлено соответствующее задание (определите, вычислите, решите, найдите, обозначьте и др.).

При составлении экзаменационных работ по математике принципиально важно предусмотреть, чтобы в большей части заданий обязательной части от обучающегося требовалось представить ход решения задачи и полученный ответ.

Требование представить только ответ или ответ с кратким пояснением допускается при выполнении отдельных (2-4) заданий обязательной части. (Например: задания обязательной части могут содержать такие формы ответа: с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов (2 задания), с кратким ответом (6 заданий), на установление соответствия между объектами двух множеств (1 задание) и с записью решения (5 заданий). В последнем типе заданий не обязательно давать пояснения по ходу решения задачи, достаточно грамотно применить требуемый алгоритм).

Дополнительная часть направлена на проверку владения материалом на повышенном уровне и умение решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма. Эта часть должна содержать не менее 4 заданий повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики (например: 1 задание по геометрии, 3 задания по алгебре).

При выполнении всех заданий дополнительной части необходимо от обучающихся требовать представления описания хода решения задачи и полученный ответ. Возможны различные способы решения в записи развернутого ответа. Главное требование - решение должно быть математически грамотным, из него должен быть понятен ход рассуждений автора работы. При этом оценивается продвижение обучающегося в решении задачи, а не недочеты по сравнению с «эталонным» решением. При решении задачи можно использовать любые математические факты без доказательств и ссылок, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

При подборе задач прикладной и практической направленности для вариантов экзаменационных работ по математике целесообразно учитывать и отражать в содержании профиль получаемой профессии/специальности.

Составителям экзаменационных работ для проведения экзамена по математике в образовательных учреждениях НПО и СПО при составлении своих вариантов следует иметь в виду, что включенные в них задания не могут отражать всех вопросов содержания изученного материала.

При составлении экзаменационных заданий следует учитывать требования к уровню подготовки обучающихся по математике, которые предусмотрены при составлении экзаменационных работ письменного экзамена.

Важно иметь в виду, что каждый год при подготовке экзаменационных материалов в образовательном учреждении сначала формируется проект одного (базового) варианта. Затем проект базового варианта анализируется и оценивается предметной (цикловой) комиссией по выполнению соответствующих требований:

- к структуре (наличию обязательной и дополнительной частей, к наполнению ихзадания-ми соответствующих уровней сложности);

- к содержанию (с точки зрения представленности заданий разных содержательных линий курса математики, соответствующих умений и видов деятельности, соответствия уровня сложности заданий);

- к расположению заданий (по возрастающей степени сложности в обязательной и дополнительной части),

- ко времени выполнения заданий.

По необходимости базовый вариант дорабатывается.

После того, как базовый вариант удовлетворит всем основным параметрам, обозначенным выше, и будет принят соответствующей предметной (цикловой) комиссией, на его основе формируются другие варианты, необходимые для проведения письменного экзамена по математике одновременно во всех группах образовательного учреждения, которые закончили в данный период освоение учебного курса математики.

При этом составители следят за тем, чтобы все варианты экзаменационной работы, сформированные на основе базового, были равноценны между собой по структуре, количеству заданий, представленности заданий разных содержательных линий курса математики, по проверяемым элементам содержания, умениям и видам деятельности, а также по уровню сложности заданий и критериям оценки. Задания, включенные в разные варианты под одним и тем же номером, должны проверять одни и те же элементы содержания одинакового уровня сложности.

Предложенная технология разработки экзаменационных работ позволит учреждениям профессионального образования формировать на основе базового варианта другие, равноценные ему по всем параметрам, что уравнивает условия для всех обучающихся образовательного учреждения, сдающих экзамен в один и тот же день, и использовать единую шкалу перевода баллов в отметки по пятибалльной системе.

Заметим, что при составлении экзаменационных работ образовательное учреждение с учетом уровня подготовки обучающихся вправе повышать уровень сложности заданий, предложенных в примерном варианте методических рекомендаций (как в обязательной части, так соответственно и в дополнительной части).

Обращаем также внимание преподавателей математики на следующее: в обязательную часть экзаменационной работы включаются задания минимально обязательного уровня и правильное выполнение определенной ее части считается достаточным для удовлетворительной отметки (см. шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе). Снижать уровень обучения до уровня минимально обязательных требований нельзя даже при невысоком уровне подготовки обучающихся отдельных групп. Ина-

че не удастся достигнуть минимально обязательного уровня подготовки обучающихся. Уровень обучения всегда должен быть выше, чем уровень требований, предъявляемых к результатам обучения.

Рекомендации по проведению и оцениванию экзамена. Экзамен по математике в учреждении профессионального образования проводится в один день для всех групп, завершивших обучение по математике за курс среднего (полного) общего образования.

К проведению экзамена по математике для каждого обучающегося готовится:

- текст с вариантом экзаменационной работы;

- краткая инструкция для обучающихся;

- шкала перевода баллов в отметки;

- листы для чистового оформления работы и для черновика со штампом образовательного учреждения.

При этом метод и форма описания решения задачи могут быть произвольными.

Все листы подписываются и после завершения работы сдаются экзаменационной комиссии.

Текст экзаменационных заданий сопровождается краткой инструкцией для обучающихся, шкалой перевода баллов в отметки по пятибалльной системе для получения каждой из положительных отметок («3», «4», «5»), которые остаются открытыми для них в течение всего времени экзамена.

При формировании в образовательном учреждении дополнительной части базового варианта экзаменационной работы в нее могут быть включены задания, правильное выполнение которых будет оценено другим количеством баллов, также может измениться количество заданий в дополнительной части (но не менее четырех заданий), приведенные критерии оценки (другая балльная система). Например: в дополнительной части может быть предусмотрено 6 заданий и оцениваться могут максимально 2 баллами. В таком случае следует предусматривать соответствующий уровень сложности заданий.

Перед началом выполнения письменной экзаменационной работы обучающиеся должны быть ознакомлены с ее структурой, критериями оценки заданий, шкалой перевода баллов в отметки.

Обучающимся поясняется, что основные требования к выполнению заданий состоят в том, чтобы:

- из представленного решения был понятен ход рассуждений обучающегося;

- ход решения был математически грамотным;

- представленный ответ был правильным;

- метод и форма описания решения задачи могут быть произвольными;

- выполнение каждого из заданий оценивается в баллах.

За правильное выполнение любого задания из обязательной части обучающийся получает один балл.

При выполнении задания из обязательной части, где необходимо привести краткое решение, за неполное решение задания (вычислительная ошибка, описка) можно выставить 0,5 балла.

Если обучающийся приводит неверное решение, неверный ответ или не приводит никакого ответа он получает 0 баллов.

За выполнение любого задания из дополнительной части можно использовать следующие критерии оценки заданий:

Таблица 1

Число баллов, которое обучающийся может получить за правильное выполнение того или иного задания, проставляется в скобках около его номера в бланке экзаменационной работы. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются.

Особое внимание обучающихся необходимо обратить на шкалу перевода баллов в отметки, в которой указано, сколько баллов достаточно набрать, чтобы получить ту или иную положительную оценку. Шкала перевода баллов в отметки разрабатывается преподавателем к конкретному варианту заданий.

Содержание критерия Баллы

Приведено верное обоснованное решение, приведен правильный ответ 3

Приведено верное решение, но допущена вычислительная ошибка или описка, при этом может быть получен неверный ответ 2

Решение начато логически верно, но допущена ошибка, либо решение не доведено до конца, при этом ответ неверный или отсутствует 1

Неверное решение, неверный ответ или отсутствие решения 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как обязательная часть состоит из 18 заданий, то на отметку «3», обучающийся должен верно выполнить не менее 9 заданий.

Несколько вариантов шкалы перевода баллов в отметки, в зависимости от уровня сложности, приведен ниже.

Таблица 2

Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе

Отметка Число баллов, необходимое для получения отметки (социально-экономический профиль) Число баллов, необходимое для получения отметки (технический профиль) Число баллов, необходимое для получения отметки (гуманитарный профиль)

«3» (удовлетворительно) 9-14 9-16 9-13

«4» (хорошо) 15-20 (не менее одного задания из дополнительной части) 17-21 14-19

«5» (отлично) более 21 (не менее двух заданий из дополнительной части) более 21 более 20

Шкала перевода баллов в отметки может быть размещена в инструкции для обучающегося.

Перед началом выполнения работы проводится инструктаж обучающихся. До обучающихся доводятся требования по выполнению экзаменационной работы.

Обучающимся поясняется, что:

- начинать работу всем следует с выполнения заданий обязательной части;

- для получения удовлетворительной оценки не обязательно выполнять все задания обязательной части;

- правильное выполнение определенной части заданий обязательной части, во-первых, га-

рантирует получение отметки «3», а во-вторых, дает основу для повышения отметки до «4» или «5» при правильном выполнении нескольких заданий дополнительной части;

- при выполнении заданий дополнительной части следует проследить по шкале перевода баллов в отметки - сколько заданий достаточно правильно выполнить, чтобы получить 4 или 5;

- имеет право выбрать, в первую очередь, те задания, при выполнении которых он будет чувствовать себя более уверенным.

Приведенный в статье материал более подробно представлен в методических рекомендациях, представленных на сайте ГОУ «КРИРПО».

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ: ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Т. Е. Тарасенко, преподаватель физики ГОУ НПО «Профессиональное училище № 14», г. Ленинск-Кузнецкий

Традиции школы и современные тенденции развития образовательных стандартов по физике выдвигают в качестве приоритетных цели физического образования: формирование научного мышления и мировоззрения учащихся; развитие у учащихся качеств: наблюдательность, любознательность, образное и аналитическое мышление и др.; развитие творческих способностей учащихся, умение преобразовывать информацию, делать на этой основе выводы; формирование и поддержание познавательного интереса к физике.

Необходимость одновременного усвоения учащимися учреждений НПО учебного материала, определяемого двумя стандартами (общего среднего и профессионального), приводит к перегрузкам и снижению качества как общего образования, так и профессиональной подготовки.

В 90-е годы появилась тенденция к отставанию уровня знаний и умений по физике учащихся российских школ от сверстников других развитых стран.

Низкий престиж школьной физики, отсутствие интереса к ней, а отсюда неудовлетворительное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.