Научная статья на тему 'Апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов с участием территориальных экзаме- национных комиссий в Ленинградской области'

Апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов с участием территориальных экзаме- национных комиссий в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Д. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов с участием территориальных экзаме- национных комиссий в Ленинградской области»

3) создать интерфейс будущего мультимедийного средства обучения:

3.1. создать средства, обеспечивающие навигацию по учебному материалу;

3.2. разработать набор управляющих элементов, применяемых в мультимедийном программном средстве;

3.3. выстроить схемы диалога.

В качестве программного обеспечения рекомендуется использовать авторские системы. Применение авторской системы - это, фактически, ускоренная форма программирования, где нет необходимости вникать в тонкости языка или в детали работы API (Application Programming Interface - интерфейс прикладных программ). Для разработки мультимедийного средства в авторской системе требуется значительно меньше времени, чем при использовании средств чистого программирования. Тем более что на создание компонентов мультимедиа (графика, текст, видео, звук) выбор авторской системы не влияет. Уменьшение времени при подготовке конечного продукта достигается за счет применения готовых шаблонов мультимедийного средства обучения.

Рассмотренные этапы проектирования учебного мультимедиасредства представляют собой обобщенный алгоритм деятельности учителя. Предложенный алгоритм не зависит ни от предметной области, ни от выбранной авторской системы, с помощью которой будет создаваться учебное мультимедийное средство.

Д. Ю. Кузнецова

Апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов с участием территориальных экзаменационных комиссий в Ленинградской области

Изменения, происходящие в системе образования России, приводят к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств обучения с целью выявления наиболее оптимальных среди них. В настоящее время широкое распространение получают нетрадиционные для отечественного образования формы обучения и контроля. К таким формам можно отнести педагогические тесты.

Вслед за экспериментом по введению единого государственного экзамена в 2001 г., в 2003 г. появилась идея проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших

образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных экзаменационных комиссий. Сейчас единый государственный экзамен является основной формой госу-

381

дарственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов, а апробация проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов с участием территориальных экзаменационных комиссий (Г(И)А-9 с участием ТЭК) продолжается в значительных масштабах.

В 2009 г. Г(И)А-9 с участием ТЭК проходила в 78 регионах Российской Федерации, включая Ленинградскую область. Наш регион принимает участие в апробации Г(И)А-9 в новой форме с 2006 г., но массовое участие выпускников всех 18 муниципальных образований Ленинградской области и централизованная обработка экзаменационных материалов впервые состоялись в 2009 г.

Официальным разработчиком контрольных измерительных материалов (КИМ) для проведения Г(И)А-9 является Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). КИМ по каждому из общеобразовательных предметов состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий:

- часть 1 содержит задания с выбором ответа;

- часть 2 - с кратким ответом;

- часть 3 - с развернутым ответом.

Исключение составляют КИМ по русскому языку (первой частью является краткое изложение, вторая часть включает как задания с выбором ответа, так и задания с кратким ответом, третья часть содержит задания с развернутым ответом), литературе (экзаменационная работа состоит из двух частей, на задания которых даются только развернутые ответы) и математике (экзаменационная работа состоит из двух частей, первая часть включает как задания с выбором ответа, так и задания с кратким ответом, вторая часть содержит задания с развернутым ответом).

В связи с существенным увеличением количества участников Г(И)А-9 в новой форме в 2009 г. ФИПИ разработал технологию обработки результатов Г(И)А-9 с участием ТЭК. Технология предполагает использование машиночитаемых бланков ответов при выполнении экзаменационных работ. Учитывая структуру КИМ, используются бланки ответов двух типов: № 1 и 2. Бланки № 1 предназначены для внесения ответов на задания с выбором ответа и задания с кратким ответом, а бланки № 2 - для записи развернутых ответов.

В Ленинградской области применяется следующая схема обработки экзаменационных материалов. Проверку бланков ответов № 2 участников Г(И)А-9 в новой форме осуществляют территориальные предметные комиссии, созданные в каждом муниципальном образовании области. Результаты проверки заносятся в протоколы про-

382

верки бланков № 2. Обработка бланков № 1 и протоколов проверки бланков № 2 осуществляется централизованно, с использованием программного комплекса «Технологическое обеспечение экзамена».

Для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов в данной форме в Ленинградской области в 2008/09 учебном году были определены 9 предметов: русский язык как обязательный предмет, и алгебра, биология, химия, геометрия, физика, география, история, обществознание как предметы по выбору.

Количество участников экзамена по русскому языку в новой форме в период государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования - 11 441 человек. По остальным предметам количество участников варьировалось от 52 (история) до 2843 (алгебра).

В аттестат по общеобразовательным предметам, сданным в новой форме, выставлялась итоговая отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и экзаменационной, при этом округление производилось в сторону более высокого балла.

Приведем результаты экзаменов по русскому языку и алгебре. Средний балл по русскому языку составил 30,46 из максимально возможных 45 баллов, а средняя отметка - 3,51. При переводе балла в отметку была использована следующая шкала: 0-17 баллов -отметка «2», 18-30 баллов - отметка «3», 31-40 баллов - отметка «4», 41-45 - отметка «5». Здесь следует отметить, что шкала, использованная в Ленинградской области, отличается от шкалы пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной шкале, рекомендованной ФИПИ, в которой отметка «2» соответствует диапазону баллов 0-20, а отметка «3» - диапазону 21-30. Отметку «2» получили 754 учащихся (6,6 %), отметку «3» - 5 065 (44,3 %), отметку «4» - 4 632 (40,5 %), отметку «5» - 990 (8,7 %).

Выполнение заданий второй части КИМ обучающимися (в % от числа участников) по русскому языку: А1 - 84, А2 - 91, А3 - 73, А4 -90, А5 - 70, А6 - 74, А7 - 70, В1 - 72, В2 - 58, В3 - 78, В4 - 65, В5 -81, В6 - 74, В7 - 31, В8 - 87, В9 - 82, В10 - 64, В11 - 54, В12 - 76, В13 - 53, В14 - 71.

Таким образом, объективная трудность заданий второй части КИМ по русскому языку равна: А1 - 0,16, А2 - 0,09, А3 - 0,27, А4 -0,10, А5 - 0,30, А6 - 0,26, А7 - 0,30, В1 - 0,28, В2 - 0,42, В3 - 0,22, В4 - 0,35, В5 - 0,19, В6 - 0,26, В7 - 0,69, В8 - 0,13, В9 - 0,18, В10 -0,36, В11 - 0,46, В12 - 0,24, В13 - 0,47, В14 - 0,29.

Средний балл по алгебре составил 16,22 из максимально возможных 32 баллов, а средняя отметка - 3,69. При переводе балла в отметку была использована шкала, рекомендованная ФИПИ: 0-7 баллов - отметка «2», 8-14 баллов - отметка «3», 15-21 балл - от-

383

метка «4», 22-32 - отметка «5». Отметку «2» получили 309 учащихся (10,9 %), отметку «3» - 941 (33,1 %), отметку «4» - 910 (32,0 %), отметку «5» - 683 (24 %).

Выполнение заданий первой и второй части КИМ обучающимися (в % от числа участников) по алгебре: А1 - 86, А2 - 90, А3 - 68,

А4 - 78, А5 - 89, А6 - 79, А7 - 66, А8 - 78, А9 - 79, А10 - 60, В1 - 71,

В2 - 68, В3 - 79, В4 - 62, В5 - 78, В6 - 65, С1 - 59, С2 - 30, С3 - 31,

С4 - 18, С5 - 12.

Значения индекса объективной трудности для заданий первой и второй части КИМ по алгебре равны: А1 - 0,14, А2 - 0,10, А3 - 0,32, А4 - 0,22, А5 - 0,11, А6 - 0,21, А7 - 0,34, А8 - 0,22, А9 - 0,21, А10 -0,40, В1 - 0,29, В2 - 0,32, В3 - 0,21, В4 - 0,38, В5 - 0,22, В6 - 035, С1 - 0,41, С2 - 0,70, С3 - 0,69, С4 - 0,82, С5 - 0,88.

Итоги экзаменов, с одной стороны, показывают, что программы по русскому языку и алгебре усвоены учащимися в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта; с другой - позволяют выявить пробелы в подготовке учащихся, определить их причины и наметить пути устранения этих недостатков.

В целом можно отметить, что новая форма проведения государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах успешно прошла апробацию в Ленинградской области. Согласно решению Коллегии Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 06.10.2009 г., в 2010 году в Ленинградской области будет продолжено проведение Г(И)А-9 с участием ТЭК.

Г(И)А-9 с участием ТЭК по русскому языку и математике в 2010 г. будут проходить в обязательном порядке все выпускники IX классов общеобразовательных учреждений Ленинградской области, за исключением таких категорий, как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, выпускники вечерних и

специальных (коррекционных) школ и некоторых других. Предметами для сдачи по выбору с участием ТЭК являются: физика, химия, биология, география, история, обществознание. Форму сдачи двух общеобразовательных предметов по выбору вправе определить сами обучающиеся.

В текущем учебном году в Ленинградской области планируется разработка формы свидетельства о результатах Г(И)А-9 с участием ТЭК. Результаты ГИА-9 в новой форме, зафиксированные в свидетельстве, будут приниматься к рассмотрению учреждениями среднего и начального профессионального образования Ленинградской области в качестве результатов вступительных испытаний по общеобразовательным предметам.

384

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.