Научная статья на тему 'Итоговая декларация конференции «Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения»'

Итоговая декларация конференции «Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоговая декларация конференции «Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения»»

s

СЕМИНАРЫ. КОНФЕРЕНЦИИ

Итоговая декларация конференции «Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения»

10-11 ноября 2009 года в г. Москве на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) » в соответствии с приказом Рособразования от 27.08.2009 № 1202 состоялась конференция «Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения », проведенная в рамках реализации в 2009 г. общесистемных мероприятий Рособразования.

В работе конференции приняли участие 210 представителей из 141 вуза и 3 УДПО, подведомственных Рособразованию, из 52 субъектов Российской Федерации.

В настоящее время на всех уровнях управления системой высшего профессионального образования идет процесс выработки новой кадровой доктрины, что придает конференции исключительную актуальность. Работа конференции была посвящена проблемам:

• воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, адекватных инновационной направленности экономической политики Российской Федерации;

• повышения эффективности использования научного потенциала высшей школы как ресурса устойчивого экономического развития при сохранении научных традиций и обеспечении широкого спектра направлений научных исследований;

• реформирования и соответствующей реструктуризации вузов, учреждений ДПО и государственных научных учреждений;

• трансформации организационно-правовой структуры высшего профессионального образования и государственного сектора науки;

• организации повышения квалификации научно-педагогических работников вузов, подведомственных Рособразованию, на современном этапе модернизации образовательной отрасли.

В работе конференции приняли участие: заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.К. Сафаралиев, представитель Министерства образования и науки А.Б. Клейменов, вице-президент Ассоциации московских вузов - ученый секретарь Совета ректоров вузов Москвы и Московской области В.С. Гаврилов, заместитель начальника Управления научных исследований и инновационных программ Рособразования Ю.М. Боровин и др.

В рамках конференции были проведены тематические круглые столы:

■ «Единое пространство высшей школы в сфере послевузовского профессионального образования», руководитель круглого стола - Мосичева И.А., начальник отдела под-

158

Высшее образование в России • № 1, 2010

готовки и повышения квалификации научно-педагогических работников Управления научных исследований и инновационныхпрограмм Рособразования;

■ «Эффективность повышения квалификации научно-педагогических работников вузов», руководитель круглого стола - Шестак В.П., советник отдела подготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников Управления научных исследований и инновационныхпрограмм Рособразования.

На пленарных заседаниях и круглых столах было заслушано 30 докладов и сообщений, проведены дискуссии и коллегиальное обсуждение проблем кадрового обеспечения высшей школы инновационной России.

На заключительном пленарном заседании конференции по итогам работы были приняты следующие решения и рекомендации:

1. Рособразованию продолжить работу по совершенствованию структуры и объемов подготовки кадров высшей квалификации для высокотехнологичных, в том числе оборонных, отраслей экономики.

Ректорам высших учебных заведений усилить контроль за реализацией заданий Государственного плана подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 гг., утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 854, путем установления более тесного взаимодействия высших учебных заведений с организациями оборонно-промышленного комплекса.

2. Рекомендовать Рособразованию устанавливать контрольные цифры приема граждан за счет средств бюджета в аспирантуры, докторантуры, а также в структурные подразделения дополнительного профессионального образования вузов и подведомственные учреждения дополнительного профессионального образования с учетом эффективности их работы.

3. Образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования и научным организациям при организации работы структур послевузовского профессионального образования обратить внимание на необходимость выполнения требований Административного регламента Федерального агентства по образованию по предоставлению государственной услуги «Открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях», утвержденного приказом Минобр-науки России от 9 октября 2008 г. № 286.

4. Образовательным учреждениям высшего профессионального образования, подведомственным Рособразованию, повысить требовательность при отборе кандидатов на получение стипендий Президента Российской Федерации и специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации, учитывая при этом рекомендации Экспертной комиссии Рособразования.

5. Отметить, что Рособразованием за последние годы в сфере повышения квалификации научно-педагогических работников учреждений, подведомственных Рособразованию, проведена значительная работа, создана система повышения квалификации, разработано и внедрено программное обеспечение для оп-Ппе-сопровождения этой работы, функционируют электронные базы данных, в том числе по реализуемым программам ДПО, проводится регулярный мониторинг проводимых мероприятий.

6. Рекомендовать образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования, реализующим программы для получения дополнительных квалификаций, активизировать работу с работодателями по подготовке нормативного обеспечения государственных требований к этим программам.

Семинары. Конференции

159

7. Отметить положительный опыт работы:

• Академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) по переходу ГАСИС в статус автономного образовательного учреждения (первого из учреждений, подведомственных Рособразованию);

• Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в качестве уполномоченного вуза в системе организации повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников подведомственных Рособразованию образовательных учреждений (письмо Рособразования от 05.12.2008 № 20-267) по следующим направлениям повышения квалификации в 2009 году: «Современные технологии обучения », «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы», «Педагогическое образование»;

• Пензенского государственного университета архитектуры и строительства по разработке и созданию методического комплекса материалов «Менеджмент в вузе »;

• Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева по организации корпоративного обучения совместно с НПО «Сатурн ».

8. Отметить разработанную ГОУ ДПО «Институт новых форм обучения» концепцию маршрутного обучения преподавателей и научных работников по программам дополнительного профессионального образования в сфере нанотехнологий.

Рособразованию рассмотреть перспективу использования предложенных в этой концепции механизмов при организации повышения квалификации научно-педагогических работников.

9. Ректорам вузов, подведомственных Рособразованию:

■ усилить внимание к вопросам повышения эффективности работы вузовских структур послевузовского и дополнительного профессионального образования. Особое внимание уделить вопросам организационной и финансовой дисциплины;

■ расширить работу по реализации программ дополнительного профессионального образования в регионах для отраслей экономики, включая реализацию программ опережающего обучения в условиях экономического кризиса;

■ усилить внимание к повышению квалификации, в том числе молодых преподавателей, в области психолого-педагогического образования, использования новых педагогических и информационных технологий.

10. Просить Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена разработать методический комплекс материалов по проблемам современной педагогики высшей школы.

11. Выразить благодарность руководству Рособразования за организацию и Московскому государственному институту радиотехники, электроники и автоматики (техническому университету) за проведение конференции «Кадры высшей школы инновационной России: вызовы и решения». Отметить ее целевую направленность, своевременность и эффективность.

Просить Рособразование продолжить проведение подобных конференций в рамках системных мероприятий.

12. Разместить материалы конференции на официальных Интернет-сайтах по адресам: Рособразования http://www.ed.gov.ru/ ; МИРЭА http://www.mirea.ru/.

Москва, 11-12 ноября 2009 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.