Научная статья на тему 'Итоги XI Международного конгресса «Оргздрав-2023» (7–9 июня 2023 г., гибридный формат)'

Итоги XI Международного конгресса «Оргздрав-2023» (7–9 июня 2023 г., гибридный формат) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

В Москве 7–9 июня 2023 г. прошел Международный конгресс «Оргздрав-2023». Он объединил два мероприятия – XI Международную конференцию «Оргздрав. Эффективное управление в здравоохранении» и финал II Всероссийской премии «Оргздрав. Лидеры отрасли». Конгресс традиционно проходил в гибридном формате – очно он собрал свыше 300 участников, онлайнтрансляцию посмотрели почти 7000 руководителей здравоохранения и медработников из всех регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги XI Международного конгресса «Оргздрав-2023» (7–9 июня 2023 г., гибридный формат)»

XI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ОРГЗДРАВ-2023»

Итоги XI Международного

конгресса «0ргздрав-2023»

(7-9 июня 2023 г., гибридный формат)

В Москве 7-9 июня 2023 г. прошел Международный конгресс «0ргздрав-2023». Он объединил два мероприятия - XI Международную конференцию «Оргздрав. Эффективное управление в здравоохранении» и финал II Всероссийской премии «Оргздрав. Лидеры отрасли». Конгресс традиционно проходил в гибридном формате - очно он собрал свыше 300 участников, онлайн-трансляцию посмотрели почти 7000 руководителей здравоохранения и медработников из всех регионов РФ.

Программа конгресса

Главная тема конгресса в этом году - «Современное здравоохранение для меняющейся России: кадры, инфраструктура, обеспечивающие отрасли, управление. Откровенный разговор ответственных лиц». За 3 дня в ходе 11 пленарных сессий прозвучало более 100 докладов о приоритетных направлениях развития здравоохранения России, взаимодействии профильных ведомств, подготовке и сохранении квалифицированных кадров, применении искусственного интеллекта в отрасли, лекарственном обеспечении населения, поставках медицинских изделий, демографических проблемах, макроэкономике. Докладчиками выступили руководители профильных ведомств, медицинских организаций, профессиональных обществ, медицинских вузов и факультетов, а также ведущие эксперты отрасли. Участники отмечали особую остроту и актуальность обсуждаемых вопросов.

«Прошел еще один год с нашей последней встречи. Год непростой для страны, для нашего народа и наших пациентов. Мы не можем знать, что впереди. Но одно я знаю точно: мы, медицинские работники, всегда нужны стране и народу, а сегодня особенно. Мы должны сделать все, чтобы меньше людей умирало и больше рождалось детей», - сказала, открывая конгресс, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н. Гузель Улумбекова.

В деловой программе прозвучали следующие темы:

■ Здравоохранение России: как выполнить миссию по обеспечению безопасности страны.

■ Здравоохранение многополярного мира: разнообразие форм с общей целью.

■ Профильные службы, которые нужны всем специальностям: ГВС и руководители обществ о сложностях взаимодействия.

■ Медицинские кадры от ФАП до медицинского вуза: нагрузка, оплата труда, ответственность и региональные различия.

■ Натиск новых технологий: гармония здравоохранения и цифры.

■ Тайны искусственного интеллекта и СhatGPT в медицине.

■ Знания - «валюта» системы здравоохранения. Особенности обмена в цифровую эпоху.

■ Фокус внимания: повышение рождаемости и здоровье женщин детородного возраста - план прорыва.

■ Создание системы всеобщего лекарственного обеспечения в России: организация и финансирование.

■ Медизделия на вооружении медицинских организаций: особенности заказа, производства и обеспечения в новых условиях.

■ Макроэкономика и бюджет России: развитие, есть ли резервы для здравоохранения?

■ Сила духа и сострадание. Реабилитация защитников Отечества.

■ ОРГЗДРАВ: эффективные решения. Презентация кейсов финалистов и награждение победителей II Всероссийской премии «Оргздрав. Лидеры отрасли».

Полностью видеозапись и подробное резюме всех сессий размещены в открытом доступе на официальном сайте конгресса (https://congress.orgzdrav.com).

Приоритетные направления развития здравоохранения в современных условиях

Евгения Григорьевна Котова, директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России, отметила в своем докладе результаты, достигнутые системой здравоохранения РФ в 2022 г. Главный из них - ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) после снижения во время пандемии С0УШ-19 практически вернулась к уровню 2019 г. и составила 72,8 года. Продолжает снижаться младенческая смертность -до уровня 4,4 случаяна 1 тыс. родившихся (снижение на 10% с 2019 г.). При этом было отмечено, что в РФ сохраняется существенная дифференциация по ОПЖ между сельскими и городскими жителями (1,4 года), а также между смертностью мужчин и женщин (в 3 раза в трудоспособном возрасте. - Прим. ред.). На снижение этого неравенства должны быть направлены приоритеты государственной политики в здравоохранении.

Были перечислены меры, уже реализованные и планируемые к осуществлению в 2023 г. в рамках основных целевых программ в здравоохранении, в том числе по улучшению инфраструктуры отрасли и увеличению объемов бесплатной медицинской помощи. Были выделены первоочередные задачи по повышению эффективности работы первичного звена в части профосмотров и диспансеризации. Среди них использование выездных форм работы; использование дистанционных методов контроля; проактивное приглашение на прием; максимально полный охват диспансерным наблюдением пациентов из группы высокого риска; своевременное направление на оказание плановой специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; обеспечение пациентов медикаментами при выписке из стационара после перенесенных сосудистых катастроф; вакцинация от пневмококка, гриппа и С0УШ-19 уязвимых групп, в том числе с отягощенным коморбидным фоном.

Евгения Котова поделилась результатами борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями: к 2023 г. 90% населения России обеспечено профилактикой развития сердечно-сосудистых заболеваний; перечень лекарственных препаратов расширен на 8 млн; более 800 тыс. пациентов получили бесплатные лекарственные препараты.

Повышению эффективности работы всех уровней системы здравоохранения будет способствовать создание централизованного сервиса ЕГИСЗ, который будет интегрирован с ГИС ОМС, т.е. все клинические, организационные и финансовые данные будут сосредоточены в единой системе.

Ведется работа по интеграции в российскую систему здравоохранения Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей: отремонтировано 87 медорганизаций, открыты почти 2 тыс. аптек, поставлено 386 автомобилей СМП и 50 мобильных комплексов, направлено 9,8 млрд руб. на социальные выплаты медицинским работникам.

Здравоохранение - важнейшая часть безопасности России

Гузель Эрнстовна Улумбекова, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, обосновала ключевую роль системы здравоохранения для достижения национальных целей РФ - «сохранение населения, здоровье и благополучие людей», а именно - снижения смертности населения путем повышения доступности бесплатной медицинской помощи.

Для справки: в 2022 г. (предварительная оценка Росстата январь-декабрь 2022 г.) в РФ общий коэффициент смертности был на 25% выше, чем в 1985 г. (соответственно 13,1 и 10,4 случая на 1 тыс. населения).

Обосновано, что для выполнения этой миссии и повышения ОПЖ с 72,8 года в 2022 г. до 78 лет к 2030 г. потребуется дальнейшее увеличение государственного финансирования здравоохранения до 5% валового внутреннего продукта (ВВП) при условии, что к 2030 г. значение других факторов, влияющих на ОПЖ, также будет улучшено: потребление алкоголя будет снижено на 45%, а ВВП будет расти с темпом 2-3% в год. Если этого не произойдет, здравоохранению потребуются еще большие финансовые ресурсы.

Дополнительные средства должны быть направлены на:

■ увеличение оплаты труда медицинских работников и выравнивание ее по субъектам РФ (базовый оклад врача должен составлять 4 МРОТ, медицинской сестры - 2 МРОТ, профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и НИИ - 5-8 МРОТ, колледжей -4-6 МРОТ);

■ расширение программы бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях для всех категорий населения (не менее 200 млрд руб. в год);

■ обновление основного фонда медицинских организаций, в том числе на оснащение новыми медицинскими изделиями и внедрение цифровых технологий.

Для обеспечения равнодоступности медицинской помощи в регионах РФ потребуется централизация управления здравоохранением на уровне Минздрава России с формированием единых подходов в оплате труда медицинских работников и других статей расходов государственных медицинских организаций. В том числе потребуется объединение всех источников финансового обеспечения медицинских организаций (Федеральный фонд медицинского страхования - ФОМС, федеральный бюджет и средства региональных бюджетов) и переход на сметный способ оплаты медицинских организаций. Последнее особенно важно для интеграции деятельности гражданских и военных медицинских служб (см. сессию 9 июня).

Одновременно на уровне Правительства РФ необходимо реализовать межведомственную программу по снижению к 2030 г. потребления алкоголя на 45% и распространенности табакокурения в 2 раза (на это необходимо дополнительное государственное финансирование здравоохранения сверх 5% ВВП).

Увеличение доступности бесплатной медицинской помощи для населения и ее выравнивание для граждан, проживающих в разных регионах страны, позволит снизить смертность, будет способствовать развитию других отраслей экономики страны. За счет этого экономический эффект составит 6,6 руб. на каждый дополнительно вложенный в здравоохранение рубль.

Особенности функционирования системы здравоохранения Донецкой Народной Республики в условиях военного конфликта на Донбассе в 2014-2023 гг.

Важной частью программы стала сессия, посвященная реабилитации защитников Отечества. Модератор сессии, главный редактор телеканала «Доктор», соучредитель благотворительного фонда «Помогаем нашим» Эвелина Закамская отметила, что помощь участникам СВО и жителям новых регионов объединила многих людей. «Это просто наш гражданский долг», - подчеркнула она.

Об особенностях функционирования системы здравоохранения Донецкой Народной Республики в условиях военного конфликта на Донбассе в 2014-2023 гг. рассказала Ольга Николаевна Долго-шапко, советник главы Донецкой Народной Республики.

«До 2014 г. в ДНР было создано 72 центра ПМСП с семейными врачами (это были отдельные от центральных районных больниц юридические лица), а участковая педиатрическая служба, существовавшая с советских времен, была ликвидирована. Начиная с 2014 г. резко возросло количество раненых и пострадавших, особенно в Славянске и Краматорске. К сожалению, военного госпиталя в ДНР не было, он был создан в 2014 г. на базе одной из городских больниц, врачи и медсестры

оказывали там помощь бесплатно. Работу госпиталя поддерживали благотворительные фонды и организации, в том числе фонд «Доктор Лиза». В 2020-2022 гг. Минздравом России было поставлено медицинское оборудование на сумму более 2,6 млрд руб.

Проблемы, требующие решения:

1. Сегодня в ДНР доля детей составляет только 10%, катастрофически снижается количество родов, коэффициент фертильности составляет 0,8. Требуется специальная государственная программа по сохранению народа Донбасса.

2. Укомплектованность медицинским персоналом у врачей составляет 51%, у медицинских сестер - 64%. Сегодня главная проблема медицинского персонала - низкая оплата труда (не более 50 тыс. руб. при работе на 1,5 ставки и в сложных условиях). Важно повышать оплату труда медицинским работникам ДНР, при этом не только врачам хирургических специальностей, но и врачам первичного звена.

3. Необходимо восстановить и расширить реабилитационный центр для раненых, а также построить центр для детей-инвалидов (в ДНР 6 тыс. детей-инвалидов). Важно восстановить санаторно-курортные учреждения на Азовском побережье, хотя бы для военнослужащих.

4. Необходимо дифференцированно подходить к мобилизации и комиссованию (проведение военно-медицинской экспертизы) мирных жителей ДНР с хроническими заболеваниями, они могли бы быть очень полезными в работе гражданских служб.

5. Сегодня в ДНР надо применять временные СанПиНы для скорейшего ввода лечебных учреждений в работу».

Международное участие

Международная сессия «Здравоохранение многополярного мира: разнообразие форм с общей целью» прошла под эгидой Шанхайской организации сотрудничества и Постоянного комитета Союзного государства (Россия-Беларусь), в ее работе приняли участие гости из Беларуси, Бахрейна, Египта, Камбоджи и Казахстана.

Модератор сессии Марина Владимировна Велданова, директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления Сколково, проанализировала показатели здоровья населения стран - гостей конгресса «0ргздрав-2023»: Республики Беларусь, Бахрейна, Египта, Камбоджи и Казахстана. Главный вывод из анализа этих показателей - здоровый образ жизни и достаточные государственные расходы на здравоохранение оказывают огромное влияние на ОПЖ.

Так, Бахрейн имеет самую высокую ОПЖ (78,8 года) благодаря следующим показателям (факторам), которые лучше, чем в рассматриваемых странах: более высокий ВВП на душу (в 1,6 раза выше, чем в РФ по паритету покупательной способности доллара - $ППС); самые высокие государственные расходы на здравоохранение на душу (на 15% выше, чем в РФ по $ППС); самое низкое потребление алкоголя на душу населения (в 9 раз ниже, чем в РФ, чистый спирт); самую низкую распространенность табакокурения (в 1,3 ниже, чем в РФ, доля среди взрослого населения) плюс морской климат со средиземноморской диетой.

При этом Россия и Беларусь имеют самые низкие показатели младенческой смертности -результат реализации специальных программ по материнству и детству в здравоохранении, а также наличия отдельной педиатрической службы, сохранившейся с советских времен.

Камбоджа и Египет имеют ОПЖ выше 70 лет благодаря тому, что их граждане ведут здоровый образ жизни, несмотря на более низкие ВВП и госрасходы на здравоохранение по сравнению с другими странами.

Елена Николаевна Кроткова, первый заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь, обозначила основные достижения здравоохранения Республики Беларусь в панде-мийный и постпандемийный период, среди которых: внедрение в первичном звене социальных стан-

дартов врача общей практики (ВОП); двукратный рост бюджета на здравоохранение по сравнению с 2019 г.; снижение коэффициента совместительства по всем направлениям, развитие медицинской науки - в здравоохранении самый высокий уровень защиты кандидатских и докторских диссертаций по сравнению с другими отраслями; рост объема белорусской фармацевтической промышленности в 2 раза и многие другие положительные результаты.

Ахмед Эль-Собки (HE Dr. Ahmed El-Sobky), заместитель министра здравоохранения и народонаселения Египта, рассказывает, что в стране реформы здравоохранения начались в 2018 г. и были связаны с необходимостью снижения высокой смертности от неинфекционных заболеваний (НИЗ), которая составляет >80% в структуре всех смертей; с низкой долей застрахованного населения (58%) и высокими личными платежами населения (>60% от всех расходов на здравоохранение), а также с фрагментацией в оказании медицинской помощи. Цель реформ - обеспечить 100% покрытие населения обязательным медицинским страхованием (ОМС). В 2018 г. в рамках реформы началась реализация программ по элиминации вирусного гепатита С, борьбе с НИЗ и снижению сроков ожидания хирургических вмешательств.

Для управления реформой вместо единого Министерства здравоохранения, которое ранее выполняло все функции, были организованы специальные управленческие структуры - орган управления по оказанию медицинской помощи, фонд ОМС и другие агентства: в сфере обращения лекарств, по аккредитации медицинских организаций и лицензированию медицинских работников, по проведению закупок для государственных нужд. Далее был создан Высший совет по подготовке медицинских кадров и управлению политикой в этой сфере. Министерство здравоохранения сохранило функции стратегического развития, проведения профилактики и контроля над другими агентствами в отрасли.

Тренды развития египетского здравоохранения: информатизация, дистанционный мониторинг здоровья сельского населения, повышение качества высшего и среднего медицинского образования, развитие медицинского туризма, охрана окружающей среды и санитария.

Хеса Субах Аль-Дозери (Dr. Hesa Subah AlDoseri), и.о. генерального директора, начальник отдела по надзору за медицинскими учреждениями, Национальный орган регулирования в сфере здравоохранения, Королевство Бахрейн: «Агентство NHRA было организовано в 2010 г. Это Высший совет в здравоохранении, обеспечивающий высокое качество медицинской помощи, безопасность пациентов и защиту их прав. Основные направления деятельности агентства - регулирование деятельности медицинских организаций и аккредитация медицинских организаций, лицензирование медработников, подготовка программ обучения, контроль качества проведения клинических исследований, расследование медицинских жалоб, контроль качества медицинских изделий и лекарственных препаратов, выдача разрешений на их использование в стране».

Игорь Юрьевич Федоров, руководитель высокотехнологичного направления Фонда Росконгресс отметил, что в рамках высокотехнологичного направления Фонда Росконгресс разрабатываются и внедряются в практику платформенные решения, которые позволяют моделировать и прогнозировать различные природные и технологические процессы. Например, платформа по образованию (сегодня реализуется Минобрнауки России и в ряде китайских университетов), платформа по управлению рисками в страховании, в частности в здравоохранении (реализуется в Бахрейне и в других странах Ближнего Востока).

Тхол Давин (Dr. Thol Dawin), заместитель директора Департамента профилактической медицины Министерства здравоохранения Камбоджи, рассказала о стратегии борьбы с пандемией COVID-19 Королевства Камбоджа. Несмотря на начальную неготовность страны к пандемии, дальнейшие меры: политическая воля, эффективное управление, широкая вовлеченность населения

и общественных организаций - позволили провести масштабную вакцинацию и снизить потери. Главные уроки пандемии говорят о том, что для эффективного ответа на чрезвычайные ситуации (эпидемии) требуются лидер и единоначалие в управлении.

Гульнара Утепбергеновна Кулкаева, председатель Правления «Национального научного центра развития здравоохранения имени Салидат Каирбековой» Министерства здравоохранения Республики Казахстан: «Развитие системы здравоохранения Республики Казахстан происходит согласно утвержденным правительством "Концепции развития здравоохранения до 2026 г.", Национальному проекту "Здоровая нация" и Национальному проекту "Модернизация первичного звена здравоохранения" (более половины населения Казахстана проживает в сельских районах). Цель этих проектов - увеличить ОПЖ с 74,4 года в 2022 г. до 75 лет к 2025 г., а также увеличить государственное финансирование здравоохранения до 5% ВВП.

В 2020 г. в Казахстане была внедрена система ОМС, что с 2019 до 2022 г. позволило увеличить финансирование бесплатной медицинской помощи в 2,5 раза. Ставка взноса на ОМС с ФОТ составляет 2% от работника и 3% от работодателя. Льготные категории граждан финансируются за счет государства.

В Казахстане более половины медицинских организаций в амбулаторном секторе частные. В сельской местности планируется создать современные межмуниципальные медицинские центры. В октябре 2023 г. в Астане будет проведена конференция по первичному здравоохранению, посвященная 45-летию Алма-Атинской конференции ВОЗ (во время этой конференции организация первичной медицинской помощи в Советском Союзе была признана лучшей в мире)».

Особые события конгресса

Премия «Оргздрав. Лидеры отрасли»

Второй год подряд в рамках конгресса «Оргздрав» проходит награждение финалистов Всероссийской премии «Оргздрав. Лидеры отрасли», в ходе которой отбираются наиболее успешные реализованные кейсы по организации здравоохранения со всей страны. Все работы проходят довольно строгий отбор в 3 этапа: модерация оргкомитета, открытое анонимное онлайн-голосование, экспертная оценка жюри по 8 критериям.

В этом году работы принимались в 5 номинациях, было подано 76 кейсов из 39 регионов страны, в финал вышли 18 проектов. Полный список финалистов, а также содержание работ доступны на официальном сайте премии (https://congress.orgzdrav.com/Leader).

Поздравляем лидеров отрасли, занявших первые места в результате отбора.

В номинации «Стратегические решения по охране здоровья населения»

1-е место: ГБУЗ ТО «Областная больница № 3» (г. Тобольск) с проектом «Раннее выявление заболеваний на отдаленных территориях Вагайского района Тюменской области».

В номинации «Управление качеством медицинской помощи: изменение стереотипов»

1-е место: Клиника ранней реабилитации «Три сестры» (Московская область, г.о. Лосино-Петровский, дер. Райки) с проектом «Формирование системы обеспечения безопасности пациентов в реабилитационном стационаре».

В номинации «Общественные проекты и авторская журналистика»

1-е место: ГБУЗ Тюменской области «Областная больница № 14 имени В.Н. Шанаурина» (с. Казанское) с «Очерками о медицинских сестрах».

В номинации «Цифровая трансформация здравоохранения: интересные решения»

1-е место: Департамент здравоохранения ЯНАО с проектом «Цифровая перезагрузка: Ямал».

В номинации «Корифеи отрасли - рассказы о людях, служащих отрасли»

1-е место: Кира Евгений Федорович (РАГИН).

«Я была одним из экспертов. Когда читала все кейсы, не знала, кому поставить высший балл. Я так гордилась вами, коллеги! Понимая, в каких условиях вы работаете, зачастую с ограниченными финансовыми и кадровыми ресурсами, вы не опустили руки и нашли замечательные решения! Я знаю, что у нашего здравоохранения есть крепкие тылы. Нас не победить!» - подчеркнула Гузель Улумбекова, председатель Оргкомитета Конгресса.

Главные врачи выбрали обязательные книги для библиотеки медицинской организации

В ходе образовательной сессии участники дискуссии единодушно сошлись на том, что необходимо возрождать библиотеки профессиональной литературы в медицинских организациях, которые были бы доступны для врачей всех отделений. Топ-10 медицинских книг выбирали очные участники на выставочной экспозиции и онлайн-зрители на странице трансляции конгресса. Для отбора были представлены 30 книг издательства «ГЭОТАР-Медиа». Интересно, что по результатам голосования очных участников и онлайн-зрителей, а их в сумме было более 1000 человек, списки книг практически совпали. Приводим обобщенный список книг, которые, по мнению руководителей здравоохранения, будет полезно иметь в каждой медицинской организации:

1. Неотложная медицина. Оксфордский справочник. Рамраха П.С., Мур К.П., Сам А.Х.; пер. с англ.; под ред. И.П. Миннуллина.

2. Алгоритмы дифференциальной диагностики. Общие жалобы у взрослых пациентов. Фонг Н.; пер. с англ.; под ред. А.А. Скоромца.

3. Основы доказательной медицины. Гринхальх Т.; пер. с англ.; под ред. В.В. Власова.

4. Нутрициология и клиническая диетология. Национальное руководство. Под ред. В.А. Туте-льяна, Д.Б. Никитюка.

5. Больничный лист в вопросах и ответах. Практическое руководство. Самойлова А.В., Шлык С.В., Шишов М.А.

6. Консультант за 5 минут. Под ред. Ф. Дж. Домино.

7. Инфекционные болезни с иллюстрациями Фрэнка Неттера. Под ред. Э.К. Йонг, Д.Л. Стивенса; пер. с англ.; под ред. Н.Д. Ющука, С.Л. Максимова.

8. Тактика врача-специалиста (серия книг).

9. Функциональная диагностика. Национальное руководство. Под ред. Н.Ф. Берестень, В.А. Сандрикова, С.И. Федоровой.

10. Интенсивная терапия. Марино П.Л.; пер. с англ.; под ред. А.И. Ярошецкого.

11. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации. Национальное руководство. Под ред. В.А. Епифанова, М.С. Петровой, А.В. Епифанова.

12. Начала военно-полевой хирургии. Под ред. М. Хана, Д. Нотта; пер. с англ.; под ред. И.М. Самохвалова, В.А. Ревы.

Результаты опросов

Среди онлайн-участников конгресса проходили анонимные опросы по актуальным вопросам здравоохранения. В опросах приняли участие более 500 респондентов, включая 70% руководителей здравоохранения из всех регионов РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опрос № 1. Медизделия на вооружении медицинских организаций: особенности заказа, производства и обеспечения в новых условиях

В советское время был Госплан. Промышленность, производящая медицинские изделия, получала гарантированный госзаказ, который был сбалансирован с потребностями медицинских организаций. Сегодня всем управляет рынок. Часть медицинских изделий закупается и поставляется по федеральным программам, часть - на уровне региона, а часть - самой медицинской организацией. И чем богаче регион, тем лучше оснащены его медицинские организации, соответственно, выше

доступность и качество медицинской помощи. В условиях санкций медицинские организации столкнулись с тем, что некоторые медицинские изделия и расходные составляющие к ним незаметно исчезают с рынка. Цены на их большую часть существенно выросли из-за усложнения логистики. У части медицинских изделий заканчивается срок эксплуатации, и главные врачи стоят перед дилеммой, какой ассортимент теперь закупать. Отечественная медицинская промышленность еще только подстраивается под нужды отрасли.

52% респондентов считают, что доля отечественных медизделий на рынке составляет не более 25%.

Какова, по Вашему мнению, доля медицинских изделий отечественного производства на рынке РФ?

I 80% 50%

125% Щ 52%

110%

Причиной низкой доли отечественных медизделий на рынке респонденты называют сразу несколько причин, основные из них - низкие инвестиции в инженерные науки и низкое качество отечественных медизделий.

Что, по Вашему мнению, послужило основной причиной относительно низкой доли отечественных медицинских изделий (МИ) в РФ?

16%

18%

21% 21%

24%

■ Недостаточные регуляторные меры, защищающие отечественных производителей медицинских изделий в РФ

■ Неудовлетворительное качество отечественных МИ

Невнимание государства к поддержке отечественных производителей МИ после распада Советского Союза

■ Недостаточная подготовка инженерных кадров

■ Недостаточные инвестиции в инженерные науки

Половина опрошенных считает, что необходимо развивать систему долгосрочных контрактов в системе госзакупок медицинских изделий.

Что необходимо изменить в системе госзакупок МИ? 27% 27%

Ввести мораторий на ФЗ № 44

Развивать систему долгосрочных контрактов

Установить более жесткие преференции для отечественных производителей

46%

Лишь 6% опрошенных удовлетворены качеством отечественных медицинских изделий.

Вас удовлетворяет качество отечественных МИ?

4% 6%

68%

22%

Удовлетворяет, качество российских МИ очень хорошее

В целом удовлетворяет

Не совсем удовлетворяет, есть нарекания

на качество

Категорически не удовлетворяет

Опрос № 2. Создание системы всеобщего лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях в РФ

В 2021 г. государственные расходы на лекарства и изделия медицинского назначения в амбулаторных условиях в РФ составили 350 млрд руб., или 87 $ППС на душу населения в год, что в 2,4 раза меньше, чем в «новых» странах ЕС (210 $ППС), и в 5 раз меньше, чем в «старых» странах ЕС (439 $ППС). Бесплатные лекарства у нас получают только отдельные категории граждан (имеющие льготы или страдающие орфанными заболеваниями), а за рубежом все, кому врач выписал рецепт. Именно это называется системой всеобщего лекарственного обеспечения. В результате в РФ население тратит на лекарства из своего кармана в 4 раза больше, чем государство, а на Западе, наоборот, расходы государства намного выше, чем населения. Очевидно, что для достижения цели по снижению смертности, предотвращения осложнений заболеваний и уменьшения финансовой нагрузки на граждан требуется создание системы всеобщего лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях.

Как Вы считаете, сколько в сопоставимых деньгах должно тратиться из государственных источников на систему всеобщего лекарственного обеспечения в РФ по сравнению со странами ЕС?

Больше в 2 и более раз, чем в странах ЕС На 50% больше, чем в странах ЕС Меньше, чем в странах ЕС Примерно одинаково

13%

I 10%

И™

28%

48%

0%

10% 20% 30% 40% 50%

60%

40% респондентов считают, что система всеобщего лекарственного обеспечения должна финансироваться из средств федерального бюджета.

Из каких источников, по Вашему мнению, должна финансироваться система всеобщего лекарственного обеспечения?

36%

Сочетание государственных и личных средств населения

Средства населения

Средства регионов Средства ОМС Средства федерального бюджета

40%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

70% респондентов считают, что лечение орфанных заболеваний не должно входить в программу всеобщего лекарственного обеспечения, а должно финансироваться из других источников.

Как Вы считаете, должно ли лечение орфанных заболеваний входить в программу всеобщего лекарственного обеспечения или финансироваться из отдельных источников?

36%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Не должно входить и должно финансироваться из отдельного фонда с участием государственных и благотворительных средств

■ Не должно входить и должно финансироваться из федерального бюджета

■ Должно входить

Опрос № 3. Медицинские кадры от ФАП до медицинского вуза: нагрузка, оплата труда, ответственность и региональные различия

В декабре 2022 г. Президентом РФ был сделан важнейший шаг по увеличению оплаты труда медицинских работников тех специальностей, где сложился высокий дефицит - в сельской местности, в первичном звене и на скорой помощи. Есть надежда, что это снизит напряжение, связанное с нехваткой кадров, и нагрузку на персонал. Однако в этом направлении из виду выпала тема оплаты труда и нагрузки на профессорско-преподавательский состав медицинских вузов и училищ, а ведь именно от них напрямую зависит качество подготовки кадров. Остро стоит проблема кратной дифференциации оплаты труда медиков по регионам России. Непонятно, почему в одних регионах местные власти делают все возможное, чтобы закрепить кадры, а в других эта работа пробуксовывает.

45% опрошенных считают, что более половины врачей работают на 2 ставки и более.

■ 50% и более 30%

■ 20% ■ 10%

Какова, по Вашему мнению, доля врачей, которые работают на 2 ставки и более?

68% респондентов уверены, что оплата труда врачей в разных регионах может отличаться более чем в 3 раза.

Во сколько раз оплата труда врачей разнится по регионам?

2%

68%

30%

Различия минимальны В 2 раза

В 3 раза и более

Чтобы снизить дефицит медицинских работников, необходимо повысить престиж врача в обществе и увеличить оплату труда, - так считают 58% респондентов.

Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для снижения дефицита медицинских работников в РФ?

0%

5%

25%

| 30% 30%

35%

10% 15% 20%

■ Повысить престиж врача в обществе Снизить персональные юридические риски

■ Снизить трудовую нагрузку (уменьшить переработки)

■ Увеличить их оплату труда

Оплата труда врачей и преподавателей должна быть одинаковой, по мнению 42% опрошенных.

Как должна соотноситься оплата труда преподавателей медицинских вузов и практикующих врачей?

42%

0%

25% 30% 35% 40% 45%

■ Оплата труда преподавателей должна быть в 2 раза выше, чем у врачей, так как у них миссия подготовки будущих поколений врачей

Оплата труда преподавателей должная быть на 50% выше, чем у врачей, так как у них дополнительные обязанности

■ Оплата труда преподавателей должна быть на 10% выше, чем у врачей

■ Оплата труда преподавателей должна быть равна оплате труда врачей

Трудовая нагрузка на врача не должна превышать 1,5 ставки, считает половина опрошенных.

Какова должна быть установленная законом максимальная трудовая нагрузка на практикующих врачей?

Работа на 1,7 ставки Работа 1,5 ставки Работа на 1,2 ставки Работа на 1 ставку

50%

0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10% 20%

30%

40% 50%

60%

Соответственно 30 и 36% считают, что оплата труда главного врача должна превышать оплату практикующих врачей на 50%, или вдвое.

На сколько больше по сравнению с практикующими врачами должен получать главный врач медицинской организации?

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Опрос № 4. Цифровая трансформация здравоохранения и искусственный интеллект (ИИ)

Искусственный интеллект (ИИ) и игры с СhatGPT4 взбудоражили умы миллионов граждан. ИИ можно назвать научным направлением, вобравшим в себя достижения вычислительной математики, философии, нейрофизиологии для создания систем, которые бы обладали отдельными свойствами человеческого мозга. Причем это не просто быстрая обработка и подсчет данных, как это делают компьютерные программы, но и возможность делать предсказания путем анализа имеющихся данных и установления связей между ними. Этим занимается подраздел ИИ, который получил название «машинное обучение».

76% не используют приложения с ИИ в своей работе.

Используете ли Вы приложения с ИИ в своей работе и если используете, то сколько? 10%

15%

Я не использую такие приложения Я использую одно такое приложение Я использую 2 таких приложения и более

76%

Большинство опрошенных знает, что такое СИа1СРТ (63%).

Знаете ли Вы, что такое ChatGPT? 14%

37%

49%

Я не знаю, что это Я знаю, что это, но не пользовался Я знаю, что это, и пользовался

90% опасается проблем с конфиденциальностью информации и при использовании систем на основе ИИ.

По вашему мнению, могут ли возникнуть проблемы с конфиденциальностью информации

..по/ при использовании систем на основе ИИ?

10%

Я считаю, что такие проблемы могут возникнуть Такие проблемы не могут возникнуть

90%

84% считают, что чат-боты на основе ИИ могут навредить врачу при принятии врачебных решений.

Вы согласны с утверждением, что чат-боты на основе ИИ могут быть опасны при принятии врачебных решений?

Абсолютно не согласен(на) Частично не согласен(на)

Частично согласен(на) 62%

Абсолютно согласен(на) I 22%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 93% считает необходимым установление законодательных границ в сфере применения ИИ в медицине.

Нужно ли устанавливать законодательно границы сфер применения ИИ в медицине?

7%

Нужно Не нужно

93%

97% респондентов уверены, что нужно проводить обучение по применению цифровых технологий в медицине для студентов и врачей.

Нужно ли проводить для студентов и врачей специальное обучение по применению цифровых технологий, в том числе решений на основе ИИ?

3%

Нужно Не нужно

97%

Опрос № 5. Фокус внимания: повышение рождаемости и здоровье женщин детородного возраста

Материнский капитал с 2007 по 2021 г. обеспечил дополнительное рождение 2,2 млн детей. Однако начиная с 2015 г. в нашей стране происходит резкое снижение рождаемости. Главная причина -

снижение числа женщин активного детородного возраста (20-34 года), на которых приходится 80% рождений. В этих условиях, чтобы избежать роста естественной убыли населения, необходимы дополнительные экстраординарные меры, стимулирующие рождаемость. Несмотря на то что в РФ женщины живут почти на 10 лет дольше мужчин, сегодня женщины активного детородного возраста - это наше все! Их здоровье, репродуктивный потенциал, доступность для них и детей бесплатной медицинской помощи, их финансовое благополучие и уверенность в завтрашнем дне -вот главные задачи, на которых должна быть направлена государственная политика.

Демографическую ситуацию в России 70% опрошенных характеризуют как «высокая смертность, низкая рождаемость».

С каким утверждением в сфере демографической ситуации в РФ Вы согласны?

70%

0%

60%

70%

10% 20% 30% 40% 50%

■ Высокая смертность и низкая рождаемость

Удовлетворительная рождаемость и высокая смертность

■ Низкая рождаемость и удовлетворительные показатели смертности

■ Все демографические показатели удовлетворительные

Примерно в равных долях распределились необходимые меры по увеличению рождаемости: увеличение финансирования ВРТ, профилактика и лечение гинекологических заболеваний, создание консультаций для молодых семей.

Какие медицинские программы могут помочь в увеличении рождаемости в РФ?

Исключение оплаты абортов из бюджета ОМС

Увеличение финансирования вспомогательных репродуктивных технологий

Профилактика и лечение хронических гинекологических заболеваний

Создание в каждой поликлинике консультаций для подростков и молодых семей

3%

26

36%

29%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

52% опрошенных слышали о Плане мероприятий по реализации Национальной стратегии в интересах женщин на 2023-2030 гг., но не знают его содержания.

Знаете ли Вы о «Плане мероприятий по реализации Национальной стратегии в интересах женщин на 2023-2030 гг.»?

21%

27%

Не знаю

Слышал, но не знаю содержания Знаю о плане и знаю его содержание

52%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.