Научная статья на тему 'Итоги второй тематической Олимпиады по английскому языку «Язык и мир»'

Итоги второй тематической Олимпиады по английскому языку «Язык и мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / КОНКУРС / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / THEMATIC OLYMPIAD / COMPETITION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SOCIAL CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Ирина Александровна, Коноплева Ирина Николаевна

В статье проводится анализ результатов тематической олимпиады по английскому языку для студентов неязыковых специальностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Ирина Александровна, Коноплева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги второй тематической Олимпиады по английскому языку «Язык и мир»»

The results of the second English language thematic Olympiad «Language and the world» Voronova I. , Konopleva I. (Russian Federation)

Итоги второй тематической олимпиады по английскому языку «Язык и мир» Воронова И. А. , Коноплева И. Н. (Российская Федерация)

Воронова Ирина Александровна / Voronova Irina - старший преподаватель, кафедра общественных дисциплин,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы;

2Коноплева Ирина Николаевна /Konopleva Irina - кандидат филологических наук, кафедра английского языка, факультет иностранных языков, культур и искусств,

Вологодский государственный университет, г. Вологда

Аннотация: в статье проводится анализ результатов тематической олимпиады по английскому языку для студентов неязыковых специальностей.

Abstract: the article analyses English language Olympiad held for the students of non-filological undergraduate program.

Ключевые слова: тематическая олимпиада, конкурс, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция.

Keywords: thematic Olympiad, competition, communicative competence, social cultural competence.

Тематическая олимпиада по английскому языку проводится среди студентов неязыковых вузов и факультетов с целью определения уровня коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, раскрытия творческих способностей студентов, расширения общего кругозора, пропаганды социокультурных знаний, поддержания интереса к предмету. Олимпиада проводится один раз в год, поэтому тема меняется в зависимости от значимости события года. В 2014 г. таким событием являлись Олимпийские игры в г. Сочи, в 2015 г. - окончание Второй мировой войны. Материалом для заданий конкурсов Олимпиады являются аутентичные печатные источники и Интернет-ресурсы. Задания составляются предметно-методической комиссией и соответствуют уровню B2-B2+ шестиуровневой модели, предложенной Советом Европы.

Целью настоящей статьи является анализ результатов второй тематической олимпиады по английскому языку «Язык и мир» для студентов неязыковых вузов г. Вологда и определение перспектив преподавания дисциплины «Иностранный язык» на разных направлениях подготовки бакалавров.

Олимпиада проводилась в один тур 27 апреля 2015 г. на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в г. Вологда. В Олимпиаде приняли участие 39 студентов 1-3 курсов неязыковых факультетов вузов г. Вологда: Вологодского государственного университета (факультеты прикладной математики, компьютерных технологий и физики; социальной работы, педагогики и психологии; исторический; филологический), Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н. В. Верещагина, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в г. Вологда.

Организаторами олимпиады выступили факультет иностранных языков, культуры и искусств ВоГУ; кафедра общественных дисциплин РАНХиГС в г. Вологда. Задания Олимпиады составлены с учетом особенностей преподавания английского языка в рамках программ высшего профессионального образования. Помимо традиционных тестовых заданий участникам Олимпиады были предложены специальные задания, направленные на проверку социокультурной компетенции по заявленной теме, а также творческий конкурс.

Конкурс «Аудирование» включал задания, проверяющие степень развития аудитивных умений на продвинутом уровне. Участникам предлагался видеофрагмент-интервью с ветеранами Второй мировой войны о судьбе немецких подводных лодок. Во время первого просмотра студентам предлагалось согласиться или не согласиться с приведенными утверждениями, во время второго предъявления участникам было предложено ответить на вопросы по содержанию, выбирая один из трех предложенных вариантов. На выполнение заданий конкурса «Аудирование» отводилось 20 минут, длительность видеофрагмента - 5 минут.

Конкурс «Чтение» состоял из задания на основе трех аутентичных текстов об интересных и неизвестных исторических фактах Второй мировой войны. Задание позволило проверить умения участников Олимпиады в чтении с полным пониманием. Студентам было предложено ответить на вопросы, выбрав один из четырех вариантов. На выполнение заданий конкурса отводилось 25 минут.

Конкурс «Лексика и грамматика» состоял из двух заданий, на выполнение которых отводилось 25 минут. Первое задание конкурса проверяло уровень сформированности грамматических навыков участников. Конкурсантам предлагалось изменить грамматическую форму слова так, чтобы она соответствовала контексту. Во втором задании участники заполняли пропуски в предложениях, основываясь на смысле каждого конкретного предложения.

«Конкурс эрудитов» включал вопросы по истории Второй мировой войны и проверял уровень общего кругозора и степень сформированности социокультурной компетенции.

Конкурс «Письменная речь» направлен на контроль коммуникативных умений. Участникам предлагалось написать короткий аргументированный рассказ по ситуации. Задание сопровождалось планом, а также четкими инструкциями по написанию короткого рассказа, в частности, озаглавить рассказ, включить в него описание чувств и эмоций, использовать прямую и косвенную речь, придумать неожиданную концовку. Объем рассказа 170-220 слов. На выполнение задания конкурса отводилось 35 минут.

На основании результатов участников Олимпиады были определены победители, получившие следующие награды: Диплом 1 степени (1 участник), Диплом 2 степени (2 участника), Диплом 3 степени (3 участника). Участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов в конкурсе «Письменная речь», но не вошедшие в число победителей Олимпиады, были награждены специальными грамотами.

Проведенная Олимпиада позволила сделать следующие выводы. Конкурс «Аудирование» оказался наиболее успешным, несмотря на то, что, как показал опрос, многим участникам он показался одним из самых трудных. Основные проблемы, с которыми столкнулись участники Олимпиады, были связаны с определением чисел и дат, упомянутых в видеофайле. Конкурс «Чтение» также показал положительные результаты. Большинство участников успешно справились с заданием.

Конкурс «Лексика и грамматика» показал, что студенты испытывают трудности при образовании слов аффиксальным способом. Второй распространенной ошибкой раздела является некорректное использование времен глагола. Определенные затруднения вызвало использование предлогов и фразовых глаголов.

«Конкурс эрудитов» показал довольно низкий уровень осведомленности участников Олимпиады по вопросам истории. 13 студентов правильно указали годы начала и окончания Второй мировой войны. 4 участника правильно указали лидеров коалиций. Трое безошибочно назвали причины, по которым США и Великобритания вступили в войну.

Конкурс «Письменная речь» показал, что все участники справились с решением коммуникативной задачи, однако затруднения вызвало деление текста на абзацы согласно предложенному плану. Анализ лексических ошибок свидетельствует о том, что участники Олимпиады путают значения некоторых многозначных слов. Самыми распространенными являются грамматические ошибки: употребление времен глагола, использование страдательного залога, порядок слов в предложении, образование форм единственного и множественного числа существительных, использование артикля. Орфографические ошибки допущены, в основном, в интернациональных словах и при написании диграфов.

По итогам Олимпиады был проведен опрос участников, где они могли высказать свое мнение по поводу организации и проведения Олимпиады, сложности заданий и оставить свои отзывы и пожелания. Многих привлекла тема Олимпиады и интересные задания. Тема была определена как «актуальная», «соответствующая моменту». Все участники отметили уровень сложности Олимпиады. При этом оценка варьируется от «слишком сложной» до «приемлемой». Все участники выразили желание в дальнейшем участвовать в тематических Олимпиадах. Олимпиада расценивается как хорошая проверка уровня языка и еще один источник расширения кругозора.

Литература

1. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия [Текст]. / Гл. ред. М. М. Козлов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1985. - 832 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/l (дата обращения 07.04.2015).

3. «E Boats surrender 1945» [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:

youtube.com>Video>?v=tbVEbFiPJRA (дата обращения 09.04.2015).

4. «5 Amazing World War II Stories That Deserve to Be Movies» [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: www.vanityfair.com/honywood/2015/01/world-war-2-movies.

5. «World War 2 Facts for Kids» [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:

www.buzzle.com/artides/world-war2-facts-for-kids.html (дата обращения 08.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.