Научная статья на тему 'Итоги совместной международной экспедиции в Зубово-Полянский район Республики Мордовия'

Итоги совместной международной экспедиции в Зубово-Полянский район Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗУБОВО-ПОЛЯНСКИЙ РАЙОН / ZUBOVO-POLYANSKY DISTRICT / ФИННО-УГОРСКАЯ КУЛЬТУРА / FINNO-UGRIC CULTURE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / INTERNATIONAL EXPEDITION / ЭКСПОНАТ / EXHIBIT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кережи Агнеш

Приводятся некоторые итоги международной научной экспедиции в Зубово-Полянский район РМ в 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of Joint International Expedition in Zubovo-Polyansky District of the Republic of Mordovia

It brings results of the international academic and research expedition in Zubovo-Polyansky District of the Republic of Mordovia in 2013.

Текст научной работы на тему «Итоги совместной международной экспедиции в Зубово-Полянский район Республики Мордовия»

- КРУГЛЫЙ СТОЛ

ИТОГИ СОВМЕСТНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В ЗУБОВО-ПОЛЯНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Агнеш КЕРЕЖИ (Agnes KEREZSI),

доктор исторических наук, старший научный сотрудник Этнографического музея г. Будапешта (г. Будапешт, Венгрия)

В рамках договора между Этнографическим музеем г. Будапешта и Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева 19-28 июля 2013 г. состоялась международная экспедиция в Зубово-Полянский район РМ.

Цель экспедиции заключалась в ознакомлении с культурой и традициями мордовского народа, а также в пополнении финно-угорской коллекции Этнографического музея Венгрии. Фонд Европы, в котором находятся финно-угорские предметы музея, по времени их приобретения считается самым ранним его фондом. В нем содержится около 10 тыс. предметов, из которых почти половина собрана у финно-угорских народов в течение 150 лет.

До нашей поездки в Республику Мордовия коллекция музея насчитывала всего 58 предметов мордовской культуры, из них 30 предметов были приобретены в конце XX в.

Первым венгерским ученым, работавшим среди языковых родственников венгров, был Антал Регули. Он изучал язык и культуру мордовского народа и собрал уникальный фольклорный и этнографический материал. В 1847 г. им были приобретены 11 предметов у мордвы-эрзи, жившей в окрестностях Нижнего Новгорода, и у мордвы-мокши в Пензенской губернии. В основном это были элементы женского народного костюма: рубашки, головные уборы и украшения.

Другим венгерским ученым, пополнившим коллекцию музея, был Янош Ян-ко - крупный этнограф и выдающийся ис-© Кережи А., 2014

следователь. С 1894 по 1902 г. он был директором Этнографического музея. Для изучения культуры венгров Янош Янко считал необходимым исследование этнографии, с одной стороны, финно-угров, а с другой - соседних с венграми народов, чтобы можно было увидеть, сколько сохранилось в венгерском этносе от исходного, древнего народа, а сколько в нем нового, возникшего в результате исторического развития.

В 1898 г., на последней стадии своего путешествия по Юго-Западной Сибири, Янош Янко прибыл в Томск, где познакомился с русским ученым-собирателем С. К. Кузнецовым, у которого удалось приобрести ценную этнографическую коллекцию. Помимо прочего она включала в себя 19 мордовских экспонатов, в основном предметов женской одежды.

Спустя почти 100 лет предметы женской одежды собирал и венгерский музыковед Йожеф Бирини, который приобрел 24 текстильных изделия.

Последним пополнением музейной мордовской коллекции был подарок руководителя экспедиции Е. Н. Ломшиной. Она преподнесла музею предметы народного искусства, которые демонстрируют процесс перехода мотивов традиционного орнамента на современную туристическую продукцию, превращая ее в этнические символы.

Из отправной точки экспедиции - райцентра Зубова Поляна - участники выезжали в близлежащие деревни; всего удалось посетить восемь из них. Участвовавшие в нашей экспедиции студенты со-

Финно-угорский мир. 2014. № 4

вместно с преподавателями расспрашивали местных жителей об их традициях, обычаях и обрядовой культуре мордовского этноса. В ряде случаев жители изъявляли желание передать в будапештский музей вещи, отражающие традиционный быт мордовского народа.

Большинство из 45 предметов, собранных во время экспедиции, относятся к текстилю, поскольку праздничная одежда и ее детали сохраняются намного лучше и дольше, чем другие предметы обихода, такие как старая утварь или орудия труда, уже не использующиеся в наше время. То же самое можно сказать и об обрядовых принадлежностях семейных или общественных ритуалов, которые доходят до наших дней лишь в редких случаях.

Немаловажным фактором в сборе экспонатов является и то, что текстиль сегодня, как и в прошлом, легче и проще увезти с собой и переправить в страну, находящуюся почти в 2 000 км от Мордовии, чем предметы из дерева, бересты либо из бьющегося или ломающегося хрупкого материала. По последней причине мне пришлось оставить в Зубовой Поляне венок из соломы, сделанный жителями с. Зарубкино в честь праздника сбора урожая.

В коллекцию входят и другие предметы домашнего обихода, например, вышитое полотенце для красного угла или свадебное обрядовое полотенце, которым перевязывали руки молодой пары, когда они шли через все село на венчание в церковь. Полотенце было сшито в Вадовских Селищах в конце 1960-х гг. Данный факт говорит о том, что обряд тогда еще существовал на данной территории.

Из элементов мужской одежды нам удалось привезти только тканый пояс из того же села, который был изготовлен в 1970-х гг. К тому времени мужчины из традиционной народной одежды не носили уже ничего, за исключением поясов, которые и сегодня можно встре-

тить у пожилых людей. Во время обрядов пояс является знаком, отличающим руководителя церемонии от простых участников.

Среди редких предметов коллекции -прядильная доска, украшенная солярным знаком (1920-е гг.). К тому же времени относится коробка из бересты, использовавшаяся в похоронных обрядах, а именно во время поминок. Три раза в год мордва обязательно вспоминает своих предков: на Пасху, на Троицу и на Успение. В эти дни люди ходят на кладбище и оставляют на могиле умерших родственников кусочки блинов, лепешки, вареные яйца и другую еду. В далеком прошлом они привозили ее с собой из дома именно в таких специальных коробках. Эту коробку я получила в с. Зарубкино. Владельцы очень бережно относились к наследству еще от прабабушки. Они, как и многие жители Зубово-Полянского района, поняли, что моя поездка в их деревню - это исключительный случай, и почувствовали важность сбора этнографического материала, который дополняет предметы столетней давности и дает возможность их сравнения, показывая важные тенденции развития мордовского народного искусства.

Пользуясь случаем, я хочу выразить благодарность всем мордовским женщинам, которые подарили музею старинные, бережно хранимые ими предметы.

Подводя итоги, можно сказать, что во время экспедиции были выполнены все те задачи, которые я поставила перед собой. Во-первых, это исследование современного образа жизни одного из районов РМ, что было задокументировано 370 фотографиями, более чем 3-часовыми видеоматериалами и почти 10-часовыми аудиоматериалами. Во-вторых, это сбор этнографических предметов для будапештского Этнографического музея с целью выявления основных тенденций развития традиционного народного искусства мордовского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.