УДК 324
ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ЧИЛИ В 2017 г.
Н.С.Аниськевич
Институт Латинской Америки РАН,
ул. Большая Ордынка, 21, Москва, 115035, Россия
Г. И. Коларов
Экономический университет Варны (Болгария),
бул. Княз Борис 1-ви, 77, 9002 Варна Център, Варна, Болгария;
Российско-Армянский (Славянский) университет (Армения), 123, Ноуэер Етт Б1:, Ереван, 0051, Армения
В статье анализируются итоги парламентских и президентских выборов, прошедших в Чили в конце 2017 г Основываясь на социальных, экономических и политических изменениях, происходящих в стране после становления демократии, исследуя предвыборные программы кандидатов и опираясь на общественную реакцию потенциальных избирателей и их ожидания, авторы показывают закономерность происходящих событий. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной историографии, в статье на примере конкретной страны авторы рассматривают возможность перестановки политических сил в большинстве латиноамериканских государств, так как Чили — первое государство в рамках электорального цикла региона, который продлится до конца осени 2019 г Исследование состоит из двух частей. В первой проводится общий анализ парламентских выборов и их результатов. Во второй рассматриваются итоги президентских избирательных кампаний. Особое внимание уделяется новому президенту С. Пиньере, так как именно он стал кандидатом, отвечающим запросам современного чилийского общества и нацеленным на социально-экономическую модернизацию, которая поможет государству прогрессивно развиваться. На данный момент стратегия поведения С. Пиньеры в качестве будущего лидера страны прозрачна и предельно понятна. Но в то же время стоит учитывать, что инаугурация нового президента была произведена относительно недавно, 11 марта 2018 г., поэтому есть вероятность того, что в дальнейшем могут произойти изменения намеченной линии развития под воздействием внутренних и внешних факторов.
Ключевые слова: Латинская Америка, президентские выборы, Чили, С. Пиньера, М. Бачелет, А. Гильер, перспективы развития.
Сегодня Чили — одна из самых развитых стран Латинской Америки. Основными характеристиками, выделяющими ее на фоне других государств региона, являются относительно высокие макроэкономические показатели, достаточно эффективная социальная политика и активная внешнеполитическая деятельность как в рамках континента, так и за его пределами.
В конце 2017 г. в Республике Чили прошли президентские и парламентские выборы, которые внесли значительные изменения в расстановку правящих сил. В соответствии со схожими политическими процессами, присущими на данный момент многим странам Латинской Америки, в Чили сменился идеологический
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018
климат: власть от левоцентристского руководства перешла к правоцентристскому.
Эти события запустили электоральный цикл внутри региона, который включает в себя выборы представителей власти на различных уровнях (президентские, парламентские, местного самоуправления) и продлится до конца осени 2019 г. В 14 латиноамериканских странах будут избраны новые главы государств. Изменения, произошедшие в 2015-2016 гг. (приход к власти в Аргентине М. Ма-кри, импичмент Д. Руссефф в Бразилии, победа оппозиции на парламентских выборах в Венесуэле и т. п.), уже показали, что в скором времени латиноамериканские государства ожидают внутренние и внешние политические корректировки курсов развития.
Можно выделить несколько причин, оказавших влияние на начавшуюся перестановку сил на континенте. Значительная часть латиноамериканских властей имеет низкий уровень доверия. Избиратели с каждым годом все с большим скептицизмом оценивают действия национальных правительств и приходят к выводу, что они функционируют не в интересах общего дела и зачастую не выполняют свои обещания.
Наше исследование содержит в себе анализ событий, которые привели к ожидаемым изменениям в модели развития одной из латиноамериканских стран. Опыт Чили в значительной мере отражает региональную ситуацию и перегруппировку правящих сил, которые связаны с внутренними противоречиями, нереализованными в большинстве случаев социальными обещаниями и значительными коррупционными скандалами. Чили стало первым в рамках континента государством, прошедшим через все этапы выборов. Их можно охарактеризовать как прозрачные, организованные и соблюдающие все установленные законодательством нормы. Такой пример может стать показательным и для других латиноамериканских стран, где электоральные процессы будут иметь место в ближайшее время.
Авторы ставят перед собой задачу дать оценку прошедшим в конце 2017 г в Чили парламентским и президентским выборам, выделить экономические, социальные и политические факторы, способствовавшие изменению политической панорамы. Особое внимание уделяется анализу программы и стратегии нового президента С. Пиньеры. Основу методологического исследования составил системный анализ, который позволил рассмотреть различные позиции кандидатов и их предвыборные кампании. Использование исторического метода помогло рассмотреть политическую модернизацию чилийского общества и его взглядов. В качестве дополнения сравнительная методология позволила оценить эффективность ранее предпринимаемых различными правительствами действий и реакцию общественных масс на них.
Теоретической основой исследования послужили зарубежные публикации, экспертные оценки латиноамериканских ученых о политических, социальных и экономических процессах, происходящих в Чили (Corvalan, Cox, 2018; Mesa-Lago, 2016; Nef, 2018; President and congress in postauthoritarian Chile, 2000). Дополняли информационную основу произведенного анализа официальные правительственные документы, партийные и предвыборные программы, лати-
ноамериканские средства массовой информации. Необходимо также отметить ряд публикаций российских авторов, которые освещали политические процессы, происходящие в Латинской Америке (Ганиев, 2009; Окунева, 2017; 2018; Хей-фец, Хейфец, 2010), а также непосредственно события, связанные с прошедшими чилийскими выборами (Дьякова, 2013; 2014; 2016; 2018; Ивановский, 2018).
ИТОГИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ И НОВАЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Парламентские выборы в Чили, а также первый тур президентских состоялись 19 ноября. Чуть менее чем через месяц, 17 декабря, чилийские граждане во втором туре выбрали нового главу государства. В голосовании приняло участие, по данным Избирательной службы Чили (Servicio Electoral de Chile), примерно 46-48 % граждан, имеющих на это право. В дополнение впервые граждане страны смогли принять участие в выборах, находясь за ее пределами.
Избрание главы государства и распределение мест в Сенате и Палате депутатов в этот раз проходили по новым правилам, так как предшественница новоизбранного президента Мишель Бачелет в 2015 г. инициировала реформирование избирательной системы страны. Биноминальная система, которая применялась со времен нахождения у власти А. Пиночета, перестала быть актуальной. Согласно нововведениям, произошло сокращение избирательных округов с 60 до 28, в то время как число кандидатов от них увеличилось от трех до восьми пропорционально количеству населения, проживающего в данных регионах, что в свою очередь предоставило возможность небольшим партиям получить в ряде регионов парламентские мандаты (Chile reforms Pinochet's voting system, 2015). В политику было привлечено большее количество женщин, так как по новым правилам их доля от общего числа выдвигаемых партиями кандидатов должна быть не менее 40 %. Была расширена численность избранных парламентариев: число депутатских мандатов увеличилось со 120 до 155, сенаторов — с 38 до 50 (Electoral reform in Chile, 2015).
Обновление мест в Палате депутатов и Сенате показало, что представители лево- и правоориентированных взглядов перестали обладать значительным преимуществом друг перед другом, так как распределение произошло почти в равных пропорциях. Коалиция правоцентристских, правых и центристских партий была представлена на выборах альянсом «Чили, вперед!» ("Chile Vamos!"), остальные избранники, получившие голоса на выборах, придерживаются левой и левоцентристской идеологии (рис. 1, 2).
В партийных коалициях произошла дезинтеграция крупнейших блоков. Более заметно эта тенденция проявилась у представителей, ориентированных на левые взгляды. Христианско-демократическая партия (Partido Demócrata Cristiano, PDC) отделилась от альянса под названием «Новое большинство»1 (Nueva Mayoría) и совместно с «Широким социальным движением» (Movimiento Amplio Social, MAS) образовала новую группировку «Демократическая конвергенция»
1 Впоследствии перед выборами «Новое большинство» изменило название на «Сила большинства» (La Fuerza de la Mayoría).
Рис. 1. Распределение мест в Сенате за период 2018-2026 гг. (по: Elección Senadores)
Рис. 2. Распределение мест в Палате депутатов за период 2018-2022 гг. (по: Elección Diputados)
(Convergencia Democrática). Для преодоления дихотомии распределения мест в чилийском парламенте произошла кооперация еще нескольких коалиций: «Широкий фронт» (Frente Amplio) и «Чили для всех» (Por todo Chile), которые также придерживаются левоориентированных взглядов (Cómo quedaron configuradas las fuerzas políticas en el Congreso, 2017).
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ С. ПИНЬЕРЫ
Президентские выборы проходили в несколько этапов. Основными действующими лицами в первом туре стали кандидат от правого блока «Чили, вперед!» Себастьян Пиньера, у которого набралось 36,6 % голосов, и кандидат от ле-
воцентристов Алехандро Гильер, которому отдали приоритет 22,7 % чилийских граждан. Третью позицию заняла представитель левых радикалов из «Широкого фронта» Беатрис Санчес, получившая 20 % голосов. Стоит отметить, что представители данного альянса в прошлом дважды состояли в коалиции с социалистами, представителем которых является М. Бачелет, и в то же время регулярно критиковали их социально-экономическую политику. Четвертое место осталось за депутатом парламента Хосе Антонио Вастом, который придерживается крайне правых взглядов, основывающихся на ностальгии по временам правления военного диктатора А. Пиночета. За него проголосовало 8 % пришедших на выборы чилийцев. Это, в свою очередь, показывает, что некоторая часть населения все еще вспоминает и оценивает нахождение у власти генерала с позитивной стороны. К такому типу избирателей прежде всего относятся бывшие и действующие военные и их семьи, так как президенты-социалисты Р. Лагос (2000-2006) и М. Бачелет (2006-2010) зачастую не уделяли должного внимания их интересам. Еще одним значимым кандидатом в президенты в первом туре оказалась представительница христиан-демократов Каролина Гоич, которая набрала 5,8 % голосов. Она стала одной из причин распада левоцентристского блока «Новое большинство» на неравные части, так как его представители не смогли выдвинуть единого кандидата, в результате чего возник внутренний конфликт.
Президентские выборы в Чили показали, что внутри страны начались социальные волнения в совокупности с политической дезинтеграцией. Причинами явились как разделение альянса «Новое большинство», так и невозможность выполнения правительством М. Бачелет предвыборных обещаний, которые будут рассмотрены далее (Аниськевич, 2017, с. 50-51). Изменения в рамках социально-экономического развития страны, предложенные ее администрацией, носили всеобъемлющий характер и учитывали глубокие изменения с долгосрочной перспективой. Одного президентского мандата для полной реализации задуманного мало.
Можно проследить контраст в сравнении с ситуацией, сложившейся в конце первого мандата М. Бачелет, когда рейтинг поддержки населением действующего президента составил 84 % (Bachelet mantiene histórica aprobación de 84 % tras terremot, 2010). Правительству под ее руководством удалось снизить уровень бедности, повысить социальную мобильность и показатели жизни чилийцев. В рамках внешней политики активизировались отношения со старыми партнерами, был найден новый подход в решении конфликтных пограничных ситуаций, произошел рост влияния государства в интеграционных блоках.
Второй тур президентской гонки, прошедший в декабре, выявил окончательного победителя. Им оказался С. Пиньера, ему удалось набрать 54,57 % голосов против 45,43 %, которые получил его соперник А. Гильер (Elección Presidencial Segunda Votación).
С. Пиньера стал президентом Чили уже во второй раз, до этого он вступал в должность в марте 2010 г. Участие в выборах для него третье по счету, до своей первой победы он был соперником М. Бачелет в 2006 г. С. Пиньера — экономист по образованию, выпускник Гарварда, выходец из среднего класса,
который смог стать успешным бизнесменом, его отец был госслужащим и активистом христиан-демократов.
Нельзя обозначить какую-то одну конкретную причину, которая смогла привести С. Пиньеру к повторной победе, скорее это большое количество факторов, наслаивающихся друг на друга на протяжении многих лет. Еще в 1988 г на референдуме, который был организован А. Пиночетом, он открыто противостоял диктатуре генерала и голосовал против него. Это помогло ему обеспечить алиби демократа-антифашиста, которое имело благоприятное влияние на отношение к его фигуре среди гражданского населения, в отличие от клишированных образов других олигархов тех времен. Период первого президентского мандата С. Пиньеры (2010-2014) оценивается неоднозначно. Выделяются как существенные недостатки: неспособность к согласованию разнородных и противоречивых общественных интересов, активизация регионализма и рост социальных протестов в удаленных от центра областях, неудачи образовательной реформы, переориентация внешнеполитического сотрудничества только на политико-идеологическую основу, — так и значительные положительные моменты (Дьякова, 2014, с. 201). К последним относят успешное устранение последствий финансово-экономического кризиса 2009-2011 гг., нацеленность на продолжение и эффективную реализацию социальных реформ, воплощение в жизнь проекта Тихоокеанского альянса (Аниськевич, 2017, с. 99).
Основной противник нового президента в предвыборной гонке А. Гильер вошел в политическую жизнь Чили относительно недавно. В 2013 г. он оставил свою журналистскую карьеру и выдвинулся в качестве независимого кандидата в Сенат. В результате он был избран от округа Антофагаста, получив 37,1 % голосов и заручившись поддержкой Радикальной социально-демократической партии (Partido Radical Socialdemócrata), членом которой является и на данный момент (Alejandro Guiller, el periodista que quire continuar con el legado de Bachelet en Chile, 2017). В своей предвыборной программе он акцентировал внимание на продолжение продвижения идей М. Бачелет. В качестве ключевого момента была выделена правительственная программа по реформированию конституции, направленная на обеспечение чилийских граждан «более совершенной демократией». За этим следовали предложения по укреплению системы социальной защиты, децентрализация и экономическая политика, которые необходимо осуществлять в рамках целей устойчивого развития, выдвинутых ООН, а также дополнения по реновации политики в области прав человека (акцент при этом был поставлен на жертвах времен военной диктатуры А. Пиночета) (Guiller).
Самый напряженный момент борьбы перед представленными выше кандидатами, как этого и следовало ожидать, пришелся на декабрь, период перед решающим этапом предвыборной гонки. С. Пиньера не получил ожидаемого количества голосов. В результате проведенных опросов населения и работы аналитиков ему прогнозировали, что в первом туре за него будет отдано около 45 % голосов, но по факту их оказалось гораздо меньше. Это помогло С. Пинь-ере настроиться решительней, что в итоге позволило ему привлечь на свою сторону избирателей, которые в первом туре проголосовали за ультраправого
Хосе Антонио Васта. Кроме того, сыграли роль абстиненция и безразличие части христиан-демократов, которые не только не хотели видеть А. Гильера президентом, но и были против союза с коммунистами (левыми радикалами), что и побудило их в конце концов проголосовать за представителя правоцентристов. В дополнение успеха можно отметить и то, что С. Пиньере удалось привлечь на свою сторону избирателей, ориентированных на политический центр и население среднего класса. Обращаясь к народу в одном из предвыборных выступлений, он говорил: «Мы, чилийцы, требуем перемен, однако они должны быть основаны на диалоге и согласии... Чилийцы должны преодолеть эту обстановку застоя и восстановить инерцию прогресса» (Chile election, 2017). Эти слова дали основание населению поверить в него, в дополнение основываясь и опираясь на успехи его первого президентского мандата.
За несколько дней до выборов, а именно 11 декабря, между основными претендентами под руководством Национальной телевизионной ассоциации (Ana-tel) были организованы дебаты, результаты которых сыграли свою роль при принятии окончательного решения некоторым числом избирателей. Самыми остро обсуждаемыми стали темы, затрагивавшие образовательные реформы, пенсионные фонды, новый закон о частичной легализации абортов, однополые браки и скандал, связанный с искусственным сокращением списков ожидания больницы Сан-Хосе (Contraloría confirma reducción artificial, 2017).
Данное противостояние оценивалось большим количеством политических аналитиков, экспертов и обозревателей. По их мнению, превосходство было на стороне С. Пиньеры, он был уверен, точен в деталях и давал исчерпывающие ответы по всем поставленным вопросам, ему удалось еще раз донести до своей аудитории все детали своей предвыборной программы. А. Гильер в свою очередь выглядел более рассеянным и в большинстве ответов на вопросы зависел от своих письменных заметок, а от некоторых ответов попросту уклонялся (La actualidad informativa, 2017).
Окончательный результат предвыборной гонки не стал большой неожиданностью для Чили. Основываясь на анализе всех предшествующих событий, С. Пиньера был вполне ожидаемым кандидатом на эту должность. По подведенным итогам ему удалось набрать большинство голосов во всех регионах страны за исключением только двух южных областей: Айсен и Магальянес — при этом в 10 из 13 округов, где С. Пиньера оказался лидером, он опередил своего соперника А. Гильера как минимум на пять пунктов (Elecciones, 2017).
На победных торжествах в Сантьяго новоизбранный президент в окружении семьи поблагодарил всех сторонников за поддержку и пообещал «сделать Чили растущим государством и обеспечить лучшую жизнь для его населения». Ему была оказана всесторонняя поддержка. Так, экс-министр внутренних дел и общественной безопасности Андрес Чадвик сказала, что «наступило время единения, президент Пиньера будет править от имени всех чилийцев». Никто из конкурентов не стал оспаривать его победу, а действующий президент М. Бачелет сразу же после объявления результатов поздравила победителя: «И Вы, и я любим Чили, поэтому я желаю Вам удачи в реализации Вашего мандата!» В свою очередь С. Пиньера ответил, что будет ждать мудрых советов
своего предшественника и планирует сотрудничать и совещаться с ней в вопросах управления страной. Его основной соперник А. Гильер признал, что «Пи-ньера выиграл безапелляционно и убедительно... Мы потерпели тяжелое поражение, однако должны выйти на улицу в защиту своих завоеваний, на пользу Чили» (El conservador Sebastián Piñera vuelve a la Presidencia de Chile, 2017).
Не обошлось и без негативных высказываний со стороны оппозиции. Одной из самых радикальных в выражении своих мыслей оказалась сенатор-социалист Исабель Альенде, которая к тому же является племянницей погибшего во время государственного переворота в 1973 г Сальвадора Альенде: «Наш сектор уходит в оппозицию, откуда будет защищать завоевания правительства М. Ба-челет. Это демократия, и она включает и противостояние». В дополнение она высказалась о том, что для нее стал неожиданностью большой разрыв голосов между главными кандидатами. Депутат и лидер «Широкого фронта» Габриэль Борич сделал заявление, что лозунг «Все против Пиньеры!» не оказал должного влияния на то, чтобы прибавить энтузиазма избирателям. Он обвинил А. Ги-льера в поражении, по его мнению, тот искал союзников среди верхов, пока С. Пиньера проводил неделями время в местах, где у него была самая слабая поддержка населения после итогов первого тура (El conservador Sebastián Piñera vuelve a la Presidencia de Chile, 2017).
Большое влияние на смену предпочтений избирателей, в сравнении с прошлыми выборами, оказала также сложившаяся социально-экономическая ситуация внутри страны. Во время второго мандата М. Бачелет поставила перед собой цель выполнить те задачи, которые не были решены в течение ее первого срока: неравенство и реформа системы образования. В итоге большое количество проблем так и не нашли своего решения. В результате падения цен на медь чилийская экономика потеряла за 2016 г. сумму, эквивалентную 1 % от ВВП, а экономический рост за этот же период составил, по оценке экспертов, 1,6 % в год и стал самым низким показателем с 2010 г. Это серьезно осложнило осуществление программ, направленных на глубокое социально-политическое реформирование, которые запланировала реализовать М. Бачелет в 2014-2017 гг., и поставило правительство перед необходимостью сократить социальные расходы бюджета, выделенные на 2017 г
В рамках реформирования образовательной системы администрация М. Бачелет предоставила по меньшей мере шесть законопроектов, большинство из которых было отклонено парламентом. Основной проблемой предложенных инициатив явилось то, что планировалось расширить охват бесплатных услуг на всех образовательных уровнях, что, в свою очередь, означало увеличение финансирования данных структур со стороны государства, которое не могло быть обеспечено в кратчайшие сроки (последний принятый законопроект имеет сроки реализации до 2020 г.) (Construyamos tiempos mejor para Chile). Выделяют и другие слабые стороны, которые так и не нашли должного решения: отсутствие заинтересованности в предоставлении социальных гарантий профессорско-преподавательскому составу, высокая сегрегация по социально-экономическому уровню и дискриминация по этническому происхождению, невысокие показатели академических результатов учащихся, возникновение спорных
ситуаций в отношении частных учебных заведений и слабое внедрение инновационной политики (El quinto poder, 2014, 2 октября). Данные вопросы вызывают большое количество споров как в самом правительстве, так и в общественных кругах. Частым явлением на чилийских улицах стали массовые студенческие протесты, на которых их участники требуют реализации предвыборных обещаний и пересмотра модели финансирования образования. Одна из последних и самых крупных демонстраций прошла летом 2017 г. в столице Сантьяго. В ней участвовало около 10 тыс. человек, и она сопровождалась массовыми беспорядками (RPP Noticias, 2017, 22 июля). Помимо этого, внутри самого правительства происходила борьба двух идеологических подходов к тому, что должно значить образование и каким образом его необходимо совершенствовать.
Одним из самых крупных и имеющим долгоиграющее негативное последствие случаем во время нахождения у власти М. Бачелет стал коррупционный скандал, который потряс гражданское общество и бросил тень на все политические партии страны. Ситуация стала развиваться стремительно начиная с 2015 г., когда многие политики начали выступать с обращениями в чилийскую прокуратуру, касающимися расследований дел о налоговых мошенничествах и незаконном финансировании избирательных кампаний с помощью ложных счетов-фактур ("Pentagate", el caso que destapó la corrupción en Chile, 2015). Здесь стоит отметить, что первые заявления по данному поводу стали поступать анонимно еще с середины 2014 г. Для страны это оказалось большим потрясением, так как, согласно материалам неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня Transparency International, Чили считается одной из наименее коррумпированных стран Латинской Америки. Эти события оказали свое влияние на предвыборные кампании 2017 г., так как сильно ударили по рейтингам популярности как М. Бачелет и возглавляемого ею правительства, так и других представителей власти (El mostrador, 2016, 22 марта). Коалициям пришлось искать наименее «пострадавших» из попавших в коррупционные списки представителей, в то время как народ решал, кто из выдвинутых кандидатов для них не является наиболее «испорченным» в свете негативных событий.
Итоги правления М. Бачелет трактуются весьма неоднозначно в чилийском обществе, но нельзя не отметить и успехи, которых удалось достичь усилиями работы ее администрации. За время нахождения у власти левоцентристам все-таки удалось продвинуть и реализовать часть задуманных реформ: были внесены изменения в налоговое законодательство, нацеленные на ужесточение ответственности за уклонение от уплаты налогов; видоизменена электоральная система, о которой было упомянуто выше; введена возможность получения бесплатного школьного и университетского образования, которое еще не является до конца доступным всем, так как не определено точное количество квот, но уже сейчас в технических высших учебных заведениях страны обучаются 250 000 студентов в рамках этой программы; принят законопроект, направленный на систему здравоохранения и предусматривающий улучшение оказания услуг по диагностике и лечению таких серьезных заболеваний, как онкология, рассеянный склероз и другие; принят закон о частичной легализа-
ции абортов; проведена реформа пенсионной системы (Mesa-Lago, Bertranou, 2016, р. 38).
Большой вклад правительства, возглавляемые и М. Бачелет (2014-2018), и С. Пиньерой (2010-2014), внесли в рамках борьбы с наследием прошлого, оставленным бывшим генералом А. Пиночетом. Об этом также пишет в своих исследованиях доктор экономических наук, профессор Столичного автономного университета Мексики Анна Тереза Гутьеррес-дель-Сид. Она считает, что эти шаги социалисты предпринимают для дальнейшего уменьшения веса, статуса и роли военных в чилийском обществе (Гутьеррес-дель-Сид, 2015, с. 39). Принимая во внимание, что данная часть населения, их семьи и потомки являются достаточно многочисленной прослойкой, можно понять, что лежит в основе предпринятых мер. В своих работах А. Т. Гутьеррес-дель-Сид также затрагивает тему, касающуюся функционирования Тихоокеанского альянса (Allianza del Pacifico), куда в качестве членов входят Чили и Мексика. Здесь стоит отметить, что данная интеграция была образована в 2011 г, во время нахождения на посту президента С. Пиньеры, который внес значительный вклад в то, чтобы существование альянса из планов переросло в реальность. Конечно, как мексиканка А. Т. Гутьеррес-дель-Сид приписывает заслугу консолидации развитых латиноамериканских стран в Тихоокеанский альянс мексиканскому президенту Фелипе Кальдерону (Там же, с. 38). Однако признает Чили в качестве «ключевого экономического партнера», в отношении которого президент Мексики также фокусировал свои усилия с целью развития дальнейшего потенциала сотрудничества (Там же, с. 31).
Итоги выборов подведены, президент избран, и именно ему придется решать все остро стоящие на повестке дня проблемы внутренней и внешней политики Чили. Правительственная программа развития, представленная С. Пиньерой, называется «Построим лучшие времена для Чили» ("Construyamos tiempos mejores para Chile") и включает в себя 745 мер по улучшению ситуации в стране. Новый президент и коалиция, к которой он относится, намерены восстанавливать путь прогрессивного развития страны и сопровождать это экономическим ростом за счет большого количества действенных социальных реформ (Revisa el programa de gobierno de Sebastián Piñera, 2017). В рамках внутреннего реформирования планируется избавиться от остро стоящих проблем, с которыми не смогло справиться предыдущее правительство (Piñera crea comisión de Relaciones Exteroires que evaluará permanencia de Chile, 2017). Во внешней политике предлагается придерживаться курса, намеченного М. Бачелет: укрепление отношений с Азиатско-Тихоокеанским регионом, важность развития интеграционных объединений в рамках Латинской Америки, разрешение боливийского конфликта и отказ от идеологических принципов при поиске торгово-экономических партнеров (Construyamos tiempos mejor para Chile).
***
Подводя итоги, необходимо отметить, что Чили стало еще одним из многих государств Латинской Америки, которое перешло из левоориентированного блока в правоориентированный. Этот процесс отчасти можно назвать законо-
мерным, так как он имеет причинно-следственную связь, основанную на работе экономических моделей модернизации государств, предлагаемых теми или иными политическими силами.
Чили — уникальная страна, которая за короткий период времени сделала большой шаг в своем развитии. Первым фазисом необходимо считать отстранение А. Пиночета от власти, за ним следует период центристских правительств, которые выступили смягчающим барьером в период сложной внутренней перестройки общества и государственной структуры. В итоге процесс демократизации, который все это время не стоял на месте, позволил Чили в XXI в. стабилизировать свое положение и произвести изменения, имеющие долгосрочный характер.
Все, что происходит в рамках внутреннего развития страны, возымело особое влияние на предвыборные программы кандидатов в президенты. Чилийские граждане, которые в большинстве своем жили во времена диктатуры, а затем прошли путь становления демократии, критически относятся к своему выбору. В свою очередь, претенденты и их партии пытаются предложить максимум инновационных идей по реформированию самых слабых составляющих политической, экономической и социальной основ развития государства, в то же время пытаясь совместить это с предложением стабильности.
Сегодня положение дел таково, что чилийское население настроено на перемены и улучшение уровня жизни, и как следствие в обществе сформировался запрос на модернизацию и смену персоналий в политике. С. Пиньера оказался кандидатом, отвечающим данным запросам. Его избиратели верят, что он поможет сдвинуться с мертвой точки и начать заново прогрессивную линию развития страны.
Анализ правительственной программы развития и выступлений С. Пинье-ры показывает, что он планирует провести большое количество реформ, но не все они будут радикальными. Правительство, находившееся у власти до него, проделало большую работу в рамках реорганизации внутренних государственных систем. Внесение поправок в конституцию, реформирование системы уголовного правосудия, видоизменение избирательной системы — все это позволило образовать устойчивый фундамент для формирования стабильных демократических структур. Данные изменения также помогли отстраниться от прошлого неудачного опыта и начать совершенствовать базисные принципы управления государством на мировом уровне. С большой вероятностью будущая деятельность будет ориентироваться на успехи прошлого и приумножать уже достигнутое. Акцент планируется делать на социальном реформировании, которое до этого не показало видимых результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент стратегия поведения С. Пиньеры в качестве будущего лидера страны прозрачна и предельно понятна. Но в то же время стоит учитывать, что инаугурация нового президента была произведена относительно недавно, 11 марта 2018 г., поэтому есть вероятность того, что в дальнейшем могут произойти видоизменения намеченной линии развития под воздействием внутренних и внешних факторов.
Литература
Аниськевич Н. С. Внешняя политика М. Бачелет в латиноамериканском регионе // Латинская Америка. 2017. № 10. С. 48-57.
Аниськевич Н. С. Чили в контексте тихоокеанского альянса // Актуальные проблемы экономики и управления. 2017. № 2 (14). С. 94-101.
Ганиев М. С. Оказалась ли Чили лучше других подготовлена к кризису? // Латинская Америка. 2009. № 7. С. 70-74.
Гутьеррес-дель-Сид А. Т. Проблемы интеграции и безопасности в Латинской Америке // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2015. № 4. С. 29-38.
Дьякова Л. В. Чилийская демократия: преемственность и перемены. М.: ИЛА РАН, 2013. 325 с.
Дьякова Л. В. Деятельность правительства консертасьонс в Чили в постпиночетовский период (1990-2010) // Латиноамериканский исторический альманах. 2014. Т. 4. № 14. С. 191-218.
Дьякова Л. В. Чили: на трудном пути демократии // Латинская Америка. 2016. № 5. С. 52-61.
Дьякова Л. В. Чили: ревизия старых компромиссов // Латинская Америка. 2018. № 2. С. 5-15.
Ивановский З. В. Чили: новая политическая панорама // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 1. Ч. 5. С. 575-580.
Окунева Л. С. Латинская Америка: от стабильности к «идеальному шторму» // Латинская Америка. 2018. № 4. С. 93-106.
Окунева Л. С. Дилма Руссефф: «Отстранение меня от власти — первый акт драмы, но не последний» // Латинская Америка. 2017. № 11. С. 6-11.
Хейфец В. Л., Хейфец Л. С. «Правый поворот» в Латинской Америке: случайность или тенденция? // Латинская Америка. 2010. № 6. С. 8-20.
8 problemas del sistema educative en Chile // El quinto poder. 2014. 2 октября. URL: http:// www.elquintopoder.cl/educacion/8-problemas-del-sistema-educativo-en-chile/ (дата обращения: 29.03.2018).
Alejandro Guiller, el periodista que quire continuar con el legado de Bachelet en Chile // Sputnik. 18.11.2017. URL: https://mundo.sputniknews.com/americalatina/201711181074066339-santia-go-elecciones-presidenciales-oficialista/ (дата обращения: 29.03.2018).
Al menos 50 detenidos en protestas estudiantiles en Chile // RPP Noticias. 22.07.2017. URL: http://rpp.pe/mundo/chile/al-menos-50-detenidos-en-protestas-estudiantiles-en-chile-noti-cia-1059414 (дата обращения: 29.03.2018).
Bachelet mantiene histórica aprobación de 84 % tras terremot // La Tercera. 3.03.2010. URL: http://www2.latercera.com/noticia/bachelet-mantiene-historica-aprobacion-de-84-tras-terremo-to/ (дата обращения: 29.03.2018).
Chile election: Conservative Piñera to face Socialist Guillier in run-off // BBC News. 20.11.2017. URL: http://www.bbc.com/news/world-latin-america-42047530 (дата обращения: 29.03.2018).
Chile, otro país de América Latina golpeando por un escándalo de corrupción como el de Brasil // El mostrador. 22.03.2016. URL: http://www.elmostrador.cl/mercados/2016/03/22/chile-otro-pais-de-america-latina-golpeado-por-un-escandalo-de-corrupcion-como-el-de-brasil/ (дата обращения: 29.03.2018).
Chile reforms Pinochet's voting system // El Pais. 21.01.2015. URL: https://elpais.com/el-pais/2015/01/21/inenglish/1421854633_536333.html (дата обращения: 29.03.2018).
Cómo quedaron configuradas las fuerzas políticas en el Congreso // Cooperativa. 20.11.2017. URL: http://www.cooperativa.cl/noticias/pais/politica/elecciones/como-quedaron-configuradas-las-fuerzas-politicas-en-el-congreso/2017-11-19/233321.html (дата обращения: 29.03.2018).
Construyamos tiempos mejor para Chile // Programa de gobierno 2018-2022. URL: http:// www.24horas.cl/incoming/article2548184.ece/BINARY/Programa%20de%20gobierno%20Se-basti%C3%A1n%20Pi%C3%B1era (дата обращения: 29.03.2018).
Contraloría confirma reducción artificial de las listas de espera del Hospital San José en 2013 // CIPER. 7.12.2017. URL: http://ciperchile.cl/2017/12/07/contraloria-confirma-reduccion-artifi-cial-de-las-listas-de-espera-del-hospital-san-jose-en-2013/ (дата обращения: 29.03.2018).
Corvalan A., Cox P. The Impact of Procedural Information Costs on Voting: Evidence from a Natural Experiment in Chile // Political Behavior. 2018. Vol. 40, N 1. С. 3-19.
Debate Anatel: Expertos eligen al ganador entre Piñera y Guiller // T13. 12.12.2017. URL: http:// www.t13.cl/noticia/politica/debate-anatel-expertos-eligen-al-ganador-pinera-y-guillier (дата обращения: 29.03.2018).
El conservador Sebastián Piñera vuelve a la Presidencia de Chile // ABC. 18.12.2017. URL: www.abc.es/internacional/abci-sebastian-pinera-virtual-ganador-elecciones-presidenciales-chil-enas-201712172326_noticia.html (дата обращения: 29.03.2018).
Elecciones 2017 // Servicio Electoral de Chile. URL: https://www.servel.cl/elecciones-2017/ (дата обращения: 29.03.2018).
Elección Diputados // Servicio Electoral de Chile. URL: http://pv.servelelecciones.cl/ (дата обращения: 29.03.2018).
Elección Presidencial Segunda Votación // Servicio Electoral de Chile. URL: http://www.servele-lecciones.cl/ (дата обращения: 29.03.2018).
Elección Senadores // Servicio Electoral de Chile. URL: http://pv.servelelecciones.cl/ (дата обращения: 29.03.2018).
Electoral reform in Chile // The Economist. 2015. 12 февраля. URL: https://www.economist. com/news/americas/21643216-new-voting-system-should-liven-up-politics-tie-breaker (дата обращения: 29.03.2018).
Guiller // Programa de gobierno. URL: https://www.servel.cl/wp-content/uploads/2017/09/ Programa_Alejandro_Guillier_Alvarez.pdf (дата обращения: 29.03.2018).
La actualidad informativa es presentada por Postgrados UNAB // El libero. 12.12.2017. URL: http:// ellibero.cl/actualidad/el-veredicto-sobre-el-ultimo-debate-presidencial-mas-confrontacion-domin-aron-las-evasivas-de-guillier-y-se-vio-a-un-pinera-mas-comodo/ (дата обращения: 29.03.2018).
La reforma educative que Chile necesita // Programa de gobierno. URL: http://www.educa-cion2020.cl/sites/default/files/hdr.pdf (дата обращения: 29.03.2018).
Mesa Lago C., Bertranou F. Pension reforms in Chile and social security principles, 19812015 // International Social Security Review. 2016. Vol. 69, N 1. P. 25-45.
Nef J. Demilitarization and democratic transition in Latin America // Capital, power, and inequality in Latin America. London; New York: Routledge, 2018. P. 81-108.
«Pentagate», el caso que destapó la corrupción en Chile // BBC. 16.01.2015. URL: http://www. bbc.com/mundo/noticias/2015/01/150115_chile_caso_penta_corrupcion_irm (дата обращения: 29.03.2018).
Piñera crea comisión de Relaciones Exteroires que evaluará permanencia de Chile en el Pacto de Bogotá // El Mercurio. 29.04.2017. URL: http://www.elmercurio.com/blogs/2017/04/29/50701/ Pinera-crea-comision-de-Relaciones-Exteriores-que-evaluara-permanencia-de-Chile-en-el-Pac-to-de-Bogota.aspx (дата обращения: 29.03.2018).
President and congress in postauthoritarian Chile: Institutional constraints to democratic consolidation / ed. by P. M. Siavelis. University Park, PA: Penn State University Press, 2000. xxv+245 p.
Revisa el programa de gobierno de Sebastián Piñera // 24 Horas. 20.10.2017. URL: дЬ^:// www.24horas.cl/politica/elecciones2017/programa-de-gobierno-sebastian-pinera-2548188 (дата обращения: 29.03.2018).
Sebastián Piñera. Biografía // Presidente Piñera. URL: https://www.sebastianpinera.cl/biogra-fia/ (дата обращения: 29.03.2018).
Наталия Сергеевна Аниськевич — аспирант; [email protected]
Георги Иванов Коларов — канд. полит. наук
Статья поступила в редакцию: 11 января 2018 г;
рекомендована в печать: 17 мая 2018 г
Для цитирования: Аниськевич Н. С., Коларов Г. И. Итоги президентских выборов в Чили
в 2017 г // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2018. Т. 14, № 1. С. 149-164. https://doi.
org/10.21638/11701/spbu23.2018.112
RESULTS OF PRESIDENTIAL ELECTIONS IN CHILE IN 2017
Nataliia S. Aniskevich
Institute for Latin American Studies RAS
21, Bol'shaya Ordynka, Moscow, 115035, Russia; [email protected] Georgi I. KolaroV
Economic University of Varna, Bulgaria and Russian-Armenian (Slavonic) University, Armenia Blvd. Prince Boris I-vi, 77, 9002 Varna Center, Varna, Bulgaria; 123 Hovsep Emin St, Yerevan 0051, Armenia
The article analyses the results of the parliamentary and presidential elections that took place in Chile at the end of 2017. The author shows the regularity of events based on the social, economic and political changes taking place in the country after the establishment of democracy and examines the electoral programs of candidates relying on the public reaction of potential voters and their expectations. The research examines the example of a specific country the possibility of rearranging political forces in most Latin American states drawing on the achievements of domestic and foreign historiography. Chile is the first state within the electoral cycle of the region that will last until the end of autumn of 2019. The study is presented in two parts. The first is a general analysis of parliamentary elections and their results. In the second part, attention is paid directly to the results of the presidential election campaigns. Particular attention is paid to the new president S. Pinera, since he became the candidate who meets the needs of modern Chilean society. He is aimed at socio-economic modernisation, which will help to start a new progressive development of the state. At the moment the strategy of S. Pinera's behaviour as a future leader of the country is transparent and extremely clear. At the same time, it should be taken into account that the inauguration of the new president was made relatively recently, on March 11, 2018, therefore, there is a possibility that in the future there may be some changes in the planned line of development under the influence of internal and external factors.
Keywords: Latin America, presidential elections, Chile, S. Pinera, M. Bachelet, A. Guillier, development prospects.
References
"Pentagate", el caso que destapó la corrupción en Chile. BBC. 16.01.2015. Available at: http:// www.bbc.com/mundo/noticias/2015/01/150115_chile_caso_penta_corrupcion_irm (accessed: 29.03.2018).
8 problemas del sistema educative en Chile. El quinto poder. 2014. 2 October. Available at: http://www.elquintopoder.cl/educacion/8-problemas-del-sistema-educativo-en-chile/ (accessed: 29.03.2018).
Al menos 50 detenidos en protestas estudiantiles en Chile. RPP Noticias. 22.06.2017. Available at: http://rpp.pe/mundo/chile/al-menos-50-detenidos-en-protestas-estudiantiles-en-chile-noti-cia-1059414 (accessed: 29.03.2018).
Alejandro Guiller, el periodista que quire continuar con el legado de Bachelet en Chile. Sputnik. 18.10.2017. Available at: https://mundo.sputniknews.com/americalatina/201711181074066339-san-tiago-elecciones-presidenciales-oficialista/ (accessed: 29.03.2018).
Aniskevich N. S. Chili v kontekste tikhookeanskogo al'iansa [Chile in the context of the Pacific alliance]. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniia [Actual problems of economics and management], 2017, no. 2 (14), pp. 94-101. (In Russian)
Aniskevich N. S. Vneshniaia politika M. Bachelet v latinoamerikanskom regione [Foreign policy M. Bachelet in the Latin American region]. Latinskaia Amerika [Latin America], 2017, no. 10, pp. 48-57. (In Russian)
Bachelet mantiene histórica aprobación de 84 % tras terremot. La Tercera. 3.03.2010. Available at: http://www2.latercera.com/noticia/bachelet-mantiene-historica-aprobacion-de-84-tras-terre-moto/ (accessed: 29.03.2018).
Chile election: Conservative Piñera to face Socialist Guillier in run-off. BBC News. 20.11.2017. Available at: http://www.bbc.com/news/world-latin-america-42047530 (accessed: 29.03.2018).
Chile reforms Pinochet's voting system. El Pais. 21.01.2015. Available at: https://elpais.com/ elpais/2015/01/21/inenglish/1421854633_536333.html (accessed: 29.03.2018).
Chile, otro país de América Latina golpeando por un escándalo de corrupción como el de Brasil. El mostrador. 22.03.2016. Available at: http://www.elmostrador.cl/mercados/2016/03/22/ chile-otro-pais-de-america-latina-golpeado-por-un-escandalo-de-corrupcion-como-el-de-brasil/ (accessed: 29.03.2018).
Cómo quedaron configuradas las fuerzas políticas en el Congreso. Cooperativa. 20.11.2017. Available at: http://www.cooperativa.cl/noticias/pais/politica/elecciones/como-qu-edaron-configuradas-las-fuerzas-politicas-en-el-congreso/2017-11 -19/233321 .html (accessed: 29.03.2018).
Construyamos tiempos mejor para Chile. Programa de gobierno 2018-2022. Available at: http://www.24horas.cl/incoming/article2548184.ece/BINARY/Programa%20de%20gobierno%20 Sebasti%C3%A1n%20Pi%C3%B1era (accessed: 29.03.2018).
Contraloría confirma reducción artificial de las listas de espera del Hospital San José en 2013. CIPER. 7.12.2017. Available at: http://ciperchile.cl/2017/12/07/contraloria-confirma-reduccion-artificial-de-las-listas-de-espera-del-hospital-san-jose-en-2013/ (accessed: 29.03.2018).
Corvalan A., Cox P. The Impact of Procedural Information Costs on Voting: Evidence from a Natural Experiment in Chile. Political Behavior, 2018, vol. 40, no. 1, pp. 3-19.
Debate Anatel: Expertos eligen al ganador entre Piñera y Guiller. T13. 12.12.2017. Available at: http://www.t13.cl/noticia/politica/debate-anatel-expertos-eligen-al-ganador-pinera-y-guillier (accessed: 29.03.2018).
Diakova L. V. Chiliiskaia demokratiia: preemstvennost' i peremeny [Chilean democracy: continuity and change]. Moscow, ILA RAS, 2015, 325 p. (In Russian)
Diakova L. V. Deiatel'nost' pravitel'stva konsertas'ons v Chili v postpinochetovskii period (19902010) [Activities of the Government of the Conservation in Chile in the post-Pinochet period (19902010)]. Latinoamerikanskii istoricheskii al'manakh [Latin American Historical Almon], 2014, vol. 4, no. 14, pp. 191-218. (In Russian)
Dyakova L. V. Chili: na trudnom puti demokratii [Chile: on the hard road of democracy]. Latin-skaia Amerika [Latin America], 2016, no. 5, pp. 52-61. (In Russian)
Dyakova L. V. Chili: reviziia starykh kompromissov [Chile: revision of old compromises]. Latin-skaia Amerika [Latin America], 2018, no. 2, pp. 5-15. (In Russian)
El conservador Sebastián Piñera vuelve a la Presidencia de Chile. ABC. 18.12.2017. Available at: http://www.abc.es/internacional/abci-sebastian-pinera-virtual-ganador-elecciones-presiden-ciales-chilenas-201712172326_noticia.html (accessed: 29.03.2018).
Elección Diputados. Servicio Electoral de Chile. Available at: http://pv.servelelecciones.cl/ (accessed: 29.03.2018).
Elección Presidencial Segunda Votación. Servicio Electoral de Chile. Available at: http://www. servelelecciones.cl/ (accessed: 29.03.2018).
Elección Senadores. Servicio Electoral de Chile. Available at: http://pv.servelelecciones.cl/ (accessed: 29.03.2018).
Elecciones 2017. Servicio Electoral de Chile. Available at: https://www.servel.cl/elecci-ones-2017/ (accessed: 29.03.2018).
Electoral reform in Chile. The Economist. 12.02.2015. Available at: https://www.economist.com/ news/americas/21643216-new-voting-system-should-liven-up-politics-tie-breaker (accessed: 29.03.2018).
Ganiev M. S. Okazalas' li Chili luchshe drugikh podgotovlena k krizisu? [Was Chile better than anyone else prepared for the crisis?]. Latinskaia Amerika [Latin America], 2009, no. 7, pp. 70-74. (In Russian)
Guiller. Programa de gobierno. Available at: https://www.servel.cl/wp-content/uploads/2017/09/ Programa_Alejandro_Guillier_Alvarez.pdf (accessed: 29.03.2018).
Gutierrez del Sid A. T. Problemy integratsii i bezopasnosti v Latinskoi Amerike [Integration and security problems in Latin America]. Vestnik RUDN. Seriia «Mezhdunarodnye otnosheniia» [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series "International relations"], 2015, no. 4, pp. 29-38. (In Russian)
Ivanovskij Z. V. Chili: novaia politicheskaia panorama [Chile: new political panorama]. Konkurentosposobnost' vglobal'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii [Competitiveness in the global world: economy, science, technology], 2018, no. 1, vol. 5, pp. 575-580. (In Russian)
Kheifets V. L., Kheifets L. S. «Pravyi povorot» v Latinskoi Amerike: sluchainost' ili tendentsiia? ["Right turn" in Latin America: a coincidence or a trend?]. LatinskaiaAmerika [LatinAmerica], 2010, no. 6, pp. 6-11. (In Russian)
La actualidad informativa es presentada por Postgrados UNAB. El libero. 12.12.2017. Available at: http://ellibero.cl/actualidad/el-veredicto-sobre-el-ultimo-debate-presidencial-mas-con-frontacion-dominaron-las-evasivas-de-guillier-y-se-vio-a-un-pinera-mas-comodo/ (accessed: 29.03.2018).
La reforma educative que Chile necesita. Programa de gobierno. Available at: http://www.edu-cacion2020.cl/sites/default/files/hdr.pdf (accessed: 29.03.2018).
Mesa-Lago C., Bertranou F. Pension reforms in Chile and social security principles, 1981-2015. International Social Security Review, 2016, vol. 69, no. 1, pp. 25-45.
Nef J. Demilitarization and democratic transition in Latin America. Capital, power, and inequality in Latin America. London, New York, Routledge, 2018, pp. 81-108.
Okuneva L. S. Dilma Russeff: «Otstranenie menia ot vlasti — pervyi akt dramy, no ne poslednii» [Dilma Rousseff: "Removing me from power is the first but not the last act of drama"]. Latinskaia Amerika [Latin America], 2017, no. 11, pp. 6-11. (In Russian)
Okuneva L. S. Latinskaia Amerika: ot stabil'nosti k «ideal'nomu shtormu» [Latin America: from stability to "perfect storm"]. Latinskaia Amerika [Latin America], 2018, no 4, pp. 93-106. (In Russian)
Piñera crea comisión de Relaciones Exteroires que evaluará permanencia de Chile en el Pacto de Bogotá. El Mercurio. 29.04.2017. Available at: http://www.elmercurio.com/blogs/2017/04/29/50701/ Pinera-crea-comision-de-Relaciones-Exteriores-que-evaluara-permanencia-de-Chile-en-el-Pac-to-de-Bogota.aspx (accessed: 29.03.2018).
President and congress in postauthoritarian Chile: Institutional constraints to democratic consolidation. Ed. by P. M. Siavelis. University Park, PA, Penn State University Press, 2000, xxv+245 p.
Revisa el programa de gobierno de Sebastián Piñera. 24 Horas. 20.10.2017. Available at: http:// www.24horas.cl/politica/elecciones2017/programa-de-gobierno-sebastian-pinera-2548188 (accessed: 29.03.2018).
Sebastián Piñera. Biografía. Presidente Piñera. Available at: https://www.sebastianpinera.cl/ biografia/ (accessed: 29.03.2018).
For citation: Aniskevich N. S., Kolarov G. I . Results of presidential elections in Chile in 2017.
POLITEX: Political Expertise, 2018, vol. 14, no. 1, pp. 149-164. https://doi.org/10.21638/11701/
spbu23.2018.112 (In Russian)