Научная статья на тему 'Латинская Америка в конце десятилетия. Социальные проблемы, политические сдвиги и новые вызовы'

Латинская Америка в конце десятилетия. Социальные проблемы, политические сдвиги и новые вызовы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1258
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТЕСТЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ивановский Збигнев Владиславович

Рассмотрена экономическая и социальная ситуация в Латинской Америке в конце второго десятилетия нынешнего века, проанализированы итоги и причины происходящих политических сдвигов на рубеже электоральных циклов. Изложена точка зрения автора на причины и возможные последствия массовых социальных протестов и политической турбулентности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Латинская Америка в конце десятилетия. Социальные проблемы, политические сдвиги и новые вызовы»

Theatrum mundi

Латинская Америка в конце десятилетия

Социальные проблемы, политические сдвиги и новые вызовы

© Ивановский З. В.

© Iwanowski Z.

Латинская Америка в конце десятилетия. Социальные проблемы, политические сдвиги и новые вызовы

Latin America at the end of the decade. Social problems, political changes, and new challenges

Аннотация. Рассмотрена экономическая и социальная ситуация в Латинской Америке в конце второго десятилетия нынешнего века, проанализированы итоги и причины происходящих политических сдвигов на рубеже электоральных циклов. Изложена точка зрения автора на причины и возможные последствия массовых социальных протестов и политической турбулентности в регионе.

Annotation. The article examines the economic and social situation in Latin America at the end of the second decade of this century, analyzes the results and causes of the ongoing political changes at the turn of the electoral cycles. The author sets out his point of view on the reasons and possible consequences of mass social protests and political turbulence in the region.

Ключевые слова. Латинская Америка, экономическая ситуация, социальные проблемы, электоральные процессы, политическая поляризация, социальные протесты, перспективы развития.

Key words. Latin America, economic situation, social problems, electoral processes, political polarization, social protests, development prospects.

Латинская Америка продолжает развиваться по спирали. После динамичного «золотого десятилетия» (2003—2013) прогнозируются самые низкие темпы роста за последние 40 лет. На ухудшении ситуации сказались однобокая сырьевая ориентация экономики и падение цен на традиционные товары латиноамериканского экспорта на мировом рынке, а также отсутствие модернизации и неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности. Политика правоцентристских правительств, направленная на борьбу с инфляцией и сбалансирование бюджета за счет урезания социальных доходов и «затягивания поясов», сократила спрос и сузила внутренний рынок.

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 18-014-00042 «Политическая поляризация и механизмы консолидации разделенных обществ в Латинской Америке. Возможности и пределы компаративного опыта для России».

ИВАНОВСКИЙ Збигнев Владиславович — руководитель Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, профессор факультета глобальных процессов МГУ им.м М. В. Ломоносова (г. Москва), доктор политических наук.

Не способствовала экономическому росту и неэффективная распределительная политика леворадикальных режимов, характеризующаяся чрезмерной бюрократизацией и игнорированием рыночных механизмов (до последнего времени единственным исключением из правила была Боливия). Негативную роль сыграли и экономические санкции США, добивающихся свержения антиамериканских правительств.

В социальной сфере усилилась поляризация и повысился уровень бедности, осложнилась ситуация и на рынке труда. Невозможность найти достойную работу и отсутствие социальных лифтов для молодежи приводят к криминализации общества. Среди других социальных проблем — коррупция, низкий уровень и дороговизна образования и здравоохранения, проблемы общественного транспорта и т. д. В результате число граждан, признающих прогресс в развитии своей страны, снизилось с 37% в 2013 г. до 20% в 2018-м [22. P. 4—5].

❖ ❖ ❖

Все эти негативные факторы не могли не отразиться на переформатировании политического ландшафта. На рубеже прошлого и нынешнего электоральных циклов (с 2016-го по 2019 г.) были избраны все 20 глав латиноамериканских государств, при этом в большинстве случаев к власти пришли оппозиционные силы. После «левого дрейфа» политический маятник качнулся вправо, а затем наступившее разочарование привело к массовым социальным протестам.

Среди находящихся в настоящее время у власти глав государств региона 11 из 20 представлены правыми и правоцентристами [6. С 177— 192]. Самым знаковым реваншем стала победа Жаира Болсонару на президентских выборах в Бразилии в октябре 2018 г. За время пребывания у власти он в целом придерживается своей предвыборной программы, предусматривающей защиту свободного рынка, приватизацию, привлечение иностранных инвестиций, сокращение госрасходов и бюрократического аппарата. На повестке дня по-прежнему стоит реформирование налогового законодательства и пенсионной системы. Пока не удалось добиться существенного прогресса в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Важное место в официальном дискурсе по-прежнему занимает защита традиционных ценностей, одновременно взят курс на чистку университетов от левой профессуры, сворачивается преподавание гуманитарных и общественных дисциплин [13; 39]. Необходимость поиска компромисса с поляризованным конгрессом заставили президента несколько смягчить позиции. Внешняя политика Бразилии остается многовекторной и прагматичной, курс на сближение с США не препятствует экономическим связям с Китаем и членству Бразилии в БРИКС [2. С 60 —71].

Президент Чили, миллиардер Себастьян Пиньера, приступивший к своим обязанностям в марте 2018 г., сохранил преемственность стратегии предыдущего левоцентристского правительства, направленной на стимулирование экономического роста и решение накопившихся социальных проблем, прежде всего в сфере образования. Пока не уда-

ется найти компромисс между предлагаемыми взаимоисключающими моделями реструктуризации пенсионной системы. Одним из самых трудноразрешимых оказался также вопрос умиротворения и развития районов с компактным проживанием коренного населения [4. С 6—15; 8. С. 575—580]. Как продемонстрировали последующие события, казавшаяся одной из самых благополучных страна нуждалась в более радикальных реформах, а многие меры правительства оказались недостаточными и запоздалыми.

В Колумбии в августе 2018 г. президентский пост занял Иван Дуке, представитель «Демократического центра», поддержанный другими правыми партиями. Для сохранения экономической стабильности, сбалансированного бюджета и поиска дополнительных средств на социальные нужды, в том числе и на интеграцию демобилизовавшихся партизан в мирную жизнь, президент решил увеличить НДС, в том числе и на товары, входящие в семейную корзину. Эти меры вызвали недовольство малообеспеченных и части средних слоев и не нашли поддержки в конгрессе. Еще одним вызовом стала проблема систематического недофинансирования высшего образования, постоянно провоцирующая массовые выступления студентов. После подписания мирного договора с партизанами не ослабла проблема наркотрафика; вновь вырос уровень насилия, от рук наркомафии и других криминальных элементов постоянно гибнут как демобилизовавшиеся партизаны, так и общественные деятели. Дополнительные проблемы создает присутствие в Колумбии более миллиона венесуэльских беженцев [5. С 109—117].

В Парагвае 22 апреля 2018 г. с минимальным отрывом победил Марио Абдо Бенитес, очередной представитель консервативной Национальной республиканской ассоциации — Партии Колорадо. Она срослась с госаппаратом еще во времена диктаторского режима, а затем сумела адаптироваться к новым условиям [9. С 33—48]. Президент ставит целью повысить эффективность экономики, улучшить здравоохранение и образование, создать новые рабочие места, реформировать систему правосудия и повысить уровень безопасности. В экономической сфере предпринимаются попытки снизить налоговое бремя на предприятия, активнее привлекать иностранные инвестиции, стимулировать средний и малый бизнес. Как представитель крайне консервативного крыла своей партии, Абдо защищает традиционные ценности [44].

После победы на президентских выборах в феврале 2019 г. Наджиба Букеле, набравшего уже в первом туре голосования 53,1%, политический маятник качнулся вправо и в Сальвадоре. Приход к власти антисистемного бизнесмена — кандидата от правоцентристского Большого альянса за национальное единство (ГАНА) положил конец сложившейся после завершения гражданской войны 1980—1992 гг. политической монополии правоконсервативного Националистического республиканского союза (АРЕНА) и Фронта национального освобождения им. Ф. Марти (FMLN), в прошлом коалиции повстанческих организаций, трансформировавшейся в легальную партию социалистической ориентации. Основными

лозунгами кандидата соцсетей были борьба с насилием и оргпреступ-ностью, преодоление коррупции и чрезмерного неравенства, а также сдерживание незаконной миграции в США. Экономическая стратегия президента включает сокращение доли государства в экономике и другие неолиберальные рецепты, внешняя политика — дистанцирование от Венесуэлы и Никарагуа и максимальное сближение с США [28]. В парламенте президентская партия занимает только 10 депутатских мест из 84, но Н. Букеле часто опирается на поддержку AРЕНА, который вместе со своими консервативными союзниками сохраняет устойчивое большинство в Законодательной ассамблее [47].

Для Гватемалы характерны инерция военного права, межэлитные противоречия и крайняя разрозненность социума [10. С 107]. Главной особенностью политической системы стала ее коррумпированность на всех уровнях и фактическое сращивание госорганов с криминальными структурами [12. С 17—30]. При правлении Джимми Моралеса (2016—2020), политического аутсайдера, в прошлом актера-комика, криминальная ситуация не улучшилась, а реакционные круги военных становились все более сильной группой давления. Не решались и социальные проблемы. В этих условиях накануне всеобщих выборов произошла крайняя фрагментация электората; в первом туре голосования (16 июня 2019 г.) приняли участие 19 кандидатов, при этом некоторые достаточно популярные политики были исключены из списков. В результате во второй тур (11 августа) попали бывшая первая леди Сандра Торрес, кандидат Национального союза надежды, придерживающегося социал-демократической и социал-христианской ориентации, и Але-хандро Джамматеи, лидер правой партии «Вперед за другую Гватемалу», набравшие в первом туре соответственно только 25,53 и 13,96% голосов. Победителем стал А. Джамматеи, занимавшийся консалтингом и бизнесом и возглавлявший ранее пенитенциарную систему, за которого проголосовали 57,95% избирателей. В однопалатном конгрессе республики его партия занимает только 17 из 160 мест [48].

Программа нового президента типична для политиков этого спектра и базируется на неолиберализме в экономике с элементами социальной защиты и на консерватизме в политике, одновременно в какой-то мере отражая и специфику страны. Президент обещает исключить неконтролируемую миграцию и защищать права мигрантов за рубежом, вести бескомпромиссную борьбу с коррупцией и оргпреступностью. Особое внимание обращается на профилактику насилия и обеспечение справедливого правосудия, при этом предлагается ввести смертную казнь и приравнять криминальные группировки к террористическим организациям [43].

На данный момент последней неудачей левых стало поражение Широкого фронта (FA) в Уругвае. В первом туре выборов 27 октября 2019 г. основная борьба развернулась между кандидатом FA Даниэлем Марти-несом, набравшим 39,02% голосов, и его оппонентом из Национальной партии (Бланко) Луисом Альберто Лакалье Поу (28,62%). Часть электората поддержала Эрнесто Тальви из Партии Колорадо (12,34%) и Гидо Ма-

нини из «Открытого собрания», связанного с военной и католической иерархией. Во втором туре Л. А. Лакалье Поу получил 50,79% действительных голосов, опередив своего соперника всего на 1,58% [23]. Глава государства — представитель традиционной элиты и сын президента, в прошлом депутат и сенатор.

Программа правящей партии ставит целью добиться ускоренного роста экономики и более рационального использования финансовых ресурсов, повышения эффективности государства и децентрализации управления. Для решения этих задач предполагается стимулировать частный сектор, укреплять партнерские отношения между работодателями и работниками, обеспечить ответственный подбор руководящих кадров в госсекторе, развивать инфраструктуру и интегрироваться в мировую экономику. Социальная политика направлена на обеспечение прав наиболее уязвимых слоев населения, улучшение системы образования и здравоохранения, развитие культуры и спорта [34].

* * *

В значительной мере укреплению позиций правых способствовали проблемы леворадикальных режимов — членов Боливарианского альянса для народов нашей Америки (АЛБА), особенно системный кризис в Венесуэле. Для этой страны характерны самые плохие макроэкономические и социальные показатели в регионе (в 2019 г. падение ВВП составило 25,5%, число бедных и нищих, по оценкам, достигло 33 и 51% [19; 20; 26]). Острый дефицит лекарств, продуктов и товаров первой необходимости, перебои с электроснабжением позволяют говорить о гуманитарном кризисе. В Венесуэле наблюдается крайне высокий уровень насилия (в 2018 г. — 81,4 убийств на 100 тыс. жителей [29]), а число венесуэльских беженцев и мигрантов превысило 4,6 млн (более 15% населения [30]), что вызывает социальную напряженность в соседних странах.

Внутриполитический конфликт характеризуется противостоянием между законодательной и исполнительной ветвями власти, не признающими полномочия друг друга. Ситуация осложнилась после избрания в июле 2017 г. Национальной конституционной ассамблеи, все места в которой заняли сторонники правительства. Ассамблея не занимается реформированием Конституции, а фактически взяла на себя функции параллельного парламента. (Оппозиция считает этот орган, избранный без предварительного всенародного одобрения, при бойкоте противников режима и по предложенной президентом системе, незаконным [14. С.110—131; 16].) Оппозиционные партии, большинство государств региона и западные страны не признали легитимность досрочных президентских выборов 20 мая 2018 г. и, соответственно, полномочий Николаса Мадуро.

23 января 2019 г., после начала второго мандата Н. Мадуро, был взят курс на смещение главы государства. Со ссылкой на Конституцию временным президентом вплоть до внеочередных выборов был провозглашен председатель Национальной ассамблеи Хуан Гуайдо. Тем не менее расчеты оппозиции на переход на ее сторону вооруженных сил, или

по крайней мере на их раскол, не оправдались, блицкриг не состоялся, а внутренний конфликт вновь вступил в латентную стадию, при этом формально сосуществуют два парламента, два президента и два Верховных суда (один из них в эмиграции).

Патовая ситуация способствует усилению разногласий в рядах и без того разнородной оппозиции. В то время как радикальные круги по-прежнему выступают за силовое смещение действующего президента, созданное в сентябре 2019 г. «Партнерство за изменения» заключило соглашение с правительством. Оно предусматривает сохранение власти в руках Н. Мадуро, формирование нового состава Национального избирательного совета и проведение парламентских выборов, объединение усилий, направленных на поиск выхода из экономического кризиса и отмену международных санкций. В рамках соглашения большинство депутатов-социалистов после трехлетнего перерыва возобновили работу в парламенте.

Очередное осложнение ситуации произошло 5 января 2020 г., когда истекли полномочия Х. Гуайдо в качестве председателя Национальной ассамблеи. После того, как его сторонники не смогли попасть в здание парламента, оцепленное силами правопорядка, а депутаты от части умеренной оппозиции и правящей партии избрали спикером Луиса Парру, Х. Гуайдо и его последователи обвинили собравшихся в отсутствии кворума и нарушении процедуры голосования и провели другое заседание. На нем за переизбрание председателя парламента, по данным оппозиции, проголосовали 100 из 167 депутатов [35].

Новый раскол парламента еще больше осложняет внутриполитическую и и региональную ситуацию. Гипотетический выход из системного кризиса возможен только на основе широкого диалога с участием основных субъектов политики. За него с определенными, достаточно существенными, нюансами выступает практически все международное сообщество за исключением американских «ястребов». Результатом такого диалога могло бы стать проведение всеобщих выборов под авторитетным международным контролем и признание их итогов обеими конфликтующими сторонами. В среднесрочной перспективе стабилизация страны возможна при положительных сдвигах в экономике и достижении прогресса в решении наиболее острых социальных проблем.

Резкое сокращение венесуэльской помощи и ужесточение политики Дональда Трампа привели к осложнению экономической ситуации на Кубе. При этом в стране сохраняется политическая стабильность, а кубинская модель эволюционирует от традиционного социализма в сторону «социализма XXI века». Итоги так называемой актуализации модели развития были закреплены в новой Конституции, вступившей в силу 10 апреля 2019 г. 10 октября того же года депутаты Национальной ассамблеи избрали Мигеля Диаса-Канеля президентом Республики Куба, а 21 декабря по его предложению этот же орган единогласно утвердил премьер-министром Мануэля Марреро Крууса [24].

Конституция 2019 г. оставляет незыблемыми основополагающие принципы кубинского социализма, в то же время признается право

на частную собственность. Важное значение придается индивидуальной трудовой деятельности, малому и среднему бизнесу, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности экономики. Наиболее существенные политические изменения связаны с децентрализацией управления, разделением полномочий президента и премьер-министра, возрастным цензом и ограничением пребывания на высшем государственном посту двумя пятилетними сроками, отменой запрета на двойное гражданство [18]. Тем не менее, Основной закон не предусматривает принципа разделения ветвей власти и прямых выборов главы государства, сохраняются государственная монополия на СМИ и контроль за использованием Интернета, исключаются политический плюрализм, многопартийность и другие атрибуты современной демократии.

После возвращения к власти в январе 2007 г. лидера Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) Даниэля Ортеги ситуация в Никарагуа была довольно благополучной, однако прекращение внешней помощи положило конец десятилетию «авторитарной стабильности»: начался экономический кризис, сопровождавшийся падением ВВП и бегством капиталов, усилились безработица и массовая миграция. Правительство было вынуждено сократить пенсии и увеличить отчисления работодателей и работников, что вызвало массовые акции протеста, продолжавшиеся с 18 апреля по 30 июля 2018 г. На их подавление были брошены силы правопорядка и военизированные формирования. В результате, по данным Межамериканской комиссии по правам человека, погибли 325 человек, из них — 21 полицейский [27].

Недовольство значительной части населения вызвало и реформирование электорального законодательства, позволяющее президенту баллотироваться неограниченное число раз и избираться относительным большинством голосов, а также выдвижение в качестве вице-президента его супруги Росарио Мурильо, что, с точки зрения оппозиции, свидетельствует об установлении династического режима личной власти. В конечном счете правительство отменило пенсионную реформу, а Национальная ассамблея в июне 2019 г. приняла закон об амнистии и освобождении всех участников протестных акций и аннулировании их судебных дел (это решение не распространялось на участников новых протестов) [32].

Большим ударом для сторонников «боливарианского социализма» стала смена модели развития в Эквадоре. Возглавивший страну в мае 2017 г. представитель правящего альянса «Гордая и суверенная Родина» (Лльянс ПАИС) Ленин Морено объявил о введении жестких мер экономии и распродаже активов госкомпаний. Президент установил диалог с частным сектором и оппозиционными политическими партиями, по итогам референдума (февраль 2018 г.) отменил конституционную поправку, позволяющую переизбрание главы государства. Предыдущее руководство страны обвиняется в авторитаризме, злоупотреблениях административными методами управления и коррупции [15]. Знаковыми событиями стали нормализация отношений с США, выход Эквадора

из АЛБА и вступление в Группу Лимы, признание Х. Гуайдо и выдача британским властям основателя «Викиликс» Джулиана Ассанжа, получившего убежище в эквадорском посольстве в Лондоне.

Смена экономического и политического курса привела к расколу и ослаблению позиций правящего альянса: на выборах в местные органы власти 24 марта 2019 г. сторонники Л. Морено возглавили только 2 из 23 префектур и 25 из 219 мэрий; последователи Р. Корреа из Движения «Сила — социальный компромисс» — соответственно 2 и 2. Относительного большинства добились правоцентристская Социал-христианская партия (8 префектур и 40 мэрий) и защищающее интересы коренного населения Движение многонационального единства Пачакутик (5 и 14) [45]. Если эта тенденция сохранится, у оппозиции есть шанс победить и на ближайших президентских выборах в феврале 2021 г.

До последнего времени самой экономически успешной и политически стабильной оставалась Боливия, возглавлявшаяся индейцем аймара, лидером Движения к социализму Эво Моралесом (2006—2019). Как и его леворадикальные коллеги, боливийский президент инициировал реформу Основного закона, которая позволила бы ему баллотироваться неограниченное число раз. Однако на общенациональном референдуме в феврале 2016-го эта идея была отвергнута [3. С.17]. Тем не менее, Верховный избирательный суд позволил Э. Моралесу баллотироваться в четвертый раз, считая отказ от регистрации нарушением прав человека.

По уточненным официальным данным, в первом туре голосования 20 октября 2019 г. действующий президент набрал 46,64% голосов. За его основного оппонента, известного интеллектуала, историка и писателя Карлоса Месу Хисберта, проголосовали 36,83% избирателей. Накануне выборов К. Месу решило поддержать и входящее в Социнтерн «Национальное единство» [41]. Поскольку по боливийскому законодательству при разнице голосов между основными кандидатами в 10 и более процентов второй тур выборов не проводится, Э. Моралес, не дожидаясь окончательного подсчета голосов, объявил себя победителем. После начала массовых протестных акций президент согласился на требование оппозиции провести аудит, в результате которого эксперты Организации американских государств (ОАГ) обнаружили грубые нарушения, ставящие под сомнения объявленные результаты [40].

Первоначально Э. Моралес согласился на второй тур выборов, однако 10 ноября под давлением военных объявил об уходе со своего поста и покинул страну. Вместе с главой государства ушло в отставку и его ближайшее окружение, включая председателей обеих палат парламента. В результате власть по старшинству перешла к временному президенту — заместителю председателя Сената, представительнице консервативного Демократического общественного движения Жанин Аньес. Многонациональная законодательная ассамблея в присутствии наблюдателей из ОАГ и Евросоюза утвердила новый состав Высшего избирательного суда, который затем назначил новые всеобщие выборы на 3 мая 2020 г. c участием всех политических партий, включая МАС.

Ж. Аньес не ограничилась организацией повторных выборов, а занялась коренным пересмотром внутренней и внешней политики. Были задержаны председатель Высшего избирательного суда, его заместитель и сотрудники региональных органов; против Э. Моралеса было открыто уголовное дело по обвинению в подстрекательстве к мятежу и терроризме. Боливия нормализовала отношения с США и разорвала отношения с Венесуэлой. Страна остается крайне поляризованной, происходит переформатирование политических сил, а результаты будущих выборов пока непредсказуемы.

❖ ❖ ❖

На фоне «правого дрейфа» и трудностей леворадикальных режимов переформатирование политического ландшафта включает и укрепление позиций умеренных левоцентристских сил, начавшееся после убедительной победы на президентских выборах в Мексике 1 июля 2018 г. Андреса Мануэля Лопеса Обрадора и его Движения национального возрождения (МОРЕНА).

Принимаются меры, направленные на развитие энергетики и нефтеперерабатывающей промышленности, на сокращение импорта нефтепродуктов и продовольствия. Президент предпочел добиваться стабилизации экономики не за счет затягивания поясов, а сокращением госрасходов и отказом от неоправданной роскоши. Резко снижена зарплата главы государства, членов правительства и руководителей госкорпораций, сокращено количество чиновников, многие ведомства перенесены в столицы штатов, приостановлено или отменено строительство дорогостоящих объектов. Существенно повышена минимальная зарплата и удвоены пенсии, взят курс на доступность и бесплатность всех видов образования [1; 11].

Основная критика деятельности правительства связана со снижением темпов роста до нулевой отметки и вступлением страны в полосу рецессии. В то же время инфляция составляет всего 3,1%, прямые иностранные инвестиции выросли за год на 7,8%.

Другая проблема связана с отсутствием сдвигов в укреплении безопасности. Несмотря на создание Национальной гвардии и переход от силовых методов к искоренению социальных корней преступности, за шесть месяцев 2019 г. число насильственных убийств выросло на 2,14% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составило 28,74 тыс. Большую проблему создает рост нелегальных мигрантов, численность которых за неполный год выросла на 88% и составила около 1 млн человек [17]. Под давлением Дональда Трампа Мексика была вынуждена ужесточить контроль на границе, взять на себя содержание мигрантов до принятия решения американскими органами и принимать обратно депортированных.

Дополнительную неопределенность создает трансформация в конце ноября 2018 г. Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) в новое соглашение ЮСМКА, более приемлемое для США, но менее выгодное для Мексики и Канады [7. С 163]. На данный момент ратифицировано

оно только мексиканским парламентом. Мексика «разворачивается» к Латиноамериканскому региону, выступает за политическое урегулирование венесуэльского кризиса, а также предоставила политическое убежище Э. Моралесу, впоследствии переехавшему в Аргентину.

Еще одним успехом левоцентристов стало поражение на выборах в Аргентине 27 октября 2019 г. президента Маурисио Макри (2015— 2019), лидера консервативного «Республиканского предложения» (PRO), не справившегося с растущей инфляцией и поставившего страну на грань дефолта. Ухудшилась в Аргентине и социальная ситуация. В силу этих причин уже в первом туре победил оппозиционный кандидат Аль-берто Фернандес, набравший 48,1% голосов. В связке с ним в качестве вице-президента избрана бывший глава государства Кристина Фернандес де Киршнер (2007—2015) [25].

Предвыборная программа А. Фернандеса включала применение стратегического планирования и более эффективное использование имеющихся ресурсов, импортозамещение, поддержку госкомпаний, финансирование социальных проектов, создание новых рабочих мест и повышение зарплат, пересмотр соглашений с МВФ и другими кредиторами. Первые же принятые чрезвычайные меры показывают, что выполнение многих обещаний в кризисных условиях трудноосуществимо: принятое законодательство включает резкое повышение налогов (в том числе и на экспортные товары), ужесточение валютных операций, замораживание зарплат (при субсидиях для малообеспеченных слоев) и т. д. [33].

На всеобщих выборах в Панаме 5 мая 2019 г. победителем стал бизнесмен и политик Лаурентино Кортисо от входящей в Социнтерн Революционно-демократической партии (ПРД) с 33,35%. Второе место занял представитель правой «Демократической перемены» Ромуло Ру — 31%, а третье — независимый кандидат Рикардо Ломбана — 18,79% (панамское законодательство не предусматривает второго тура голосования) [46].

Программа Л. Кортисо включает формирование эффективного и прозрачного правительства и децентрализацию управления; укрепление правового государства, закона и порядка; повышение конкурентоспособности панамской экономики, борьбу с бедностью и неравенством. Важными направлениями стали также улучшение имиджа страны и борьба с коррупцией на фоне громкого скандала, связанного с «панамскими бумагами». Основным партнером Панамы остаются США, хотя глава государства намерен укреплять связи с Китаем [42].

Четвертой страной, входящей в группу левоцентристов, остается Коста-Рика, возглавляемая с 2018 г. социал-демократом из партии «Гражданское действие» (ПАК) Карлосом Альварадо Кесадой.

* * *

В последнем квартале 2019 г. регион охватили массовые социальные протесты. Эти выступления крайне разнородны и разновекторны, чаще всего спонтанны, происходят как при правоцентристских, так и при леворадикальных режимах, затрагивают сравнительно успешные в эконо-

мическом плане страны и государства, переживающие глубокий системный кризис.

В Эквадоре проходившие в октябре 2019 г. протесты были вызваны жесткими мерами экономии, прежде всего повышением цен на бензин, часть протестующих выдвигала также требования об отставке правительства. Самыми активными участниками акций были Единый фронт трудящихся, отраслевой профсоюз транспортников и индейские организации. В период максимального накала выступлений правительство ввело чрезвычайное положение и комендантский час, а президент даже был вынужден переехать из столицы в портовый город Гуаякиль. Во время столкновений с силами правопорядка несколько человек погибли, более 1500 были ранены [37].

Мощный социальный взрыв в Чили в октябре 2019 г. спровоцировало незначительное повышение тарифов на проезд в общественном транспорте, число участников самых крупных акций превышало миллион человек. Основные выступления носили мирный характер, но имели место многочисленные случаи вандализма: было разгромлено более половины станций столичного метрополитена, сожжены и разграблены многие общественные здания и магазины, потери экономики оцениваются в 3 млрд долларов [38]. Президент объявил в стране чрезвычайное положение и ввел в ряде регионов комендантский час, на улицы были выведены армейские подразделения. За три месяца протестов погибли свыше 20 и ранены более 3600 человек [36]. Своих постов лишились восемь членов кабинета; правительство отменило саммит АТЭС и конференцию ООН по климатическим изменениям.

21 ноября 2019 г. по призыву профцентров и ряда отраслевых профсоюзов состоялась запланированная заранее всеобщая забастовка в Колумбии. Более 200 тыс. человек требовали не допустить ликвидации государственного пенсионного фонда, повышения пенсионного возраста и сокращения минимальной зарплаты для молодежи, улучшить финансирование высшего образования и повысить его качество, обеспечить безопасность граждан, а также соблюдать подписанное предыдущим правительством мирное соглашение. В результате столкновений протестующих с силовыми структурами несколько человек погибли, около 600 (в том числе 341 полицейский) получили травмы [21]. Были закрыты границы с соседними странами, в столице введен комендантский час.

Массовые протесты в Боливии, напоминающие «цветные революции», связаны с нарушениями избирательных процедур. Основными участниками выступлений были сторонники оппозиционных партий и организации гражданского общества, а затем работники части предприятий объявили бессрочную забастовку. В ноябре произошел мятеж полицейских, отказавшихся подавлять протестные акции и одновременно требовавших улучшения условий труда. Проправительственный Боливийский рабочий центр для умиротворения страны также потребовал отставки президента. Некоторые протестующие допускали оскорбления и унижения представителей властных структур, имели место и случаи

вандализма. После отставки президента и назначения новых выборов активизировались выступления сторонников МАС. 15 ноября 2019 г. Ж. Аньес приняла декрет, позволяющий вооруженным силам использовать все имеющиеся средства «для защиты общества и сохранения общественного порядка». По данным Межамериканской комиссии по правам человека, с начала политического кризиса с обеих сторон погибли

по меньшей мере 23 и ранены 715 человек [31].

* * *

Нынешняя политическая турбулентность вызвана глубинными внутренними причинами. Протестующие выдвигают как экономические (борьба против издержек неолиберальных реформ, за доступное и качественное образование и здравоохранение), так и политические требования (соблюдение конституционных норм и электорального законодательства либо принятие новых Основных законов). Благодаря протестным акциям власти услышали гражданское общество, пошли на отмену непопулярных реформ и намерены принять ряд мер, направленных на решение давно назревших проблем.

Несмотря на низкий рейтинг, президенты Чили, Колумбии и Эквадора сохранили свои полномочия; протестующим же удалось добиться удовлетворения ряда политических требований. В Боливии пройдут повторные всеобщие выборы с участием всех политических сил; в Чили реорганизовано правительство и назначен общенародный плебисцит о принятии новой Конституции и механизмах реализации этого решения; в Колумбии сохраняется надежда на соблюдение мирного соглашения и окончательное завершение внутреннего вооруженного конфликта.

Начавшийся диалог между государством и гражданским обществом привел к спаду массовых протестов, но породившие их глубинные причины остаются в силе. На повестке дня по-прежнему стоит необходимость достижения общенационального консенсуса для реформирования модели развития. Это позволило бы найти компромисс между справедливостью и эффективностью, обеспечив одновременно экономический рост и социальную интеграцию, а в политической сфере — преодолеть авторитарные тенденции и укрепить государственные институты.

Литература

1. Боровков А. Н. Мексика на новом историческом повороте // Латинская Америка. 2019. № 7.

2. Бразилия: смена приоритетов в новом политическом цикле / рук. проекта Л. Н. Симонова. М. : ИЛА РАН, 2019.

3. Воротникова Т. А. Левые режимы в Эквадоре и Боливии: десять отличий// Латинская Америка. 2019. №11. С. 15-25.

4. Дьякова Л. В. Медленный реформизм Себастьяна Пиньеры //Латинская Америка. 2019. № 5.

5. Ивановский З. В. Колумбия: мирный процесс и вызовы постконфликтного периода // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 1.

6. Ивановский З. В. Латинская Америка на перепутье : Изменения в расстановке политических сил // Свободная Мысль. 2018. № 1.

7. Ивановский З. В. Политическая поляризация в Латинской Америке : Итоги электорального цикла // Свободная Мысль. 2019. № 1.

8. Ивановский З. В. Чили: новая политическая панорама и корректировка модели развития // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 1. Ч. 5.

9. Кудеярова Н. Ю. Парагвайский транзит: мобильность, историческая память и политические метаморфозы // Латинская Америка. 2018. № 10.

10. Латинская Америка: избирательные процессы и политическая панорама / отв. ред. З. В. Ивановский. М. : ИЛА РАН, 2015.

11. Манухин А. А. МОКЕМ как новая ведущая политическая сила Мексики // Латинская Америка. 2019. № 2.

12. Морозов Д. В. Гватемала: коррупция непобедима? // Латинская Америка. 2019. № 9.

13. Окунева Л. С. Бразилия: радикализация политического процесса (2013—2019) // Ибероаме-риканские тетради. 2019. Т. VII. Вып. 3(25).

14. Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности / отв. ред. З. В. Ивановский. М. : ИЛА РАН, 2017.

15. Пятаков А. Н. Переизбрание президента: параллели, парадоксы, перспективы // Латинская Америка. 2018. № 8.

16. Розенталь Д. М. Анатомия политического кризиса в Венесуэле // Пути к миру и безопасности. 2019. № 1(56).

17. A un año de gobierno, los aciertos y las fallas de la 4T de AMLO. — https://aristeguinoticias.com/0112/ mexico/a-un-ano-de-gobierno-los-aciertos-y-las-fallas-de-la-4t-de-amlo/ (дата обращения: 17.01.2020).

18. Asamblea Nacional del Poder Popular. Constitución de la RepUblica // Gaceta Oficial de la RepUblica de Cuba (La Habana). 2019. 10.04.

19. CEPAL. Balance preliminar de las economías de America Latina y el Caribe 2019. Santiago de Chile : CEPAL, 2019.

20. CEPAL. Panorama social de America Latina, 2019. Santiago de Chile : CEPAL, 2019.

21. Cerca de 600 víctimas entre manifestantes y policías deja paro nacional. — https://www.agenciapi. co/investigacion/salud/cerca-de-600-victimas-entre-manifestantes-y-policias-deja-paro-nacional/ (дата обращения: 30.11.2019).

22. Corporacion Latinobarometro. Informe 2018. Santiago de Chile : Corporacion Latinobarometro, 2018.

23. Corte Blectoral. Republica Oriental del Uruguay. Elecciones Nacionales 2019. — https://www.corte-electoral.gub.uy (дата обращения: 15.12.2019).

24. Designan como Primer Ministro de Cuba a Manuel Marrero Cruz, quien se desempeñaba como ministro de Turismo // Granma. 2019. 21.12.

25. Elecciones 2019. Resultados en todo el país. — https://www.lanacion.com.ar/ politica/mapa-resulta-dos-elecciones-generales-2019-nid2300184#/presidente (дата обращения: 04.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Encuesta de condiciones de vida (ENCOVI) 2018. Radiografía de una crisis. Caracas, 2019.

27. Familias de víctimas de protestas contra Ortega en Nicaragua claman justicia // El Nuevo Herald (Miami). 2019. 20.04.

28. González D. М. Elecciones en El Salvador: quien es Nayib Bukele, el joven empresario que sera el proximo presidente del país centroamericano tras arrasar frente a los partidos tradicionales. — https:// www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-47112057 (дата обращения: 05.02.2019).

29. In Sight Crime's 2018 Homicide Round-Up. — https://www.opendemocracy.net/en/democraciaabi-erta/insight-crime-s-2018-homicide-round-up/ (дата обращения: 05.05.2019).

30. La Agencia de la ONU para los Refugiados. Situacion en Venezuela. — https://www.acnur.org/ situacion-en-venezuela.html (дата обращения: 13.01.2020).

31. La CIDH denuncia 23 muertos y 715 heridos en las protestas en Bolivia. — https://mundo. sputniknews.com/america-latina/201911171089344441-la-cidh-denuncia-23-muertos-y-715-heridos-en-las-protestas-en-bolivia/ (дата обращения: 19.01.2020).

32. Ley de amnistía N°. 996, aprobada el 08 de Junio del 2019 // La Gaceta, Diario Oficial (Managua). 2019. 10.06.

33. Ley de solidaridad social, reactivacion productiva en el marco de emergencia publica // Boletín Oficial de la Republica Argentina (Buenos Aires). 2019. 23.12.

34. Lo que nos une. Partido Nacional. Programa de gobierno 2020—2025. Montevideo, 2019.

35. Manetto F. El golpe de mano en la Asamblea Nacional endurece el choque entre poderes en Venezuela // El País (Madrid). 2020. 06.01.

36. Mas de tres mil 600 heridos en Chile en tres meses de protestas. — https://www.prensa-latina.cu/in-dex.php?o=rn&id=335628&SE0=mas-de-tres-mil-600-heridos-en-chile-en-tres-meses-de-protestas (дата обращения: 19.01.2020).

37. Ministerio de Gobierno. 1330 detenidos y 1507 heridos fue el resultado de las paralizaciones en el Ecuador. — https://www.ministeriodegobierno.gob.ec/1330-detenidos-y-1507-heridos-fue-el-resultado-de-las-paralizaciones-en-el-ecuador/ (дата обращения: 19.01.2020).

38. Ministro de Hacienda anticipa Imacec negativo para octubre y confirma ajuste en proyección de crecimiento 2019 // La Tercera (Santiago de Chile). 2019. 03.11.

39. Okuneva L. S. Brasil consolida su rumbo a la derecha // Iberoamerica. 2019. № 4.

40. Organizacion de Estados Americanos. Analisis de la Integridad Electoral. Elecciones Generales en el Estado Plurinacional de Bolivia 20 de octubre de 2019. Informe Final. Washington ; La Paz : OEA, 2019.

41. Organo Electoral Plurinacional. Computo Electoral. Elecciones Generales. 2019. Resultados Finales. — computo.oep.bo/ (дата обращения: 15.01.2020).

42. Plan de accion Uniendo fuerzas. Nito Cortizo Presidente.Version resumida. Panama, 2019.

43. Plan Nacional de Innovacion y Desarrollo (PLANID). Dr Alejandro Giammatei Presidente 2020— 2024. Guatemala : Vamos, 2019.

44. Propuestas de principales candidatos presidenciales en Paraguay. — https://www.telesurtv.net/ news/candidatos-presidencia-paraguay-propuestas-planes-gobiernos-20180418. 09 (дата обращения: 10.12.2018).

45. Recuento de prefecturas y alcaldías por fuerza política. — www.celag.org (дата обращения: 30.03.2019).

46. Telemetro. — https://www.telemetro.com/politica/elecciones-Panama/voto19/Resultados/ (дата обращения: 18.05.2019).

47. Tribunal Supremo Electoral. Escrutinio Final 2018. Resultados de Asamblea Legislativa. — https:// www.tse.gob.sv/2018/escrutinio-final/asamblea/index.html (дата обращения: 01.12.2018).

48. Tribunal Supremo Electoral. Guatemala C.A. Elecciones Generales y al Parlamento Centroamericano 2019. — resultados2019.tse.org.gt/ (дата обращения: 05.01.2020). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.