Научная статья на тему 'Политические конфликты в мультиэтническом обществе: созидательный потенциал и риски поляризации для Боливии'

Политические конфликты в мультиэтническом обществе: созидательный потенциал и риски поляризации для Боливии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
559
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
БОЛИВИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / МУЛЬТИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / BOLIVIA / POLITICAL CONFLICTS / ETHNIC CONFLICTS / MULTIETHNIC SOCIETY / DEMOCRATIZATION / CIVIL SOCIETY PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воротникова Татьяна Александровна

В статье рассмотрены особенности современных этнополитических противоречий в Многонациональном государстве Боливия. Проанализированы основные характеристики фрагментации боливийского общества, опыт социальной мобилизации и консолидации, а также потенциальные риски для стабильности политической модели в мультикультурном обществе со значительной долей коренного индейского населения. Именно высокая роль этнического фактора является отличительной особенностью феномена боливийского «разделенного» общества. В начале XXI века в политическом поле страны особую значимость приобрели вопросы цивилизационной идентичности, исторической справедливости и социально-культурного равенства. На примере индексов, измеряющих уровень развития политических систем, показана динамика эволюции боливийской демократии на основе показателей участия гражданского общества в политических процессах и качества взаимодействия между властью и обществом. Преимущественно оставаясь в рейтинге стран с низким уровнем демократического развития, в 2016 году Боливия вошла в группу государств со средними показателями. На основе качественного анализа проиллюстрировано, что в стране достигнута высокая степень политической стабильности и равновесия в обществе путем предоставления конституционных прав, расширения политического представительства, внедрения элементов партисипативной демократии и мирного урегулирования разногласий между государством и коренными народами. Изменения в механизмах взаимодействия политических институтов и общества были достигнуты благодаря расширению диалога с представителями общественных движений и неправительственных организаций посредством права на проведение свободных и предварительных консультаций по вопросам, затрагивающим интересы коренного населения. При этом отмечается характерное для латиноамериканской политической культуры толерантное восприятие конфликтов, высвечивающих интересы и потребности общества, благодаря чему возможно достижение более справедливого социально-политического порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CONFLICTS IN A MULTI-ETHNIC SOCIETY: CREATIVE POTENTIAL AND NEW RISKS FOR BOLIVIA

The article describes the features of modern ethno-political contradictions in the Plurinational State of Bolivia. The main characteristics of the fragmentation of Bolivian society, the experience of social mobilization and consolidation, as well as potential risks to the stability of the political model in a multicultural society with a significant share of the indigenous population are analyzed. A significant role of the ethnic factor is a distinctive feature of the phenomenon of the Bolivian "divided" society. At the beginning of the 21st century issues of civilizational identity, historical justice and socio-cultural equality have acquired particular significance in the political agenda of the country. Using the example of Indices that measure the level of development of political systems, the evolution of Bolivian democracy is shown on the basis of the indicators of civil society participation in political processes and the quality of interaction between government and society. Being in the rank of countries with a low level of democratic development, in 2016 Bolivia entered the group of states with medium indicators. Based on a qualitative analysis, it was illustrated that the country achieved a high degree of political stability and social balance by granting constitutional rights, expanding political representation, introducing elements of participatory democracy and peacefully resolving disagreements between the state and indigenous peoples. Changes in the mechanisms of interaction between political institutions and society have been achieved through expanding the dialogue with representatives of social movements and non-governmental organizations through the right to hold free and prior consultations on issues affecting the interests of the indigenous population. At the same time, a tolerant perception of conflict in Latin American political culture is noted, as it highlights the interests and needs of society, making it possible to achieve a just socio-political order.

Текст научной работы на тему «Политические конфликты в мультиэтническом обществе: созидательный потенциал и риски поляризации для Боливии»

Т.А. Воротникова

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В МУЛЬТИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И РИСКИ ПОЛЯРИЗАЦИИ ДЛЯ БОЛИВИИ *

T. Vorotnikova

POLITICAL CONFLICTS IN A MULTI-ETHNIC SOCIETY: CREATIVE POTENTIAL AND NEW RISKS FOR BOLIVIA

Аннотация

В статье рассмотрены особенности современных этнополитических противоречий в Многонациональном государстве Боливия. Проанализированы основные характеристики фрагментации боливийского общества, опыт социальной мобилизации и консолидации, а также потенциальные риски для стабильности политической модели в муль-тикультурном обществе со значительной долей коренного индейского населения. Именно высокая роль этнического фактора является отличительной особенностью феномена боливийского «разделенного» общества. В начале XXI века в политическом поле страны особую значимость приобрели вопросы цивилизационной идентичности, исторической справедливости и социально-культурного равенства. На примере индексов, измеряющих уровень развития политических систем, показана динамика эволюции боливийской демократии на основе показателей участия гражданского общества в политических процессах и качества взаимодействия между властью и обществом. Преимущественно оставаясь в рейтинге стран с низким уровнем демократического развития, в 2016 году Боливия вошла в группу государств со средними показателями. На основе качественного анализа проиллюстрировано, что в стране достигнута высокая степень политической стабильности и равновесия в обществе путем предоставления конституционных прав, расширения политического представительства, внедрения элементов партисипативной демократии и мирного урегулирования разногласий

Abstract

The article describes the features of modern ethno-political contradictions in the Plurinational State of Bolivia. The main characteristics of the fragmentation of Bolivian society, the experience of social mobilization and consolidation, as well as potential risks to the stability of the political model in a multicultural society with a significant share of the indigenous population are analyzed. A significant role of the ethnic factor is a distinctive feature of the phenomenon of the Bolivian "divided" society. At the beginning of the 21st century issues of civilizational identity, historical justice and socio-cultural equality have acquired particular significance in the political agenda of the country. Using the example of Indices that measure the level of development of political systems, the evolution of Bolivian democracy is shown on the basis of the indicators of civil society participation in political processes and the quality of interaction between government and society. Being in the rank of countries with a low level of democratic development, in 2016 Bolivia entered the group of states with medium indicators. Based on a qualitative analysis, it was illustrated that the country achieved a high degree of political stability and social balance by granting constitutional rights, expanding political representation, introducing elements of participatory democracy and peacefully resolving disagreements between the state and

между государством и коренными народами.

Изменения в механизмах взаимодействия политических институтов и общества были достигнуты благодаря расширению диалога с представителями общественных движений и неправительственных организаций посредством права на проведение свободных и предварительных консультаций по вопросам, затрагивающим интересы коренного населения. При этом отмечается характерное для латиноамериканской политической культуры толерантное восприятие конфликтов, высвечивающих интересы и потребности общества, благодаря чему возможно достижение более справедливого социально-политического порядка.

Ключевые слова:

Боливия, политические конфликты, этнические конфликты, мультиэтниче-ское общество, демократизация, гражданское участие.

indigenous peoples.

Changes in the mechanisms of interaction between political institutions and society have been achieved through expanding the dialogue with representatives of social movements and nongovernmental organizations through the right to hold free and prior consultations on issues affecting the interests of the indigenous population. At the same time, a tolerant perception of conflict in Latin American political culture is noted, as it highlights the interests and needs of society, making it possible to achieve a just socio-political order.

Key words:

Bolivia, political conflicts, ethnic conflicts, multi-ethnic society, democratization, civil society participation.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №18-014-00042 «Политическая поляризация и механизмы консолидации разделенных обществ в Латинской Америке. Возможности и пределы компаративного опыта для России».

Сегодня социально-политические пространство Латинской Америки характеризуется наличием разносторонних конфликтов, вовлекающих правительственные структуры, негосударственные политические институты и широкие слои населения. Среди основных причин напряженности политологи отмечают слабость государственности, кризис партийных систем, а также общую политическую «усталость» и усиление неконвенциональности гражданского общества [4]. Однако многие латиноамериканские исследователи обращают внимание на созидательный потенциал конфликта, высвечивающего интересы и потребности общества, благодаря которому возможно достижение более справедливого социально-политического порядка [3]. Такое отношение к конфликту можно объяснить особенностями политической традиции латиноамериканцев, в которой с колониальных времен особую роль занимала «культура протеста». Для их массового сознания характерно вполне толерантное восприятие конфликта, а открытий социальный протест считается естественной или даже необходимой формой выражения политических требований и отстаивания своих прав.

Политические реформы, проводимые в Боливии правительством Эво Моралеса (2006 - наст. вр.) в начале XXI века, привели к значительной эволюции характера общественно-государственных противоречий в стране. Они

были вызваны рядом факторов, среди которых общая трансформация политической системы, смена идеологической платформы, внесение законодательных поправок, реструктуризация партийной системы и изменение электорального поведения населения. В последнее десятилетие была достигнута достаточно высокая степень участия граждан в процессе принятия решений путем расширения механизмов прямой демократии и дескриптивного представительства. Среди форм неэлекторальной гражданской активности большое значение приобрела деятельность, в том числе, протестная, общественных и этнических организаций, индейских общин и крестьянских союзов, что способствовало становлению нового типа политического поведения, заменившего культуру исключенности на культуру участия.

Как отмечает российский политолог-латиноамериканист Л.В. Дьякова, наиболее фундаментальными компонентами для формирования конфликта являются три основания: борьба за жизненные средства, потребности или ресурсы; столкновение интересов, т.е. претензии на власть, статус или влияние; и конфликт ценностей, наиболее сложно поддающийся урегулированию [3]. В боливийских конфликтах зачастую присутствую все три этих компонента. Первый выражается в борьбе за контроль над природными ресурсами, земельными угодьями и территориями (которые зачастую выступают как сакральное понятие, имеющее культурно-символический смысл, и отождествляются с жизненным пространством для народа, традиционно на нем расселенного). Второй - в требованиях прав на самоопределение и политическую автономию, противопоставлении господствующей элиты и исключенных слоев. Третий - в конфликте идентичностей, устоев, обычаев и традиций многочисленных боливийских народов, а также в различиях в понимании и восприятии природы и окружающей среды, неприятии индустриализации и экстрактивной экономической модели. Это делает боливийский кейс одновременно, и уникальным, и в определенной степени типичным для латиноамериканских стран с большой долей индейского населения [6], и требует более детального изучения.

Исследование построено на сочетании качественного анализа эмпирических данных и сопоставления результатов авторитетных индексов: Индекс трансформации Бертельсманна, Индекс демократии (Economist Intelligence Unit), Индекс демократического развития в Латинской Америке, "Многообразие демократии" (Varieties of Democracy Project), с целью выявления роли конфликта в процессах демократизации и консолидации разделенных обществ (на примере опыта боливийского государства), а также конкретных механизмов преодоления общественной поляризации. На примере индексов, измеряющих уровень развития политических систем, показана динамика

эволюции боливийской демократии на основе показателей участия гражданского общества в политике и качества взаимодействия между властью и обществом.

Статья написана с привлечением зарубежной и отечественной научной литературы, посвященной особенностям социально-политических процессов в странах Латинской Америки (Л.Г. Дьякова [3], А.А. Щелчков [7], М. Centellas [9]. J. Wolff [12] и др.) в рамках концепции Адама Пшеворского [5]. Анализ историко-политических условий и базовых расхождений сторон в этносоциальных конфликтах в Боливии позволил определить степень политической стабильности и потенциал равновесия в боливийском обществе, достигнутые путем расширения конституционных прав коренных народов и их политического представительства, а также внедрения элементов парти-сипативной демократии.

Многонациональное государство Боливия - это сложнокультурное и мультиэтническое общество, где в начале XXI века в центр политической агенды были поставлены вопросы цивилизационной идентичности, исторической справедливости и социально-культурного равенства. Одно из центральных мест в современном дискурсе отводится понятию демократии и демократическому пути развития, по которому должно идти боливийское государство. При этом большое значение уделяется партисипативности и предоставлению политических прав коренным народам. Однако индейское большинство не является однородным и состоит из многочисленных этносов, выражающих разные политически интересы и амбиции. Основу электората правящей партии в первую очередь составляли индейцы кечуа и аймара, культурная идентичность которых доминирует в политической символике MAS (Movimiento al Socialismo - Движение к социализму). Несмотря на то, что этническая принадлежность к андским коренным народам остается важным фактором электорального поведения, в последние годы наблюдается сокращение влияния правящей партии среди общин аймара [10]. При этом, компенсируя снижение популярности среди наиболее бедных слоев общества, президенту удается получить поддержку избирателей, относящихся к среднему классу. Подобные изменения в электоральных предпочтениях, описанные исследователем из Университета Миссисипи Мигелем Сентелья-сом, доказывают, что этнополитическая мобилизация в Боливии становится все более сложной.

Высокая роль этнического фактора является отличительной особенностью феномена боливийского «разделенного» общества. Поляризация по этническому принципу наблюдалась во время политического конфликта 2008-09 гг. (мобилизация граждан восточных районов страны, которые про-

тестовали против конституционного проекта и призывали к широкой автономии от высокогорного Ла-Паса). Непосредственно интересы коренных народов затронули протесты 2011 года против строительства автотрассы через национальный парк TIPNIS, которые сопровождались выступлениями в стране и беспрецедентным международным резонансом [12].

Социально-политический конфликт можно рассматривать как часть демократического процесса в той мере, в какой он способствует трансформации общества. Подчеркивая его созидательный потенциал, вице-президент Боливии Альваро Гарсиа Линера называет эту ситуацию «креативной напряженностью» (tenciones creativas - исп.) и определяет ее как антагонистические отношения между, например, государством и общественными движениями, коллективными и частными интересами, или коренными народами и сторонниками экстрактивизма [13]. С 2006 года в Боливии произошел ряд критических ситуаций, которые можно рассматривать в этом ключе, в том числе референдум по лидерству Эво Моралеса в 2008 году, кризис вокруг принятия новой Конституции в 2008-2009 годах, протесты против повышения цен на топливо в 2010 году, конфликт в TIPNIS в 2011 году, референдум о конституционных изменениях в 2016 году и др.

Анализ политических процессов и измерение степени демократичности общества усложняется множеством составляющих, определяющих само понятие демократии. Поскольку до сих пор не выработано единых адекватных механизмов для измерения ее уровня, на примере нескольких авторитетных индексов можно проследить противоречивость различных оценок, а их комбинаторика позволяет дать более ясную картину. Немецкий ученый Джонас Вольф, занимающийся изучением динамики боливийского развития, отмечает, что зависимость между достижениями в области политической интеграции ранее маргинализированных групп и уровнем демократичности режима далеко не линейна или равномерно позитивна [21].

Это подтверждает сравнение нескольких индексов, взятых за период нахождения у власти правительства MAS. Так, Индекс трансформации Бер-тельсманна показывает корреляцию роста политического участия с повышением статуса демократии. График 1 демонстрирует что, с 2008 по 2016 гг. прослеживается тенденция увеличения обоих показателей [8]. Тогда как, например, ежегодный рейтинг, составляемый британской компанией Economist Intelligence Unit, не выявляет такой зависимости и фиксирует снижение общего уровня развития демократии при колебаниях степени вовлеченности граждан в политические процессы (График 2) [11].

График 1. Индекс трансформации Бертельсманна.

10 8 6 4 2 0

^^■Политическое участие ^^^ Статус демократии

Источник: построено автором по данным Bertelsmann Transformation Index, https://www.bti-project.org

График 2. Индекс демократии Economist Intelligence Unit

8 6 4 2 0

Источник: построено автором по данным Economist Intelligence Unit Democracy

Index.

Индекс демократического развития в Латинской Америке (совместный проект Фонда Конрада Аденауэра и Polilat.com, Уругвай), напротив, отмечает устойчивое продвижение в соблюдении политических прав и гражданских свобод (Измерение I) за тот же период (График 3). За историю измерений с начала века Боливия преимущественно относилась к странам с низким уровнем демократического развития и лишь в 2016 году вошла в группу стран со средними показателями. Прогресс в оценках был достигнут по всем компонентам индекса, за исключением экономического, по которому, несмотря на значительные достижения в последние годы, андская страна все еще отстает от региональных значений [14].

8 7,8 7,8 8,3 8,5 8,5

2006 2008 2010 2012 2014 2016

5,98

2006

6,15

5,92

5

5,56

5,92

6,11

2008 2010

Политическое участие

5,79

5,56

2012 2014 Общий индекс

2016

5,63

4,44

5

График 3. Индекс демократического развития в Латинской Америке

7 6 5 4 3 2 1 0

Источник: построено автором по данным IDD-Lat, http://idd-lat.org.

Интересные результаты представлены проектом «Многообразие демократии» (Varieties of Democracy Project), реализуемым Университетом Гете-борга (Швеция) и Институтом Келлог (США). Индекс участия гражданского общества отражает то, насколько регулярно властные органы обращаются к гражданскому обществу и учитывают его интересы в принятии политических решений, а также степень участия населения в деятельности организаций гражданского общества, которые включают группы интересов, профсоюзы, общественные движения, профессиональные ассоциации и другие неправительственные организации. Проект регистрирует динамику доступа к политическому процессу с начала XX века, отмечая пики гражданского участия после Боливийской революции (1952 г.), во время осуществления перехода к демократическому правлению после периода военных диктатур (1983 г.) и в первый президентский мандат Эво Моралеса (2006 - 2009 гг.) [19]. Примечательно, что после небольшого периода стабильного и относительно высокого уровня участия в 90-е гг. XX века, начавшегося в 1994 г. с исторического «Марша за жизнь, коку и национальный суверенитет», наивысшие значения гражданского участия в политических процессах приходяться на годы социальной турбулентности (так называемые водные и газовые войны в начала XXI века) и конфликт вокруг принятия новой Конституции 2009 года.

Еще один наглядный показатель - Индекс консультирования с гражданским обществом, который показывает наличие обратной связи между властью и населением. Насколько часто властные структуры обращаются к гражданскому обществу по вопросам политики исчисляется в пределах от 0 до 2, где 0 - это низкий уровень взаимодействия, 1 - мнение населения иногда принимается во внимание, а 2 - оно признается заинтересованной сто-

Измерение I ^^^ Общий индекс

роной и имеет право голоса по важным вопросам государственного развития. График 4 отражает значительное расширение диалога между властью и обществом с приходом Эво Моралеса, особенно в первые годы его президентства [19].

График 4. Индекс консультирования с гражданским обществом.

2006

2008

2010 ■ Измерение I

2012 • Общий индекс

2014

2016

Источник: построено автором по данным Varieties of Democracy, https://www.v-dem.net.

С точки зрения консолидации демократии политические реформы нынешнего боливийского правительства характеризуются несколькими важными чертами. С начала XXI века было предпринято реформирование государственной системы путем расширения законодательства страны в пользу коренных народов и ранее исключенных социальных групп. Начало этого процесса было положено еще в период неолиберальных реформ, которые включили нововведения в аграрном секторе, предоставление автономного статуса территориям коренных народов (Tierras Comunitarias de Origen). Наиболее значимой вехой стало принятие в 1994 году Закона о народном участии (Ley de Participación Popular), который создал 311 муниципалитетов (подобная административная единица ранее не выделялась), и открыл процесс децентрализации путем введения в повседневную жизнь Боливии таких понятий как автономия, территория, полномочия муниципалитетов и департаментов, распределение ресурсов и т.д. Дальнейшее расширение правовых гарантий в отношении гражданских свобод, прав коренных народов и защиты окружающей среды обеспечила Конституция 2009 года [1]. На практике это означало усиление политического представительства социальных групп, традиционно исключенных из политических институтов (в первую очередь женщин и представителей коренных народов в парламенте и других госу-

дарственных органах) и повышение степени участия граждан через механизмы прямой демократии [16].

Расширение доступа к политическим процессам со стороны низового сектора (т.е. профсоюзных организаций, индейских общин, синдикатов, федераций кокалерос и т.д.) по средствам их представительства в MAS и изменение социально-политических и экономических условий определило новый вектор политической борьбы. Традиционная креольская элита практически оказалась вытеснена из государственного управления, а политическая конкуренция стала разворачиваться между различными низовыми структурами [7]. Помимо традиционно сильного профсоюзного объединения рабочих -Боливийский рабочий цент (Central Obrera Boliviana - COB) - большое влияние оказывают индейские и крестьянские организации, представляющие интересы коренного населения и жителей села, такие как Confederación Sindical Única de Trabajadores Campesinos de Bolivia (CSUTCB), Consejo Nacional de Ayllus y Markas del Qullasuyu (CONAMAQ), Confederación de Pueblos Indígenas de Bolivia (CIDOB) [20].

Изменения в механизмах взаимодействия политических институтов и общества были достигнуты благодаря расширению диалога с представителями общественных движений и неправительственных организаций. Право коренных народов на консультации по вопросам добывающей политики и эксплуатации ресурсов, относящихся к их землям, закреплено в Конвенции 169 Международной организации труда, принятой в 1989 году и подтверждено в Декларации ООН о правах коренных народах 2007 года. В соответствии с международными договоренностями, государства несут обязательство согласовывать, на основе свободных, добровольных и предварительных консультаций, принятие законодательных и административных мер, затрагивающих интересы коренных народов (статья 19), а также осуществление проектов на их землях и территориях, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов (статья 32) [2]. Несмотря на некоторую неопределенность в отношении того, кто должен принимать участие в таких процедурах, в каких ситуациях и какие юридические последствия они несут, приводящую к их нередкому игнорированию, в Латинской Америке консультации проводятся в Боливии, Гватемале, Колумбии, Мексике, Панаме, Перу и Эквадоре. Практика предварительных консультаций («consulta previa» - исп.) в Боливии внедрена де-юре в качестве конституционной нормы и де-факто путем проведения встреч представителей власти с гражданскими и неправительственными организациями. С февраля 2007 года до 2012 года в стране было реализовано 27 консультаций по проектам в области добычи газа в большинстве

своем в департаментах Санта-Крус и Тариха [18]. Что касается наиболее масштабного конфликта в TIPNIS, то к диалогу были приглашены 69 общин, проживающих на территории национального парка [17].

С другой стороны, явные или неявные конфликты порождают риски для снижения доверия граждан к властным институтам, и в самом радикальном варианте могут привести к потере управляемости и поляризации общества. Например, вскоре после того, как разразился конфликт в TIPNIS более половины избирателей подали недействительные избирательные бюллетени на голосовании по выбору судей (в Боливии согласно конституции судьи избираются на всеобщем голосовании) [9], что было истолковано как серьезный сигнал для правительства. Без наличия сложившейся и устойчивой институциональной основы или в случае явного неравенства вовлеченных субъектов наличие открытого конфликта само по себе не подразумевает, что он будет урегулироваться более дискуссионным путем. Примером этого, опять же, может служить ряд спорных решений, принятых правительством по TIPNIS, в результате которых вопрос был заморожен на неопределенное время, а финальная точка не была поставлена спустя несколько лет [15].

В какой мере конфликт в боливийской практике может оказывать влияние на вектор политических процессов, и в какой степени социальный протест делает государство более демократичным? Как утверждает Адам Пшеворский, «демократия прочна, когда большинство конфликтов разрешается посредством демократических институтов, когда никому не позволено контролировать результаты ех post и они не предрешены ех а^е; когда результаты значимы в известных пределах и вынуждают политические силы им подчиняться» [5, с. 91]. К началу XXI века в странах Латинской Америки практически завершились волны демократического транзита, однако политическая реальность обнажает несовершенства национальных моделей. Процесс демократизации в Боливии сопровождается рядом ограничений, сохраняются риски дальнейшей этнической и социально-политической поляризации общества. В то же время, за время президентства Эво Моралеса с 2006 г. в стране достигнута высокая степень политической стабильности и равновесия в обществе, благодаря повышению гражданского участия, расширению конституционных прав, внедрению механизмов партисипативной демократии и путем мирного урегулирования разногласий между государством и коренными народами.

Литература

1. Воротникова Т.А. «Suma qamaña»: Боливия в поисках альтернативной модели развития // «Глобальный Юг» в полицентричном миропорядке. Мировое развитие. Москва: ИМЭМО РАН, 2018. Вып. 19.

2. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, 13 сентября 2007. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения 08.12.2018).

3. Дьякова Л.В. Проблемы латиноамериканской демократии в интерпретации исследователей // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. №3.

4. Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности. Москва: ИЛА РАН, 2017.

5. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. Под ред. В.А. Бажанова. Москва, 2000.

6. Шинкаренко А.А. Между неоэкстрактивизмом и «зеленой» геополитикой. Особенности «эко-территориального сдвига» в Латинской Америке // PolitBook. 2018. №4.

7. Щелчков А.А. Революция под знаменем Пачамамы. Боливия в начале XXI века // Новая и новейшая история. 2016. №5.

8. Bertelsmann Transformation Index. URL: https://www.bti-project.org (дата обращения 08.12.2018).

9. Centellas M. Bolivia in 2017: Headed into Uncertainty // Revista de ciencia política. 2018. Vol. 38. № 2.

10. Centellas M. Evo Morales and the MAS's Future // Latin America Goes Global. February 18, 2016.

11. Economist Intelligence Unit Democracy Index. URL: http://country.eiu.com/bolivia (дата обращения 08.12.2018).

12. Fontana L. Indigenous Peoples vs Peasant Unions: Land Conflicts and Rural Movements in Plurinational Bolivia // The Journal of peasant Studies. 2014. 41(3).

13. García Linera A. Las tensiones creativas de la Revolicón. La quinta fase del Proceso de Cambio. Vicepresidencia del Estado Plurinacional, Presidencia de la Asamblea Legislativa Plurinacional. LaPaz, 2013.

14. Índice de Desarrollo Democrático de América Latina. URL: http://idd-lat.org (дата обращения 08.12.2018).

15. Lalander R. Indigeneidad, descolonización y la paradoja del desarrollismo extractivista en el Estado Plurinacional de Bolivia // Revista chilena de derecho y ciencia política. 2017. Vol.8. № 1.

16. Lissidini A. Democracia directa en América Latina: Avances, contradicciones y desafíos // Democracia Participativa e Izquierdas. Logros, Contradicciones y Desafíos. Quito, 2015.

17. Paco Ancalle R.A. La consulta previa a los pueblos indígenas como mecanismo a su libre determinación en el nuevo texto constitucional boliviano aplicado en el conflicto del territorio indígena del parque nacional ISIBORO SÉCURE-TIPNIS. Tarragona, 2015.

18. Schilling-Vacaflor A., Flemmer R. El derecho a la consulta previa: Normas jurídicas, prácticas y conflictos en América Latina. Fortalecimiento de organizaciones indígenas en América Latina, PROINDIGENA. Bonn, 2013.

19. Varieties of Democracy. URL: https://www.v-dem.net (дата обращения 08.12.2018)

20. Wolff J. Political Incorporation in Measures of Democracy: a Missing Dimension (and the Case of Bolivia) // Democratizaion. 2018. Vol. 25. Issue 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vorotnikova T.A. «Suma qamaña»: Boliviya v poiskakh al'ternativ-noi modeli razvitiya. «Global'nyi Yug» v politsentrichnom miroporyadke. Mirovoe razvitie. Moskva: IMEMO RAN, 2018. Vyp. 19.

2. Deklaratsiya Organizatsii Ob"edinennykh Natsii o pravakh korennykh narodov, 13 sentyabrya 2007. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (data obrashcheniya 08.12.2018).

3. D'yakova L.V. Problemy latinoamerikanskoi demokratii v interpretatsii issledovatelei. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2016. T. 60. №3.

4. Politicheskie konflikty v Latinskoi Amerike: vyzovy stabil'nosti i novye vozmozhnosti. Moskva: ILA RAN, 2017.

5. Pshevorskii A. Demokratiya i rynok. Politicheskie i ekonomicheskie reformy v Vostochnoi Evrope i Latinskoi Amerike. Pod red. V.A. Bazhanova. Moskva, 2000.

6. Shinkarenko A.A. Mezhdu neoekstraktivizmom i «zelenoi» geopolitikoi. Osobennosti «eko-territorial'nogo sdviga» v Latinskoi Amerike. PolitBook. 2018. №4.

7. Shchelchkov A.A. Revolyutsiya pod znamenem Pachamamy. Boliviya v nachale XXI veka. Novaya i noveishaya istoriya. 2016. №5.

8. Bertelsmann Transformation Index. URL: https://www.bti-project.org (data obrashcheniya 08.12.2018).

9. Centellas M. Bolivia in 2017: Headed into Uncertainty. Revista de ciencia política. 2018. Vol. 38. № 2.

10. Centellas M. Evo Morales and the MAS's Future. Latin America Goes Global. February 18, 2016.

11. Economist Intelligence Unit Democracy Index. URL: http://country.eiu.com/bolivia (data obrashcheniya 08.12.2018).

12. Fontana L. Indigenous Peoples vs Peasant Unions: Land Conflicts and Rural Movements in Plurinational Bolivia. The Journal of peasant Studies. 2014. 41(3).

13. García Linera A. Las tensiones creativas de la Revolicón. La quinta fase del Proceso de Cambio. Vicepresidencia del Estado Plurinacional, Presidencia de la Asamblea Legislativa Plurinacional. LaPaz, 2013.

14. Índice de Desarrollo Democrático de América Latina. URL: http://idd-lat.org (data obrashcheniya 08.12.2018).

15. Lalander R. Indigeneidad, descolonización y la paradoja del desarrollismo extractivista en el Estado Plurinacional de Bolivia. Revista chilena de derecho y ciencia política. 2017. Vol.8. № 1.

16. Lissidini A. Democracia directa en América Latina: Avances, contradicciones y desafíos. Democracia Participativa e Izquierdas. Logros, Contradicciones y Desafíos. Quito, 2015.

17. Paco Ancalle R.A. La consulta previa a los pueblos indígenas como mecanismo a su libre determinación en el nuevo texto constitucional boliviano aplicado en el conflicto del territorio indígena del parque nacional ISIBORO SÉCURE-TIPNIS. Tarragona, 2015.

18. Schilling-Vacaflor A., Flemmer R. El derecho a la consulta previa: Normas jurídicas, prácticas y conflictos en América Latina. Fortalecimiento de organizaciones indígenas en América Latina, PROINDIGENA. Bonn, 2013.

19. Varieties of Democracy. URL: https://www.v-dem.net (data obrashcheniya 08.12.2018)

20. Wolff J. Political Incorporation in Measures of Democracy: a Missing Dimension (and the Case of Bolivia). Democratizaion. 2018. Vol. 25. Issue 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.