Научная статья на тему 'Индихенистские движения Латинской Америки и глобализация: случай Боливии'

Индихенистские движения Латинской Америки и глобализация: случай Боливии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
637
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕЙЦЫ / INDIANS / БОЛИВИЯ / BOLIVIA / ИНДИХЕНИЗМ / INDIGENISM / МОРАЛЕС / MORALES / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Неверов Кирилл Алексеевич

В статье рассматривается развитие индейского движения в Боливии, особое внимание уделяется развитию движения в современный период (2000-2011 гг.) и борьбе за права коренных народов перед угрозой глобализации. Также рассматривается противостояние индейских движений против правительства страны, даются возможные пути решения противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indigenous Movements in Latin America: Bolivia Case Study

The article examines development of indigenous movements in Bolivia with the emphasize on modern period (2000-2011) struggle against the threat of globalization. Also it considers an issue of interaction between indigenous activists and the government and the author proposes possible solutions of the contradictions.

Текст научной работы на тему «Индихенистские движения Латинской Америки и глобализация: случай Боливии»

УДК 323.13, 323.15

К. А. Неверов

ИНДИХЕНИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СЛУЧАЙ БОЛИВИИ

В статье рассматривается развитие индейского движения в Боливии, особое внимание уделяется развитию движения в современный период (2000-2011 гг.) и борьбе за права коренных народов перед угрозой глобализации. Также рассматривается противостояние индейских движений против правительства страны, даются возможные пути решения противоречий.

Ключевые слова: индейцы, Боливия, индихенизм, Моралес, глобализация.

Боливия принадлежит к числу тех государств мира, в которых доля коренного (индейского) населения является преобладающей среди общего числа населения: согласно данным Международной группы по правам меньшинств (Minority Rights Group International), по состоянию на сентябрь 2013 г 71% населения Боливии принадлежит к той или иной индейской народности (State of the World's Minorities..., 2013). Также Боливия может быть помещена в одни ряд с такими государствами, как Эквадор, Гватемала и Мексика, отличительной чертой которых является активное участие в политической жизни индейских движений, как на локальном, так и на национальном, региональном и, в отдельных случаях, международном уровнях. Согласно данным UNESCO, в Боливии насчитывается 35 народов (если исходить из языкового принципа отнесения группы к тому либо иному этносу) (UNESCO Interactive Atlas., http://www.unesco.org/culture/ languages-atlas/index.php). Национальный ценз населения и уровня жизни за 2012 г., проведенный Национальным институтом статистики (Instituto Nacional de Estadistica), выявил, что в стране существует 36 народов (Bolivia: Caracteristicas de Poblacion y Vivienda., 2012). Наиболее многочисленными из них являются кечуа, аймара и гуарани. Племена кечуа и аймара проживают на западе страны, представляющем собой Андское высокогорье — альтиплано, отождествляемое индейцами с цивилизацией древних инков, государством Тауантинсуйо. Носителями индейская цивилизация противопоставляется западной цивилизации, представленной жителями долин восточной части страны, потомками испанских завоевателей — метисами. Индейская цивилизация в сознании коренных народов предстает как идеализированная утопия, место, свободное от несправедливости и угнетения. В наши дни к этой утопии добавилась надежда на рукотворное построение справедливого общества, основанного на возрождении древних устоев, поскольку для индейцев всякая легитимность политических форм их бытия привязана к духовным истокам культурной среды, традициям и обычаям предков.

Согласно Конвенции 169 Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах

© К. А. Неверов, 2013

(от 27 июня 1989 г), определяющими признаками коренного народа являются племенной образ жизни, социальные, культурные и экономические условия, которые отличают их от других групп национального сообщества, наличие самоуправления, основанного на обычаях и традициях, присущих данному народу, а также принадлежность к потомкам «тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные или политические институты» (Конвенция о коренных народах..., http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/iol169.shtml). Самоидентификация в качестве коренного народа и язык также являются неотъемлемыми факторами при отнесении той или иной социальной группы к индейскому населению.

История индейских движений берет свое начало еще в период колониальной зависимости от Испании. В XX в. наиболее примечательными являются «Национальное Революционное Движение» (MNR), пришедшее к власти в стране в результате революции 1952 г. Кроме политики, направленной на улучшение условий жизни рабочего класса, революционное правительство также включило в повестку дня вопросы культурных прав и этнической идентичности. В 1960-1970-х гг. корни современного индейского движения прослеживаются в движении «катаристов» — борцов за «возвращение индейцам права голоса и автономии» (Yashar, 1998). Придерживавшиеся «левой» идеологии, «катаристы» выработали теорию «двух глаз» (Боливия., 2009, с. 10): в боливийском обществе существует не только классовое угнетение, но и этническое, «угнетение индейской нации как таковой» (Там же). Самой крупной политической победой движения стало избрание на пост вице-президента страны в 1993 г. одного из его участников — Виктора Уго Карденаса, лидера «Революционного освободительного движения Тупак Катари». Из катаристского движения вышла также партия «Индейское движение Тупак Катари»1.

1980-1990-е гг. стали временем больших потрясений для Боливии, особенно в экономической сфере: возросла инфляция (до 24%), в результате кризиса на мировых рынках олова стали закрываться шахты, множество рабочих осталось без средств к существованию, что привело к поиску альтернативных источников дохода, одним из которых стало разведение коки. Правительство таких президентов, как Виктор Пас Естенссоро, Хайме Пас Заморо и Гонсало Санчез де Лосада, ознаменовалось проведением неолиберальной политики, подразумевавшей открытие рынка для иностранных капиталов. Так, во время президентства де Лосада инвесторы получили доступ к владению и контролю над 50% активов частных предприятий, среди которых были нефтедобывающая корпорация Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos (YPFB), телекоммуникационные

1 Тупак Катари (наст. имя Хулиан Апаса) — лидер индейского восстания, имевшего место в Верхнем Перу (совр. Боливия) в 1781 г и направленного против власти испанских колониалистов.

компании, электрические сети и другие предприятия. Начало XXI в. было отмечено рядом «войн» против транснациональных корпораций и иностранных инвесторов, победа в которых, в конце концов, осталась в целом за гражданским обществом и индейским движением в частности. В 2000 r. имела место «Война за воду» в городе Кочабамба, в ходе которой состоялись массовые протестные выступления граждан против приватизации водоснабжающей компании Semapa американской инжиниринговой компанией Bechtel Corporation. Параллельно событиям в городе, в сельской местности, преимущественно в высокогорьях и долине Кочабамба, проходили индейские демонстрации, которые призывали к контролю над водой, природными ресурсами, ратовали за биологическое разнообразие, земельную реформу и права трудящихся.

В конце 1990-х — начале 2000-х гг. Боливия подвергалась нападкам со стороны США под видом борьбы с наркобизнесом. Опасения у США вызывали плантации коки, традиционного для Андского высокогорья растения, использовавшегося местным населением в народной медицине. Индихенистские движения противодействовали и США; так, союз кокалерос, возглавлявшийся Эво Мора-лесом, взывал к индейской культуре, выступая в защиту коки.

В середине 2000-х гг., в ходе так называемой Газовой войны, ставшей ответом боливийского общества на решение правительства де Лосада экспортировать газ в США и Мексику через газопровод, пересекающий чилийскую территорию, вызвало массовые индейские выступления. Протесты были поддержаны двумя индейскими лидерами, выступавшими за национализацию запасов природного газа: Эво Моралесом и Фелипе Кишпе, главой Индейского движения Пачаку-ти (Movimiento Indígena Pachakuti), которых отличал угол зрения на проблему. Если Моралес ратовал за частичное ограничение государственного контроля, то Кишпе настаивал на полной национализации. Итогом выступлений стала отставка де Лосада и поспешное бегство из страны на вертолете. Правительство его преемника, вице-президента Карлоса Меса, приняло новый закон об энергоресурсах, увеличивавший отчисления от прибыли с нефтегазовой отрасли до 50%. Однако жители страны не согласились на компромисс и продолжили протестные действия. Их недовольство вызвали также оставшиеся неразрешенными вопросы коррупции, земельный вопрос, статус кокалерос (производителей коки) и будущее производства коки, уровень грамотности населения, а также усугубленные экономическим кризисом бедность и безработица. Под давлением общественности Карлос Меса покинул свой пост в июне 2005 г.

В ходе состоявшихся 18 декабря президентских выборов победу одержал Эво Моралес, индеец-аймара и активный борец за права коренного населения, построивший свою предвыборную кампанию на поддержке коренного населения, защите и развитии народной культуры (включая культуру кокалерос) и национализации природных ресурсов. Партия Моралеса, Movimiento Al Socialismo (MAS), как и он сам, уже были хорошо известны боливийскому избирателю: на выборах 2002 г Моралес занял второе место, отстав от де Лосада всего на 1,5% голосов, тогда как MAS удалось занять 20% из 166 мест в Национальном конгрессе (Election Guide., http://www.electionguide.org/elections/id/1867/). Стоит отметить, что в преддверии выборов некоторые народные лидеры из окруже-

ния Моралеса призывали к массовым забастовкам с целью надавить на правительство и добиться осуществления требований народа. Однако верх одержало более умеренное крыло, выступавшее за сочетание переговорного процесса и массовых мирных народных выступлений. Итогом стала «трансформация боливийской политической практики», получившее название «полупрямой демократии», подразумевающей избрание демократическим путем на местах кандидатов для муниципальных и национальных выборов.

Победа индихенистов ознаменовала собой не только завершение неолиберального периода в истории Боливии, но также стала стимулом для принятия все большим числом людей своей индейской идентичности, создав благоприятные для такого изменения условия (Canessa, 2007).

В первые годы в должности президента Моралес добился признания на конституционном уровне Боливии полиэтническим государством (хотя еще при первом сроке де Лосада, в 1993 г., вышел закон о конституционной реформе, признающий права индейцев, а в 1995 г. был издан закон о народном участии, расширивший границы автономии на региональном и муниципальном уровнях), в котором мультикультурализм рассматривался в контексте партисипативной демократии, что подразумевает увеличение степени политического участия граждан, в особенности принадлежащих к индейскому населению, проживающему на труднодоступных территориях. Были запущены социальные программы: программа по обеспечению жильем, программа по созданию новых рабочих мест (Propais), национальная программа по борьбе с неграмотностью, земельная реформа, подразумевающая экспроприацию неиспользуемых земель латифундистов в пользу безземельных крестьян.

Боливийское движение за права коренных народов имеет своей целью не только отстаивание собственной этнической идентичности, прав на политическую и экономическую автономию, относящихся к локальному и национальному уровням, но также и на часть всемирного антиглобалистского движения. Противостояние экономической глобализации в Андском регионе коренится в незначительном, если не ничтожном, положительном эффекте неолиберальной политики для индейских племен, живущих преимущественно в сельской местности и зачастую находящихся в состоянии крайней нужды. Отрицательный эффект глобализации намного сильнее сказывается на жизни индейцев, разрушая их естественную среду обитания, лишая возможности проживать на исконных территориях, заниматься традиционными промыслами. Считалось, что после прихода к власти Моралеса ситуация должна была кардинально измениться, и интересы коренного населения стали отправной точкой при определении стратегии развития страны. Но на практике все оказалось несколько иначе.

В 2010 г. по стране прокатилась волна акций протеста, вызванных чрезвычайно резким повышением цен на топливо, которое, в свою очередь, спровоцировало повышение цен на продукты питания. Замороженные в течение шести лет (т. е. с момента прихода Эво Моралеса к власти), цены на горючее выросли на 73% (Violent Protests., http://news.sky.com/story/826886/violent-protests-over-bolivian-fuel-prices). Демонстранты требовали возвращения цен на предыдущий уровень и не шли на компромиссы с властью, обещавшей поднять зарплаты

рабочим и поддерживать производителей сельскохозяйственной продукции. Дабы не усугублять ситуацию, правительство было вынуждено пойти на уступки и вернуть цены на прежний уровень.

Через год, в сентябре 2011 г, правительством было принято решение проложить через национальный парк и индейскую территорию Isiboro Secure (TIPNIS) шоссе, которое должно было соединить штаты Бени и Кочабамба. Данная инициатива подкреплялась тем, что шоссе является необходимой для развития внутренней экономики страны транспортной артерией. Такая инициатива вызвала немедленный протест со стороны индейских движений, особенно активную роль сыграли Confederación de Pueblos Indígenas de Bolivia (Конфедерация коренных народов Боливии, CIDOB) и Consejo Nacional de Ayllus y Markas del Qullasuyu (Национальный совет алью и марка Кульясуйю, CONAMAQ). Они вывели более 1000 индейцев на марш в столицу Боливии — Ла-Пас — с целью прямого обращения к президенту с требованием не начинать строительство дороги, дабы не разрушать уникальную экосистему парка, в котором обитают уникальные животные и растения, а также не нарушать индейскую автономию, гарантированную статьей 289 Конституции (Constitución Política del Estado., http://bolivia.infoleyes.com/shownorm.php?id=469). 21 октября Эво Моралес заявил, что дорога не будет проложена через охраняемую территорию, а также обещал передать Конгрессу требования протестующих (порядка 15) (Bolivia's Evo Morales scraps..., http://www.bbc.co.uk/news/world-latin-america-15409447). В апреле 2012 г. контракт с бразильской компанией OAS, взявшей подряд на прокладку шоссе, был аннулирован (New Twist for TIPNIS Road..., https://nacla. org/blog/2012/4/16/new-twist-tipnis-road-bolivia-cancels-highway-contract).

Также ярким примером проявления гражданской активности коренного населения в противодействии как глобализации, под которой подразумевается интенсификация экономических связей между странами, так и внутренней модернизации и развития страны служат относительно недавние события, связанные с бойкотом этапа ралли «Дакар-2014», прошедшим в середине января 2014 г. Главным аргументом протестующих из CONAMAQ стала боязнь за домашних и диких животных, которых мог напугать шум двигателей (Cortes y manifestaciones indígenas., http://www.infobae.com/2014/01/08/1535788-cortes-y-manifestaciones-indigenas-amenazan-el-paso-del-dakar-bolivia). Однако более вероятным поводом для протеста является захват полицией офиса организации в городе Ла-Пас.

Таким образом, исходя из приведенных выше примеров протестной активности коренного населения Боливии, можно сделать следующий вывод: с одной стороны, индейское население всячески борется за сохранение традиционного уклада жизни, собственную культуру и историю, отстаивает право на автономию и противостоит настойчивым попыткам крупного транснационального бизнеса изменить статус-кво. С другой стороны, как показали события последних лет, индейские движения используют свое положение с целью давления на правительство даже в тех случаях, когда последнее руководствуется благими намерениями (как в случае со строительством шоссе), аргументируя свою позицию заботой об окружающей среде и правами на территорию. В данной ситуации

правительство Эво Моралеса стоит перед тяжелым выбором: либо и дальше идти на поводу у протестующих, либо согласиться на компромисс с лидерами движений, либо, в крайнем случае, конституционно ограничивать права индейцев. Любое решение представляется проблематичным, учитывая как национальную принадлежность президента, так и факт того, что коренное население является основой его электората.

Литература

Боливия — время левоиндихенистского эксперимента / отв. ред. В. М. Давыдов. М.: ИЛА РАН, 2009. 80 с. (Bolivia: time of the left-indian experiment / ed. by V. M. Davidov. Moscow: ILA RAN, 2009. 80 p.).

Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169) (Indigenous and Tribal Peoples Convention (Convention 169)) // http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml

Bolivia: Caracteristicas de Poblacion y Vivienda. Censo Nacional de Poblacion y Vivienda 2012. Instituto Nacional de Estadisticas, 2012 // http://www.ine.gob.bo:8081/censo2012/PDF/ resultadosCPV2012.pdf

Bolivia's Evo Morales scraps Amazon road project // http://www.bbc.co.uk/news/world-latin-america-15409447

Canessa A. Who is Indigenous? Self-Identification, Indigeneity, and Claims to Justice in Contemporary Bolivia // Urban Anthropology and Studies of Cultural Systems and World Economic Development. Vol. 36, N 3. Power, Indigeneity, Economic Development and Politicas in Contemporary Bolivia (FALL, 2007). P. 198.

Constitución Política del Estado (CPE) // http://bolivia.infoleyes.com/shownorm.php?id=469 Cortes y manifestaciones indígenas amenazan el paso del Dakar por Bolivia // http://www.info-bae.com/2014/01/08/1535788-cortes-y-manifestaciones-indigenas-amenazan-el-paso-del-dakar-bolivia

Election Guide: Democracy Assisctance and Elections News // http://www.electionguide.org/ elections/id/1867/

New Twist for TIPNIS Road: Bolivia Cancels Highway Contract // https://nacla.org/blog/2012/4/16/ new-twist-tipnis-road-bolivia-cancels-highway-contract

State of the World's Minorities and Indigenous Peoples 2013 — Bolivia, 24 September 2013 // http://www.refworld.org/country,,,,B0L,,526fb75914,0.html

UNESCO Interactive Atlas of the World's Languages in Danger. http://www.unesco.org/culture/ languages-atlas/index.php

Violent Protests Over Bolivian Fuel Prices // http://news.sky.com/story/826886/violent-pro-tests-over-bolivian-fuel-prices

Wind of democratic change in Bolivia // http://journal.alternatives.ca/spip.php?article1155 Yashar D.J. Contesting Citizenship: Indigenous Movements and Democracy in Latin America // Comparative Politics. Vol. 31, N 1 (Oct., 1998). P. 25.

ПОЛИТЭКС- 2013. Том 9. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.