Научная статья на тему 'ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В ЕАЭС В 2018 г.'

ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В ЕАЭС В 2018 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
602
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / Казахстан / Белоруссия / Армения / Киргизстан / ЕАЭС / евразийская интеграция. / Russia / Kazakhstan / Belarus / Armenia / Kyrgyzstan / Eurasian Economic Union / Eurasian integration.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

В 2018 г. в рамках своего председательства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Россия продолжила реализацию основных целей евразийской интеграции: создание единого рынка товаров и услуг, проведение единой промышленной политики, импортозамещение и пр. Россия также начала воплощение новых инициатив, в том числе, в рамках поддержки отраслей ранее мало задействованных в интеграционных проектах (атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, медицина, космос и пр.). Особое внимание российское государство уделило углублению международного и приграничного сотрудничества, более тесному взаимодействию на уровне регионов, а также кооперации в социально-гуманитарной сфере. В статье анализируются основные итоги деятельности РФ в качестве председателя ЕАЭС и даётся оценка направлений его развития в 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Белов Владислав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of Russia’s chairmanship in the Eurasian Economic Union in 2018

In 2018 in the framework of its chairmanship in the EAEU, Russia has continued the implementation of the main objectives of the Eurasian integration (the single market of goods and services, the implementation of a unified industrial policy, import substitution, etc.). Russia also started the implementation of new initiatives, including the support of the sectors previously little involved in integration projects (such as nuclear energy, renewable energy, medicine, space, etc.). The Russian state paid special attention to the deepening of international and cross-border cooperation, closer cooperation at the regional level, as well as the cooperation in the social and humanitarian sphere. The paper analyzes the main results of the Russian Federation as the Chairman of the EAEU and assesses the directions of its development in 2019.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В ЕАЭС В 2018 г.»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №2

УДК 327

Владислав БЕЛОВ

ИТОГИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В ЕАЭС В 2018 г.

Аннотация. В 2018 г. в рамках своего председательства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Россия продолжила реализацию основных целей евразийской интеграции: создание единого рынка товаров и услуг, проведение единой промышленной политики, импор-тозамещение и пр. Россия также начала воплощение новых инициатив, в том числе, в рамках поддержки отраслей ранее мало задействованных в интеграционных проектах (атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, медицина, космос и пр.). Особое внимание российское государство уделило углублению международного и приграничного сотрудничества, более тесному взаимодействию на уровне регионов, а также кооперации в социально-гуманитарной сфере. В статье анализируются основные итоги деятельности РФ в качестве председателя ЕАЭС и даётся оценка направлений его развития в 2019 г.

Ключевые слова: РФ, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизстан, ЕАЭС, евразийская интеграция.

Для РФ Евразийский экономический союз - важнейший региональный хозяйственно-политический интеграционный проект. Основной интерес - сближение экономик стран «пятёрки», содействие их развитию, повышение их конкурентоспособности1.

В концепции внешней политики России (Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640) в п. 51 сказано, что «Российская Федерация считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Республикой Армения, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой в целях стабильного развития, всестороннего технологического обновления, кооперации, повышения конкурентоспособности экономик государств - членов ЕАЭС и повышения жизненного уровня их населения. ЕАЭС призван обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, стать площадкой для реализации совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов. Созданный на основе универсальных интеграционных принципов, ЕАЭС способен сыграть важную роль в деле гармонизации интеграционных процессов в Европейском и Евразийском регионах»2.

Промежуточные итоги деятельности Евразийского экономического союза

В рамках евразийского проекта с 2015 по 2017 гг. были достигнуты существенные результаты:

• увеличился внутренний товарооборот,

© Белов Владислав Борисович - кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе, заведующий Отделом стгановых исследований, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: vladisbelov@yandex.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran220191319

1 Подробно об истории создания ЕАЭС, его структуре, механизмах см., например: Кофнер Ю. Основы Евразийского Экономического Союза (2017). URL: http://eurasian-studies.org/archives/3346 (дата обращения: 01.10.2018).

2 URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 01.10.2018).

• расширяется ассортимент производимой продукции и оказываемых услуг,

• выросли объёмы внешней торговли,

• улучшается структура экспорта, в котором растёт доля несырьевых товаров с высокой добавленной стоимостью,

• создаются совместные предприятия, в т.ч. с зарубежными партнёрами,

• не прекращается поток иностранных прямых инвестиций, среди прочего в рамках промышленной кооперации1.

Во многом этому способствовали государства, которые с 2015 по 2017 гг. были председателями в органах Евразийского экономического союза (Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и Совет, Евразийская экономическая комиссия).

Во время своего председательства Беларусь в 2015 г. основное внимание уделила созданию единых рынков, согласованию отраслевых политик, таможенному сотрудничеству и техническому регулированию2. Казахстан (председатель в 2016 г.) в качестве приоритетов выбрал решение отраслевых вопросов, развитие сотрудничества ЕАЭС с третьими странами и расширение форматов сотрудничества, в частности, на возможности сопряжения ЕАЭС с ШОС и китайской инициативой «Экономический пояс Шёлкового пути»3. В 2017 г. Киргизия дополнила перспективные направления сферой электронной торговли единым цифровым пространством, совместным формированием благоприятных условий для бизнеса и общей инновационной инфраструктуры, а также сотрудничеством в пенсионной сфере4.

Традиционные направления евразийской интеграции повторяются в повестке каждого председательства. Одновременно перечень задач, связанных с их реализацией, постоянно дополняется. Соответственно, повестка развития ЕАЭС постепенно эволюционирует. Помимо внутренних хозяйственно-политических процессов в странах-членах, она учитывает и изменения в мировой экономике, например, связанных с цифровой и энергетической трансформацией национальных хозяйств. Кстати, цифровизация экономики не была прописана в Договоре

0 ЕАЭС от 2014 г. Впервые о данной задаче было заявлено в конце 2016 г. Сегодня формирование цифровой экономики стало одним из ключевых направлений деятельности Союза, затрагивающее все сферы интеграции5.

Приоритеты российского председательства

В.В. Путин в рамках нового периода своего президентства (2018-2024 гг.) важнейшей задачей национального проекта в сфере развития международной кооперации и экспорта видит завершение формирования в рамках Евразийского экономического союза общих рынков, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве, при одновременном активном использовании механизмов совместной

1 См. также: Калашников Л.И., Кротов М.И. Трехлетие Евразийского экономического союза и инициативы российского председательства в 2018 году. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6189 (дата обращения: 01.10.2018).

2 Обращение Президента Беларуси Александра Лукашенко к главам государств - членов Евразийского экономического союза. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/21-01-2015.aspx.

3 Обращение Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева к главам государств - членов Евразийского экономического союза. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/10-02-2016-2.aspx.

4 Обращение Президента Кыргызской Республики А.Ш. Атанбаева к главам государств - членов Евразийского экономического союза. URL: http://www.emasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_razv_integr/Pages/ Новые%20страницыЮбращение%20Президента%20КР%202017.рй£

5 См. также анализ экспертов НИУ «Высшая школа экономики»: Российское председательство в ЕАЭС в 2018 году: как обеспечить реализацию заявленной повестки? URL: http://eurasian-studies.org/archives/9551 (дата обращения 20.03.2019).

проектной деятельности1. Высшее российское руководство заинтересовано в том, чтобы прогресс на наднациональном уровне евразийского взаимодействия с максимальной эффективностью содействовал использованию интеграционного потенциала для реализации отечественных стратегических интересов. В этом контексте основными целями председательства РФ в ЕЭАС в течение 2018 г. стали следующие :

• создание единых рынков товаров и услуг, а также условий для свободного движения капитала и рабочей силы,

• проведение согласованной политики в промышленности3 и сельском хозяйстве,

• развитие импортозамещения, в т.ч. на основе производственной и технологической кооперации,

• осуществление крупных проектов по модернизации транспортной инфраструктуры, выстраиванию эффективных логистических цепочек, повышению транзитного потенциала Союза и его стран-членов,

• реализация общей «цифровой повестки»:

■ развитие «интернет-экономики»,

■ формирование общих правил ведения цифровой торговли,

■ создание единых стандартов обмена информацией и её защиты,

■ внедрение цифровых технологий в государственное управление, промышленность, системы таможенного регулирования,

■ создание благоприятных условий для новых конкурентоспособных, инновационных и наукоёмких производств, в т.ч. совместных.

• задействование потенциала интеграционных интересов как крупного, так и малого и среднего бизнеса,

• использование ресурсов Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития для финансирования межгосударственных проектов, имеющих ярко выраженный (желательно синергетический) интеграционный эффект,

• сближение валютно-финансовой и денежно-кредитной политики государств - членов ЕАЭС, ориентированной на создание в перспективе единого финансового рынка, среди прочего - через повышение уровня доверия к банковской системе граждан.

С учётом предыдущих успехов в промышленности, аграрном секторе и сфере услуг Россия в качестве приоритетов в 2018 г. выбрала отрасли, которые пока мало задействованы в евразийской интеграции:

• атомная энергетика,

• возобновляемые источники энергии,

• экология,

• медицина,

• космос,

• туризм,

1 См. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 01.10.2018).

2 Обращение Президента России к главам государств - членов Евразийского экономического союза. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56663.

3 В мае 2017 г. было подписано Соглашение о порядке добровольного согласования государствами - членами ЕАЭС специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения ЕЭК разбирательств, связанных с предоставлением специфических субсидий. Правительство РФ одобрило документ в январе 2018 г., что стало важным шагом на пути создания равных конкурентных условий для производителей ЕАЭС.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №2

• спорт.

Среди других приоритетных направлений России - углубление межрегионального и приграничного сотрудничества, более тесная кооперация на уровне регионов, а также кооперация в социально-гуманитарной сфере, в первую очередь, в сфере налаживания межвузовских связей, реализации совместных учебных и научных программ, расширении студенческих обменов, повышении академической мобильности.

В сфере международной кооперации РФ заинтересована в последовательном расширении сотрудничества ЕАЭС с другими государствами и интеграционными объединениями. Примечательно, что президент РФ в своём обращении и МИД РФ в своём заявлении касательно предстоящего председательства в ЕАЭС не упомянули Евросоюз.

С российской точки зрения, некоторые страны СНГ могли бы стать наблюдателями при ЕАЭС. В мае 2018 г. первый шаг в этом направлении сделала Молдавия1.

У Союза хорошие перспективы для более тесного взаимодействия с ООН и её специализированными структурами, а также с ВТО (пока открытым вопросом остаются условия будущего членства в этой организации Беларуси).

С 2016 г. успешно функционирует зона свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом - это соглашение с полным правом можно отнести к лучшим практикам. В 2018 г. с Ираном было заключено временное соглашение, которое предстоит ратифицировать странам Союза. Продолжились переговоры по созданию ЗСТ с Египтом, Израилем, Индией, Сербией и Сингапуром2.

Определённые перспективы существуют в сфере торгово-экономического сотрудничества между Евразийским союзом и КНР, в т.ч. в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» («Инициатива пояса и пути»). Весной 2018 г. с Китаем было подписано соответствующее соглашение, которое, в первую очередь, было поддержано российской, казахской и киргизской сторонами. Несмотря на формальный призыв руководства Казахстана и Киргизии взаимодействовать с Поднебесной в многостороннем формате, de facto приоритетами для них является двусторонний формат сотрудничества. Эксперты отмечают и такой риск: в Китае производственные стандарты ниже, чем в ЕАЭС. Несмотря на то, что по их настоянию в Соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой нашли отражение вопросы технического, санитарного и фитосанитарного регулирования, не исключено возникновение проблем с точки зрения достижений государств-членов в сфере наднационального технического регулирования. В существующих проектах в основном задействованы государственные компании. По известным причинам (низкий коэффициент окупаемости инфраструктурных проектов, высокий уровень затратности) они могут не найти потребителей и коммерческих партнёров со стороны стран ЕАЭС и Западной Европы. Открытым остаётся вопрос о том, смогут ли они сделать акцент на сотрудничество, а не на конкуренцию с Китаем, который жёстко продвигает свои интересы: он предоставляет финансирование, свою рабочую силу, технологии, оборудование, но не инвестирует в повышение квалификации местной рабочей силы, развитие локальной инфраструктуры и пр.3

Россия особенно заинтересована в выполнении всеми членами Союза принятых норм и взятых обязательств. Поэтому особое внимание в 2018 г. РФ уделяла деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в части анализа и поддержки инициатив и проектов,

1 14 мая 2018 г. Высший Евразийский экономический совет на своём заседании принял Положение о статусе государства - наблюдателя при ЕАЭС и предоставил этот статус Республике Молдова.

2 О содержании ЗСТ более подробно см.: Кратко о Договоре о ЗСТ СНГ. URL: http://eurasian-studies.org/ archives/9546 (дата обращения 20.03.2019).

3 Кондратьева Н.Б. ЕАЭС 2018 глазами экспертов. Аналитическая записка ИЕ РАН, №43(139), 2018.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №2

инициируемых бизнесом, а также предлагаемых экспертными и научными кругами. Наиболее важными она считает те, которые направлены на устранение существующих в странах-членах препятствий, изъятий и ограничений. Было реализовано одно из предложений - создана экспертная группа по ликвидации барьеров. В неё вошли представители бизнес-сообществ стран - участниц Союза.

Значимым шагом вперед в устранении существующих барьеров и препятствий, а также в содействии созданию общих рынков стало решение сочинского саммита Высшего Евразийского экономического совета от 14 мая 2018 г. о создании постоянно действующих Советов министров государств - членов ЕАЭС по профильным и актуальным направлениям, таким как аккредитация, стандартизация, агропромышленный комплекс и транспорт1. По мнению российских экспертов, подобный механизм может помочь избегать в будущем повторение таких конфликтов, как между Беларусью и Россией по поводу молочной продукции2.

Москва продолжила расширение промышленной (технологической и производственной) кооперации в рамках Союза, актуальность которой существенно выросла в условиях санкций, и которая содействует реализации отечественной программе импортозамещения. Такая кооперация, с её точки зрения, не противоречит, а, наоборот, содействует модернизации промышленности стран Союза и укреплению национальных промышленных потенциалов.

В начале декабря 2018 г. была принята Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, содержащая цели и задачи по углублению экономического взаимодействия внутри Союза3. Кроме того были утверждены положения Основных направлений международной деятельности Евразийского экономического союза на 2019 г.4

Отношения с Евросоюзом

Противоречивое влияние на евразийскую интеграцию оказывает взаимный санкционный режим РФ и ЕС. С одной стороны, он объективно содействует росту потенциала импортозамещения. Но, с другой, он привёл к росту противоречий между Россией и Беларусью с Казахстаном, которые в силу ряда причин не поддержали российские контрсанкции. В условиях противостояния с коллективным Западом, которое резко обострилось в марте-апреле 2018 г., реализация приоритета более тесного сотрудничества евразийских партнёров с иностранными партнёрами в рамках российского председательства оказалось очень сложной задачей. Благодаря российским усилиям в целом она была реализована, в т.ч. в рамках целенаправленной деятельности Евразийской экономической комиссии на установление официального диалога ЕАЭС с Евросоюзом5.

Без тесного взаимодействия со структурами Евросоюза основные проекты ЕАЭС (особенно инфраструктурные) в рамках евразийского континента не могут быть полноценно воплощены в жизнь. Несмотря на очевидную востребованность, Брюссель отказывается предпринять какие-либо шаги для начала хоть какого-либо диалога с ЕЭК. Основная причина -официальная позиция ЕС в отношении России в связи с так называемой «аннексией Крыма» и ситуацией на Юго-Востоке Украины, привязанной к Минским соглашениям.

1 URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/14-05-2018-3.aspx (дата обращения: 20.03.2019).

2 Российское председательство в ЕАЭС в 2018 году: как обеспечить реализацию заявленной повестки? URL: http://eurasian-studies.org/archives/9551 (дата обращения 20.03.2019).

3 Итоги ВЕЭС: одобрены программы формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. 07.12.2018. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/07_12_2018_1.aspx (дата обращения: 20.04.2019).

4 Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2019 год. URL: http://docs.cntd.ru/document/551866205 (дата обращения 20.042019).

5 Кондратьева Н.Б. ... Цит. соч.

Тем не менее, именно ЕАЭС (в лице ЕЭК) способен предложить варианты вывода из тупика отношений России с Евросоюзом. Предпосылкой для этого служит факт, что Евразийский экономический союз является объективным партнёром Евросоюза и может стать эффективным посредником в начале диалога между двумя крупнейшими интеграционными группировками в Европе и на евразийском континенте. Существенно, что во время российского председательства деятельность институтов ЕАЭС подтвердила высокий уровень профессионализма и их политической независимости. Это особенно важно для завоевания авторитета у Брюсселя.

В течение 2018 г. ЕЭК предприняла значительные усилия на уровне экспертного сообщества для продвижения идеи о необходимости и пользе начала диалога между ЕАЭС и ЕС. С участием её представителей и экспертов прошли десятки конференций, круглых столов и подиумных дискуссий - большинство из них в Австрии, которая стала одной из основных дискуссионных площадок, посвящённой «интеграции интеграций». Можно выразить осторожную надежду, что дискуссии продолжатся и в 2019 г. Новой площадкой обещает стать недавно созданный форум австрийской и российской общественности «Сочинский диалог».

Заключение

В течение 2018 г. потенциал Евразийского экономического союза вырос. Это связано не только с темпами его экономического развития (к сожалению, темпы роста российского ВВП оказались ниже ожидаемых), но и с совершенствованием механизмов Союза. По объективным причинам Россия смогла достичь лишь ограниченного прогресса в повышение эффективности в деятельности органов Союза и устранении существующих барьеров, в т.ч. в торговле, разработке правил честной конкуренции и пр. Решение этих задач в 2019 г. перешло к Армении - новому председателю ЕАЭС.

Москва во время своего председательства приложила немало усилий для учёта интересов и потребностей своих партнёров по Союзу. Это относится и к вопросам самостоятельного взаимодействия членов ЕАЭС с внешним миром, и к использованию возможностей по продвижению своих национальных интересов. РФ поддержала стремление государств-членов участвовать в глобальных цепочках добавленной стоимости - в течение года ЕАЭС был открыт для диалога с ключевыми партнёрами как на Западе, так и на Востоке, в первую очередь, с Европейским союзом и Китаем. При этом учитывались «внутренние» задачи развития каждого из государств ЕАЭС, в т.ч. и самой России, которая в течение 2018 г. укрепилась как мировой глобальный игрок.

Кремль смог активизировать обсуждение происходящих в ЕАЭС процессов и через ЕЭК обеспечил внимание внешних партнёров, в том числе из стран Евросоюза - Австрии, Германии, Франции, Италии, Чехии, Греции, к возможностям взаимовыгодной кооперации на уровне двух ведущих интеграционных группировок на евразийском континенте. В сложных ус -ловиях противостояния России и коллективного Запада не произошло отчуждения ЕАЭС от глобального хозяйственно-политического пространства.

Особая роль принадлежала Евразийской экономической комиссии, которая тесно взаимодействовала с известными мозговыми центрами (в т.ч. с Институтом Европы РАН) и всячески поощряла предпринимательское и экспертное сообщества к обсуждению интеграционной проблематики, текущих событий и долгосрочных целей ЕАЭС. Несмотря на ограниченные возможности комиссии по имплементации норм и правил, она сохранит свою ведущую роль в продвижении евразийской интеграции на наднациональном и национальном уровне, а также в налаживании отношений с Евросоюзом.

Список литературы

Калашников Л.И., Кротов М.И. Трёхлетие Евразийского экономического союза и инициативы российского председательства в 2018 году. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArt Id=6189 (дата обращения: 20.03.2019).

Кондратьева Н.Б. ЕАЭС 2018 глазами экспертов. Аналитическая записка ИЕ РАН, №43(139), 2018.

Кофнер Ю. Основы Евразийского Экономического Союза (2017). URL: http://eurasian-studies.org/archives/3346 (дата обращения: 20.03.2019).

Российское председательство в ЕАЭС в 2018 году: как обеспечить реализацию заявленной повестки? URL: http://eurasian-studies.org/archives/9551 (дата обращения: 20.03.2019).

References

Kalashnikov L.I., Krotov M.I. Trekhletiye Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i initsiativy rossiyskogo predsedatel'stva v 2018 godu. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6189 (data obrashcheniya 20.03.2019).

Kofner Yu. Osnovy Yevraziyskogo Ekonomicheskogo Soyuza (2017). URL: http://eurasian-studies.org/archives/3346 (data obrashcheniya 20.03.2019).

Kondrat'yeva N.B. YEAES 2018 glazami ekspertov. Analiticheskaya zapiska IYe RAN, №43(139), 2018.

Potemkina O. European Union - Eurasian Economic Union: cooperation or competition? Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN, 2018, №4. S. 6-10.

Rossiyskoye predsedatel'stvo v YEAES v 2018 godu: kak obespechit' realizatsiyu zayavlennoy povestki? URL: http://eurasian-studies.org/archives/9551 (data obrashcheniya: 20.03.2019).

The results of Russia's chairmanship in the Eurasian Economic Union in 2018

Author. Vladislav Belov, Candidate of Sciences (Economics), Deputy Director of IE RAS, Head of Department for Countries Studies, Head of Center for German Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mohovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: vladisbelov@yandex.ru.

Abstract. In 2018 in the framework of its chairmanship in the EAEU, Russia has continued the implementation of the main objectives of the Eurasian integration (the single market of goods and services, the implementation of a unified industrial policy, import substitution, etc.). Russia also started the implementation of new initiatives, including the support of the sectors previously little involved in integration projects (such as nuclear energy, renewable energy, medicine, space, etc.). The Russian state paid special attention to the deepening of international and cross-border cooperation, closer cooperation at the regional level, as well as the cooperation in the social and humanitarian sphere. The paper analyzes the main results of the Russian Federation as the Chairman of the EAEU and assesses the directions of its development in 2019.

Key words: Russia, Kazakhstan, Belarus, Armenia, Kyrgyzstan, Eurasian Economic Union, Eurasian integration.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: http://dx .doi.org/10.15211/vestnikieran220191319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.