Научная статья на тему 'Отношения ЕС - ЕАЭС: особенности современного этапа'

Отношения ЕС - ЕАЭС: особенности современного этапа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
758
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЕС / ЕАЭС / РАДИКАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ / НЕЧЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / КООПЕРАТИВНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕГРАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьева Наталия Борисовна

В статье дана характеристика отношениям ЕС и ЕАЭС с опорой на инструменты политологии и экономической науки. Автор критикует стороны за применение технологий радикального консерватизма и нечестной конкуренции в отношении друг друга. Отмечены объективные предпосылки для диалога, а также проблематичные элементы евразийской интеграционной модели, препятствующие интеграции интеграций. Автор предлагает очередные рекомендации к ЕАЭС по совершенствованию внутренней интеграционной стратегии и рассматривает возможность перехода отношений на стадию кооперативной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения ЕС - ЕАЭС: особенности современного этапа»

Современная Европа, 2018, №3, с. 60-70 ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

УДК 339.924

Наталия КОНДРАТЬЕВА

ОТНОШЕНИЯ ЕС - ЕАЭС: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА

Аннотация. В статье дана характеристика отношениям ЕС и ЕАЭС с опорой на инструменты политологии и экономической науки. Автор критикует стороны за применение технологий радикального консерватизма и нечестной конкуренции в отношении друг друга. Отмечены объективные предпосылки для диалога, а также проблематичные элементы евразийской интеграционной модели, препятствующие интеграции интеграций. Автор предлагает очередные рекомендации к ЕАЭС по совершенствованию внутренней интеграционной стратегии и рассматривает возможность перехода отношений на стадию кооперативной конкуренции.

Ключевые слова: ЕС, ЕАЭС, радикальный консерватизм, нечестная конкуренция, интеграционные модели, кооперативная конкуренция, интеграция интеграций.

Что связывает Европейский и Евразийский экономический союзы (ЕС и ЕАЭС), Запад и Восток Большой Европы от Лиссабона до Владивостока? Научных работ, отвечающих на поставленный вопрос, дающих оценки и рекомендации, немного. До сих пор официальные контакты между двумя интеграционными союзами не установлены; нет позитивной, конструктивной повестки. А потому предмета для научного исследования будто бы и нет.

Между тем отсутствие официальных связей не отменяет исследовательскую тематику. Об отношениях рассуждают как о перспективном векторе; анализу подлежат экономические связи двух частей Большой Европы [Blockmans, Kostanyan, Vorobiov, 2012; Hancock, Libman, 2016; Заславская, 2017]. Совместные исследования направлены на сбор данных, но не на конструирование концепции взаимодействия1. Задача настоящей

1 New papers highlight economic benefits of European-Eurasian economic ties.23 may. URL: http://www.iiasa.ac.a1/web/home/abouiynews/180523-eurasian-reports.h1ml_(n,aTa обращения: 21.05.2018).

© Кондратьева Наталия Борисовна - кандидат экономических наук, доцент, учёный секретарь Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3; доцент НИУ "Высшая школа экономики". Адрес: 101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., 20; зав. кафедрой европейских и интеграционных исследований Института мировых цивилизации. Адрес: 107078, Россия, Москва, 1-й Басманный переулок, 3.1 E-mail: nkondratieva@inbox.ru

Статья выполнена при поддержке ПФИ Президиума РАН № 22 "Анализ и прогноз новых глобальных вызовов и возможностей России", проект "Большое европейское пространство: геополитическая и социально-экономическая трансформация. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320186070

статьи - оценка нынешнего этапа отношений, а также возможностей для выстраивания диалога с опорой на схожие элементы двух интеграционных моделей.

Отношения ЕС — ЕАЭС в терминах политологии и экономической науки

Следует отметить наличие отношений отрицательного типа. Две части Большой Европы связывают узы соперничества, что вызвано борьбой за доминирование на евразийском пространстве; стороны испытывают друг к другу взаимное недоверие, объяснимое незавершенностью стратегий модернизации их экономик. Порой, доходит до политического антагонизма, обусловленного тем, что каждая из сторон усматривает кризисные проявления во внутреннем социально-политическом развитии другой стороны.

Очевидно, что в отношении друг друга стороны придерживаются консервативно-радикальной политики (в методологическом плане полезны обобщающие труды по радикальному консерватизму [Иуков, 2011]). Признаки этой политики: опора на традиционных союзников, использование жёстких мер - экономического принуждения - к общим соседям, применение крайних форм протекционизма - санкций - друг к другу. На Востоке, в России, в частности, поставлена цель защиты суверенитета2 (государственного, экономического и идеологического [Кучерявый, 2015]) после двух десятилетий его ослабления во имя создания Большой Европы. Со стороны отдельных акторов из ЕС реализуются такие технологии радикального консерватизма как провоцирование международной напряженности.

Большая Европа движется политическим курсом к реставрации ушедшей системы двух идеологических лагерей. Но есть ли в этом нужда?

Радикальный консерватизм - не новое явление. Феномен возник в Европе в первой половине XX века на почве крупного системного кризиса, геополитических и геоэкономических противоречий, активизации праворадикальных движений. Последствия развития радикально-консервативных идеологий подробно изучены. А потому, стоит задуматься, так ли уж масштабен нынешний кризис политических элит Евросоюза и так ли уж близка Россия с её сателлитами к авторитаризму и далека от либеральной модернизации, что единственной формой отношений должны быть крайние политические средства и технологии.

Для конфронтации нет веских оснований. Поэтому Запад перестал муссировать тему аннексии Крыма [Biscop, 2017], трагедии с малазийским боингом, господдержки допинга, покушений на граждан, получивших убежище в Великобритании. Россия тоже не допускает сползания отношений двух частей Большой Европы в радикализм и экстремизм. Это заметно по тому, что Москва весьма сдержанно критикует официальный Брюссель за его очевидно примитивную политику в ряде регионов Европы, Африки, Востока.

Внимание западных мозговых центров к проблематике взаимодействия ЕС -ЕАЭС растёт. Немецкие, французские, греческие, чешские и др.3 политические фонды

2 В Совете Федерации создана комиссия по защите госсуверенитета России. 14 июня 2017. URL: http://tass.rU/politika/4334855http://tass.ru/politika/4334855 (Дата обращения: 21.05.2018).

3 Кроуфорд К., Романова Е. Евразийский союз - новый полюс в многополярном мире: амбиции и реальность. Представительство в России Фонда К. Аденауэра. 09.02.2016. URL: http://www.kas.de/wf/doc/kas_41303-1522-6-30.pdf7160209103511 (Дата обращения: 21.05.2018).

и университеты активно обсуждают тему с участием коллег из стран ЕАЭС. Следует особо отметить форум в Салониках в сентябре 2017 г., организованный с целью реализации положений Совместной декларации о сотрудничестве ЕЭК и правительства Греческой Республики. Заметны контакты на деловом и исполнительном уровнях. Они служат как повышению информированности западных специалистов о ЕАЭС, так и продвижению совместных проектов. Части Большой Европы скреплены в 2017 г. соглашением между ЕС и Арменией (процедура ратификации еще не завершена). В повестке дня ЕАЭС логичен вопрос оформления соглашения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с Балканскими странами.

Что же касается официального Брюсселя, то в ответ на предложение председателя Коллегии ЕЭК В.Б. Христенко 2015 г. об установлении контактов с Европейской комиссией (ЕК) поступило письмо4, адресованное непосредственно президенту В. Путину. В послании председатель ЕК Ж.-К. Юнкер выразил готовность рассмотреть возможности взаимодействия с ЕАЭС в режиме консультаций с государствами-членами и при синхронизации с реализацией Минских соглашений. Он также сообщил, что поручил проработать соответствующий вопрос своему аппарату. Однако наладить отношения не получилось.

Не изменил ситуацию и приезд в Россию осенью 2017 г. нового посла Евросоюза Маркуса Эдерера, хорошо известного в российско-немецких бизнес-кругах. Зимой в Москве при его участии прошло несколько заседаний по исследуемой проблематике, например, в январе в рамках Гайдаровского форума5. Весна же 2018 г. запомнилась его отбытием в Брюссель для консультаций по делу Скрипалей.

Неспособность Брюсселя на позитивную повестку дня в отношениях с ЕАЭС объяснима. Первая причина - членство в составе ЕС большой группы стран Восточной Европы, намеренно разорвавших связи с соцлагерем [ВоМасЬеу Т., 2017, Данилов Д.А., 2017]. Вторая - борьба за постсоветское пространство, порожденная политикой ЕС Восточного партнёрства и обостренная ответным созданием ЕАЭС [Болгова, 2016].

Главная на наш взгляд причина - сопротивление ЕС появлению конкурирующей интеграционной группировки путём ограничения её деятельности и ослабления ресурсной базы. Интерес представляет именно оценка методов и сути конкуренции двух интеграций.

Примечательно в связи с этим то, что в Евросоюзе не изобилуют количественные оценки политики Восточного партнёрства. Между тем математические модели должны

ЕАЭС - ЕС: молодые европейские экономисты и политологи призывают к сотрудничеству. 25.07.2017. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/25-07-2017.aspx (Дата обращения: 21.05.2018). Форум "ЕАЭС -Греция: новый мост для сотрудничества и развития" поможет бизнесу наших стран. 10.08.2017 URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/pages/10-08-2017.aspx (Дата обращения: 21.05.2018). Чешский бизнес выступает за установление полномасштабного диалога между ЕАЭС и ЕС 17.04.2018. URL:

http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/pages/17-04-2018-2.aspx (Дата обращения: 21.05.2018).

4 Юнкер направил письмо Путину с предложением о взаимодействии ЕС и ЕАЭС. 19 ноября 2015 г. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2454939 (Дата обращения: 21.05.2018).

5 ЕС - ЕАЭС: есть ли потенциал развития взаимодействия? URL: http://eurasian-studies.org/archives/6595 (Дата обращения: 21.05.2018).

были облегчить ориентацию конкретных стран постсоветского пространства на европейский интеграционный полюс. В России требуемые исследования проводились при поддержке Евразийского банка развития. В частности, они осмысливали перспективы Украины и указывали ей направление в сторону ЕАЭС [Конфликт двух интеграций, 2015]. С углублением украинского кризиса обратили на себя внимание негативные стороны конкуренции интеграций. Отсюда характер ее влияния оказался недооценен. Вполне уместно говорить о том, что последствия нынешней фазы конкуренции носят авантюрный характер.

По поводу приёмов, которые использует Евросоюз, российские эксперты отмечают следующее. ЕС полагает себя в качестве эталона [Бш1оу Б., 2015], ключевого актора, имеющего компетенцию структурировать европейское пространство. Сопротивление конкурирующей интеграционной группировке проявляется в политике Брюсселя через игнорирование полномочий институтов конкурента.

От себя добавим, что такое поведение напоминает злоупотребление доминирующим положением в терминах экономической науки. Отсюда назовем нынешний этап конкуренции интеграций фазой "нечестной конкуренции". Напомним содержание понятия. Нечестной конкуренцией, если речь идёт о хозяйствующем субъекте, именуют поведение, порочащее соперника, в том числе распространение ложной или искажённой информации, способной причинить убытки, нанести ущерб деловой репутации конкурента, при этом предоставление неполной или недостоверной информации о себе, введение в заблуждение, создание препятствия для выбора, навязывание дополнительных условий, не относящихся к делу, уклонение от выполнения обязательств, как результат - деформация представления о возможных перспективах. Такие приёмы считаются запрещёнными.

По правде говоря, ЕС прекратил объяснять нежелание вести диалог с ЕАЭС списком сомнительных претензий: моноцентричностью ЕАЭС, имперскими амбициями России, неспособностью к созданию новых торговых потоков, ориентированностью на протекционизм. Но теперь официальный Брюссель не предлагает ЕАЭС даже критики.

В Евросоюзе признают, что ЕАЭС гарантирует преимущества более высокого качества [В1зоор, 2013], нежели те, что заданы рамками внешней политики ЕС, например, военную защиту, энергетическую безопасность, возможность трудоустройства граждан. Неприбыльность Восточного партнёрства для тех, кому эта политика адресована, была доказана практикой. Облегчен сбыт европейских товаров и услуг на рынки аутсайдеров вместо упрощения поставок продукции в ЕС и ожидаемого встраивания в европейский бизнес. Хотя важным бонусом стало предоставление безвизового режима, в Молдавии и Украине недоумевают по поводу более высоких объемов финансовой помощи Палестине и Азербайджану. Индикаторы результативности6 политики по созданию демократичной и стабильной периферии Евросоюза - это политический кризис и гражданская война на Украине, факты дестабилизации социально-политической обстановки в Молдавии, Армении, Белоруссии. Причем европейские аналитики указывают,

6 Украина, согласно американскому мониторингу демократических изменений, находится в категории "полностью свободных" государств. См.: Freedomhouse. URL: https://freedomhouse.org/reports (Дата обращения: 21.05.2018).

что отсутствие перспективы членства в ЕС снижает мотивацию стран Восточного партнерства к проведению рыночных и демократических реформ.

Важно отметить, что перспективу конкуренции двух частей Большой Европы европейцы начали обсуждать ещё в начале 2000-х гг. на этапе, казалось бы, благоприятной конъюнктуры (напомним, тогда активно велась разработка концепции общих пространств сотрудничества РФ - ЕС). О своей политике соседства эксперты ЕС прямо заявляли: она эффективна в том случае, если нет надёжной альтернативы европейской интеграции [Schimmelfennig F. and Sedelmeier, 2004]. Отсюда - игнорирование институтами ЕС интеграционных инициатив на постсоветском пространстве, позже - институтов ЕАЭС, несогласие на создание площадки для обсуждения, установления правил игры, взаимного продвижения интересов. Тактика ЕС заключена в том, чтобы получить дополнительные шансы от искусственного сдерживания евразийской интеграции, ослабления силы её притяжения, принуждения стран постсоветского пространства к работе в условиях неполной информации и деформации восприятия потенциала ЕАЭС.

Любой вариант возобновления партнёрства (на уровне ЕС - РФ или интеграция ин-теграций) положил бы конец хитроумному поведению ЕС, направленному на ослабление евразийского полюса.

Общее и особенное двух интеграционных моделей

Не секрет, что образцом для евразийской экономической интеграции была и остается европейская модель. Автор в ряде работ указывал на элементы, экспортированные в ЕАЭС из ЕС [Кондратьева, 2016]. Так, в базисе обеих моделей сегодня лежат одни и те же принципы либерализации рынков: создание новых торговых потоков, свобода передвижения факторов и результатов экономической деятельности - товаров, услуг, капиталов, труда, повышение качества жизни через повышение качества товаров и услуг, создание институциональной системы, независимой от воли государств-членов, для формирования общих норм и контроля их применения. Присутствие элементов сходства не всегда следствие заимствования интеграционных технологий. В ряде случаев сходство моделей проистекает из сходства ценностей. Так, общественность и бизнес стран - участниц ЕАЭС не возражают по поводу политики гармонизации внутренних стандартов, подтягивания отстающих норм к уровню передовых, охраны труда, защиты здоровья и окружающей среды, сохранения культурных ценностей (несмотря на то что для догоняющих экономик эта деятельность сопряжена с дополнительными расходами). Надо сказать также, что надгосударственные институты органично вписываются в ЕАЭС и опираются на традицию регулирования экономики его стран. В ранних работах мы указывали на то, что нельзя отождествлять модели ЕС и ЕАЭС даже при наличии общих элементов. Поэтому уместно продолжить список сходств, из которых вытекают объективные предпосылки для притяжения и взаимодействия двух группировок, а также отличия, которые могут препятствовать отношениям.

В повестке дня ЕАЭС - совершенствование порядка передвижения мобильных работников. Реализация принципа недискриминации в отношении мобильного населения более всего волнует Кыргызстан, потому что страна до сих пор лишь увеличивает свое значительное отставание от уровня развития России. Темпы сближения других стран ЕАЭС с Россией (по оценкам ЕАБР) составляют 1% в год в среднем за период с начала 1990-х гг., и мобильность их населения невелика. Действует принцип взаимного признания документов о профессиональной квалификации за исключением четырёх про-

фессий (педагог, медицинский работник, фармацевт, юрист), для которых разработана процедура подтверждения квалификации. Лучше было бы разработать нормы признания квалификации для специфических ниш, которые занимают мобильные работники (нянечки, воспитатели детских садов, медсестры, продавцы, строители, водители общественного транспорта), исходя из необходимости обеспечения безопасности оказания соответствующих услуг. Пока же важный положительный результат - устранение пенсионной дискриминации мобильных граждан. Проект соответствующего международного договора, предусматривающего выплату пенсии государством трудоустройства, прошёл процедуру одобрения Коллегии ЕЭК в конце 2016 г. Однако еще не решен вопрос о величине индивидуального пенсионного коэффициента (балла).

Предметом мониторинга стала практика применения скрытых количественных ограничений во взаимной торговле. Интерес представляет одно из ранних решений Коллегии ЕЭК7, отменившее постановление правительства РФ о закупке тканей для форменной одежды исключительно российского производства. Это решение выявило скрытую форму господдержки национальных предприятий и в конечном итоге позволило увеличить объёмы поставок из Белоруссии. Оно показывает общность смысла евразийской и европейской моделей. Цель Евразийской комиссии в данном решении -изжить фаворитизм в госзакупках, достичь экономии госрасходов. Оно может служить прецедентом, когда возникнут конфликты по поводу бытующих рекламных лозунгов типа "Покупай у отечественного производителя" и других замаскированных ограничений торговли между государствами-членами.

В ЕАЭС в отличие от ЕС отсутствует социально ориентированное регулирование в форме собственного бюджета, и нет финансовой поддержки регионального развития, сельского хозяйства, инфраструктуры, НИОКР. Однако возможно кредитование общих проектов, для чего функционируют Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Но ЕАЭС, как и Евросоюз, практикует малозатратные формы регулирования - технические регламенты, направленные на устранение барьеров на пути передвижения товаров, услуг, капиталов и лиц. Эти меры обременительны только для экономических акторов, не предполагают деления государств-членов на доноров и иждивенцев и, соответственно, снижают риск диктата со стороны какого-либо государства. В планах - создание к 2025 г. наднационального финансового регулятора.

Торговые конфликты на почве скрытого протекционизма есть, как и в Евросоюзе. Но в отличие от ЕС в ЕАЭС нет "главного интегратора"; трудно уличить кого-либо из стран в продвижении своих подходов (в ЕС же эта роль отведена Германии, а европейская модель не что иное, как германская модель социально-рыночного хозяйства).

В ЕАЭС отсутствует представительный орган - парламент. Взаимодействие с общественностью и структурами бизнеса происходит в других формах. Во-первых, - в рамках анализа ежегодного мониторинга предпочтений граждан "Интеграционный барометр ЕАБР" и процедуры оценки регулирующего воздействия решений ЕЭК; во-вторых, по линии консультативного комитета по вопросам предпринимательства при коллегии ЕЭК, а также по линии делового совета ЕАЭС. Для оперативных контактов

7 Решение коллегии ЕЭК от 18 сентября 2012 года № 160 "Об отмене изъятий из национального режима, установленных Российской Федерацией, в соответствии с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках".

созданы интерактивные системы. Например, коммуникативная система "Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза" позволяет пользователю обратиться в ЕЭК с жалобой на действия субъектов рынка, обратить внимание на препятствия на пути свобод передвижения. Наконец, ЕЭК реализует задачу - сделать евразийскую интеграцию понятной и социально-ориентированной. Для этого предприняты усилия по наполнению содержанием официальных сайтов. Весь свод законодательства ЕАЭС, официальных документов, пакеты отчётов о состоянии рынков, судебные решения, извещения и протоколы результатов электронных торгов по госзакупкам открыты для доступа широкому кругу пользователей в сети Интернет. Усилия по популяризации, улучшению имиджа, получению обратной связи носят символичный характер, демонстрируют единство подходов ЕС и ЕАЭС. Через какое-то время они должны принести реальные плоды, а именно: вероятны дальнейшее увеличение трансграничных обменов товаров и труда, экономия затрат от открытых конкурсных торгов с использованием только двух критериев выбора подрядчиков - ценового и качественного (учитываются технические достоинства исполнения заказа).

Всё же нельзя игнорировать скептические оценки ЕАЭС со стороны бизнеса и общественности, обвинения в адрес ЕЭК в бездействии. Удивляет малое количество решений, принятых судебной инстанцией. В идеале практика суда, как и деятельность ЕЭК, должны быть нацелены на то, чтобы обеспечить недискриминационный доступ к рынкам, конкуренцию технических и торговых норм во имя создания новых торговых потоков и снижения издержек.

Если в строительстве пространства четырёх свобод евразийская интеграция продвинулась достаточно глубоко, то развитию второй опоры единства рынка - конкуренции - уделено сравнительно меньше внимания. Пока в научной литературе мало экспертных трудов, анализирующих состояние конкурентной среды и эволюцию конкурентного права ЕАЭС.

На европейском опыте доказано, что торговые барьеры - следствие не только различий в стандартах, но и нечестной практики ведения бизнеса и несогласованности экономических курсов. По идее, примирить рынок может общая конкурентная политика государств-членов. А потому предсказуем скептический настрой Евросоюза по отношению к ЕАЭС и неудивительна односторонняя трактовка европейцами функций государства в евразийской экономике. Ведь хорошо известно, что на постсоветском пространстве государства выступают главными инвесторами, защитниками интересов крупного бизнеса и монопольного положения госкомпаний своих стран. Российские власти обсуждают вопрос компенсации потерь крупному бизнесу (более 400 компаний), попавшему под американские санкции. За последнее время многие крупные российские банки (Банк Москвы, "Открытие", Мособлбанк, "Уралсиб", "Траст", "Таврический" и др.) были фактически выведены из конкурентного поля. Обоснованность процедур ЦБ по финансовому оздоровлению и спасению банков, как и уместность золотых парашютов и компенсаций олигархам8, критикуется в российском информпростран-стве. Тем не менее господдержка лиц, приближенных к высшему руководству, налицо.

8 Кудрин не увидел необходимости в компенсации миллиардерам потерь от санкций США 21.04.2018. URL: http://www.interfax.ru/business/609518 (Дата обращения: 21.05.2018).

Отсюда - недоверие со стороны ЕС к базовым ценностям экономической политики государств ЕАЭС.

Вопросы честной конкуренции, в перспективе, должны стать приоритетом отраслевых направлений евразийской интеграции и строительства соответствующих общих рынков. Функционирование транспортных магистралей, энергетических сетей, государственных и коммерческих предприятий, предоставляющие услуги общего экономического значения (электро-, водо- и газоснабжение, теле- и радиовещание, почта, транспорт, телефон, уничтожение отходов и др.) должны быть подчинены нормам конкурентного права в той степени, в какой применение этих норм не подрывает выполнение задач такого рода деятельности. В компетенцию ЕАЭС должна входить задача повышения качества и доступности таких услуг, разумного снижения их стоимости, свободы их передвижения через внутренние границы ЕАЭС, транспарентности в работе соответствующих предприятий. Перечисленные задачи должны лечь в основу либерализации энергетических, почтовых и других монополий.

На уровне принципов так и есть. Основы общей конкурентной политики были заложены в семи соглашениях о Едином экономическом пространстве, введенных в действие в январе 2012 г. (всего в рамках ЕЭП было принято 17 соглашений) - о единых принципах и правилах конкуренции, господдержки сельского хозяйства, предоставления промышленных субсидий, государственных закупок, регулирования деятельности субъектов естественных монополий и доступа к их услугам в сферах электроэнергетики и транспортировки газа, в том числе включая основы ценообразования и тарифной политики. Все они были перенесены в соответствующие разделы Договора о ЕАЭС.

Что касается практической реализации, то фактов немного, потому что подобные задачи невозможно решить быстро. Создание общего рынка лекарственных и медицинских изделий продлится до 2025 г. и предполагает разработку свода норм безопасного обращения товаров на открытом рынке: маркировки, информационных баз по вопросам обращения, практики надзора, контролю качества лекарств, дистрибуции. Часть вопросов оставили в компетенции государств - лицензирование организаций розничной продажи, реклама, ценообразование. Тем самым удалось преодолеть сопротивление со стороны государств рискам, связанным с грядущим повышением конкуренции.

Для объединения энергетических рынков государств ЕАЭС избрана тактика поэтапного продвижения к цели, подобная той, что зарекомендовала себя в Евросоюзе. Так, концепция формирования газового рынка предполагает следующие три этапа: первый, до 2020 г., - изучение потребностей рынка, в том числе инфраструктурных проблем, разработка единых правил доступа к газотранспортным системам и торговых правил; второй, до 2021 г., - обеспечение доступа к сетям и торгам на недискриминационной основе, увеличение инвестиционной активности и реализация совместных инфраструктурных проектов, организация биржевой торговли газом; третий, не позднее января 2025 г., - вступление в силу договора о формировании общего газового рынка. Задача строительства общего электроэнергетического рынка, согласно Договору о ЕАЭС, должна быть выполнена быстрее - в 2019 г.

До конца не решён вопрос открытости сделок в сфере госзаказов. Об этом можно судить по жалобам Белоруссии на ограничения со стороны Казахстана и России.

В итоге есть ряд свидетельств того, что модели не зеркальны либо находятся на разных стадиях развития интеграционного процесса.

Возможна кооперативная конкуренция

Сохраняющийся ценностный разрыв между Западом и Востоком Большой Европы и недостаток доверия к евразийским институтам - причина несостоятельности интеграции интеграций в ближайшей перспективе.

Однако, может быть, стоит подумать о внедрении в отношения принципов кооперативной конкуренции?

Де-факто если судить по экономике, то переход на стадию кооперативной конкуренции состоялся. Действуют совместные форматы экономической деятельности: акционерные формы собственности, вертикальные и горизонтальные соглашения между компаниями, относящимися к разным частям Большой Европы, межотраслевая и внутриотраслевая кооперации, формы концентрации производства и капитала. Работают бизнес-форумы, возобновлены отраслевые диалоги (по техническому регулированию, НИОКР, энергетике9). Но экономике нужны рамочные политические и конкретные юридические основания. Поэтому важно сформулировать принципы взаимодействия. Они вытекают из универсальных принципов кооперации:

- запрет на действия, которые могут блокировать деятельность или нанести ущерб интересам другой стороны;

- равенство условий с целью получения выгод для обеих сторон;

- обмен информацией или совместное принятие решений.

Необходимо также определить сферы, в которых стороны, сохраняя большую долю самостоятельности в принятии решений, могли бы использовать эффекты взаимодействия. Очевидно, это цифровизация таможенных процедур с целью минимизации конфликтов на почве определения страны происхождения того или иного товара, развитие транспортных коридоров, безопасность использования стратегических объектов инфраструктуры, регулирование трансграничной электронной торговли, обмен информацией о нетарифном регулировании, снятие геоблокировки, защита инвестиций, общая экологическая повестка дня. Кооперативная конкуренция необходима по многим причинам, причём обеим сторонам. Во-первых, грамотная и авторитетная европейская политика в таких сферах, как безопасность потребления и производства, защита окружающей среды, нуждается в союзнике в лице ЕАЭС. Отказ этого своеобразного двигателя, отвечающего за повышение качества жизни, чреват остановкой значительной части процессов наднациональной стандартизации, победой низших моделей и способов существования. Снять с ЕАЭС подозрение в протекционизме (наращивании технических барьеров в торговле) может только практика, доказывающая профессионализм его органов сертификации и испытательных лабораторий по оценке соответствия.

Во-вторых, Евросоюзу органично присуща генерация интеграционных идей и технологий. Он, безусловно, заинтересован в их передаче своим соседям с целью распространения приемлемых для него условий. Но до настоящего времени взвешенное применение европейских интеграционных технологий было на пользу и ЕАЭС. А сегодня большой интерес представляют уроки кризиса внутренней сплоченности ЕС и его тактика достижения международного признания. Так, на базе теории акторности [Scheler, 2014] ЕС выработал способы повышения своей глобальной роли и доверия к себе как

9 Сотрудничество в сфере энергетики между ЕС и ЕАЭС обсудили на площадке Сколково. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/pages/29-11-2017.aspx (Дата обращения: 21.05.2018).

партнёру на внешнеполитической арене. Его институты неуклонно расширяют свою компетенцию, постоянно доказывают независимость от мнения государств-членов, последовательны в действиях; внутреннее совершенствование обеспечивает доверие на внешнеполитической арене. Этот опыт крайне полезен для евразийских институтов. Свой урок преподносит и так называемая гибкая интеграция. Её оборотная сторона -возможность на самостоятельную деятельность, привела к дезинтеграции и снижению веса группировки, в то же время применение этой технологии в ЕАЭС сделало возможным заключение соглашений с его государствами-членами.

Наконец, необходимо прервать спад во взаимной торговле и инвестиционной активности. Подводя итог рассуждениям, отметим следующее.

- В нынешней фазе отношений ЕС-ЕАЭС присутствуют радикально-консервативный настрой и нечестная конкуренция. Для первого нет достаточных оснований, второе следует трактовать как запрещенный прием. Устранить их негативные проявления и последствия возможно только через установление официального взаимодействия двух группировок.

- Наличие наднациональных институтов, приверженность одним и тем же принципам и методам интеграции рынков товаров, услуг и труда, высокая доля регулирования в экономике говорят о сходстве ЕАЭС с ЕС и способности ЕАЭС к адаптации опыта ЕС.

- Ряд аргументов против не позволяет концептуализировать идею интеграции интеграции. Однако есть поводы предложить Европейскому Союзу практическую кооперацию.

Список литературы

Болгова И.В. (2016) "Восточное партнёрство": неоднозначные результаты. Современная Европа. №6. С. 63-71.

Данилов Д.А. (2017) Глобальная стратегия ЕС: восточный вектор. Современная Европа. №1. С. 10-21.

Заславская Н. Г. Проблемы взаимодействия ЕАЭС и ЕС. (2017) Управленческое консультирование. № 11. С. 8-15.

Пуков Е.А. (2011). Феномен радикального консерватизма как фактор политической деятельности. Вестник КемГУ. № 3(47). С. 119-123.

Кондратьева Н.Б. (2016). Евразийский экономический союз: достижения и перспективы. Мировая экономика и международные отношения. Т. 60. №6. С. 15-23.

Конфликт двух интеграций. (2015) М.: Изд-во "Экон-Информ". 241 с.

Кучерявый М.М. (2015). Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира. Управленческое консультирование. №2. С. 8-15.

References

Bolgova I.V. (2016) "Vostochnoe partnerstvo": neodnoznachnye rezul'taty. ["Eastern partnership: mixed results"]. SovremennayaEvropa. № 6. S. 63-71.

Danilov D.A. (2017) Global'naya strategiya ES: vostochnyj vektor. [The global strategy of the EU: Eastern vector]. Sovremennaya Evropa. № 1. S. 10-21.

Zaslavskaya N. G. (2017) Problemy vzaimodejstviya EAEHS i ES. [The problems of interaction between the EAEU and the EU].Upravlencheskoe konsul'tirovanie. № 11. S. 8-15.

Iukov E.A. (2011). Fenomen radikal'nogo konservatizma kak faktor politicheskoj deyatel'nosti. Vestnik KemGU. № 3(47). S. 119-123.

Kondrat'eva N.B. (2016). Evrazijskij ehkonomicheskij soyuz: dostizheniya i perspektivy. [Eurasian economic Union: achievements and prospects]. Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. T. 60. № 6. S. 15-23.

Konflikt dvuh integracij. (2015) M.: "Ekon-Inform". 241 p.

Kucheryavyj M.M. (2015). Gosudarstvennaya politika informacionnogo suvereniteta Rossii v usloviyah sovremennogo global'nogo mira. [The state policy of information sovereignty of Russia in the conditions of the modern global world] Upravlencheskoe konsul'tirovanie. № 2. S. 8-15.

Biscop S. (2013) "Europe and the world or snow white and the seven fallacies", Royal Institute for International Affairs, Egmont paper 61, November 2013, P. 3. URL: https://www.ies.be/ files/private/24)%20Biscop%20-%20snow%20white%20and%20EU.pdf (accessed: 04.05.2018).

Biscop S. (2017) The EU Global Strategy and the Great Powers or Realpolitik Revisited THE EU GLOBAL STRATEGY: IMPLICATIONS FOR RUSSIA. M.: P. 14. URL: http://www.instituteofeurope.ru /images/uploads/monografii/EU-Global-Strategy(IERAS-Egmont).pdf (accessed: 04.05.2018).

Blockmans S., Kostanyan H., Vorobiov I. (2012) Towards a Eurasian Economic Union: The challenge of integration and unity. CEPS special report № 75, December, 33 p.

Bordachev T. (2017) Not-so-United Europe and Greater Eurasia. 27.01.2017 URL: http://valdaiclub.com/aMghlights/not-so-united-europe-and-greater-eurasia/ (accessed: 04.05.2018).

Hancok I., Libman A. (2016). Eurasia. In: Borzel T.A and Risse T. (eds.) The Oxford Handbook of Comparatove Regionalism. Oxford: Oxford University Press, pp. 202-224.

Scheler R. (2014) The EU as a Global Actor: a Framework for Analysis // German Institute for 12 International and Security Affairs, Berlin (SWP). 18 P. URL: https://ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/87c93b1f-cc56-4796-89d1-ddf8ad37bf0f.pdf (accessed: 04.05.18).

Schimmelfennig F. and Sedelmeier U. (2004) "Governance by conditionality: EU rule transfer to the candidate countries of Central and Eastern Europe", Journal of European Public Policy 11:4, August 2004, pages 669-687, p.674 URL: https://www.mzes.uni-mannheim.de/projekte/typo3/site/ filead-min/research%20groups/1/teamB-reader/Schimmelfennig%20%26%20Sedelmeier_ Govern-

ance%20by%20conditionality.pdf (accessed: 04.05.2018).

Suslov D. (2015) Getting the EU and EAEU on a path to economic cooperation URL: http://greater-europe.org/archives/2915 (accessed: 04.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EU-EAEU Relations: Features of the Present Stage Author: Kondratyeva N., associate professor, PhD (economics), leading researcher, scientific Secretary of the Institute of Europe RAS. Address: Russia, 125009 Moscow, 11 Mokhovaya str.; Head of the basic Department of European and integration research of the Institute of world civilizations. Address: Russia, 107078 Moscow, 1st Basmannyj lane, 3.1, E-mail: nkondratieva@inbox.ru

Abstract. The paper explores the state of relations between the EU and the EAEU, based on the tools of political science and economics. The author criticizes the parties for the primacy of radical conservatism technologies in relations with each other and unfair competition. The article summarizes objective preconditions for EU-EAEU relationships and common elements of two integration models as well as the problematic elements of the Eurasian integration model that prevent the integration of integrations. The author offers recommendations to the EAEU to improve the internal integration strategy and proposes a transition of EU-EAEU relations to the stage of cooperative competition.

Key words: EU; EEU; radical conservatism, unfair competition; integration models; cooperative competition, integration of integrations

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320186070

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.