Научная статья на тему 'Итоги последних десятилетий развития Шадринского государственного педагогического университета'

Итоги последних десятилетий развития Шадринского государственного педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзиов Артур Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги последних десятилетий развития Шадринского государственного педагогического университета»

Итоги последних десятилетий развития Шадринского государственного

педагогического университета The results of last decades development of Shadrinsk state pedagogical university

85-летие вуза - это повод рассказать о людях и делах университета последних десятилетий. Это также возможность осмыслить судьбу старейшего высшего учебного заведения Зауралья в контексте развития Курганской области, в русле становления просвещения, образования, педагогической науки страны. Вуз не принадлежит к числу крупнейших и самых известных учебных заведений России, тем не менее, у него, как у других педагогических вузов подобного ранга есть своя историческая миссия и неповторимый облик: интеллектуальный, творческий склад. Он рожден трудами поколений выпускников: преподавателей, ученых и практиков, тех, кто соприкасался с ним по долгу службы и своим научным и профессиональным интересам. Среди них педагогические работники, управленцы, ученые, коллеги из других вузов.

Миссия любого учреждения определяет самую суть его деятельности. Для Шадринского вуза - это удовлетворение потребностей молодежи Зауралья в знаниях, создание условий для самореализации, распространение просвещения, гуманистических ценностей, воспитание молодежи. Менялись конкретные условия реализации этой миссии, обстоятельства могли складываться более или менее благоприятно для вуза, который десятилетиями жил, развивался, изменялся вместе со страной, вместе с обществом. Неизменным оставалось одно: ориентация на

интересы социума, потребности жителей Курганской области, молодежи Зауралья.

Распространение знаний отвечает самой сущности педагогического вуза, эта просветительская миссия очень важна. Именно для ее реализации ШГПУ и был создан в далеком 1939 году. С тех пор он обеспечивает для молодежи Зауралья, ребят из небольших городов, поселков и деревень, доступ к важнейшим благам современной цивилизации: знаниям, образованности, воспитанию. Студенты вуза в ходе практик выступают с просветительскими лекциями для школьников, в стенах вуза также проводятся традиционные просветительские мероприятия, такие как Диктант Победы, Экологический диктант, Географический диктант, Экономический диктант, мастер-классы по различным направлениям: астрономия, биология, физика, химия. Огромную просветительскую миссию несут Технопарк универсальных педагогических компетенций, Педагогический Кванториум.

Вуз аккумулирует, бережно хранит, популяризирует ценности, практики, поведенческие установки педагогической среды. Верность педагогическим и просветительским традициям - важнейшее условие сохранения вузом своей идентичности, ценностно-смыслового ядра. Проявления этой традиции многообразны: это деятельность общественных организаций в вузе, сообществ молодых педагогов и ученых, музейная деятельность, сохранение памяти о выдающихся

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 3(63), pp. 8-10

преподавателях и ученых университета. Традиционно практическая составляющая в вузах, подобных нашему, является основной. Заслуженно считается, что крепкая практическая подготовка - отличительная черта ШГПУ. Руководство университета считает своим долгом создание максимально благоприятных условий для поддержания традиций, необходимых для полноценного функционирования педагогического

университета.

Помимо формальных и официальных, у университета много неформальных

обязательств: перед партнерами,

организациями общественного,

образовательного, культурного характера. Партнерские отношения, которые возникают в этой связи, полезны и нужны вузу и его партнерам, открывают новые широкие возможности для студентов ШГПУ. Шадринский университет взаимодействует с целым рядом общественных организаций: Императорским Православным Палестинским обществом, Российским историческим обществом, спортивными федерациями, религиозными организациями.

В последнее время очень активно развивается сотрудничество ШГПУ с обществом «Знание». Традиционно наши преподаватели участвовали в деятельности общества, выступали с просветительскими лекциями, но в последние годы взаимодействие приобрело качественно новый характер. Вуз заключил договор с обществом «Знание», стал одной из его официальных площадок. Лучшие преподаватели ШГПУ становятся лекторами общества «Знание», выступают перед молодежной аудиторией по самым актуальным вопросам образования, науки и культуры. Платформа общества «Знание» дает нашим преподавателя возможности, которых не было ранее: участвовать в Федеральных просветительских проектах, выступать с лекциями перед общероссийской аудиторией,

путешествовать по стране.

Крайне важен для любого учебного заведения вопрос о том, кто приходит в его стены, с какими ожиданиями ступают на порог вуза юноши и девушки, готовые осваивать программы подготовки учителей. Для одних это, безусловно, осознанный выбор, взвешенное ответственное решение, выбор не просто профессии, но во многом и судьбы. Для других - это в чем-то ситуативное, даже случайное решение, результат стечения обстоятельств. Третьи, иностранцы, приезжают в Россию получить качественное высшее образование, чтобы затем либо остаться в стране и стать российскими гражданами, либо затем вернуться на родину проводниками российской цивилизации, носителями великого русского языка. Как соединить в одном студенческом

коллективе, в одной академической группе этих носителей во многом разных устремлений, наклонностей и представлений? Это сложная для вуза задача, но она решается совместными усилиями преподавателей, кураторов, воспитательного блока. Не все, поступившие на первый курс, ставшие студентами, доходят до выпуска. Некоторые уходят сами, осознав ошибочность сделанного выбора, кого-то приходится отчислять. Но те, кто дошел до конца и получил диплом о высшем образовании, в абсолютном большинстве становятся другими: у них исчезают случайные наносные качества, привычки и формируются, утверждаются личностные и профессиональные качества, позволяющие достигать заявленных целей, не бояться проблем, уверенно чувствовать себя в любой, даже самой сложной профессиональной ситуации.

Вся система учебно-воспитательной, научной, творческой работы в вузе направлена на раскрытие личностного потенциала студентов. В Шадринском университете созданы условия для самоопределения молодежи: в научно-педагогической, социально-творческой,

культурной и спортивной сферах.

Ядро высшего педагогического образования, введенное Министерством Просвещения, обеспечивает единство подготовки в педвузах России. Единые учебники и программы, общие подходы и методики позволяют готовить учителя, способного работать в любой школе России независимо от того, где он закончил педвуз: в Шадринске, Москве, Благовещенске или Армавире. Учебно-воспитательная среда развивает, корректирует особенности, приобретенные вчерашними школьниками в семье, школе, а самое главное - позволяет раскрыть дремлющие способности и таланты. Студент понимает, что его судьба небезразлична преподавателям, администрации вуза, старшим товарищам. Рождается ответственность за себя, свои поступки, поведение, в том числе в цифровом мире. Формы реализации этой политики подразумевают тесное взаимодействие преподавательского сообщества и студенчества: Проектная Среда, Студбюро и Спортклуб, Психолого-педагогические классы,

Педагогические отряды вовлекают студентов в актуальную общественно значимую

деятельность, в ходе которой они реализуют проекты, добиваясь значимых результатов и приобретая неоценимый профессиональный опыт.

Выпускники университета - это главное достояние, самый красноречивый показатель и результат работы коллектива. Какими бы показателями, какими бы критериями не руководствовался вуз, все же главный результат

его деятельности -выпускники. Успешные, пользующиеся уважением, уважаемые профессионалы и состоявшиеся граждане. У Шадринского университета выпускники проявляют себя и добиваются успеха в разных сферах: прежде всего, конечно, в образовании и просвещении. В Курганской области и за ее пределами немало питомцев вуза трудятся учителями, воспитателями, завучами, директорами школ, колледжей, заведующими детскими садами, руководителями органов образования. Но образование - далеко не единственная сфера приложения их творческих способностей и профессиональных знаний. Наших выпускников немало в сфере производства, управления, культуры, спорте, органах правопорядка, творческих профессиях. О чем говорит такая многосторонность? На мой взгляд, это свидетельство того, что подготовка выпускника Шадринского университета позволяет ему успешно самореализоваться практически в любой области деятельности.

Какие качества выпускника ШГПУ наиболее важны? Психологическая

устойчивость, профессиональная уверенность в себе, способность адаптироваться к меняющимся условиям, готовность к скоординированной командной работе, твердые моральные качества, устойчивость перед любыми неблагоприятными воздействиями. Понятно, что у разных выпускников они развиты в большей или меньшей степени. У лучших они находятся в гармоничном единстве, у кого-то, наоборот, впереди - перспектива самовоспитания. Но и те, и другие полностью готовы к уверенной профессиональной деятельности. Лишним доказательством этого является растущий спрос на наших выпускников. Количество заявок из Курганской области и за ее пределами растет с каждым годом, и вуз давно уже не в состоянии их полностью удовлетворить. В начале последнего учебного года большинство выпускников, как правило, уже знают, где будут работать. На осознанно выбранное рабочее место возвращаются целевики, у остальных есть возможность выбора лучшего предложения.

В последние годы сфера высшего педагогического образования в России переживает глубочайшие изменения,

инициированные министром С.С. Кравцовым. Суть этих изменений заключается в строительстве суверенной системы

национального образования. Новые учебники, единые для всех педвузов страны, содержательное ядро высшего педагогического образования, создание педагогических кванториумов и технопарков, открытие специализированных кабинетов труда и технологий, безопасности жизнедеятельности и защиты Родины, введение в порядок итоговой

государственной аттестации обязательного демонстрационного экзамена (демоэкзамен), проводимого в специально оборудованной аудитории, масштабная программа модернизации учебно-лабораторных аудиторий и общежитий -вот далеко не полный перечень, показывающий, насколько глубоки эти изменения. Смысл этого коренного поворота в образовательной политике - в возвращении национальным интересам, в стремлении изменить направление развития системы отечественного образования в соответствии с традиционными ценностями, в возвращении к самостоятельности и независимости системы образования, которая, оставаясь чуткой к новациям, по-прежнему верна традициям.

Еще одним, совершенно новым направлением деятельности педвузов стало международное направление работы. Шадринский педуниверситет по заданию Министерства просвещения России уже второй год осуществляет масштабную работу по продвижению русского языка и культуры в странах дальнего зарубежья: Республике Мадагаскар и Республике Сейшельские острова. Там созданы и успешно действуют Центры открытого образования на русском языке, в которых в ходе длительных командировок работают преподаватели ШГПУ, ведущие занятия для студентов и учителей, преподавателей русского языка этих африканских стран.

Вуз также участвует в Федеральной программе «Русский язык за рубежом». Наши педагоги уже третий год успешно работают в Узбекистане и Киргизии. Их деятельность не просто востребована, но пользуется огромным спросом, а их авторитет в педагогических и вузовских кругах этих стран весьма высок.

Работа университета не проходит в вакууме, он находится в среде, которая создана взаимодействием разных сфер: властных, общественно-политических, идеологических, административных. Без выстроенной системы таких отношений вуз не смог бы достичь никаких существенных результатов. Десятилетиями выстраивались стабильные взаимодействия с муниципальной, исполнительной и

представительной властью: Главами города Шадринска и депутатами Городской Думы, Городской Общественной палатой. Можно определенно сказать, что вуз всегда находил понимание поддержку в реализации своих замыслов, проектов, но и сам в свою очередь откликался на запросы города и городских властей. Вопросы набора в вуз, трудоустройства выпускников, участие студентов и преподавателей в областных мероприятиях, - все это требует выстроенных отношений с Областным Правительством, Губернатором Курганской области. Можно твердо сказать, что

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 3(63), pp. 8-10 ---- ♦ --

здесь мы всегда находим абсолютную поддержку и понимание. 85-летний юбилей вуза - повод высказать слова глубокой благодарности Губернатору Курганской области Вадиму Михайловичу Шумкову, благодаря политике которого преображаются в последние годы город Шадринск и Шадринский педуниверситет.

Спасибо нашим ветеранам преподавателям, сотрудникам, студентам, усилиями которых вуз живет и развивается. Впереди у нас много интересных творческих задач, и вместе мы их обязательно решим!

Артур Русланович Дзиов, ректор ШГПУ, кандидат филологических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.