DOI 10.19181^^.2022.28.1.3 УДК 328.1; 329.1
Б. П. Гуселетов1
1 Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН.
Москва, Россия.
ИТОГИ ПАРЛАМАНТСКИХ ВЫБОРОВ В ПОРТУГАЛИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКО-ПОРТУГАЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены итоги парламентских выборов в Португалии, прошедших 30 января 2022 г. Дано сравнение результатов ведущих политических партий на выборах 2015, 2019 и 2022 гг., и охарактеризованы все ведущие португальские политические партии, представленные в парламенте в период с 2015 по 2021 гг. Представлены итоги деятельности правительства во главе с лидером Социалистической партии А. Кошта, сформированном по итогам выборов 2015 г. Выявлены причины сохранения рейтинга этого правительства и его влияние на ход избирательной кампании. Рассмотрено как пандемия коронавируса и действия правительства по преодолению ее последствий повлияли на ход и результаты предвыборной кампании. Дана оценка деятельности основных оппозиционных партий этой страны: либерально-консервативной Социал-демократической партии, праворадикальной популистской партии Чега и партии Либеральная инициатива. Рассмотрен ход проведения избирательной кампании и ее основные темы, а также других политические партии, которые по итогам этих выборов прошли в парламент: Либеральная инициатива, Левый блок и Унионистская демократическая коалиция. Представлены позиции ведущих политических партий страны по поводу их отношения к новой правительственной коалиции. Проанализировано состояние российско-португальских отношений. Дан прогноз, как итоги выборов повлияют на формирование нового правительства этой страны и на отношения между Россией и Португалией.
Ключевые слова: выборы, парламент, политические партии, правительство, Португалия, Россия.
Для цитирования: Гуселетов Б. П. Итоги парламентских выборов в Португалии и их влияние на российско-португальские отношения // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28, № 1. С. 33-42. 001:10.19181/пко.2022.28.1.3
30 января 2022 года в Португалии состоялись внеочередные парламентские выборы, на которых были избраны 230 депутатов Ассамблеи Республики (АР) однопалатного парламента этой страны. Португалия является одной из ведущих стран Евросоюза, руководство которой в последние годы стремилось сохранить добрососедские отношения с Россией. Поэтому анализ результатов парламентских выборов, прошедших в ней, несомненно представляет большой научный и общественный интерес.
Партийно-политическая система Португалии. Парламент Португалии (Ассамблея Республики) является однопалатным и состоит из 230 депутатов, избираемых на четыре года по пропорциональной системе голосования в 22 многомандатных округах. Вся страна поделена на 18 округов, плюс два автономных региона - Мадейра и Азорские острова, каждый из которых представляет собой один округ. Помимо этого, для португальцев, проживающих за рубежом, сформированы два дополнительных округа: один для тех, кто проживает на территории Европы, и второй - для тех, кто находится в остальных странах мира. Списки кандидатов на выборах от политических партий являются закрытыми, то есть избиратели не могут вносить в них никаких изменений. По результатам
голосования распределение депутатских мест производится по методу д'Онда [1] согласно которому представительство партий примерно пропорционально числу поданных за них голосов, но округление результатов даёт преимущество более крупным партиям. При утверждении нового состава правительства ему не требуется поддержка абсолютного большинства депутатов АР, поскольку число депутатов, которые будут голосовать против, должно быть равным или превышать 116 (абсолютное большинство).
По итогам предыдущих парламентских выборов, прошедших 6 октября 2019 года в Ассамблее Республики были представлены девять политических партий:
• левоцентристская Социалистическая партия (ПСП), основанная в 1973 году и возглавляемая действующим с 2015 г. премьер-министром Антонио Коштой, которая имела 108 депутатов. Является членом Партии европейских социалистов (ПЕС);
• либерально-консервативная Социал-демократическая партия (ПСДП), образованная в 1974 г., лидером которой с 2018 г. является депутат АР и бывший мэр города Порту Руи Рио. ПСДП имела 79 депутатов. Является членом Европейской народной партии (ЕПП);
• леворадикальная партия Левых блок (ЛБ), основанная в 1999 г., которую возглавляет депутат АР и бывшая актриса Катарина Мартинш. ЛБ имел 19 депутатов. Член Партии европейских левых (ПЕЛ);
• альянс крайне левых сил Унитарная демократическая коалиция (УДК), который объединяет Коммунистическую партию (ПКП), образованную в 1921 г, Партию зеленых-экологов (ПЗЭ), основанную в 1982 г., и социалистическое объединение Демократическое вмешательство (ДВ). Лидером УДК является генеральный секретарь ПКП и депутат АР с 2005 г. Хе-ронимо де Соуза. УДК имела 12 депутатских мест;
• христианско-демократическая, консервативная партия Социал-демократический центр - Народная партия (СДЦ-НП), созданная в 1974 г. и возглавляемая с 2020 г. муниципальным депутатом Франсиско Родригешом душ Сантушем. СДЦ-НП имела 5 депутатов. Является членом ЕНП;
• партия защиты прав животных и природы Люди-Животные-Природа (Л-Ж-П), основанная в 2009 г. В партии действует коллективное руководство, которое представляет юрист и депутат АР Инес Соуза Реал. Партия имела 4 депутатских места. Является членом Европейской партии зеленых (ЕПЗ);
• правопопулистская партия Чега (в переводе с португальского - достаточно), основанная в 2019 г. в результате раскола ПСДП, бывшим спортивным комментатором и сотрудником налоговой службы, Андре Вентурой, который является ее лидером и единственным депутатом в АР;
• либеральная партия Либеральная инициатива (ЛИ), созданная в 2017 году и возглавляемая с 2019 г. бизнесменом Жоао Котримом де Фигейредо, который является ее единственным представителем в АР;
• эко-социалистическая партия Свободный (Св), образованная в 2014 г. и имеющая коллективное руководство. В АР ее представляла (до 2020 г.) уроженка Гвинеи-Биссау, историк Жоасин Элизис Катар Тавареш Морейра.
Португалия является парламентской республикой, но в стране существует пост Президента страны, который избирается раз в пять лет прямым всеобщим голосованием с правом переизбрания еще один раз. Президент является главой государства и имеет в основном представительские функции, но в случае кри-
зиса он может распустить парламент и назначить досрочные парламентские выборы.
Нынешний Президент Португалии Марсело Ребело де Соуза, - бывший лидер ПСДП (1996-1999 гг.), 24 января 2021 г. был переизбран на второй срок в первом туре с результатом 60,66% голосов. Он заметно опередил кандидата от ПСП, бывшего дипломата Ану Гомеш, которая участвовала в этих выборах, не имея поддержки своей партии и набрала 12,96% голосов, депутата АР и лидера Чеги А. Вентуру, получившего 11,93% и еще четырех кандидатов. Явка на президентских выборах была невысокой и составила 39,26%.
Социально-экономическая ситуация в стране накануне выборов. Нынешний глава правительства и лидер ПСП А. Кошта находится у власти уже 7 лет, однако правящая коалиция, которую возглавляли все эти годы социалисты, оставалась крайне неустойчивой. Португалия наряду с Грецией традиционно считалась одной из самых слаборазвитых и бедных стран Евросоюза, хотя ее экономика после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. развивалась достаточно высокими темпами1.
Страна имеет относительно невысокий по европейским меркам уровень жизни, хотя в последние 7 лет имеет место устойчивое сокращение разницы в доходах населения2. Этот результат был связан с введения правительством Кошты высоких ставок подоходных налогов на богатых и системы адресной поддержки беднейшим слоям населения3. Кроме того, за счет социальных реформ, проведенных этим правительством, уровень безработицы в Португалии оказался даже ниже, чем в соседних Испании и Италии. За прошедшие семь лет социалисты добились увеличения МРОТ с 485 до 705 евро, что уже ненамного ниже, чем в Греции или Испании, соответственно, 773 и 965 евро4.
Однако пандемия коронавируса и её последствия остановили, начиная с 2020 г., развитие этих позитивных тенденций, включая рост ВВП. Тем не менее, правительство страны достаточно оперативно разработало и реализовало систему меры в борьбе с пандемией СОУГО-19, которые дали хорошие результаты, особенно в сравнении с другими европейскими странами. По данным на 1 июня 2020 г. общее число зараженных составило немногим более 42.000 человек, а число погибших около 1.500 человек (36-е место в мире) [2, с. 66-67]. Тем не менее, очевидно, что последствия пандемии в недалеком будущем негативно отразятся на экономике страны, особенно сфере туризма, которой дает одну шестую всего ВВП Португалии.
О ходе избирательной кампании 2021 г. 27 октября 2021 г. Ассамблея Республики 117 голосами «против» при 108 «за» и 5 «воздержавшихся» отклонила законопроект о бюджете на 2022 год, внесенный правительством страны. Против проголосовали не только депутаты от оппозиционных ПСДП, СДЦ-НП, Чеги и ЛИ, но и союзники ПСП - УДК, ЛБ и Св. Депутат от Л-Ж-П, а также два независимых депутата, Ж. Катар Морейра и К. Родригеш, воздержались. Разно-
1 Врублевская Ю. Экономическая ситуация в Португалии. Налоги, зарплаты и арендные платы // WithPortugal: [сайт]. 22 октября 2021. URL: https://u.to/xsEQHA (дата обращения 10.02.2022).
2 Коэффициент Джини, по данным Евростата, в 2018 г. составил 32,1, что ниже, чем в соседней Испании, где он составлял 33,2.
3 Неравенство в потреблении домохозяйств стран ЕС. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. № 54. Март 2020 г. М.: Аналитический центр при Правительстве РФ. С. 5. URL: https://ac.gov. ru/uploads/2-PuЫications/мар_2020_web.pdf (дата обращения 10.02.2022).
4 Лемайе Т. Парламентские выборы в Португалии. 31 января 2022. URL: https://u.to/DMIQHA (дата обращения 10.02.2022).
гласие по проекту бюджета были связаны с различным подходом правительства и оппозиции по вопросу использования средств, выделенных Португалии Ев-рокомиссией для преодоления кризиса в области здравоохранения, оживления экономики страны и повышения покупательной способности португальцев.
В результате 5 ноября 2021 г. президент М. Ребело де Соуза объявил о роспуске парламента и проведении досрочных парламентских выборов 30 января 2022 г. 27 ноября он так прокомментировал это свое решение: «Если Ассамблея Республики не может принять бюджет, который имеет основополагающее значение для страны. Необходимо представить слово португальцам, чтобы они избрали новый парламент».
Официальная кампания по выборам депутатов АР стартовала 16 января и продолжалась до 28 января 2022 года. Около 60% португальцев негативно относились к проведению досрочных выборов, но примерно такой же процент считал их «необходимыми».
Позиция правящей социалистической партии. Проведение досрочных парламентских выборов в столь сжатые сроки было неожиданностью для все политических партий страны. Тем не менее, правящая Социалистическая партия оказалась наиболее подготовленной к ним в сравнении с ее правыми оппонентами. Их лидер А. Кошта заявил по этому поводу: «Последнее, что нужно Португалии, - это политический кризис. Мы не хотим выборов, но не боимся их».
СП в ходе предвыборной кампании обещала в случае, если она останется во главе правительства, к 2026 г. повысить минимальную зарплату с 705 до 900 евро в месяц. Это было очень важным заявлением, т.к. в настоящее время около 800.000 португальцев получают такую зарплату. Социалисты также пообещала сократить подоходный налог и НДС с 21 до 17%. ПСП предложила начать общенациональные дебаты о переходе на 4-дневную рабочую неделю. Кошта также подтвердил, что правительство договорилось о том, что Португалия получит 16,6 млрд евро для преодоления последствий пандемии.
После победы на парламентских выборах в 2015 г. А. Кошта, став премьер-министром, предложил левым партиям УДК и ЛБ создать правящую коалицию во главе с ПСП, хотя между ними были заметные разногласия по ряду социально-экономических вопросов [3, с. 38-49]. Эта коалиция просуществовала до следующих парламентских выборов 2019 г., на которых ПСП вновь заняла первое место, получив поддержку 36,34% избирателей. И в этот раз Кошту, сохранивший за собой пост главы правительства, отказался от продолжения сотрудничества с этими партиями. Тем не менее бывшие партнеры по коалиции согласились оказывать поддержку ПСП на парламентском уровне. В результате в 2019 году социалисты во главе с Коштой сформировали правительство меньшинства за счет их поддержки со стороны УДК и ЛБ [2, с. 60-61].
О позиции левых радикалов, УДК и ЛБ. Обе леворадикальные партии в парламенте поддерживали правительство А. Кошты до конца октября 2021 г. Их лидеры при обсуждении проекта бюджета страны на 2022 г. настаивали на включения в него дополнительного набора мер по защите интересах трудящихся, включая укрепление системы социального обеспечения и повышение инвестиций в здравоохранение, а также увеличение зарплат работникам этой сферы. Они обвинили действующего премьер-министра в том, что он слишком большое внимание уделяет снижению дефицита бюджета и не предпринимает необходимых шагов по повышению качества предоставляемых государственных услуг, контролю за ростом арендной платой и снижением покупательной способности граждан.
Но уже накануне роспуска парламента обе левые партии показательно демонстрировали, что они не поддерживают действующее правительство. Однако на муниципальных выборах, прошедших 26 сентября 2021 г. это им не помогло, и они потерпели чувствительную неудачу [4]. По мнению, политолога из Лиссабонского университета М. Коста Лобо: «Это идеологическое решение (отказ от бюджета) приведет к серьезным издержкам на парламентских выборах, как для Левого блока, так и для Унитарной демократической коалиции, которые будут наказаны за то, что не поддержали бюджет, который был скромным, но не был бюджетом жесткой экономии»5.
Раскол правых сил. Решение о проведении досрочных парламентских выборов было принято в тот период, когда в главной оппозиционной Социал-демократической партии шел процессе реформирования, который сопровождался серьезными внутренними конфликтами. ПСДП пришлось даже изменить дату выборов ее лидера с 4 декабря на 27 ноября 2021 года. На этих выборах, в которых участвовало 50.000 членов партии, нелегкую победу одержал действующий глава партии Руи Рио, набравший 52,43% голосов, ненамного опередив своего главного оппонента евродепутата Пауло Рангеля, за которого проголосовали 47,57% голосовавших.
Предвыборная программа ПСДП включала снижение налога на прибыль компаний с нынешних 21% до 19% к 2023 г. и до 17% к 2024 г. и подоходного налога на 400 млн евро к 2025-26 гг. Партия предлагала повысить зарплаты, увеличить число рабочих мест и снизить внешнюю задолженности страны. Социал-демократы за счет реформы сфер здравоохранения и образования намеревались сократить к 2026 г. дефицит бюджета на 0,5% ВВП. При этом Руи Риа заявил, что его партия в случае победы на выборах, не намерена создавать коалицию с СДЦ-НП.
В ответ на это глава СДЦ-НП Ф. Родригес душ Сантуш обвинил руководство ПСДП в «повороте влево» вместо того, чтобы вместе с его партией разработать и предложить избирателям альтернативную политику, которое позволит новому правительству Португалии отказаться от коалиции с левыми и позиционировать себя как праволиберальное.
Перспективы правых популистов. Правопопулистская партия Чега, по мнению ряда экспертов, должна извлечь наибольшую выгоду в результате проведения досрочных парламентских выборов. Ее лидер А. Вентура неплохо выступил на президентских выборах в январе 2021 года, заняв третье место, и намеревался повторить этот успех на парламентских выборах, учитывая раскол в правом лагере. Вентура заявил, что его партия отказывается от участия соглашении между Чега и ПСДП на Азорских островах после того, как ее лидер Руи Рио выступил с критикой в его адрес. Однако руководитель регионального отделения Чеги на Азорских островах Х. Пачеко заявил, что продолжит сотрудничество с региональным отделением ПСДП, несмотря на позицию Вентуры. Поэтому, хотя согласно опросам общественного мнения Чега имеет все шансы заметно улучшить свой результат, стать членом правящей коалиции эта партия из-за ее слишком радикальной позиции вряд ли сможет.
Согласно опросу общественного мнения, проведенному лиссабонским университетом накануне январских выборов, которые были опубликованы в еженедельнике Эспрессо, первое место должна была занять Социалистическая партия
S Costa Lobo M. A grande sobrestimaçao da abstençao em Portugal. 28.12.2021. URL: https://u.to/ DsYQHA (last request 10.02.2022).
с результатом 38% голосов, а ее главные оппоненты, Социал-демократы останутся вторыми, набрав лишь 31% голосов.
Партия Чега выходит на третье место с результатом 7% голосов. Либеральная инициатива, УДК и Левый блок могут рассчитывать на поддержку 6% избирателей. Остальные партии могли бы рассчитывать не более, чем на 1,5-2,0% голосов избирателей. Таким образом. ни одна из двух основных партий, согласно этим опросам, согласно этому опросу не сможет сформировать правящую коалицию, имеющую в парламенте стабильное большинство6.
Итоги выборов. Для повышения явки правительство разрешило более 500.000 избирателям, находящимся на карантине или в изоляции из-за пандемии СОУГО-19, принять участие в голосование, посетив специально выделенные для этого определенные избирательные участки, предназначенные для этой цели, за час до их закрытия. Благодаря помощи волонтеров, посетивших тысячи избирателей, находящихся на карантине или в домах престарелых, те также смогли исполнить свой гражданский долг. Кроме того, около 300.000 человек приняли участие в досрочное голосование, которое стартовало еще 23 января 2021 г. В результате явка на этих выборах составила 57,96%, что почти на 6,5% выше, чем на выборах 2019 г.
Результаты парламентских выборов, прошедших в Португалии 04 апреля 2021 г. оказались несколько неожиданными и немного отличались от предвыборных прогнозов. Они представлены в таблице 1, где также дано их сравнение с результатами предыдущих выборов, проходивших 06 октября 2019 г.
Таблица 1
Итоги парламентских выборов в Португалии, состоявшихся 30.01.2022 г. и их сравнение с результатами выборов 06.10.2019 г.7
№ Политическая партия Число голосов % голосов Число депутатов
2019 2022 2019 2022 2019 2022
1. ПСП 1,903,687 2,343,866 36.35 41.50 108 119
2. ПСДП 1,454,283 1,571,811 27.77 27.83 77 73
3. Чега 67,502 410,965 1.29 7.28 1 12
4. ЛИ 67,443 275,688 1.29 4.88 1 8
5. ЛБ 498,549 249,584 9.52 4.42 19 5
6. УДК 332,018 242,478 6.34 4.29 12 6
7. Л-Ж-П 173,931 92,582 3.32 1.64 4 1
8. СДЦ-НП 221,094 90,539 4.22 1.60 5 0
9. Св 56,940 72,610 1.09 1.29 3 1
10 Сначала Мадейра - 50,634 - 0.90 - 3
11 Демократический альянс - 28,520 - 0.51 - 2
6 Legislativas: 36 debates, nove partidos e 14 dias para seguir na televisao. Veja aqui o calendário // Expresso. 17.12.2021. URL: https://u.to/pscQHA (last request 10.02.2022) (in Portugal).
7 The Results of Legislative Elections. Web site of the Portugal Ministry of Internal Affairs. February 2022. URL: https://u.to/3ccQHA (last request 10.02.2022).
Как видно из таблицы 1, в новом составе парламента Португалии вошли восемь партий. Еще две региональные партии Сначала Мадейра (СА) и Демократический Альянс (ДА) являются, соответственно, филиалами коалиции ПСДП-СДЦ-НП, соответственно, на Мадейре и Азорских островах.
• Социалистическая партия сохранила первое место и заметно улучшила свой результат, набрав 41,5% голосов и получив 119 депутатских мест (на 11 больше, чем в 2019 г.), что позволяет ей самостоятельно сформировать правительство во главе со своим лидером А. Кошту. После подведения итогов выборов, он заявил, что «абсолютное большинство - это не абсолютная власть, это не управление в одиночку. Это ответственность за всех португальцев ... это победа доверия и стабильности».
• Социал-демократическая партия набрала лишь 27,73%, почти повторив свой результат 2019 г., но ее фракция сократилась на 4 депутата и составит 73 депутата. Правда у них есть резерв в количестве 5 депутатов от партий СА и ДА, которые скорее всего, будут сотрудничать с депутатами ПСДП.
• Право популистская партия Чега, набравшая 7,28% стала третьей по популярности политической силой и будет иметь фракцию в составе 12 депутатов (на 11 больше, чем в 2017 г.). Этот успех популистов стал знаковым событием для Португалии, где представители этой части политического спектра до 2019 г. отсутствовала в парламент, что заметно отличало эту страну от других государств Европы.
• Также улучшила свой результат партия Либеральная инициатива, которая заняла четвертое место с результатом 4,88% голосов и будет иметь фракцию в составе 8 депутатов (на 7 больше, чем в 2019 г.).
• А вот обе леворадикальные партии Левый Блок и Унионистская демократическая коалиция, бывшие в двух прошедших созывах АР союзниками ПСП, потерпели на этих выборах сокрушительное поражение, набрав, соответственно, 4,42 и 4,29% голосов избирателей. Численность их парламентских фракций также заметно сократилась по сравнению с 2019 г.: у ЛБ с 19 до 5 депутатов, а у УДК с 12 до 6.
• Умеренно консервативная партия Социал-демократический центр - Народная партия, которая была традиционным партнером ПСДП, вообще, набрала лишь 1,60% голосов и потеряла свое представительство в парламенте впервые за последние 43 года, в течение которых она неизменно входила в АР и неоднократно была членом различных правящих коалиций. По итогам этих выборов ее лидер 33-х летний Ф. Родригеш душ Сантуш ушел в отставку.
• Еще две партии, занимавшие в парламенте маргинальные позиции Лю-ди-Животные-Природа и Свободный, набрав, соответственно 1,64% и 1,29% голосов, сократили свое представительство в парламенте до 1 депутата каждая и вряд ли будут играть в нем хоть какую-то роль.
По мнению ряда португальских исследователи большинство избирателей поддержали социалистов во главе с А. Кошта, посчитав, что он обладает большим опытом государственного управления, чем Руи Рио. Кроме того, избиратели посчитали, что в это непростое время стране необходима стабильность и решили наказать те партии, которые, по их мнению, были ответственны за развязывание политического кризиса, который привел к досрочным выборам.
Нынешний глава правительства Антонио Кошта имеет диплом в области права и политологии Лиссабонского университета. В 1991 г. он был избран депутатом парламента, а в 1995 г. занял пост государственного секретаря по делам парламента в правительстве, возглавляемом тогдашним лидером ПСП
А. Гутиерешом. В 1999 г. Кошта получил кресло министра юстиции, который занимал до выборов 2002 г, на которых ПСП проиграла ПСДП. В 2004 г. он был избран депутатом Европарламента, но уже в 2005 г. вернулся в правительство, возглавляемое новым лидером ПСП Ж. Сократешем, в котором Кошта занял пост министра внутренних дел. В 2007 г. он был избран мэром Лиссабона, а в 2013 г. переизбран на этот пост. Но уже в 2014 г. А. Кошта был избран новым лидером Социалистической партии, которая потерпела сокрушительное поражение на парламентских выборах 2011 г. На следующих выборах 2015 г. ПСП во главе с Кошту одержала победу над своими извечными противниками ПСДП, и с тех пор он неизменно возглавляет правительство Португалии.
Влияние итогов выборов на российско-португальские отношения. События 2014 г., приведшие к ухудшению отношений между РФ и Евросоюзом, оказали негативное влияние на российско-португальские отношения. В развитии торгово-экономическое и политическое сотрудничество между Португалией и Россией заметно ослабли, что не отвечало национальным интересам обеих стран [6, с. 66].
Приход к власти в Португалии после парламентских выборов 2015 г. Со-цпартии во главе с А. Кошта и избрание в 2016 г. президентом М. Ребелу де Соуза, который выступал за активное сотрудничество с Россией, помогли вывести российско-португальские отношения на новый уровень. В июле 2016 г. Москву постели министр иностранных дел Португалии А. Сантуш Силва, который разъяснил позицию свое правительства в отношении России. Признавая необходимость выполнения его страной решений Евросоюза, он тем не менее призвал к проведению взаимовыгодной политики в сферах культуры и туризма, а также предложил принять новое рамочное Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве8.
В 2018 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании для установления взаимных политических консультаций, который позволил поддерживать на регулярной основе диалог для выявления тех областей, в которых Россия и Португалия могли сотрудничать. Параллельно с достижением политического взаимодействия начали оживляться деловые связи. После длительного перерыва возобновила свою работу Межправительственная комиссия по экономическому и техническому сотрудничеству (МПК), которая на V заседании в 2016 г. достигла договоренности об активизации сотрудничества в сельском хозяйстве, строительстве и сфере высоких технологий.
На VI заседании МПК, прошедшем в сентябре 2017 г. в Казани, его участники обсудили перспективы развития двусторонних торгово-экономических отношений. По его итогам было подписано новое базовое Соглашение между Правительствами РФ и Португалии об экономическом и техническом сотрудничестве, вместо предыдущего документ 1987 г.
А в феврале 2018 г. с целью проведения политических консультаций Москву вновь посетил А. Сантуш Силва. В комментарии Департамента информации и печати МИД России в связи с этим визитом отмечалось, что «благодаря совместным усилиям удалось преодолеть некоторое снижение интенсивности политических контактов, а также в целом активизировать двусторонние связи по отдельным направлениям». При обсуждении международной повестки португальский министр зафиксировал факт принадлежности России и Португалии «к разным геополитическим пространствам», но подчеркнул, что его правительство нацелено на проведение «сбалансированной внешней политики» [6].
8 Воскресенский М. Межгосударственные отношения России и Португалии // РИА Новости. 03 марта 2020. URL: https://ria.ru/20180620/1523023123.html (дата обращения 10.02.2022).
В конце 2018 года в Москве прошло VII заседание МПК, в ходе которого стороны согласовали Дорожную карту по активизации российско-португальского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
В результате всего этого, взаимный товарооборот в 2019 г. достиг $1,253 млрд, хотя российский экспорт в Португалию уменьшился почти на 22%, а импорт вырос на 1,43%. При этом сальдо торгового баланса России с Португалией осталось положительным. Сегодня РФ поставляет в Португалию нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения, каучук, резину и изделия из них, древесину, древесный уголь, бумагу и многое другое. А основными статьями португальского экспорта в Россию являются оборудование, средства наземного транспорта, одежда, обувь, изделия фармацевтической промышленности, продукты питания и др. Очевидно, что необходима диверсификация структуры как российского экспорта, так и поставок в нашу страну из Португалии. Это, в свою очередь, может стимулировать интерес к российским рынкам со стороны португальских фирм, число ведь которых за период «войны санкций» заметно снизилось.
С учетом результатов прошедших в Португалии президентских (2021 г.) и парламентских выборов (январь 2022 г.), которые не внесли особых изменений в состав руководящих органов этой страны, не следует ожидать серьезных изменений в российско-португальских отношениях. Можно предположить, что торгово-экономические связи будет и дальше развиваться, хотя может быть не очень высокими темпами. А вот политический диалог во многом будет зависеть от общего состояния отношений между Россией и коллективным Западом.
Библиографический список
1. Медзихорский, Ю. Переосмысление метода д'Онда // Обмен политическими исследованиями. 2019. № 1 (1). DOI: 10.1080/2474736.
2. Яковлева, Н. М. Формирование и распад коалиции левых сил в Португалии // Коалиционные правительства в современной Европе: шансы и риски / В. Я. Швейцер [и др.]. М. : Ин-т Европы РАН, 2020. С. 60-67. DOI: 10.15211/report72020_374.
3. Яковлева, Н. М. Португалия в поисках «нового времени» // Латинская Америка. 2016. № 6. С. 38-49.
4. Сигачев, М. И. Партийно-политический ландшафт Португалии после местных выборов 2021: в преддверии больших перемен? // ИМЭМО РАН: [сайт]. 04 октября 2020. URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/partiyno-poli-ticheskiy-landshaft-portugalii-posle-mestnih-viborov-2021-g-v-preddverii-bolyshih-peremen (дата обращения 10.02.2022).
5. Яковлева, Н. М. Три опоры российско-португальских отношений // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Том 61, № 10. С. 66-75. DOI: 10.20542/01312227-2017-61-10-66-75.
6. Моисеев, А. Португалия, Россия и коронавирус: между «вчера» и «завтра». Интервью с Н. Яковлевой // Международная жизнь. 25 марта 2020. URL: https:// interaffairs.ru/news/show/25768 (дата обращения 10.02.2022).
Дата поступления в редакцию: 16.02.2022.
Принята к печати: 03.03.2022.
Сведения об авторе:
Гуселетов Борис Павлович, доктор политических наук, главный научный сотрудник, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН. Москва, Россия.
e-mail: bguseletov@mail.ru Author ID РИНЦ: 899947 ORCID: 0000-0001-6256-5013 ResearcherID (Web of Science): R-4354-2018 Scopus: ID 57202470741
B. P. Guseletov1
1 Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia.
RESULTS OF THE PARLIAMENTARY ELECTIONS IN POTUGAL AND THEIR IMPACT ON RUSSIAN-PORTUGUESE RELATIONS
Abstract. The article examines the results of the Portuguese parliamentary elections held on January 30, 2022. It compares the results of the leading political parties in the elections of 2015, 2019 and 2022, and characterizes all the leading Portuguese political parties represented in parliament from 2015 to 2021. The results of the government led by the leader of the Socialist Party, A. Costa, are presented. The results of the government headed by the leader of the Socialist Party, A. Costa, formed by the results of the 2015 elections are presented. The reasons for maintaining the rating of this government and its impact on the election campaign are revealed. The article examines how the coronavirus pandemic and the government's actions to overcome its consequences influenced the course and results of the election campaign. The activities of the main opposition parties in this country are assessed: the liberal-conservative Social Democratic Party, the right-wing radical populist Chega Party and the Liberal Initiative Party. The course of the election campaign and its main topics are examined, as well as other political parties that were elected to the parliament as a result of these elections: the Liberal Initiative, the Left Bloc and the Unionist Democratic Coalition. The positions of the leading political parties of the country regarding their attitude to the new government coalition are presented. The state of Russian-Portuguese relations is analyzed. It forecasts how the results of the elections will affect the formation of the new government of this country and the relations between Russia and Portugal.
Keywords: elections, parliament, political parties, government, Portugal, Russia.
For citation: Guseletov B.P. (2022) Results of the parliamentary elections in Portugal and their impact on Russian-Portuguese relations. Science. Culture. Society. Vol. 28. № 1. P. 33-42. DOI: 10.19181/ nko.2022.28.1.3
References
1. Medzikhorskii, Yu. (2019) Rethinking the d'Ondean Method. Obmen politicheskimi issledovaniyami. No. 1 (l). DOI: 10.1080/2474736 (in Russ.).
2. Yakovleva, N. M. (2020) The formation and collapse of the coalition of left forces in Portugal. In: Coalition governments in contemporary Europe: chances and risks. M. : Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Pp. 60-67. DOI: 10.15211/report72020_374 (in Russ.).
3. Yakovleva, N. M. (2016) Portugal in search of "The New time". Latin America. No. 6. Pp. 38-49 (in Russ.).
4. Sigachev, M. I. (2020) Partiino-politicheskii landshaft Portugalii posle mestnykh vy-borov 2021: v preddverii bol'shikh peremen? [Portugal's party-political landscape after local elections 2021: Ahead of big changes]. 04.10.20. URL: https://www.imemo.ru/publications/ relevant-comments/text/partiyno-politicheskiy-landshaft-portugalii-posle-mestnih-vibor-ov-2021-g-v-preddverii-bolyshih-peremen (last request 10.02.2022) (in Russ.).
5. Yakovleva, N. M. (2017) Three Pillars of Russia-Portugal Relations. World Economy and International Relations. Vol. 61. No. 10. Pp. 66-75. DOI: 10.20542/0131-2227-2017-6110-66-75 (in Russ.).
6. Moiseev, A. Portugal, Russia and coronavirus: between "yesterday" and "tomorrow". Interview with N. Yakovleva. Mezhdunarodnaya zhizn'. 25.03.2020. URL: https://interaffairs. ru/news/show/25768 (last request 10.02.2022) (in Russ.).
The article was submitted on February 16, 2022.
Accepted on March 03, 2022.
Information about the author:
Boris P. Guseletov, Doctor of Political Sciences, Chief Research Officer, Center of Political Studies, Institute of Socio-Political Research of FCTAS RAS. Moscow, Russia.
e-mail: bguseletov@mail.ru ORCID: 0000-0001-6256-5013 ResearcherID (Web of Science): R-4354-2018 Scopus: ID 57202470741