Научная статья на тему 'ИТОГИ IX МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» И МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА - 2022»'

ИТОГИ IX МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» И МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА - 2022» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лесин А. М., Уланова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ IX МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» И МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА - 2022»»

СОБЫТИЯ

DOI: 10.23888/humJ2022104423-431

ИТОГИ IX МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» И МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ «ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА - 2022»

Лесин А. М., Уланова Н. Н.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова,

Рязань, Российская Федерация

23-24 ноября 2022 года в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова прошла очередная Международная конференция студентов и молодых ученых «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия». Целью конференции является взаимный обмен идеями, достижениями в науке и практике между психологией и медициной. Мероприятия конференции проходили в гибридном формате, с использованием нескольких платформ, кроме того, велась трансляция мероприятий в сети Интернет для того, чтобы у всех участников без исключения была возможность доступа к контенту в прямом эфире.

Участниками и слушателями конференции стали 386 студентов, молодых ученых и преподавателей из вузов России: Рязани, Москвы, Курска, Тулы, Ярославля, Красноярска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Смоленска, Воронежа, Челябинска, Благовещенска, Кирова и других городов, а также из Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Сербии.

В рамках конференции работали 10 дискуссионных платформ, на которых прозвучало 133 доклада, тематика которых была весьма разнообразной и актуальной. В первый день осуществляли работу несколько дискуссионных платформ. Платформа «Психологические исследования в медицине» позволила участникам поделиться результатами психологических научных исследований в медицинской сфере, обсудить

их практическую значимость и возможности психологической помощи при психических и соматических заболеваниях.

В рамках дискуссионной платформы «Психология здоровья и болезни» рассматривались важные вопросы, связанные с развитием, функционированием личности и ее благополучием в ситуации здоровья и болезни.

Дискуссионная платформа «Клинико-психологическая помощь ребёнку и семье» объединила специалистов и студентов, которые смогли обсудить возможности психологической работы и педагогического воздействия на детей разных категорий. Кроме этого, участники делились опытом применения новых методов и способов диагностики различных нарушений психического развития у детей.

Платформа «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях» была посвящена деятельности психолога в экстремальных условиях и тем проблемам, с которыми приходится сталкиваться личности, попавшей в такие условия.

Дискуссионная платформа «Актуальные исследования современной клинической психологии» позволила студентам-старшекурсникам представить промежуточные результаты выпускных квалификационных работ.

Во второй день также работали несколько платформ. Платформа «Моё первое психологическое исследование» дала возможность студентам младших курсов представить результаты своих первых научных работ и получить рекомендации от преподавателей и старших коллег по темам исследований.

В ходе работы дискуссионной платформы «Исследования личности в клинической психологии» участники обсудили актуальные вопросы клинической психологии, возможности оказания помощи при различных заболеваниях, а также новые направления клинико-психологических исследований.

Новым для конференции стал формат круглого стола практико-ориентированных проектов «Современные решения в клинической психологии», в рамках которого участникам конференции предлагалось представить презентации авторских проектов, которые могут быть реализованы в различных областях клинико-психологической практики. На каждой дискуссионной платформе модераторами были выбраны лучшие доклады, а выступающие получили дипломы победителей.

Также участники конференции смогли прослушать открытые лекции специалистов в различных областях психологии. Ученица А.Р. Лурии, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Наталья Константиновна Корсакова прочитала лекцию на тему: «Наследие А.Р. Лурии и задачи развития нейропсихологии». Профессор, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологического консультирования и психотерапии с курсом психиатрии ФДПО Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Борис Юрьевич Володин рассказал о таких понятиях, как контакт и контракт в психотерапевтической работе. Научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Наталия Юрьевна Калмыкова рассказала участникам про

определение вариантов развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе психологической диагностики.

Еще одним важным направлением работы конференции стали, уже традиционные, мастер-классы. Они проходили в гибридном формате, что позволило привлечь большое количество участников к данному мероприятию. Елизавета Бажанова рассказала о возможностях использования метафорических ассоциативных карт (МАК) в психологической работе, об эффективности данного метода, о целях и способах использования МАК в коучинге, а также участники получили уникальный опыт работы с МАК.

Никита Ларин обсудил с участниками мастер-класса феномен садизма в современном мире.

Валентина Конкина и Наталья Смирнова на своём мастер-классе поговорили о том, как жить, когда энергия на нуле, когда исчезают смыслы и ориентиры. Рассказали, как помогать себе и клиентам с помощью простых телесных упражнений и психодраматических техник.

Кроме мастер-классов специалистов, у участников была возможность принять участие в мастер-классах, ведущими которых были студенты старших курсов факультета клинической психологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Ведущие рассказали о том, какие способы преодоления неуверенности в себе существуют и как эффективно их использовать, также один из мастер-классов был посвящён теме развития эмоционального интеллекта. Участники научились лучше понимать собственные эмоции, а также эмоции окружающих людей. Кроме того, в рамках мастер-класса «Противостояние манипуляции» участники получили теоретические знания, касающиеся того, как правильно распознавать и строить беседу при манипулятивном поведении собеседника, и попробовали на практике отработать навыки в противостоянии манипулятивному поведению.

Гибридный формат позволил расширить границы конференции, привлекая всё больше участников из разных городов и стран, каждый из которых смог поучаствовать в интересных и полезных мероприятиях в рамках Международной конференции студентов и молодых ученых «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия».

Традиционно в рамках нашей конференции проходит еще одно из центральных ее мероприятий - международная студенческая олимпиада по клинической психологии «Психология и медицина - 2022». Этот год ознаменован 120-летием со дня рождения выдающегося ученого Александра Романовича Лурии, данному событию и была посвящена олимпиада в этот раз. Студенты психологических направлений подготовки со всей страны и соседних государств с увлеченностью писали эссе на тему «Классическое и новое прочтение научного наследия А.Р. Лурии, возможности его применения в современных реалиях» в рамках отборочного этапа. Многие участники очень умело связывали известные положения классика отечественной психологии со своими, порой очень смелыми, взглядами на проблемы нейропсихологии, но при этом неизменно в каждой строчке их сочинений прослеживались уважение и почтение к

нашему всемирно признанному научному наследию. Студенты совершенно по-разному подошли к выполнению этого задания, но всегда делали творчески, необычно. Например, можно было прочесть такие строки «А.Р. Лурия продемонстрировал хрупкость и, вместе с тем, силу личности, готовой бороться за свой потерянный мир» (автор - А.С. Яшанина), «...идеи А.Р. Лурии ... дают науке свободу в исследовательской и практической сферах» (автор - Е.Н. Гончарова) и даже «.без ... идей А.Р. Лурии невозможно изучение психологии как науки» (автор - Л.Р. Ризванова).

По итогам отборочного этапа были определены 100 участников из 30 городов и 33 вузов, получившие возможность участвовать в очном этапе «Тестирование», который проходил 23 ноября 2022 года. География в этом году была достаточно обширна, охватила 7 часовых поясов и включала студентов из России, Казахстана, Беларуси, таких городов, как Атырау, Барнаул, Владивосток, Гродно, Дубна, Евпатория, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Киров, Красноярск, Курск, Луганск, Махачкала, Минск, Могилев, Москва, Новосибирск, Оренбург, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Саратов, Смоленск, Ставрополь, Таганрог, Уфа, Челябинск, Якутск.

Тестирование проводилось в одновременном режиме, и мы, как организаторы, предприняли все возможные меры для соблюдения важных принципов - справедливости и прозрачности всего мероприятия. Задания были разнообразны и позволяли охватить множество вопросов, посвященных актуальным проблемам общей и клинической психологии, психологического консультирования, психотерапии, специальной психологии и, конечно, научному наследию А.Р. Лурии. Эти задания были представлены в разных формах: открытые и закрытые вопросы, ситуационные задачи, фотовопросы. Среди всех участников на основе полученных результатов были отобраны 7 человек, которые получили возможность участвовать в открытом финале на следующий день.

24 ноября 2022 года состоялся заключительный этап олимпиады - открытый финал. Участники в прямом эфире состязались в знании трудов А.Р. Лурии, а также показывали свои научные познания, умение доносить свою точку зрения до окружающих, отвечать на вопросы и ориентироваться в сопредельных научных психологических областях. При этом надо отметить, что все участники справлялись с этими задачами предельно корректно, соблюдая все принципы научной этики. Состав членов жюри в этом году возглавлял известный отечественный специалист, руководитель отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», член правления Московского отделения Российского общества психиатров, член Международного общества по изучению агрессии (ISRA), действительный член (академик) Академии медико-технических наук Российской Федерации, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент С.Н. Ениколопов. Также в состав жюри входили представители Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова: декан факультета клинической психологии, кандидат психологических наук, доцент Н.В. Яковлева; профессор кафедры психологического консультирования и психотерапии с курсом психиатрии ФДПО, доктор медицинских

наук, профессор Б.Ю. Володин, заведующая кафедрой клинической психологии, кандидат психологических наук, доцент А.Г. Фаустова; доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, кандидат психологических наук А.М. Лесин; доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, кандидат психологических наук И.М. Шишкова; клинический психолог, победитель международной студенческой олимпиады по клинической психологии «Психология и медицина - 2021» Т.И. Леонова.

По итогам финала членами жюри практически единогласно были определены места. Победителем 2022 года была признана Александра Сергеевна Яшанина (Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Москва), второе место заняла Ирина Дмитриевна Васильева (Государственный университет «Дубна», Дубна), третье место - Антон Андреевич Ямпольский (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург). Дипломы финалистов получили: Григорий Михайлович Карташила (Москва), Даниил Владимирович Чуканов (Рязань), Елизавета Николаевна Гончарова (Курск), Виталина Руслановна Иванова (Ставрополь). Все студенты, которые приняли участие в тестировании, получили именные сертификаты.

Организаторы уверены, что такие мероприятия очень важны для отечественной психологической науки, они позволяют студентам показывать свои знания, смело выражать свою точку зрения, иногда ошибаться, исправляться, пробовать и, в конечном счете, повышать свою как личностную, так и профессиональную компетентность. Мы с удовольствием наблюдаем за тем, как это и подобные мероприятия способствуют раскрытию потенциала будущих специалистов, повышают их уверенность в собственных силах, мотивируют, что несомненно обогащает нашу науку!

В заключении мы приведем некоторые отзывы, которые так драгоценны для нас, организаторов, в их авторской редакции.

«Участие в олимпиаде было интересным новым опытом для меня, который позволяет проверить свои знания на практике - узнать сильные стороны и пробелы. Спасибо за возможность испытать свои силы и отточить навыки по мере подготовки» (Е.В. Степанова).

«Уже в 3 раз участвую в олимпиаде, благодарю организаторов за интересные задания из самых разных областей психологии. Особенно запомнились задания с картинками и задачи. Впечатляет финал олимпиады!» (Л.М. Кузнецова).

«Всё прошло отлично, сложностей не было, организация хорошая, с подключением помогали, инструкции четкие, задания интересные. Очень понравилась конференция об А.Р. Лурия. Со связью проблем практически не возникло, все лекторы и организаторы доброжелательные, положительно настроенные, многие ребята участвуют в конференциях и тестировании не первый год. Впечатления отличные, рада, что мне была предоставлена возможность попасть на такое событие! И опыта набираюсь постепенно и как вариант взаимодействия с людьми и новыми формами тоже полезно и интересно» (В.Д. Бирюкова).

Конфликт интересов отсутствует.

Рис. 1-4. Мастер-классы конференции.

НА

Ломакина Ксен..

Ш Ш

ЯВ

Рис. 5-7. Различные этапы проведения олимпиады и взгляд на них со стороны зрителей.

Рис. 8-9. Слайды из выступлений финалистов олимпиады.

430

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Лесин Александр Михайлович — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики. E-mail: am170911@mail.ru

Уланова Наталья Николаевна — старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики. E-mail: nata.ulanova88@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Aleksandr M. Lesin — Cand. Sci. (Psych.), Assistant Professor of the Department of General and Special Psychology with the course of Pedagogics. E-mail: am170911@mail.ru

Natalya N. Ulanova — Senior Lecturer of the Department of General and Special Psychology with the course of Pedagogics. E-mail: nata.ulanova88@gmail.com

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 28.11.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 05.12.2022. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 07.12.2022.

PAPER RECEIVED: 28.11.2022. PAPER REVISED: 05.12.2022. PAPER ACCEPTED: 07.12.2022.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Лесин А.М., Уланова Н.Н. Итоги IX Международной конференции студентов и молодых ученых «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» и Международной студенческой олимпиады по клинической психологии «Психология и медицина - 2022» // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 4 (39). С. 423-431. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&:id=552. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022104423-431

FOR CITATION:

Lesin AM, Ulanova NN. Results of the IX International conference of students and young scientists "Psychology and medicine: ways to search the optimum interaction" and the International student Olympiad in Clinical Psychology "Psychology and medicine - 2022". Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(4):423-431. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=552. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022104423-431

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.