Научная статья на тему 'Итоги и перспективы конституционного развития российской государственности в контексте Саратовского проекта Конституции (к 30-летию Конституции Российской Федерации)'

Итоги и перспективы конституционного развития российской государственности в контексте Саратовского проекта Конституции (к 30-летию Конституции Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российский конституционализм / конституционная преемственность / конституционные ценности / саратовская школа конституционного права / Russian constitutionalism / constitutional continuity / constitutional values / Saratov school of constitutional law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабышев Сергей Владимирович

Конституция России 1993 г. стала вехой в развитии российской государственности. Она не просто выстояла, она состоялась, доказав свою жизнеспособность в суровых изменяющихся социально-исторических условиях. Однако Конституция не панацея от социальных проблем, которые должны решаться совокупным действием всех общественных и государственных институтов посредством освоения ценностных установок, знаний и навыков жить по Конституции. Потенциал Конституции далеко не исчерпан. Необходимо сосредоточиться на последовательном раскрытии нормативного, ценностно-смыслового содержания действующей Конституции России, в том числе путем активного обращения к идейным основам, обсуждавшимся в ходе ее разработки. Некоторые размышления по этому поводу с опорой на уникальный и малоизученный идейный опыт саратовской школы конституционного права, предложившей в тот период свой оригинальный цельный проект Конституции, изложены в статье с расчетом на дальнейший научный диалог и формирование новой конституционной парадигмы российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS AND PROSPECTS OF THE CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN STATEHOOD IN THE CONTEXT OF THE SARATOV DRAFT CONSTITUTION (TO THE 30TH ANNIVERSARY OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The Constitution of Russia in 1993 became a milestone in the development of Russian statehood, it not only survived, but took place, proving its viability in the harsh changing socio-historical conditions. However, the Constitution is not a panacea for social problems, which should be solved by the combined action of all public and state institutions, through the development of each one’s values, knowledge and skills to live according to the Constitution. The potential of the Constitution is far from being exhausted, and it is necessary to focus on the consistent disclosure of the normative, value-semantic content of the current Constitution of Russia, including through active appeal to the extensive ideological potential that developed during the work on the new Constitution of Russia at the turn of the Soviet era. Some reflections on this issue, based on the unique and little-studied ideological experience of the Saratov school of constitutional law, which proposed its original integral draft of the Constitution at that time, are set out in the article with the expectation of further scientific dialogue and the formation of a new constitutional paradigm of Russian statehood.

Текст научной работы на тему «Итоги и перспективы конституционного развития российской государственности в контексте Саратовского проекта Конституции (к 30-летию Конституции Российской Федерации)»

30 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DOI 10.24412/2227-7315-2023-6-15-24

УДК 342

С. В. Кабышев

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ САРАТОВСКОГО ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ (К 30-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Конституция России 1993 г. стала вехой в развитии российской государственности. Она не просто выстояла, она состоялась, доказав свою жизнеспособность в суровых изменяющихся социально-исторических условиях. Однако Конституция не панацея от социальных проблем, которые должны решаться совокупным действием всех общественных и государственных институтов посредством освоения ценностных установок, знаний и навыков жить по Конституции. Потенциал Конституции далеко не исчерпан. Необходимо сосредоточиться на последовательном раскрытии нормативного, ценностно-смыслового содержания действующей Конституции России, в том числе путем активного обращения к идейным основам, обсуждавшимся в ходе ее разработки. Некоторые размышления по этому поводу с опорой на уникальный и малоизученный идейный опыт саратовской школы конституционного права, предложившей в тот период свой оригинальный цельный проект Конституции, изложены в статье с расчетом на дальнейший научный диалог и формирование новой конституционной парадигмы российской государственности.

Ключевые слова: российский конституционализм, конституционная преемственность, конституционные ценности, саратовская школа конституционного права.

© Кабышев Сергей Владимирович, 2023

Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист Российской Федерации; e-mail: [email protected]

© Kabyshev Sergey Vladimirovich, 2023

Chairman of the State Duma Committee of the Federal Assembly of the Russian Federation for Science and Higher Education, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of O. E. Kutafin Moscow State Law University (MGUA), Honored Lawyer of the Russian Federation 15

S. V. Kabyshev

RESULTS AND PROSPECTS OF THE CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN STATEHOOD IN THE CONTEXT OF THE SARATOV DRAFT CONSTITUTION (TO THE 30TH ANNIVERSARY OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The Constitution of Russia in 1993 became a milestone in the development of Russian statehood, it not only survived, but took place, proving its viability in the harsh changing socio-historical conditions. However, the Constitution is not a panacea for social problems, which should be solved by the combined action of all public and state institutions, through the development of each one's values, knowledge and skills to live according to the Constitution. The potential of the Constitution is far from being exhausted, and it is necessary to focus on the consistent disclosure of the normative, value-semantic content of the current Constitution of Russia, including through active appeal to the extensive ideological potential that developed during the work on the new Constitution of Russia at the turn of the Soviet era. Some reflections on this issue, based on the unique and little-studied ideological experience of the Saratov school of constitutional law, which proposed its original integral draft of the Constitution at that time, are set out in the article with the expectation of further scientific dialogue and the formation of a new constitutional paradigm of Russian statehood.

Keywords: Russian constitutionalism, constitutional continuity, constitutional values, Saratov school of constitutional law.

30-летие действующей Конституции приходится на переломный момент отечественной и мировой истории, ставящий российскую юриспруденцию перед фундаментальными вызовами. Укрепление реального суверенитета России и формирование справедливого многостороннего международного правопорядка требует переосмысления самой методологии правового мышления с опорой на традиции и идеалы российского конституционализма, воспринятые от предшествующих поколений в форме конституционных целей, ценностей, принципов и норм в букве и духе Конституции России. «В эпоху кардинальных перемен, когда рушится весь привычный уклад, — подчеркнул Президент России В. В. Путин на заседании дискуссионного клуба «Валдай», — очень важно осознать, куда мы идем, к чему хотим прийти. И, безусловно, будущее создается сегодня, не только на наших глазах — нашими руками 1.

При всем многообразии взглядов и оценок следует признать, что нынешняя российская Конституция «занимает выдающееся место в отечественной истории», она «как документ прямого действия применительно к нынешним реалиям, так и нормативная модель будущего», наступление которого в образе, соответствующем конституционным ожиданиям, «во многом зависит от верности Конституции, умения жить по Конституции» [1]. Председатель Конституционного Суда России В.Д. Зорькин назвал приуроченную к конституционному юбилею статью «Под знаком Конституции» [2], тем самым резонно подчеркнув, с одной

1 Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай» (Сочи, 5 октября 2023 г.). URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72444 (дата об-16 ращения: 18.12.2023).

стороны, значение Конституции как своеобразного символа эпохи, а с другой — необходимость сосредоточения, концентрации на Конституции как основном и всеохватном устремлении российского народа к достижению социально-правового благополучия.

Невозможно отрицать, что в момент своего принятия Конституция заключала в себе сложный комплекс социально-правовых чувств, настроений, ори-ентаций, выступала одновременно Конституцией надежды, и Конституцией национального достоинства, и Конституцией новых горизонтов, и Конституцией национального примирения, окончательно определив в итоге исторический путь России [3, с. 5].

Конституция России, несмотря на пессимистические прогнозы при ее принятии, вызванные в числе прочего представлением о целевом, антикризисном характере данного документа, явилась надежной основой для формирования общенационального согласия, стала важнейшей гарантией сохранения российской социокультурной идентичности, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. В современных социально-исторических, геополитических условиях значимость консолидирующей роли Конституции и ее потенциала, связанного с обеспечением суверенного развития российской государственности, существенно возрастают. То, в чем видели слабость Конституции, оказалось ее силой. Рассчитанная на обеспечение государственного развития в условиях исторической турбулентности Конституция России закрепила способные к самонастройке механизмы балансировки интересов личности, общества и государства, основанные как на уважении наследия и традиций наших предков, так и на стремлении к социальному прогрессу. е

Вопреки распространенным представлениям, Конституция не абсолютизи- и рует ни индивида, ни коллектив. Коллективизм, пишет Б. С. Эбзеев, пришел а к «осознанию права личности на общество, которое обязано заботиться о ее о нуждах и способствовать ее развитию», что «вылилось в конституционное О провозглашение принципа социального государства, а также экономических, О

п

социальных и культурных прав граждан», а индивидуализм «удовлетворился а

провозглашением принципа правового государства»: ставшее итогом такого в

|

согласия демократическое социальное правовое государство явилось «ответом о на вызовы социальной практики, повелительно требующей соединения свобо- ю

Т5

ды личности и силы государства» [4, с. 134-135]. Соответственно, выражаясь |

метафорически (если пользоваться образной аналогией из сферы обеспечения К

безопасности в управлении транспортными средствами), Конституция России а

закрепляет своеобразную «систему курсовой устойчивости», так называемую |

«противозаносную систему». Иными словами, позволяет сохранить собственную |

траекторию цивилизационного движения страны, стабилизировать ее положе- ¡§

ние при выполнении маневров на высокой скорости и предотвратить одинаково 11

5

опасные, жизнеугрожающие «заносы» в сторону как анархического либера- ) лизма, так и тоталитарного деспотизма. Конституция состоялась: убедительно 3 показала свою жизнеспособность, действенность, возможность адаптироваться к стремительно меняющимся суровым условиям современности при сохранении своего ценностно-нормативного ядра.

Потенциал Конституции России далеко не исчерпан. Отмечая ее гибкость, адаптивность, следует подчеркнуть, что принципиально важно и политическим элитам, и юридическому сообществу сфокусироваться на определении наиболее 17

эффективных форм и способов ее последовательной реализации, на прогнозировании и стратегии конституционного развития, а не на поиске наиболее удачных, выразительных формулировок. Как верно замечено, «пытаясь разрешить те или иные социально-политические конфликты путем бесконечного конституционного процесса, мы скорее всего получим новые, более сложные и неразрешимые проблемы и коллизии». Нельзя игнорировать тот объективный факт, что «Конституция не панацея от всех наших бед, она не может абсолютно заменить собой все остальные институты», а потому «наука конституционного права должна сосредоточить свои усилия на анализе причин того, почему не реализуются или недостаточно реализуются те или иные конституционные новеллы» и одновременно «следует работать на опережение конституционных реформ» [5, с. 95-96]. Необходимо последовательно раскрывать нормативное, ценностно-смысловое содержание действующей Конституции России, к чему существенной предпосылкой должна быть ее демифологизация в форме отказа от навеянных течениями либерально-индивидуалистического глобализма искаженных трактовок.

В этом процессе крайне важно активно задействовать ценный опыт научного стратегического конституционного анализа нашей государственности, который сформировался в ходе подготовки новой Конституции России благодаря усилиям различных отечественных правовых научных школ. Отдельно нужно отметить не в полной мере осмысленный вклад саратовской школы конституционного права, принимая во внимание, с одной стороны, подготовленный в рамках данной школы собственный оригинальный цельный проект Конституции [6], а с дру-

д гой — последовательно отстаиваемый представителями саратовской школы на° о о

? учный подход, выводящий предметное пространство конституционного права а из тесных границ политической сферы, касающейся государственного властвова-| ния, и ориентирующий на активное и сквозное проникновение конституционного i регулирования в отраслевые отношения через прямое действие Конституции, то I есть на выявление и осуществление нормативного содержания Основного Закона, 1 конституционализацию законодательства и всей правовой системы. § Не ставя задачей детальное обсуждение этого оригинального конституционно-

| го проекта, которое, очевидно, предполагает необходимость комплексного моно-§ графического анализа, представляется важным обозначить некоторые отдельные содержащиеся в данном проекте положения, идеи, подходы, которые в контексте | представлений о единстве и непрерывности идейно-мировоззренческих основ | конституционно-правового развития российской государственности могут быть <¡> востребованы, в том числе в ходе практической реализации действующей Кон-!| ституции России, включая ее интерпретационную эволюцию. g Прежде всего стоит выделить четкое определение в саратовском проекте

§ предназначения власти как призванной служить «благу народа» (ст. 2), а также 1 определение правового статуса гражданина, исходя из того, что «осуществле-J ние гражданином прав и свобод... неотделимо от выполнения обязанностей», которые он «несет. перед обществом и государством» (ст. 43). Идея народного блага, восходящая к римской формуле salus populi suprema lex esto (благо народа — высший закон), не нашла прямого текстового закрепления в действующем законодательстве, но при этом, очевидно, должна рассматриваться как наиболее концентрированная и общая предметно-целевая, ценностная характеристика 18 итогового выражения всех форм реализации народовластия и осуществления

конституционно-правового статуса личности. Достижением блага народа непосредственно предопределяются национальные интересы, связанные со сбережением народа России, развитием человеческого потенциала, повышением качества жизни и благосостояния граждан, обусловливаются в конечном счете все национальные цели развития России.

Принципиально важно подчеркнуть, что народное благо должно раскрываться в отечественной правовой системе не только как элемент мировоззренческой системы и функционально-целевой атрибут российской государственности, но и содержательный аспект взаимоотношений личности, общества и государства, определяющий ориентацию свободы человека в сфере публично-властных и иных общественных отношений. Системный анализ Конституции России дает ясное, недвусмысленное представление о том, что утверждение прав и свобод человека в единстве с гражданским миром и согласием является выражением «общей судьбы на своей земле» ради «сохранения исторически сложившегося государственного единства», «возрождения суверенной государственности России», «обеспечения благополучия и процветания России». Именно российский народ в единстве своей истории, культуры, жизненного пространства и судьбы является источником и целью Конституции, той определяющей ценностью, в отрыве от которой утрачивают свое значение все другие конституционные ценности. В целом логика конституционного регулирования состоит в создании правовых условий, при которых наиболее полная самореализация личности сопрягается с общим благом народа и определяет рост уровня развития общества и укрепление суверенной российской государственности, характеризующих, в свою очередь, реальное — экономическое, социальное, политическое и иное — пространство | для осуществления и умножения свободы. В этом плане идея народного блага и должна получить обоснование и нормативно-правовое закрепление, развитие а в законодательном регулировании как единой системы публичной власти, так о и некоммерческих, общественных организаций, иных форм коллективного О гражданского взаимодействия. О

п

Весьма примечательно, что в разделе II саратовского проекта, посвященном а

правам человека и гражданина, на первое место при закреплении разных кате- в

|

горий прав поставлены политические права и свободы (глава 2). Данный подход, О не подразумевающий иерархизацию категорий прав, которые образуют единую ю

систему, ориентирует вместе с тем на активную гражданственность и соучастие |

в общезначимом деле, а не на автономизацию человека в рамках его частной, К

неприкосновенной сферы. а

Стоит обратить особое внимание на то, что содержащийся в саратовском про- |

екте упомянутый общий принцип неотделимости осуществления прав от испол- ||

нения обязанностей, нашедший текстовое отражение в формуле действующей ¡§

Конституции России об обеспечении сбалансированности прав и обязанностей 1

5

гражданина (ст. 75.1), получил свое закрепление и детализированное развитие ) в главе 5 «Основные обязанности граждан Российской Федерации Республики», 3 предусматривающей, помимо прочих, обязанность граждан «добросовестно трудиться, соблюдать дисциплину труда» (ст. 45).

Приведенную проектную норму следует рассматривать в совокупности с положениями, закрепляющими «переход к рыночному хозяйству и смешанной экономике с широким использованием в регулировании экономики рычагов и стимулов, справедливого налогообложения» (ст. 53), как «исключительное 19

право» граждан «распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду», право трудящихся на «вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и обеспечивающее ему достойное существование» (ст. 61) и право всех граждан пользоваться «общественными фондами потребления, создающими равные условия для всех членов общества всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности» (ст. 64), а также корреспондирующие обязанности государства способствовать «обеспечению полной занятости населения» (ст. 62), создавать «системы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, гарантирующие удовлетворение на общественно-необходимом уровне важнейших социальных потребностей граждан, содержание нетрудоспособных, социальную защищенность малообеспеченных слоев населения» (ст. 63). Данный проектный нормативный комплекс определяет, по сути, деятельно-солидарностный подход к пониманию социальной государственности как ориентированной не на безусловно гарантированную всеобщность благосостояния (что создает предпосылки для укоренения патернализма), а на стимулирование труда в качестве первоосновы общественного благополучия и соответствующее ценности труда справедливое распределение материальных благ в обществе.

На этих концептуальных позициях выстраивается стратегическая динамика конституционного и основанного на нем отраслевого законодательного регулирования, которое, исходя из гарантирования уважения в Российской Федерации труда граждан и обеспечения защиты их прав (ч. 5 ст. 75 и ст. 75.1 Конституции России), предусматривает, в частности, формирование трудолюбия, и ответственного отношения к труду и его результатам в качестве содержательного

0

? элемента воспитания в системе образования, более того, как принципиальный а политико-юридический аспект регулирования образования (п. 2 ст. 2, п. 3 ч. 1 | ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В соот-

1 ветствии с внесенными в данный федеральный закон в декабре 2023 г. измене-| ниями, направленными на уточнение основных принципов государственной I политики и правового регулирования отношений в сфере образования сообразно § традиционным российским духовно-нравственным ценностям и на укрепление | дисциплины в рамках образовательной деятельности, предусмотрено включе-§ ние в обязанность педагогических работников формировать у обучающихся 'I уважение к человеку труда (п. 1.1 ч. 1 ст. 48), а также введена обязательность | изучения учебного предмета «Труд (технология)» в рамках основного общего | образования (ч. 6.3 ст. 12). Концепция государства, стимулирующего к труду, & должна последовательно раскрываться в регулировании занятости, социально-| трудовых отношений.

ё В ст. 57 и 59 саратовского проекта раскрываются экономические основы су-

§ веренитета, предусматривающие: объекты, которые могут находиться только | в исключительной собственности государства (включая оборону, космос, энер-| гетическую систему); определение земли, недр, вод, растительного и животного мира достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. Действующая Конституция не использует термин «достояние», но при этом он определенным образом востребован в текущем законодательстве (например, Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации»; раздел IV «Национальное культурное достояние и культурное на-20 следие народов Российской Федерации» Основ законодательства о культуре;

в качестве достояния — национального, общенационального или народов Российской Федерации — законодательно определены, в частности, языки народов Российской Федерации, народные художественные промыслы, земли особо охраняемых природных территорий, животный мир, зерно).

Вместе с тем в практике Конституционного Суда России сложился устойчивый подход, в соответствии с которым гражданам Российской Федерации должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов, в том числе лесов, как богатства, ценности (достояния) всенародного значения1. Представляется, что неуклонная приверженность именно такому конституционному пониманию земли и природных ресурсов позволила бы избежать драматических проблем в ходе приватизации, а в настоящее время служит важной идейно-ценностной и целевой основой для совершенствования государственной экономической политики.

Так, при безусловной важности трансформации российской экономики с ориентацией на новые технологические уклады нужно понимать, что инновационные отрасли не должны подавлять развитие наших естественных производительных сил, сосредоточенных в минерально-сырьевом комплексе. Вопрос сбалансирования этих сфер в новых условиях требует научного решения. Вместе с тем субъекты недропользования, извлекающие выгоду из ресурсов, относящихся, по сути, к общенациональному достоянию, должны внести свой ощутимый вклад в научно-технологическое обновление национальной экономической системы. В некоторых странах применяется механизм обязательных инвестиций недропользователей в НИОКР, которые увязаны с приоритетами научно-технологической политики. Введение в той или иной форме обязанности недропользователей участвовать в финансировании научно-технологического развития страны способствовало бы укреплению экономической, политической и социальной солидарности, развитию социальной ответственности бизнеса и преодолению нравственно-юридических деформаций, сопровождавших процессы приватизации.

Стоит отметить положения главы 8 саратовского проекта, посвященной административно-территориальному устройству Российской Федеративной Республики. Как известно, до сих пор вопросы административно-территориального устройства в Российской Федерации (включая, например, базовое понятие населенного пункта) не урегулированы на уровне федерального закона. Это создает проблемы в развитии территориальной основы единой системы публичной власти, в социально-территориальном измерении публично-властных механизмов, которые должны создаваться и функционировать на основе взаимосвязей государственной и муниципальной форм публичной власти.

Нельзя обойти вниманием ст. 40 саратовского проекта, которая предусматривает, что «граждане... имеют право на пользование результатами научного про-

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о про- з верке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. № 18, ст. 1833; Постановление Конституционного Суда РФ от 25 октября 2016 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в связи с жалобой гражданки Г.А. Пенкиной» // СЗ РФ. 2016. № 45, ч. 2, ст. 6324; Постановление Конституционного Суда РФ от 22 сентября 2023 г. № 45-П «По делу о проверке конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области» // СЗ РФ. 2023. № 41, ст. 7407. 21

гресса и их практическое применение». Действующая Конституция формирует мировоззренческую парадигму социально-экономического развития, включая критерии инноваций, создает необходимые ориентиры для достижения стратегических целей России, оформляет модель целой сферы общественной жизни, именуемой техносферой [7, с. 195]. Реализация закрепленной в Конституции модели социально ориентированного характера государственной научно-технической политики предполагает важность именно человеческого измерения научного прогресса, который должен в конечном счете служить повышению качества жизни людей, что имеет особую актуальность, определяет оценку результативности научной деятельности.

Эти и иные принципиальные позиции, содержащиеся в саратовском проекте Конституции, могут и должны использоваться в развитии российского законодательства, в том числе с участием законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Конституция — уникальный, учредительный и системообразующий, нормативный правовой акт, который не является законом в общепринятом смысле. Неслучайно в отличие от прежнего времени термин «основной закон» в действующей Конституции не используется. Конституция — источник, ценностное, нормативное ядро и одновременно стратегическая модель всей правовой жизни. В ней воплощается правовое чувство Родины, юридический образ Отечества, поэтому она имеет надпартийный, надполитический, общегражданский характер.

Закрепленные в Конституции ценности российского парламентаризма, основанные на исторических традициях единения народа и государства, подчеркивают особую роль федерального парламента и законодательных органов субъектов Российской Федерации в реализации и развитии Конституции, в обеспечении конституционной сплоченности общества.

Сегодня крайне важно понимание того, что законодательные органы должны прежде всего формировать консолидированную политическую волю, укреплять социальное и морально-политическое единство и согласие. Последние возможны лишь при условии обеспечения взаимного доверия в отношениях общества и государства, что требует системного применения научного подхода при принятии государственных решений. Речь идет прежде всего о необходимости четкого всестороннего научного обоснования законодательных инициатив, включая оценку прогнозируемых правовых и общественных последствий их реализации, возможных рисков. Нельзя забывать, что правовой популизм ведет к правовому нигилизму и дискредитации государства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда России, выраженной в Постановлении от 29 ноября 2006 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации»: «...все субъекты права законодательной инициативы, наделенные властными полномочиями, включая законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, обязаны в процессе осуществления своих полномочий действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу стабильность установленных Конституцией Российской Федерации государственно-правовых форм жизнедеятельности общества и должный баланс общественных интересов»1. В этом плане важно развивать

22

1 См.: СЗ РФ. 2006. № 50, ст. 5371.

научную экспертизу законодательства, парламентский диалог с научными и экспертными организациями.

Мы прошли точку невозврата в доверии к спекулятивным неолиберальным доктринам. Перед российской наукой и законодателем сегодня стоит задача выработки новой конституционной парадигмы российской государственности, основанной на понимании России как самобытной державы-цивилизации, которая открыта к освоению благотворного опыта, но не может позволить себе подражательство Западу.

Суть национальной конституционной идеологии — в сопряжении идей тысячелетней российской державы-цивилизации и благополучия человека. Можно выразить это в виде следующей формулы: Суверенность, Справедливость, Патриотизм.

Исторический путь и выбор нашей страны, который решительно подтверждается сегодня, состоит в глубоком чувстве единства Родины и Правды, которое, пожалуй, является важнейшей характерной чертой национального права. Для нас Родина — это держава Правды, которая, в свою очередь, выражает коренящееся в народном духе сознание высшего долга перед нравственным законом и своим Отечеством. Без суверенной государственности нет справедливости и свободы, и общественный запрос на справедливость должен быть эффективно обеспечен. Во многом именно в правильном раскрытии и принятии законов, реализующих положение о социальном государстве, есть залог успешного будущего нашей страны. Вместе с тем само становление социальной государственности неразрывно связано с формированием чувства гражданственности и взаимной ответственности за свою страну, с развитием ценностных атрибутов солидарности, предполагающей взаимопомощь, социальное служение. е

Образующие национальную идеологию конституционные ценности должны и усваиваться с детства. Неслучайно Конституция прямо установила, что дети а являются важнейшим приоритетом государственной политики России, а го- о сударство создает условия для их всестороннего развития и воспитания у них О чувства патриотизма, гражданственности (ч. 4 ст. 67.1). Привитие детям этих О

п

качеств требует прежде всего организации системы правового воспитания и, а соответственно, формирования уважения к Конституции и закону, установки в на их осознанную, добросовестную и ответственную реализацию, нетерпимого О отношения к любым противоправным проявлениям. Именно на основе все- ю

Т5

общего изучения особой роли Конституции обеспечивается преемственность |

национального развития. Важно учитывать и то, что в современных условиях К

гипердинамизма общества и законодательства Конституция, содержащая прин- а

ципы всей правовой жизни, служит важнейшим фактором определенности для |

человека, дает ему возможность правильно ориентироваться в меняющемся со- ||

циальном пространстве. Иными словами, Конституция сегодня — своего рода ¡§

азбука гражданина. 1

Поэтому, развивая национальную модель образования на основе учета на- )

ших исторических традиций и лучших достижений опыта последнего времени, 3 следует расширять изучение Конституции России на всех уровнях образования, начиная со школы. Лучше двигаться в направлении отдельного изучения основ конституционного строя России под руководством юристов. А наиболее оптимальные для каждого возраста формы изучения Конституции нужно вырабатывать в диалоге с педагогическим сообществом. Детское восприятие мира —

чувственно-эмоциональное и одновременно предметное, конкретное. А потому 23

важно показывать детям, что Конституция закрепляет значимые ценности, реализуемые в повседневной жизни, включая равный подход к каждому, поддержку нуждающихся и другие, и что реальный практический эффект конституционных норм зависит от усилий каждого, от желания, готовности и умения жить по Конституции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия как государство-цивилизация всегда будет привлекательна для других стран. Именно поэтому законодателям необходимо раскрыть нормы Конституции в положениях конкретных законов в соответствии с ее духом и потребностями нашего общества и наших граждан. Именно это должно быть идеологической, государствообразующей, смыслообразующей, социальной и политической основой светлого будущего нашей страны.

Библиографический список

1. Кабышев В.Т. Конституционные ожидания // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 24-27.

2. Зорькин В.Д. Под знаком Конституции // Российская газета. 2023. 12 дек.

3. Медведев Д.А. Вступительное слово к юбилейному изданию «Конституция Российской Федерации: к 30-летию принятия Основного закона» // Конституция Российской Федерации: к 30-летию принятия Основного закона: текст, комментарий. М.: Статут, 2023.

4. Эбзеев Б.С. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 768 с.

5. Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни: избр. науч. тр. М.: Формула права, 2013. 320 с.

6. Кабышев В.Т. Саратовский проект Конституции России. М.: Формула права, Я 2006. 64 с.

? 7. Хабриева Т.Я. Конституционные императивы научно-технологического развития

а России (к 30-летию Конституции Российской Федерации) // Конституция Российской ^ Федерации: к 30-летию принятия Основного закона: текст, комментарий. М.: Статут, ? 2023.

s s S

0

f References

'g 1. Kabyshev V.T. Constitutional Expectations // Constitutional and Municipal Law.

1 2013. No. 11. Р. 24-27.

T

! 2. Zorkin V.D. Under the Sign of the Constitution // Rossiyskaya gazeta. 2023. 12 Dec.

2 3. Medvedev DA.. Introductory Speech to the Anniversary Edition of the Constitution ° of the Russian Federation: to the 30th anniversary of the Adoption of the Basic Law // Con-1 stitution of the Russian Federation: to the 30th Anniversary of the Adoption of the Basic ! Law: text, commentary. M.: Statute, 2023.

I 4. Ebzeev B.S. Constitutional Law of Russia. M.: Prospect, 2019. 768 р.

5. Kabyshev V.T. With the Constitution for Life. Selected scientific works. M.: Formula

1 of Law, 2013. 320 р.

S. 6. Kabyshev V.T. Saratov Draft of the Constitution of Russia. M.: Formula of law, 2006.

2 64 p.

s

E 7. Khabrieva T.Ya. Constitutional Imperatives of Scientific and Technological Develop-

m ment of Russia (to the 30th Anniversary of the Constitution of the Russian Federation) // Constitution of the Russian Federation: to the 30th Anniversary of the Adoption of the Basic Law: text, commentary. M.: Statute, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.