Научная статья на тему 'Саратовский проект Конституции: итоги и перспективы'

Саратовский проект Конституции: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1257
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ / САРАТОВСКИЙ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ РОС СИЙСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ / САРАТОВСКАЯ ШКОЛА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ / CONSTITUTION OF RUSSIA / THE SARATOV DRAFT OF THE CONSTITUTION OF THE RUS SIAN FEDERAL REPUBLIC / SARATOV SCHOOL OF CONSTITUTIONAL LAW / CONSTITUTIONAL COMMITTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пряхина Татьяна Михайловна

Введение: в статье рассматривается роль Саратовского проекта Основного За кона Российской Федерации в конституционной истории страны; освещается вклад саратовских ученых-государствоведов в процесс создания текста Конституции Рос сии, вынесенного на всенародный референдум. Цель: выявить актуальные положения Саратовского проекта Конституции России, которые могут быть использованы в целях развития конституционной теории и совершенствования конституционной практики. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительный методы исследования. Резуль таты: выявлены и обоснованы достоинства Саратовского проекта Конститу ции. Вывод: ряд положений Саратовского проекта Основного Закона страны следует использовать в целях совершенствования конституционной практики современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SARATOV DRAFT CONSTITUTIONALS: RESULTS AND PERSPECTIVE

Background: the article examines the role of the Saratov Draft of the Fundamental Law of the Russian Federation in the constitutional history of the country, highlights the contribution of the Saratov political scientists to the process of creating the text of the Con stitution of Russia submitted to the nationwide referendum. Objective: the author supposes to identify topical provisions of the Saratov Draft of the Constitution of Russia, which can be used to develop constitutional theory and improve constitutional practice. Methodol ogy. In doing the research dialectical method of scientific knowledge, systematic, technical and comparative research methods were used. Results: advantages of the Saratov Draft of the Constitution have been revealed and reasoned. Conclusions: a number of provisions of the Saratov Draft of the Fundamental Law of the country should be used to improve the constitutional practice of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Саратовский проект Конституции: итоги и перспективы»

УДК 342.4(470).44

Т.М. Пряхина

САРАТОВСКИЙ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Введение: в статье рассматривается роль Саратовского проекта Основного Закона Российской Федерации в конституционной истории страны; освещается вклад саратовских ученых-государствоведов в процесс создания текста Конституции России, вынесенного на всенародный референдум. Цель: выявить актуальные положения Саратовского проекта Конституции России, которые могут быть использованы в целях развития конституционной теории и совершенствования конституционной практики. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительный методы исследования. Результаты: выявлены и обоснованы достоинства Саратовского проекта Конституции. Вывод: ряд положений Саратовского проекта Основного Закона страны следует использовать в целях совершенствования конституционной практики современной России.

Ключевые слова: Конституция России, Саратовский проект Конституции Российской Федеративной Республики, Саратовская школа конституционного права, Конституционная комиссия.

T.M. Pryakhina

THE SARATOV DRAFT CONSTITUTIONALS: RESULTS AND PERSPECTIVE

Background: the article examines the role of the Saratov Draft of the Fundamental Law of the Russian Federation in the constitutional history of the country, highlights the contribution of the Saratov political scientists to the process of creating the text of the Constitution of Russia submitted to the nationwide referendum. Objective: the author supposes to identify topical provisions of the Saratov Draft of the Constitution of Russia, which can be used to develop constitutional theory and improve constitutional practice. Methodology. In doing the research dialectical method of scientific knowledge, systematic, technical and comparative research methods were used. Results: advantages of the Saratov Draft of the Constitution have been revealed and reasoned. Conclusions: a number of provisions of the Saratov Draft of the Fundamental Law of the country should be used to improve the constitutional practice of modern Russia.

Key-words: the Constitution of Russia, the Saratov Draft of the Constitution of the Russian Federal Republic, Saratov School of Constitutional Law, Constitutional Committee.

Процесс принятия конституции неизменно, иногда в течение всего периода действия Основного Закона, является важным фактором государственно-правовой действительности, с которым и законодатель, и правоприменитель вынужде-

© Пряхина Татьяна Михайловна, 2018

Доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин (Юридический институт ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет») © Pryakhina Tatiana Mikhailovna, 2018

Doctor of law, Professor of State and legal disciplines department (Law Institute of the State Autonomous 16 Institution of Higher Education "Moscow City Pedagogical University")

ны считаться. Поэтому так важно, утверждая суверенную конституционную идентичность России, увидеть историю конституционного развития страны как непрерывный процесс поиска и признания конституционных идеалов. История разработки и принятия действующей Конституции России не будет полной без анализа альтернативных проектов Основного Закона страны. Саратовский проект Конституции Российской Федеративной Республики среди иных проектов стоит особняком. У него достойное прошлое и перспективное будущее. В бурные и тревожные времена, в конце 1980 - начале 1990-х гг. проблема разработки и принятия новой Конституции России встала особенно остро. Нарастающий конституционный кризис, политическое противостояние Парламента и Президента РФ требовало быстрых, неординарных, смелых решений. Когда был объявлен конкурс на лучший проект Конституции, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного права Саратовского Ордена «Знак Почета» Юридического института им. Д.И. Курского В.Т. Кабышев мобилизовал научные ресурсы кафедры. Ученые подготовили и представили проект Конституции Российской Федеративной Республики, который получил высокую оценку. Жюри отметило, что саратовские ученые ввели в свой проект ряд формулировок, которые полезно учесть при доработке проекта Конституции. Ряд идей и положений Саратовского проекта был включен в проект Конституции РФ, вынесенный на референдум, и, соответственно, ставший частью действующего Основного Закона. Саратовский проект в числе иных экспертных документов оказал существенное влияние на поиск тех «точек согласия», которые являлись бесспорными для большей части общественно-политических сил. Они и послужили в дальнейшем «ядром согласия» в Конституции 1993 г. е

т

В целом Саратовский проект заслуженно получил положительные отзывы и со стороны главы государства, политиков, коллег-ученых. Однако потенциал а Саратовского проекта не был использован в полной мере. По мере укрепления о

в

экономической базы Российского государства, усиления политической сплочен- о

ности общества идеи, изложенные в Саратовском проекте Конституции (равно з

как и в ряде иных экспертных проектов), будут актуализироваться. Свидетель- |

ство тому — живой интерес к изданию Проекта Конституции Российской Феде- е

ративной Республики 2006 г., ставшему возможным благодаря подвижнической о

деятельности профессора В.Т. Кабышева [1, с. 9-58]. рр

Творческий характер Саратовского проекта — его фирменный знак, отличи- Ч

тельная черта. Проект создавался на базе прочного научного фундамента, знании о

объективных законов общественного развития, понимании сути конституцион- К

ных процессов и он не был утопичен. Наоборот, по ряду позиций он опередил м

время. Идеи, заложенные в концепцию проекта, предвосхитили дальнейшее I

развитие событий и подтвердили прозорливость авторов. Руководитель Сара- 1

товского проекта В.Т. Кабышев обращает внимание на ряд положений, которые 2

в дальнейшем воплотились в конституционной материи, были реализованы 2

посредством внесения поправок в текст Основного Закона и корректировки кон- к ституционной практики. Так, например, гл. 13 Саратовского проекта называлась «Прокуратура». Соответственно после внесения поправок в Конституцию РФ гл. 7 действующей Конституции РФ стала называться «Судебная власть и прокуратура». По Саратовскому проекту формой правления в России должна была быть президентская республика. Усиление роли главы государства подтвердило

правоту авторов. В Саратовском проекте подчеркивалось, что Российская Феде- 17

ративная Республика объединяется на основе договора с другими советскими суверенными республиками в федеративное государство — Союз Суверенных Республик (ст. 70-75). Эта идея — предтеча Таможенного Союза, Единого экономического пространства.

Многие положения проекта перспективны, направлены в будущее и к ним предстоит вернуться, поскольку они предлагают мудрые, взвешенные решения, выражают позицию подлинных государственников, считающих своим долгом в любые исторические времена отстаивать интересы многонационального народа России. К числу таких существенных положений, бесспорно, относится предложенный Саратовским проектом вариант конституционного урегулирования права собственности. Проект исходит из того, что в государственной собственности может находиться имущество, необходимое для осуществления задач государства. Оборона, космос, транспорт, связь, энергетическая система и другие установленные законом объекты могут находиться только в исключительной собственности государства (ст. 57). Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир провозглашаются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. Право распоряжаться землей предоставляется полномочным представителям народа, а сама земля предоставляется гражданам в бессрочное наследуемое владение (ст. 59). Если бы эти идеи были реализованы в действующей Конституции РФ 1993 г., то, скорее всего, сейчас мы не имели бы такого огромного неравенства доходов, справедливо отмечает В.Т. Кабышев [2, с. 32-33]. Это логично, если внимательно проанализировать тезис саратовцев о том, что вся власть в Российской Федеративной Республике исходит от народа, | служит благу народа (ст. 2 ч. 2). Принадлежность всей власти народу означает,

? что народ обладает как политической, так и экономической властью, ибо полиса

я тическая власть, не обеспеченная материальным ресурсом, не может эффективно

% решать общегосударственные задачи.

I Где находятся центры экономической власти? Кому в нашей стране принад-

1 лежит экономическая власть? На каких условиях взаимодействуют институты

го

| политической и экономической властей? Этим принципиальным вопросам § конституционное право уделяет чрезвычайно мало внимания, данный пробел | должен быть восполнен. Любая власть стремится к концентрации своих воз-

2 можностей. Центры экономической власти неизбежно будут стремиться прива-° тизировать власть политическую. И, наоборот, политическая власть будет стремя миться поглотить или поставить под жесткий контроль власть экономическую. | Конституционно установленный баланс между этими видами власти должен

0 быть таков, чтобы труд стал основой благополучия как отдельного человека,

1 так и государства в целом. В проекте на конституционном уровне провозглашен ° принцип социальной справедливости (Преамбула ст. 4, 9). Необходимо достичь

3 консенсуса в современном прочтении социальной справедливости, нормативном 1 содержании данного принципа общественного и государственного устройства. | Именно об этом писал Президент РФ: «...Нужна история не просто успеха — но

справедливого успеха с точки зрения окружающих. Успеха, доставшегося тяжелым трудом, умением рисковать, готовностью брать на себя ответственность за других ...» [3].

В связи с вышесказанным логично выглядит саратовская интерпретация права на труд (ст. 31). В свете поставленных задач перехода России к цифровой эконо-

18

мике, все более активного внедрения в практику государственной и общественной

жизни элементов электронного управления актуальным представляется право граждан на пользование результатами научного прогресса и их практическое применение (ст. 40). Находкой авторов проекта является гл. 5 «Основные обязанности граждан Российской Федеративной Республики». Она воплощает идею единства прав и обязанностей человека, ответственности каждого гражданина за судьбу страны, защиту Конституции и законов, взаимной ответственности за добросовестное выполнение обязанностей как со стороны человека, так и со стороны государства. Человек выступает не в качестве потребителя, не пассивным объектом управления, а активным субъектом политической, экономической, общественной жизни, человеком — созидателем, строителем справедливого общества и государства.

Идея ответственного правления определила задачи, которые ставятся в Саратовском проекте перед органами государственной власти всех звеньев, подотчетных народу (ст. 84). Статьи Саратовского проекта проникнуты духом подлинного народовластия. Идея сменяемости власти отражена в жестком конституционном императиве: должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд (ч. 1 ст. 83). Представительный характер соответствующих органов государственной власти обеспечен их ответственностью перед народом, избирателями, чьи интересы они и призваны защищать (ч. 2 ст. 84, ч. 1 ст. 86). Понятие «народный депутат», к сожалению, ушло из современного конституционного обихода, а ведь в этом суть подлинной демократии. Народный депутат, присягающий на верность интересам избирателей, выразитель воли избирателей, руководствующийся в своей деятельности интересами народа — вот тот конституционный стандарт, которым проникнут Саратовский проект (ст. 85, 86, 95-97).

Успешное функционирование государства как социально-политической системы становится реальностью, если государственное управление представляет собой отлаженный современный механизм, способный к быстрому решению сложных проблем, преодолению противоречий и конфликтов, кризисных ситуаций, организацию внутренней и внешней среды. Конституция должна обеспечить такую институциональную и функциональную конструкцию публичной власти, которая наращивала бы ее управленческий ресурс. Саратовский проект уделяет данной проблеме должное внимание (ст. 84, 113). В действующей Конституции РФ отсутствует термин «государственное управление».

Перечень достоинств Саратовского проекта Конституции можно было бы продолжить, ибо он воплощает поиск «золотой пропорции», «злотого сечения» в праве. Саратовский проект Конституции предлагает такую конституционную модель власти, которая гармонизирует национальное и универсальное, публичное и частное, права и обязанности человека и права народа с полномочиями и обязанностями государства, его органов и должностных лиц. Пришло время для того, чтобы вернуться к идеям проекта, переосмыслить их, применить для решения современных задач в сфере конституционного строительства.

Библиографический список

1. Саратовский проект Конституции России / предисл. В.Т. Кабышева. М.: ООО «Формула права», 2006. 64 с.

2. Кабышев В.Т. Конституция новой России (к 25-летию Саратовского проекта Конституции России // Государство и право. 2016. № 6. C. 31-36.

3. Путин В.В. Справедливое устройство общества, экономики — главное условие нашего устойчивого развития в эти годы // Комсомольская правда. 2012. 13 февр.

References

1. The Saratov Draft of the Constitution of Russia / рге^ by V.T. Kabyshev. M.: PJSC "Formula Prava", 2006. 64 p.

2. Kabyshev V.T. Constitution of the New Russia (to the 25th anniversary of the Saratov Draft of the Constitution of Russia // State and Law. 2016. No.6. P. 31-36.

3. Putin V.V. The Valid Structure of Society and Economy is the Main Condition for our Sustainable Development These Years // Komsomolskaya Pravda. February 13, 2012.

УДК 342.415

Б.С. Эбзеев

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ 1993 ГОДА

Введение: конституционное провозглашение России демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления — это конституционный вектор общественного выбора развития общества и Российского государства применительно к потребностям постиндустриального этапа современной цивилизации. Цель: высказать и обосновать авторскую позицию по предложенным в «Конституционном диалоге» проблемам конституционного развития России. Методологическая основа: диалектический метод познания, системный, формально-юридический, сравнительный методы исследования. Результаты: изучен опыт реализации Конституции РФ 1993 г., свидетельствующий о постепенном движении конституционной практики к конституционным ориентирам Основного Закона России. Вывод: демократия как постоянно развивающаяся форма экономических, политических, социально-психологических отношений в условиях конкуренции идей, взглядов и убеждений — единственный путь преодоления, господствующего пока, к сожалению, «демократического цезаризма».

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционализм, конституционный строй, Конституционный Суд РФ, демократия, народовластие.

© Эбзеев Борис Сафарович, 2018

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист, заслуженный деятель науки Российской Федерации: е-mail: [email protected] © Ebzeev Boris Safarovych, 2018 20 Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer, Honored Scientist of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.