Научная статья на тему 'ИТОГИ ГОДА: ВЗГЛЯД ЭКОНОМИСТА'

ИТОГИ ГОДА: ВЗГЛЯД ЭКОНОМИСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ГОДА: ВЗГЛЯД ЭКОНОМИСТА»

g DOI 10.22394/1726-1139-2022-12-8-9

<

Итоги года: взгляд экономиста

о

Results of the Year: The Economist's View

Существует не очень веселая шутка о том, что профессия экономиста в современном мире чем-то напоминает профессию метеоролога, который, как известно, ошибается один раз, но каждый день. Ситуация 2022 года, безусловно, работает на престиж профессии экономиста. Большинство российских и зарубежных экономистов, находящихся вне пределов неработающего либерального конструкта, говорили о приближении кризиса весь 2021 год. Указывая при этом на его системные причины, а не на эпидемию и пандемию.

Противоречия в мировой экономике накопились на всех уровнях, в том числе на институциональном. При этом мировая финансовая система, сыгравшая важную роль в формировании глобальной экономики, превратилась в ту самую лошадь из анекдота, которая спрашивает сама у себя «когда же наконец я сдохну».

Классические монетарные механизмы борьбы с кризисом, успешно работавшие еще в начале века, сегодня работают не на преодоление, а на углубление кризиса. Регионализация не то чтобы отрицает предшествующую логику глобализации, но дополняет ее, приводя к обособлению как национальных, так и региональных экономических пространств.

Особо следует сказать о санкционных режимах. В течение длительного времени санкции были исключительным инструментом; санкции и контрсанкции применялись как исключительная мера против третьестепенных экономик. Такая практика могла успешно работать до тех пор, пока санкционные режимы были исключительными мерами. В условиях, когда они стали массовыми, они начали ослаблять инициаторов этих мер.

Сюрприз уходящего года для экономистов, российских и зарубежных, — это экономика России. Отнесемся с пониманием к западноевропейским экспертам, еще весной писавшим о том, что в России доедают последних ежей. Важнее указать на то, что российские экономисты и эксперты предполагали несколько более сложное прохождение неизбежных санкций, иной масштаб инфляции и падения ВВП.

Разумеется, не следует впадать в эйфорию: задача коллективного Запада не меняется. Победа в экономической войне для наших противников — императив собственного выживания, никак не меньше.

Для России ключевой вопрос — не поиск ресурсов, но нахождение управленческого оптимума, позволяющего пройти между крайностями тотальной мобилизации всего и всех и организационной расхлябанностью в стиле «сойдет и так».

2022 год показал: без серьезных реформ победа не очевидна, и «как в феврале 2022 года» в феврале 2023 года не получится.

Оценивая уходящий 2022 год с точки зрения теории управления, укажем на то, | что эффективная система экономической организации государства и есть механизм, ^ позволяющий с минимальными затратами добиться максимальной эффективности. < Получилось ли это в 2022 году? Скажем прямо. Нет. Есть ли понимание неизбеж- ^ ности реформирования? Да, теперь есть. Это и назовем главным экономическим н результатом уходящего года.

А. Д. Хлутков директор Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктор экономических наук, председатель редакционного совета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.