Научная статья на тему 'ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БИБЛИОТЕРАПИИ'

ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БИБЛИОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

182
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БИБЛИОТЕРАПИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЭЛЕМЕНТОВ БИБЛИОТЕРАПИИ

Блаувельт Екатерина Игоревна

Филолог, психолог; студентка магистерской программы «Мастерство психологического консультирования», Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева;

г. Красноярск

Большинство старших подростков в возрасте 15-18 лет (согласно возрастной периодизации А.В. Петровского) имеет сформированные смысложизненные ориентации, однако данные ориентации неустойчивы, часто непродуктивны [7; 103]. Отсутствие смысложизненных ориентаций либо их деформация наблюдаются у подростков, имеющих низкую самооценку, тяжело проживающих кризисный период, нуждающихся в доверительном общении и психолого-педагогическом сопровождении.

При обращении к толкованию «смысложизненных ориентаций» было использовано определение Д.А. Леонтьева, описывающего данную категорию как «систему осмысленных и избирательных связей, отражающую направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность самореализацией и способность брать за нее ответственность, влияя на ее развитие» [6; 267].

Для коррекции смысложизненных ориентаций старших подростков было выбрано групповое психологическое консультирование с элементами библиотерапии - метода психотерапии, использующего литературу как одну из форм лечения словом [3; 62]. Библиотерапевтическое консультирование является эффективным методом работы с подростками, поскольку обращение к литературным текстам - это увлекательный и ненавязчивый способ психологической коррекции.

Для выявления актуального уровня смысложизненных ориентаций старших подростков было проведено тестирование обучающихся 9 и 10 классов по следующим критериям: а) деятельностный компонент, тест О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере»; б) эмоциональный компонент, «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева; в) когнитивный компонент, методика М. Рокича «Ценностные ориентации»; г) рефлексивный компонент, тест-самоотчёт В.С. Мухиной «Кто Я?».

Результаты констатирующего эксперимента показали следующие уровни смысложизненных ориентаций старших подростков: высокий уровень - 19%, средний уровень - 41%, низкий уровень - 40%. Исходя из этого, была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли обучающиеся 9 и 10 класса с низким уровнем смысложизненных ориентаций.

Создание коррекционно-развивающей программы происходило с ориентацией на выявленные непродуктивные области посредством диагностического комплекса исследования:

• ориентация на обладание властью у девятиклассников (55%);

• доминирующая ориентация на материальную обеспеченность в 9 классе (32%), в 10 классе (20%);

• отсутствие целей в жизни в 9 классе (9%) и в 10 классе (19%);

• эгоистическая и эгоцентрическая направленность личности в 9 классе (42%), в 10 классе (30%).

• наличие негативных и самоуничижительных характеристик в 9 классе (19%);

• невыраженность профессиональной ориентации в 9 классе (63%), в 10 классе (25%).

Непродуктивные ориентации корректировались с помощью включения в коррекционно-

развивающую программу:

1. Литературных произведений, обладающих терапевтическим, воспитывающим, образовательным потенциалом: Оноре де Бальзак «Гобсек» (фрагменты), Дж. Оруэлл «Скотный двор» (фрагменты), Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (фрагменты), Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (фрагменты), И.А. Гончаров «Обломов», Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

2. Психологических техник, методик и упражнений: ритуалы начала и окончания занятия («Улыбка», «Хорошие новости»), упражнения на знакомство, эмоциональное принятие («Знакомство через предмет», «Мой идеальный коллектив»), групповое обсуждение по методу «Дельфин», тест «Автопортрет», методика «Квадрат самооценки», «Ценности и самооценка», упражнение «Жизненные цели», методика «Рисунок моих чувств», «Сердечный отклик», «Цветопись» (А.Н. Лутошкин).

Таким образом, в результате разработки и апробации коррекционно-развивающей программы с элементами библиотерапии были решены следующие задачи:

1. Смягчена ориентация на обладание властью и обогащение.

2. Выявлены и сформированы жизненные цели и мотивы.

3. Уменьшены эгоистические проявления личности.

4. Выявлены и переформулированы негативные самохарактеристики старших подростков.

5. Выявлены личные, учебные, профессиональные интересы старших подростков.

Также была реализована цель коррекционно-развивающей программы: посредством художественной литературы и инструментов психолого-педагогического сопровождения способствовать поиску, формированию смысложизненных ориентаций старших подростков, корректировать непродуктивные ориентации, выявленные с помощью констатирующего эксперимента.

Спустя 10 недель коррекционно-развивающих встреч было проведено повторное тестирование в контрольной и экспериментальной группах. Процент старших подростков, имеющих высокий уровень смысложизненных ориентаций, в экспериментальной группе составил 90%, в отличие от участников контрольной группы - 58%.

Итогом работы на данном этапе является подтверждение гипотезы исследования: к старшему подростковому возрасту у большинства старших подростков сформированы смысложизненные ориентации, эффективно корректируемые с помощью библиотерапии.

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 446 с.

2. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 188 с.

3. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: Когито-Центр, 2015, 62 с.

4. Карпова Н.Л., Кабачек О.Л., Лейтес Н.С., Тихомирова И.И. Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. 187 с.

5. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 186 с.

6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 267 с.

7. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. 103 с.

8. Рубакин Н.А. Библиологическая психология. М.: Академический проект, 2006. 800 с.

9. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. 264 с.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ?

Шумская Оксана Александровна

учитель английского языка МОУ « СОШ№1» города Валуйки Соавтор: Придворева Ирина Геннадьевна учитель английского языка МОУ « СОШ №1» города Валуйки Соавтор: Татарникова Елена Геннадьевна учитель немецкого языка МОУ « СОШ№1» города Валуйки

Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди - это основная движущая сила развития человечества в XXI веке. Образование в современном мире - это важнейшее условие роста социального и экономического благосостояния, ресурс устойчивого развития страны. Д. Хиббен говорил о том, что образование - это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях. [1, с. 189] Окружающий мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы обучения должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным.

Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа - школа объяснения знаний, всё активнее набирает силу школа нового исторического типа - школа развития. Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.

Учитель - профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна. А взаимоотношения учителя и ученика это насущная тема для обсуждения на протяжении многих веков.

Проанализировав методическую литературу, удалось выяснить, что учитель - это специалист в области образования, преподаватель. В свою очередь ученик - это учащийся в различных учебных заведениях; лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.