1. Смягчена ориентация на обладание властью и обогащение.
2. Выявлены и сформированы жизненные цели и мотивы.
3. Уменьшены эгоистические проявления личности.
4. Выявлены и переформулированы негативные самохарактеристики старших подростков.
5. Выявлены личные, учебные, профессиональные интересы старших подростков.
Также была реализована цель коррекционно-развивающей программы: посредством художественной литературы и инструментов психолого-педагогического сопровождения способствовать поиску, формированию смысложизненных ориентаций старших подростков, корректировать непродуктивные ориентации, выявленные с помощью констатирующего эксперимента.
Спустя 10 недель коррекционно-развивающих встреч было проведено повторное тестирование в контрольной и экспериментальной группах. Процент старших подростков, имеющих высокий уровень смысложизненных ориентаций, в экспериментальной группе составил 90%, в отличие от участников контрольной группы - 58%.
Итогом работы на данном этапе является подтверждение гипотезы исследования: к старшему подростковому возрасту у большинства старших подростков сформированы смысложизненные ориентации, эффективно корректируемые с помощью библиотерапии.
Список литературы:
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 446 с.
2. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 188 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: Когито-Центр, 2015, 62 с.
4. Карпова Н.Л., Кабачек О.Л., Лейтес Н.С., Тихомирова И.И. Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. 187 с.
5. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 186 с.
6. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 267 с.
7. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. 103 с.
8. Рубакин Н.А. Библиологическая психология. М.: Академический проект, 2006. 800 с.
9. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. 264 с.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ?
Шумская Оксана Александровна
учитель английского языка МОУ « СОШ№1» города Валуйки Соавтор: Придворева Ирина Геннадьевна учитель английского языка МОУ « СОШ №1» города Валуйки Соавтор: Татарникова Елена Геннадьевна учитель немецкого языка МОУ « СОШ№1» города Валуйки
Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди - это основная движущая сила развития человечества в XXI веке. Образование в современном мире - это важнейшее условие роста социального и экономического благосостояния, ресурс устойчивого развития страны. Д. Хиббен говорил о том, что образование - это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях. [1, с. 189] Окружающий мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы обучения должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным.
Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа - школа объяснения знаний, всё активнее набирает силу школа нового исторического типа - школа развития. Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.
Учитель - профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна. А взаимоотношения учителя и ученика это насущная тема для обсуждения на протяжении многих веков.
Проанализировав методическую литературу, удалось выяснить, что учитель - это специалист в области образования, преподаватель. В свою очередь ученик - это учащийся в различных учебных заведениях; лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний.
Современный учитель - это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество - способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.
Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:
• любит детей и проявляет к ним интерес;
• знает психологию школьников разных возрастов;
• ценит неповторимость личности ребенка;
• умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;
• может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;
• легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;
• успешно руководит детским коллективом;
• глубоко знает свой предмет;
• готов к инновациям и стремится развиваться. [2, с. 305]
Важно помнить, что существуют и этические нюансы в профессии педагога. Права учителей обеспечивают возможность знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет педагогу лучше организовать работу с подопечными. Но учителю запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях. Каким должен быть современный учитель?
19 1% (476) компетентным;
11 9<% (295) мобильным;
9.7% (241) _ гуманным;
6.6% (163) _ практичным;
13 8% (344) порядочным;
17 8% (443) увлеченным;
11 8% (293) неунывающим
9.3% (231) _ другое
Исходя из опроса, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества учителя хотят видеть 19,1% - компетентным, 17,8% - увлеченным, 13,8% - порядочным.
Современный ученик: какой он? Интеллектуально одаренный, с богатым внутренним миром или креативный? Это духовная личность, интеллектуально развитая, креативно одаренная, которая помнит историю своей Родины, полна стремлений и желаний жить и творить. Но к сожалению, увы, это не всегда так. И год от года тех, кто ничего не хочет, тот кто учёбу ставит на последнее место, добрые человеческие чувства и отношения не ценит, становится всё больше.
Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:
• легкое восприятие информации;
• высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;
• умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;
• прагматичность;
• слабая ориентация в проблемах реального мира;
• невысокий уровень двигательной активности;
• низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;
• недостаточный самоконтроль;
• снижение учебной мотивации. [3, с.57]
Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества современному ученику нужен современный учитель, потому что сейчас ученики быстрые, ловкие, креативные, компетентные.
Бытует мнение, что труд учителя - неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. «Сердце отдаю детям»- так назвал одну из своих книг В. А. Сухомлинский, поработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становится призванием.
Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К. Д. Ушинский (1823-1956): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания ,чувствует себя живым, деятельным членом великого организма ,борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо .Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».
Список литературы:
1. Арутюнова, Ю.П. Современные образы в школе / Ю.П. Арутюнова. - М.: Эксмо, 2015. - 496 с
2. Гордеева, М.Т. Педагогика: Учебное пособие / М.Т. Гордеева. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 с.
3. Кандобарова Э.Б. Общая педагогика: Учебное пособие / Э.Б. Кандобарова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 208 с.